Николай фигнер. Значение фигнер вера николаевна в краткой биографической энциклопедии

Русский певец, антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М. И. Фигнер. Искусство этого певца сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании того типа певца-актера, который стал примечательной фигурой русской оперной школы.

Когда-то Собинов, обращаясь к Фигнеру, писал: «Под чарами твоего таланта трепетали даже холодные, зачерствелые сердца. Эти минуты высокого подъема и красоты не забудет, кто хоть раз слышал тебя».

А вот мнение замечательного музыканта А. Пазовского: «Обладая отнюдь не замечательным по красоте тембра характерным тенором, Фигнер тем не менее умел волновать, порою даже потрясать своим пением самую разнообразную аудиторию, в том числе наиболее взыскательную в вопросах вокально-сценического искусства».

Николай Николаевич Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии 21 февраля 1857 года. Сначала он учился в казанской гимназии. Но, не дав ему закончить там курса, родители отдали его в петербургский Морской кадетский корпус, куда он поступил 11 сентября 1874 года. Оттуда через четыре года Николай был выпущен гардемарином.

Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 году Николая произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили по болезни со службы с чином лейтенанта.

Его морская карьера неожиданно прервалась при обстоятельствах не совсем обычных. Николай влюбился в бонну-итальянку, служившую в семье его знакомых. Вопреки правилам военного ведомства Фигнер решил незамедлительно жениться без разрешения начальства. Николай тайно увез Луизу и обвенчался с ней.

Начался новый, решительно не подготовленный предыдущей жизнью этап в биографии Фигнера. Он решает стать певцом. Отправляется в Петербургскую консерваторию. На консерваторской пробе известный баритон и преподаватель пения И.П. Прянишников берет Фигнера к себе в класс.

Однако сначала Прянишников, затем знаменитый педагог К. Эверарди дали ему понять, что у него нет вокальных данных, и посоветовали отказаться от этой затеи. Фигнер, очевидно, был другого мнения о своем даровании.

За короткие недели учебы Фигнер приходит, однако, к определенному заключению. «Мне нужны время, воля и работа!» - говорит он себе. Воспользовавшись предложенной ему материальной поддержкой, он вместе с Луизой, которая уже ждала ребенка, уезжает в Италию. В Милане Фигнер надеялся найти признание у прославленных вокальных педагогов.

"Добравшись до Христофоровой галереи в Милане - этой певческой биржи, - Фигнер попадает в лапы какого-то шарлатана из «профессоров пения», и тот быстро оставляет его не только без денег, но и без голоса, - пишет Левик. - О его горестном положении узнает какой-то заштатный хормейстер - грек Дерокзас - и протягивает ему руку помощи. Он берет его на полное иждивение и в шесть месяцев приготовляет к сцене. В 1882 году Н.Н. Фигнер дебютирует в Неаполе.

Начиная карьеру на Западе, Н.Н. Фигнер, как прозорливый и умный человек, ко всему внимательно приглядывается. Он еще молод, но уже достаточно зрел для того, чтобы понять, что на пути одного сладкоголосого пения у него даже в Италии может оказаться гораздо больше шипов, чем роз. Логика творческого мышления, реализм исполнения - вот те вехи, на которые он ориентируется. Он прежде всего начинает вырабатывать в себе чувство художественной меры и определять границы того, что называется хорошим вкусом.

Фигнер отмечает, что итальянские оперные певцы в массе своей почти не владеют речитативом, а если владеют, то не придают ему должного значения. Они ждут арии или фразы с высокой нотой, с концовкой, удобной для филирования или всяческих звуковых замираний, с эффектной вокальной позицией или каскадом соблазнительных по тесситуре звуков, но они явно выключаются из действия, когда поют их партнеры. Они равнодушны к ансамблям, то есть к местам, по существу, выражающим кульминацию той или иной сцены, и поют их почти всегда полным голосом, главным образом для того, чтобы их было слышно. Фигнер вовремя понял, что эти особенности отнюдь еще не свидетельствуют о достоинствах певца, что они нередко вредны для общего художественного впечатления и часто идут вразрез с намерениями композитора. Перед его глазами стоят и лучшие русские певцы его времени, и созданные ими прекрасные образы Сусанина, Руслана, Олоферна.

И первое, что отличает Фигнера с начальных его шагов, - это необычная для того времени на итальянской сцене подача речитативов. Ни одного слова без максимального внимания к музыкальной линии, ни одной ноты вне связи со словом… Вторая особенность фигнеровского пения - верный расчет света и тени, сочного тона и приглушенного полутона, ярчайших контрастов.

Как бы предвосхищая гениальную звуковую «экономику» Шаляпина, Фигнер умел держать слушателей под обаянием чеканно произнесенного слова. Минимум общей звучности, минимум каждого звука в отдельности - ровно столько, сколько необходимо, чтобы певец был одинаково хорошо слышен во всех уголках зала и чтобы до слушателя доходили тембровые краски".

Не прошло и полугода, как Фигнер с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней - в «Фаусте». Его сразу заметили. Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии. Вот только один из восторженных откликов итальянской прессы. Газета «Ривиста» (Феррара) в 1883 году писала: «Тенор Фигнер, хотя и не обладает голосом большого диапазона, привлекает богатством фразировки, безупречной интонацией, изяществом исполнения и больше всего красотой высоких нот, которые звучат у него чисто и энергично, без малейшего усилия. В арии „Привет тебе, приют священный“, в отрывке, в котором он превосходен, артист дает грудное „до“ такое чистое и звонкое, что вызывает самые бурные аплодисменты. В трио вызова, в любовном дуэте и в трио финальном также были удачные моменты. Однако, поскольку средства его хотя и не безграничны, но все же предоставляют ему эту возможность, - желательно, чтобы таким же чувством и таким же подъемом были насыщены и другие моменты, в частности пролог, который требовал интерпретации более горячей и убедительной. Певец еще молод. Но благодаря уму и прекрасным качествам, которыми щедро одарен, он сможет - при условии тщательно подобранного репертуара - далеко продвинуться на своем пути».

После гастролей по Италии Фигнер выступает в Испании, совершает турне по Южной Америке. Его имя очень быстро стало широко известным. После Южной Америки следуют выступления в Англии. Так Фигнер в течение пяти лет (1882-1887) становится одной из заметных величин в европейском оперном театре того времени.

В 1887 году его уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных условиях. Тогда высший оклад артиста Мариинского театра составлял 12 тыс. рублей в год. Контракт, заключенный с четою Фигнер с самого начала, предусматривал оплату 500 рублей за спектакль при минимальной норме 80 выступлений за сезон, то есть составлял сумму 40 тыс. рублей в год!

