Проблема эгоизма: аргументы из литературы и рассуждения о последствиях его проявления. Проблема взаимоотношений между людьми (ЕГЭ по русскому)

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Выстраиванию полноценных отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной часто мешает эгоизм одного из влюбленных. Эгоизм, как правило, проявляется как сосредоточение на собственных интересах, собственной выгоде в ущерб интересам ближнего. Обычно таким недостатком страдают люди, которые был в детстве единственными детьми в семье, которые постоянно находились в центре внимания, а все вокруг было ориентировано на удовлетворение их потребностей.

Основная проблема в том, что единственные дети в семье, как правило, склонны создавать пары с девушками (или молодыми людьми), у которых есть братья или сестры, то есть которые заведомо подобными проблемами не страдают. В этом случае отношения в паре бывает более или менее гармоничными: выходец из семьи с несколькими детьми проявляет заботу о своем спутнике, так как для него привычно проявлять заботу. Но, когда человек не получает ничего взамен, когда он вынужден во всем уступать и в случае необходимости уходить по привычке на второй план, рано или поздно он задумывается о том, что нужно что-то менять.

Еще сложнее ситуация, когда и девушка, и молодой человек являются единственными детьми у своих родителей, каждый из них привык быть на первом плане. В таком случае неизбежна постоянная (зримая или скрытая) борьба за первенство. Однако если вовремя распознать проблему, то в интересах сохранения отношений важно искать пути преодоления сложившейся ситуации.

Эгоизм – понятие вездесущее, он может выражаться в абсолютно любых проявлениях, как в духовных отношениях, так и в быту. Конечно, на бытовых примерах проиллюстрировать проявления эгоизма намного легче. Например, такая простая вещь в современном мире как мобильный телефон может стать хорошей иллюстрацией гармоничности взаимоотношений. Часто бывает так, что мобильный телефон в определенный момент «переходит по наследству» от мужа к жене (или наоборот), от девушки к молодому человеку. Вспомните, кто из вас был обладателем новенького телефона, впоследствии передал его «из рук в руки», а себе приобрел новый? То есть получается, что человек, постоянно получающий подержанный телефон от своей жены (девушки) оказывается на втором плане. Этот пример очень примитивный и не очень показательный, но тем не менее, он позволяет определить «центр» пары.

Если вы чувствуете, что ваша половинка не в полной мере соответствует вашим представлениям о гармоничных отношениях, если вы считаете, что виной этому эгоизм, то необходимо выработать четкую, но постепенную программу изживания этого недостатка. Если напрямую заявлять возлюбленному о его недостатках, обижаться на проявления эгоистической натуры, то вряд ли это будет способствовать решению проблемы. Вашей задачей в данном случае будет постепенное внушение любимому человеку понятия «мы», которое отнюдь не складывается из суммы двух «я», а представляет нечто большее. Частота произнесения человеком местоимения «я» является ключевым индикатором степени его эгоизма. В гармоничных парах, отношения в которых идеальны или близки к идеальным, практически во всех случаях «мы» побеждает «я». Этого добиться легче, когда пара создает семью, когда появляются дети, но и без детей прийти к этому вполне реально. Более того, приход к «мы» - это закономерный этап развития отношений.

В любом случае, эгоизм – проблема, требующая совместного решения. Это неудивительно, ведь это свойство личности становится явным только когда есть отношения, то есть само по себе оно не проявляется. Поэтому если вы полюбили человека, а позднее заметили в нем это качество, то ваша любовь должна быть в силах нивелировать его, а вы должны быть внутренне готовы к некоторым сложностям психологического плана.

Чрезмерная любовь к себе - это уже эгоизм, который чреват неприятностями в отношениях и разбитыми мечтами о счастливом будущем.

Эгоизм убивает семьи

Еще лет тридцать тому назад слово «развод» было ругательным. Развода боялись, его стеснялись, и никому в голову не приходило им бравировать. Сейчас же распадаются более половины семей от того числа, что создаются. И происходит это не только потому, что попраны семейные ценности, но и потому, что никто не задумывается о преодолении эгоизма в отношениях между людьми.

В принципе, определенная связь между снижением значимости семейных ценностей и повышением уровня эгоизма есть. Семья - это единый организм, в котором «один за всех и все за одного». В семье важно уметь не только брать, но и отдавать. Причем второе важнее для построения успешной семейной жизни. А глянцевые журналы и светские хроники на ТВ пропагандируют совсем иной тип поведения. Нынче модно найти и раскрутить олигарха если не на свадьбу, то хотя бы на непродолжительные отношения с большим количеством подарков. Мужчинам же модно стало обращать внимание не на наличие у женщины ума, теплоты или развитых материнских инстинктов, а на соответствие последним веяниям моды в области оформления внешности. Мужчины уже не боятся так, как раньше, силиконовых бюстов или плотных губ в форме пельменей, они и сами не против, чтобы их женщина проделала с собой вредные для здоровья процедуры ради недолговременной красоты.

Эгоизм рушит карьеры

Эгоисты обычно имеют стабильно высокую самооценку, даже можно сказать, что повышенную. В отношениях между людьми в бизнесе это может быть и плюсом, и минусом.

Плюс заключается в том, что эгоистам проще продать себя. Они легче превозносят свои лучшие свойства и умения, и способны преодолеть серьезную конкуренцию за проект. Особенно важно это для сфер, которые связаны с кино, эстрадой, модельным бизнесом или шоу-бизнесом. Да и в корпорациях молодые дарования, умеющие себя подать, порой востребованы больше, чем скромные и интеллигентные специалисты, знающие свое дело. Но это только одна сторона медали.

Вторая сторона заключается в том, что по статистике самые успешные в бизнесе люди имеют слегка заниженную оценку своих достижений. Они всегда недовольны чем-то в себе, но недовольны по мелочам. Это стимулирует их бесконечно шлифовать свое мастерство и свои навыки. И даже если такой сотрудник делает какое-то дело в сотый раз, то сотый раз у него получается лучше, чем девяносто девятый. А в сто первый раз он сделает свой проект лучше, чем в сотый. Умные работодатели это знают, а что касается собственного бизнеса, там сам рынок быстро поставит зарвавшегося человека на место.

Принято думать, что успешные люди в нашей стране изначально вызывают недоброжелательное отношение со стороны окружающих. Особенно это, мол, касается успешных бизнесменов, топ-менеджеров и предпринимателей. Все это так и не совсем так. Люди, которые способны преодолеть собственный эгоизм и умеют вовремя сходить с пьедестала, находя теплое общение с окружающими, могут зарабатывать миллионы, и при этом у них практически не будет недоброжелателей. Вот почему преодоление собственного эгоизма - одна из важных задач, стоящий перед любым человеком, настроенным на успешную карьеру.

Как преодолеть эгоизм

Если вы знаете за собой такой грех, как эгоистичное поведение, наверняка вы задумывались над тем, как осуществить преодоление эгоизма в отношениях между людьми. Тут все зависит от того, насколько глубоко укоренился ваш эгоизм.

Если вы были единственным ребенком и пупом земли для родителей, преодолеть эгоизм будет довольно нелегко. Для начала вам надо глубоко через сердце пропустить мысль, что люди вокруг вас не менее умны, значимы, красивы, талантливы, чем вы сам.

Затем вам стоит учиться избавляться от эгоцентризма. Через эгоцентризм обязательно проходят все дети в своем развитии. Это очень важно для формирования личности человека. Пик детского эгоцентризма приходится на возраст пяти-шести лет. К школьному возрасту эгоцентризм преодолевается ребенком, а если этого не происходит, то в школе он может нахватать много «шишек» от одноклассников и учителей. Эгоцентризм - это нежелание и неумение вставать на место человека. Если вы замечаете эти черты в себе, вам помогут упражнения, в которых вы представляете себя на месте какого-то человека, и думаете, как бы вы повели себя в его ситуации. Без менторства и хвастовства вам надо попытаться вжиться в шкуру своего оппонента или коллеги, друга или знакомого, да и просто сообщника по блогу, чтобы понять его ход мыслей, его предполагаемые шаги действия.

Преодоление эгоизма может быть успешным, если вы научитесь слушать других людей. Просто слушать - недостаточно, важно уметь разговорить собеседника, чтобы он раскрылся перед вами. Для этого нужно освоить технику активного слушания. Вы сознательно контролируете свое внимание, чтобы вслушаться не только в повествование, но и в интонации, проанализировать паузы и запинки, скороговорки и оговорки. Все это - мелкие штрихи, которые способны передать комплексно описываемую ситуацию и отношение собеседника к ней. А между прочим, техниками активного слушания от природы владеют немногие. Так что, скорее всего, вам потребуются усилия, чтобы ее освоить. Зато результат будет первоклассным: вы заметите, как мир, который делился на два типа - почитателей и завистников - вдруг расширяется и дает вам море возможностей. Завистников вы сможете переводить в разряд приятелей и сообщников по проектам, а с почитателями сможете найти такие темы для беседы, в которых все может перевернуться с ног на голову. Может, вы найдете в них нечто, чем и сами сможете искренне восхищаться.

И, наконец, стоит сказать о преодолении «наведенного» эгоизма. Так называются черты личности, навязанные СМИ. Чтобы избавиться от них, можно просто на время выбросить все журналы и отключить телевизор. А можно попытаться построить дистанцию между собой и образами на обложке, не пытаясь подражать знаменитостям.

Продолжение. Начало в №37, 38, 40-42, 44-49

Примерный круг проблем:
1. Проблема взаимоотношения между людьми. (Что объединяет людей?)
2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)
3. Проблема формальных связей. (Почему формальные связи могут быть хуже одиночества?)
Авторская позиция:
1. Людей объединяют пережитые трудности в кризисные моменты.
2. Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей, необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.
3. Формальным связям свойственно притворство, которое порождает пустоту.
Первую часть задания («Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика текста)») мы сделали совместно в устной, а потом и письменной форме на уроке. Вторую («Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)») через неделю за один урок все пишут.
В тот день в трех классах в школе были 56 человек. На анализ написанного у меня ушло два урока. Я вообще считаю, что разбор полетов - одна из самых важных частей работы учителя-словесника. Естественно, ни одна фамилия при анализе сочинений не называется. И вот о чем у нас шла речь.
Прежде всего должен сказать, что я не совсем понимаю, что именно в центре внимания автора. Вначале речь идет об «отношениях с другими людьми», о том, что людей объединяет и разъединяет, а в конце все сужено до двух человек, любящих друг друга. При этом ниже сказано, что «для взаимоотношений нужны двое». Но отношения ваших родителей во многом определяются их детьми, их отношениями с родителями друг друга. А если мы вспомним Тараса Бульбу и его детей - их отношения вписаны в общую жизнь и борьбу казаков. И тут уже никак не скажешь, что «для взаимоотношений нужны двое». Я буду исходить из того, что преобладало в работах, - проблемы взаимоотношений между людьми, а не только между любящими друг друга мужчиной и женщиной. Хотя, естественно, и об этом мы писали, мы будем и на эту тему говорить.
К высказанному в предложенном тексте тезису «Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию» обратились во всех трех классах только четыре человека. Из них двое согласились с этим положением.
«Нельзя забывать, что человек, который рядом с тобой, должен чем-то отличаться от тебя. Он имеет свою изюминку, индивидуальность. И ее нужно ценить и уважать, не пытаясь изменить человека, создавая из него свой идеальный образ». Далее это положение проиллюстрировано примером из романа Джека Лондона «Мартин Иден» - отношениями Руфи и Мартина Идена.
«Штольц и Ольга пытаются переделать Обломова под себя, разломать и перекроить его «я». Это убивает душу Обломова: он страдает от этой боли, от того, что подводит Штольца и Ольгу, от осознания собственной ущербности. И, чтобы спасти свою суть, он уходит от Ольги и Штольца и возвращается к себе».
Но двое не согласны с этой точкой зрения: если в чем-то между людьми возникают разногласия и непонимание, необходимо разобраться, обсудить, помочь человеку от чего-то освободиться.
Все, кто писал о том, что людей объединяют «пережитые трудности в кризисные моменты» (а писало об этом подавляющее большинство), с этой позицией согласны: «Я считаю, что пережитые трудности укрепляют связь между людьми, проверив их отношения друг к другу на прочность»; «Именно в трудные, кризисные моменты жизни между людьми возникает то духовное единение, та гармония, которая будет служить опорой этим отношениям еще долгие годы».
Приводились убедительные примеры из литературы. Соня и Родион Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание», Маргарита и мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Несколько человек обратились к «Капитанской дочке» Пушкина. И здесь мы немного задержимся.
Когда в 1977 году я в 7-м классе со своими учениками читал «Капитанскую дочку» Пушкина (а я вел этот класс с четвертого до выпускного десятого), мы провели несколько небольших письменных работ. Скупая пушкинская проза требует размышлений над тем, что за текстом.
Заканчивая наши уроки, я провожу последнюю такую работу. Тема: «Почему Гринев перестал доказывать свою невиновность, рассказав все, как оно было, и тем самым спасти себя?».
Несколько человек написали, что «Гринева все равно не отпустили бы», что он все равно «остался бы сидеть в тюрьме»; «Вряд ли ему поверили бы. Против него выступил его враг Швабрин. Пугачев относился к Гриневу хорошо. Против него было много улик, если бы он все рассказал, это было бы бесполезно».
Во-первых, эти ответы говорили о невнимательности к тексту. Ведь, начав рассказывать правду, Гринев увидел, что судьи начали «выслушивать ответы... с некоторой благосклонностью». Да и императрица, убедившись в невиновности Гринева, после того как услышала рассказ Маши, все поняла. Но дело не только в этом. Такой ответ перекрывал путь к самому главному, тому, что определено эпиграфом: «Береги честь смолоду».
Но большинство семиклассников писали о другом:
«Гринев знал, на что он идет. Но он решил - лучше умереть, чем подвергнуть Марию Ивановну новым испытаниям».
«Гринев - честный, мужественный, добрый человек. Он не посмел бы рассказать про все то, что было между Машей и Швабриным. Гринев был настоящим мужчиной, которому честь дороже, чем жизнь».
«Гринев очень любил Машу, был благороден и честен и не смог бы вынести ее присутствия в суде, видя, как ее, сироту, замученную девушку, допрашивают судьи. Да, Гринев мог бы оправдаться, но он молчал. Я уверена, что он бы все вынес, только бы Мария Ивановна не страдала, да еще на глазах у него».
«Когда Гриневу нужно было рассказать искренне о Марии Ивановне, то он представил, как вызовут Машу, будут спрашивать до мельчайших подробностей, как устроят очную ставку со Швабриным, то он почувствовал непреодолимое отвращение. Он пожертвовал своим счастьем, своей честью ради любимой».
