Небылицы хлестакова причины их возникновения кратко. Хлестаков ― главный герой комедии «Ревизор» Николая Гоголя

УЧЕНЬЕ СВЕТ, <А> НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА. Ср. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Призвали на совет сову, и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. Ученье свет, а неученье - тьма. Салтыков-Щедрин, Орел-меценат.- Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. Если 6 я теперича был грамотный, я бы теперича кто был? поди, и дом у меня был бы каменный. Решетников, Ставленник. Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится. Чехов, Степь.- Учись, сынок, учись хорошо. Учение свет, а неучение тьма. Грамотному и в люди легче пробиться. Не будешь горе мыкать, как твои темные родители. И. Козлов, Жизнь в борьбе. Нежданов был для него [Голуш-кина] новое лицо. Услышав, что он студент, Голушкин опять засмеялся, пожал ему вторично руку и промолвил: - Славно! славно! нашего полку прибыло... Учение свет, неучение тьма - я сам на медные гроши учен, но понимаю, потому достиг! Тургенев, Новь.- Слышал я, Устинья Семеновна, сына к дяде в ученье отправляешь? Господне дело. В писании святые апостолы возвещали: ученье свет, неученье тьма. Оттуда и пословица в народе. И. Чернев, Семейщина. [Кочетов:] Про Якова, пожаловал, спросил: Мол, учится ль он грамоте немецкой? И похвалил его, и молвил так: 4Учился бы; не все бродить в потемках; Ученье свет». Островский. Комик XVII столетия.- Откуда это вы, Марк Киприяныч, так складно говорить только научились? - Ученье свет, почтеннейший Калин Калиныч! - скромно отвечал Праведный, полузакрывая свои бесстыжие глаза. Мамин-Сибиряк, В горах. То, что говорила Луиза, было новостью для всей семьи, и каждое ее слово принималось к сердцу..- Знамо, правда это,- наконец, согласилась Татьяна.- Говорят: ученье свет. Вот вы поученее, и у вас уж все другое. С. Семенов, Беженка Луиза.
Из XVIII в.: Любезная собратия! Предприял я быть вам полезным и преподать способ, лестной для нынешнего воспитания; способ завидный - казаться разумным, не имея ни капли разума. Намерение такое удивит угрюмых читателей и философов. Может быть, и вы сами почтете его странным, уважая старинную пословицу: ученье свет, а неученье тьма. Крылов, Мысли философа по моде. [Скотинин:] Бывало я ученых умниц не любил; а ныне с тех пор, как Сидорыч у меня в селе, я ученье полюбил, а пуще всего как он с грамотным соседом у меня спорит.. [Цыфиркин:] Ученье свет, а неученье тьма. Плавильщиков, Сговор Кутейкина. [Яков Ростер:] Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма! Как тому хорошо, кто учен. Княжнин, Неудачный примиритель. [Советница:] Разве ваш сын должен говорить с вами только тем языком, который вы знаете. [Бригадирша:].. По мне все равно. Иное говорит он, кажется, и по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею. Что и говорить: ученье свет, неученье тьма! Фонвизин, Бригадир.
- Симони: Сов-Ьтъ св-Ьтъ, а несовЪтъ тма; Снегирев: Ученье свет, а неученье тьма; Даль: Ученье свет, а не ученье тьма; Михельсон: Ученье свет, а неученье тьма; Рыбникова: Ученье -свет, неученье - тьма.

Пообщаемся на предмет образования? Желательно в юморной форме, но о себе, о жизни.
Сначала расскажу о себе. Смешного мало, но забавные (адреналинные) моменты есть.
Закончила я 12 классов (у нас в стране школа или до 9, или до 12 класса). 6,8,9 класс была отличница. Другие классы закончила с одной-двумя четвёрками. В 10 классе впервые получила за полгода (некоторые предметы в старшем классе оценивались за полгода, некоторые - за четверть) по русскому языку 3!!! Для меня это был шок! Не столько из-за тройки, сколько из-за предмета. Потому как всегда обожала русский, литературу и математику. Ну да, странно - гуманитарий-математик. И стихи пишу, и цифры в уме умножаю Ну да речь не об этом))) Тройку исправила на четвёрку и в 12 классе получила табель с пополамом - 4/5 по предметам. медалей не получила… А ведь так хотелось. Хотя б серебряную. Не дотянула
Экзамены. Вот тут у меня был и взлёт и падение.
Взлёт: за экзамен по родному языку, то бишь - сочинение, единственная в своём районе (примерно 20 школ) получила высший бал! О боже!!! Как же была счастлива Сочинение писала совсем не по шаблону! В нём были мои рассказы и оно было написано в виде исповеди дневнику (ну, когда дневники свои ведут и рассказывают о самом сокровенном ему).
А вот падение было феерическим. Надо сказать, что мечтала после школы пойти или в полицейскую академию, или на адвоката. Или же на журналиста, или же на социального работника с молодёжью. Полицейская было в приоритете. И дальше - по списку Увы и ах…
Экзамен по-английскому языку (тест) мы сдавали так: медленно ходит учительница по енглишу между рядами с листочком в руках, на котором были написаны все ответы. Конечно же - все списывали с этого листочка. Учительница же!
Из своего - было только сочинение на (выбранную из предложенных) свободную тему. На английском, конечно же.
По плану от министерства образования - на экзамене должно было быть 4 ряда учеников. Однако столы расставили на 3 ряда - последний ряд раскинули по другим рядам. НО! Когда сдавали экзаменационные листки - вот их уже распихивали по 4 конвертам, как и было запланировано министерством образования.
Итог: выборочно министерство образования сверило работы именно с нашего конверта и обнаружило, что ровно 3 ошикуи (учителя специально так сделали, с ошибками, что бы не было подзрений. Не удалось )в тесте у всех совпадают. Есть одно НО - это действительно было выборочно. Потому как если бы проверили всю щколу - то эти 3 ошибки были бы во всех 4 конвертах
Конечный итог: экзамен по английскому у меня (и моих одноклассноков с моего конверта (не ряда)) аннулирован.
Был суд, было дело. Решено восстановить только наше собственное. А именно - сочинение. К иностранным языкам (не то что русский!!) я в то время тяги не имела, и потому всего 11 баллов из 20 возможных.
Плакала моя полицейская академия. Сразу и бесповоротно.
Плакал во мне умерший адвокат. В той же самой академии.
Пока была эта волокита с судом и восстановление хоть каких-то баллов - многие нормальные учебные заведения прекратили приём документов. Благо - на таможенника ещё брали. И на соцработник нашла колледж. В прочем - ещё подала в Морскую академию, потому как возле дома. Да и вообще - на всякий случай. Подала на штурмана - это кстати будет тоже шикарная история. Но чуть позже
Таможенник. Раз нет для меня пути полицейского или адвоката - в списке оставшихся заведений мелькнул таможенник. а почему бы и нет? Тоже прикольная профессия (да-да, папа у меня мальчика хотел. А родилась я ). Именно в этот год именно это учебное заведение вдруг поменяло статус с профессионального в высшее… И именно в этот год 80% выпускников этого заведения подали документы в него же, но уже на высшее. Понимаете о чём я? Шансов поступить со столроны - 0 целых 1 десятая. Не поступила.
СоцРаботник с молодёжью. Пришла на собеседования. очередь - поезд и до-хрена вагонов и маленьких тележек. 3 часа присидела не окне - очередь сдвинула на пару-тройку метров. А до меня - ещё человек 50… в общем - ушла. не дождавшись.
Остаётся мореходка. Ооооооооо да!!! Прихожу на собеседование. Говорю - хочу на штурмана. Мне - «дЭвушка?! Вы чего!? Мы девушек на штурманов не берём. Может вам лучше пойти на… синоптика. например. Или в рыбное обслуживание. Или, особенно, на тальмана (это в порту груза принимают которые. Или распределяют транспорт. Одним другим словом - портовая логистика. Курс так и назывался „управление морским транспортом или портовый инженер“)» Говорю - давайте на тальмана! (а у самой мысли - всегда можно перейти после первого курса). Меня переводят. Иду писать сочинение. Пишу им «Это - полная дискриминация. Хочу быть штурманом. А мне говорят - девушек не берут. Мы же в 21 веке живём и девушки освоили почти все мужские профессии..» ну и далее примерно всё в том же тоне и стиле)) Сдала сочинение.
Прихожу на окончательное собеседование. захожу в кабинет. А одна из комиссии восклицает: «Так эта же та девушка, которая про дискриминацию писала!!»… Допрос был долгий (дольше, чем у всех). И жёсткий. Прошла. Поступила.
Отучилась первый год и… решила не переходить. Больно летняя практика понравилась тальманом, которую, кстати, нашла сама. Да за неё ещё и платили (опять же - единственная в академии кто так масленно устроился ).
Второй год… Оба эти года на мою… хм… с параллельного класса девочку… наезжали сокурсницы. В школе я до этого с ней не особо общалась. В академии подружилась. защищала как могла. Пару раз даже пришлось подраться. Не смотря на то, что с той стороны была дылда - люлей она хапнула. Не сильных, но обидных.
Вика (та, которую защищала и подружилась) взяла академический отпуск на год. Я отучилась пол третьего курса и тоже взяла отпуск. Стало тоскливо без Вики (она в эстонском шпарила и очень помогала в этом. В общем - у каждого была своя выгода. А училась я на эстонском и, как уже писала выше, с чужими языками проблема). Поэтому на третьем курсе с полгода я тоже взяла отпуск на полгода, что бы в следующем году продолжить обучение.
В следующем году с полугода пошла сново учиться. Офигеть!!! За этот год система образования поменялась и появились новые предметы. Оказалось, что мне надо их сдать, что бы продолжить обучение. Вот как, оказывается С горем пополам сдала, на минимально-проходной балл…
Учусь третий курс и понимаю, что не тяну. Кое-как закончила.
Начинаю 4 курс. Кое-как тяну. Уж не знаю, почему так. Вроде и мозги есть, и Вика помогает (мы с ней снова в одной группе. да. Естественно)… Да вот не тяну, и всё. полгода отучилась, беру ещё полгода академки (за всё время обучения можно брать 1 год академического отпуска и даже разбивать его на 2 раз по полгода, как я сделала ). Решаю, что в следующем году первые полгода обязательно хожу, даже не числясь в списках. на лекции. Для общего образования.
Ходила раз в месяц на какую-нибудь (снова новую!!) лекцию. Всё остальное время - работала (Жила уже 2 года как одна. Это, кстати, тоже может повлияло. Родителей же нет под боком, которые пнут). Другие полгода пыталась вникнуть в опять новые предметы. Не вникла. В итоге - по глупости - на всё забила. Контрольные написала на троечки. А на 2 из 3 экзаменов просто не пошла.
Так и осталась без образования. Кстати - тальман- это единственная практика, которая понравилась. После 2 курса была практика логиста - там уже не платили и требовали. И там я поняла, что мне эти профессии не интересны.
Сейчас с средним образованием зарабатываю то нормально, то впритык (от работы зависит). Знаю людей с высшим - работают продавцами в магазинах. Знаю людей с основным или средним образованием, кто зарабатывает нормально.
Помню, в школе был в классе двоечник. Но, зараза, начитанный. И троечник, который до сих пор бизнесмен. Считаю, что если есть жилка - то образование совсем не важно. А вы как считаете? И есть ли у вас интересные или поучительные истории?
Пообщаемся на эту тему?

56 комментариев

В школе училась очень легко и никто никогда не помогал. К 10-му классу стало скучно и почти перестала заниматься. Т.е. могла месяц-другой не учить химию и физику, а потом сама «догоняла» и разбиралась, чтобы в табеле были нормальные оценки. Любила одинаково математику и литературу, но любимая учительница литературы объяснила, что лучше заниматься точными науками - больше шансов на нормальную работу. Я хотела поступать в институт радио-электроники, но тут уже вмешался мой преподаватель математики и сказал, что шансов у меня никаких - во-первых девочка, во-вторых еврейка. И я пошла сдавать документы на механико-математический факультет университета. Математику письменную решила и пошла показывать задачи своему школьному учителю. Он схватился за голову и сказал, что таким диким способом решать было нельзя - но ответы у нас совпали! А вот на устной математике меня «валили» внаглую, но это поняла я только потом. Я ответила на свой вопрос и мне стали задавать дополнительные. Я отвечаю - преподаватель что-то у себя отмечает. Потом к нему подошел проверяющий и спросил, как я отвечаю. И этот преподаватель показывает свои заметки и говорит: «Она не знала вот это, это, это...», - на все мои ответы! Мне было 17 лет, и у меня просто пропал дар речи! Получила я «3» и пришлось мне перевестись на вечернее отделение. Нашла работу курьера и после работы шла на занятия. Самое трудное первое время было - не уснуть на лекции. До сих пор помню, как ко мне обращается преподаватель, а я не могу открыть глаза… Потом привыкла, втянулась. После университета 15 лет проработала программистом в институте - без диплома никто бы со мной и не разговаривал. Жаль, что тогда еще не было компьютеров, и я работала на ЭВМ. Потом началась перестройка, институт мой (всесоюзный) накрылся, и еще 10 лет я продавала на улице книги. Вот тут диплом действительно был не нужен. А потом я уехала в Германию и даже не стала подтверждать свой диплом - кому я нужна, если за 10 лет техника абсолютно изменилась.

Т.е. с 7 класса на учебу я забила уже сильнее, на мне была Художественная школа три дня в неделю (в которой мне спуска не давалось, училась я у мамулика… и подводить маму-педагога НЕимела права), добавились тренировки три-четыре раза в неделю… ну когда учиться то? Кстати об отношении педагогов к детям, любили ж только отличников, середничков не замечали, вспоминается выпускной экзамен по математике, решила я все быстрее всех, оглядываюсь… все еще пишут, отличники сидят, а можно работу сдавать если уже справился… ну я и пошла сдавать, а учителка вылупилась ан меня, листок не берет и так мне покровительственно " ну попробуй, может чего нибудь еще вымучаешь?", я плечами пожала «сделала я все»-говорю, она уткнулась в работу… и онемела, а я просто удалилась. Думаете 5 поставила? нашла, что в одном из примеров, я не подчеркнула карандашом ответ, вот вопрос… такая ошибка отличнику простилась бы? однозначно, я осталась с четверкой… но я все равно победитель Художественную школу я закончила в 8 классе (учились мы тогда 10 классов), урожденная у двух художников, выбор профобразования даже не вызывал сомнения, тратить два года на школу, до поступления в училище я не стала, поступила в училище после 8 и правильно сделалаВ училище тоже две жизни тянули меня пополам, уже захвативший меня спорт и учеба, училище я кончила хорошисткой, спорт я завершила мастером спорта)) ну вот как то так До сих пор обидно за итоговый экзамен по математике. Я, сдуру, решила, что надо считать поточнее и насчитала до 3 знаков после запятой. То есть, где ответ был, например 0,57 у меня стояло 0,568. Проверяющие вникать не стали и посчитав это ошибками поставили 3 . После школы поступала в пед на исторический, но тут взбрыкнул мой организм, через 5 дней житья в областном центре у меня на каждом вздохе начало резать легкие, я плюнула и забрала документы. Училась дома в техникуме на экономиста-менеджера, закончила почти на красный диплом, мешала только одна тройка - по бухучету (там план счетов надо было вызубрить), правда секретарь, которая печатала диплом, то ли опечаталась, то ли решила, что это ошибка, но напечатала мне вместо единственной тройки - 5 . По специальности на работала, но знания пригодились. Работала сначала продавцом, потом бухгалтером (при моей-то нелюбви к бухучету ) Вышку получать не стала - нет смысла при отсутствии перспектив. Правда, всем говорю, что, как минимум, половина вышки у меня есть, так как когда заочно учился муж сначала к техникуме, потом в институте 2/3 курсовых и диплом я писала. Из-за этого даже прикол вышел. Муж рассказывал: Объявляют оценки за курсовую: Тройки получили… Моей фамилии нет, четверки получили… Моей фамилии нет! пятерки получили… Моей фамилии ОПЯТЬ нет, блин, неужели незачет?! И тут ректор говорит: А особо хотелось бы отметить - и называет его фамилию - Ну, иди рассказывай! А гад этот работу даже не читал! Вышел и честно признался, мол так и так, работу писала жена! Ректор посмеялся и поставил ему 4, потом попросил все материалы записать на диск и последующим учащимся тыкал его в нос и приговаривал: вот так писать надо! Я когда эту работу писала вторым ребенком беременна была, может из-за этого такое вдохновение напало А к диплому Вовка уже родился, не до учебы было и больше чем на 4 диплом не вытянул

Ооо, вот это темка! Щас спою. Как пустить свою жизнь прд откос)))
Началось с того, что в школу меня сдали в 5 лет. Тетя-завуч сказала, что если пойду шестилеткой (день рождения в октябре), то буду лодырем, ибо читать-писать умела бегло и запоем, знала таблицу умножения, плюс несколько томов детской энциклопедии знала наизусть. А чем еще заняться детенышу-доходяге, если дома шуметь низзя (бабушка артистически имитировала сердечный приступ, если ей что-то не нравилось, а потом по-настоящему заболела раком, за счет ухода протянула еще 10 лет, но в невменяемом состоянии. Так что школа прошла адским адом. Клоп-малолетка-хроническая отличница, которой затыкали все дырки. Да еще и любимчик биологички, химички, физика и математички. А любимчикам везло особо. Им давали отдельные задания, так что даже списать у меня было нельзя. Короче, бесполезный член общества, к которому на исправление сажали хронических двоечников и болтунов. Это считалось «фу» и непрестижно)). Так что от учебы меня ничего не отвлекало, ни дружба, ни шалости, ни мальчики. Хотя нет, мальчик как раз был. Такой же изгой - диабет, родители алкаш и шизофреничка. Дите устрашающей внешности, но начитанное до потери адекватности. И в три раза больше меня. Я его боялась жутко, остальные просто лупили. Тот отсутствие тумаков с моей стороны воспринял как благосклонность и начался период штурма моей крепости. Самыми неадекватными и неприятными способами - от поколачиваний до распускания слухов, что у нас уже все было. Ага, в третьем -то классе))) Ад, кстати, не закончился, он живет по соседству и все еще на что-то надеется, но все так же неадекватно: агитирует меня в разные секты, приходя с веником цветов с ближайшей клумбы. Доходило до того, что я из дома выходить побаивалась. Ну это лирика, а физика - закономеная медаль несмотря на попытку ненавидящей меня исторички влепить четверку за пропуск контрольной (я три недели каталась по олимпиадам, привезла дипломов стопку). Директриса-математичка прижала историчку к ногтю, та вызвала меня на индивидуальный допрос и гоняла по всему курсу. Срезать петерку не получилось, и вот, пора пожинать плоды наук, вбиваемых в голову в профильном математическо-естественнонаучном классе. Сдавать один экзамен, выбор между медицинским и универом, где я прожила почти год, готовясь к олимпиадам. В мед прошла бы без экзаменов, формальность в виде собеседования. В универ - один экзамен. Тут всполошились родственники: у детеныша аллергия на формалин, низзя в мед! Ага, на биофаке ентого формалину -ну просто завались! Долго ли, коротко, моя мечта заниматься математикой, физикой, химией и биологией сбылась на биофаке сполна. А еще политэкономией, диаматом, научным атеизмом, марксистско-ленинской философией и пр. А тут хлоп - и нет коммунизЬма. И все по второму кругу, с противоположным знаком: политология, буддистская философия, история религии, западные запрещенные барабанщики вроде Рона Хаббарда и прочие перекосы ранних 90-х. В итоге башка пухла от 12-14-часовой учебы, а тушка сдувалась до рекордных 30 кг в 19 лет. Маму вызывали в деканат и среди нее проподили воспитательную работу, низзя же ребенка так учиться заставлять. А я самоубийственно еще и работала в Институте леса с 16 лет. Естественно, наука-конференции-доклады-олимпиады, диплом-диссертация и пачка публикаций, куда без аспирантуры? И вот приходит звиздец. Меня не могут поделить универ и институт леса. Как итог - две трудовые книжки, в одной стаж с 1991 г, во второй -с 1997. Первая недействительна. Каково? В итоге меня выдергивают в институт леса, а руководитель сваливает в Америку. Я двигаю науку вбок самостоятельно, в единственном теплом помещении института, где отключена вода и тепло, сторожу личинок вредителей леса, грею их тепловентилятором, а сама ноги грею системным блоком компа со снятой крышкой, рисую всякую математику и обрабатываю портреты вредителей. Потом наступило лето, я его все провела раком в траве, фотая всяких гадиков чуть ли не первым цифровым фотоаппаратом в Красноярске. я там что-то про аллергию говорила, ага))) Итог - диссертация, убитое в хлам здоровье, мне 26, личной жизни ноль без палочки, 600 р зряплата раз в полгода, на дворе 2000-й год. Умирает скоропостижно отец, заболевает сильно мама, и недокандидат недонаук, 4 года просидев методистом, опять внезапно учится, на этот раз дистанционно, управлению малым бизнесом, ага! И неплохо сижу двух стульях дизайнера и проректора по науке в вузе. Кто бы знал, что через 8 лет второй диплом пригодится))). И вот 5-й год управляю своим малым бЫзнесом. Произвожу фенечки и кручу проволочку, чем успешно занималась в песочнице, не убив почти 20 лет на учебу))) Только смогла бы я продержаться без этой науки выживать?

Интеллектуально познавательная игра

Тема: «Ученье - свет, а не ученье – тьма».

Цель: Развитие познавательного интереса к истории, литературе, природе. Расширение кругозора детей, развитие памяти образного и логического мышления.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кемеровской области.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, уважаемые участники!

Сегодня в интеллектуально - познавательной игре «Ученье - свет, а не ученье-тьма» примут участие ребята, которые в честном поединке продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию.

Предлагаю командам занять свои места (команда зелёных, команда красных, команда жёлтых).

(МУЗЫКА).

Представляем наше уважаемое жюри

Интересные факты из истории об образовании

Ведущий:

Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, мир живой природы, математика, литература, загадки, ребусы и кино.

А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, время на обсуждения не даётся, отвечает команда, первой поднявшая флажок.

1 раунд: Общих вопросов. (Разминка).

1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)

2. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови - ты и я»)

3. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло - валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)

4. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

5. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

6. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

7. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

8. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)

9. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

11. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)

12. Какую страну носят на голове? (Панаму)

14.Самый большой медведь? (Белый медведь)

15.Самый зубастый столовый прибор? (Вилка)

18.Самый острый каблук? (Шпильки)

19.Самый небесный цвет? (Голубой)

20.Самый зубастый балет? («Щелкунчик»)

21.Самый мирный итог поединка? (Ничья)

22.Самое крупное спортивное мероприятие? (Олимпиада)

23.Самый умный вид спорта? (Шахматы)

24.Самые большие волны? (Цунами)

26.Самый большой кусок льда? (Айсберг)

27.Он бывает между корнем и окончанием (Суффикс)

28.Что будет, если поспешишь? (Людей насмешишь)

29.Научное справочное пособие по всем отраслям знаний (Энциклопедия)

30.Команда самолета, танка, корабля (Экипаж)

2 раунд: литературный.

Ведущий:

Ребята, а давайте проверим, знаете ли вы пословицы и поговорки?

(вопрос залу, отвечают).

А сейчас мы проверим наших знатоков, им будут даны слова, вы должны из этих слов составить пословицы. (Время три минуты).

Повторенье – мать ученья.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Ученье - свет, а не ученье – тьма.

Тяжело в учении – легко в бою.

Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье – красота, не ученье – сухота.

Ученье - путь к уменью.

Ученье и труд - все перетрут.

3 Раунд «Знатоки природы»

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)

2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)

5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)

6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)

7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)

8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? (Петрушки)

4 раунд: разгадайте ребус.

Ведущий:

Задание на смекалку. Вам даны карточки с ребусами и время 3 минуты, в каждом ребусе зашифровано название какого то животного.

(МУЗЫКА).

Давайте подведём итоги по двум раундам (слово жюри).

5раунд: отгадай фильм по кадру.

Ведущий:

А сейчас проверим ваш кругозор. Ребята, вы все любите смотреть мультфильмы, художественные фильмы, а давайте проверим, сможете ли вы угадать название фильма по одному его кадру? Команды поднимают флажок, кто первый, отвечает.

(слайды фильмов).

6 раунд: Географичекий кроссворд.

Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет нашей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

Каждой команде будет задан вопрос и один участник выходит и пишет ответ в клеточках. Если команда не знает ответа, ход переходит другой команде.

Кроссворд по географии

Задания для слов кроссворда по географии, расположенных по горизонтали

Чтобы заполнить слова по горизонтали, нужно вспомнить все самое-самое на нашей планете: самое большое, самое глубокое и т. п.

1 . Самое глубокое озеро мира.

8 . Самое большое высокогорное озеро нашей планеты.

9 . Самая многоводная из сибирских рек.

10 . Самый большой материк земного шара, занимающий третью часть всей суши.

11 . Самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная оболочка нашей планеты.

Задания для слов кроссворда по географии, которые расположены по вертикали

2 . Самый малый по площади материк земного шара.

3 . Самый большой по площади океан на нашей планете.

4 . Древнейший, относительно устойчивый, выровненный участок земной коры, который лежит в основании современного материка.

5 . Плавная кривая линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами.

6 . Представитель малорослого (ниже 150 см) народа экваториальных лесов Африки.

7 . Священная река Индии.

(СЛОВА ПО ГОРИЗОНТАЛИ)

Ответы: 1 – Байкал, 8 – Титикака, 9 – Енисей, 10 – Евразия, 11 – Атмосфера.

(СЛОВА ПО ВЕРТИКАЛИ)

Ответы: 2 – Австралия, 3 – Тихий, 4 – Платформа, 5 – Изотерма, 6 – Пигмей, 7 – Ганг.

7. Ведущий:

Предлагаю нашим командам отдохнуть.

А мы проведём конкурс для наших малышей, «Путешествие по сказкам».

(Презентация).

8 раунд: Черный ящик

Ведущий :

Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди.

Что в черном ящике? (соль)

9 раунд: Краеведение.

Ведущий:

Ребята скажите, сколько городов в Кемеровской области?

Правильно 20 городов и 19 районов. Со своей историей развития, со своими достопримечательностями.
- А как вы хорошо знаете свой край, мы сейчас и проверим.

По очереди команды называют города Кемеровской области, а если покажите их на карте, это принесёт дополнительный бал команде.

(Кемерово, Новокузнецк, Таштагол, Осинники, Калтан, Междуреченск, Мыски, Тайга, Яя, Киселёвск, Прокопьевск, Белово, Гурьевск, Салаир, Мариинск, Юрга).

10 раунд: загадки

Ведущий:

Ребята, для чего нужны загадки?

Назначение загадки - учить. Загадка учит мыслить, состязаться с партнером. Эти фольклорные произведения развивают наблюдательность, умение сопоставлять явления, делать выводы, прививают любовь к поэзии.. Загадка помогает познавать окружающий мир.

Каждой команде выдаются карточки с загадками и время на обсуждение 3 минуты.

(МУЗЫКА).

1-ая команда

    Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

    Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);

    Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

    Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

2-ая команда

    Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);

    Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

    Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);

    Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

3-тья команда

    В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);

    Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги (болото);

    Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);

    Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

11. Релаксация: Просмотр ролика «Самые красивые места мира» (5 минут)

12. Подведение итогов и вручение грамот.

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти той же чиновничьей касты ― легковесный, но претенциозный человек‑пустышка, который обладает необыкновенным свойством применяться к окружающим, не затрачивая на это никаких усилий, абсолютно неспособный ни на какие самостоятельные решения и осознанные намерения. «Он ― как вода, принимающая форму любого сосуда», ─ замечает Ю. Манн.

По своему служебному положению Хлестаков занимает самую скромную ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор, чиновник самого низкого класса. Ничего он не выслужил, все прокутил, и теперь отец его требует домой, в Саратовскую губернию. Остановка в уездном городе у него вынужденная: все деньги проиграны, но даже затруднительное положение не может заставить Хлестакова всерьез задуматься над чем‑либо. Ничего он не понимает во время встречи с городничим: обороняется жалобами на трактирщика, горячится, нелепо и смешно гневается, прикрывая свой страх и растерянность. А после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого наконец‑то оценили по достоинству.

Посетив богоугодное заведение, где Хлестаков великолепно позавтракал, он пребывал на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем… он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь.».

Усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечка, что рисовалось в его нелепых мечтах. Жизнь, которая раскрывается перед ошеломленными слушателями хлестаковской болтовни, не только идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», это еще и предел всех стремлений правящего круга этой губернии: все блага приобретаются уже потому, что ты есть и ты этого хочешь.

Хлестаков мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе и делает центральным действующим лицом себя. Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль хоть немного повыше той, которая приготовлена ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни» Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным». Н. В. Гоголь желал представить в этом персонаже «человека, который рассказывает небылицы с жаром, с увлечением, который сам не знает, каким образом слова вылетают у него изо рта…»

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков. Его слова, напротив, укрепляют их веру, что присланный к ним ревизор ― значительное лицо, «государственный человек», вельможа.

В сценах официального представления местных чиновников Иван Александрович уже начинает смутно догадываться, что принят за «начальственное лицо». Это не только не смущает его, но и побуждает его к более решительным действиям: просьбы о деньгах становятся похожими на требования, а, выслушивая посетителей, обещая и разрешая, он держит себя нисколько ни хуже любого действительно важного чиновника.

Интересно, как же в конце концов объясняет Хлестаков для себя причину заблуждения горожан в письме к Тряпичкину, он пишет: «Вдруг по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал‑губернатора». По своей привычке он сильно преувеличил возможную должность и ранг того лица, за которое принят (это льстит его тщеславию), и при этом весьма комично мотивирует ошибку чиновников. Ведь как раз внешний облик Хлестакова («точно муха с порезанными крыльями») и вызывал недоумение городничего своим несоответствием с важностью и значительностью чина и должности ревизора.

Хлестакову «еще хочется пожить здесь…» И только напоминание о гневе отца и заманчивая перспектива получить хороших лошадей, и чтобы ямщики «как фельдъегеря катили! и песни пели!» заставляет его согласиться на отъезд.

Приняв решение уехать, он с еще большей уверенностью разыгрывает роль обличенного властью государственного лица и важно принимает жалобы купечества и мещанства на произвол городничего. Однако возгласы Хлестакова («Ах, какой он мошенник!.. Да это просто разбойник!.. Да за это просто в Сибирь») совсем не означают какого‑либо возмущения самоуправством городничего: Хлестаков любуется собой, примеряясь к роли генерала‑губернатора, ― и только.

Но долго выдерживать натиск жалобщиков и прошений он не может, это ему надоедает, тем более что представляется случай блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед дамами. И вот Хлестаков в новой роли ―в роли безумного влюбленного. Но в кого: в маменьку или дочку ― неважно, об этом ведь думать надо, а мыслей‑то в голове нет.

Поэтому и сумел Хлестаков обмануть городничего, что не обманывал сознательно, а действовал чистосердечно и откровенно. И выполнил все, чего с опаской ждали «отцы города» от настоящего ревизора: нагнал страху, собрал взятки и исчез так же внезапно, как и появился. Однако его явление очень знаменательно. Оно раскрывает фиктивность, внутреннюю пустоту российской действительности, в которой место и значение человека определяются не его талантами и достоинствами, а какой‑то нелепой игрой в «важных» и «неважных» лиц.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

(по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1)

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» стала новым шагом в исто-рли русской драматургии. Во всем здесь чувствуется отступление от современных автору традиций. Но основным отступлением стал образ главного героя - Хлестакова. Общепринятым в то время считалось ставить в центре сатирического произведения плута и мошенника, ведущего продуманную интригу. Гоголь же избрал героем ничтожного мелкого чиновника, который вовсе не стремился к сознательному обману жителей города, но волей случая, по странному стечению обстоятельств, оказался в роли «победителя».

Характер Хлестакова стал в свое время открытием мирового масштаба. Он мастер врать и самозабвенно отдается своей лжи, сам верит в небылицы, которые придумывает «на ходу»: и в посланных за ним «тридцать пять тысяч курьеров», и в то, что в передней у него «толкутся» графы и князья. Он дает полную волю с#оей безудержной и беспорядочной фантазии, обнаруживая этим бедность своей натуры. «Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство», - хвастается он.

Герой Гоголя невероятно хвастлив, он хочет продемонстрировать свою столичную образованность, для красоты слога пуская в ход различные изысканные литературные выражения: «срывать цветы удовольствия», «мы удалились под сень струй». При этом Он любит, чтобы его почитали: «Я бы, признаюсь, больше бы и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Он то и дело противопоставляет себя мужикам, купцам и ремесленникам. Входя в роль влиятельной особы, запугивает собеседников: «Меня сам государственный совет боится...».

Его действия часто импульсивны, он «вдруг» соединяет несое-д#нимое. Его мысли, постоянно перескакивающие с предмета на предмет, показывают полную неспособность сосредоточиться, сконцентрировать на чем-то свое внимание. Очень смешон Хлестаков во время своих жарких объяснений в любви дочери городничего, потом ее матери, и снова дочери.

Характер героя, невероятно подверженного чужому влиянию, постоянно меняется. Мы видим, что Хлестаков, хоть и хочет казаться значительным, на самом деле ничего из себя не представляет. Все стремления его - низкие и мелочные: просаживать отцовские деньги, кутить, играть в карты и позволять себе любые другие развлечения. «А отчего? - оттого, что делом не занимается, - поясняет слуга Хлестакова, - вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

В этом образе воплотились все отрицательные черты дворянства: мотовство, честолюбие, чванство, притязания на образованность при явном невежестве. Цель жизни такого никчемного человека - доставлять себе всевозможные радости, не прилагая никаких усилий. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», - считает он. То, о чем в Петербурге Хлестаков только мечтал (высокие должности, связи с важными лицами, роскошная жизнь, любовные победы), в условиях уездного городка, в окружении чиновников, принявших его за ревизора, стало возможным. И он, пользуясь случаем, с блеском исполнил роль «столичной штучки».
(по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2)

Хлестаков - один из характерных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Это «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Остановившись в небольшом уездном городке без гроша в кармане, он неожиданно был принят местными чиновниками за ревизора из Петербурга, путешествующего инкогнито.

Не понимая поначалу причины произошедших с ним перемен, Хлестаков, тем не менее, сумел блестяще сыграть роль ревизора. Он напускает на себя важность и значительность и отчаянно врет, расписывая свое положение в столице и свои возможности. Лжеревизор с легкостью меняет обличья: он то проигравшийся в пух и прах мот, способный выпрашивать обед у хозяина трактира, то важная персона, на короткой ноге общающаяся с графьями и герцогами, то отчаянный бабник, умело ведущий амурные разговоры. Его артистизм просто поражает! Не случайно уездное чиновничество считает его хитрым и изворотливым человеком, с которым нужно вести себя осмотрительно. Понять, что перед ними обычный пройдоха, уездным чиновникам удается лишь в середине четвертого действия.

Что же чувствует Хлестаков в сложившейся ситуации? Он действует по принципу: «Не следует упускать того, что само плывет в руки». Героя комедии нельзя назвать злым или жестоким, он просто старается извлечь максимальную выгоду из создавшегося положения. Последнее говорит о том, что он не глуп, сам себе на уме.

Если присмотреться к Хлестакову повнимательнее, понимаешь, что он хоть и искренний, но «пустейший», поверхностный человек: «Говорит и действует без всякого соображения». Ему чужды размышления сколько-нибудь возвышенного или философского характера: «Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Речь Хлестакова полна вульгаризмов, литературных штампов и неверно понятых французских словечек.

Можно сделать вывод, что Хлестаков - типичный проходимец и бездельник, духовно нищий и малообразованный. При этом он безудержный лжец, хвастун и позер. С таким человеком вряд ли хотелось бы встретиться в жизни.