Описание портрета неизвестной в русском костюме. История портрета

Простое русское лицо, луч света в царстве вельмож и героев античности, заполняющих зал №2. Автор этого шедевра знаменитый портретист Иван Петрович Аргунов, талантливый крепостной двух великих вельмож. Проходят века, вельможи уходят в историю, остаются произведения искусства, трогающие душу, хотя их авторы не принадлежали к элите.

Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. Первым его владельцем был князь Алексей Черкасский: канцлер Российской империи, губернатор Сибири, богатейший по числу душ помещик России. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) - живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Вскоре Иван Аргунов достиг уровня мастерства своего учителя в тонкости передачи фактуры дорогих тканей богатых одежд вельмож.

В 1743 году единственная дочь князя Черкасского Варвара Алексеевна, наследница крупнейшего состояния в России, была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, сына знаменитого петровского генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева, героя Полтавской битвы, полководца времен Северной войны, первым возведенным в графское достоинство Российского царства. Можно добавить, что молодой граф П.Б. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И.И. Скоропадского. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» - крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. П. Б. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие.

В конце 1760-х годов Аргунов был назначен управителем Миллионного дома Шереметевых в Петербурге. Годы проходят, Иван Аргунов становится мэтром, все больше сил уходит на управление усадьбами графа Шереметьева, все меньше времени остается на живопись.С конца 1780-х годов Аргунов практически совсем отошел от художественной деятельности.

И вдруг лебединая песня художника! В 1784 году Иван Петрович Аргунов пишет последний и самый знаменитый из своих портретов. Его модель не Императрица, не вельможная дама, а неизвестная крестьянка. По одной из версий на портрете изображена кормилица, жившая в доме Шереметьевых, по другой - крепостная певица и актриса театра Шереметьевых Анна Изумрудова-Буянова. Как следует из сайта Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/398): « этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят, именно, о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма , который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова».

В 1788 году Аргунов был назначен управителем Московского дома Н.П.Шереметьева и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. После этого назначения у художника, уже не осталось никакой возможности заниматься творчеством.

" Портрет неизвестной в русском костюме" был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Fêtes galantes ): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. А также сохраняющаяся до наших дней галломания, т.е. признание за Францией абсолютного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности. При всем при этом, Людовик XIV, известный как Король-Солнце, мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Галантные французы XVIII века, их короли и прекрасные маркизы отличались большим количеством опасных связей, незаконнорожденных детей и болезней, связанных с антисанитарией. Может поэтому галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.

А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи - крестьянскую тему. Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати, изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки.

Есть такое французское выражение «дорогостоящая простота», в противоположность «дешевому шику». Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Образ девушки со двора в поэзии, и в живописи.

Иван Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784

Это первый парадный портрет с крестьянкой в главной роли, поэтому многие склонны считать крестьянку не настоящей, а актрисой, переодетой в сарафан и кокошник. В пользу того, что барышня - действительно крестьянка говорят этнографически точный наряд Московской губернии и бесхитростное отсутствие всякой манерности. К тому же, Аргунов сам происходил из крепостных, поэтому его интерес к крестьянской тематике были особенно острым.

Владимир Боровиковский. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. 1795

Христинья выглядит не столько реальной крестьянкой, сколько воплощенной мечтой художника-сентименталиста, последователя Карамзина, утверждавшего, что «и крестьянки любить умеют!» Крестьянка-мечта предстает в национальном костюме, на фоне прозрачно-голубого неба и зеленоватого занавеса. Живописец любуется нежным лицом, красочным нарядом: белой рубашкой, зеленым сарафаном, отороченным золотым позументом, малиновым кокошником.

Алексей Венецианов. Девушка с теленком. 1829

Венецианов не только со стороны любовался очарованием привычной простоты, но и полностью построил свою жизнь на традициях деревенского уклада. Он поменял чиновничью участь на судьбу Академика художеств, живущего своим искусством вдали от столиц, в крохотном именьице Сафонково в Тверской губернии. Там он наладил маленькое, но образцовое хозяйство – по агрономической науке добился регулярных урожаев. Земля кормила семью Венецианова в прямом и буквальном смысле слова. Она же и ее жители питали вдохновение художника. Образ скромной девушки с теленком родился здесь, среди округлых холмов и густых лесов, на берегу тихой речки с почти символическим названием Ворожба.

Филипп Малявин. Изучение алфавита.

Малявин - чистая эмоция. Крестьянин из многодетной семьи, иконописец на Афоне, "мирискуссник" в Париже. Уже став известным живописцем, Филипп Андреевич признавался: «Долгое время я никак не мог решить, быть мне живописцем или резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы - вот будет мне семь, восемь. До десяти я и представить себе не мог, да это уже старость, мне казалось, люди после десяти лет уже пожилые... Я только одного боялся, как бы мне не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовал везде - на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам, чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался их советами». Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком: его девушки - это восторг, юмор, юношеская провокация и жизнерадостность.

Абрам Архипов. Портрет крестьянки. 1911 г.

Архипов – талантливый крестьянин, ученик Перова и Поленова. В качестве практики каждым летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды, выбирая в качестве моделей своих же односельчан. Поскольку он лично знал и людей, и их жизнь, картины получались живыми, жанровыми, а девушки - искренними и игривыми. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты написаны темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, яркой красочной гаммой.
Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого.

Зинаида Серебрякова. Крестьянская девушка. 1910-е гг.

Серебрякова своим художественным развитием в первую очередь обязана дяде Александру Бенуа - брату матери. Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. С их портретами связан и первый успех в творчестве художницы, который пришелся на 1914-1917 гг. Она создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе, очень «женских», аккуратных работ, воспевающих красоту и силу молодых крестьянок.

Владимир Татлин. Крестьянка. 1911

И Малевич, и Кандинский, и Ларионов, и другие представители авангардной молодежи искали новый язык и новые художественные приемы, чтобы рассказать о «духовном в искусстве», включить в живопись свои поиски философии нового времени. Перерабатывая накопленный опыт поколений – от русской иконы и лубка до фольклорного искусства, они изобретали собственные живописные стили. Татлин, например, всегда оставался в генетической связи с древнерусским искусством, иконописью, фресками: с изучения и копирования образцов древнерусского искусства он и начал свои занятия искусством вообще.

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

Слайд 13 из презентации «Русский портрет XVIII века 1» . Размер архива с презентацией 2706 КБ.

МХК 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Модернизм в культуре» - Абстракционизм. Большой интерес к негритянской культуре. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Работу выполнил ученик 11 А класса Мазун Кирилл. Мировоззренческое основание модернистского искусства. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Все картины в пепельно-розовом цвете. Периоды(продолжение):

«Рококо в живописи» - Виртуозно расставленные цветовые акценты. Счастливые возможности качелей. 1767г. Жиль (Пьеро). 1720 г. Лувр, Париж. Поцелуй украдкой. 1780-е годы. Дама в голубом. 1732 – 1806 гг. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ №83» г.Барнаула. Англия. Собрание Уоллес, Лондон. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Характерные особенности живописи рококо. Великолепный мастер колорита и изысканного рисунка. Франция. Супруги Эндрюс. 1749 г. Национальная галерея, Лондон.

«Барокко МХК» - Костюм был подчинен этикету. Творческий проект по мхк на тему: Барокко в архитектуре. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Барокко в скульптуре. Барочная мода. Ученика 11 «Б» класса: Казанского Алексея Учитель МХК: Максимова Ольга Александровна. Петра в Риме. Барокко в живописи. При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Барочный сфинкс у дворца курфюрста.

«Архитектура Ближнего Востока» - Петра (Иордания). Презантеция Любовецкой Дианы ученицы 11-Г класса. Храмовый комплекс которому более 4-х тысяч лет. Руины Храма Фортуны в римском Гелиополисе - Городе Солнца. Улу-Джами. Архитектура острова Арвад. Поражающие воображение и отлично сохранившиеся цитадель и крепость в г.Алеппо (Сирия). Крепость в г.Алеппо (Сирия). 10 архитектурных жемчужин Ближнего Востока. Центр древней Филадельфии. Мечеть Омеядов (Дамаск. Город Эрбиль. Сирия).

«Художники Возрождения» - Кусок дёрна (1502). Художники северного Возрождения. Рисунок пером. Автопортрет (?). Святая Анна с Мадонной и младенцем (1519). Портрет женщины (1506). Славу Дюрера упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве "Апокалипсис". Гравюры Дюрера. Четыре всадника. 1498. . Се человек (1511). Поклонение волхвов. (1500).

«Черты барокко» - Выдающиеся творения Растрелли. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Барокко. Лоренцо Бернини – «гений барокко». Русское барокко. Обилие пышных, декоративных украшений. Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Подчёркнутая театральность. Санкт – Петербург. Андреевская церковь. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ №83» г. Барнаула. Преобладание сложных криволинейных форм.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме - одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова.

Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Художник обрядил девушку в праздничный кокошник и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, что моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова.

Кружевница

«Кружевница» - картина русского художника Василия Андреевича Тропинина, написанная в 1823 году.

Тропинин, происходивший из семьи крепостных крестьян графа Миниха, в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную. В сентябре того же года он представил Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» для соискания звания художника. Картина «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени. Кроме этого полотна в 1820-1830-х гг. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»).

Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.

«Кружевница» была восторженно принята критиками, современник художника П. Свиньин отмечал: «…и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Всадница (Брюллов Константин)

Картина написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображенной на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». Была в 1832 г. выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на нее было очень много откликов, которые собрал, перевел один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.

На картине изображена сцена утренней прогулки. Воспитанница Ю. Самойловой Джованнина подъезжает к подъезду дома своей приемной матери, восседая на вороной лошади. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгоряченный ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака(на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы - «Samoylova»)лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зеленые туфельки, выбегает встречать ее и восхищенно смотрит на свою старшую подругу.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

1784. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность к высоким чувствам.

В образе неизвестной молодой красавицы много тепла, доброты и внимания художника к модели. Простая крестьянка, вероятно, как и сам художник, крепостная графов Шереметевых, позирует с величавым достоинством. Этот портрет предвосхищает исполненные внутренней красоты и просветленного покоя портреты крепостных крестьян кисти Алексея Венецианова.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Большая книга афоризмов автора

1. На русском языке Аллен. Суждения // Иностранная литература. - М., 1988. - № 11.Амиель А. Из дневника. - СПб., 1901.Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Бабичев Н., Боровский Я. Словарь латинских крылатых слов. - М., 1988.Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1994.Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Бальзак О. Физиология брака. - М., 1995.Богословский Н. Заметки на полях шляпы и кое-что еще. - М., 1997.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. - М., 1998.Вагнер Р. Письма.

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Афоризмы: По иностранным источникам. - М., 1985.Афоризмы о религии и вере. - Минск, 2000.Бердяев Н. А. Афоризмы. - Б.м., 1985.Бирс А. «Словарь Сатаны» и рассказы. - М., 1966.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. (Мысль в слове.) - М., 1998.Буддизм: Четыре благородные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую роль играли в старинном русском костюме понёва и кика? Понёва (вид юбки) и кика (вид головного убора) составляли отличительную черту костюма замужней русской женщины. Без них она ни при каких обстоятельствах не могла появляться на людях. Понёву первый раз надевали

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Газеты и журналы на русском языке Некоторые российские журналы и газеты («Коммерсант», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты») продаются в газетных киосках международных аэропортов и ж/д вокзалов крупных

Из книги Химическая проверка и чистка марок автора Навотный Ладислав

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Брошюра чешского филателиста Ладислава Новотного является полезным справочным пособием о том, какими физическими и химическими способами привести в хорошее состояние загрязненную, испачканную при пересылке или небрежном

Из книги Энциклопедия татуировок автора Филатова С. В.

Надписи на русском языке «Главное в зоне - вор в законе»«Прощай и люби меня!»«Девственность - роскошь»«Не забуду мать родную»«Они устали ходить под конвоем»«Пусть ненавидят, лишь бы боялись»«Мама, спи и жди меня»«Если ты не знаешь горя - полюби меня!»«Умерщвление - не

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

The Man in the White Suit Человек в белом костюме 1951 - Великобритания (85 мин)· Произв. Ealing (Майкл Бэлкон)· Реж. АЛЕКСАНДР МАККЕНДРИК· Сцен. Джон Дайтон, Александр Маккендрик, Роджер Макдугалл по пьесе Роджера Макдугалла· Опер. Даглас Слоукэм· Муз. Бенджамин Фрэнкел· В ролях Алек

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Порядок слов в русском языке Написал про базовое и сразу же наперекор себе подумал, а что, если вот так, начиная еще с предисловия или введения, потихоньку вкраплять понемногу и законы правильной расстановки слов? Если у нас блип-учебник, то почему материал должен быть по

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

1. На русском языке Аллен. Суждения // Иностранная литература. – М., 1988. – № 11.Амиель А. Из дневника. – СПб., 1901.Афоризмы: По иностранным источникам. – М., 1985.Бабичев Н., Боровский Я. Словарь латинских крылатых слов. – М., 1988.Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных