Сколько денег собрал хлестаков из взяток чиновников. Cочинение «Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор

Николай Васильевич Гоголь не нуждается в представлении. Он известен, в частности, тем, что боролся с недостатками современного ему общества с помощью смеха. В 1835 году Гоголь задумал сочинить пьесу, где были бы представлены истинно русские пороки и характеры. Так в 1836 году родилась комедия "Ревизор". Главный герой ее - Хлестаков Иван Александрович. Сегодня мы поговорим о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, большого чиновника из Петербурга. Ведь, казалось бы, истинное его положение в обществе нетрудно было разгадать.

Весть о скором прибытии ревизора

Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, необходимо обратиться к самому началу произведения. Комедия Гоголя начинается тем, что Антон Антонович, городничий, собирает вместе чиновников и говорит, что у него есть для всех "пренеприятное известие". Оказывается, вскоре должен приехать из Петербурга ревизор с проверкой. При этом неизвестно, как он будет выглядеть и когда именно собирается приехать. Эта новость, естественно, повергла в шок чиновников города N. Она внесла некоторую сумятицу в их размеренную и ленивую жизнь.

Положение дел в городе N

Следует сказать, что чиновники были мздоимцами. Каждый из них озабочен лишь тем, как бы получить больше денег. Создается впечатление, что в то время в городе N обычными вещами были расходование чиновниками городской казны и получение взяток. Даже закон был против этого бессилен.

Городничий, например, оправдывался тем, что жалование его было недостаточным. Его якобы не хватало даже на чай с сахаром. Что же касается городского судьи, тот и вовсе не считал, что является взяточником, поскольку брал не деньгами, а щенками. Отличился и почтмейстер города N. Для получения информации он вскрывал чужие письма.

Безусловно, такое безответственное отношение чиновников к служебным обязанностям в итоге привело к тому, что город пришел в запустение. Ясно, что новость о предстоящей проверке всполошила местную верхушку власти. Неудивительно, почему Хлестакова приняли за ревизора в этой суматохе.

Подготовка к прибытию ревизора

Ожидая прибытия начальства с проверкой, каждый из чиновников принялся судорожно вспоминать, что необходимо сделать. Наконец-то все они начали предпринимать попытки навести порядок в своих ведомствах. Работы было очень много. Слуги в здании суда сушили белье и развели гусей. Больные в местной больнице курили табак и носили грязную одежду. Церковь должны были построить уже давно, 5 лет назад, однако ее открытие не состоялось. Городничий велел всем говорить, что пожар разрушил это здание. Приказано было снести старый забор, находящийся возле сапожника. На его место велено было поставить макет из соломы. Городничий Антон Антонович сам, глядя на такое плачевное состояние дел, самокритично признавал, что это "скверный город".

Прибытие Хлестакова

Городские чиновники, конечно же, боялись вышестоящего начальства. Поэтому они готовы были увидеть проверяющего из столицы в любом приезжем. Вот почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора. Когда распространился слух о том, что в гостинице города N уже давно живет какой-то неизвестный, все решили, что этот незнакомец непременно должен был быть ревизором. К тому же Хлестаков Иван Александрович (так звали гостя) прибыл из Петербурга и одет был по самой последней столичной моде. Действительно, зачем жителю столицы приезжать в уездный город? Ответ может быть лишь один: для осуществления проверки! Надеемся, вам теперь ясно, почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора.

Встреча "ревизора" с городничим

Весьма любопытна встреча Ивана Александровича с городничим. Последний в панике надел вместо шляпы себе на голову коробку. Городничий раздавал на ходу последние поручения своим подчиненным перед встречей с важным гостем.

Комичность сцены встречи этих героев заключается в том, что оба они опасаются. Хлестакову пригрозил трактирщик, что сдаст его городничему, и его посадят в тюрьму. И вот появляется городничий... Оба героя боятся друг друга. Иван Александрович к тому же громко кричит и горячится, что заставляет его гостя трястись от страха еще сильнее. Городничий пытается дать ему взятку, чтобы задобрить, приглашает "ревизора" пожить у себя. Встретив неожиданно радушный прием, Хлестаков успокаивается. Иван Александрович сначала даже не подозревает, кем его считает городничий. Он не сразу задумывается о том, почему его приняли так тепло. Хлестаков совершенно искренен и правдив. Он оказался простодушнее, а не хитрее, ведь он не собирался сначала обманывать. Однако городничий полагает, что ревизор таким образом пытается скрыть, кто он есть на самом деле. Если бы Иван Александрович был сознательным лгуном, у него было бы намного больше шансов быть разгаданным и понятым. То, как приняли Хлестакова за ревизора, весьма показательно. Всеобщий страх не дал чиновникам и городничему открыть глаза.

Как Хлестаков в комедии "Ревизор" играл свою роль

Заметим, что и в дальнейшем Иван Александрович не растерялся. Навязанную обстоятельствами роль он исполнил великолепно. Сначала Хлестаков подумал, увидев чиновников и городничего, что они прибыли, дабы за неуплату долга за гостиницу посадить его в тюрьму. Однако затем догадался, что его приняли за какое-то высокопоставленное должностное лицо. И Иван Александрович оказался не прочь этим воспользоваться. Сначала он с легкостью взял денег в долг у каждого из городских чиновников.

Хлестаков в комедии "Ревизор" сделался уважаемым человеком и желанным гостем в любом доме. Он очаровал дочку и жену городничего, а дочке даже предложил выйти за него замуж.

Сцена вранья

Сцена вранья Ивана Александровича - кульминационный момент произведения. Хлестаков в роли ревизора, изрядно выпив, рассказывает о том, что в столице у него отличное положение. Он знаком с Пушкиным, обедает с министром, является незаменимым служащим. А в свободное от работы время Хлестаков якобы пишет музыкальные и литературные произведения.

Кажется, что из-за своего вранья он вот-вот будет разоблачен, однако местная публика ловит каждое его слово и верит во всевозможные нелепицы. Осип, слуга Ивана Александровича, оказывается единственным, кто понял совершенную Хлестаковым ошибку. Опасаясь за своего господина, он увозит его из города N.

Обман обнаруживается

Каково же пришлось городским чиновникам, когда они обнаружили, что их обманул какой-то мелкий служащий, прибывший из Петербурга! В пьесе далее завязывается драка между ними. Каждый из них стремится выяснить, кому не удалось распознать самозванца, почему Хлестакова приняли за ревизора. Однако злоключения чиновников города N на этом не заканчиваются. Ведь поступает известие о том, что приехал настоящий ревизор! Этим и завершается пьеса.

Положительный герой пьесы

Николая Васильевича нередко упрекали в том, что в его произведении отсутствуют положительные герои. Гоголь отвечал на это, что один такой персонаж все же есть - это смех.

Итак, мы ответили на вопрос: "Почему Хлестакова приняли за ревизора?" Кратко подытоживая сказанное выше, отметим, что страх - основная причина всеобщей ошибки. Именно он является двигателем сюжета в произведении Гоголя и создает ситуацию заблуждения. Именно страх лишиться теплых мест и боязнь проверки порождает в которую попали абсолютно все персонажи комедии.

Урок-суд над И.А. Хлестаковым, героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

9 класс

Цели:

I. Обучающая, практическая: проанализировать поведение Хлестакова и определить для чего Гоголь вводит в пьесу этого героя. Показать знание текста.

II. Развивающая: развивать мышление, речь, внимание учащихся, используя репродуктивные методы: 1) пересказ прочитанного 2) выполнение заданий с последующим обобщением 3) анализ событий, выявление причинно-следственных мотивов пьесы 4) работа с текстом произведения, переходящая в анализ прочитанного 5) нахождение подобного героя, как Хлестаков, в жизни

III. Воспитывающая: раскрыть отрицательное значение понятия «хлестаковщина»

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя: ребята, сегодня мы проведем урок-суд над героем пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» Иваном Александровичем Хлестаковым. Мы должны определить, какую роль играет Хлестаков в пьесе. Для чего Гоголь вводит этого героя в комедию.

II. Работа со словарями. Запись определения: (на доску) Комедия – драматическое произведение, высмеивающее отрицательные черты и свойства людей или общественные пороки.

III. Значит, опираясь на определение комедии, мы должны выяснить: что и в ком высмеивает Гоголь и какую роль играет Хлестаков в пьесе.

IV. Для ведения суда нам необходимы

1. Обвинители 5.Критики

2. Защитники 6.Судья(учитель)

3. Свидетели

4. Секретари

Слово судье:

Обвинителям и заступникам прошу занять свои места.

Суд над литературным героем И.А. Хлестаковым начинает свою работу.

Слово предоставляется стороне обвинения (выступление обвинителей, которые должны, опираясь на текст пьесы, раскрыть образ Хлестакова по плану: 1) образ жизни героя 2) причина его нахождения в этом городе 3) нравственные качества героя)

Слово предоставляется стороне защиты (Хлестаков глуп, не догадывается сразу, что его принимают не за того. Деньги плывут ему в руки. Чиновники города сами добровольно дают ему деньги, т.к. считают его за ревизора).

Вызываются свидетели:

1) городничный города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Вопросы: 1) Когда вы впервые встретились с Хлестаковым?

2) С какой целью вы пришли к Хлестакову в гостиницу?

3) Расскажите все по делу Хлестакова

4) Какую сумму вы дали Хлестакову в трактире?(400) А когда Хлестаков уезжает, какую сумму вы даете ему?(400)

2) Вызывается Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений

С какой целью вы пришли в дом к городничему для встречи с Хлестаковым? Сколько денег вы дали Хлестакову в долг?(400 руб.).