К тому времени Луиза была покинута Фигнером в Италии, там же осталась и его дочь. В гастрольных скитаниях он встретился с молодой итальянской певицей Медеей Мей. С ней Фигнер и вернулся в Петербург. Вскоре Медея стала его женой. Супружеская пара образовала поистине идеальный вокальный дуэт, долгие годы украшавший столичную оперную сцену.

В апреле 1887 года он впервые вышел на сцену Мариинского театра в партии Радамеса и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и гордостью.

Вероятно, чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Так известный юрист А.Ф. Кони писал: "Н.Н. Фигнер в роли Германа сделал удивительные вещи. Он понял и представил Германа как целую клиническую картину душевного расстройства… Когда я увидел Н.Н. Фигнера, я был поражен. Я поразился, до какой степени он верно и глубоко изобразил безумие… и как оно у него развивалось. Если бы я был профессиональным психиатром, я сказал бы слушателям: «Идите, посмотрите Н.Н. Фигнера. Он вам покажет картину развития безумия, которой вы никогда не встретите и не найдете!.. Как Н.Н. Фигнер все это играл! Когда мы смотрели налицо Николая Николаевича, на устремленный в одну точку взгляд и на полное безразличие к окружающим, за него становилось страшно… Кто видел Н.Н. Фигнера в роли Германа, тот мог по этапам проследить на его игре безумие. Тут сказалось его великое творчество. Я не был знаком в то время с Николаем Николаевичем, но потом имел честь с ним встречаться. Я спросил его: „Скажите, Николай Николаевич, где вы изучали сумасшествие? Читали книги или видели?“ - „Нет, не читал и не изучал, просто мне кажется, что это должно быть так“. Вот это интуиция…»

Конечно, не только в роли Германа проявилось его замечательное актерское дарование. Столь же захватывающе правдивым был и его Канио в «Паяцах». И в этой роли певец умело передавал целую гамму чувств, достигая на коротком отрезке одного акта огромного драматического нарастания, завершавшегося трагической развязкой. Сильнейшее впечатление оставлял артист в роли Хозе («Кармен»), где все в его игре было продуманно, внутренне оправданно и вместе с тем озарено страстью.

Музыкальный критик В. Коломийцев писал в конце 1907 года, когда Фигнер уже завершил свои выступления:

"За свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге он спел очень много партий. Успех не изменял ему нигде, но особенно подходил к его артистической индивидуальности тот именно репертуар «плаща и шпаги», о котором я говорил выше. Это был герой сильных и эффектных, хотя и оперно-условных страстей. Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Вообще, если быть справедливым и беспристрастным, то следует сказать, что разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создает их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся - менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски, оттенялись те или другие подробности. Но, повторяю, личные, весьма яркие качества этого артиста очень шли к лучшим партиям его репертуара; к тому же не следует забывать, что сами эти специфически теноровые партии, по существу, своему, весьма однородны.

В операх Глинки Фигнер, если не ошибаюсь, не появлялся ни разу. Не пел он и Вагнера, если не считать малоудачной попытки изобразить Лоэнгрина. В русских операх бесспорно великолепен он был в образе Дубровского в опере Направника и особенно Германа в «Пиковой даме» Чайковского. А затем это был несравненный Альфред, Фауст (в «Мефистофеле»), Радамес, Хозе, Фра-Дьяволо.

Но в чем Фигнер оставлял поистине неизгладимое впечатление, так это в партиях Рауля в «Гугенотах» Мейербера и Отелло в опере Верди. В этих двух операх он много раз доставлял нам громадное, редкое наслаждение".

Фигнер покинул сцену в расцвете своего таланта. Большинство слушателей считали, что причиной этого стал развод с женой в 1904 году. Причем виновата в разрыве была Медея. Фигнеру оказалось невозможно выступать вместе с ней на одной сцене…

В 1907 году состоялся прощальный бенефис Фигнера, покидавшего оперную сцену. «Русская музыкальная газета» в этой связи писала: «Его звезда взошла как-то внезапно и сразу же ослепила и публику, и дирекцию, и, еще более того, высшее общество, благоволение коего подняло артистический престиж Фигнера на высоту, до тех пор неизведанную русскими оперными певцами… Фигнер ошеломил. Он пришел к нам если не с выдающимся голосом, то с удивительной манерой приспособить партию к своим вокальным средствам и еще более удивительной вокальной и драматической игрой».

Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.



Фигнер, Николай Николаевич

Известный русский певец-тенор; род. в 1857 г.; воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской, потом в неаполитанской консерватории. Дебютировал в Неаполе в 1882 г. в опере "Филимон и Бавкида" Гуно; в 1883 г. пел с успехом в Милане в опере "Фра-дьяволо"; затем пел в Мадриде, Бухаресте и многих других городах. В 1887 г. Ф. впервые выступил в Петербурге, на сцене Имп. русской оперы, где поет и поныне с громадным успехом. В 1895 г. Ф. получил звание солиста Его Величества. Не обладая выдающимся по красоте голосом, Ф. одарен большим талантом передавать исполняемое. Его жена Медея Ивановна (прежняя фамилии - Мей) - также известная певица-сопрано; род. в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии. Поет на Императорской сцене в Петербурге с 1887 г. В 1895 г. получила звание солистки его величества. Красивый голос и артистическая передача дают ей всегда большой успех.

{Брокгауз}

Фигнер, Николай Николаевич

Известный оперный певец; род. 1857 в СПб. Окончив морское училище, вышел 1878 офицером во флот и сделал кругосветное плавание, после чего вышел в отставку и стал изучать пение, - сначала в СПб. консерватории (недолго), затем у Прянишникова и два года в Италии у различных преподавателей. 1882 дебютировал в Неаполе ("Филемон и Бавкида"), затем пел в Милане, Мадриде, Бухаресте и др. 1887 Ф. дебютировал с успехом в СПб. в "Гугенотах" и "Аиде" и был принят в труппу Мариинского театра. Тонко-обдуманное исполнение Ф., хорошо обработанный голос (полудраматический-полулирический тенор не особенно красивого, суховатого тембра) и сценическое мастерство скоро выдвинули Ф. Он пел нередко также в Москве и провинции. В последнее время голос Ф. заметно спадает. 1903 Ф. получил отпуск и занялся оперной антрепризой, которою пробовал заниматься и раньше. Ф. между прочим создал партию Германа в "Пиковой даме" Чайковского.

Жена его - Медея (Ивановна), также известная оперная артистка; род. 1859 в Италии, где изучала пение и пела на различных сценах под девической фамилией Мей. В 1887 принята была в состав Мариинской труппы в СПб., где вскоре вышла замуж за Фигнера. Она выступала также в Москве и провинции, как в опере, так и на концертной эстраде. Увлекательный темперамент, красивый голос (сопрано) и художественность исполнения сделали артистку одной из лучших сил СПб. оперы (партии свои она поет на русском языке). Она между прочим создала партию Лизы с "Пиковой даме". Получив отпуск, Ф. гастролировала 1903 в Буэнос-Айресе, 1904 в Москве.

Фигнер, Николай Николаевич

Арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, режиссер, антрепренер и педагог. Муж М. Фигнер. Род. в дворянской семье. Учился в казан. гимназии, затем в петерб. Морском кадетском корпусе (1874-78), служил во флоте. В юности пел в церковном хоре, выступал в ученических концертах и обратил на себя внимание Александра 111. Брал уроки пения у И. Прянишникова, с 1879 обучался в Петерб. конс. (кл. В. Самуся и Ж. Эверарди), но вскоре выбыл из конс., как значилось в документах "за полным отсутствием голоса и таланта". По совету А. Котоньи и Э. Броджи уехал в Италию, где с 1881 брал уроки пения у педагогов в Милане, Ницце (Ф. Ламперти), Неаполе (Э. Дероксаса). После успешного дебюта в 1882 в Неаполе в операх Ш. Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст" гастролировал до 1887 в 46 театрах Италии (Сиена, Феррара, Болонья, Турин, Милан), Испании (Барселона, Севилья, Валенсия), Южн. Америки (Буэнос-Айрес, Монтевидео, Рио-де-Жанейро), Англии (Лондон), Румынии (Бухарест). За этот период он выступил в 38 операх и стал одним из знаменитых европейских певцов. Среди его партнеров - Е. Теодорини, Ф. Таманьо, А. Тамбурини и др. В 1887 вместе с М. Мей (с 1889 его жена) был приглашен в труппу петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Радамеса, Фауста - "Фауст" и Рауля, к-рые исп. на итал. яз.), где выступал до сезона 1903/04 и в 1907 (здесь он исп. 31 партию). Являясь солистом Мариинского т-ра, совершенствовался в вокальном искусстве у педагога Марти, приглашенного из Италии. В результате этих занятий голос певца стал мягче и устойчивее. Гастролировал в Н. Новгороде (ежегодно, 1893-1903, здесь же с сер. 1890-х гг. приобрел Большой ярмарочный т-р, к-рый стал называться "Театр H. H. Фигнера на ярмарке"). Певцу также принадлежал (совместно с помещиком Турчаниновым) городской Нижегородский т-р (до 1896). В 1904-07 и 1908-10 пел в разных городах России - на частных оперных сценах, в моcк. Большом т-ре (1905-07) и собств. антр. в Тифлисе и Н. Новгороде, гастролировал в Киеве, Хабаровске, Уссурийске, в 1908 в Японии. В 1910-15 - директор, худож. рук. и солист Оперной труппы петерб. Нар. дома, на сцене к-рого осуществил постановки опер "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь", "Месть амура", "Африканка" и др. В его группе работали режиссер А. Санин и дирижер С Самосуд, начинали свою карьеру певцы К. Исаченко, П. Курзнер, М. Матвеева, О. Окунева. На оперной сцене выступал до 1915 включительно. Не обладая от природы сильным и красивым голосом, к-рый был несколько суховатого и гнусавого тембра, мастерски владел вокальной техникой (легко преодолевал тесситурные и ритмические трудности, свободно брал Верхнее ре-бемоль), искусством бельканто (нек-рые критики сравнивали певца с Ф. Маркони). Его исп. отличалось многообразием тембральных красок, тонкой нюансировкой, умением распределять силу своего голоса на протяжении спектакля ("чем ближе к концу, тем голос его делался ярче, звонче, полнее"). Арт. изучал искусство драм. актеров О. Дузе, С. Бернар, Э. Росси, Т. Сальвини). Среди рус. теноров был первым певцом-актером, который принес "на сцену глубоко темпераментную актерскую игру, соединившего в своем исполнении правду музыкального и драматического выражения" (А. Пазовский)*. Вместе с тем в критике отмечалось, что он не был свободен от оперных "штампов" и иногда ему "не хватало простоты и полной жизненной естественности". Репертуар включал ок. 50 разных по характеру партий.

1-й исп. партии: Ивана ("Горюша"), Германа ("Пиковая дама"; разучивал партию под рук. П. Чайковского, к-рый позднее написал на клавире оперы: "Виновнику существования этой оперы от благодарного автора"), Водемона ("Иоланта"), Луиджи ("Поэт"), Владимира Дубровского ("Дубровский"), Паоло ("Франческа да Римини" Э. Направника; в этой же партии впервые выступил в Одессе); в Мариинском т-ре - Вертера ("Вертер"), Канио ("Паяцы"), Гофмана ("Сказки Гофмана"), Турриду ("Сельская честь"); в Москве - Каварадосси ("Тоска"); в Тифлисе - Каварадосси; на рус. сцене - Отелло ("Отелло", Дж. Верди высоко оценил певца в этой партии), Каварадосси ("Тоска"). Лучшие партии: Ленский (считался лучшим исп. роли с 1888 по 1901, когда в этой же роли выступил Л. Собинов), Самозванец. Андрей Морозов, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Фауста ("Мефистофель"), Хозе ("Кармен"), Альфред ("Травиата"), Радамес, Рауль, Фра-Дьяволо. Др. партии: Шуйский, Синодал; Иоанн Лейденский, Горацио ди Массарена, Фентон ("Виндзорские кумушки"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Герцог ("Риголетто"), Лоэнгрин. Партнеры: Э. Джиральдони (в 1899, 1900 и 1902), М. Долина, М. Каменская, С Левик, Э. Павловская, Р. Радина, Л. Савранский, М. Фигнер, Л. Яковлев, Ф. Шаляпин. Пел п/у Ф. Блуменфельда, Р. Дриго, Э. Направника, А. Эйхенвальда.

Выступал с сольными концертами в Дворянском собрании (ныне Большой зал Ленингр. филармонии). Эти концерты, к-рые певец давал два раза в году, становились, по свидетельству современников, праздником классической музыки. Концертировал в Н. Новгороде (1896), Саратове, Перми (1907). Репертуар включал также арии из опер, романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна (композитор посвятил певцу романс "О, дитя, живое сердце"), А. Гречанинова, рус. нар. песни. Особое место в камерном репертуаре Ф. занимали романсы П. Чайковского (композитор посвятил певцу шесть романсов на сл. Д. Ратгауза; ор. 73, 1893).

С именем Ф. связана целая эпоха в развитии рус. оперного исполнительства. Певец-художник, подлинный арт. музыкального т-ра, он своим искусством поднял общий муз. уровень общества Ф. помогал молодым певцам - Ф. Шаляпину, Л. Собинову, А. Неждановой. Талант арт. высоко ценили Л. Толстой (писатель "плакал, слушая его пение"), А. Чехов, Дж. Верди (написал на клавире "Отелло": "Верному исполнителю моих главных партий"), Дж. Пуччини, 3. Вагнер.

В 1915-17 преподавал сцен. мастерство на частных оперных курсах Раппопорта в Петрограде, в 1918 вел оперный класс в Киев. конc. и давал частные уроки пения. Среди его учеников - С. Балашов.

Записывался на грампластинки (40 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1902, 1903. 1904, 1906-07, 1910; "Зонофон", 1909). В 1911 был избран пред, правления "Российского акционерного общества граммофонов".

Имеются портреты певца художников К. Маковского (Ленингр. гос. театр. музей) и Н. Беккера (в роли Радамеса; Ленингр. Дом ветеранов сцены). Бюст певца скульптора Р. Романелли (1901, Флоренция) - музей Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. На надгробии певца в Киеве выгравированы слова Л. Собинова: "Силой слова, облеченного в красоту звука, ты умел трогать человеческую душу и будить в ней лучшие благородные чувства... "

Лит.: Скальковский К. В театральном мире. - СПб., 1899. С. XIX-XX; XV-летие (1887- 1902) артистической деятельности М. И. Фигнер и Н. Н. Фигнер на императорской сцене. - СПб., 1902; Двадцать пять лет славы в опере / Сост. Фигнерист. - СПб., 1907; "РМГ", 1912. № 1 (посвящен Ф.); Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910. - Л.; М., 1940. С 166-186; Первые исполнители партий Лизы и Германа - Медея Фигнер и Н. Фигнер (1890) // Театр. неделя. 1940. № 20 (41). С 10; Левик С. Ю. Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962. С 241-270; Его же. Русский певец Николай Фигнер // Сов. музыка. 1957. № 3; Фортун ато Е. Встречи в пути // Нева (Л.). 1957. № 12. С. 173-180; Грановский Б. Три роли Фигнера // Муз. жизнь. 1961. № 13. С 13-15; Фигнер М. Брат и сестра//Театр. 1964. № 1; Ее же Выбор певца // Неделя. 1968. 15 дек. С. 6; Львов М. Из истории вокального искусства. - М., 1964. С. 187-195; Пазовский А. М.* Записки дирижера. - 2-е изд.

М., 1968. С. 432-434; H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. - Л., 1968; Балабанович Б. З. Чехов и Чайковский. - М., 1970. С. 131- 132; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873-1889. - Л., 1973. С 237-245; Калинина Н. Драгоценный артист//Лит. Россия. 1975. 27 июня; Векслер И. Возрождение голоса // Моск. комсомолец, 1981. 10 февр. С. 4; Оппель Н. А. Театральные мемуары: Эпоха Фигнера - в ЦГАЛИ, ф. 1956, on. 2, ед. хр. 31; Его же. Воспоминания об оперном артисте Н. Н. Фигнера. - Там же.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Фигнер, Николай Николаевич" в других словарях:

    Николай Фигнер Основная информация Полное имя Нико … Википедия

    Фигнер, Николай Николаевич Николай Николаевич Фигнер, фото с открытки (около 1904 года) Профессии тенор Николай Николаевич Фигнер (9 (21) февраля 1857, д. Никифоровка, Мамадышский район, Татарстан 13 декабря 1918, Киев) … Википедия

    - (1857—1918), певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. В 1878 окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на флоте, с 1881 в отставке. В 1879 недолго занимался в консерватории. Совершенствовался в Италии, где… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1857 1918) российский певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. Пел в Мариинском театре (1887 1907), директор оперной труппы Народного дома в Санкт Петербурге (1910 15). Первый исполнитель партии Германна, Водемона (Пиковая дама,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1857 1918), певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. В 1878 окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на флоте, с 1881 в отставке. В 1879 недолго занимался в консерватории. Совершенствовался в Италии, где… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Фигнер (Николай Николаевич) известный русский певец тенор; родился в 1857 г., воспитывался в морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской, потом в неаполитанской консерватории.… … Биографический словарь

    Русский певец (лирико драматический тенор). Занимался у И. П. Прянишникова, Ж. Эверарди, совершенствовался в Италии. Дебютировал в 1882 в Неаполе. Выступал в… … Большая советская энциклопедия

    - (1857 1918), певец (лирико драматический тенор). Брат В. Н. Фигнер. Пел в Мариинском театре (1887 1907), директор оперной труппы Народного дома в Санкт Петербурге (1910 15). Первый исполнитель партий Германа, Водемона («Пиковая дама», «Иоланта» П … Энциклопедический словарь

    Известный русский певец тенор; род. в 1857 г., воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской, потом в неаполитанской консерватории. Дебютировал в Неаполе в 1882 г. в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (1857 1918) оперный артист, в 1887 1907 гг. солист петербургского Мариинского театра … Словарь литературных типов

Вера Фигнер - одна из самых известных революционерок "старой гвардии".

За свою невероятную жизнь женщина успела побывать феминисткой, революционеркой, цареубийцей, заключённой, осуждённой, женой. С юности стояла на позициях радикального гуманизма. Всегда ратовала за свободу и равенство для всех, была абсолютно альтруистичным человеком, готовым пойти на эшафот ради светлых идей.

Вера Фигнер: биография

Родилась седьмого июля (по новому стилю) 1852 года в Казанской Губернии.

Её семья занимала высокое положение в обществе и была довольно зажиточной. Отец работал чиновником в Министерстве Госимущества. Он сделал неплохую карьеру и пользовался уважением во всей губернии. У него было своё поместье, в котором и росла Вера. Помимо неё, в семье было ещё пятеро детей. Начальное образование получала на дому. Отец был человеком довольно прогрессивных взглядов, поэтому Вера Николаевна изучала все основные науки. В одиннадцать лет она поступает в в Казани. Это было стандартное учебное заведение для девочек из богатых семей. Там их обучали различным "женским" премудростям, помимо изучения обычных предметов. Кроме того, в конкретно этом институте огромное место отводилось религии. Девушек воспитывали в духе христианского смирения. Однако чем больше Вера Фигнер изучала теологию, тем становилась более атеистичной. Но при этом она сохранила веру в некоторые библейские добродетели. Именно привитое в детстве чувство альтруизма помогло выковать стальную волю будущей революционерки.

Самостоятельная жизнь

В восемнадцатилетнем возрасте Вера решает выйти замуж. В те времена это был единственный выход для девушек, которые хотели уйти от родительской опеки. В некотором роде брак девушки можно назвать фиктивным. Восемнадцатого октября Вера Фигнер вышла замуж за Алексея Филиппова. Через некоторое время они эмигрируют в Швейцарию. Такой "побег" является следствием феминистических убеждений Фигнер. В Цюрихе она поступает на медицинский факультет местного университета. Там заводит первые знакомства с русскими революционерами.

Знакомство с революционерами

Вера вливается в компанию народников под предводительством Софьи Бардиной. Вместе с другими девушками она обсуждает революционные идеи и роль женщины в современном обществе. Уже тогда были заметны черты её волевого характера. По воспоминаниям разных людей, в студенческие годы Вера Фигнер была очень популярна среди однокурсников. Она умела собирать вокруг себя людей и вселять уверенность в их общем деле. В Цюрихе активно изучает историю развития социалистического и революционного движения в Европе.

Всегда готова!

В семьдесят четвёртом году переезжает в Берн, где поступает в другой университет. Тут знакомится с активистами организации "Народная воля".

Всё больше времени посвящает изучению левых политических течений. Часто общается с Михаилом Бакуниным. Примерно в это время окончательно решает стать на тернистый путь революционерки. По требованию организации Вера Николаевна Фигнер возвращается в Россию. Там она устраивается на работу фельдшером в простой деревне Вязьмино. Переезжает в глушь, чтобы быть ближе к народу и вести революционную агитацию среди масс. Муж не разделяет убеждений Веры, и они разводятся. Работая в селе, Вера видится с другими революционерами. Участвует во всех съездах социалистических партий.

В семьдесят девятом полностью посвящает себя революционной деятельности. Переезжает в Санкт-Петербург для агитации среди местного студенчества и военных. Участвует в подготовке покушения на императора Александра Второго. Народовольцы считали, что именно убийство царя станет тем катализатором, отправной точкой, которая запустит революцию в России. Также имелась связь с польской интеллигенцией, которая стояла на позициях сепаратизма и обещала выступить в случае смерти царя.

Покушение

Различные радикальные группировки неоднократно устраивали покушения на императорскую особу. Александр Второй, несмотря на ряд реформ, среди которых была отмена крепостного права, считался виновником всех бед народа. Для покушения на Александра был выбран его визит в Санкт-Петербург для участия в различных церемониях. "Народная воля" решила взорвать карету императора во время его проезда вдоль Екатерининского канала. Подготовка велась довольно долго. Заблаговременно революционеры купили лавку, из которой прорыли туннель под мост. Туда планировалась заложить бомбу.

Однако во время визита царя его маршрут изменился. Народовольцам пришлось срочно менять план. В итоге два революционера, Гриневицкий и Рысаков, получили на руки самодельные бомбы и заняли места на улице, по которой должен был проехать Александр. Когда императорская карета подъехала, Рысаков метнул бомбу, но ранил только охрану царя. После этого Александр вышел из кареты, чтобы посмотреть на раненых казаков. Именно в этот момент Гриневицкий взорвал свою бомбу, убив себя и царя.

Арест

Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении. Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков.

Но в восемьдесят третьем году её находят по наводке одного из внедрённых агентов. Российская революционерка оказывается за решёткой. Начинается громкий судебный процесс. Несмотря на закрытый характер многие представители интеллигенции и зарубежной эмиграции пристально следят за ходом дела. В итоге осенью 1844 года Веру Николаевну приговаривают к смертной казни. Вердикт она приняла с холодным презрением и сказала, что и не думала, будто её жизнь может закончиться по-другому.

Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу. Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку. После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение.

Вторая эмиграция

Выехав в Париж, Фигнер продолжает вести общественную деятельность. Лично создаёт комитет помощи политзаключенным. Путешествует по Европе, собирая деньги для помощи российским жертвам режима.

Нередко пишет в иностранных газетах статьи и заметки о жизни на родине, стараясь привлечь внимание общественности к этой проблеме. В пятнадцатом году в Европе бушует Первая мировая. Вера Николаевна решает вернуться в Россию. На границе её задерживают и вновь отправляют в ссылку. Однако через время ей разрешают жить в столице после поручительства её брата.

Смена ветра

После начала Февральской революции участвует в нескольких манифестациях. Однако активного участия не принимает. Всё больше времени уделяет проблемам бывших политзаключённых.

Составляет списки ссыльных и каторжников, чтобы затем передать Временному правительству. Ратует за равноправие женщин и требует возможности избираться в Учредительное собрание.

Октябрьскую революцию Вера Николаевна также не поддержала. После установления советской власти держалась вдали от политики. Революционерка прожила долгую жизнь. На дни рождения и юбилеи власти устраивали мероприятия в её честь. Несмотря на ее отстранённость от политики все в партии знали, кто такая Вера Фигнер. Мемуары революционерки несколько раз переиздавались. Умерла Вера Николаевна пятнадцатого июня 1942 года.

Ве́ра Никола́евна Фи́гнер (по мужу Фили́ппова; 25 июня (7 июля) 1852, деревня Христофоровка, Тетюшский уезд, Казанская губерния -15 июня 1942, Москва) - русская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка.
Родной брат Николай - выдающийся оперный певец, младшая сестра Лидия - революционерка-народница.

Биография
Родилась в семье Николая Александровича Фигнера (1817-1870), штабс-капитана в отставке с 1847 года. Служил в Тетюшском уезде Казанской губернии по ведомству Министерства государственных имуществ, получил чин губернского секретаря, затем лесничим в Тетюшском и Мамадышском лесничествах. Был женат на Екатерине Христофоровне Куприяновой (1832-1903). У них было шесть детей: Вера, Лидия, Пётр, Николай, Евгения и Ольга.
В 1863-1869 годах обучалась в Казанском Родионовском институте благородных девиц. В этом заведении уделялось особое внимание религиозному воспитанию учащихся, но Вера становится убеждённой атеисткой, вынеся, однако, из Евангелия «некоторые принципы», такие, как «отдача себя всецело раз избранной цели» и «другие высшие моральные ценности», которые она впоследствии увязала именно с революционной работой. Поступила в Казанский университет.
С 18 октября 1870 года (венчались в сельской церкви в Никифорово) замужем за судебным следователем Алексеем Викторовичем Филипповым. Вместе с супругом выехали в Швейцарию с целью завершить ей там медицинское образование (брак был для раннего русского феминизма типичным способом «бегства» от родителей и выбора своего жизненного пути).
В 1872 году Вера Фингер поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где познакомилась с народницей Софьей Бардиной и сложившимся вокруг неё кружком русских студенток (так называемых «фричей»). «Все студентки были от неё без ума», утверждал В. К. Плеве, директор Департамента полиции и будущий министр внутренних дел. В 1873 году изучала с ними политэкономию, историю социалистических учений и революционного развития в Европе. Утверждала, что её любимый литературный герой - Рахметов.
Есть натуры, которые не гнутся, их можно только сломить, сломить насмерть, но не наклонить к земле. К числу их принадлежит Вера Николаевна…
С. Иванов

«Просто „обожал“, буквально обожал до религиозного экстаза» Веру Фигнер Глеб Успенский. Весть об её аресте потрясла его: «Он даже зарыдал и долго не мог успокоиться». В день оглашения приговора по делу «14-ти» писатель сумел передать Вере Фигнер, только что осуждённой на смерть, записку: «Как я вам завидую! Глеб Успенский».
В 1874 году перешла на учёбу в Бернский университет, где познакомилась с П. Л. Лавровым и М. А. Бакуниным, после чего кружок «фричей» превратился в ядро «Всероссийской социально-революционной организации». В 1875 году, не завершив образования, по требованию коллег по организации вернулась в Россию, где сдала экзамены на звание фельдшерицы и развелась с мужем, не разделявшим революционных взглядов.
С 1876 года - участница «хождения в народ»; вела пропаганду среди крестьян в селе Студенцы, Самарской губернии. В 1878 году в течение 10 месяцев работала фельдшером в селе Вязьмино Саратовской губернии.
Формально Вера Фигнер не входила в организацию «Земля и воля», но возглавляла созданный ею автономный кружок «сепаратистов» (Александр Иванчин-Писарев, Юрий Богданович, Александр Соловьёв и др.), который разделял платформу землевольцев и сотрудничал с ними. В 1879 году участвовала в воронежском съезде землевольцев. После распада «Земли и воли» вошла в Исполнительный комитет организации «Народная воля», вела агитацию среди студентов и военных в Петербурге и Кронштадте. Участвовала в подготовке покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881). Единственным светлым воспоминанием о пребывании в Одессе для неё осталась встреча с «Сашкой-инженером» (Ф. Юрковским, совершившим по поручению организации ограбление херсонского казначейства), который дал ей прозвище «Топни-ножка». Когда писатель Вересаев спросил о происхождении этой клички, Фигнер лукаво улыбнулась: «Потому что красивые женщины имеют привычку топать ножкой». После убийства Александра II смогла скрыться, оказавшись единственным не арестованным полицией членом организации. Выехав в Одессу, участвовала (вместе со Степаном Халтуриным) в покушении на военного прокурора Стрельникова В. С.
Весной 1883 года в Харькове выдана полиции С. П. Дегаевым, арестована и предана суду. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни.
Я часто думала, могла ли моя жизнь кончиться чем-либо иным, кроме скамьи подсудимых? И каждый раз отвечала себе: нет!
После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости (в частности, с Н. М. Морозовым и др.), организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания.
В 1904 году отправлена в ссылку - вначале в Нёноксу Архангельской губернии, затем - в Казанскую губернию, оттуда - в Нижний Новгород.
В 1906 году получила разрешение выехать за границу для лечения. В 1907 году вступила в партию эсеров, из которой вышла после разоблачения Е. Ф. Азефа.
В 1910 году выступила инициатором создания «Парижского комитета помощи политкаторжанам», в ходе его организации сблизилась с Е. П. Пешковой. Комитет ставил целью организовать общественное мнение на Западе на защиту политических заключённых в России и одновременно оказать им материальную помощь, для чего вёл работу в Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии. Денежные взносы поступали из Гамбурга и Бухареста, Неаполя и Чикаго. Сама Фигнер, неплохо освоившая английский и французский языки, постоянно выступала на митингах, в частных домах, на студенческих собраниях. Опубликовала ряд злободневных статей на политические темы в зарубежных журналах. Стиль её статей вызвал одобрение И. А. Бунина: «Вот у кого нужно учиться писать!»
В 1915 году при возвращении в Россию на границе арестована, осуждена и сослана под надзор полиции в Нижний Новгород. В декабре 1916 года, благодаря брату Николаю, солисту Императорских театров, получила разрешение жить в Петрограде.
Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным. В марте 1917 года участвовала в манифестации солдат и работниц, требовавших равноправия женщин. На приёме, устроенном Председателем Временного правительства князем Г. Е. Львовым, требовала предоставления женщинам избирательных прав на выборах в Учредительное собрание. В апреле 1917 года избрана почётным членом Всероссийского съезда учителей, членом Исполнительного комитета Всероссийского совета крестьянских депутатов; на II съезде Трудовой группы призывала к объединению народнических групп в одну партию.
В мае 1917 года на Всероссийском съезде представителей Советов Партии конституционных демократов была избрана её почётным членом, вошла в состав исполкома этой партии. В июне избрана кадетами кандидатом в члены Учредительного собрания. Была членом так называемого Предпарламента.
18 июня 1917 года подписала воззвание старых революционеров ко всем гражданам России за продолжение войны «до победного конца».
Октябрьскую революцию 1917 года не приняла.
В мае 1918 года по приглашению своей племянницы Веры Сергеевны Стахевич (дочери сестры Лидии), переехала из голодного Петрограда в село Лугань (Севский уезд, Орловская губерния). После потери своих близких (в Лугани в 1919-1920 годах умерли сёстры Ольга, Лидия, племянница Вера Сергеевна Стахевич) Вера Николаевна осталась одна с годовалым внучатым племянником, сыном В. С. Стахевич - Сергеем. В марте 1920 года из Москвы приехала жена известного ученого-химика, бывшего народовольца А. Н. Баха и увезла Веру Николаевну в столицу. Ребёнка забрала и усыновила другая племянница Веры Николаевны - Татьяна Сергеевна Стахевич, приехавшая за мальчиком с Украины.
В 1920 году написала двухтомный «Запечатленный труд» об истории русского революционного движения.
В середине 1920-х принимала участие в создании Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, а также в организации его деятельности (в 1928 году имелось не менее 50 филиалов в разных городах), равно как деятельности множества других общественных организаций (около 15).
В 1927 году в числе группы «старых революционеров» обращалась к советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии, но её голос не был услышан. В день 80-летия (1932 год) было издано полное собрание её сочинений в 7 томах - рассказ об ужасах жизни в «царских застенках» как раз в то время, когда новая власть создавала новые тюрьмы и карательный аппарат для новых оппозиционеров. Фигнер так и не стала членом Коммунистической партии, хотя люди обычно воспринимали её как коммунистку. Они просили её о поддержке в годы репрессий, она писала обращения к властям, тщетно пытаясь спасти от гибели людей, обращалась за поддержкой к М. И. Калинину, Ем. Ярославскому. Умерла 15 июня 1942 года от пневмонии, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Оценка заслуг Советским правительством
В 1926 году специальным постановлением Совета Народных Комиссаров, подписанным В. В. Куйбышевым, В. Н. Фигнер в числе восьми других «участников цареубийства 1 марта 1881 года» была назначена персональная пожизненная пенсия.
В 1922 году 70-летие Веры Николаевны было отмечено торжественным заседанием в Музее Революции.
В день 80-летия в 1932 году старейшую революционерку приветствовали ветераны революционного движения Ф. Кон, Емельян Ярославский. Сообщения о чествованиях помещались в центральных газетах.
В 1933 году Постановлением Совнаркома СССР пенсия была увеличена:
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Увеличить размер персональной пенсии участникам террористического акта 1 марта 1881 года: Вере Николаевне Фигнер, Анне Васильевне Якимовой-Диковской, Михаилу Федоровичу Фроленко, Анне Павловне Прибылёвой-Корба и Фани Абрамовне Морейнис-Муратовой - до 400 рублей в месяц с 1 января 1933 года.
8 февраля 1933 года, Москва, Кремль.

Адреса в Санкт-Петербурге
Вторая половина августа - середина сентября 1879 года - доходный дом - Лештуков переулок, 15.
Начало января - 3 апреля 1881 года - конспиративная квартира ИК «Народной воли» - набережная Екатерининского канала, 78, кв. 8.

Память
Именем Фигнер в 1928 году названа малая планета ((1099) Фигнерия).
Мемориальная доска на доме, в котором В. Н. Фигнер отбывала ссылку в 1904-1905 гг. на улице, названной в её честь (село Нёнокса).

Библиография
Написала мемуары «Запечатленный труд» в 3-х томах, которые переиздавались в СССР в 1920-1930-е годы.
Вера Фигнер. Избранные произведения в 3-х т. М.: Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933.
«Запечатленный труд» том 1
«Запечатленный труд» Том 2 Когда часы жизни остановились
После Шлиссельбурга (1929) Том з
Вера Фигнер. Полное собрание сочинений в 7-ми т.
Том 5 Очерки, статьи, речи
Том 6 Письма
Том 7 Письма после освобождения
Стихи В. Фигнер/Поэты-демократы 1870-1880-х годов. Библиотека поэта. Л., «Советский писатель», 1968
«Процесс 14-ти». Последнее слово В. Н. Фигнер
Письмо В. Н. Фигнер от 17 июля 1932 г.
«Процесс 14-ти». Воспоминания Веры Фигнер

Художественный образ
В 1885 году Надсон, вдохновлённый образом Веры Фигнер и под впечатлением «Процесса 14-ти», написал стихотворение «По смутным признакам, доступным для немногих…»
Баркова, Анна. «Вера Фигнер»
Войнович, Владимир. Степень доверия. Повесть о Вере Фигнер. М.: Политиздат, 1972. (Серия «Пламенные революционеры»). Переиздание: Войнович В. Деревянное яблоко свободы: Роман о переломном периоде в истории России. М.: Эксмо, 2008. - 384 с. - ISBN 978-5-699-29401-5.
Евтушенко, Евгений. Главка «Фигнер» из поэмы «Казанский университет» (1971)
Арцыбашев, Борис. Портрет В. Н. Фигнер

