Этикет общения. «Этикет»

Ольга Чусовитина
Беседа «Правила этикета»

Правила этикета

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет » .

Этикет – это волшебные правила , которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила , ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться , дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила приветствия - очень важный шаг в изучении правил этикета . Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком - это приветствуем его.

Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло» , если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы : «ба - кого я вижу» , «ну наконец-то» , «где ты пропадал» .

Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Правила поведения за столом

Не клади на стол локти : они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом : вилка - в левой руке, нож – в правой . Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож отлаживаешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе ! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной) .

Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

И самое главное : необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо» !

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета .

Правила вежливости при разговоре

Так приятно, когда тебя внимательно слушают! Но знаешь ли ты, что слушать нужно тоже уметь!

Если к тебе кто-то обращается, а ты в это время чем-то занят, отложи на время свои дела и посмотри на собеседника , покажи ему свою готовность участия в разговоре.

Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца. Твои замечания и подсказки собеседнику во время его разговора – неуместны.

Когда в разговоре участвуют несколько человек, тебе не стоит реагировать на речь, не обращенную к тебе.

Когда собеседник в твоем присутствии начинает вести себя бестактно, говорить резко и раздражительно, постарайся прекратить разговор, но мягко и без вызова.

Если ты слышишь, что в твоем присутствии начинают обсуждать и обзывать других, постарайся перевести разговор на другую тему.

Всегда помни, что долгий разговор очень утомителен для собеседника . Не будь излишне болтлив.

Поверь, твоему слушателю есть, что сказать, так дай ему возможность вступить в разговор.

Будь доброжелательным и внимательным к тому, с кем говоришь. Сумей вовремя завершить разговор, если видишь, что твой собеседник спешит , прежде чем он сам скажет тебе об этом. Постарайся поменять тему разговора, если заметил, что она неприятна для человека, либо неинтересна.

Чтобы не поставить своего слушателя в неловкое положение, не используй в разговоре слов, значения которых он может не знать, а также тех, смысл которых тебе самому не совсем ясен.

Чтобы не прослыть «сплетником» («сплетницей» , не критикуй и не обсуждай других людей. Об отсутствующих говорят только хорошо, либо лучше совсем ничего.

Некрасиво во время разговора размахивать руками (жестикулировать) . Выражайся точно и ясно и этого будет достаточно, чтобы собеседник без труда тебя понял.

Правила ведения беседы

Правила ведения беседы помогут тебе правильно начинать и вести разговор. Ты узнаешь, как заинтересовывать собеседника и не надоесть ему в процессе беседы . К тому же, эти правила сделают тебя еще более воспитанным и культурным, чем раньше.

Не хвастайся. Не унижай собеседника , стараясь его подколоть или возвыситься за его счет.

Если тебе задают вопросы - обязательно отвечай на них.

В компании невежливо шептаться с кем- то одним. Остальные могут подумать, что вы говорите о них гадости, либо могут предположить, что вы пренебрегаете ими.

Не вмешивайся в беседу двоих , когда они говорят наедине. В этот момент лучше всего деликатно удалиться.

Не имей привычки жаловаться. Образ постоянного нытика отталкивает людей.

Старайся запоминать, о чем вы говорили в прошлый раз, чтобы при новой встрече показать собеседнику , как он вам был интересен.

Не засоряй свою речь ругательствами, жаргонными и грубыми словами.

Старайся говорить не слишком громко, особенно в общественном месте. Поверь, слушают не того, кто громче кричит, а того кто умеет говорить интересно и умно.

Теперь ты знаешь правила ведения беседы , а значит теперь ты можешь поддержать любой разговор, будучи уверенным в том, что твой собеседник останется о тебе только хорошего мнения.

Правила дружбы

С кем ты проводишь большую часть своего времени? Конечно же, с друзьями. А знаешь ли ты о правилах дружбы ?

Если нет, то обязательно ознакомься с ними :

Всегда помогай своему товарищу : если умеешь что-то делать, научи и его этому; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем сможешь.

Говори другу правду «в глаза» : если он в чем-то не прав – скажи ему об этом , либо похвали, когда он совершил хороший поступок. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Старайся не ссориться с друзьями, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя получается что-то лучше, чем у них. Не завидуй товарищам – нужно уметь радоваться их успехам. Если ты поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться .

Научись принимать помощь, советы и замечания от других ребят

Правила дружбы

Правила дружбы помогут тебе приобрести много друзей, которые будут счастливы с тобой дружить и проводить свое свободное время.

Есть такая пословица - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»

Если ты действительно хочешь, чтобы у тебя было много друзей, прислушайся к нескольким советам :

Никогда не груби своим товарищам, не повышай на них голос. Не называй их обидными словами, не высмеивай их неудачи. Не давай им прозвищ, не унижай их – это обидно.

Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей простить ему свою обиду и помириться. Не злись!

Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.

Будь обязательным! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал) .

Не ябедничай по пустякам, но о серьезных проделках все же необходимо рассказать взрослым.

Правила дружбы должен знать каждый школьник - ведь они помогают найти друзей не только на время учебы, но и на всю жизнь.

Правила этикета - Как вести себя со взрослыми

А знаешь ли ты как вести себя с взрослыми? Всегда ли ты соблюдаешь эти правила ? Если ты будешь хорошо знать и выполнять эти правила , то тебя всегда будут считать воспитанным, культурным и интеллигентным ребенком.

Прежде всего, к взрослым принято обращаться на “вы”. Приветствия, которые ты употребляешь в общении с ровесниками и родственниками : “привет” и “пока” по отношению к посторонним тебе взрослым людям неуместны. Употребляйте вместо них такие, как : “здравствуйте” и “до свидания”.

Младшие должны всегда здороваться первыми, впрочем, как и с любыми знакомыми, не дожидаясь, пока они поприветствуют вас раньше.

По правилам мужчины (мальчики) при встрече друг с другом подают правую ладонь для рукопожатия. Если у тебя на руках надеты перчатки, не забудь перед приветствием снять ту, которой будешь здороваться.

Поцелуи и обнимания при встрече – это очень личное. Позволить себе такое приветствие ты можешь себе только с близкими и хорошо знакомыми людьми, при обоюдном согласии.

Нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. А уж если захотелось что-то непременно сказать или задать вопрос, нужно спросить разрешения.

Повторно встретив кого-то в течение дня не забывай о таких волшебных словах приветствия, как : “доброе утро”, “добрый день”, “добрый вечер” или “рад видеть тебя /вас снова”. Даже простого кивка головы и добродушной улыбки будет достаточно в данной ситуации.

Ну всё, теперь ты знаешь, как вести себя со взрослыми. Относись к взрослым и пожилым людям уважительно – это признак хорошего воспитания!

Беседы с детьми начальной школы об этикете

Этические беседы с младшими школьниками

Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»

Цели . ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход мероприятия

Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

(Если дети выбирают страну Вежливости, то учитель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)

Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представьте на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.

(Дети обмениваются мнениями.)

Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Если и вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».

Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.

3. У двери он пропустит старшего или девочку.

4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

5. Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

Если плохая дорога;

Когда спускается по лестнице;

Когда открывает дверь;

При входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

Когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты - это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

Вертеть пуговицу собеседника;

Барабанить карандашом или линейкой по столу;

Дергать за рукав во время разговора;

Хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

Болтать ногами, сидя за столом.

Мимика - выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др. это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима - движения тела (осанка, походка, поза).

Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения - игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод. Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.

Больше информации

Наталия Мракина
Тема: «Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель : Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Тема : «Его величество Этикет »

Цели :

1. Учить детей нормам поведения, которые помогают им взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

2. Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

3. Воспитывать уважение и тактичное отношение к личности другого человека.

Форма проведения : познавательная игра

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Этикет это французское слово. Этикет состоит из правил , которые охватывают поведение в общественных местах. Формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём.

Сегодня занятие проведём в игре, узнаем, какие вы воспитанные, как проявляете свои знания о правилах этикета .

(Без стука входит Баба – Яга)

Баба-Яга : А вот и я, вы меня узнали, кто же я?

Дети : Баба – Яга

Воспитатель : Мы собрались с ребятами, чтобы побеседовать о правилах этикета , для чего он нам нужен.

Баба-Яга : О, это я знаю, сейчас вам скажу. Что такое этикетка .

Воспитатель : Подожди Баба – Яга. Ты не успела зайти и уже нарушила много правил этикета .

Баба-Яга : И какие это такие правила…

Воспитатель : Ребята, давайте выясним, какие ошибки допустила наша гостья.

Дети : исправляют ошибки (не постучала, не спросила разрешения войти, не поздоровалась, тон не правильный)

Баба-Яга : Подумаешь, нашли тут ошибки я их, и знать не знаю.

Воспитатель : Баба – Яга, ты не огорчайся, оставайся с нами и много узнаешь интересного, а мы начинаем нашу игру.

Ребята, за каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Его Величество – Этикета » .

Итак, начнём : «Этикет улицы »

Баба-Яга : Ох, как я люблю гулять…. А, что там тоже есть правила….

Воспитатель : Везде есть свои правила. Ведь большую часть своего времени, человек проводит «на людях» - это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо. Как соблюдение правил дорожного движения.

Не зря русский народ сложил пословицы и поговорки о многих правилах поведения.

Кто знает такие пословицы и поговорки?

Дети :

1. Худое дело обидеть соседа.

2. От учтивых слов язык не отсохнет

3. Не груби малому, не вспомянет старый.

4. Каков привет, таков и ответ.

5. Поклониться - голова не отвалиться

Воспитатель : Начинаем первый тур.

Вопрос №1.- Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? (ответ детей)

№2. – Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? (ответ детей)

№3. – В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? (ответ детей)

№4. – Вам навстречу идут дети, которые жуют жвачки, грызут семечки и плюют на землю, что вы о их поведении думаете? (ответ детей)

№5. - Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? (ответ детей)

№6. – Если вы увидите, что-то красивое, как вы обратить внимания на это рядом идущего друга? (ответ детей)

№7. – Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?

(ответ детей)

№8. – Вы встретили на улице неряшливого одетого человека : в помятой и грязной рубашке, с оторванными пуговицами, непричесанного, грязного. Что вы о нём подумаете? (ответ детей)

Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы » и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.

Следующая тур «Этикет в гостях »

Баба-Яга : А мы, что в гости пойдём? Я люблю ходить в гости. Вот, например…. (описывает, как ходила в гости)

Воспитатель : Подожди, подожди, Баба-Яга, здесь тоже действуют определённые правила этикета . И на «этикет в гостях » тоже есть свои пословицы. Назовите дети их.

Потчевать потчуй, а неволить не неволь.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!

В гости ходить – надо и к себе водить.

Умей в гости звать, умей и встречать.

Приехал – не здоровался, уехал – не простился (невежливый гость) .

У него гостят четыре угла, он сам себе рад (негостеприимный человек) .

Воспитатель : Что же милее всего для человека? Жизнь - потому что, с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды. А лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми, которые нас окружают : родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Поэтому из покон веков считается : «украшение твоего дома – друзья, его посещение.

Начинаем тур «Этикет в гостях »

Разыгрывание ситуаций : как бы вы поступили.

№1. Вы пришли к приятелю в гости, а он празднует день рождение.

№2. В гости пришёл человек, который не очень – то вам нравиться.

№3. Твой друг пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его.

№4. Ты пришёл в гости на день рождения и нечаянно сел на торт.

Баба-Яга : Какие вы умные, всё знаете, ситуации разыгрываете, а вот я сомневаюсь, что вы умеете принимать гостей и стол накрывать, как там говориться-то по этикету ?

Воспитатель : Баба – Яга, зря ты сомневаешься, умеют ребята принимать гостей, а сервировать стол и тем более. Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Ребята сами сервируют столы.

Баба-Яга : Я люблю готовить разную вкуснятину, и гости ко мне приходят. Эх и пируем…., а можно я покажу, как надо сервировать правильно стол? Здесь, то я знаю ваши правила.

Воспитатель : Да, пожалуйста, Баба-Яга продемонстрируй своё мастерство, а мы посмотрим.

(Баба-Яга сервирует стол неправильно)

Воспитатель : Ой-ой, Баба-Яга, что ты наделала? Сервировка стола делается не так.

Баба-Яга : Как это не так? (объясняет, как сервировала)

Воспитатель : Ребята, давайте, исправим ошибки? (дети исправляют) Поняла баба-Яга свои ошибки?

Баба-Яга : А как же, поняла, оказывается это так красиво, аккуратно. Мне нравиться приятно сесть за такой стол. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и лучше накроет стол на обед.

Игра – соревнование «Сервировка стола на обед»

Баба-Яга : Ух, уморилась, тяжеловато с вами тягаться, а как стол-то накрыла, эстетично, красиво, ах самой нравиться, какая я умница. Теперь все правила знаю.

Воспитатель : Подожди, Баба-Яга, это ещё не всё. Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?

Баба-Яга : Чего тут знать-то? И тем более, соблюдать? (рассказывает, как встречать гостей)

Воспитатель : Ты не права, послушай, дети тебе расскажут : (дети отвечают, высказывают своё мнение)

Хозяйка всегда должна быть приветливой.

Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь.

Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени.

Баба-Яга : Вот это да, везде одни правила. Куда не сунься, всё правила, этикет ! Пойду я лучше пообедаю. Где там моя ложка?

Воспитатель : Баба-Яга, а ты умеешь пользоваться столовыми приборами?

Баба-Яга : Какими приборами? Что это такое? А, наверное, это кастрюля, половник!

Воспитатель : Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? (да) Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда, будьте внимательными :

Омлет, каша молочная, ветчина, салат, борщ, макароны с котлетой, пельмени, суп, перец фаршированный, голубцы, картофельное пюре, жаренный картофель с сосиской.

Молодцы ребята вы справились с заданиями и удачно прошли тур.

(Баба-Яга разговаривает по телефону)

Воспитатель : Баба-Яга, что это ты делаешь? С кем общаешься?

Баба-Яга : Да это я с другом Лешим по телефону разговаривала. Хороший у меня дружок, частенько мы с ним созваниваемся и болтаем, болтаем, часа по два, а то и три.

Воспитатель : Это хорошо, что ты Баба-Яга любишь общаться по телефону, но так, как делаешь ты нельзя. Это грубое нарушение правил этикета . А умение вести разговор по телефону – это талант. Взаимную беседу надо вести тактично . Вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону.

Итак, третий тур «Позвони мне, позвони» .

Каждый из участников рассказывает о том. Как он общается по телефону.

Дети :

Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.

Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.

Звоню подруге или другу, а берут родители, то прошу позвать друга к телефону и говорю «пожалуйста» .

Позвонив в праздничный день своему другу, я всегда сначала поздравляю, а потом разговариваю.

Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.

Если мне позвонили по телефону, а у меня гости, то обязательно извинюсь и отложу разговор на другое время.

Разговор заканчивает тот, кто начинал его.

Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор.

Воспитатель : Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Вот и закончился третий тур. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль его Величества Этикета . Так что такое этикет ?

Баба-Яга : Можно я скажу, теперь я знаю много правил этикета , и всегда буду пользоваться ими. Этикет - это воспитанность , хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Воспитатель : Правильно усвоила уроки этикета Баба-Яга , многое поняла.

Мы тебя приглашаем остаться с нами на чаепитие.

МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска» Воспитатель ГПД Абрамова Елена Ивановна

Беседа с учащимися ГПД

Тема: «Этикет, или просто хорошие манеры»

Цель: Ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход беседы.

    Дети, нередко мы слышим среди детей «А я так хочу!», «А мне всё равно!», «Я – самый, самый», «Мне всё нипочём!»

    Хочется ли вам дружить с такими детьми? (Дети обмениваются мнениями)

    Вот сегодня мы совершим путешествие в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. Она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, ка своим собственным.

    Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или просто хорошие манеры».

Обще принятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Вспомним, какими должны быть хорошие манеры.

Хорошие манеры:

Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает. Будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

Он никогда не сядет за стол раньше старших.

У двери он пропустит старшего или девочку.

Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

Встаёт, разговаривая со старшими.

Знает, что впереди девочки мальчик может себе позволить идти только в определённых случаях:

    если плохая дорога;

    когда спускается по лестнице;

    когда открывает дверь;

    при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное или опасное дело;

    когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также внешнее проявление нравственного уровня личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Учёные утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится не жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователями насчитывают более 700 тысяч различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств.

Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и другие.

К нежелательным жестам относятся:

    бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;

    вертеть пуговицу собеседника;

    барабанить карандашом или линейкой по столу;

    дёргать кого либо за рукав во время разговора;

    хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

    болтать ногами, сидя за столом.

Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица – его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять смех на свой счёт и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., - это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима – движения тела (осанка, походка, поза).

Да, пантомима может много рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения – игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод: Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен конторолировать себя.

Беседа «Будь всегда вежливым»

Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям. Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. **

Подготовка к беседе : Предварительно дать задание детям понаблюдать за поведением окружающих. В течение года включать в план чтение художественных произведений В. Осеевой "Три сына", "Волшебное слово". Подобрать соответствующие рисунки, фотографии, приготовить дидактическую игру "Так и не так".

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.

Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?

Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.

Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.

Воспитатель подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.

Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?

  • Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
  • А прощаясь?
  • Сказать не только "до свидания", но и "всего доброго".
  • Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем "здравствуйте".

Дети повторяют правила.

Пользуйся словами вежливого обращения, - говорит воспитатель.

  • "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры", "Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
  • Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п. .
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.
  • Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.

КАЖДОМУ ДОШКОЛЬНИКУ НАДО ЗНАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯТЬ ИХ!

БЕСЕДА «МОЙ ДРУГ МОЙДОДЫР» личная гигиена

ЦЕЛЬ: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.

  • Встреча с доктором Айболитом
  • Рассказ доктора Айболита: Личная гигиена - это поддержание чистоты своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья, но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми.

Кто опрятен - тот опрятен.

Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом, руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и тела.

  • Загадывает загадки о предметах личной гигиены. Альбом, (приложение)
  • Беседа с детьми.

Примерные ВОПРОСЫ:

1 .Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть

красиво?

2. Что такое "личная гигиена* 1 ? Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком? 3.Чистке ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?

4.Когда их следует мыть?

5 Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах? б.Что значит «принимать душ"? Когда это следует делать?

7.Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Чтение К.Чуковский Мойдодыр» А.Барто «Девочка чумазая»

- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие красивых предметов личной гигиены в ванной комнате. С раннего детства приучать детей к душу, позволяя самостоятельно его принимать. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного лица. Ребенок сам должен следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка.

Беседа «Мы едем в автобусе».

Цель. Познакомить с правилами поведения в транспорте.

  • Во второй половине дня на прогулке воспитатель предлагает детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливают "ширму-автобус", расставляют стулья, прикрепляют "кассу с билетами"... Затем воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
  • Малыши хотят покататься с нами в автобусе... Покатаем их? /Дети радостно выражают согласие/. Но, прежде чем пригласить малышей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.

Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Затем он предлагает детям занять места.

  • А кто у нас будет водителем? /Вызывает Женю/. Теперь в путь.

Женя, подвези нас, пожалуйста, к малышам. Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с куклой НЕЗНАЙКОЙ. Один из детей уступает воспитателю место, педагог благодарит ребенка.

Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать Ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обёртки. Воспитатель просит детей напомнить НЕЗНАЙКЕ, как надо себя вести в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь всё хорошо запомнил и знает, как надо себя вести.

Затем в автобус приглашают малышей - небольшими группами: автобус делает несколько "рейсов", группы меняются.

Для освоения правил поведения очень способствуют игры - упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, поняв суть игры, дети включаются в нее очень активно.

Воспитатель, корректируя ответы детей, объясняет примерно так:

  • Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то....
  • Это будет мешать другим пассажирам, - заканчивает ребенок.
  • Если ты залезешь на сидение с ногами, будешь сорить, то...
  • В автобусе будет грязно, и другим пассажирам - детям и взрослым - будет в нем неудобно и неприятно, - говорит другой ребенок.

Для игры-упражнения могут быть выбраны, конечно, и положительные примеры. Воспитатель говорит:

  • Если девочка шла, споткнулась о камень, упала и уронила книгу, то...

Надо помочь ей встать, почистить одежду, поднять упавшую книгу, - продолжают

дети.

Полезно с детьми повторить правила поведения в транспорте:

  • ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЙТИ В АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИ ВЫХОДЯЩИМ.
  • ПРОПУСТИ ВПЕРЕД ИНВАЛИДОВ. ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГИ ИМ.
  • В ВАГОНЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ У ДВЕРЕЙ, А ПРОЙДИ ВПЕРЕД, ОСВОБОЖДАЯ МЕСТО ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ. СТОЯТЬ И ПРОХОДИТЬ

НАДО ТАК, ЧТОБЫ ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БЕСПОКОИТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ, НЕ ЗАДЕВАТЬ ИХ СВОЕЙ СУМКОЙ, НЕ НАСТУПАТЬ НА НОГИ.

  • СТАРАЙСЯ САДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА УБЕДИЛСЯ, ЧТО РЯДОМ НЕ СТОЯТ ПОЖИЛЫЕ ИЛИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ЖЕНЩИНЫ.
  • НЕ ЗАНИМАЙ СИДЕНЬЕ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ОНО РАСЧИТАННО НА ДВОИХ.
  • НЕ СТАВЬ НА СИДЕНЬЯ СУМКИ И ПАКЕТЫ, ЕШИ КТО-ТО СТОИТ РЯДОМ И ДРУГИХ СВОБОДНЫХ МЕСТ НЕТ, ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ ВЕЩИ НА КОЛЕНИ ИЛИ НА ПОЛ ОКОЛО СЕБЯ.
  • УСТУПАЯ КОМУ-НИБУДЬ МЕСТО, МОЖНО СКАЗАТЬ: "САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА". МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭТО МОЛЧА.
  • ОБРАЩАТЬСЯ К СТОЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ НА АБОНЕМЕНТЫ ИЛИ АБОНЕМЕНТ НА КОМПОСТЕР СЛЕДУЕТ ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО: "ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕДАЙТЕ /прокомпостируйте/..." НЕ ЗАБУДЬ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ.
  • НЕ ВХОДИ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ С МОРОЖЕННЫМ, ПИРОЖКАМИ, ПИРОЖНЫМ И т.д., ЧТОБЫ НЕ ИСПАЧКАТЬ ОДЕЖДУ СВОЮ И ПАССАЖИРОВ. В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НЕ СОРИ И НЕ СТРЯХИВАЙ СНЕГ ИЛИ ДОЖДЕВЫЕ КАПЛИ С ОДЕЖДЫ.
  • ЧИХАЯ И КАШЛЯЯ, ПОЛЬЗУЙСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
  • НЕ ПРИВОДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ВНЕШНОСТЬ. НЕ ЧИСТИ НОГТИ, НЕ КОВЫРЯЙ В ЗУБАХ, УШАХ ИЛИ НОСУ.
  • НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙ В ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ ДРУГОГО ПАССАЖИРА, ЧТОБЫ НЕ БЕСПОКОИТЬ ЕГО.
  • НЕ РАЗГЛЯДЫВАЙ ПАССАЖИРОВ.
  • НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЙСЯ ГРОМКО СО СВОИМИ СПУТНИКАМИ. НЕ СМЕЙСЯ ГРОМКО.
  • НЕ ПРИСЛУШИВАЙСЯ К РАЗГОВОРАМ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ.
  • К ВЫХОДУ ГОТОВСЯ ЗАРАНЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОБИРАТЬСЯ ПОТОМ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ ПАССАЖИРОВ.
  • НАПРАВЛЯЯСЬ К ВЫХОДУ, СПРАШИВАЙ СТОЯЩИХ ВПЕРЕДИ, НЕ ВЫХОДЯТ ЛИ ОНИ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕДУТ ДАЛЬШЕ, ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО ПОПРОСИ ПРОПУСТИТЬ ТЕБЯ.
  • МУЖЧИНЫ И МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ ИЗ ТРАНСПОРТА ПЕРВЫМИ И ПОМОГАЮТ СПУСТИТЬСЯ СВОИМ СПУТНИЦАМ.

Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.

У каждого человека есть свой дом, который не только является местом жительства, но и характеризует его личность: беспорядок в доме показывает, что главная черта его хозяина - проявляемая во всем Беспорядочность. Человек, не любящий свой дом и не делающий ничего, чтобы сделать его чистым, красивым, невнимателен и к своим близким и друзьям.

Пригласить гостей в грязный дом - значит показать неуважение к ним. Следить за домашней чистотой и порядком необходимо.

Работа над понятиями;

дом, наведение красоты, соблюдение порядка, следить за домом, уют, хозяин дома Примерные вопросы:

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Расскажите о доме, в котором вы живете (квартира, комната,).
  • Как вы помогаете маме или бабушке содержать дом в чистоте?
  • Кто создает в доме уют? Что такое уют?
  • Какая одежда должна быть на человеке, убирающемся в доме: чистая и красивая; опрятная; новая; грязная, старая и дырявая; трудно

или легко отстирываемая? Почему вы так думаете?

  • Сима пришла из детского сада и расстроилась: в её комнате грязно и неуютно, носки валяются под кроватью, на стуле лежит бельё.

"Бабушка,- закричала Сима,- ну что же ты не убралась в моей комнате? Как я буду в такой грязи? Ничего не сказала. Как вы думаете, почему?

Закрепление:

В детском саду ежедневно дают поручения по наведению порядка и чистоты.. Уборку группы детскими силами можно проводить регулярно: к празднику, родительском; собранию т.п.

Чтение К.Чуковского "Федорино горе".

Работа с родителями:

Необходимо приучать ребенка отвечать за порядок в своей квартире, комнате. Важно, чтобы с детских лет ребенок любил свой дом, помогал взрослым в создании в нем красоты и порядка. Похвала и поощрение способствуют закреплению в сознании дошкольника убеждения в необходимости жить в уютном, чистом и красивом доме. Напоминать ежедневно терпеливо и спокойно о том, что следует убирать свои вещи и игрушки на место. Этому учат и девочек и мальчиков. Таким образом воспитывается чувство ответственности за свой дом.

Беседа « Как понравиться людям».

Цель: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание единства внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека.

Каждый человек нуждается в любви и желает им нравиться. Взрослые придумали правила, помогающие человеку быть приятным и привлекательным для себя и окружающих, и назвали их « искусством нравиться». А также чтобы понравиться людям нужно обращать внимание и на внешний облик. Рассматривая значение одежды и обуви жизни человека обращаем внимание на этикетные моменты: она дает окружающим сведения о человеке (интересуется ли человек своей внешностью, в богатой или бедной семье живет, любит заниматься спортом или нет, идет в гости или гулять и т.д.).

Давайте сначала поговорим об искусстве нравиться людям.

Существуют правила искусства нравиться:

  • любить людей;
  • быть красивым и привлекательным;
  • быть добрым и веселым, внимательным и заботливым к людям;
  • приветствовать людей при встрече и говорить приятные слова при прощании;
  • уметь красиво сидеть, стоять, ходить;
  • уметь слушать своих собеседников;
  • говорить людям комплименты;
  • обращаясь к человеку, называть его по имени. При этом следует быть искренним в проявлении любви к людям.

Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону. Существуют виды одежды:

  • легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя;
  • верхняя и нижняя;
  • нарядная, праздничная и ежедневная;
  • спортивная и вечерняя.

Одежда может быть красивая и некрасивая; чистая и грязная; удобная и неудобная, опрятная и неопрятная.

За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам. Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется костюмом. Например: Пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет.

Провести работу над понятиями:

  • вежливость, доброта,
  • искренность, искусство нравиться,
  • комплимент, любовь,
  • привлекательность, приветствие, умение слушать.
  • аккуратность,
  • внешний вид,
  • костюм,

Примерные вопросы по беседе:

  • Что значит «любить»? Кого вы любите?
  • Что вы делаете для того, чтобы вас любили: мама, папа, друзья, ребята в группе?
  • Какие добрые слова мы говорим друзьям и близким? Для чего мы их говорим?
  • Какими словами мы приветствуем своих знакомых при встрече? Зачем это следует делать?
  • Что значить « уметь слушать собеседника».
  • Что значит уважать людей находящихся рядом?
  • С каким человеком приятно общаться: с красиво и опрятно одетым или наоборот?
  • Как вы думаете, для чего нужна одежда?
  • Как вы храните одежду и ухаживаете за ней?
  • Можно ли в один ящик положить брюки, носки, свитер, майки, трусики?
  • Почему платья, пиджаки вешают в шкаф на плечики? Где висят пальто и куртки?

Закрепление.

Важно постоянно наблюдать за поведением детей, доброжелательно оценивая выполнение правил искусства нравиться. Периодически говорить детям: как ты красиво выглядишь, какая добрая улыбка и т.д. А также обращать внимание на внешний вид и одежду, отмечая, что она очень красивая, чистая и соответствует сезону.

Чтение: А. Барто. «Модница». «Любочка». «Сто одежек». Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». С.Михалков. «Фома».

Работа с родителями.

Желательно обращать внимание родителей на умение детей быть приятными в общении, что влияет на их положение в детском и взрослом коллективе. Также предоставить возможность самому ребенку оценивать свой внешний вид, т.е. следить за одеждой и обувью, чистотой бельевых ящиков.

Беседа «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать».

Цель: Обогащать словарь детей словами - аппетит, клетки, жиры, белки, углеводы.

Приучать детей к правильному режиму. Дать детям понять, что организм сам регулирует количество принимаемой пищи, необходимое ему для нормального роста и развития.

Материал: Иллюстрации с изображением белковой и углеводной пищи; строение внутренних органов человека

Если задать вопрос - зачем человек ест?

Можно сразу ответить - чтобы не умереть с голоду. Так что оно так, но почему пища так важна для жизни?

Наверно, трудно это объяснить. Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.

Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных, крохотных частичек - клеток?

Каждая клетка - живой организм, она живет, дышит, питается, растет, стареет и умирает.

Только 2-3 месяца живут клетки, которые придают нашей крови красный цвет.

А клетки, которые живут, находятся внутри желудка, стареют и умирают уже через 5 дней! Отжившие клетки заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Так продолжается всю жизнь человека.

  • Догадайся, откуда берется материал для этой непрерывной работы.
  • Верно, из пищи.

В детском возрасте потребность в пище особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинаковой величины. Но у высоких людей их больше, чем у детей. А вы растете, а это значит, что количество клеток в твоем теле день за днем прибавляется.

А все вещества, необходимые для роста и развития твоего организма, приходят с пищей, которую ты потребляешь.

Вот почему нужно слушать взрослых, когда тебе говорят: Ешь хорошо, а то не вырастешь! Недостаток питательных веществ замедлит образование и рост новых клеток.

Из этих веществ и состоит вся наша пища - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

Теперь, вы понимаете, почему пища так важна для жизни? Но это еще не все. Нужна нам пища еще и потому, что это «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. При переваривании пищи в организме выделяется энергия, которая нужна нам для того, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы мозга, сердца, почек, и всех тех клеток организма.

Зачем организму нужно переваривать пищу, "расщеплять" её на мельчайшие частицы.

Да затем, что только в таком виде пища становится доступной клеткам нашего тела.

Ведь клетки очень - очень маленькие. Детям обжорство так же вредно, как и голодание.

Вы должны получать каждый день определенное количество пищи. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстро устают, но самое главное превышение веса приводит ко многим болезням. Мало есть тоже вредно. При недоедании ребенок слабеет, худеет, быстро устает от физических нагрузок, болеет и плохо растет.

Нужно, чтобы твое питание было разнообразным. Для переваривания пиши организму требуется часа три. Вот и есть нужно примерно часа через три с половиной - четыре часа.

Постарайся кушать в одно и тоже время.

Надеюсь, сейчас вы поняли, почему так важно соблюдать режим, почему так важно соблюдать режим, почему так важно завтракать, обедать и ужинать?

Для того, чтобы быть здоровым, сильным, бодрым!

Приятного аппетита!

Цикл занимательных бесед

с детьми старшего дошкольного возраста

«Этикет и культура внешнего вида»