Николай петрович биография отцы и дети. Какое место занимает Кирсанов в романе? Биография Николая Кирсанова – типичное явление прошлого

Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.

Биография Николая Кирсанова – типичное явление прошлого

Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.

Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.

Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству.
Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.

Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.

Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.

Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.

Тест по произведению

Принято считать, что главным героем романа И.А. Тургенева «Отцы и дети» является нигилист Евгений Базаров. Конечно, во многом это верная точка зрения. Но Базарова никак нельзя назвать положительным героем произведения. А есть ли такой в романе вообще?

На мой взгляд, есть. В «Отцах и детях» присутствует персонаж, по своим жизненным убеждениям чрезвычайно близкий самому Тургеневу. Именно через этот образ писатель передает свой взгляд на мир и человеческую жизнь. Этот герой- Николай Петрович Кирсанов.

Казалось бы, это один из самых незаметных персонажей в произведении. Он мягок, добродушен, чуток и тактичен. Возможно, поэтому его слова, на первый взгляд, не слышны в романе. Однако это только на первый взгляд. По ходу произведения мы все больше убеждаемся, что Николай Петрович – один из самых гармоничных и уравновешенных героев романа, познавший истинный смысл жизни и достигший состояния счастья.

Мы видим, что Николай Петрович абсолютно не приспособлен к «практической» жизни. Это автор подчеркивает уже в самом начале романа, показывая нам заброшенные угодья, принадлежащие этому герою, нищету его крестьян, разруху на полях: «…мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам».

Однако, несмотря на это, Николай Петрович живет богатой внутренней, душевной жизнью, находится в гармонии с собой, своим возрастом, окружающей жизнью.

Биография этого героя выведена довольно подробно, и в ней мы находим немало параллелей с жизнью самого И.А. Тургенева. Так, Николай Петрович воспитывался, как и писатель, до определенного возраста в семье «матушки - командирши», а затем был отдан по «штатской части» - в Петербургский университет. Старший же брат героя, как и брат Тургенева, учился в военном заведении, и все прочили ему блестящую карьеру.

Тургенев показывает, что Николай Петрович способен на глубокие и искренние чувства. Он не стесняется их, а, наоборот, считает высшей ценностью в жизни. Так, герой был всей душой предан своей первой жене: «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались…» Когда же Маша умерла, Николай Петрович «едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Мы понимаем, что всю свою любовь этот герой перенес на сына Аркадия, в котором души не чаял: «Аркаша! Аркаша! - закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками...»

Мы застаем этого героя в возрасте сорока с небольшим лет, живущего, по мнению Тургенева, настоящей, полной и насыщенной жизнью. Так относится к своему существованию и сам Кирсанов, несмотря на все нападки Базарова (который, впрочем, высоко ценит его) и снисходительное отношение своего старшего сына.

Николай Петрович любит поэзию, музыку, природу: «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias*, в...м уезде -играет на виолончели!» Он наслаждается простыми вещами, способен любить, дарить тепло и поддержку. Подтверждение тому – его молодая жена Фенечка и маленький сын Митя. Важно, что Николай Петрович считает Феню своей женой, а сына – законным наследником, несмотря на то, что молодая женщина, родившая ему Митю, незнатного происхождения. Это говорит о том, что Кирсанову чужды сословные предрассудки, для него главное – голос сердца, души.

Николай Петрович по-настоящему добр и отзывчив, он всегда готов прийти на помощь тем, кто нуждается в нем, особенно когда речь идет о членах семьи. Так, он поддержал своего брата Павла Петровича, когда тот, после сильнейшей личной драмы, находился на распутье, не знал, как ему жить дальше.

Николай Петрович по-настоящему мудр и терпим, не любит конфликтов, снисходительно, но с уважением относится к увлечению своего сына и его друга нигилизмом, хотя сам не разделяет взглядов молодежи. Однако не «рубит с плеча», как это делает Павел Петрович. Кирсанов понимает, что, возможно, отстал от жизни, и поэтому старается услышать иные точки зрения, но не теряет и своего мнения.

В финале романа Николай Петрович – один из самых счастливых, удовлетворенных жизнью, гармоничных людей. Он по-настоящему счастлив – его окружает любящая семья: жена, маленький сын Митя, Аркадий – продолжатель и помощник.

Николай Петрович Кирсанов превыше всего в жизни ценит простые вещи – любовь, дружбу, семью, благополучие близких. И это, говорит нам Тургенев, единственные жизненные ценности, о которых стоит заботиться. Таким образом, Николай Петрович выражает взгляд самого автора на человеческую жизнь - ее смысл, высшие ценности, правила и законы. Именно поэтому сам Тургенев писал: «Николай Петрович – это я…»

Кирсанов Николай Петрович - отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда», - трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией - слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.

    "Отцы и дети" - одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент...

    50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти...

    События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение...

    "Нас не так мало, как вы полагаете", - говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе "Отцы и дети" Базаров одинок, и в этом более всего сказывается недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения. В России...

    Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или - зачем он так хорош? И. С. Тургенев “Роман "Отцы и дети" шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение...

Внешний конфликт романа Тургенева «Отцы и дети» — это столкновение двух эпох, двух мировоззрений, философии «отцов» и «детей». Представителем нового поколения в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Непосредственным антагонистом Базарова, явным противником его является Павел Петрович Кирсанов, утонченный, рафинированный аристократ. «Скрытым» же противником Базарова является Николай Петрович Кирсанов, тонкий и деликатный человек, эстет, любящий все прекрасное: природу, музыку, поэзию. Характер Николая Петровича, образ мыслей, его чувства, привычки, пристрастия — все это противопоставлено в романе характеру Базарова, его внутреннему миру, его идеологии, грубым, материалистическим воззрениям.

Николай Петрович Кирсанов — это персонаж, на стороне которого явные авторские симпатии. Мы знакомимся с ним уже на первых страницах романа. Внешность его не имеет в себе ничего примечательного, запоминающегося. Это «седой», «пухленький», «немного сгорбленный» барин, «лет сорока с небольшим».

Жизненные обстоятельства его тоже достаточно типичны. Николай Петрович происходил из семьи военного. Отец его, боевой генерал 1812 года, командовал сначала бригадой, потом дивизией. Семья постоянно жила в провинции. Как И старший брат Павел, Николай Петрович был определен на военную службу, однако неожиданная травма помешала его военной карьере. Тогда отец поместил Николая в петербургский университет. Там же в гвардейском полку служил и Павел Кирсанов. Родители молодых людей вскоре умерли, и Николай Петрович, выдержав срок траура, женился на молодой, прелестной девушке. Вместе с женой он поселился в деревне, где в скором времени у него родился сын, Аркадий. Однако десять лет спустя жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович занялся воспитанием сына, хозяйственными преобразованиями. В 1855 году он повез сына в университет и жил с ним три зимы в Петербурге. Потом Кирсанов вновь возвратился в свое имение, где вот уже несколько лет вместе с ним жил и вышедший в отставку брат, Павел, и куда приехал Аркадий, закончив обучение.

Хозяйство Кирсановых полностью расстроено. Управляющий ловко обманывает Николая Петровича, не обладающего необходимой для помещика практической хваткой. Кирсанов непрактичен, мягок, слабоволен. «Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета», — говорит Базаров Аркадию. Однако Аркадий, да и сам автор, думается, придерживаются иного мнения о Кирсанове. В Николае Петровиче много положительных качеств, явных достоинств. Он хорошо воспитан, образован, добр и деликатен, гостеприимен, искренне привязан к своей семье, брату Павлу и Аркадию, заботится о Фенечке и Мите. Этот герой олицетворяет собой старое, доброе дворянство, уходящее в прошлое. Рядом своих качеств Николай Петрович напоминает нам графа Илью Андреевича Ростова из романа Толстого «Война и мир».

Кирсанов — настоящий эстет, он ценит все прекрасное, любит музыку, поэзию. Базаров смеется над его музыкальными занятиями, считая их бесполезными, а Тургенев как бы мимоходом замечает: «...медом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Базаров считает поэзию ерундой, замечает, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта — Николай Петрович же читает поэмы Пушкина.

Кирсанов мечтателен и сентиментален. Если для Базарова мечты — блажь, чепуха, романтизм, то для Николая Петровича — это органичное состояние души, необходимая составляющая бытия. И Тургенев раскрывает эту особенность натуры героя в сцене летнего вечера в саду.

Николай Петрович Кирсанов — один из любимых героев Тургенева. «Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других», — замечает писатель в письме к Случевскому. Писарев считал этого героя необыкновенно гармоничной личностью, человеком, живущим в согласии с собственной натурой, в отличие от Базарова и Аркадия. «Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается па том миросозерцании, которое дает пищу его воображению...», — замечает критик. На стороне Кирсанова в романе вечные жизненные ценности: любовь, семья, доброта и благородство, природа и искусство. И этим тургеневский герой вызывает неизменные симпатии читателей.