Ольга Попова: «Я эмигрировала из Древней Руси в Византию.

Доктор искусствоведения Ольга Попова: "Почему Церковь так волнуют материальные ценности?"

Новые Известия, 15.3.2010.

Разработанный правительством РФ законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности" вызвал острую полемику между РПЦ и работниками искусства. Последние выступили даже с обращением к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Мнения людей разделились. Одни полагают, что Церковь не сможет обеспечить сохранность передаваемых памятников культуры, а музеи лишатся фондов. Другие считают опасения напрасными. Кто прав – об этом мы беседуем с заведующей Отделом византийского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, профессором Отделения истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ольгой ПОПОВОЙ.

– Ольга Сигизмундовна, вы в числе представителей нашей культурной и научной интеллигенции подписали обращение к духовному лидеру. Есть ли что-то еще, что бы вы хотели добавить?

– Я надеюсь, что этот закон, конечно, никогда не будет принят. Если же все-таки случится, что его примут, то я рассматриваю такую возможность как трагедию для нашей культуры и для государства в целом. Сейчас у нас есть прекрасные музеи древнерусской иконописи. Посмотреть на иконы, которых нет больше нигде, к нам едут со всего света. Представить, что все это разойдется по разным уголкам нашей необъятной территории, просто страшно. Потом ведь всего того, что собиралось с таким трудом, что составляет особое богатство страны, уже не восстановишь... Но даже не это самое печальное. Нынешняя наша Церковь не может справиться с таким наследием. У меня создается впечатление, что она даже не понимает, за что берется. Церковь – не музей. У нее нет условий хранения, нет реставраторов, нет хранителей. Эти профессиональные категории формировались у нас почти полтора века, но не в церкви. И люди это очень достойные, знающие свое дело. Люди, которые в условиях советской власти сохранили все то богатство, на которое Церковь сейчас так легко претендует. Если бы не они – ученые, историки искусства и архитектуры, реставраторы, музейные работники – ничего бы из памятников сейчас у нас не было. Все бы пожгли, испортили либо просто продали. Кроме того, судя по обтекаемому тексту этого законопроекта, в то, что именуется в нем "имуществом", входит все – и иконы, и литургические сосуды, и рукописи. Говорится даже о передаче церковных библиотек! У меня как у специалиста по древним рукописям просто волосы на голове шевелятся, когда я думаю, что рукописные собрания – например, собрание Синодальной библиотеки – могут покинуть стены ГИМа или РГБ, где они хранятся в прекрасных условиях. Куда? В библиотеку Андреевского монастыря? Это немыслимо!

– Кроме того, это потребовало бы, наверное, неимоверных финансовых затрат... Содержание специалистов, специальной техники, гарантии определенного уровня культуры при обращении с этими ценностями. Возникает вопрос: отдают ли себе отчет в том, к чему прикасаются, сами инициаторы передачи?

– Думаю, что нет. Для того чтобы оценить реальную значимость этих вещей, нужен достаточно высокий уровень образованности. Что знают широко? Знают, что это вещь знаменитая, что она очень древняя. Вот и все. А в чем именно ее историко-культурная и художественная ценность – это понимают в основном именно специалисты. Те, кто такой закон формулировал, по-видимому, люди, не имеющие представления о том, как хранятся эти уникальные ценности. К тому же ценности эти очень ветхие. Иную икону просто перенести из зала в зал – довольно сложное дело. А если она будет находиться в храме, кто за ней будет следить? Я поражаюсь, почему нигде в СМИ не слышно о катастрофической истории с иконой "Боголюбская Богоматерь". Вероятно, эту историю стараются замалчивать, хотя о ней было подробно рассказано в докладе директора Владимиро-Суздальского музея на большом собрании во Владимире. Эта икона, связанная с именем князя Андрея Боголюбского, является настоящим шедевром иконописи XII века. После очень сложной реставрации, длившейся много лет, она была передана в Княгинин монастырь во Владимире, пробыла там более 10 лет, и результат ужасающий. Сейчас ее забрали из монастыря, на руках перенесли на реставрационный стол Владимирского музея. Перевозить ее нельзя, и реставраторы пока не могут решить, что с ней делать. Состояние ее критическое, и это указание нашим властям на то, что может произойти при передаче всех икон Церкви...

