Символическое значение образа Сони мармеладовой. Полифонизм романа Ф

– В романе " Преступление и наказание " две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна – одна правда, другая ложна.
Сочинение-миниатюра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
В чем прав и в чем не прав Достоевский, противопоставляя правде Раскольникова правду Сони
В романе "Преступление и наказание" Достоевский представил нам две (основные) противоположные теории в лицах главных героев Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова. Однако ни одна из них не может быть принята и употреблена в чистом виде ввиду своей незаконченности.
Правда Сони заключается доброте, взаимопомощи, самопожертвовании; она несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания; она понимает и переживает вместе с людьми их боль, не осуждает людей за поступки. И если быть точнее, то она видит спасение в религии. Соня искренне верит, что судьба человека полностью предопределена Богом, что только Он в праве распоряжаться жизнью людей и никто иной. Но, казалось бы, будучи столь верующей, Сонечка все же становится грешницей, грешницей своей жизни. Однако героиня "преступила", стала грешницей не для себя, а для других. И в отличие от Раскольникова она страдает сама, а он несет страдание другим.
Теория же Раскольникова совершенно противоположна. Она делит людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих". По ней только человек является творцом своей судьбы и всей своей жизни. Таким образом, в этой теории даже прослеживаются гуманистические идеи, особенно в том месте, где возвеличивается индивидуальность каждой особы, ее мощь, великие способности. Однако эта правда не столь гуманна, сколь хотелось бы. Теория Родиона также дает право на необоснованное лишение жизни других. Ведь он убил старуху-закладчицу только ради одной цели, как позже он и сам говорил, чтобы "поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек; тварь ли я дрожащая, или право имею:". Он сделал это только для себя, чтобы проверить и себя и свою теорию.
Так что же получается?
Жизнь Сони полна любви, нежности, сочувствия; Раскольникова – гордости, индивидуальности, решимости. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Но, несмотря на все, их ждет не счастье в жизни, а тяжелая участь судьбы, через которую им уготовано пройти вместе. В этом и заключается отрицательная сторона обеих теорий героев, в их безысходности.
Итак, теории, показанные Достоевским в романе, не дают решения для нас. Но он заставляет задуматься над тем, как мы живем, понять, что надо начинать с себя.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление

Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об «идее» Раскольникова подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского «Преступление и наказание».)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» - Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?».

III. Заключение

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» - с другой.

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

"Преступление и наказание" 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению

посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»?
5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит?
6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?

Цель: Показать, в чём писатель видит источник обновления жизни изменения существующего уклада жизни; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества; осмыслить последние страницы романа, ответив на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей раскольниковым через любовь к Соне?».

Оборудование: Учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица «Две правды в романе Ф. м. Достоевского “Преступление и наказание”», рм для работы в группах.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся делают выводы о гуманизме автора, утверждающего искупительную силу человеческого страдания, об ответственности человека за свою жизненную позицию; отмечают наличие в романе полифонизма - наличие нескольких «правд» героев, выражающих своё отношение к жизни.

Форма проведения: Урок художественного восприятия произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Постановка Цели И Задач Урока .

Мотивация Учебной Деятельности

4. Постановка и решение проблемной ситуации (в группах)

Задание для 1-й группы . Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони. Как отвечает Ф. м. Достоевский на вопрос: «Как уничтожить на земле зло?»?

Задание для 2-й группы . В чём прав и в чём не прав Ф. м. Достоевский, противопоставляя «правде» раскольникова «правду» Сонечки мармеладовой?

Задание для 3-й группы . Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в раскольникове через любовь к Соне.

5. обобщающее слово учителя

Соня мармеладова и родион раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они - как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе раскольникова

Воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но содержание и бунта, и смирения - многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время. Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Оба понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. автор романа путём нравственных исканий и размышлений пришёл к мысли о том, что каждый человек, приходящий к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, во время нравственного воскрешения раскольникова, Ф. м. Достоевский говорит, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие,- страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом Ф. м. Достоевским.

IV . Рефлексия . Подведение Итогов Урока

«Закончи фразу…» (в группах)