Рукавишниковы XIX–XX век.

Иван Сергеевич Рукавишников (1877-1930) происходил из старообрядческой семьи купцов-миллионеров. Воспитывался в Нижегородском дворянском институте, но из-за болезни (туберкулез) неоднократно прерывал учебу для лечения в санаториях. В школьные годы увлекся живописью и сочинительством. Получил в Петербургском университете специальность археолога. Ушел из семьи, был проклят отцом и «прозябал без гроша» в столице. Семь лет упорно занимался живописью, под влиянием М. Горького предпочел в конце концов литературу.

Стал печататься одновременно в сборниках писателей-реалистов «Знание» и в символистском журнале «Весы». В 1901-1904 издал три книги «Стихотворений», где проявил себя усердным учеником «старших» символистов.

Восторженно встретил революцию 1905 года риторическими стихами - «Кто за нас - иди за нами!» и самоотверженной работой в организации эсеров. В 1907 вернулся к выпуску сборников «Стихотворений». О четвертой книге критика писала, что ее «надо выжать», тогда она станет много лучше.

Удивительно плодовитый - на грани графомании - писатель к 1925 году успел издать 20 томов своих сочинений, из которых треть составляла лирика. Несовпадение надмирной позы поэта-витии с реальными достоинствами «средне-декадентских» стихов делали фигуру И. Рукавишникова уязвимой для насмешек, почти анекдотической. Но в писательских кругах к нему относились с симпатией, прощая недостаток таланта за рыцарское служение литературе, «донкихотство».

Долго оставаясь вульгаризатором тем и настроений Ф. Сологуба, а ритмически перепевая К. Бальмонта, Рукавишников со временем увлекся стихотворным экспериментаторством и нашел свою форму. В последние годы он почти полностью перешел на «напевный» стих, предваряя аналогичные опыты с тактовиком И. Сельвинского и других молодых поэтов.

После революции организовал в Москве «Дворец Искусств», а после его закрытия с 1921 читал курс стиховедения в Брюсовском литературном институте, писал для «Литературной энциклопедии» курьезные статьи о строфике.

Рукавишниковы

Родоначальником этой знаменитой купеческой династии был обычный кузнец Григорий Рукавишников. Он жил в поселке Красная Рань. Целеустремленный, крепкий по характеру, он решил скопить денег и переехать с семьей в Нижний Новгород, чтобы открыть собственное дело. Задуманное Рукавишников всегда воплощал в реальность. Вот и сейчас его план удался. В Нижнем он купил несколько лавок, начал торговать железом и не прогадал. Всего через несколько лет бывший кузнец уже был обладателем стального завода.

Наследником такого славного начала стал его сын Михаил Григорьевич Рукавишников. Продолжая дело отца, он еще в 1817 году открыл на Нижегородской ярмарке три лавки и так же, как когда-то отец, стал торговать железом. Михаилу удалось придать делу настоящий размах. Его металлургический завод располагался в одном из районов города – Кунавине, и из заводских труб не переставая поднимался дым. Рукавишников занимался выделкой отменной стали. Качество его продукции было очень высоко.

«Железный старик» – так за глаза называли Михаила Григорьевича Рукавишникова. Это прозвище предприниматель получил не столько за металлургическое дело, сколько за характер. По замечаниям современников, он был строг и не терпел в людях лени. В «Ведомостях о состоянии фабрик и заводов по Нижегородской губернии за 1843 год» отмечалось: стали «на оном заводе… выделывается до 50 000 пудов. Всего на сумму 90 500 рублей серебром». Сталь, выработанная на заводе Рукавишникова, сбывалась на Нижегородскую ярмарку и в Персию.

Заслужив звание мануфактура-советника, став купцом первой гильдии, войдя в число самых влиятельных лиц в городе, Михаил Григорьевич Рукавишников не останавливался на достигнутом. Единственный из нижегородских предпринимателей он выписывал журнал «Мануфактуры и торговля» и газету «Мануфактурные и горнозаводские известия», стремясь перенять лучший опыт. Состояние купца росло год от года. Но Рукавишников тратил его в основном на благотворительность: помогал гимназиям, малоимущим семьям, церквям, тем самым подавая пример своим детям.

Среди заслуг Рукавишникова в качестве благотворителя и мецената стоит назвать создание совместно с краеведом Гациским, композитором Балакиревым, художником и фотографом Карелиным «Братствао Кирилла и Мефодия». Это братство было задумано, чтобы брать на себя расходы по содержанию бедных учеников гимназии. Сюда входило, в том числе, снабжение их одеждой и книгами, внесение средств на обучение.

Михаил Григорьевич также был членом попечительского совета Мариинской женской гимназии. На ее развитие и содержание им лично была выделена большая сумма денег. Благотворительность и выделение средств состоятельными людьми на учебные заведения были крайне важным делом того времени. Хорошее образование в России того времени зачастую зависело не столько от желания учащихся, сколько от их финансовых возможностей, которые часто были ограниченны, особенно в низших и средних сословиях.

Михаил Рукавишников оставил после себя огромное состояние семье, состоявшей ко времени его кончины из жены, семи сыновей, двух дочерей и сестры. Каждому доставалось примерно по четыре миллиона рублей.

Одной из самых примечательных особенностей российского купечества была привычка помогать неимущим. В Нижнем Новгороде это достигло небывалых масштабов. Здесь купцы, которых за крепкую торговую хватку, предпринимательское чутье и решительность Максим Горький называл «железными людьми», могли жадно торговаться за свой товар, а потом отдавали тысячи на благотворительность.

Не были исключением и потомки Михаила Рукавишникова, которые продолжили деятельность «железного старика». Его вдовой Любовью Александровной в память мужа была выстроена богадельня и детская больница.

Старший сын Иван Михайлович вместе с братьями и сестрами построил в Нижнем Новгороде знаменитый «Дом трудолюбия для занятия трудом бесприютных бедных и нищих». Братья Иван, Митрофан, Сергей, Николай Михайловичи Рукавишниковы и их родные сестры Варвара Михайловна (в замужестве Бурмистрова) и Юлия Михайловна (в замужестве Николаева) на свои средства оборудовали и предоставили обществу три каменных двухэтажных здания, каменный трехэтажный флигель, службы и большой участок земли. По желанию жертвователей Дому Трудолюбия были присвоены имена их родителей – Михаила и Любови Рукавишниковых.

После постройки Дома Трудолюбия Рукавишниковы не переставали заботиться о нем. Ими регулярно присылались внушительные денежные средства на содержание, сами благотворители принимали участие в улучшении организации просвещения детей (в значительной мере на их средства здесь была открыта церковно-приходская школа). Под их руководством и на их средства здесь была устроена библиотека.

Результаты не заставили себя ждать: на проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке изделиям Дома Трудолюбия были присуждены дипломы, соответствовавшие золотой и бронзовой медалям. Свидетельством общественного признания полезности и заслуг нового учреждения стало посещение Дома Трудолюбия императором Николаем II с супругой в 1896 году. После этого посещения, вызвавшего целую серию последующих визитов высокопоставленных лиц, благотворительные пожертвования поступали в весьма значительных размерах. Это дало возможность в разы увеличить количество призреваемых (обычным количеством было 500–550 человек, а в 1903 году там обедало 63 594 человека). Увеличение количества участников Дома Трудолюбия привело к расширению производства. Среди типичной продукции подопечных Дома числились маты, швабры, пакля, спасательные круги и много другое. Продукция этого благотворительного учреждения была выставлена в экспозиции на Парижской выставке в 1900 году.

Сумму около 75 тысяч рублей в 1906 году Иван Михайлович пожертвовал Вдовьему дому. Раньше во Вдовьем доме детям давалось лишь начальное образование, но при участии Рукавишникова удалось построить училище с сапожной и портной мастерской для мальчиков и швейной – для девочек, а также организовать обучение этим профессиям. Каждый год Иван Михайлович выделял по тысяче рублей в помощь бедным нижегородским невестам. Кроме того, он не отказывал в поддержке земству и заботился о Кулибинском ремесленном училище.

Владимир Михайлович славился тем, что содержал на свои средства капеллу мальчиков, воспитанники которой порой становились солистами столичных оперных театров.

Митрофан Михайлович (1864–1911 годы) был почетным членом общества «Красного Креста». Он на свои средства построил хирургическую больницу, а также гимназическое общежитие в Грузинском переулке.

Митрофан Михайлович жертвовал деньги Благовещенскому мужскому монастырю, Троицкой Верхнепосадской церкви, кафедральному собору Александра Невского.

На средства Митрофана Михайловича было построено здание благотворительного общества «Братства Кирилла и Мефодия». Сам Митрофан Михайлович был его председателем в течение несколько лет после своего отца. «Братство Кирилла и Мефодия» занималось религиозно-нравственным воспитанием и образованием беднейших учеников Нижегородской губернской гимназии. Братство обеспечивало ученикам жилье в своем общежитии и в подобранных квартирах, оплачивало обучение, бесплатно снабжало учебными пособиями, одеждой и обувью. Также каждому ученику в месяц выдавалось по 5–6 рублей.

Сергей Михайлович (1852–1914 годы) к весне 1877 года возвел на волжском Откосе уникальный дворец. Есть в красоте, пышности и гармонии этого здания та самая одухотворенность, которую мы находим в творениях лучших зодчих, чьи устремления – не повседневность, а вечность.

Также, выкупив усадьбу в Подвязье, селе близ Нижнего Новгорода, он превратил ее в образцово-показательное хозяйство. Кроме того, в 1908 году Сергей Михайлович заказал знаменитому архитектору Шехтелю строительство огромного комплекса на улице Рождественской в Нижнем Новгороде. В него вошли Банк Рукавишниковых и доходный дом.

Его сын Иван Сергеевич Рукавишников не последовал по пути отца и стал писателем. После революции он вместе со своим братом Митрофаном Сергеевичем организовал в фамильном особняке народный музей.

Братья Иван, Николай и Митрофан Рукавишниковы участвовали и в строительстве колонии для душевнобольных.

Варвара Михайловна Бурмистрова-Рукавишникова, дочь «железного старика», в 1916 году, уже после смерти мужа, вложила 50 000 рублей в обустройство переведенного в Нижний Новгород Варшавского политехнического института, который после революции был переформирован в Нижегородский университет.

«Жертвую и попечительствую» – эти слова могли бы стать девизом всего рода Рукавишниковых.

Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И зал в два света. И лестница - мрамор, какого нет нигде. И будет тот дворец стоить ровно миллион…Пусть весь город ахнет. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. А на набережной на верхней…
Так написал И.С. Рукавишников в романе «Проклятый род» о мечте своего отца.

Рукавишниковы - одна из тех громких фамилий, с которыми Нижний Новгород связан исторически: купцы, заводчики, банкиры Рукавишниковы в XIX веке были известны по всей России.
Родоначальник династии Григорий Михайлович Рукавишников не родился предпринимателем. Он был обычным кузнецом посёлка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Предпринимательская жилка проявилась у него позднее: перебравшись в 1817 году вслед за Макарьевской ярмаркой в Нижний Новгород, он купил несколько лавок и начал довольно бойко торговать железом. Дело шло хорошо - количество лавок росло, капитал множился, и довольно скоро Григорий Михайлович основал собственный железоделательный завод. В 1836 году за свою деятельность он был даже награжден медалью от департамента мануфактур и внутренней торговли.
На детях Григория Рукавишникова природа тоже не отдыхала. При его сыне Михаиле Григорьевиче дело достигло своего высшего расцвета. Михаил унаследовал от отца острый смекалистый ум и бесконечное трудолюбие. Он не выносил безалаберности, лени, держал в сильных руках не только тех, кто на него работал, но и себя самого. Под конец жизни за свой характер Михаил Григорьевич получил прозвище Железный старик.
Приняв от отца дело, Михаил Рукавишников сумел так его поставить, что очень скоро стал монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии. Его деловая репутация была настолько непоколебима, что владельцы уральских горных заводов - князья Голицыны, Строгановы, Абамелек-Лазаревы - предпочитали иметь контакты только с фирмой Рукавишникова. Состояние фамилии росло как на дрожжах. Михаил Григорьевич открыл крупные лавки-склады в Нижнем Новгороде, большой конный завод в Подвязье на Оке, а также сталелитейный завод в Канавине, производивший едва ли не лучшую сталь в России: продукция Канавинского сталелитейного завода поставлялась как во многие русские губернии, так и за границу. Побывавший на заводе высокий столичный чин со знанием дела заявил: «Я имел случай убедиться, что стальная фабрика господина Рукавишникова опередила многие другие». В течение всей жизни Михаил Рукавишников совершенствовал производство, перенимая лучший опыт у своих же конкурентов. Почётный гражданин Нижнего Новгорода, мануфактур-советник, член губернского попечительского о тюрьмах комитета, первой гильдии купец Рукавишников был одним из самых влиятельных лиц в городе.
Говорят, гены не спрячешь. Напомню, основатель купеческого рода Григорий Рукавишников изначально был кузнецом и, вероятно, кузнецом не бесталанным: наклонности к прекрасному проявились уже в ближайших его потомках. Его внук, сын Железного старика, Митрофан Михайлович был знатоком и собирателем предметов искусства. Многие картины из его частной коллекции («Ковер-самолет» Васнецова, «Дама под зонтиком» Крамского) и сегодня украшают залы Нижегородского художественного музея. Брат Митрофана, Сергей Михайлович Рукавишников оставил память по себе строительством великолепных зданий, которые и сегодня являются украшением Нижнего Новгорода, в том числе усадьба Рукавишниковых на Верхневолжской набережной.

Глава купеческого рода Михаил Рукавишников в 1840 году купил у купца Серпиона Везломцева двухэтажный дом на Откосе. Его сын Сергей унаследовав дом, решил превратить его во дворец. Он решил превратить скромный по меркам миллионера двухэтажный дом в роскошную усадьбу в стиле итальянского палаццо. Архитекторы и художники помогли купцу осуществить его задумку. К зданию достроили третий этаж, крылья фасада, парадную лестницу из мрамора.
Строительством заведовал приглашенный из Москвы архитектор Петр Бойков, скульптуры выполнил знаменитый художник Михаил Микешин. В усадьбе первой в городе появилось электричество, работал лифт.

Кстати, старый двухэтажный дом Сергей Рукавишников спрятал в своей царственной усадьбе во время постройки. Это одна из тайн дома, которую обязательно нужно знать. Есть много версий такого решения хозяина. Первая – Рукавишниковы были расчётливыми, и им экономически более выгодно было сохранить старый дом, надстроив вокруг него новый. Вторая более интересна - владелец усадьбы поддался на уговоры матери, которая пожелала, чтоб старый дом был сохранён. А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тётушки, которая категорически отказывалась покидать дом. Тогда купец выкупил у неё часть земли и построил новый дом, сохранив целыми и невредимыми тёткины комнатки с низкими потолками.

С внешней стороны здание украшено лепниной, атланты поддерживают балкон, горельефные фигуры кариатид занимают оконные простенки.

После завершения строительства дом оценивался в 15000 рублей. С владельца в городскую казну ежегодно брался налог 1933 рубля - самая значительная в Нижнем Новгороде сумма.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромными зеркалами и росписями.

Фотографировать разрешили только в трёх местах. Это сиреневая гостиная.

Выглядит шикарно. Кстати, в доме проживала семья из восьми человек. Хорошо быть миллионером!

И наконец - бальный зал. С хорошей акустикой, огромнейшим зеркалом и местом для оркестра.

И всё это было для шика. Не будем забывать, что Рукавишниковы - старообрядцы, для которых на первом месте - семья. Жили они на третьем этаже, где были простые обои, добротная мебель. Почти весь третий этаж был отдан детям, которых в семье было много. Да и сам хозяин дома редко пользовался помпезным кабинетом на первом этаже. Миллионера-старообрядца легко можно было узнать по добротному, но скромному костюму тёмных тонов, отсутствию дорогих украшений. Он отличался умеренностью в употреблении пищи и часто избегал шумных светских увеселений. Вот на что старовер денег не жалел – это на совершенствование своего бизнеса – научные разработки и инновации, и, конечно, на благие дела.

Именно под таким громким названием (без указания фамилии) издал в 1912 году роман о трех поколениях купеческой семьи Иван Сергеевич Рукавишников. Отпрыск этой самой семьи, внук «железного старика», одного из самых богатых людей Нижнего Новгорода середины XIX века.
Владелец первого сталелитейного завода в НН, крупный «процентщик», Михаил Григорьевич, не только основал знаменитую династию, но и оставил городу один из самых красивейших памятников-особняков.

Стоящий на Верхневолжской набережной дом был когда-то гораздо меньше. Сын Михаила Григорьевича и отец неблагодарного потомка, Сергей Михайлович Рукавишников сделал из обычного купеческого дома настоящий итальянский палаццо. Роскошь особняка поражала даже видавших виды новгородцев.


Ну как не вырасти в такой обстановке обличителем язв капитализма?
За последние 100 лет усадьба видала всякое, много лет была закрыта на реставрацию, но сейчас - прошу!


Я побывала в Нижнем в мае этого года. Для туристов Мостурфлота музей открыл свои двери утром выходного понедельника. Дом Рукавишниковых поражает сразу, как только входишь на лестницу


Потолок

Пол


Даже не понятно, куда интереснее смотреть! А за окнами Волга

Фотографировать в музее нельзя, разрешают только в нескольких залах.


В Сиреневой гостиной можно!


Семья, даже после лишения Ивана Сергеевича миллионного наследства за такое поругание чести рода, своего творческого потенциала не растеряла. И в ХХ веке целее было стать поэтом или скульптором, нежели купцом. Так что все потомки фамилии - творческие люди.
Александр Иулианович - двоюродный внук писателя, российский скульптор. Его работы выставлены в семейном особняке


Дом таит в себе тайны, загадки и обманы


Можно посмотреть, как его хитро перестроили, сохранив при этом старые стены внутри нового прекрасного дома. А вокруг красота....


И ах..... бальный зал


Сколько света


Экскурсия была прекрасная! Но лестница... достаточно ее одной


И она даже действующее лицо романа!


Касса и гардероб музея в подвальчике


Можно «наковать» сувенирных монеток самим на специальном автомате


Выдь на Волгу, чей стон раздается?


Прощаемся с прекрасным домом и идем дальше по Верхневолжской набережной


С купеческими родами в НиНо все было в порядке. Следовательно, и с особняками на самой престижной набережной города

Иван Рукавишников

ПРОКЛЯТЫЙ РОД

Иван Рукавишников и его роман «Проклятый род»

Роман-трилогия Ивана Сергеевича Рукавишникова «Проклятый род» до настоящего издания последний раз был опубликован в 1914 году и давно стал раритетом, да и имя его автора сегодня мало кому известно. Содержание романа - история трех поколений нижегородского купечества, из которого вышел сам автор. К этому времени крупный торгово-промышленный капитал России заявил о себе во весь голос, и казалось, что ему принадлежит будущее. Поэтому изображенные в романе «денежные тузы», показанные выходцем из этой же среды изнутри со всеми их стремлениями, страстями, слабостями, традициями, мечтами, вызывали, как вызывают и сейчас, немалый интерес. В свое время известный теоретик социалистической культуры А. В. Луначарский увидел в романе значительную художественную, историческую и социальную ценность и рекомендовал переиздать его, но это полностью не осуществилось - в 1928 году вышла только первая часть.

Можно ли считать роман автобиографическим? Конечно, нет. Автор не отождествляет себя ни с одним из действующих лиц романа, не стремится к сколь-нибудь полному соответствию жизненных кол­лизий своих героев и конкретных близких ему людей. Но тем не менее прообразы «Проклятого рода» - это семья автора, три поколения нижегородских купцов Рукавишниковых, поэтому читателю нужно хотя бы в общих чертах иметь представление об этой семье, входившей в десятку богатейших купеческих кланов Нижнего Новгорода.

В романе прародителем «проклятого рода» является «железный старик», в образе которого выведен Михаил Григорьевич Рукавишников. Возможно автор слишком мало знал о своем более далеком предке, а может и сознательно не внес в рамки своего романа первого из купцов Рукавишниковых - Григория Михайловича. Первые сведения о его деятельности в Нижнем Новгороде относятся к началу XIX века. В первый же год переноса ярмарки из Макарьева в Нижний он приобрел на ней три лавки, позднее их стало много больше, затем построил железоделательный завод, купил землю на высоком волжском берегу, известном как Откос, и выстроил здесь каменный двухэтажный дом. В 1836 году за свою деятельность он уже получает медаль от департамента мануфактур и внутренней торговли. Вот где корни Михаила Григорьевича, «железного старика», вот источник последующего, все более разрастающегося богатства.

При Михаиле Григорьевиче (1811-1874), которого отец рано привлек к предпринимательству, дело Рукавишниковых достигло полного расцвета. Растет сталелитейное производство, на ярмарке Рукавишников в числе главных перекупщиков железа; был он и преуспевающим процентщиком. Вот как пишет об этом нижегородский краевед Д. Н. Смирнов: «Под сурдинку, озираючись, ссужал он крупные суммы достойным доверия нижегородским коммерсантам. Михаил Рукавишников считался крупным и наиболее известным во всем Поволжье ростовщиком». Михаил Григорьевич стал известным и почитаемым лицом в Нижнем Новгороде - потомственным почетным гражданином, купцом первой гильдии, мануфактур-советником, членом губернского попечительного о тюрьмах комитета. Он оставил огромное состояние семье, состоявшей ко времени его кончины из жены, семи сыновей, двух дочерей и сестры. Его жена, Любовь Алек­сандровна, в память мужа построила богадельню и детскую больницу, а построенный позднее Рукавишниковыми Дом трудолюбия получил имя Михаила и Любови Рукавишниковых.

Фирма «железного старика» после его смерти стала именоваться «Наследники М. Г. Рукавишникова». Дело перестало расти, но и не пришло в упадок, и в этом была большая заслуга старшего сына - Ивана Михайловича, главного преемника рукавишниковских предпринимательских традиций. Сталелитейный завод в 1901 году прекратил свое существование, но позиции Рукавишниковых в торговле железом были по-прежнему устойчивы. В числе лидеров торговли железом Иван Михайлович приветствует посетившего в 1896 году Всероссийскую выставку императора Николая II и подносит государю хлеб-соль на роскошном серебряном блюде с рельефным изображением Железного ряда Нижегородской ярмарки. Иван Михайлович был одним из наиболее известных общественных деятелей Нижнего Новгорода: гласным городской думы, почетным мировым судьей, действительным членом Нижегородского общества поощрения высшего образования и Нижегородского общества любителей художеств - вот далеко не полный перечень его общественных «нагрузок», требовавших от него не только времени, но и значительных материальных средств. Благотворительствовал же он много.

Второй сын «железного старика» Сергей Михайлович (1852-1914) как наследник отцовского дела проявил себя мало, но зато он был известен всему городу строительством зданий, которые и сейчас украшают Нижний Новгород. На это у него уходила львиная доля доходов, получаемых им от общего дела Рукавишниковых. Прежде всего это дом-дворец на Откосе - роскошный, помпезный, но малопригодный для жилья. Зато впоследствии он оказался очень хорош для расположившегося в нем в 1918 году городского художественно-исторического музея. В 1879 году Сергей Михайлович приобретает усадьбу Подвязье неподалеку от Богородска и перестраивает ее, собираясь организовать образцовое сельское хозяйство. В 1908 году он строит доходный дом на улице Рождественской, где у входа ставит скульптуру рабочего и крестьянки работы Коненкова.

Скандальной известностью пользовался в Нижнем самый младший сын «железного старика» - «последыш», как его называли, Митрофан Михайлович (1864-1911). Будучи инвалидом, болезненно переживавшим свое уродство, он был самолюбив и тщеславен. Поэт Борис Садовской в своих воспоминаниях рисует его портрет самыми нелицеприятными красками: «Младший брат, уродливый горбун-алкоголик, любил юродствовать и ломаться. Раздаривая кому попало золотые часы и свои портреты в богатых рамах... собирал плохие картины и умер накануне производства в действительные статские советники». Таким видели его люди. Но о «плохих картинах»: некоторые из них, такие как «Ковер-самолет» Васнецова, «Дама под зонтиком» Крамского и другие, украшают сейчас залы нашего художественного музея. И благотворительствовал Митрофан Михайлович больше всех Рукавишниковых. Многое сделал он для Благовещенского монастыря, Троицкой Верхнепосадской церкви, кафедрального собора. Между улицами Алексеевской и Ошарской на его средства выстроено здание Кирилло-Мефодиевского Братства, председателем которого он был несколько лет, осуществлено строительство больницы Красного Креста и т.д. Город провожал Митрофана Михайловича в последний путь, как он и желал, с большими почестями в присутствии губернатора, губернского предводителя дворянства, городского головы.