Немезида (пер. Ю.Соколов)

Айзек Азимов


Немезида

Марку Херсту, моему незаменимому редактору, который, как мне кажется, работает над моими рукописями больше, чем я.

Эта книга тематически не связана с романами серий «Основание», «Роботы» или «Империя». Она представляет собой совершенно самостоятельное произведение. Мне кажется, во избежание недоразумений я должен заранее предупредить об этом читателя. Не исключено, когда-нибудь я напишу еще один роман, связывающий «Немезиду» с другими моими книгами. Впрочем, не менее вероятно, что такой роман не появится никогда. В конце концов, сколько можно заставлять себя рассуждать о том, как сложно будущее бытие человека? Хотелось бы сделать еще одно замечание. Уже давно я принял твердое решение во всех своих книгах неотступно следовать одному правилу: писать только простым, понятным языком. Я отказался от всяких попыток образно излагать свои мысли, прибегая к символике или к какому-либо модному стилю, который (преуспей я в этом) принес бы мне Пулитцеровскую премию. Я пишу просто и понятно, чтобы между мной и моими читателями установилось полное взаимопонимание. Конечно, литературные критики могут оценить это правило по-иному. К сожалению, в моих романах события часто развиваются не вполне по воле автора. Вот и в «Немезиде» я с огорчением обнаружил две параллельные сюжетные линии, относящиеся к различным периодам времени; постепенно эти две линии сближаются. Я уверен, что в связи с этим у читателей не возникнет особых проблем, но все же - ведь мы друзья - я счел своим долгом подготовить их заранее.

Он сидел в кабине один, задумавшись.

За окном были звезды, и среди них одна, особенная, со своей небольшой планетной системой. Мысленно он представлял ее очень отчетливо, намного ясней, чем можно было увидеть через менее затемненное стекло.

Небольшая звезда, розовато-красная, цвета крови и разрушения, и название подходящее.

Немезида!

Немезида - богиня возмездия.

Он снова вспомнил историю, услышанную однажды в молодости, - легенду, миф или сказку о Всемирном потопе, который смыл грешное, выродившееся человечество, оставив только одну семью. С нее началась новая история.

На этот раз потопа не будет. Будет просто Немезида. Человечество снова вырождается, и приближающаяся Немезида - заслуженное наказание. На этот раз потопа не будет. Потоп - это слишком просто.

Даже если кто-то спасется - что он станет делать дальше? Почему он не чувствовал жалости? В любом случае жизнь не могла продолжаться так, как текла до сих пор. Человечество медленно задыхалось под тяжестью собственных злодеяний. Если вместо медленного мучительного умирания его ждет быстрая смерть, стоит ли сожалеть об этом?

Вокруг Немезиды обращается планета, вокруг планеты - ее спутник, вокруг спутника - Ротор.

От Всемирного потопа немногим удалось спастись в ковчеге. Он имел самое смутное представление о том, как выглядел этот ковчег, но в любом случае Ротор был тем же спасительным ковчегом. На нем спасется только часть человечества, которая построит новый, гораздо лучший мир. Старому миру осталась только Немезида!

Его мысли снова перенеслись к этой звезде. Красный карлик, совершающий свой бесконечный путь. Никакой опасности ни этой звезде, ни окружающим ее мирам. Но не Земле!

Немезида на пути к тебе, Земля!

Она несет возмездие небес!

Последний раз Марлена видела Солнечную систему, когда ей было чуть больше года. Конечно, она ее не помнила. Она много читала о ней, но у нее никогда не возникало ощущения, что она является частью того мира или тот мир - частью ее.

Все свои пятнадцать лет Марлена помнила только Ротор, который и казался ей большим миром. В конце концов, здесь от края до края целых восемь километров. С десяти лет она изредка, хотя бы раз в месяц, - если это удавалось, - гуляла по Ротору. Иногда она выбирала дорожки с небольшой силой тяжести, где можно было немного полетать. Это всегда доставляло ей удовольствие. Но ходи или летай, а Ротор несся и несся в пространстве со всеми его зданиями, парками, фермами, а самое главное - со всеми его жителями.

Такая прогулка занимала целый день, но ее мать ничего не имела против. Она говорила, что Ротор совершенно безопасен. «Не то, что Земля», - добавляла она, никогда не объясняя, почему же Земля небезопасна. «Да так, ничего», - говорила она. Меньше всего Марлене нравились люди. Говорят, по последней переписи на Роторе уже шестьдесят тысяч. Очень много. Слишком много. И на каждом фальшивая маска… Марлена ненавидела эти маски, ведь она знала, что под ними скрываются совершенно другие лица. И ведь ничего нельзя сказать. Раньше, совсем ребенком, она иногда пыталась, но мать в таких случаях всегда одергивала ее и вообще запрещала говорить об этом.

Когда Марлена подросла, она стала чувствовать фальшь и обман еще яснее, но теперь это доставляло ей меньше волнений. Она научилась принимать людей такими, какие они есть, но старалась как можно больше бывать одной, наедине со своими мыслями.

Последнее время Марлена все чаще думала об Эритро - планете, вокруг которой Ротор обращался почти всю ее жизнь. Она не знала, почему ее так притягивает эта планета, но при любой возможности убегала на смотровую площадку. Отсюда она жадно разглядывала Эритро, ей очень хотелось оказаться там.

Мать часто раздраженно спрашивала, почему ее так тянет на эту голую, бесплодную планету, но Марлене нечего было ответить. Она сама не знала. «Просто хочется», - говорила она. Вот и сейчас Марлена на смотровой площадке в одиночестве разглядывала Эритро. Роториане очень редко приходили сюда. Марлена догадывалась, что они уже видели все это и почему-то не разделяли ее интереса.

Вот он Эритро - одна часть освещена, другая в тени. Марлена смутно помнила, что кто-то держал ее на руках, когда она впервые увидела эту планету. По мере приближения Ротора она каждый раз казалась все больше и больше. Было ли это на самом деле? Ей тогда уже почти исполнилось четыре года, так что вполне могло и быть.

Потом на смену этим воспоминаниям - реальным или только воображаемым - пришли другие мысли. Постепенно Марлена стала осознавать, насколько велика эта планета. Диаметр больше двенадцати тысяч километров. Это не какие-то там восемь километров Ротора. Она не могла представить себе такие масштабы. На экране Эритро не выглядел таким большим; трудно вообразить, что, стоя на его поверхности, можно видеть на сотни и даже тысячи километров вокруг. Марлена знала твердо - она хочет оказаться там. Очень хочет.

– Мы под открытым небом? – спросила она.

– Под открытым небом? – удивился Генарр. – А ты боишься оказаться в атмосфере Эритро? Нет-нет. Не бойся. Над нами полусфера из алмазного стекла. Поверхность его даже не поцарапать. Конечно, солидный метеорит мог бы разбить его, но в небе Эритро таких практически нет. Такие стекла используются и на Роторе, ты знаешь, но там, – в его голосе послышалась гордость, – и качество ниже, и размеры не те.

– Ну вы тут и роскошествуете! – восхитилась Инсигна, прикасаясь к стеклу, чтобы убедиться в его существовании.

– Приходится – иначе людей сюда не заманишь. – Он вновь обернулся к прозрачному пузырю. – Конечно, временами идут дожди. А когда небо проясняется, стекло быстро просыхает. Пыль смывается днем специальным детергентом. Присядь, Эугения.

Спинка мягкого и уютного кресла немедленно откинулась назад, едва Эугения села. Рядом тихо вздохнуло под тяжестью Генарра второе кресло. Сразу погасли крохотные светильники на других креслах и столиках. И на распахнувшемся сверху черном бархате сверкнули искры.

Эугения охнула. В принципе она знала, что представляет собой звездное небо – по картам и схемам, моделям и фотографиям, – и знала во всех подробностях, но ни разу не видела своими глазами. Она обнаружила, что не ищет в нем интересные объекты, головоломные загадки, тайны, над которыми было бы интересно поработать. Она не пыталась разглядеть звезды, а любовалась узорами, в которые они складывались.

Давным-давно, думала она, когда люди вот так же рассматривали созвездия, и появилась астрономия.

Генарр был прав. Покой легкой невесомой паутинкой окутал ее душу.

– Спасибо тебе, Генарр, – каким-то сонным голосом произнесла Эугения.

– За что?

– За то, что ты вызвался сопровождать Марлену. За то, что рискуешь собой ради моей дочери.

– Я ничем не рискую. С нами ничего не случится. К тому же я испытываю к ней отцовские чувства. В конце концов, Эугения, мы с тобой давно знаем друг друга, и я к тебе очень хорошо отношусь,

– Знаю, – почему-то чувствуя себя виноватой, ответила Инсигна.

Она знала про чувства Сивера – тот никогда не умел их скрывать. Поначалу Эугения хотела покориться, но вскоре она встретилась с Крайлом и любовь Сивера стала ее раздражать.

– Прости меня, Сивер, если я когда-то чем-нибудь задела твои чувства, – сказала она.

– Ничего, – тихо ответил Генарр, и вновь воцарилась тишина.