– То есть инициатива по созданию норм и условий для размещения и хранения музейных ценностей должна исходить от тех людей, которые знают, что и как надо делать?

– Несомненно. Но при работе с этим законопроектом совершенно не советовались с музейными работниками – с реставраторами, с учеными-искусствоведами, ни с кем. Я говорила с разными людьми. Даже из Свято-Тихоновского университета никого не привлекали! А там, между прочим, есть отдел реставрации, где обучаются реставраторы. Там работают крупные специалисты, которые могли бы дать рекомендацию или отказать в ней тем, кто вершит такое законотворчество. Я не говорю уже про ученый люд – научно-исследовательские институты, центры, Институт искусствознания, где есть древнерусский сектор. Почему все консультации происходят только в административных верхах?

– Открытое обращение к патриарху – спонтанный протест или начало какого-то объединения культурной общественности?

– Я не была непосредственным организатором обращения и не могу ответить на этот вопрос. Это молодые, более активные мои коллеги, которые, конечно, не будут молчать. Я тоже не буду молчать. Думаю, что объединение коллег в защиту этих уникальных ценностей русской культуры произойдет.

– Представители Церкви подчеркивают, что видят в музейных ценностях, прежде всего, религиозные святыни. Однако это еще и факты нашей истории и культуры...

– Конечно, это факты и свидетельства всей истории русского народа и русской культуры. Как же можно сейчас рисковать, чтобы все это обратилось в прах? Многие иконы, например, нельзя давать верующим целовать: они ветхие, и тогда их просто не станет.

– Наверное, далеко не все, кто считает себя верующим, отличают Церковь с прописной буквы от религиозной организации, которая называется так же...

– Я человек верующий, человек православный. Более того, я человек церковный. В церкви я бываю очень часто и часто приобщаюсь Святых Христовых Таин: это мне помогает жить. Я говорю не извне, а изнутри, я радуюсь процессу возрождения в Церкви. Но при этом я специалист, историк искусства. Сейчас немало художников, которые пишут иконы, и современные иконописцы усвоили очень многое из старой иконописи. Любая икона, даже написанная только что, может стать чудотворной. Случаев таких в XX веке, как мы знаем, немало. Например, созданная недавно на Афоне и приобретенная неким канадцем икона, которая творила много чудес. Он ездил с ней по миру (в 1982 году обладателем иконы Монреальской Иверской Богоматери стал православный канадец чилийского происхождения Хосе Муньос Кортес, который привез икону с Афона в Монреаль и совершал с ней паломнические поездки. – "НИ"). Святость иконы необязательно связана с ее древностью. Кроме того, Церковь знает, что делались копии икон, в том числе чудотворных, которые были тождественны подлиннику и тоже могли творить чудеса. Так почему сейчас Церковь так стремится иметь в своих стенах именно Троицу Андрея Рублева? Ведь в Троице-Сергиевой Лавре есть прекрасная копия, сделанная когда-то Василием Кириковым с Троицы Рублева. Неужели ее мало? Можно создавать и современные образы. Есть и отдельные художники, и целые мастерские. Прекрасная иконописная школа есть в Троице- Сергиевой Лавре. Церковь может быть насыщена иконами, но для этого совершенно необязательно разорять музеи. История нашего расточительства богата.

– Такова печальная традиция. И, кстати, надежды на ее перелом в постсоветской России связывались у людей как раз с Церковью...

– Да, и я была в числе таких людей. В начале 90-х годов я даже выступала на больших собраниях за то, чтобы передать многие иконы Церкви. Я ошибалась и в течение прошедших лет изменила точку зрения. Я чувствую свою личную ответственность за то, что случилось, в частности, с Боголюбской иконой. Кроме того, почему материальные ценности так волнуют Церковь? Может быть, стоит проявлять большую заботу о других вещах? По опыту моих встреч с разными людьми я могу сказать, что это стремление к имущественным приобретениям нередко отталкивает их от Церкви. Всякого рода стяжания и так слишком много в обществе, которое просто задыхается от погони за материальностью.

Михаил Ситников

Редакцией за весьма нечистоплотное поведение. Оказывается, этот юзер решил в отместку собрать «компромат» на музейный блог и даже вывесил у себя соответствующее воззвание:-)

Буквально через 10 минут (!) после появления в Сети этого «зова» на свет божий вылезла м-м Краснова Татьяна Викторовна, давно помешавшаяся на почве нетрадиционной ориентации своего мужа . Нам уже приходилось как-то замечать, что днюет и ночует в ЖЖ, мониторя его постоянно в поисках новых жертв и сея на просторах Интернета ложь, клевету и раздоры:

Вот и на этот раз подружившегося с ними «церковного звонаря» К.М. они вдоволь напичкали сплетнями из нашего Музея, кого там «выгнали», кому какую начислили зарплату, кто как связан с директором ЦМиАР и т.д. и т.п. Похвальная осведомленность, согласитесь, для совершенно посторонних лиц:-) Как говорится, сами себя и высекли публично, обнаружив «тесный контакт» с Г.В. Поповым, который с помощью издает за музейный счет (!) свою макулатуру писанину:

Занятно, что у маниакально одержимой vespro хватает ума помалкивать о тёмных делишках своего мужа с его осведомителем, ставшим год назад , которых она гордо именует «всем музейным сообществом »:-) Нельзя не заметить, регулярное чтение нашего музейного блога идёт м-м Красновой (Нерсесян) явно на пользу: если раньше она всячески отрицала, что сотрудники нашей редакции работают в Музее, то теперь вынуждена сообщать, что их держит «на какой-то минимальнейшей из ставок », видимо, после публикации в ЖЖ расчётного листка бухгалтерии ЦМиАР:

С таким же остервенением, как и в случае с , эта набрасывается и на критиков другого своего идола - , которая позволяла подменять её иногда на семинарах в МГУ. Провальный теледебют О.С. Поповой по византийскому искусству в программе из цикла "ACADEMIA" (см. видео) многим открыл глаза, что король - то голый, пардон, в данном случае «королева»:-) Но мало-мальское обсуждение в одном из блогов достоинств и недостатков сей дамы, мнящей себя «серым кардиналом отечественного искусствоведения», обернулся истеричной кампанией по отфренду, в результате чего хозяйка блога Ирина Горбунова-Ломакс верно заметила , что всё это одна «лавочка»:

«В который раз наткнувшись в ленте на ссылку, послушала-таки Ольгу Сигизмундовну.
Даже не смешно.
Доктор искусствоведения, крупнейший у нас специалист по Византии считается. И вот она берётся обобщить свои обширные знания и рассказать кратко и доходчиво об ОСОБЕННОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА византийского искусства. Повторю ещё раз, если кто не понял: доктор в начале лекции обещает нам именно вот эти особенности, а не что-то другое.

Меня хватило на полторы лекции, хотя ясно всё сделалось уже через двадцать минут. По заявленной теме, в промежутках между бросками в византийскую историю, византийский менталитет, византийскую философию, святоотеческое богословие и основы аскетического мировоззрения, доктор сообщает нам сведения трёх родов :
- либо ложные (как, например, плоскостность, якобы свойственная византийской живописи. Цитата, одна из многих перлов: «каждая вертикаль служит для распластывания формы» - это о складках на мозаиках Равенны. Или утверждение об освещённости формы светом изнутри - тут уж я ржунимагу, извините за ещё одно цитато, о лике Богородицы, сразу после пассажа об ассисте, таком нетварном свете в виде золотых лучей: «Где здесь свет? Никаких отдельных лучей нет! А между тем лицо сияет. А это потому, что здесь свет вошёл внутрь и осветил эту фигуру изнутри»),
- либо факультативные, выдаваемые за всеобщие и полные символического значения (как, например, о золотых фонах и ассисте только на особо святых персонажах - последнее, впрочем, не столько факультативное, сколько ложное),
- либо истинные и не факультативные, но вовсе не являющиеся особенностями художественного языка византийского искусства , а справедливые для гораздо более широких стилистических групп, начиная от академизма и кончая стилистикой американских анимаций.
Это называется - двойка, тема сочинения не раскрыта. Совсем, никак не раскрыта.

А ещё мне понравились ответы доктора на вопросы студентов. Не совсем только уловила, хотели ли вопрошавшие Сигизмундовну нарочно срезать, или же это у них были песни невинности, а срезать получилось само собой.

Один спросил, каких ещё цветов бывали фоны в византийском искусстве. И тётя, только что минут десять сряду вставлявшая юношеству про «золото, только золото! В крайнем случае - белый фон! » рассказала, что фоны бывали также и красными, и зелёными, и тёмно-зелёными, и жёлтыми, и синими, и тёмно-синими. То есть запомните, дети, - есть у византийского искусства такая общая, всеобъемлющая и всепокрывающая особенность - золотой фон, но только эта особенность не всегда ему свойственна.

Другая спросила, как сказалось на византийской стилистике падение Константинополя. В ответ тётя рассказала о том, как изменилась стилистика как и куда эмигрировали художники, какие возникли новые школы и на закуску отмочила следующее (цитата): «Это всё - не византийское искусство. Это подражание византийскому искусству. Нет империи - нет искусства» .

Нецыи ещё удивляются, как же так, ах, откуда у молодёжи разжижение мозгов отсутствие культуры мышления. На себя посмотрите, академики старого закала. Кстати, если империи (СССР в данном случае) нет, то как обстоят дела с имперской наукой, искусствоведением в частности? Ольга Сигизмундовна есть, а науки имперской нет, или О.С. является-таки представителем имперской науки, или науки и тогда уже не было, или как?»:

Доктор искусствоведения, с 2004 г. Зав. сектором Византийского искусства, с 2002 г. (в 2002—2013 гг. — отдел Византийского искусства). Работает в институте с 2002 г.

Сфера научных интересов — византийское и древнерусское искусство

Также:

  • Профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с 2005 г.
  • Член оргкомитета ежегодной научной конференции «Лазаревские чтения», проводимой на историческом факультете МГУ с 1977 г.
  • Член редколлегии журнала «Византийский временник», с 1988 г.
  • Почетный член Христианского археологического общества Греции с 1998 г.

Награды:

В прошлом:

  • Библиотекарь отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, 1960-1965
  • Младший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики АН СССР, 1971-1975
  • Сотрудник кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, ассистент в 1968-1977, доцент в 1977-2005, профессор с 2005 г.

Образование:

  • Отделение истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, 1960 (специальность: искусствоведение)
  • Аспирантура на отделении истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, 1965-1968
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией», 1973
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Византийские и древнерусские миниатюры», 2004

Oсновные публикации

Монографии:

Popova O. Les miniatures russes du XI au XV siècle. Leningrad, 1975.

Попова О. С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией. М., 1980.

Popova O. Russian Illuminated Manuscripts. London, 1984. То же на немецком и французском языках: Russische illuminierte Handschriften. Leningrad, 1984; Les manuscrits enluminés Russes. Leningrad, 1984.

Попова О. С. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Милан, 1996; то же параллельно на итальянском языке: Ascesi e Trasfigurazione. Immagini dell’arte byzantina e russa nel XIV secolo. Milano, 1996

Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003 (37 п.л.)

Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006 (68 п.л.)

Попова О.С. , Захарова А.В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины X — начала XII века. Москва, Гамма-пресс, 2012 (58,5 п.л.)

Попова О. С. Пути византийского искусства. Москва, Гамма-пресс, 2013 (58 п.л.)

Материалы конференций:

Более 100. Полный список научных работ О. С. Поповой опубликован на личном сайте: http://olgapopova.professorjournal.ru/5#spisokrabot

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Попова О. С. Византийские иконы XIV — первой половины XV вв. / Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII — первой половины XV века. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 1991. С. 11-40.

Коллективные труды:

Попова О. С. Изобразительное искусство Византии // Культура Византии второй половины IV—VII вв. М., 1984. С. 546-572.

Попова О. С. Раннехристианское искусство (II-V века). Византийское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 212-303.

Попова О. С. Живопись конца X — середины XI в. Искусство Киевской Руси второй половины XI — первой четверти XII в. // История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века / T. B. Архипова, А. И. Комеч, М. А. Орлова, В. Я. Петрухин, О. С. Попова, М. А. Сагайдак, В. Д. Сарабьянов. М., 2007. С. 263-323, 423-469, 505-511.

Попова О. С. Раннехристианское искусство. Искусство Византии // Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Часть первая / Под ред. В. П. Головина и В. С. Турчина. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Истор. ф-т Моск. ун-та, 2009. С. 82-109.

Попова О. С. Византийские иконы VI-XV веков // История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI—XX вв. М., 2010. С. 41-94.

СССР ,
Россия Россия

О́льга Сигизму́ндовна Попо́ва (род. 13 июля , Москва) - ведущий советский и российский искусствовед, специализирующийся на византийском и древнерусском искусстве.

Преподаватель кафедры всеобщей истории искусства отделения истории искусства исторического факультета МГУ , доктор искусствоведения, профессор. «Её статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семинары в Московском университете - значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов» .

Очерк биографии и научной деятельности

Мать - филолог, однако из-за того, что она была по национальности полькой, - ей было невозможно устроиться работать по специальности. Отец, погибший в 1941 году на фронте, был журналистом .

Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ (1960), ученица В. Н. Лазарева . С 1960 по 1965 год работала в Отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина .

В начале занималась только древнерусским искусством, поскольку изучение византийского в 1950-е годы не приветствовалось. В своем интервью Попова рассказывает: «…я ушла обратно в университет, когда меня позвал мой учитель Виктор Никитич Лазарев. На дворе был 1965 год, и уже можно было поступать в аспирантуру по выбранной моей теме. Чисто византийскую тему взять было все ещё нельзя. Вот древнерусскую - другое дело (…) Виктор Никитич оставил меня в университете. Это было трудно сделать, но он добился. Он расширил курс византийского искусства, сделал его многочасовым, семестровым. И с тех пор моя заинтересованность в древнерусском искусстве становилась все меньше, а византийском - возрастала» .

Попова вспоминает: «А потом Виктор Никитич, который вообще очень много для меня сделал, создал курс византийского искусства. Раньше Византия была в виде нескольких лекций, которые читал член-референт ЦК партии Полевой. А Виктор Никитич создал большой семестровый курс византийского искусства и оставил меня в университете этот курс читать. И это повернуло меня, мой корабль, мой парус из Древней Руси в сторону центра, в сторону Византии. Я в некотором роде эмигрировала из Древней Руси в Константинополь. И очень этим довольна. Я сама византийская по натуре, я центральная, я люблю столичное византийское искусство в его самых высоких вариантах ».

Издала шесть книг, а также более 100 научных статей. Кроме России, печаталась в Греции, Италии, США, Дании, Бельгии, Германии, Югославии, Болгарии. Многократно выступала с докладами на конференциях и конгрессах, российских и международных, в России, в Америке и в разных странах Европы. Основные интересующие проблемы: аскетическое направление в византийском искусстве разных периодов; типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания; переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов. Основные темы: история византийского искусства IX-XII веков по миниатюрам греческих рукописей; искусство Киевской Руси XI- нач. XII вв. Основной метод исследования - стилистический анализ .

«Ольга Сигизмундовна пишет очень интересно - это профессионал высочайшего уровня. Но главное - она умеет ВИДЕТЬ икону, ВИДЕТЬ византийское и русское искусство. В своих научных исследованиях она и передает то, что ВИДИТ - глубоко, затрагивая самую суть. Дух её исследований - это всегда нечто потрясающее. Настоящая проповедь. От её книг я просто загорелся иконописью, как клок сена от спички» (Александр Лавданский) .

С 1978 года состояла членом комиссии по искусству при Международной Ассоциации византинистов. В 1998 году была избрана почётным членом Христианского археологического общества Греции (Christian Archaeological Society, Greece). Является постоянным членом редакционной коллегии ежегодника «Византийский временник ». В 2003 году получила звание Заслуженного преподавателя МГУ , в 2009 году - награждена премией имени М. В. Ломоносова.

Из статьи «Религиозное подполье восьмидесятых»: «Тогда же возрождалась связь с искусствоведами, многие учились понимать иконопись на работах Ольги Сигизмундовны Поповой. Мне Бог тоже подарил встречу с ней. Она была моим учителем в МГУ, я писала у неё диплом. Именно она показала мне подлинную глубину иконы. Мы ей все благодарны. К ней на лекции всегда приходили и художники, и иконописцы, и просто люди, интересующиеся православной культурой. Благодаря её работам, художники, вслед за искусствоведами, пытались именно вникнуть в икону» .

В 2008 году был опубликован «Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой», где опубликована биографическая статья о ней . С 2010 года - постоянный куратор международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» .

Библиография

книги
  • Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad, Аврора, 1975. На французском языке с английскими аннотациями. 170 с.
  • Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М., 1980. 265 стр. Тираж 25000 экз.
  • О. Попова. Н. Каплан. Russische illuminierte Handschriften. Leningrad, 1984 (Русские художественные промыслы). Тираж 100000 экз.
  • Russian Illuminated Manuscripts. Thames and Hudson London, 1984. ISBN ISBN 0-500-27310-3 / ISBN 978-0-500-27310-4
  • Die Fülle des Lichtes. Ikonen aus Byzanz. Milano, 1994
  • Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Милан, 1994
  • Смирнова Э. С., Попова О. С., Вичини А. Armonie del Paradiso (San Sergio e Rublev). Milano, 1994.
  • В соавторстве.

Родилась 13.07.1938, г. Москва. Окончила отделение истории искусства исторического факультета МГУ в 1960 г. и аспирантуру в 1968 г.

Кандидатская диссертация : Искусство Новгорода, Москвы и Византии в первой половине XIV века (Отделение истории искусства исторического факультета МГУ, 1972).

Докторская диссертация : Византийские и древнерусские миниатюры (Отд. истории искусства исторического факультета МГУ, 2004).

С 1960 до 1965 года работала в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина.

Младший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики АН СССР, 1971-1975

С 1968 - 1976 года ассистент, с 1976 по 2005 год доцента, с августа 2005 года - профессор кафедры всеобщей истории искусства.

С 2002 года заведует Отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания Министерства культуры РФ.

Член редколлегии сборника «Византийский Временник».

Учитель :
В.Н. Лазарев

Область интересов :
История искусства Византии и Древней Руси.

Сочинения :

Новгородские миниатюры и второе южнославянское влияние // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

Галицко-волынские миниатюры раннего XIII века (к вопросу о взаимоотношении русского и византийского искусства) // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad, 1975.

Свет в византийском и русском искусстве XII-XIV веков // Советское искусствознание"77, вып.1. М., 1978.

Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М., 1980.

Изобразительное искусство Византии // Культура Византии второй половины IV - VII вв. М., 1984.

Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003

Греческая иллюстрированная рукопись второй четверти XIV в. из Венской Национальной библиотеки (Theol. Gr. 300) // Мир Александра Каждана. К 80-летию со дня рождения. СПб., 2003.

Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI в. и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005.

Le illustrazioni dei manoscritti antico-russi // Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostanti. Vol.3. Le culture slave. A cura di M.Capaldo. Roma, 2006.

Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

Мозаики Осиос Лукас и Софии Киевской // София. Сборник трудов в честь А.И.Комеча. М., 2006.

Миниатюры Изборника Святослава 1073 г. и византийское искусство третьей четверти XI в. // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С.Смирновой. М., 2007.

Образ и стиль в мозаиках Софии Киевской // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк. Материалы конференции. СПб, 2008.

Пути византийского искусства. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2013, - 460 с.