Значение ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии

ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА

Фигнер (Вера Николаевна) - русская политическая деятельница. Родилась в 1852 году в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс казанского института для благородных девиц; в 1870 году вышла замуж за судебного следователя Филиппова, в 1871 году уехала вместе с ним за границу и поступила в Цюрихе на медицинский факультет; в 1873 году, когда русское правительство потребовало от русских учащихся в Цюрихе немедленного возвращения на родину, под страхом вечного изгнания из России, уехала в Берн. Одновременно с этим произошел ее разрыв с мужем; дело скоро кончилось формальным разводом. В 1875 году была арестована сестра Веры Ф., Лидия. В. Ф. вернулась в Россию, чтобы продолжать начатую ее сестрою пропаганду. В декабре 1876 года она принимала участие в революционной демонстрации на Казанской площади в С.-Петербурге. Около этого времени она вступила в революционный кружок народников, уцелевший от полицейского разгрома в 1874 году и известный под шутливым прозвищем троглодитов; он старался организовать дело социалистической пропаганды в крестьянстве. Вместе с сестрой Евгенией, В. Ф. поселилась в деревне Самарской губернии, в качестве земской фельдшерицы, но вскоре оставила место вследствие преследований, вернулась в СПб. и приняла деятельное участие в организации партии "Земля и Воля". Летом 1878 года она опять работала в деревне (в Саратовской губернии) в качестве земской фельдшерицы и приобрела большую популярность среди крестьян. После покушения 2 апреля 1879 года Вере Ф. грозил арест; она принуждена была скрыться и перейти на нелегальное положение. Когда в партии "Земля и Воля" началась борьба между старым народническим течением и новым - народовольческим, В. Ф. стала одной из наиболее влиятельных сторонниц последнего и приняла деятельное участие в исполнительном комитете партии Народной Воли; вместе с тем она вела пропаганду в кругах рабочих, студенческих и других. Она имела близкие знакомства в литературных кругах Петербурга; Н.К. Михайловский поддерживал с нею дружеские отношения и в воспоминаниях своих (напечатанных после его смерти в "Революционной России") отзывался о ней как о человеке исключительной духовной силы. В феврале 1883 года В. Ф. была арестована; в то же время был уничтожен исполнительный комитет Народной Воли. В 1884 году она судилась по "процессу 14" в военно-окружном суде и приговорена к смертной казни, но помилована и заключена в Шлиссельбургскую крепость, где и высидела 20 лет в крайне тяжелых условиях. В Шлиссельбурге она начала писать, между прочим, стихотворения; некоторые из них удалось переслать друзьям, и они были напечатаны в "Ниве" (при выборе журнала имелось в виду, что "Нива" проникает в Шлиссельбург, и автор может увидеть свое произведение в печати). В 1904 году, на основании амнистии, В. Ф. была освобождена и поселена в Архангельской губернии, в 1905 году переведена на родину в Казанскую губернию, а в 1906 году отпущена за границу. В 1906 году она издала сборник стихотворений и напечатала рассказ "Моя няня" в XII "Сборнике Знания", а также ряд биографических статей о своих товарищах по шлиссельбургскому заключению в сборнике "Галерея шлиссельбургских узников" (часть I, СПб., 1907). Две ее характеристики, написанные С. Елпатьевским и ее товарищем по заключению С. Ивановым, помещены в том же сборнике. В. В-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (по мужу Филиппова) Вера Николаевна , русская революционерка, народница, член …
  • ФИГНЕР, ВЕРА НИКОЛАЕВНА
    ? русская политическая деятельница. Род. в 1852 г. в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс Казанского института для благородных …
  • ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА
    (1852-1942) российская революционерка, писательница. Член Исполкома "Народной воли". Участница подготовки покушений на императора Александра II. В 1884 приговорена к вечной …
  • ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА
    русская политическая деятельница. Род. в 1852 г. в дворянском семействе в Казанской губ.; окончила курс Казанского института для благородных девиц; …
  • ВЕРА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-17 Time: 20:32:31 - * Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Апостол Иаков) * …
  • ВЕРА в Новейшем философском словаре:
    глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в …
  • ВЕРА в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., жен.) - «вера» …
  • ВЕРА в Библейской энциклопедии Никифора:
    - одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры …
  • ФИГНЕР в 1000 биографий знаменитых людей:
    Вера Николаевна (1852-1942). Деятель российского революционного движения, писательница. Участница подготовки покушений на Александра II. С 1882 г. пыталась восстановить разгромленную …
  • ВЕРА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В …
  • ВЕРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пистис) Римская (ум. ок. 137) 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана; одна из трех дочерей (вместе с …
  • ВЕРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
  • ФИГНЕР
  • ВЕРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФИГНЕР
    (по мужу Филиппова) Вера Николаевна (1852 - 1942), российская революционерка, мемуаристка. В революционном движении с 1873, с 1876 примыкала к …
  • ВЕРА в Энциклопедическом словарике:
    1) в теистических религиях личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное откровение). Вера включает в себя …
  • ВЕРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ас. 1. Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н. В. в победу. В. в людей. 2. Убежденность в существовании Бога, …
  • ФИГНЕР
    Ф́ИГНЕР Ник. Ник. (1857-1918), певец (лирико-драм. тенор). Брат В.Н. Фигнер. Пел в Мариинском т-ре (1887-1907), дир. оперной труппы Нар. дома …
  • ФИГНЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́ИГНЕР Медея Ив. (1859-1952), певица (драм. сопрано). По происхождению итальянка. Жена Н.Н. Фигнера. Пела в Мариинском т-ре (1887-1912). Первая исполнительница …
  • ФИГНЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́ИГНЕР Вера Ник. (1852-1942), участница рос. рев. движения, писательница. Сестра Н.Н. Фигнера. Чл. Исполкома "Нар. воли". Участница подготовки покушений на …
  • ФИГНЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́ИГНЕР Ал-др Самойлович (1787-1813), участник Отеч. войны 1812, полк. рус. армии (1813). Успешно руководил партиз. отрядом, под видом франц. офицера …
  • ВЕРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    В́ЕРА, в теистич. религиях личное доверие и верность Богу и вытекающее отсюда безусловное принятие исходящего от него Откровения. В …
  • ВЕРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (филос.) означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств Это не значит, что …
  • ВЕРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ве"ра, ве"ры, ве"ры, ве"р, ве"ре, ве"рам, ве"ру, ве"ры, ве"рой, ве"рою, ве"рами, ве"ре, …
  • ВЕРА в Словаре эпитетов:
    Уверенность, убежденность в чем-либо. Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг.), живая, искренняя, …
  • ВЕРА в словаре Анаграмм.
  • ВЕРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, только ед. , ж. 1) Отсутствие сомнений, убежденность, уверенность в ком-л. или в чем-л.; твердая надежда, что ожидаемое произойдет, …
  • ВЕРА
    Сестра Нади и …
  • ВЕРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ВЕРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ВЕРА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: доверие Ant: недоверие 2. Syn: вероисповедание (кн.), исповедание (кн., уст.), религия, верование Ant: …
  • ВЕРА в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: доверие Ant: недоверие 2. Syn: вероисповедание (кн.), исповедание (кн. , уст.), религия, верование Ant: …
  • ВЕРА в Словаре синонимов Абрамова:
    вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. Веры: христианство, иудейство (Моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), …
  • ВЕРА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: доверие Ant: недоверие Syn: вероисповедание (кн.), исповедание (кн.)уст.), религия, верование Ant: …
  • ВЕРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Признание чего-л. истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики. б) Убеждение в реальном существовании предметов религии …
  • ВЕРА в Словаре русского языка Лопатина:
    в`ера, …
  • ВЕРА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ВЕРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    вера, …
  • ВЕРА в Орфографическом словаре:
    в`ера, …
  • ВЕРА в Словаре русского языка Ожегова:
    убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-либо В. в победу. В. в людей. вера убежденность в существовании высших сил, божества В. в …
  • ВЕРА в Словаре Даля:
    жен. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или …
  • ФИГНЕР
    Александр Самойлович (1787-1813) , герой Отечественной войны 1812, полковник (1813). Успешно руководил партизанским отрядом, под видом французского офицера вел разведку …
  • ВЕРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Пистис) Римская (ум. ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана; одна из трех дочерей (вместе с …
  • ВЕРА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    веры, ж. 1. Состояние сознания верующего, религия (книжн.). Лишь вера в тишине отрадою своей живит унывший дух и сердца ожиданье. …
  • УЛЬЯНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульянова Наталья Николаевна (1889 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 9 марта, …
  • КРЫМОВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крымова Елизавета Николаевна (1877 - 1937), мученица. Память 18 октября, в Соборе …
  • ГРИМБЛИТ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримблит Татьяна Николаевна (1903 - 1937), мученица. Память 10 сентября, в Соборе …
  • ВОЛНУХИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Волнухина Мария Николаевна (1876 - 1937), мученица. Память 8 октября, в Соборе …