Инсигне захотелось, чтобы никто не вошел и не нарушил это странное ощущение ясности.

Наконец Генарр заговорил:

– Я знаю, почему люди не ходят, на обзорную палубу ни здесь, ни на Роторе. Ты замечала, что там никогда никого не бывает?

– Марлена любит ходить туда, – ответила Инсигна. – Она говорила, что палуба почти всегда безлюдна.

Целый год она разглядывала оттуда Эритро. Надо было мне повнимательнее отнестись к ней…

– Марлена не такая, как все. По-моему, люди не ходят сюда вот из-за чего.

– Из-за чего же?

– Смотри сюда. – Генарр показал куда-то в небо, но в темноте Инсигна не увидела его руки. – Видишь яркую звезду? Самую яркую на всем небе?

– Ты имеешь в виду Солнце, наше Солнце, центр Солнечной системы?

– Вот именно. Если бы не эта звезда, небо Немезиды было бы таким же, как земное. Ну правда, альфа Центавра не совсем на месте, и Сириус чуть сдвинулся, но это мелочи. В целом точно такое же небо видели шумеры пять тысяч лет назад. Только Солнце выглядело иначе.

– И ты думаешь, что люди не ходят на палубу из-за Солнца?

– Да. Наверное, вид его вселяет в сердце тоску. Отсюда Солнце кажется далеким, недостижимым – словно находится в какой-то далекой вселенной. Вот оно, яркое, зовущее, напоминающее беглецам об их вине перед ним.

– А почему же тогда сюда не ходят подростки и дети? Ведь они мало знают о Солнце и Солнечной системе.

– Наверное, следуют примеру старших. Вот когда все мы покинем этот мир, когда на Роторе не останется тех, для кого Солнечная система не просто два слова – небо, думаю, вернется на Ротор, и здесь тоже будет полно народу. Если, конечно, к тому времени Купол не перестроят.

– Ты думаешь, могут перестроить?

– Как знать, Эугения, как знать?

– Но пока мы процветаем.

– Да. Верно. Но эта яркая звезда, эта знакомая незнакомка тревожит меня.

– Старое доброе Солнце… Что оно может сделать? Сюда ему не дотянуться.

– Дотянется. – Генарр не отводил глаз от яркой звезды на западе. – Люди, оставшиеся в поселениях и на Земле, непременно найдут Немезиду. Возможно, уже нашли. И не исключено, что заново изобрели гиперпривод. Может быть, вскоре после того, как мы улетели. Это событие не могло не подхлестнуть их.

– Это было четырнадцать лет назад. Почему их еще нет здесь?

– Быть может, они побоялись двухлетнего полета. Им известно, что Ротор рискнул, но неясно, преуспел ли он в своем намерении. Может, они думают, что наши останки рассеялись между Солнцем и Немезидой.

– Да, в отсутствии смелости нас не упрекнуть.

– Конечно. Как ты думаешь, предпринял бы Ротор эту попытку, если б не Питт? Ведь он и увлек всех за собой. Сомневаюсь, что в других поселениях найдется хоть один такой Питт… и на Земле тоже, Ты знаешь – я не люблю Питта. Я не одобряю его методы, его мораль – точнее, ее отсутствие, – неискренность, хладнокровие, с которым он послал Марлену на верную, как он полагал, погибель. Но, если судить по одним результатам его деятельности, он может войти в историю как великий человек.

– Как великий вождь, – проговорила Инсигна, – а великий человек – это ты, Сивер. Разница очевидна.

Сивер надолго замолчал.

– Я жду тех, кто последует за нами. Всякий раз, когда я смотрю на эту яркую звезду, я опасаюсь все сильнее. Четырнадцать лет назад мы оставили Солнечную систему. Что-то они делали все это время? Ты об этом не размышляла, Эугения?

– Некогда было, – сквозь дремоту отозвалась Инсигна. – Меня беспокоят более прозаические дела.

Глава двадцать вторая

Астероид

22 августа 2235 года! Эту дату Крайл Фишер помнил хорошо. День рождения Тессы Уэндел. Точнее – пятьдесят третий день рождения. Она помалкивала об этом: отчасти потому, что еще на Аделии привыкла гордиться тем, что молодо выглядит, отчасти потому, что не забывала: Фишер на пять лет моложе ее.

Но разница в возрасте не беспокоила Фишера.

Даже если бы интеллект и сексуальная энергия Тессы не привлекали его, ключ к Ротору был в ее руках, и он помнил об этом.

Несмотря на то что вокруг глаз у нее появились морщинки и кожа рук немного увяла, сегодняшний день стал для нее днем триумфа. Влетев в апартаменты, которые с каждым годом становились все шикарнее, она плюхнулась в низкое мягкое кресло и удовлетворенно улыбнулась.

– Все прошло как по маслу. Великолепно!

– Жаль, что меня там не было, – отозвался Крайл.

– Мне тоже, но мы решили не допускать посторонних, к тому же ты и так знаешь больше, чем положено.

Целью была Гипермнестра, ничем не примечательный астероид, который в необходимый момент оказался вдалеке от других астероидов и, что еще важнее, вдалеке от Юпитера. Кроме того, на этот астероид не претендовало ни одно из поселений, ничей корабль ни разу не посетил его. И наконец – каким бы тривиальным это ни показалось – два первых слога его названия словно символизировали цель первого сверхсветового полета.

– Значит, ты привела корабль точно туда.

– В пределах десяти тысяч километров. Мы могли бы подвести его поближе, но решили не рисковать – все-таки там уже ощущается гравитационное поле, хотя это всего лишь астероид. А потом мы вернули корабль в заранее намеченную точку. И за ним тотчас увязались какие-то два корабля.

– Думаешь, что поселения навострили уши?

– Несомненно. Но одно дело заметить мгновенное исчезновение корабля, а другое – определить, куда он направился. Да с какой скоростью летел – околосветовой или во много раз большей, – а уж тем более понять, как это было достигнуто.

Жанр: ,

Язык:
Язык оригинала:
Переводчик(и):
Издательство:
Год издания:
ISBN: 5-699-12982-0 Размер: 345 Кб





Описание

Свой роман «Немезида», который критики сочли не слишком удачным, Айзек Азимов посвятил «Марку Херсту, моему незаменимому редактору, который, как мне кажется, работает над моими рукописями больше, чем я».

Речь в книге ведется об еще не изученной звезде, прячущейся за пыльной тучей на полдороги от Солнца до Альфы Центавра. Действие происходит в 2236 году и Земле угрожает гибель. Ученые с околоземной орбиты строят звездолет, способный развивать скорость света. Этот корабль и открывает в системе Немезиды планету Эритро, вполне приспособленной к жизни человека, но пагубно влияющей на его мозг. Лишь дочку главного героя Марлену не затрагивает «эритроническая чума», поскольку, как позднее выяснилось, она с детства владела некими телепатическими способностями. Именно девочка смогла понять тот факт, что действие Эритро на человека несет в себе в конечном итоге благо.

И Марлена становится «переводчиком» и представителем Разума Эритро, потому, что она оказалась не такая как все. Она умела «читать» жесты людей и потому всегда знала, что у человека на уме. Немезида должна была через пять тысяч лет пройти через Солнечную систему и тогда Земля бы погибла. А Эритро подсказала выход из этого положения.

Есть такая беда со знаменитыми циклами. Иногда мне кажется, что их авторы попадают в настоящую ловушку: читатель не желает чего-то нового, он жаждет продолжения полюбившегося сюжета, загоняя писателя в определенные рамки и отказывая ему в праве рушить установленные границы. Это произошло с «Галактической историей» и ее вершиной «Академией». Какой роман Мастера не возьми, все сравнивается со знаменитой трилогией.

«Немезида» - один из редких романов Азимова, который стоит особняком от этого цикла. Более того, по форме изложения, сюжету, идеям и неоднозначному впечатлению он ближе к вполне удачному «Сами боги».

В основе сюжета - три большие «К»: Катастрофа, Колонизация и Контакт. Мы попадаем во время, когда наступил переломный момент в истории Человечества, которое вполне освоило Солнечную систему и понастроило орбитальных городов, ставших сосредоточением интеллектуальной жизни. Люди готовы двигаться дальше - к звездам, нужна малость - средство для преодоления огромных расстояний. Ну, а если есть спрос, то рано и поздно поступит предложение в виде эпохального открытия, позволяющего преодолеть пустоту. И, конечно, первыми к звездам отправятся те, кто уже освоился в космосе - поселенцы орбитальных городов.

Это то, что касается Колонизации. Катастрофа в этот раз надвигается на Землю в виде Звезды-Соседки Немезиды, грозящей разрушить дом Человечества своим гравитационным полем. Пусть этот катаклизм и произойдет через 5 тысяч лет, но он вполне реален, и спасение от него можно искать только через колонизацию. Но надо сначала узнать, что ждет людей на других планетах. Может место уже занято другими?

И тут мы переходим к третьей «К» - Контакту. Оказывается, в Космосе не все так однозначно и просто, как это представляют люди. Человек вступает в область, где возможно все, что он может вообразить и даже много больше. Разум, оказывается, может существовать в самых разных обличиях, и Человек отнюдь не самый умный, знающий и находчивый.

Кстати, хотя сам Мастер и не нашел «Немезиде» место в своей «Галактической истории», она вполне могла бы утвердиться где-то в самом начале цикла. Здесь уже присутствуют все составляющие: неприязнь между колонистами и Землей, техническое превосходство новых миров, боязнь землянами Космоса - добавить роботов и готова прямая дорога к Стальным пещерам и мирам Космонитов. И сразу становится понятно, почему так получилось: колонисты улетели, а земляне остались.

Это все было о сюжете. А теперь о моих впечатлениях. А они таковы: книга получилась слабее, чем «Сами боги», которые привлекли описанием необычной, странной цивилизации умирающего солнца. Здесь же все смещено в сторону человеческих отношений, а глубоким психологизмом произведения Мастера никогда не отличались. Насколько мне было интересно все, связанное с Немезидой и ее необычным обитателем, настолько же оказались скучны и примитивны сюжетные линии, связанные с семейными отношениями главного героя. Для меня оказалось слишком мало действия и событий и слишком много слов.

Чтобы не утомлять Вас, вот мой итог: книга не лучшая в творчестве Мастера, но и не худшая. Она средняя. Под настроение, может даже увлечь. Но у меня такого настроения не оказалось, и потому читала долго и мучительно, а эпизоды с занудной Марленой и ее вечно ноющей матерью просто раздражали. Надеюсь, с Вами такого не произойдет.

Оценка: 6

Впечатление от «Немезиды» осталось двойственное.

Сначала о том, что не понравилось. Мне не понравилась одна вещь - стилистика. Вина это может быть как автора, так и переводчика - оригинал я не читал, но для меня как для читателя, это не имеет принципиального значения. Частенько глаз цепляла некая «неуклюжесть» в построении предложений, некая недетальность прорисовки эпизодов, и момент с

Спойлер (раскрытие сюжета)

картинным, искуственным привлечением внимания читателя к одноврменности выхода Марлены на поверхность Эритро и первого сверхсветового перелета

Меня вообще в ступор ввел. Можно было бы и покрасивей все «обставить».

Но зато приятных моментов - хоть отбавляй. Вернее, их очень много в самом романе, но в отзыве об этом можно сказать в одном слове - идеи. «Немезида» просто насыщена интересными фразами, идеями, мыслями, раскрывающими социальные и психологические проблемы. Это действительно заставляет снять шляпу перед мастером Азимовым.

Так же хотелось бы выделить отдельной строкой поведение Марлены.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Она казалось очень долго просто несносной капризной девченкой, но... Но на самом деле она просто марионетка

Как и, пожалуй, все и всё в этой Вселенной.

Учитывая тот «минус», что я описал вначале, я не собирался ставить роману «десятку». Однако последняя фраза эпилога, когда, казалось бы, все уже закончилось, перевернула мое мнение об этой книге. Вернее, не «перевернула», а «подняла еще выше» - вкупе с прекрасными мыслями, описанными в данном романе она заставила меня считать «Немезиду» лучшем творением Айзека Азимова, из тех, что я читал.

Оценка: 10

Ну что ж, в подобных произведениях я как-то подсознательно начинаю искать ляпы и несуразности, иногда они мне забавны, но часто раздражают. И Немезида в этом плане, тоже не разочаровала, правда нельзя сказать, что они сильно критичны, но тем не менее добротное, как для меня, произведение должно обходиться без них. Итак приступим, но сначала один нюанс. Первый десяток страниц мне был интересен и я был высокого мнения о книге, но потом привычно зашел на фантлаб и зачем-то посмотрел отзывы. В итоге ожидания мои сильно упали и я начал уже не подсознательно, а вполне планомерно доискиваться причин критики плюс несколько не закрытых спойлеров. Вывод: отзывы нужно читать либо за месяц (полгода) выбирая книгу, либо уже после чтения. Иначе ваши впечатления от книги могут быть искажены чужими:). Итак:

Раздражает постоянное высасывание недостатков жизни на планете (Земле) в пользу жизни в маленькой искусственной колонии. Во первых разнообразие это здорово, а тесный мирок - скучно, но нам почему-то преподносят, что разнообразие климатических условий это плохо, а вот переменное тяготение - здорово... Во вторых в таком «гипер»-будущем логично ожидать технологий способных минимизировать негативные проявления планетарного климата - будь-то стойкие дома или же планетарный «климат-контроль». В третьих абсолютно не понятно почему Земля бедная, а колонии=богаты, при чем как пищей так и другими благами.

Земное притяжение - плохо, а огромный плюс это низкое и переменное на выбор притяжение. Могу поверить, что за несколько поколений местное притяжение колонии будет нормальным, но не понятно, почему нельзя привыкнуть аналогично к большему?

Земля с ее притяжением, климатом, разнообразием это такая гадость (повторяюсь), другое дело Эритро в глазах Марлены: о камешек, хронически пустынный пейзаж, след на грунте, комочки и ручейки в полной безжизненной пустоте.. это такая прелесть!!.. Я офигеваю..

Могущественная земная шпионская организация настолько могущественна, что повсеместно для соблазнения симпатичных женщин-ученых использует одного не шибко расторопного агента.

Наш агент к тому же успевает обзавестись женой и ребенком, причем походу плевать на ребенка - она дорога нашему герою лишь как память о безвременно ушедшей сестре. И даже через 15 лет наш герой живо помнит глаза сестры и собирается по них узнать 15-летнюю дочь...

Читая можно поймать себя на мысли, что человечество в романе получается несколько неприглядным - эдакая галактическая саранча, которая стремится обособленными роями заселить всю вселенную.

Воздушного транспорта в колониях не было, поэтому самолеты у них получались несуразными и плохими (наверно единственное, что хуже чем у Земли), но зато они превосходили земные по управляемости и надежности, летать на них мог практически ребенок...(интересно, что важнее в самолетах, чтобы он удачно приземлялся или быстрее долетал?:))

На ту же тему. Жители колоний свободно летают на ракетах, в том числе и на планеты и астероиды, но при этом они не привыкли к воздушному транспорту - он в них вселяет страх: «- Марлена, ты знаешь, что тебя ожидает, сейчас тебя легонько вдавит в кресло и мы полетим, ПО ВОЗДУХУ!» - А ужас какой:)))), выпустите меня!. А вид океана с воздуха, у этих мужественных, привычных ко всему (к космической пропасти под иллюминатором) людей вызывает ощущение камня в животе.

Главный астроном Ротора (мама Марлены) практически ни разу не видела звездное небо, только на снимках отдельных участков, - его вид потрясает ее уже в возрасте после сорока...

Где-то после первой трети, а то и четверти книги постепенно начинает приходить понимание, что Марлена, несмотря на сюжет и свои способности, сильно взбалмошный ребенок, а ее мать истеричка. Это ощущение прочно закрепляется после середины книги. (этот пункт самостоятельно снял бал в моей оценке)

Отдельной строкой стоит упомянуть комиссара «Ротора» Пита. Он вроде не имеет ярко расистских или фашистских взглядов, а сам Ротор не является национальной или, тем более, расовой единицей. Тем не менее Пит люто ненавидит остальное человечество кроме нескольких десятков тысяч роториан (остальных он готовится сбивать на подлете). Ненавидит он их в основном за перенаселение, при этом голубая мечта Пита - колонизировать/заселить систему Немезиды (а лучше и несколько систем) ресурсами Ротора. Но на это Ротору надо будет много поколений - он не сможет плодиться достаточно быстро, чтоб не прилетели жители других колоний или, что многократно хуже, ненавистной Земли. Мне сложно поставить диагноз, скорее всего это какая-то разновидность шизофрении.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

У человечества осталось лишь 5 тысяч лет чтобы переселится в другие миры до катастрофы с Немезидой и этого безумно мало чтобы успеть. Так и подымает спросить, автор, ты о чем? Ведь за 100 лет население Земли в состоянии удвоится если не утроится, его вывозить либо сразу, либо запаритесь:) и, по моему, 5000 лет это огромный срок, к которому, на данный момент можно приравнять срок существования человеческой цивилизации с нуля и до теперь вообще.

А так все хорошо начиналось... Ну и концовка в целом достойно перечисленного заканчивает сюжетный ряд, правда на фоне неспешного основного повествования - наступает стремительно и быстро, хотя и без особых неожиданностей.

Оценка: 6

Величайшее открытие - перемещение со коростью выше скорости света - проходит как-то буднично.

Марлена - зомбирована Эритро.

Её мама - форменная истеричка.

Питт - этакий типичный злодей.

Фишер на самом деле ищет не дочь, а свою давно умершую младшую сестру.

Сколько понадобится энергии, чтобы много-много астероидов мимо Немезиды запустить? И сколько их надо будет запустить, чтобы изменить траектрию звезды?

Оценка: 6

Рассказать особо нечего, не лучшее знакомство с «отцом робототехники», но это значит, что в дальнейшем я буду только повышать свое мнение о нем.

По сути книга не о чем, хотя пытается затронуть очень много. Но я не верю ни единому написанному слову. Не верю героям, не сопереживаю им, нисколечко.

Не верю в гениальность ученых женщий, не верю в исключительные способности девочки. Если можно так выразиться, то «актеры» ужасно сыграли свои роли.Также плохо, как

собственно плох и неинтересен весь сюжет, всё очень натюнуто, долго и никапельки не правдоподобно. Я ниразу не погрузился в волшебный мир будущего, я всегда

четко осозновал что это исключительно фантазия автора. Картонный мир с картонными героями. Единственное за что я набавил лишний бал, это за финальный мысленный монолог

Питта о распространении людей по вселенной. Возможно единственная стоящая мысль всей книги.

Оценка: 4

Рискую выбиться из общего хора, но мне роман понравился. Более того, считаю его одним из лучших у Азимова.

Прежде всего понравилась тема: извечная проблема отцов и детей нечасто встречается в фантастике. Довольно живо выписаны характеры. Особенно удался образ Мадлены – одарённой физиогномистки от рождения. Кстати её мама вовсе не истеричка, просто женщина, чья личная жизнь не сложилась.

Во-вторых – это настоящая Научная фантастика. Отсюда и некоторая «нагруженность» научной информацией. Впрочем, согласен: большая её часть в рамках школьной программы. Для тех, кто ещё помнит, чему его учили. Редкий автор способен толково объяснить, что же такое Гиперпространство (в его представлении). А описание орбитальных городов – одно из лучших со времён Циолковского с его «эфирными островами».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А очередной сверхразум – Эритро? Триллионы цианобактерий, связанных между собой радиосигналами. Смотрится поубедительнее, чем Солярис у Лема.

Пожалуй, стоит отметить и социальную составляющую. Азимов часто выводит на первый план сложные отношения между планетой-матерью и её колониями.

Что же касается стилистических недостатков, то Азимов в предисловии честно признаётся, что он не самый талантливый стилист. Молодым авторам остаётся только поучиться у мэтра скромности.

Так что не слушайте литературных критиков – читайте сами!

Оценка: 8

Классный роман! Роман-эпопея. Прочитал с большим интересом!

Если бы не знал года написания, то посчитал бы его творением, скажем, конца 50-х - нач. 60-х гг. Произведение на мой взгляд очень гармоничное - так гладко сочетаются повествования о разном времени и местах, а потом сливаются в «одной точке». Как всегда Азимов показал себя чрезвычайно тонким психологом. Люди. Характеры. Диалоги. Скрытые побуждения. Мотивы поведения. Роман прочитал на одном дыхании, легким потоком. Вообще без «провалов».

Идея, разработанная автором, достаточно известна любителям астрономических теорий - возможное наличие у Солнца соседки-звезды, движущейся по вытянутой орбите, возвращение которой в систему повлечет за собой многие катаклизмы. Но астрономия лишь ширма. Кстати, наука только обогащает действия. Совсем не нудно, все предельно понятно. Нудно будет тем, кто ну никаким боком не интересуется простейшими научными знаниями и информацией. В конце концов в романе это покоится на элементарных вещах из школьного курса:smile:

Концовка пролетела чуть быстрее, чем следовало бы. В ней не хватает эдакого здорового пафоса и величественности (правда автор это компенсировал небольшим эпилогом) Но тем не менее она замечательная и душевная. Да и сам роман очень теплый и человечный.

Но ГЛАВНЫЙ посыл романа, конечно же, олицетворяет девочка Марлена, обладающая даром безошибочно читать человеческое поведение и понимать степень искренности каждого. Вот то самое, что выражает суть человеческих отношений! Над этим нам всем еще работать и работать. Ну а Марлена... Марлена пусть зачинает НОВОГО человека и НОВОЕ общество, где внутренняя гармония, разум и гармония отношений разумов стоИт на первейшем месте:smile:

Оценка: 10

Книга оставила странные впечатления, Но мне не понравилось, что слишком много технических моментов, которые не особо понятны, и которые я пропускала, т.к. там огромное внимание укделялось физике и астрономии. Само же повествование очень медленное, неторопливое (но это как раз я не могу отнести к недостаткам), стиль, наоборот, очень приятный. Концовка же на мой взгляд немного скомкана, но в тоже время нет законченности, возникает ощущение, как будто события всё продолжаются, но уже за пределами книги..


Айзек Азимов

Немезида

Марку Хэрсту, бесценному редактору, который, по-моему, тратит на мои рукописи больше времени, чем я сам.

Книга эта не входит в мои серии об Академии, роботах или Галактической империи. Она сама по себе. Наверно, об этом стоит предупредить, чтобы избежать недоразумений. Может быть, я еще напишу другой роман, связывающий этот с остальными – а может быть, и нет. В конце концов, сколько же можно заставлять себя придумывать хитросплетения новой истории?

И еще. Я давно уже руководствуюсь основным правилом – все мои произведения должны быть ясными. И потому отказался от мысли о всяких поэтических, символических и прочих экспериментах, хоть они и могли бы в случае удачи принести мне Пулитцеровскую премию. Я научился писать просто и ясно, и это помогает мне установить теплые отношения с читателями и профессиональными критиками.

Мои книги пишутся сами собой – я сам удивился, обнаружив в своем романе две событийные линии. Одни события совершаются в будущем, другие – в прошлом, но обе линии сходятся в настоящем. Не сомневаюсь, что вы без труда разберетесь во всем, но, поскольку мы с вами друзья, я счел необходимым предупредить вас заранее.

Он остался один.

Где-то там, далеко, светили звезды и среди них одна, небольшая, со своей маленькой системой миров. Мысленный взор являл ее гораздо отчетливей, чем можно было увидеть глазами, если вернуть прозрачность окну.

Маленькая звезда, розовато-красная, цвета крови и разрушения, носящая соответствующее имя.

Немезида!

Немезида, богиня возмездия.

Он опять вспомнил историю, которую слышал еще в молодости, – легенду, миф, сказание о всемирном Потопе, истребившем грешное человечество, когда уцелела одна семья, с которой все началось снова.

Но на сей раз Потопа не будет. Грядет Немезида.

Человечество вновь пало. Так пусть Немезида обрушит на него кару, – оно заслужило такую судьбу. И это будет не Потоп. Не просто Потоп.

Даже если кому-то удастся уцелеть – куда им деваться?

Почему, же он не чувствует жалости? Человечество не может оставаться таким, как есть. Оно медленно гибнет – и по заслугам. И если медленная смерть станет быстрой – о чем же жалеть?

Здесь, вокруг Немезиды, кружит планета, вокруг планеты вращается спутник, вокруг спутника – Ротор.

Только горстка избранных спаслась в Ковчеге от Потопа. Он не знал, каким был тот Ковчег, но сейчас Ковчегом стал Ротор. Он нес в себе семя рода людского, из которого должен вырасти новый и лучший мир.

А старой Земле предстоит встреча с Немезидой.

Он снова подумал об этом. Красный карлик неумолимо летел вперед. Ему и его мирам ничто не грозило. А вот Земле…

Немезида уже в пути, Земля!

Она несет предреченное возмездие!

Глава первая

Последний раз Марлена видела Солнечную систему, когда ей едва миновал год. И, конечно, ничего не помнила.

Марлена много читала, но это занятие не помогло ей ощутить себя крохотной частичкой Солнечной Семьи.

Все свои пятнадцать лет она провела на Роторе, который был для нее целым миром. Как-никак восемь километров в диаметре. Лет с десяти у нее вошло в привычку регулярно, примерно раз в месяц, обходить его кругом. Иногда Марлена забиралась туда, где тяготение было слабым – и тогда девочка почти парила в воздухе, едва касаясь ногами поверхности. Но пари или ходи – Ротор летел все дальше и дальше, а с ним и здания, парки… и люди.

Путешествие занимало целый день, но мать девочки и не думала беспокоиться. Она всегда говорила, что Ротор – абсолютно безопасное место. «Это не Земля», – твердила она, не объясняя, впрочем, почему считала Землю местом не безопасным. «Да так, ничего», – говорила она.

Меньше всего Марлене нравились люди. Говорили, что, по последним данным, на Роторе их шестьдесят тысяч. Слишком много. Даже чересчур. И у каждого на лице фальшь. Марлена ненавидела эти лица, замечая то, что пряталось под приветливой внешностью. Но она молчала. Только раз, еще маленькой девочкой, она осмелилась сказать об этом, но мать рассердилась и запретила ей неуважительно говорить о взрослых.

Став постарше, она научилась видеть фальшь куда более ясно, и лживые лица перестали волновать ее. Она научилась не обращать на них внимания и старалась почаще уединяться и размышляла, размышляла.

Она все чаще думала об Эритро – планете, на орбите которой прошло ее детство. Марлена частенько забиралась на обзорную палубу и, сама не зная почему, с жадностью вглядывалась в лик планеты, мечтая когда-нибудь попасть туда.