Повседневная культура древней руси. На Тему «Быт и нравы Древней Руси
Невозможно понять эпоху без обращения к условиям повседневной жизни. Историк И. Е. Забелин писал, что домашний быт человека "есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий истории".
Повседневная жизнь человека сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители.
Впрочем, не стоит преувеличивать негативного влияния жестокого воспитания. Как верно отмечено В. В. Долговым, превентивная жестокость была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе? Ответ один: запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лес с волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть и в своеобразных формах.
Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий.
"Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другим, не менее важным показателем взрослости было обзаведение собственным хозяйством. По мнению В. В. Колесова, “детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно”. Думается, что имущественный критерий был даже важнее, поскольку взрослость – это вообще самостоятельность, а оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Поэтому и в летописи случаи княжеских свадеб всегда отмечаются и описываются как весьма значимые события, но действующей политической фигурой князь становится только после того, как получает во владение волость...<...>
Все это привело к тому, что общество раннего русского Средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала правоспособности, не было четко определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Долгое время граница брачного возраста оставалась единственным институализированным рубежом, который существовал в официальной культуре".
Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине", поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин: их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.).
Отношение к слабому полу иллюстрирует хорошо известная в Средневековье притча: "Не птица в птицах сыч, ни в зверях зверь ёж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, [так] ни муж в мужах, кто жены слушает".
Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена, после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы.
Однако и для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравных браков и возрастных мезальянсов в средневековом обществе остро стояла проблема "злой жены". В законодательство даже была введена специальная статья: "Если жена мужа бьет, штраф 3 гривны" (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом наказывался случай, когда жена крадет у мужа имущество, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании погубить супруга и неоднократно подсылала к нему наемного убийцу, с ней разрешалось развестись.
Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов.
Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (у богатых). В домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали под лавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами.
Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек по данным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской.
Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх}" строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.
Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище: к избе (теплому жилому помещению) пристраивались сени и холодная клеть, служившая кладовой. У зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами, шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья, бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными. Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема), но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.
Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста, у богатых – из тонкого льняного полотна. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи. Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.
Знать одевалась богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что на плечах у него был корзно – плащ из дорогой ткани. Верхняя одежда украшалось вышивками, пушниной, золотом и драгоценными камнями у оплечья (выреза ворота), припола (полы одежды) и опястья (рукава у кистей рук). Платье шилось из дорогих тканей: аксамита (бархата), паволоки (шёлка). На ногах у князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярными являлись красный, синий, желтый цвета). Головные уборы были круглыми, мягкими, отороченными мехом. Зимние шубы делались из меха соболя, бобра, куницы.
Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась в основном деревянная, в богатых домах – железная, медная, серебряная.
Быт и нравы Древней Руси показывают нам средневековое общество, недавно принявшее христианство, с постепенно растущей социальной дифференциацией.
Русский быт складывался в течении многих сотен лет, подвергаясь при этом изменениям и дополняясь из века в век. При этом в различных социальных слоях быт мог коренным образом отличаться, и развитие его могло идти порою совершенно по разному.Вплоть до 19 века более 85% населения Руси составляли деревенские жители. Поэтому в сознании людей фраза «русский традиционный быт» тесно связана именно с тем, как был обустроен быт деревенских жителей.
Быт русских крестьян
Быт русского крестьянства был основан главным образом на традициях — неписанных правилах, которые затрагивали практически все аспекты жизни, в том числе и убранство дома. Деревенская изба представляла собой целый комплекс различных хозяйственных и жилых построек. Основным материалом служили деревянные бревна, основным строительным инструментом — топор. Такие дома принято называть «рубленными». Крыша изготавливалась из соломы, досок или дранки. Избу окружали различные хозяйственные постройки — птичники, загоны для скота, сараи, амбары. Чем зажиточнее и состоятельнее был человек, тем добротнее было у него жилище.
Традиционная изба русского крестьянина обычно состояла из одной комнаты. Мебель (лавки, полати) по большей части была «встроенной» и являлась непосредственной частью конструкции дома. Центральное место в каждом доме занимала русская печь. Она использовалась для обогрева помещения, приготовления пищи. С ее помощью сушились на зиму грибы и ягоды. Рядом с печью находилась посудная лавка. В каждом доме имелся так называемый «красный угол» - место где находились иконы и лампады. Для хранения посуды и другой домашней утвари в доме имелись специальные полки, которые назывались «полавочники». Для хранения одежды использовались сундуки и колышки, вбитые прямо в стены. В отделке внутренней части интерьера стен и потолка широко применялась резьба по дереву и роспись.
Основную часть рациона крестьянина в Древней Руси составляли хлебобулочные изделия из ржи или овса: хлеб, блины, пироги, калачи. Поэтому нет ничего удивительного, что слово «хлеб» стало обозначать нечто большее, чем просто еду. Он стал настоящим символом русских крестьян. Даже сейчас все помнят поговорку «Хлеб всему голова». В пищу также использовалось все, что выращивалось собственными силами: репа, капуста, свекла, бобовые культуры. Мясо употреблялось в основном по праздникам. Рыбу ели значительно чаще, в сушеном, вяленом и вареном виде. Летом в лесах собирали грибы и ягоды.
В целом быт крестьянства был тесно связан с верованиями древних славян, которые четко определяли время для разного вида работ, отдыха, женитьбы и т.д.
Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.
До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.
Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.
Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…
В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.
Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».
Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.
Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.
Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)
А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.
Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.
Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.
Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.
В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.
Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.
Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.
Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.
Характерной чертой русского быта средневековой Руси был консерватизм, присущий всем аграрно-патриархальным обществам, поэтому изменения в быту происходили очень медленно, а многие традиции семейного уклада и образа жизни сохранялись веками, передаваясь из поколения в поколение.
а) Жилище. Основная масса населения страны по-прежнему проживала в сельской местности - деревнях, селах или погостах, и лишь очень незначительная ее часть в различных по размерам городах. Городской посад того времени представлял собой комплекс деревянных дворовых усадеб, которые были различны по своим удобствам и размерам. В таких дворовых усадьбах, помимо самой курной избы или «хоромины», находились различные хозяйственные постройки - амбары, клети, ледники, скотные дворы и погреба.
Основная масса городских и сельских зданий, за очень редким исключением, была срубной, а в качестве самого ходового строительного материала использовали сосну и лишь изредка дуб. Светских каменных зданий практически не было, за исключением великокняжеских, а позднее царских дворцов, да палат самых знатных и богатых князей, бояр и купцов.
Практически все дома, независимо от социального положения их владельцев, топились по-черному, а каменные печи с дымоходом встречались только в «хоромах» очень богатых и знатных представителей бояро-княжеской аристократии. Такие «белые» хоромы или горницы обычно состояли из нескольких деревянных срубов, стоявших на высоких подклетях, соединенных между собой переходами на уровне второго этажа. Помимо самой горницы и традиционных хозяйственных построек, на территории боярской усадьбы располагались избы для дворовой челяди и так называемая «повалуша», или терем. Все постройки украшались затейливой липовой резьбой, а окна в таких хоромах закрывались не традиционным бычьим пузырем, а дорогой слюдой, которую в Европе даже называли мусковитом, и изящными резными ставнями. Такие горницы, окна которых пропускали много естественного света, по давней традиции называли «красными», или «светлицами».
В темное время суток или ненастную погоду для освещения избы, как правило, использовали либо лучину, которая вставлялась в печную расщелину или металлический ставец, либо сальные свечи, которые размещались на деревянных или металлических подсвечниках. В домах боярской знати изредка встречались серебряные «шандалы» или светильники с растительным маслом.
б) Одежда. Основная масса посадского и сельского населения страны по-прежнему носила домотканые или «власяные» длинные туникообразные рубахи, сарафаны и сорочки, порты или штаны и юбки, которые шились из сермяжного или льняного сукна. Что крайне интересно, долгое время сарафан был чисто мужской одеждой и стал исключительной принадлежностью женского гардероба только в середине XVII в.
Весной и осенью поверх рубах и сарафанов и мужчины, и женщины носили сначала плащи (XIV―XV вв.), а затем (XVI―XVII вв.) суконные однорядки - широкие распашные бесподкладочные платья с длинными откидными рукавами и разрезами для рук на уровне пройм. У женщин в моде были короткие безрукавные кофты - душегреи, а у мужчин - охабни, которые отличались от однорядки широким откидным воротником.
Самыми популярными образцами верхней уличной одежды были зипуны, которые надевались поверх рубахи, под кафтан. Сами же кафтаны, которые стали носить только в XV в., значительно различались и своей формой, и длиной, и покроем, а потому имели разные названия: русский, польский, турский, венгерский и т.д. Не меняя самого покроя домашней и уличной одежды, представители бояро-княжеской аристократии предпочитали шить свои наряды из дорогих заморских тканей: венецианского и «рытного» персидского бархата, фландрского сукна, восточной парчи, атласа или тафты.
Такая же разница наблюдалась и в верхней зимней одежде: простолюдины и основная масса «служилых людей» носили шубы, кожухи или опашни, пошитые из овечьего, медвежьего, заячьего или беличьего меха, а феодальная знать шила свои зимние наряды из соболя, куницы или горностая. Кроме того, боярские и княжеские шубы часто украшались «вошвами», т.е. золотым шитьем и драгоценными камнями.
Головные уборы (колпаки, мурмонки, наурузы, треухи, или малахаи) простолюдинов, как правило, шились из войлока, мухояра и недорогих заячьих и беличьих мехов, а головные уборы знати делались из изящного тонкого фетра, отороченного соболем или куницей, которые нередко украшались изумрудами, сапфирами, яхонтом и речным жемчугом. В среде боярской знати была устойчивая мода на восточные головные уборы - тюбетейки и тафьи.
Летняя и зимняя обувь, напротив, не отличалась большим разнообразием: бахилы, лапти, или лычаницы носили только в сельской местности, а посадский люд предпочитал щеголять в разноцветных кожаных сапогах, которые шились из сыромятной грубой кожи, причем одним фасоном и для левой, и для правой ноги. У представителей боярской знати сапоги шились из сафьяна и украшались золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями.
Парадной верхней одеждой русской знати были ферязь и горлатные шапки. Ферязь, которая шилась из заморской парчи или тафты и подбивалась собольим мехом, представляла собой длиннополое платье с откидными рукавами, которая украшалась затейливой вышивкой и драгоценными камнями. А горлатная шапка по старым обычаям шилась из меха бобра и была отличительной чертой членов Боярской думы или дьяков центральных государевых приказов.
Военное снаряжение, которое было только достоянием «служилого» поместного дворянства, тоже отличалось своим разнообразием. У рядового «служилого люда» это были стеганные тегиляи или куяки, с нашитыми на них кольчужными кольцами и стальными пластинами, а у феодальной знати в ряду военных доспехов были распространены кольчуги, байданы, панцири, бахтерцы, юшманы и зерцала. Головным убором основной массы ратных людей были стеганные паклей или ватой куячные матерчатые «шлемаки», а головы ратных воевод украшали изящные стальные шлемы-шишаки, к которым крепилась кольчужная сетка - бармица.
Боевое оружие тоже отличалось большим разнообразием. Делилось оно на холодное (боевые топоры, булавы, кистени, бердыши, «татарские» сабли, чеканы или клевцы, шестоперы или перначи), метательное (джириды и саадаки) и огнестрельное (пищали, фузеи и тюфяки).
в) Домашняя утварь и кухня. В традиционном обиходе у подавляющей части населения страны была глиняная или деревянная посуда (кадки, чумы, коши, ложки, черпаки, корчаги и т.д.), а в качестве парадной посуды выступали оловянные блюда, чарки и ставцы. В домах богатых бояр и князей оловянные блюда выполняли роль повседневной посуды, а парадная посуда была серебряной или золотой, которая нередко украшалась драгоценными камнями. Перечень столовой посуды различался большим разнообразием: это были всевозможные тарели, чаши, братины, ковши, ковчеги, потиры, ставцы и т.д.
Русская национальная кухня на протяжении многих веков практически оставалась традиционной и очень обильной. Из мясных блюд в основном ели баранину и значительно реже говядину и свинину. При этом у знати в особой чести было «верченое мясо», приготовленное на вертеле, а также жареные куропатки, лебеди, цесарки, гуси и тетерева. Особой любовью наших предков пользовалась различная рыбная снедь, приготовленная из сельди, белорыбицы, осетра, лосося, стерляди, судака, сига, окуня, леща и многих других рыб. Рыбу, как и мясо, солили, коптили, сушили и вялили впрок. Зернистую и паюсную икру красной и белой рыбы, а также ее ксеню, т.е. печень, которые считались деликатесом, готовили в специальном рассоле, хотя соль была сама дорогим продуктом.
Среди хлебных злаков в повседневном рационе преобладали ржаные оладьи, лепешки и блины, а из пшеницы пекли праздничные караваи, калачи, кулебяки, расстегаи и подовые пироги. Из зерна же делали и различные напитки, в том числе ржаной хлебный квас и ячменное пиво. В чести у наших предков были всевозможные морсы, медовухи и наливки, которые делались из клюквы, смородины, вишни, яблок, сливы, груш и меда.
Очень почитали наши предки различные овсяные, перловые, просяные и гречневые каши и кисели. Среди огородных культур в рационе преобладали репа, редька, огурцы, морковь, капуста, чеснок, лук и свекла. Выращивали также арбузы и дыни, которые на зиму солили или консервировали в патоке. С XVII в. на трапезных столах столичной знати стали появляться дорогущие восточные пряности (корица, перец, гвоздика), а также изюм, миндаль, лимон и даже кровяная колбаса, которую стали готовить с гречневой кашей.
Все это изобилие подавалось на стол только в скоромные и праздничные дни, а в период великих и малых постов, которые насчитывали 200 дней в году, из рациона исключались все мясные продукты, коровье масло и молоко и даже рыба.
г) Брачный обряд и семейный быт. В средневековой Руси все брачные узы, как и раньше, заключались по воле родителей жениха и невесты, которые перед свадьбой заключали меж собой «говорной договор» о времени и месте смотрин невесты и жениха. Смысл этой процедуры состоял в том, что перед смотринами родители невесты собирали сведенья о репутации будущего зятя, а родители жениха усердно изучали перечень того, что будущая невестка получит в приданое. Если результат этой кропотливой работы устраивал обе стороны, то наступал обряд смотрин невесты, в котором, опять-таки, вместо жениха по его поручению смотрельщиками выступали его мать и сестры, а также «закадычные дружки». Цель смотрин состояла в том, чтобы установить отсутствие умственных, физических и иных недостатков у будущей невесты. А положительный итог смотрин давал основание для заключения «рядной записи» или «свадебного договора», в котором оговаривались различные условия свадебных торжеств, в том числе и сумма неустойки, которую должна была заплатить виновная сторона за несостоявшийся по той или иной причине ранее «сговорный брак».
В день венчания невеста шествовала в церковь в плотной закрывающей ее лицо фате, и только во время свадебного пиршества молодой супруг мог хорошенько рассмотреть свою новоиспеченную супругу. Случались и забавные казусы, когда за свадебным столом обнаруживалось, что невеста слепа, глуха или слабоумна. Обманутый муж уже дела исправить не мог, поскольку митрополит, а затем и патриарх челобитные о разводе оставляли без внимания, руководствуясь традиционным неписаным правилом: «не проведав подлинно, не женися».
В таком случае муж мог добиться развода только путем ежедневных истязаний супруги, требуя от нее пострижения в монастырь. Если молодка упорно не желала надевать монашескую схиму и уходить на постоянное жительство в монастырскую келью, то ее родители «печаловались» патриарху на жестокость ее супруга. Если жалоба родителей доходила до ума и сердца патриарха, то женоненавистника и изверга посылали послушником в монастырь на год и полтора. А развод давали только в том случае, если возвратясь с монастырского покаяния, благоверный продолжал от души колошматить и дубасить свою суженую. За убийство собственной жены мужу тоже полагалось покаяние, а вот за убийство мужа жену ждала мучительная смерть: ее закапывали по горло в землю, оставляя до самой смерти без питья и еды.
Женились и выходили замуж довольно рано: обычным возрастом замужества было 12-14, а женитьбы 14-16 лет. Свадьба всегда сопровождалась брачным пиром, который назывался «кашей». Гуляли «свадебную кашу», как правило, в доме отца невесты в течение трех дней, а затем молодая супруга навсегда покидала родительский кров и перебиралась к мужу. Отсюда и проистекала знаменитая до сих пор поговорка «с тобой кашу не сваришь», т.е. не сыграешь свадьбу.
Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семейства всех его домочадцев, включая жену и детей. За ослушание отцовской воли незамедлительно следовало тяжкое телесное наказание - битие кнутом или чем попало. Традиционная домостроевская обязанность беспрекословного подчинения воле родителей приобрела силу закона после принятия знаменитого Соборного уложения 1649 г., по которому все челобитчики на родителей подлежали наказанию кнутом.
