Теплое отношение сербов к русским. Сербы и русские

История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему "сербы"?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним "сербы" до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово "сербы" к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово "сербы" как "принадлежавший к тому же роду, тому же племени". Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, "серб" - это "человек, член родового союза".

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова "серб" с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение "сторожить, охранять скот".

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово "сербы" родственно русскому диалектному глаголу "сербать" (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой "с-р", значение которого "отделять,выделять, выдавливать".

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит "резать, разрезать,отделять". В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало "отделять, выделять, выдавливать". Это значение сохранилось, например, в русском главголе "черпать", который произошел от того же глагола "сербать". Такого же происхождения и слово "сера". Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово "сербы", вероятнее всего, значит "выделенный, отделенный по какому-либо признаку". Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним "сербы" произошел от латинского слова servus – раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Борьба за свободу

Сербы впервые упоминались у Геродота и Птоломея ещё во II веке нашей эры, Сербия же как территориальное образование ведет свою историю с VI века, в VIII веке уже возникли сербские протогосударственные образования. В XIII веке в Сербском государстве к власти пришла династия Неманичей, в это же время страна освободилась от власти Византии.

Сербия достигла больших высот и развилась в крупное государство, которое стало занимать почти весь юго-запад Балканского полуострова. Наибольшего рассвета Сербское государство достигло во времена правления Стефана Душана (1331-1355), однако после смерти монарха история Сербии резко изменилась. Османская империя в середине XIV века стремительно завоевывала территории. Сербский князь Лазарь Хребелянович стремился объединить сербские земли, чтобы успешнее противостоять турецкой агрессии, однако времени для этого у него не хватило.

В 1382 году Мурад взял крепость Цателицу. Сил проивостоять мощной осанской армии у сербов не было, и Лазарем было принято непросто решение о заключении перемирия на кабальных условиях. По условиям договора, он обязался давать султану 1000 своих воинов на случай войны.
Такое положение дел не устраивало ни одну, ни вторую сторону: турки стремились развить экспансию, а сербы были недовольны сомнительными условиями перемирия.

Военная агрессия турков продолжилась, и в 1386 году Мурад I взял город Ниш, после чего сербы объявили о начале народного восстания. Мощная армия Османской империи 15 июня 1389 года нанесла поражение армии сербских князей в битве на Косовом поле. Это привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году.

С этого времени практически 400 лет Сербия находилась под властью Османской империи. Однако на всем протяжении османского владычества в Сербии не прекращалось освободительное движение. То и дело вспыхивали восстания, которые курировались Печским патриархатом, которому удалось наладить связи с Испанией, Венгрией и Испанией. Наибольшего успеха достигли восстания в XIX веке (первое и второе сербские восстания). Однако только в 1878 году Сербия получила долгожданную независимость.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре Первом. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини "Славянское царство".

В 1723 году Пётр Первый разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи – Славяносербия и Новая Сербия.

Ледяная Голгофа

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов. В самом начале войны сербское войско смогло выдержать несколько лобовых наступлений австрийской армии, и дважды очищало свою территорию от захватчиков.

Однако в октябре 1915 года удар в спину сербам нанесла Болгария. Сербия оказалась в тяжелейшем положении. 9 октября пал Белград, уже на следующий день болгары соединились с австрийцами в Нише.

Зимние бои с превосходящими вражескими силами не сулили ничего хорошего, поэтому для того, чтобы избежать плена, сербские военные приняли решение об отступлении 300-тысячной армии на юг, к Адриатическому морю. Однако для того, чтобы там оказаться сербам нужно было пройти через албанские горы. Вместе с солдатами и простыми людьми, которые были вынуждены покидать свои земли, чтобы не попасть под призыв (новобранцев отправляли на Галицкий фронт, где нужно было воевать с русскими) в горы ушел и престарелый сербский король Петар.

Это отступление сербов вошло в историю под названием "ледяной Голгофы". Каждый третий погиб. Позже сербы стали говорить: "Нас спрашивают, почему мы называем детей несвяточными именами? У нас на Ледяной Голгофе замерз каждый третий мальчик, поэтому с тех пор у нас все имена святые".

Четники

Сербам свойственна высокая степень народной самоорганизации, особенно на основе национально-освободительного движения. Особого упоминания заслуживает такой феномен в истории Сербии как "четничество".

Его создание можно отнести к 1903 году, когда в Белграде был создан так называемый Сербский комитет, который, помимо внешней деятельности, занимался созданием вооруженных четницких формирований для дальнейшей борьбы с турецкой властью на Балканах.

Отряды созывались по мере необходимости и принимали участие как в обеих Балканских, так и в Первой Мировой войнах. В межвоенный период, после обретения Сербией независимости, четничество "воспитывало" молодежь – оно представляло собой ветеранские организации, которые вели идеологическую пропаганду, а также занималось поддержкой инвалидов боевых действий и семей погибших.

Негативная окраска термина "четник" уходит своими корнями к событиям Второй Мировой войны. На территории Югославии она переросла во внутреннее вооруженное противостояние. Часть югославской армии во главе с полковником Драголюбом Михаиловичом (ветераном Балканской и Первой мировой) отказались признать капитуляцию Королевства Югославии.

Сам Михаилович не опирался непосредственно на предыдущие четницкие организации, считая себя все еще составной частью Армии Королевства, и называл подконтрольные ему силы Югославской Армией в Отечестве. Четниками их прозвал уже народ. Национально настроенные монархисты первоначально пытались бороться со странами Оси совместно с партизанами Иосифа Броза-Тито, но, спустя несколько месяцев, союз между националистами и коммунистами распался.

Отдельные группировки четников стали открыто сотрудничать с оккупационными властями против красных партизан. Михаилович до последнего лавировал между неприятием коммунистической идеологии (невзирая на уважительное отношение к вооруженным силам Советского Союза), и нежеланием сотрудничать с оккупационной властью.

В конце концов, находящийся уже в звании генерала Михаилович, был снят эмигрантским правительством со всех командующих постов. Невзирая на это, он продолжал вооруженную борьбу вплоть до марта 1946 года, когда его отряд был разгромлен силами Броза-Тито уже после занятия Югославии Красной Армией. Драголюб Михаилович был казнен после суда, не учитывавшего показания спасенных четниками пилотов американских ВВС (всего которых было около 500 человек), 15 июля 1946 года.

Родина римских императоров

Сербия является родиной многих римских императоров. Город Сремска Митровица, в античные времена назывался Сирмий и был частью Римской империи. Этот город считается родиной шестнадцати римских императоров. В Сербии также родился Константин Великий.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.

Сербия - настоящая "малиновая страна". Здесь выращивается треть всей малины мира.

Сегодня с болью в сердце многие из нас вспоминают события десятилетней давности: 24 марта 1999 года началась варварская американская агрессия против Сербии. Более двух месяцев «Милосердный ангел» парил над территорией Югославии, сбрасывая на города и села бомбы и ракеты. У меня перед глазами стоят кадры репортажа из Белграда в Великую пятницу: война, бомбежка, а сербы идут прикладываться к плащанице. Потом была Пасха, и вновь из «христианской» Америки на христианскую Сербию летели бомбы с надписями « Happy Easter !».

Осенью 2001 года между мастер-классами семинара по византийскому искусству в Новом саду мы ходили по этому, университетскому, городку и часто слышали такие комментарии: «а вот эти мосты, их бомбили американцы», «а там погибли дети, но зачем было убивать детей?»…. Из Нового Сада я отправилась в Белград. Словно во сне, поднималась от вокзала к центру города по разбитой улице, похожей на кадры из советских фильмов о Великой Отечественной войне, только всё было наяву. В том же 2001 году на конференции по Средним векам в Будапеште я не удержалась и спросила почтенного американского профессора – «Ну как же вы могли бомбить Сербию бомбами с пожеланиями «Счастливой Пасхи?!» В ответ он рассмеялся, думаю, от неловкости: «that’s amazing, я ничего не слышал об этом».

А может быть, правда, кто-то ещё не слышал о том, что несколько тысяч мирных граждан было убито, свыше 6000 ранены во время 77 дней агрессии НАТО; разрушены около 60 храмов и монастырей, 66 мостов, 16 вокзалов, 7 аэродромов, уничтожено и повреждено несколько тысяч хозяйственных и жилищных объектов (обзор гражданских последствий агрессии НАТО и разрушений на территории Югославии с 24.03.1999 по 08.06.1999 см. http://www.kosovo.ws/archive/destrlist.htm). Впрочем, о статистике натовской агрессии в эти дни и недели напишут многие. А мне бы хотелось поговорить о другом, а именно о любви Сербии к России, явлении, аналогов в истории межнациональных отношений не имеющем.

Если кому-то из вас уже довелось побывать в Сербии, вы с вдохновением приметесь рассказывать о том, что «так нас, русских, нигде и никто не любит». «Нас и руса триста миллиона», – улыбаются сербы и добавляют, – «а без руса пола камиона» (т.е. «а без русских пол грузовика»). Вспоминаю свою первую встречу с таким к нам, русским, отношением. Осенью 2001 года мне предстояло изучить несколько греческих рукописей в Белградской Национальной Библиотеке. В день приезда в Белград я оставила вещи в университетском общежитии и пошла в гости, в семью одного сербского профессора. Вернулась поздно, ключи от комнаты были заперты у консьержки, которая ушла ночевать домой. Окраина незнакомого города, темнота, холодно, друзей никого (есть телефоны профессоров, но ни звонить же им в столь поздний час!). Растерянно я брела по улице. «Эй, о чем ты там задумалась?» Я подняла глаза. На меня, улыбаясь, смотрела девушка. Пришлось на смеси русского, сербского и английского объяснять. «Сейчас мы домой пойти не можем, потому что у нас встреча клуба гусляров, но мы постараемся сегодня закончить пораньше, ты устала». Далеко за полночь мы добрались домой, в скромное и теплое жилище на другой оконечности Белграда. А после целых три дня Мила Котлайя (кстати, единственная девушка – гусляр в Сербии!) за руку водила меня по городу – и в библиотеку, и кофе пить… и всё потому, что я была гостем из России.

Итак, Сербия и Россия. Три диалога о любви из радиопрограмм, записанных в разное время в разных местах.

Диалог первый со славистом, председателем сербско-русской дружбы, членом Союза писателей России Ильёй Михайловичем Числовым: «Больших друзей, чем сербы, у нас нет» (Москва, Россия)

– Илья Михайлович, чем Вы можете объяснить такую невероятную, ничем не заслуженную любовь сербов к России? Кажется, логического объяснения тут нет?!

– Если говорить о любви Сербии и сербов к России, то ни в одной другой славянской православной стране мы не встретим к себе такого тёплого, родного, несмотря на расстояния, отношения. Собственно, Россия, Украина, Белоруссия – это единое целое, поэтому мы не говорим о частях единой неделимой России. А вот если взять братские славянские народы, то у нас нет бОльших друзей и братьев, чем православные сербы. И так было на протяжении всей сербской истории.

Связь Сербии и России начинается ещё со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона. Позднее существенными были два южнославянских влияния на Русь, затем поддержка Россией сербских братьев и совместная их борьба на поле боя. Во всех войнах, которые вела Россия, сербы были её союзниками. Если взять новейшую историю, то не в качестве противопоставления и не для того, чтобы упрекнуть в чём-то других наших православных братьев – болгар, но информации ради заметим, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась во враждебном лагере (хотя, конечно, против русских болгары никогда бы воевать не стали, поэтому немцы их ни в Первую, ни во Вторую мировую войну на Восточный фронт не отправляли). Воевали против нас православные румыны; они не были жестоким врагом, но как факт – воевали. А вот сербы всегда были с нами и даже в Русско-японскую войну: за тридевять земель находилась Япония от сербских границ, но одно из тогдашних сербских государств, Черногория, объявило войну Японии. Во Вторую мировую войну сербы подняли восстание в Герцеговине, а затем и в других сербских краях, едва узнав о нападении Гитлера на Советский Союз, который всегда считали Россией. По своей наивности они думали, что придёт конец немецкой оккупации и на балканской земле, потому что уже через 3-4 дня здесь появятся русские танки. Заметьте, когда Гитлер 22 июня 1941-го года напал на Россию, вся Сербия поднялась на борьбу с оккупантами. Вот значение русского фактора в сербском сознании!

Христос на небе, Россия на земле

Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

Это трепетное, благоговейное отношение Сербии к России существовало во все времена, даже когда российские власти оказывались для неё, мягко говоря, не лучшими друзьями.

– Даже предателями!

Часто говорят о предательстве. Может быть, это и справедливо, хотя всегда нужно различать политиков и общество, государство и народ. Во времена Сталина и Тито политические отношения с Югославией (которую святитель Николай (Велимирович) называл величайшим сербским коллективным заблуждением) были очень плохими, но сербы всегда о России помнили, даже когда мы о сербах позабыли, и для нас существовала только Югославия и югославы. А сербы даже Советский Союз называли Россией. Именно тогда, во времена Тито, десятки тысяч сербов пострадали за свою верность России. Тито называл их сталинистами. Действительно, какой-то процент коммунистов среди них был. Большинство же составляли православные сербы, которые никогда не принадлежали к коммунистической партии, и выступали не за Сталина, а за Россию. Тито для того, чтобы скомпрометировать их, всех огульно записывал в сталинисты. И они страдали на Голом острове (аналог нашего ГУЛАГА, страшный концлагерь на одном из островов Адриатического моря), где тысячи людей умирали под палящим солнцем от непосильного труда и издевательств тюремщиков. Тогда в Югославии была развёрнута компания по борьбе с великосербским гегемонизмом, и любой серб мог стать её жертвой. Особенно это проявлялось на Косове. Интересно, что за несколько столетий турецкого ига православное сербское население всё-таки из Косова выдавлено не было, несмотря на турецкий и арнаутский террор, и составляло большинство ещё в 20-м веке. Но за несколько десятилетий господства в Югославии титовского богоборческого и антиславянского режима соотношение коренным образом изменилось. Именно тогда были заложены основы нынешней косовской трагедии. Тито и Моша Пияде сумели сделать то, что было не по плечу даже турецким насильникам.

Россия – подножие престола Господня

И каждый раз, везде и всегда, сербы вспоминали Россию. Взор косовских сербов был устремлён на Россию, а мы зачастую этого не видели и не понимали. Я должен со стыдом вспомнить такой эпизод из своей студенческой юности, когда мы посещали Косово ещё в советские времена. Это было уже после смерти Тито, но система ещё не сильно изменилась. В Призрене, в мечети, мы увидели человека, который пытался что-то сказать русским, а его всячески оттирали представители местной власти. Уже потом, спустя годы, я узнал, что мечеть эта была сложена из исполинских глыб разрушенного монастыря святых Архангелов, великой задужбины Душана Сильного, царя сербов и греков. И именно это хотел сказать серб людям из России, которые в то время не выделяли сербов в ряду других югославов. А они всегда о России помнили, даже тогда, когда титовский режим за одно упоминание России мог бросить их в застенки или сослать на Голый остров. Вот такое вот трепетное, благоговейное отношение, повторю ещё раз.

По словам сербского писателя: «Россия – подножие престола Господня», она была для них живым земным воплощением небесного идеала. Вот это отношение сербов к России, тем более, что никогда они не были от нас зависимы, не входили в единую социалистическую систему, не просились в состав Советского Союза. Хотя, с другой стороны, в новое время, когда Россия сама переживала и переживает не лучшие времена, и многие, в первую очередь, восточно-европейские страны (не народы, но их правительства), от неё отвернулись, сербы готовы были войти в состав союзных государств вместе с Россией и Белоруссией, аще возникнет таковое. Так что ничего не изменилось в Сербии со сменой власти. Нынешняя демократическая Сербия точно так же, как и Сербия Милошевича, точно так же, как Сербия под властью богоборческого режима Тито и Моши Пияде, синими очами Неманичей смотрит на свою старшую православную сестру Россию.

Диалог второй с тележурналистом Радмилой Войнович: «Всему миру светят русские, как ангелы» (Новый Сад, Сербия)

Впервые с Радмилой Войнович мы познакомились в монастыре Прасквица в Черногории. Однажды в жаркий день с моими спутниками зашли в прохладный византийский храм и попросили рассказать о нём находившуюся там сербку. Она начала свой рассказ, но быстро перешла на тему России. Вновь мы встретились уже в Новом Саду, где Радмила ведет православную рубрику на телевидении Нового Сада, пишет публицистические очерки.

– Вы часто пишете о небесной России…

Всему миру русские светят, как ангелы. Сейчас кто-нибудь скажет: ну что она вообще говорит? как она это видит, то, что не видим мы? А я в России именно это вижу. Все православные сербы – духовные граждане Святой России. У всех нас духовный паспорт России как духовной миссии для спасения человечества. Вот так мы понимаем Россию. У нас Россию называют «мать», потому что она – наша духовная мать (я говорю то, что думает народ). Сейчас либеральные «ценности» портят людей. Мы ведь знаем, что человеку всегда легче спускаться вниз, к греху, чем подвизаться ко Господу, восходить дорогой духовной в Царство Небесное. Россия даёт небесные ценности всем народам, поэтому для нас ценно и важно, что русские люди, монахи приезжают к нам.

Приезжайте, помогите духовно нашему многострадальному и многогрешному народу! В России много священнослужителей, которые воспитывают народ для Царства Небесного. Господь даёт разные послушания в жизни, но не забывать о Боге – это самое главное послушание. Россия – учительница для всего мира в этом смысле. Люди у нас видят в России стремление к чистоте, поэтому так и любят её. Мы – форпост России, русские патриоты. Так нас учили наши предки: если человек православный, служит Богу, готов отдать жизнь за Него – он «русский».

Диалог третий с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием: «Одна Церковь – одна душа» (Цетинье, Черногория)

В завещании (1830 г.) святого Петра Цетинского сказано: «Да будет проклят тот, кто покусится отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий из вас, черногорцев, кто пойдёт против единоплеменной и единоверной нам России». Вот основа нашего единства – единоверие!

– Знаете, владыка, наверное, каждый русский человек, который приезжает в Сербию и Черногорию ощущает их в каком-то смысле продолжением России, потому что чувствует себя здесь дома …

– Это и есть дух Церкви Божией, которым мы дышим и в Сербии, и в Черногории, и в России. Чем ближе мы к этому духу Церкви, тем ближе мы друг к другу. Церковь пробуждает любовь и преображает нас, становится основной причиной добрых отношений. С другой стороны существуют исторические связи, подлинные, глубинные, идущие от святых Кирилла и Мефодия – эта особая сближающая нас славянская стихия.

– Владыка, будучи семинаристом в Белграде, Вы учились у русских профессоров – эмигрантов, встречались со священниками и прихожанами русской церкви Святой Троицы? Какие воспоминания сохранились у Вас о них?

С любовью вспоминаю своих милых профессоров: моего отца Павла, диакона, пусть мы и спорили иногда, но я ощущал, что он меня любит. Когда у меня были трудности (я уже окончил факультет), то понял, к кому надо обратиться за советом. Я написал ему письмо. И он мне сразу ответил. Сразу! Понял мою ситуацию. Отец Викентий преподавал у нас историю Церкви. Так он просто жил ею: рассказывал о Первом Вселенском Соборе, словно сам был его участником! И в Швейцарии я снова общался с русскими: помню отца Петра Парфёнова, царского офицера, владыку Антония (Бартошевича) и его брата Леонтия, они учились у нас, в Сербии, а потом были епископами Зарубежной Церкви. Владыка Антоний, когда видел меня, всегда шутил, вспоминая слова митрополита Иосифа из Закарпатья, сказанные между двумя войнами: «Мы – дураки сербы, и вы – сумасшедшие русские». Потом в Риме я встретился с Александром Солженицыным, его в то время выслали из страны, и подарил ему крестик с Афона со словами: «Александру-крестоносцу афонский крест». Потом он мне рассказал, что этот крест имел особую силу. Наш духовный отец архимандрит Иустин (Попович) исповедовался у митрополита Антония (Храповицкого), потом у отца Виталия Тарасьева в русской церкви Святой Троицы. Отец Виталий был в Белграде самым любимым священником и среди русских, и среди сербов.

Владыка, на Ваш взгляд, в чём истоки столь сильной любви Сербии и России?

Одна Церковь – одна душа. А страдания только помогают сблизиться нам, славянам, понять друг друга. Церковь Божия, словно печь, опаляя огнем Божиим, возрождает и исцеляет души. И дай Бог, чтобы расширялся и укреплялся дух всеправославный.

Фотографии А.М.Лидова, Л.Гачевой, А.Никифоровой.

История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему «сербы»?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним «сербы» до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово «сербы» к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово «сербы» как «принадлежавший к тому же роду, тому же племени». Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, «серб» - это «человек, член родового союза».

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова «серб» с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение «сторожить, охранять скот».

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово «сербы» родственно русскому диалектному глаголу «сербать» (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой «с-р», значение которого «отделять,выделять, выдавливать».

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит «резать, разрезать,отделять». В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало «отделять, выделять, выдавливать». Это значение сохранилось, например, в русском главголе «черпать», который произошел от того же глагола «сербать». Такого же происхождения и слово «сера». Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово «сербы», вероятнее всего, значит «выделенный, отделенный по какому-либо признаку». Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним «сербы» произошел от латинского слова servus – раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре I. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини «Славянское царство».

В 1723 году Пётр I разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи – Славяносербия и Новая Сербия.

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.

-  Ирина, для начала – как к вам можно обращаться? В Сербии не встретишь обращения по отчеству, несмотря на родство языков, культур.

-  Мы обращаемся по имени (улыбается). В Сербии есть отчество. Но оно не используется в качестве обращения, только в официальных документах. Причём это может быть и имя матери. Например, моя дочка пишет «Диана Ирина Антанасиевич». Получается по‑русски Диана Ириновна . Если придёшь к президенту Александру Вучичу, к нему обращаешься тоже по имени. Или по званию: «господин президент», а ко мне: «госпожа профессор» (или по‑сербски «профессорка»).

Хорошо! Ирина, ваша биография – сплошные смены стран, гражданства. Как вы определяете себя по национальности?

-  Национальность – косовская русская. Очень люблю пограничные ситуации, объединяющие несколько культур. Мой город Белград уникален, единственный во всём мире: его разделяют (и в то же время объединяют) две цивилизации, две империи – оттоманская и австро-венгерская.

И если есть косовские албанцы, косовские сербы, почему не быть косовской русской? Хоть и родилась на Украине, украинской составляющей в себе точно не чувствую. Наверное, я всё‑таки советский гражданин, не воспринимаю эту территорию как отдельное государство.

Фото Ольги Арчибасовой

-  Кстати, почему «Белград»? Для жителя Белгорода вопрос не случаен.

-  Это тоже значит «белый город». Но он не стоит на мелу, как у вас. Просто, видимо, раньше здания красили в белый.

Госпожа профессор, что представляла собой Югославия, есть ли аналогия с СССР как с собранными воедино самыми разными народами, порою антагонистичными?

-  Это правда, объединили коня и трепетную лань. Слепили в кучу разнородные, разнонаправленные народы и территории. Но у этой кучи была объединяющая идея. Когда её не стало, исчезли и Советский Союз, и Югославия.

Но были и отличия. СССР был закрытым государством. Граждане Югославии могли ездить куда угодно, они видели весь мир. В Советском Союзе было множество табу. На Балканах главная партийная газета «Борба» запросто могла лежать в киоске рядом с журналом для взрослых. В литературе, культуре – повсюду свобода, возможность заниматься любым авангардом, публиковать любые произведения. «Мастер и Маргарита» был опубликован здесь раньше, чем в Союзе. На бытовом уровне всё югославское – мебель, одежду – советские люди ассоциировали с роскошью.

- Изначально Югославия была королевской и лишь потом социалистической…

-  И это две разные Югославии. Конечно, объединение балканских народов – идея короля Петра Карагеоргиевича , которую воплотил его сын Александр . Чтобы сформировать нового человека – югослава, он перестроил в соответствии с новой идеологией ряд памятных мест на Балканах – такие как памятник Газиместан на Косовом поле. Он даже сыновей назвал «объединяюще»: одному дал хорватское имя Томислав , другому сербское Пётр , третьего назвал по‑словенски Андрей .

Югославия 1930-х годов – самая развивающаяся страна в Европе. Нынешний облик Белграда, со множеством роскошных зданий, сформировался именно тогда. Кстати, большое участие в этом приняли русские эмигранты из архитекторов.

- Сербия при этом была государствообразующей?

-  Потому что сербы инициативные, идейные. Это и Тито (лидер Югославии с 1945 по 1980 год – прим. ред.) чувствовал. Недаром он столицей сделал Белград, а не свой хорватский Загреб.

Как и в случае с Россией, ряд народов Югославии обязаны Сербии тем, что после распада они впервые в истории обрели свою государственность – Хорватия, Словения.

-  Нет. Советской модели здесь нет. Хорваты, словенцы, македонцы более самодостаточны. Заслуга Тито в том, что он создал успешно работающую модель многонационального государства. Гастарбайтеры с бывших окраин не едут в Сербию на заработки, как в России.

В этом конфликте все мы только потеряли. Получив независимость и членство в Евросоюзе, Хорватия ни на йоту не подвинулась в благосостоянии. Как и Словения, Македония. Ни одна из республик не достигла ни уровня экономического благосостояния Югославии времён 1980-х, ни уровня социальной защищённости, ни культурного подъёма.

«Старшие» и «младшие»

- «Сербы и русские – братья навек». С каких исторических событий это пошло?

-  Нас связывает многое. Бабка Ивана Грозного имела сербские корни. Культурно-политическое взаимодействие России с Сербией осуществлялось через монастыри на Афоне. В те времена Россия оказывала Сербии и её монастырям всяческую помощь. Как и позже, в годы русско-турецких войн. Сербы всегда воспринимали Россию как старшего брата. Она всегда была для них надеждой на помощь.

Конечно, в этой любви был определённый эгоизм младшего брата, который всегда рассчитывает на помощь брата старшего и не желает знать, какие проблемы есть у него самого.

Фото Ольги Арчибасовой

- «Россия сербов на Балканах сдала», – говорит персонаж фильма «Брат-2». Есть ли объективное мнение, что же произошло тогда, в 1990-е годы, при Ельцине?

-  Объективного мнения нет. Слишком мало времени прошло для оценки. Лично я думаю, что с распадом Союза его граждане потеряли государствообразующую идею, смысл и цели существования. Опустились до банального потребительского уровня. В том числе в немалой степени и власти. В целом было не до Сербии: самим бы сохранить остатки страны.

-  Что изменилось в сознании сербов с приходом Путина?

-  В Сербии бытует расхожее представление, что будь Путин на месте Ельцина – натовских бомбёжек не было бы. Я в этом не уверена. Чаще всего бомбёжки не связаны с соперничеством конкретных лидеров. Они результат сложных экономико-политических противостояний. Югославия должна была так или иначе пройти путь распада, особенно с тем внешним влиянием на события, которое было. Впрочем, возможно, это не было бы так трагически больно, не потеряли бы Косово. А Косово для сербов – это всё. Это душа Сербии.

Конфликт на Балканах длится 20 лет. Это результат внешних интриг, искусственно поддерживаемый конфликт в чьих‑то одних интересах.

Помощь и благодарность

- Первая волна эмиграции пришла в Европу после революции?

-  В Югославию – в 1919 году. Она была небогатой аграрной страной. Ей достались те, кто не привёз с собой значительных средств: солдаты, казаки, дворяне невысоких рангов, молодые члены кадетских корпусов. Те, кто не мог найти себя во Франции или в Германии.

Тем не менее благодаря премьер-министру Николе Пашичу и королю Александру I Карагеоргиевичу (он, кстати, учился в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге) для русских было сделано очень много.

Югославия помогла эмигрантам сохранить свою молодёжь, которую надо было учить. Страна выделяла стипендии, платила учителям, приняла соответствующие законы. Лечила русских ветеранов, инвалидов. В русских центрах работала система, как сейчас говорят, психологической помощи – ветеранам помогали пережить тяжёлые впечатления.

Более того, страна приняла не просто эмигрантов, а чужую регулярную армию, с сохранением её структуры и боеспособности. Ни одна из европейских стран на это не пошла. Это позволило эмигрантам чувствовать себя по‑прежнему людьми, не перейти в статус деклассированных элементов. Не случайно барон Врангель , умерший в Брюсселе, по собственному завещанию похоронен в Белграде, в русской церкви Святой Троицы.

- Чем наши эмигранты отплатили Югославии?

Очень многим. Национальная опера, балет, театр, архитектура, строительство мостов, система мелиорации, лесотехническое хозяйство – трудно перечислить все отрасли югославской науки, промышленности и культуры, в которые русские люди внесли свой громадный вклад. Ну и конечно, русский комикс (улыбается).

Прохоровская битва в комиксах?

- Как и оперетта, жанр комиксов в России не пошёл, а в других странах – пожалуйста. В чём причина?

В том, что эти жанры в советской пропаганде были неразрывно связаны с загнивающим капиталистическим образом жизни. Более либеральная Югославия была свободна от этих догм. Находясь в центре Европы, она чувствует себя частью европейской традиции.

Свою роль сыграло то, что с давних времён у нас был широко распространён немецкий лубок – своего рода протокомиксы. На Руси они были известны как развлекательные фряжские листы.

- И что же выбирают сербы в качестве сюжетов?

На выставку и лекцию в Белгород я привезла комиксы по сюжетам русской классической литературы. Гоголевский «Тарас Бульба», «Руслан и Людмила» Пушкина , «Воскресение» и «Хаджи Мурат» Льва Толстого

А эмигрант из России, житель Курска Сергей Соловьёв – казак и художник, пытался изобразить историю Курской битвы, Прохоровского танкового сражения. Работа не была завершена, эти комиксы не были изданы. До нас дошло лишь несколько рисунков, без текстов. Могу предположить, что они готовились для какого‑то итальянского издания, потому что на них есть итальянские надписи (campi dei partigiani – лагерь партизан). Вдобавок Соловьёв до этого уже печатался в Италии – есть комиксы по «Сыну полка» Валентина Катаева .

Будучи в Белгороде, я побывала на Прохоровском танковом поле. Это великое, символическое место – как для сербов Косово поле. Там ад прошёл, а теперь на этом месте колосятся поля. Даже музеи и памятники в таком количестве не говорят нам о прошедших событиях столько, сколько сама Прохоровская земля.

«Россия – это перспектива»

- Кто такой русский и кто такой серб?

Русский – это упорядоченность, серб – это хаос (смеётся). Каждые пять лет в Сербии мне попеременно кажется, что я о ней то знаю всё, то не знаю ничего.

-  Что же такое Россия для сербов? Для ваших студентов?

Для них Россия – некий благотворный миф, идеал, надежда. Говоря о том, что сербы стремятся в ЕС, мы забываем, что они всегда были частью Европы, она для них не удивительна. Не идея фикс. Тем более что, свободно путешествуя, югославы и сербы видели не только плюсы стран Евросоюза, но и минусы. Чётко понимают, что ЕС – палка о двух концах. И можно стремиться к европейскому благосостоянию, но душою быть с Россией.

У нас очень многие студенты изучают русский язык, тяготеют к русской культуре. Это не в пику Евросоюзу. Восприятие России происходит по совершенно другому механизму.

- И какие перед ними перспективы?

Обширные. От учителя русского языка в сербских школах до учёного-слависта в ведущих университетах мира. Знания сербского или любого другого славянского языка для этого мало. Серьёзному слависту нужен русский.

Наконец, обычные жизненные перспективы, которые есть у носителя языка такой крупной державы, как Россия.

- Разве нет здесь конкуренции с английским?

Английский вне конкуренции. Его знание – такой же базовый навык для человека, как владение компьютером или умение водить машину. Сравнение с ним некорректно.

Но в конкуренции с другими иностранными языками, которые идут в школьных программах как «второй иняз», например французским, русский язык в Сербии выигрывает.

Фото Ольги Арчибасовой

Справка . Ирина Антанасиевич – доктор филологических наук, фольклорист, славист, балканист. Родилась в 1965 году в Северодонецке Луганской области, вскоре переехала с семьёй в Одессу, затем в Измаил, где вышла замуж.

В 1986 году вслед за мужем сменила СССР на Югославию, хорватский Сплит. С распадом Югославии – вновь череда переездов. В 1991 году, в свой день рождения – 27 июня – бежала с семьёй из ставшей независимой Хорватии в сербское Косово, вначале в посёлок Обилич, потом в Приштину, где в местном университете преподавала русскую литературу.

В 1999 году, снова 27 июня, пришлось уехать и из Косово. Несколько лет с тех пор не отмечала день рождения – по её словам, на всякий случай. Сейчас отмечает по‑прежнему, решив: «Ненужные рефлексии всё это, и никто нас не поставит на колени». Но с гораздо большим трепетом относится к своим именинам 18 мая – это день святой Ирины Македонской.

Преподавала русскую литературу на философском факультете университета сербского города Ниш и в университете в Косовской Митровице. Сейчас живёт в Белграде, работает в столичном университете на кафедре славистики филологического факультета. Кроме научных работ, публикуется в литературно-художественных изданиях Сербии и России. Член редколлегии выпускаемого в БелГУ сетевого междисциплинарного журнала «Научный результат». Имеет взрослых дочь и сына. И двух взрослых котов.

Олег Гончаренко

Почему сербы любят русских? Причину столь редкого в наши дни явления следует искать в многовековой истории российско-сербских отношений, которые на разных ее этапах напоминали своеобразный маятник. В наиболее трудные моменты братские народы, у которых много общих точек соприкосновения в вопросах истории, религии и культуры, всегда приходили друг другу на помощь.

Сербы всегда считали Россию страной, которая никогда не оставит их в трудную минуту. «Россия внутри каждого из нас», «Русские и сербы – братья навек», «Вместе с русскими нас – триста миллионов, а без них – полгрузовика»: это лишь малая часть афоризмов, которые как нельзя нагляднее демонстрируют отношение сербского народа к россиянам.

Из истории становления Сербии

Первые упоминания о государстве сербов относятся к VI веку. После распада римской империи территория будущей Сербии отошла к Византии.

879 год был ознаменован принятием православия. Через 90 лет Сербия обрела независимость от Византии.

Конец XII века – время создания на сербских землях феодального государства Неманичи, входившего в состав обширного сербо-греческого царства, распавшегося вскоре после смерти возглавившего его царя Стефана Душана.

В июне 1389 года произошла трагическая для народа Сербии битва на Косовом поле, в ходе которой многочисленное турецкое войско (втрое превосходящее силы противника) одержало победу над сербским ополчением.

1459 год – время порабощения Сербии и присоединения ее к Оттоманской империи. История турецкого ига насчитывает 350 лет.

1816 год, ознаменованный двумя сербскими восстаниями, закончился образованием независимого княжества Сербия со столицей в Белграде.

В 1878 году Сербия добивается полной независимости в результате заключения Берлинского мирного соглашения, а через 4 года приобретает статус королевства.XIX-XX века – время правления двух династий (Обренович и Карагеоргиевич).

Балканские войны 1912-13 годов закончились присоединением земель Косова и Македонии.

Первая мировая война 1914 года унесла жизни третьей части населения страны. После ее окончания Сербия стала центром объединенного королевства трех балканских народов: хорватов, сербов и словенцев. Для удобства государство стали называть «королевство СХС», а через 9 лет его переименовали в королевство Югославия.

Главные этапы русско–сербского братства

Русско-сербские отношения имеют многовековую историю. Вот лишь небольшой перечень исторических фактов.

Страны на страже культурных и религиозных ценностей христианства

В период татаро-монгольского ига правители Сербии оказывали покровительство русскому монастырю Новый Руссик (Пантелеймонову монастырю), расположенному на горе Афон.

Сербские религиозные просветители Пахомий Логофет и Григорий Цамблак оказали большое влияние на становление жанра русской летописи, произвели правку важнейших богослужебных книг и отправление церковных таинств. Это имело очень большое значение для становления русской православной церкви, вставшей на путь следования византийским канонам.

Распад Византийской империи в XV веке положил начало соперничеству между Османской и Российской империями, объявившими себя ее преемницами. Османская империя претендовала на территориальное наследие павшей Византии, Российская считала себя ее культурной преемницей.

На протяжении двух с половиной веков Россия и Турция отстаивали свои права в ходе многочисленных русско-турецких войн. В ходе этих войн русские войска защищали интересы порабощенных турками православных народов: сербов, греков, болгар, албанцев, армян, македонцев, грузин, молдаван. Политическая миссия Москвы состояла в защите христианского мира от неверных и охране интересов православной святой церкви».

Сербское духовенство и представители знати – желанные гости при дворе московских царей (Ивана III, Василия III, Ивана IV). 1556 год можно считать временем основания первой дипломатической миссии сербов на московской земле, поскольку именно в этом году Иван Грозный подарил паломникам Хиландарского монастыря апартаменты для их подворья в самом центре Москвы.

Монастырское подворье одновременно выполняло миссию сербского дипломатического представительства в древней Руси. Именно там собирались средства, книги, предметы церковной утвари, предназначенные для отправки балканским славянам.

Политический курс на покровительство угнетенным балканским народам оставался на Руси неизменным вне зависимости от того, представители какой правящей династии находились у власти.

Борис Годунов был инициатором массового переселения сербских беженцев на Русь (начавшийся-было процесс, однако, не был завершен по причине Смуты).

Михаил Романов оказывал регулярную материальную поддержку косовской патриархии, а его сын Алексей Михайлович принимал у себя братьев Бранковичей – лидеров сербской диаспоры, дислоцировавшейся в Венгрии, обещая им финансовую помощь в основании христианского княжества Иллирия.

Братские народы в борьбе за суверенитет и независимость

Самыми верными помощниками русских в ходе русско-турецких войн были именно южные славяне: их партизанские отряды активно участвовали в военных действиях против турецких войск.

В 1815 году, в ходе второго сербского восстания Сербия добилась независимости, став самостоятельной (пусть даже и вассально подчиненной) страной. Произошло это во многом благодаря давлению России на власть османской империи.

В ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов при поддержке русского оружия Сербия становится самостоятельным государством.

Первая мировая наглядно показала, насколько важны интересы Сербии России. Именно ради нее Николай II начинает военные действия, а год спустя побуждает войска союзников предотвратить окончательный разгром сербской армии, вынужденной при отступлении пересечь албанскую границу.

Англия и Франция сделали это только под угрозой разрыва союза с Антантой и заключения сепаратного мира между Россией и Германией.

В ходе второй мировой войны восстание сербов, вспыхнувшее в фашистском тылу, заставило немецкое командование перебросить часть войск на его подавление, что способствовало ослаблению натиска на Москву. Полмиллиона уничтоженных фашистских солдат на счету сербских воинов.

Осенью 1944 года воины Красной армии и сербские повстанцы вместе освобождали северо-восток Югославии и ее столицу. После войны к власти в Югославии пришла коммунистическая партия, которая сразу взяла курс на сближение с Советским Союзом.

Русские оказали поддержку сербам во время гражданской войны 1992-95 годов, разразившейся в Боснии.

Исторические факты наглядно показывают самую тесную братскую связь между народами.

Отношения между государствами сегодня

В современной Сербии, можно сказать, культ русских (хотя некоторые любят порассуждать над тем, почему русские мало улыбаются). Русские туристы находят здесь самый радушный прием, а любой русский человек в Сербии вызывает неподдельно-живой интерес. Во время беседы сербы забрасывают россиян массой вопросов об образе жизни в России, приглашают в свои дома и считают своим долгом угостить, как самых дорогих гостей.

Подружившись с сербом, русский человек обретает надежного друга на всю свою жизнь. В каждом крупном населенном пункте современной Сербии организованы общества сербско-русской дружбы. Русский язык в Сербии изучают, а книги русских писателей активно переводят на сербский язык.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что Россия – страна, пользующаяся самым высоким интересом среди сербов, а популярность ее президента Путина в разы превышает популярность местных политических лидеров.