3) ВызываетсяАммос Федерович Ляпкин-Тряпкин – судья города.

Вы также приняли Хлестакова за ревизора?

Какую сумму денег вы дали Хлестакову? (300 руб.).

4) В качестве свидетеля вызывается

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ.

Почему при встрече с Хлестаковым вы боитесь этого человека?

Считаете его ревизором?

Почему даете деньги? Сколько? (300 руб.)

5) Пригласите Ивана Кузьмича Шпекина -почтмейстера города.

Были ли вы знакомы с Хлестаковым раньше до вашей встречи с ним в доме городничего? (нет)

А почему же вы даете незнакомому человеку 300 руб.?

6) Пригласите Петра Ивановича Бобчинского и Петра Ивановича Добчинского.

Почему вы решили, что Хлестаков является ревизором?

С какой просьбой вы П.И. Добчинский обратились к Хлестакову?

Давали ли вы деньги, господа? (Бобчинский – 40 руб., Добчинский – 25 руб.)

А сколько просил Хлестаков? (1000 руб.)

Судья:

Итак, из показаний свидетелей, чиновников города, мы узнаем, что Хлестаков Иван Александрович получил от чиновников 2165 рублей. Чиновники признали, что Хлестакову они давали деньги в виде взятки, так как считали его ревизором.

Объявляется перерыв на перемену.

2 урок.

Слово судьи:

Заседание суда продолжается

1) Слово предоставляется обвинению:

Скажите, уважаемые господа-обвинители, в чем вы можете обвинить Хлестакова? (в обмане простых граждан города: купцов, унтер-офицерши, слесарши)

2) Заслушивание показаний купцов:

С какой просьбой вы пришли к Хлестакову?

Помог ли он вам?

Давали ли вы ему деньги? (500 руб.)

3) Заслушивание унтер-офицерши и слесарши.

О чем просили вы, госпожа унтер-офицерша, Хлестакова?

В чем заключалась ваша просьба, госпожа слесарша?

4) Слово защите.

5) Обращение судьи к присутствующим в зале:

Имеется ли у присутствующих какие-либо показания по делу Хлестакова?

6) Выступление Анны Андреевны (жены городничего) и Марьи Антоновны (дочери городничего)

Что вы можете сказать по делу Хлестакова? (Хлестаков посмеялся над нашими чувствами. Сначала он признался в любви Марье Антоновне, а потом и Анне Андреевне.Обещал жениться на Марье Антоновне).

7) Слово обвинению:

Как вы оцениваете поступок Хлестакова? (он плут, легкомысленный человек, врун. Знает, что уедет, что не женится, но продолжает врать, называя жену городничего «маменькой», обещает им вернуться завтра или послезавтра.)

8) Слово защите:

Жена городничего не против пофлиртовать с Хлестаковым. Она легкомысленна. Дочь тоже глупа, вся в маму. Они обе трещотки, постоянно соперничают.

9) Слово судьи:

Сегодня на суде у нас присутствует ещё один важный свидетель – это критик Виссарион Григорьевич Белинский, который выскажет свою точку зрения на поступки Хлестакова.

10) Выступление критика (Хлестаков нужен был Гоголю для того, чтобы высмеять общественные пороки чиновничьей России. Хлестаков – человек с недостатками)

11) Слово судьи:

Имеются ли в пьесе честные герои? (Да, есть. Это СМЕХ.Смех помогает нам понять содержание пьесы и разобраться в поступках и мотивах героев комедии.)

На доске записаны слова Н.В. Гоголя: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Значит каждый человек в определенные моменты своей жизни лжет или хвастается. Эти недостатки можно включить в понятие «хлестаковщина».

«Хлестаковщина» - это пустозвонство, вранье, плутовство, мошенничество, желание пожить за чужой счет. Хлестаковы не умирают, они будут живы и будут жить, пока существует человечество. Нужно бороться с проявлением «хлестаковщины» в себе. Поэтому на месте обвиняемого нет никого, потому что здесь может оказаться каждый из нас.

12) Задание на дом:

1. Написать сочинение: а) Хлестаковы в нашей жизни; б) Пороки Хлестакова; в) Чиновники города; г) «Честное благородное лицо» комедии.

2. Найти в произведениях художественной литературы героев, подобных Хлестакову.

13) Проверка заданий, данных секретарям суда в начале урока:

1. Записать кто обращался к Хлестакову за помощью и какой?

2. Записать суммы денег, полученных Хлестаковым от чиновников и жителей города.

3. Составить характеристику Хлестакова.

1. Деление класса на группы: а) обвинители; б) защитники; г) свидетели; д) секретари; е) критики.

2. Судьей должен быть учитель или хорошо подготовленный ученик.

3. Обвиняемый отсутствует.

4. Каждый готовит реквизит для своей роли, за что будет оценен дополнительной оценкой.

5. Артистизм учащихся нужно оценить отдельно.

6. При хорошей подготовленности к уроку ученик может получить три оценки за урок (кроме секретаря).

7. Роль секретарей исполняют слабые учащиеся класса, плохо знающие текст пьесы

Городничий был первым, кто пришел к Хлестакову. Хлестаков, не ведая, кто это, посчитал, что это посланник от его отца, и начал выкрикивать, что не хочет садиться в тюрьму. Городничий подумал, что Хлестаков говорил о том, что не собирается покрывать его былые деяния и дает Хлестакову взятку.

Добчинский дал взятку Хлестакову, когда хлопотал о своем первенце, рожденном вне брака. Он желал сделать его законным сыном, на что Хлестаков дал утвердительный ответ.

Бобчинский попросил Хлестакова, чтобы тот сказал всем сенаторам, вельможам в Петербурге, что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Ревизор

Главный герой комедии - Хлестаков . Он мелкий чиновник из столицы, немного глуповатый и хвастливый молодой человек, с чувством юмора и тщеславной натурой, к тому же картёжник и кутила. Очень любит женщин, решил приударить и за женой городничего и за дочкой, последней сделал предложение.

Чиновники города

В городе все чиновники, с ужасом, ждут ревизора. Когда они приняли Хлестакова за него, то сразу же принялись нести подарки, дабы скрыть свои провинности. Рассмотрим их поближе.

  1. Городничий- содержит город в печальном состоянии и грязи, ворует деньги из казны, списывая их на постройку несуществующих объектов. Он страшный взяточник, вымогает с купцов и с простых жителей деньги за решение любых дел. Закрывает глаза на произвол и разгильдяйство. По его попустительству высекли невинную и забрали в армию того, кого не положено.
  2. Судья Ляпкин-Тяпкин - вольнодумец и атеист, берёт за свою работу взятки. В основном, борзыми щенками, считая это мелкой и допустимой провинностью. Сторожа развели гусей, в делах путаница и неразбериха, даже сам судья не берется за них.
  3. Попечитель богоугодных заведений Земляника - изворотливый и льстивый человек. Лекарств для людей не заказывает, если умрут, то и так умрут. Больные ходят грязными, плохо одетыми. Готов передать других, чтобы выслужиться.
  4. Добчинский и Бобчинский - помещики. Наивные, немного глупые и пугливые, выполняют поручения городничего.
  5. Почтмейстер Шпекин - наивный и добродушный, но любопытный человек. Читает чужие письма, теряет и ворует посылки, работает, как и все чиновники города, плохо.
  6. Смотритель училищ Хлопов - робкий и трусливый человек. Теряется, когда говорит с людьми, даже подчинённые его не боятся и действуют как заблагорассудится.

"Подарки" для ревизора

Для избежания наказания и тюрьмы за плохую работу, взяточничество и халатность, чиновники решили подкупить ревизора. Они скрывали жалобы народа и купцов на отсутствие лечения, плохое образование, несправедливый суд и поборы. Каждый из чиновников заплатил ревизору деньги, кто восемьсот, кто триста рублей, за покровительство и молчание

К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».

Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием.

Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что‑то такое, что внушает робость».

Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие‑то фразы, как в разговоре с Земляникой:

«― Как ваша фамилия? Я все позабываю.

― Земляника.

― А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

― Как же‑с, пятеро; двое уже взрослых.

― Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации ― реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное…»

Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно‑угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.

Но Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему ― это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие ― героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.

    • Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории […]
    • Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал с мрачной эпохой Николая I. После подавления восстания декабристов все инакомыслящие жестоко преследовались властями. Описывая действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные, полные жизненных реалий литературные произведения. Темой его творчества становятся все слои российского общества - на примере нравов и бытописания маленького уездного городка. Гоголь писал, что в "Ревизоре" он наконец-то решился собрать в кучу все то дурное в Российском обществе, которое […]
    • Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют. И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения - это классика. Они - будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с […]
    • Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Комедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. "Ревизор" - бессмертное, безусловно, […]
    • Хлестаков – центральный герой комедии "Ревизор". Представитель молодежи своего времени, когда хотели быстрого роста карьеры, не прилагая для этого никаких усилий. Безделье породило то, что Хлестаков желал показать себя с другой, выигрышной, стороны. Такое самоутверждение становится болезненным. С одной стороны, он себя превозносит, с другой – ненавидит. Персонаж пытается подражать нравам столичных бюрократических верхов, подражает им. Его хвастовство иногда пугает окружающих. Кажется, что Хлестаков и сам начинает […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя "Ревизор". Герой этот - один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков - это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора. Когда […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
    • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
  • Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).

    Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».

    Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».

    Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

    Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.

    Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.