В семье продолжало существовать издавна сложившееся разделение труда. На долю мужчин выпадали самые тяжелые сельскохозяйственные работы (пахота, боронование, посев и сенокос), а также заготовка дров, охота и рыболовство. В обязанности женщин входило участие в жатве, а также уходе за скотом, огородом и домом. На их же попечении находились и малолетние дети. Особенно тяжелым был труд невесток или снох, которые находились под присмотром и мужа, и свекра, и свекрови.
В обязанности супруга и отца входило поучение домашних, состоявшее в систематических побоях, которыми подвергались и благоверная супруга, и неразумные чада. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит и о своей душе не радеет», за что «будет погублен и в сем веке, и в будущем». Лишь в середине XVI в. само общество как-то попыталось защитить слабую половину человечества и ограничить произвол супруга. Знаменитый «Домострой» советовал ревнивцам и особо ретивым мужьям «бить жену не перед людьми, а наедине поучить», и при этом «ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотити, никаким железным или деревянным не бить». А кто «с сердца или кручины так бьет, много притчи от того бывает: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем повреждение бывает в утробе». Поэтому «Домострой» и давал очень ценный совет не бить жену «по всяку вину и токмо соймя рубашку плеткою вежливенько побить, за руки держа, поелику се разумно, и больно, и страшно, и здорово».
В средневековой домостроевской Руси женщина обладала целым рядом прав. Например, закон устанавливал высокие денежные штрафы за «пошибание» (изнасилование) и оскорбление женщины «срамными словесами». Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы традиционно пользовались большим уважением в обществе, и к тому же становились полноправными хозяйками в доме, поскольку после кончины благоверного супруга к ним переходила роль главы семейства и распорядителя всего имущества.
д) Имена, фамилии и прозвища. В средневековой Руси различались канонические и неканонические имена. Каноническое (или истинное) имя, закрепленное традициями православной веры, подразделялось на крестильное (церковное), монашеское (иноческое) и схимническое.
а) Крестильное имя давалось человеку при крещении, в строгом соответствии с православными святцами, ангелом-хранителем которого был именно тот патрональный святой, в честь которого и был назван младенец. До середины XV в. основная масса населения страны предпочитала в обиходе обходиться некалендарными языческими именами.
б) Монашеское имя было вторым каноническим именем, которое получал человек при пострижении в монастырь. Обычно принимавший постриг получал имя того святого, память которого отмечалась в этот день, либо то календарное имя, которое начиналось на ту же букву, что и мирское имя монаха или монахини.
в) Схимническое имя давалось монаху или монахине при «третьем крещении», т.е. принятии большой схимы. Оно давалось также всем великим и удельным московским князьям и боярам, многие их которых, по издревле заведенной традиции, перед смертью и предстоящем восшествии в рай принимали схиму.
Неканоническое, или мирское имя человека не было связано с религиозными традициями и являлось вторым (необязательным) именем каждого светского человека: Емеля, Неждан, Елисей, Дядята, Омросия, Гостята и другие. Прозвище человека, в отличие от его имени, всегда отражало либо его этническую принадлежность, либо место его проживания, либо личные свойства и черты его характера и т.д. Среди средневековых прозвищ, носителями которых были и представители княжеско-боярской знати, встречались и такие непотребные и даже оскорбительные прозвища, как Дятел, Кобыла, Шевляга (Кляча), Возгривая (Сопливая) Рожа, Турутай и другие.
Важной уточняющей частью человеческого имени было его отчество, или патронимическое прозвище, которое употреблялось с его именем и происходило от имени его отца. Отчество прямо указывало на происхождение и родственные связи данного лица. Отчество указывало и на социальную принадлежность человека, поскольку считалось почетным наименованием. Если представители высшей феодальной знати именовались полным отчеством, оканчивавшимся на «вич», то остальные либо вовсе обходились без него, либо довольствовались полу-отчеством, которое оканчивалось на «ов», «ев» или «ин». Фамилии - наследуемые официальные наименования, которые указывали на принадлежность человека к определенной семье, появились только в XV в., и то первоначально у крупных феодалов из числа княжеско-боярской аристократии.
Литература
Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. Л., 1991
Аверьянов К.А. Купли Ивана Калиты. М., 2001
Аверьянов К.А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М., 2006
Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI-XIII веков. Л., 1968
Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира XVII в. М., 1977
Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992
Алексеев Ю.Г. У кормила российскою государства. Очерк развития аппарата управления XIV―XV вв. СПб., 1998
Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. СПб., 2001
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972
Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1988
Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006
Арсенев Б.В. Москва и Куликовская битва. 1380 год. М., 2005
Базилевич К.В. Внешняя политика русского централизованного государства. М., 2001
Богданов А.П. Царевна Софья и Петр. Драма Софьи. М., 2008
Богданов А.П. Опальные воеводы. М., 2008
Богданов А.П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. М., 2009
Богоявленский С.К. Московский приказный аппарат и делопроизводство XVI-XVII веков. М., 2006
Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М., 1986
Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII―XVII вв. М., 1988
Борисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII - первая половина XIV вв. М., 1999
Борисов Н.С. Иван Калита. М., 2005
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2009
Борисов Н.С. Возвышение Москвы. М., 2011
Борисов Н.С. Дмитрий Донской. М., 2014
Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М., 1982
Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. М., 1984
Буганов В.И. Медный бунт. Московские «бунтари» 1662 года. М., 1968
Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII―XVIII в. М., 1976
Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980
Буганов В.И. Куликовская битва. М., 1985
Будовниц К.У. Русская публицистика XVI в. М., 1947
Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997
Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия. М., 2008
Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М., 1947
Веселовский С.Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963
Виноградов А.В. Русско-крымские отношения 50-70-х гг. XVI в. М., 2007
Виппер Б.А. Архитектура русского барокко. М., 1970
Волков В.А. Войны и войска Московского государства: конец XV - первая половина XVII в. М., 1999
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII―XV вв. М., 1962
Вышегородцев В.И. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. М., 1996
Горская Н.А. Русская феодальная деревня в историографии XX века. М., 2006
Горский А.А. Москва и Орда. М., 2001
Горский А.А. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004
Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до конца XVII в. М., 1954
Греков И.Б. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. М., 1954
Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992
Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987
Дмитриев М.В. Православие и Реформация. М., 1990
Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003
Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г. М., 1961
Еремин И.П. Лекции и статьи по истории русской литературы. М., 1987
Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958
Зимин АЛ. Реформы Ивана Грозного. М., 1960
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964
Зимин АЛ. Россия на рубеже XV―XVI столетий. М., 1982
Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991
Ильин М.Л. Русское шатровое зодчество. М., 1980
Казакова Н.Л., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси в 14-
15 вв. М., 1955
Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М., 1960
Казакова Н.Л. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. М„ 1970
Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996
Каргапов В.В. Куликовская битва М., 1985
Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991
Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV - первой половины XVI в. М., 1967
Кирпичников А.Н. Куликовская битва. М., 1980
Клибанов А.И. Реформационные движения в России в 14 ― первой половине 16 вв. М., 1960
Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980
Кобзарева Е.И. Дипломатическая борьба за выход к Балтийскому морю в 1655-1661 гг. М., 1999
Кобрин В.Б. Власть и собственность средневековой России. М., 1985
Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1990
Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI веков. М., 1995
Кобрин В.Б. Социальный состав Опричного двора. М., 1999
Коваленская Л.М. История русского искусства XVII в. М., 1962
Козляков В.Н. Смута в России. XVII век. М., 2007
Козляков В.Н. Василий Шуйский. М., 2007
Козляков В.Н. Лжедмитрий I. М., 2009
Козляков В.Н. Борис Годунов. М., 2011
Козляков В.Н. Герои Смуты. М., 2012
Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997
Комеч А.Н. Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. М., 1993
Комеч А.И. Русские монастыри. История и культура X-XVII столетия. М., 2001
Корецкий В.Н. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970
Корецкий В.Н. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975
Корецкий В.Н. История русского летописания второй половины XVI ― начала XVII в. М., 1986
Королюк А.С. Ливонская война. М., 1954
Костомаров Н.И. Смутное время в Московском государстве в начале XVII в. М., 1994
Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. СПб., 2003
Кудрявцев М.П. Москва - Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994
Кузьмин А.Г. Великие духовные пастыри России. М., 1999
Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003
Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. М., 2005
Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. М., 1994
Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси X-XIV вв. М., 1984
Кучкин В.А. Договорные грамоты московских князей XIV века: внешнеполитические договоры. М., 2003
Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966
Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М., 1973
Лазарев В.Н. Симеон Ушаков. М., 1977
Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990
Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961
Лихачев Д.С. Истоки русской беллетристики. Л., 1970
ЛихачевД.С. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры. М., 1974
Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого». Л., 1977
Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской, князь благоверный. М., 2010
Лупов С.П. Книга в России в XVII в. Л., 1970
Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV―XV вв. Л., 1976
Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. М., 1988
Маковский Д.В. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI в. С., 1963
Маковский Д.П. Первая крестьянская война в России. С., 1967
Малето Е.И. Хождения русских путешественников XII―XV вв. М., 2000
Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в. М., 1962
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л., 1980
Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1995
Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси: вторая половина XV-XVII вв. М., 1965
Морозова Л.Е. Смута: ее герои, участники, жертвы. М., 2004
Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича. М., 2005
Морозова Л.Е. История России: Смутное время: правда и вымысел, свидетельства современников. М., 2011
Муравьева Л.Л. Летописание Северо-Восточной Руси XIII-XV вв. М., 1983
Насонов А.Н. Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. М., 1940
Немировский Е.Л. По следам первопечатника. М., 1983
Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII в. М., 1957
Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. М., 1969
Овчинникова Е.А. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955
Павленко Н.И. Спорные вопросы генезиса капитализма в России. // ВИ, №11, 1966
Павленко Н.И. К истории Земских соборов XVI―XVII вв. // ВИ, № 5, 1968
Павленко Н.И. Переход от феодализма к капитализму в России. М., 1969
Павленко Н.И. К вопросу о генезисе абсолютизма в России. // И СССР, № 4, 1970
Павленко Н.И. К вопросу о роли донского казачества в крестьянских войнах // ВИ, № 4, 1972
Панеях В.М. Холопство в XVI ― начале XVII в. Л., 1975
Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984
Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000
Панченко А.М. История русской литературы XI―XVII вв. Л., 1985
Перевезенцее С.В. Русская религиозно-философская мысль Х-XVII вв. М., 1999
Почекаев Р.Ю. Ярлыки ханов Золотой Орды: историко-правовое исследование. СПб., 2006
Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010
Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг., 1923
Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1937
Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI ― начале XVIII века. М., 1972
Преображенский А.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980
Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. М., 2012
Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль в России второй половины XVII в. М., 1982
Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
Рогожин Н.М. Посольский приказ: колыбель российской дипломатии. М., 2003
Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948
Сахаров А.М. Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. М., 1959
Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV―XVII вв. М., 1969
Сахаров А.Н. Русская деревня XVII в. По материалам патриаршего хозяйства. М., 1966
Сахаров А.Н. Степан Разин. М., 2010
Седов В.В. Псковская архитектура XIV-XV веков. М., 1992
Седов В.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996
Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008
Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998
Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1978
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981
Скрынников Р.Г. Россия накануне Смутного времени. М., 1985
Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988
Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV―XVI вв. М., 1991
Скрынников Р.Г. Царство террора. М., 1995
Скрынников Р.Г. Царь Бориc и Дмитрий Самозванец. М., 1997
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 2007
Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606―1607 гг. М., 1951
Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30―50-х гг. XVI в. М., 1958
Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. Л., 1948
Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории. М., 1990
Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора в России XVI―XVII вв. М., 2004
Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670―1671 гг. Л., 1972
Таирова-Яковлева Т.Г. Гетьманщина в другiй половинi 50-х рокiв XVII столiття, причини i початок Руiни. К., 1998
Таирова-Яковлева Т.Г. Гетманы Украины. СПб., 2011
Талина Г.В. Выбор пути: русское самодержавие второй половины XVII - начала XVIII века. М., 2010
Талина Г.В. Наместники и наместничества в конце XVI- XVIII вв. М., 2012
Творогов О.В. Древнерусские хронографы. М., 1975
Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1960
Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969
Тихомиров М.Н. Российское государство XV-XVII веков. М., 1973
Тихонов Ю.А. Помещичьи крестьяне в России: феодальная рента в XVII ― начале XVIII в. М., 1974
Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980
Тюменцев Л. О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. М., 2008
Филюшкин А.И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада». М., 1998
Филюшкин А.И. Андрей Курбский. М., 2008
Филюшкин А.И. Василий III. М., 2010
Филюшкин А.И. Изобретая первую войну России и Европы: Балтийские войны второй половины XVI века глазами современников и потомков. СПб., 2013
Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 2000
Фроянов И.Я. Драма русской истории: на путях к опричнине. М., 2007
Цветаев Д.В. Избрание Михаила Федоровича на царство. М., 2013
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI―XVII вв. М., 1978
Чернов В.А. Вооруженные силы Русского государства XV-XVII вв. М., 1954
Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. М., 1856
Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII в. В., 1975
Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. М., 1980
Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением XIV-XVI вв. Л., 1987
Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973
Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999
Юшков С.В. История государства и права СССР. М., 1940
Языкова Н.К. Богословие иконы. М., 1995
Яковенко Н.Н. Нарис iсторii Украiни з найдавнiших часiв до кiнця XVIII столiття. К., 2006
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com
Оставить отзыв о книге
На эту тему можно ознакомится с книгой филолога Истрина 1100 лет славянской азбуки /Истрин В.А. М.: Наука, 1988. (Глава 4. Какая азбука была разработана Кириллом (Константином) и откуда появилась вторая славянская азбука)
Культура - это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление носит условный характер, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение) выражается в конкретной материально-вещественной форме.
Культура - это процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Развитие древнерусской культуры происходило в непосредственной связи с эволюцией общества и человека, становлением государства, укреплением связей с другими странами. В этот период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создав основы для культурного развития последующих эпох.
Древнерусская культура складывалась на основе древнеславянской культуры, сохраняя многие ее черты. Вследствие того, что
Русь испытывала сильное влияние Византии, ее культура формировалась как синтез культур и традиций двух государств. Сказывалось также влияние культуры степняков. Первоначально культура развивалась под влиянием язычества. С принятием христианства положение изменилось - новая религия стремилась изменить представления людей о морали, долге, красоте. Начинает формироваться православное самосознание. Однако продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, т.е. христианство сосуществовало с язычеством, что сыграло заметную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе подобную двойственность.
Появление письменности - качественный скачок в развитии культуры. Уже договоры Руси с Византией (первая пол. X в.) имели копии на славянском (древнеболгарском) языке. Христианизация дала новый толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. Появились переводы греческих и болгарских книг церковного и светского содержания. При церквах открывались школы, начинает развиваться грамотность. Вскоре после принятия христианства появляется летописание.
Создание центров письменности и грамотности, появление образованных людей в княжеско-боярской и церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы, которая складывалась вместе с развитием летописания, ростом образованности общества, становлением общественной мысли. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В 40-х гг. XI в. он создал «Слово о законе и благодати», в котором в публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. В письменной культуре доминировало летописание. Русские летописи были оригинальной формой литературно-исторического произведения.
Русь Изначальная была деревянной. Деревянную архитектуру отличала многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие пристроек. С приходом христианства Русь восприняла из Византии сооружение церквей по образцу крестовокупольного храма. Первым каменным храмом стала церковь Успения Богородицы (989-996 гг., разрушена в 1240 г.) В 1037 г.
Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве, который отразил сочетание славянских и византийских традиций. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, Чернигове.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире. При нем же был создан храм Покрова на Нерли. Одновременно строились храмы в Новгороде, Смоленске, Чернигове, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы.
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства начинает переживать перемены. Церковное искусство было подчинено одной цели - воспеть Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу духа над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. Необходимым атрибутом храмов были иконы, которые появляются в X в. Они были привезены на Русь из Византии, и русская иконопись находилась под влиянием византийской школы.
Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. В XII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская и киевская школы. Характерными особенностями иконописи, независимо от местных традиций, было плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.
Развивались фреска (живопись красками по сырой штукатурке) и мозаика (изображения, выполненные из цветных камней). Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. Совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения стали харак-тернои чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Резьбой славились утварь и посуда. Изящные украшения создавали золотых и серебряных дел мастера.
На Руси получили развитие три музыкальных направления: народная музыка, богослужебное пение и светское пение. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При многих княжеских дворах появились скоморохи - первые профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Богослужебное пение распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно в пении все ярче проявлялись отличительные свойства, присущие древнерусским народам.
Важным элементом культуры был фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались черты жизни людей того времени. Особое место в устном народном творчестве занимал былинный эпос, в котором выразилось общественное сознание, отразились нравственные идеалы народа.
Таким образом, впитав в себя и творчески переработав разнообразные художественные влияния, древнерусская культура на основе формирующегося православного самосознания выдвинула систему ценностей и духовных установок, которая во многом предопределила развитие культуры отдельных земель Руси в период политической раздробленности и оказала влияние на последующее культурное развитие.