Так вот все те мои одиннадцатиклассники, которые привели пример из «Капитанской дочки», писали только о Маше Мироновой, и никто о Петре Гриневе. И я тут же на уроке задал своим одиннадцатиклассникам тот же вопрос, о котором думали 37 лет назад мои семиклассники: почему Гринев, спасая себя, не рассказал обо всем, что было на самом деле? И ни один из трех классов на этот вопрос не ответил. «Ну то когда было! Мы уже все забыли!» Но о Маше все-таки помнили. Может быть, и забыли. А что если это изменения в системе координат? Ведь современные семиклассники не понимают Гринева, который отказался целовать руку Пугачеву как государю императору: «Ну и дурак. Из-за такой ерунды рисковать жизнью».
Но вернемся к нашим сочинениям. «Да, - продолжил я, - нередко пережитые трудности и кризисные моменты объединяют людей и укрепляют их человеческие связи. Но здесь все поставили точку, а я бы поставил запятую. Потому что часто пережитые трудности, кризисные моменты разрывают эти связи, разводят людей. К сожалению, разрывы, расставания, уходы тоже часть нашей жизни. Весь вопрос в том, человечны эти расставания или бесчеловечны.
Давным-давно, когда одна моя знакомая собиралась выходить замуж, ее будущий муж предупредил: «Ты хорошенько подумай. Ведь каждое воскресенье я буду уходить из дома к дочери».
В школе, в которой я работал раньше, как-то две девушки представились мне как сестры. Только позже я узнал, что они вовсе и не сестры. Отец одной из них ушел к другой женщине, и та, которую она представляла как сестру, была дочерью этой женщины. Через четверть века я встретился с ними на квартире, где собрались бывшие мои ученики.
По моим наблюдениям, сегодняшние дети стали мудрее, чем те, с которыми я начинал работать в школе. Помню, как с болью рассказывала мне мать моей ученицы о том, как собралась было выйти замуж, но против дочь: «Зачем? Нам и так с тобой хорошо». Со стыдом вспоминаю и то, как я, классный руководитель, не счел возможным поговорить на эту тему со своей ученицей. Сегодня часто эта ситуация разрешается иначе. «Мама, - говорят дети, - ты же совсем молодая женщина. Почему же ты не выходишь замуж?» Что же касается дружбы и любви к своим братьям и сестрам, которые появились в новой семье отца, то с этим я встречаюсь постоянно. С обратным - редко.
Но возможно и иное. Вот у меня на этом листе много выписок из газет с печальными цифрами. Я приведу только одну. 3,2 миллиона детей проживают в разведенных семьях. Из них алименты получает только каждый третий. Около двух миллионов отцов скрываются от алиментов.
Но сейчас я вспоминаю другое. Шесть лет я ездил летом в санаторий «Русское поле». Там отдыхали такие, как я, то есть купившие путевки, те, кому повезло больше и кому путевки оплатили на работе, и дети с онкологией крови в период ремиссии. Им, сопровождающим их матерям, бабушкам путевки и билеты из любого места России оплачивали. Я много разговаривал с несчастными матерями этих несчастных детей (и мне не раз говорили отдыхающие: «Вы же приехали лечиться и отдыхать. Что вы осложняете свою жизнь и грузите ее чужими трагедиями?»). И все они, имея опыт многомесячного лежания на одной кровати со своими детьми в больнице, зная о многих и многих трагедиях и не зная, чем все кончится с их ребенком, называли мне одну и ту же цифру: когда болезнь приходила в дом, то каждый второй муж и отец из дома этого уходил.
Поймите меня правильно. Я все это говорю не к тому, чтобы вы в своем сочинении писали обо всем этом так же подробно, как говорю я сейчас. Просто там, где у вас поставлена точка, нужно было поставить запятую и дописать предложение до конца. Потому что в ваших сочинениях жизнь предстает однобокой, одноцветной, упрощенной. А на самом деле она сложна, многоцветна, объемна, противоречива.
И только в одном сочинении я прочел нечто иное:
«Жизненные трудности объединяют людей, но я считаю, что и моменты радости, счастья не менее крепко связывают людей. Например, рождение ребенка - величайшее событие в жизни семьи. Множество близких друг другу людей объединяются едино в особый момент. Эмоции хлещут через край. Кто-то плачет от счастья; другой готов скакать от радости, что у него теперь есть внук, сын, брат; третий тихо радуется за всех. Маленькая новая жизнь объединила все три разные судьбы в единый вихрь счастья. Счастье, как и трудности, объединяет людей. Оно является наградой за испытания. Каждое мгновение счастья с близким человеком мы ценим на вес золота».
Почему ум хорошо, а два лучше? Не потому, что два больше одного. А потому, что два ума - это разные умы. Беда школьных сочинений в том, что они часто ведут к одноумию. Хотя на самом деле, я это знаю очень хорошо, наши ученики разные и разнодумающие. Без такой разнодумности не бывает прогресса ни в науке, ни в технике, ни в искусстве, да и вообще ни в чем. Шаг вправо, шаг влево - не преступление, а необходимость движения. И работа, которую я только что процитировал, - это больше, чем просто сочинение. Это проявление творческого потенциала личности.
Я сразу вспомнил Пушкина: «Говорят, что несчастия - ХОРОШАЯ школа; может быть. Но счастье - ЛУЧШИЙ университет». Проверил по Яндексу комментарий Ольги Седаковой к этим словам. «Лучший университет», окончив который, можно уже не выживать, а жить».
Так мы подошли к самому трудному - спровоцированному предложенным текстом и убивающему меня союзу «а».
«Я ценю в людях душевные качества, а не материальные». «Для искренних чувств не нужны материальные блага, а только искренность и уважение друг к другу». «Не нужно искать человека, у которого есть много денег, большой дом, а прожить свою жизнь нужно с человеком, который близок тебе по душе». «Как говорится, с милым и в шалаше рай». «Не материальные, а духовные связи крепят человеческие отношения». «Я полностью согласна с автором, в отношениях нельзя никогда полагаться на деньги, внешнюю привлекательность и другие поверхностные блага».

Всем известно, что взаимоотношения между людьми очень сложны. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Эта тема интересует многих философов и психологов, в том числе и Елена Сикирич, которая поднимает данную тему.

В чем заключаются взаимоотношения между людьми? Эту важную проблему в своем тексте поднимает Елена Сикирич.

Затронутая Еленой Сикирич проблема будет актуальна всегда, так как мы каждый день контактируем друг с другом, с другими людьми. И если будет существовать то, что нас объединяет с определенным человеком, то такие отношения будут развиваться дальше, если такого нет, они зайдут в тупик. Для взаимоотношений нужны двое, и каждый шаг одного, должен вызывать отклик второго.

Если же людей связывают любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере под угрозу встанут и ваши взаимоотношения.

Данная проблема волновала и некоторых русских писателей, в частности И. А. Бунина. В его рассказе “Господин из Сан-Франциско” поднимается проблема взаимоотношений между людьми скрепленных ложными ценностями. Своим творческий мастерством Бунин показывает, что будет если взаимоотношения между людьми основываются на краткосрочных вещах, в данном случае деньгах. Для господина всю его жизнь было важно только богатство и его положение в обществе. Он платил, его обслуживали. На этом его взаимоотношения с людьми заканчиваются. Как только господин умирает, он становится никому не нужен, так как теперь заплатить людям он не может. Никто не хочет с ним возиться и имени его не запомнили после смерти. Домой он возвращается в ящике из-под содовой.

Вторым аргументом может послужить массовое объединение всех наций СССР против немецких оккупантов во время Великой Отечественной войны. Людей объединяла общая цель – защита своей родины. Именно это единство способствовало победе нашего народа над превосходящей по силе фашистской Германией.

К сожалению, в современном мире взаимоотношения между людьми держатся именно на краткосрочных вещах, которые сегодня есть, а завтра их нет. Для крепких взаимоотношений нужна крепкая опора.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -