Называется значимая подробность в литературе. Учитель литературысдает егэ

Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картузи встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.

– Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного

Вопрос 5:

Как называется значимая подробность, являющаяся средством
художественной характеристики (например, отмеченные автором
базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Объяснение:

Для ответа на этот вопрос вначале, внимательно прочитайте вопрос, в вопросе есть подсказка «значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики «. Знание терминологии данного в кодификаторе поможет вам при ответе на этот вопрос.

Ответ : деталь

КИМ ЕГЭ 2016 (досрочный период)

– …Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?
– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой
комнаты.
Раскольников вздрогнул.
– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.
– Как! Вы знаете Свидригайлова?
– Да… знаю… Он недавно приехал…
– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения
забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя…
оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.
Вы как же изволите знать?
– Я… знаком… моя сестра жила у них в доме гувернанткой…
– Ба, ба, ба… Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?
– Я вчера его видел… он… пил вино… я ничего не знал.
Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его
придавило.
– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух…
– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините,
обеспокоил…
– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад
заявить…
Илья Петрович даже руку протянул.
– Я хотел только… я к Заметову…
– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.
– Я… очень рад… до свидания-с… – улыбался Раскольников.
Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену.
Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное
выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками.
Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот
самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.
– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?
Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.
– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!
Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма
неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.
– Это я… – начал было Раскольников.
– Выпейте воды.
Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:
Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором
и ограбил.
Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.
Раскольников повторил своё показание.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория )

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм )

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические )

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог )

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола )

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие )

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск )

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь )

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог )

10. Укажите жанр , которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения . Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой… )

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка ). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация ).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия )

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер )

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония )

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция )

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт )

19. Тип конфликта ? (Общественный, любовный, социальный ). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный )

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм... ). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. (Классицизм ) ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Реализм )

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора )

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог )

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж )

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз )

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор )

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет )

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие )

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм )

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик )

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр )

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка )

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика )

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма )

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира )

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение )

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена )

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет )

39. Художественное время и пространство важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом )

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция )

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог )

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (

«Художественный мир Достоевского» - Духовное развитие Достоевского. Иллюстрации к роману «Белые ночи». Инженерный замок в Петербурге. Старший брат. Начало литературной деятельности. Федор Михайлович Достоевский. Путь. Ссылка в Сибирь. Человеческое общество. Обряд казни петрашевцев. Читать было строжайше запрещено. Мариинская больница для бедных.

«Петербург Достоевского» - Дом Раскольникова. Петербург Достоевского. Сенная площадь. Раскольников по многу раз поднимается по лестнице своего дома. Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы. Для Достоевского Петербург. Петербург в романе «Преступление и наказание». А. Г. Достоевская на полях. Петербург в литературе.

«Достоевский Белые ночи урок» - Проблемный вопрос. нечто созданное воображением, мысленно представляемое. По словарю Ожегова С.И. «Петербургская летопись». Мечта. Фильм «Белые ночи» (по одноимённому произведению Ф.М. Достоевского). Тема урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Словарная работа. Ф.М. Достоевский.

«Биография Достоевского» - 1859 - возвращен в Петербург и возобновил литературную деятельность. М.Д. Исаева - первая жена Ф.М. Достоевского. А.Г.Достоевская - вторая жена писателя. 1844 - Фёдор вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. 1875 - роман "Подросток". Фёдор Михайлович Достоевский. 1847 - Достоевский становится участником революционного кружка М.В. Петрашевского.

«Жизнь и творчество Достоевского» - Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. Какое произведение Ф.М.Достоевского было напечатано в «Петербургском сборнике» Н.А.Некрасова? Высочайшим указом Правительствующему сенату Достоевскому возвращено потомственное дворянство. 1858 – подает прошение об отставке. В каких городах есть музеи Ф. М. Достоевского? Ф. М. Достоевский.

«Достоевский Бедные люди» - Отдашь да не рад будешь. Литературная критика. Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Задачи урока. Выйдет к маю месяцу. В.Н. Майков. «Любезный брат. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц.

Что общего между главным государственным экзаменом и лицемерием? Литература формирует мировоззрение, учит анализировать большие объемы информации и вычленять главное, формулировать собственную точку зрения. Проверить все это с помощью ЕГЭ невозможно, считает и показывает на собственном примере преподаватель и практикующий литератор Александр Закуренко.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я всегда был активным противником ЕГЭ по литературе. У этого неприятия несколько логических оснований. Что, собственно, проверяет ЕГЭ по литературе? Если речь идет о теоретических знаниях или о знаниях истории литературы - то тут формализация возможна, и объективная оценка такого набора знаний осуществима.

Литература - это не теория и знание биографий писателей. Это умение читать, понимать, писать, логически и аргументировано излагать свою позицию

Причем писать не то, что ожидают от ученика, а то, что рождается в душе и голове читающего. И говорить то, что думаешь, а не то, что «нужно». Более того, все главные навыки, воспитываемые литературой: анализ, вживание в чужое Я, полифоническое отношение к жизни и уважение к различным жизненным позициям, умение работать с полученной информацией и переводить ее из художественной сферы в логическую, умение эстетически воспринимать объекты, - невозможно проверить в рамках ЕГЭ. Наоборот. Любое индивидуальное прочтение или мышление в ЕГЭ карается.

В отношении эстетики, очевидно, нет общих правил, и проверяющий учитель может воспринимать тот или иной художественный образ принципиально иначе, чем проверяемый. Устное же умение внятной речи в ЕГЭ не проверяется вообще. Например, критерий проверки микросочинений, приводящий к «0» баллов (5-10 предложений), -"существенное искажение авторской позиции».

Получается, что у проверяющих в наличии имеется готовая «авторская позиция»

Но как же тогда быть с символической природой литературы, предполагающей множественность прочтений? С герменевтикой, целостным анализом? Ведь в ХХ веке уже очевидно, что чем в художественном смысле произведение качественнее, тем сложнее (если вообще возможно) определять авторскую позицию. Достаточно упомянуть полифонический роман по Михаилу Бахтину, утверждающего принципиальную невозможность определения авторской позиции в определенных жанрах. Следовательно, этот критерий - дело вкуса и знаний проверяющих, а не объективная оценка.

В сочинении части два (не менее 200 слов) вновь возникает этот критерий («авторская позиция»). И еще присутствует критерий «раскрытия темы сочинений». Критерий абсолютно произвольный, потому что сам предмет художественного изображения в литературе включает различные темы, или тема может быть как в матрешке - включена в следующую тему, а та, в свою очередь, еще в следующую. Темы могут соединяться сложными ассоциативными цепочками, выводить к другим текстам (интертекстуальность), быть «ложными» внутри сложной композиции. Достаточно одного неточного критерия, чтобы оценка по ЕГЭ приобрела вкусовой характер и полностью зависела от знания и понимания проверяющего.

Доказать, что тема раскрыта или не раскрыта - почти невозможно, тем самым смысл объективности оценки исчезает

У меня неоднократно были случаи, когда мои ученики побеждали на олимпиадах филологического факультета МГУ или поступали в Литературный институт им. Горького (пройдя творческий конкурс и собеседование), или становились призерами Всероссийской олимпиады по литературе - и с трудом набирали минимальное для прохождения количество баллов на ЕГЭ.

Так, одной ученице снизили баллы потому, что она в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» в названии корабля «Атлантида» увидела символический смысл. А проверяющий не увидел, возможно, не знал, что Атлантида - это погибшая в воде цивилизация…

ЕГЭ по литературе - это как если бы на экзамене по кулинарии от повара требовали не приготовить качественную и вкусную еду, а написать меню (количество продуктов в граммах и пропорции оных в блюде). И потом съесть его

Главное «преступление» ЕГЭ - понижение планки анализа текста, уничтожение собственной позиции, привычка к лицемерию, когда учащийся пишет не то, что думает о произведении, а то, чему его учит репетитор по сдаче ЕГЭ. Все это очевидные вещи, и поэтому Минобразования вынуждено возвращает в школу выпускное сочинение, чтобы хоть как-то соотнести предмет литературы и критерии проверки его усвояемости в школе.

Тем не менее я решил провериться сам и написал ЕГЭ по литературе (демонстрационный материал за 2016 год).

В экзамене 17 заданий. Разбиты задания на две части. Первая часть - на два комплекса. Вторая часть - сочинение на одну из трех предложенных тем в объеме не менее 200 слов.

В первой части (комплекс 1) - 7 теоретических вопросов к тексту, предложенному для анализа, и два микросочинения (5-10 предложений), являющиеся развернутыми ответами на вопросы (вопросы № 8, 9) к прилагаемому тексту.Текст - фрагмент из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сразу хронометраж. На выполнение заданий отводится 235 минут.

Я выполнил задания за 80 минут. Теоретическую часть - за 20. Остальное время - писал ответы и сочинение. Естественно, сравнивать скорость моего анализа с ученической - некорректно. Я практикующий литератор, автор множества статей и книг, диссертаций и исследований.

Все-таки подтверждается мое мнение о том, что ЕГЭ по литературе - это понижение планки требований и упрощение

Логично, что государство, нуждающееся в разумных гражданах, вынуждено компенсировать нижнюю планку ЕГЭ вновь возвращенным сочинением.

Итак, первые семь вопросов носят характер теоретический:

1. К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

2. Как называлось негативное умонастроение, культивируемое Базаровым и Аркадием Кирсановым?

3. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет - литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

7. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых внутренне близок Базарову, а другой является его полной противоположностью

Вопросы № 1 и № 2 выявляют элементарные знания по теории литературы и затруднений не вызвали. Вопрос № 4 проверяет знание сюжета, причем для ответа на этот вопрос достаточно прочитать краткое содержание. Вопрос № 5 некорректно сформулирован и поэтому правильный ответ «художественная деталь» будет засчитан как неправильный, потому что в ответах написано просто «деталь» (хотя при формулировке задания предлагается отвечать «словом или словосочетанием»). Тут необходимо убрать двусмысленность и в ответах указывать все возможные варианты: как одним словом, так и словосочетанием. Вопрос № 6 - снова вопрос по теории, причем сам термин «контраст» шире литературного употребления и вполне применим в жизни. Поэтому ученик, обладающий сообразительностью, может угадать ответ исходя из подсказки: «противопоставление друг другу». Последний вопрос требует, как минимум, знать героев изучаемого в школе романа «Обломов». Что касается смысла, то, конечно же, Базаров и Штольц совсем внутренне не близки. Скорее, Обломов, бросающий своим поведением вызов общественной норме - ближе Базарову, чем живущий по нормам Штольц.

Здесь яркий пример непонимания великого романа теми, кто составляет задания по ЕГЭ

Интересен третий вопрос, поскольку у меня он вызвал затруднение. Я, честно говоря, не мог вспомнить, кому посвящен роман (тут проверка внимания). Но выручила логика. Кумирами были и Белинский, и Добролюбов, и Чернышевский, и Писарев. Но к моменту выхода романа в 1862 году кумирами могли быть либо Белинский, либо Добролюбов (1859). Причем Добролюбов только умер и, казалось бы, что посвящение ему - логичнее. Но тут я вспомнил, что Белинского Тургенев ценил и уважал, а Добролюбова презирал (и прервал сотрудничество с «Современником» Некрасова в том числе из-за Добролюбова). Таким образом, остался один Белинский и ответ оказался верным.

Вопросы-темы для микросочинений достаточно просты и при этом разумны, поскольку проверяют умение анализировать текст и вписывать произведение в контекст русской литературы:

8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

9. В каких произведениях русской классики отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

В ответе на восьмой вопрос я анализировал роль детали в одежде и портретах героев. В девятом сравнивал проблему отцов и детей в «Войне и мире» на примере семьи Болконских и в «Тарасе Бульбе» - в трагедии отношений Тараса и Андрия.

Второй комплекс задания № 1 предлагает для анализа лирический текст, в нашем случае - стихотворение А. Блока «Россия».

10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.

11. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

12. Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А. А. Блока.

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответы на теоретические вопросы заняли у меня менее пяти минут. Не уверен, что стоило обучать литературе 11 лет, чтобы свести проверку знания литературы к столь простым вопросам.

А вот микросочинения вызвали некоторые раздумья:

15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

Вопрос № 15 слишком обтекаем. Очевидно, речь идет о любви к России. Но ведь есть в стихотворении и сострадание, и жалость, и восхищение, и отчаяние, и надежда. Примитивность вопроса ограничивает анализ и ответ, увы, тоже должен быть примитивным, хотя описанная Блоком любовь - это сложный комплекс чувств, во многом противоречащих друг другу.

16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении А. А. Блока?

Здесь, наоборот, тема бесконечна, потому что любовь к России звучит уже в «Слове о полку Игореве», у Тредиаковского, Ломоносова, Державина и далее по списку - у всех крупных (и не очень крупных) русских поэтов. Здесь, по-хорошему, потребовалось бы провести типологию «образов России» и лишь потом сравнивать блоковскую Россию (тоже меняющую свой облик от ранней софийной мистической красоты к туманностям Незнакомки и потом - к пошлости Катьки в «Двенадцати») с Россией других авторов.

Во второй части были предложены три темы (требовалось написать сочинение «в объеме не менее 200 слов»):

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

В чем противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)

Я выбрал для анализа роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Требование «опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения» выглядит абсурдно, потому что авторская точка зрения на роман неизвестна никому, включая Булгакова (роман не завершен). Кроме того, тема сформулирована крайне плохо (термин «проза» предполагает корпус прозаических текстов, а анализировать следует лишь один текст), но толкования романа столь разнообразны, что тема, если ее обозначить просто как «нравственный выбор героев романа», представляет творческий интерес.

Следует сказать, что роман чрезвычайно сложен для анализа, и я сам, многие годы профессионально занимаясь герменевтикой, не могу назвать ни одного устраивающего меня прочтения «Мастера и Маргариты»

Писал я сочинение 20 минут, но в данном случае я лишь формулировал уже сложившиеся у меня оценки и позиции, поскольку писал об этом произведении научные работы. На самом деле сложность темы предполагает значительно более продолжительную работу.

Но из всех заданий - это единственное, в котором ученик может проявить свою индивидуальность, во всяком случае, спор между Воландом и Левием Матфеем, Мастером-творцом и сломленным системой писателем, Иешуа и Пилатом - не завершен. И читатель становится участником спора и занимает в силу своего нравственного выбора ту или иную сторону. Правда, индивидуальность оценки в сочинении будет для ученика дополнительным фактором риска и если его выводы не совпадут с оценками проверяющих - на сочинении можно потерять много баллов.

Что в сухом остатке? Из 17 заданий творческое - одно. Микросочинения проверяют умение кратко и точно формулировать мысли, анализировать тексты различных родов литературы (проза, эпос, драма, лирика) и вводить произведение в контекст русской литературы. Теоретическая часть примитивна и ничего, кроме знания терминов и краткого содержания, не проверяет.

Как минимум такой экзамен должен быть двухуровневый - стандартный уровень для обычных форм обучения и повышенный для профильных и гимназических классов

Очевидно, что ни умение мыслить, ни умение эстетически оценивать художественный текст, ни умение доказывать свою мысль устно - не проверяются. По сути, предмет литературы в школе «стараниями» создателей ЕГЭ сведен к повторению заученных терминов и формулировки мнений, сформировавшихся у учителей, проверяющих задания.

Конечно, такой способ проверки помимо того, что весь выпускной класс отвлекает и учеников, и учителей от спокойного и вдумчивого прочтения сложных произведений ХХ века, уничтожает сам смысл литературы в школе.

Главное, экзамен по литературе должен логически и содержательно вытекать из самого предмета и проверять именно то, что дает изучение литературы в школе. Поэтому вначале должен быть изменен позитивистский подход к гуманитарному образованию в школе, и только потом возникнуть разумные экзамены, венчающие изучение литературы, а не противоречащие ее смыслам.

И, естественно, нынешний экзамен должен быть изменен. Я мог бы предложить вариант разумного экзамена, стимулирующего развитие творческих способностей учащихся и связывающего умение читать и понимать с умением писать самому, но это уже тема другой статьи.

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей.

  • Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1-В7), требующих написания слóва, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), в объёме 5-10 предложений.
  • Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С3-С4). Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно; оценка ответа зависит от его содержательности.
  • Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продолжительность ЕГЭ по литературе - 4 часа (240 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а на часть 3 - 2 часа.

Ответы в бланках ЕГЭ записываются чётко и разборчиво яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нем не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
- Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
- Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
- В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.
- Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.
- Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
- Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?
- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

Ответом к заданиям B1-B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

В2 К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ: ___________________________.

В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?

Ответ: ___________________________.

В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В

В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

С2 В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, C4.

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок, 1908)

Ответом к заданиям B8-B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви !

Ответ: ___________________________.

В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.

1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3 Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4 В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

С5.2 В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания Ответ
В1 реализм
В2 роман
В3 портрет
В4 341
В5 деталь
В6 антитеза<или>контраст
В7 диалог
В8 символизм
В9 шестая
В10 сравнение
В11 245
В12 ямб

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
фактические ошибки в ответе отсутствуют;

4

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений;
и / или допускает 1 фактическую ошибку;

3

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию;
но
указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает свой выбор;
и / или допускает 2 фактические ошибки;

2

г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию,
и/ или указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не обосновывает свой выбор
и / или допускает 3 фактические ошибки;

1

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;
и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор;
и / или допускает более 3 фактических ошибок.

0
Максимальный балл 4

*Допустимо указание двух произведений одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании.

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре
сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции - в колонку 8, по третьей - в колонку 9, по четвёртой - в колонку 10, по пятой - в колонку 11.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
1.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,
но
при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт прямого ответа на вопрос;
и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
собственной точкой зрения;
и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы;
и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом;
и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.

0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия,
но
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает 1 ошибку в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 1 ошибки в их употреблении.

0
3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне,
но
не всегда обоснованно,
и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой
связи с выдвинутым тезисом

2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой,
но
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
но
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и (или) мысль повторяется и не развивается

1

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Следование нормам речи
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка; 3
б) допущены 2-3 речевые ошибки; 2
в) допущены 4 речевые ошибки; 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0
Максимальный балл 14