Национальные символы китая. Растения и фрукты

Одним из главных символов Китая и, пожалуй, главной его достопримечательностью, причем часто изображаемой, как на почтовых марках, так и на открытках является Великая Китайская стена.

Строительство ее начал император Цинь Шихуаньди в 221 году до нашей эры. К этим работам были привлечено около 300.000 крестьян, солдат, преступников и политических заключенных. Строительство стены в дальнейшем велось столетиями. В 607 году нашей эры сооружение было реконструировано. Тогда на строительстве был занят миллион рабочих, причем по сообщению древних летописцев половина из них погибла. Может быть поэтому сооружение также называли и Стеной слез.

Цинь Шихуанди

Кстати, по некоторым данным Цинь Шихуаньди лишь приказал достроить стену. Кто ее заложил точно не ясно. По мнению китайцев, строить ее начали во время правления полумифической династии Ся.

В настоящее время есть разные данные о длине Великой Китайской стены. Официально ее длина составляет 7 200 километров. Высота в среднем составляет девять метров (а дозорных башен – двенадцать метров).

Довольно распространено мнение, что Великая Китайская стена видна с Луны невооруженным глазом. Однако это заблуждение . Первые же слухи об этом распространились после того, как на спутнике Земли побывали американцы. Рассказывали, что находясь на Луне они якобы видели не только моря и континенты, но и главную китайскую достопримечательность.

Однако расчеты показывают, что все это выдумки. На расстоянии 384 000 километров различить стену длиной 6000 километров и шириной 12 метров просто невозможно. Другое дело, что из Космоса Великую стену видеть все-таки можно и космонавты и астронавты, находившиеся на, увы, покойной, космической станции «Мир» неоднократно ее наблюдали с расстояния в несколько сот километров.

Амулет "Три сома с грибами линчжи". Синьцзянский нефрит, резьба. Конец ХХ в.

Для китайцев счастье - не абстрактное понятие и не труднодостижимая цель. Это вполне определенная категория, состоящая из простых ценностей, ощутимых даже на бытовом уровне: здоровье, счастливая семья (много детей и прочные отношения супругов), богатство и успешная карьера. Издревле известны и воплощены в орнаментах «Пять видов счастья» (уфу) -долголетие, богатство, покой, высокая мораль и естественная смерть от старости.

На предметах быта и искусства наиболее распространены следующие мотивы.


СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ

♦♦♦Иероглиф «счастье» (си).

♦♦♦Летучая мышь (бянъфу) - созвучно словосочетанию «повсеместное, полное счастье» (бянъфу); в благопожелательном сюжете может быть или одна, или несколько летучих мышей, окруженных другими счастливыми символами. «Пять видов счастья, гармония и согласие» (уфу хэ хэ) - намек-пожелание большого счастья и согласия. Изображены пять летучих мышей, вылетевших из шкатулки. Слова «вместе со шкатулкой» (хэ хэ) звучат как «гармония и согласие» (хэ хэ). Этот сюжет также часто именуют «Пять летучих мышей явились ко двору» (у фу лай чао).

♦♦♦Олень (лу) - одинаково звучит со словом «радость» (лэ).

♦♦♦ Сорока (сицю) - символ радостных дел и событий. Сорока, сидящая на сливе, - это ожидание радостного события, или «Радость на бровях» (сишан мэйшао). Кроме того, она может ассоциироваться с беременностью, родами, счастливым событием.

♦♦♦Три звезды светят свысока (санъсин гао чжао) - это намек-пожелание большого счастья, успешной карьеры и долголетия. Три звезды (санъсин) символизируют счастье, карьеру и долголетие (фу лу шоу). От них зависит счастье и несчастье человека. Звезда Фусин управляет бедой и благополучием, Лу-син - богатством и знатностью, Шоусин -рождением и смертью.



ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ

♦♦♦Сосна и кипарис - древние вечнозеленые деревья, символизируют долголетие.

♦♦♦Бессмертный журавль - в мифах говорится, что он живет несколько тысяч лет.

♦♦♦Гриб линчжи - если человек съест этот гриб, то он сможет прожить до 100 лет.

♦♦♦Персики бессмертия - в романе «Путешествие на запад» говорится, что во дворце (тянъ) в специальном саду растут персики (панътао), дающие один плод в 3000 лет; если съесть его, никогда не постареешь.

♦♦♦Черепаха (гуй) - долгожительница, символизирующая покой и здоровье.

♦♦♦Бессмертный (сянъжэнъ) - легендарные персонажи, которые живут бесконечно долго и не стареют, например Восемь Бессмертных (басянъ).

♦♦♦Звезда долголетия (лаошоусин) - древний символ мира и богатства, пожелание хорошей красивой жизни и похвала.

♦♦♦Иероглиф и стилизованные знаки «долголетие».


БОГАТСТВО И ПРОЦВЕТАНИЕ

♦♦♦Рыба (юй) - созвучно иероглифу «достаток» (юй).

♦♦♦Пион Сиуданъ) - символически указывает на знатность и богатство.

♦♦♦Люхай - мифический персонаж; приручив волшебную жабу, выплевывающую золотые монеты, стал помогать нуждающимся.

♦♦♦Жаба - золотая жаба небожителя Люхая.

♦♦♦Монеты и слитки - привлекают и усиливают богатство.

Цикада на листе лотоса - "Возродиться с чистыми помыслами". Фрагмент совочка для чая. Дерево, резьба.Современная работа.


СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ И МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПОТОМСТВО

♦♦♦ Гранат (шилю) - его раскрытый плод является метафорой, указывающей на большое количество детей. Сюжет с раскрытым гранатом называется «На радостное событие в смехе раскрывается лицо» (сисяо янъкай).

♦♦♦Виноград (путао) - символизирует большое количество сыновей.

♦♦♦Гуаньинь - олицетворяет сострадание и утешение, ей возносят молитвы те, кто хочет спастись от страданий и несчастий.

♦♦♦Цилинь - приносит детей.

♦♦♦Утки-мандаринки (юанъян), коробочки лотоса (биндилянъ), пара цветов напротив друг друга (хуа чэн дуй). И цветы, и птицы образуют пары, - это намек-пожелание удачного супружества.

Миниатюрная фигурка «Обезьяна с персиками». Дерево, резьба. Конец XX в.


ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ И ДОСТИЖЕНИЕ ЧИНОВ

♦♦♦Обезьяна (хоуцзы) - созвучно слову «князь» (хоу); это высший титул в социальной иерархии.

Петушиный гребешок (цзигуанъхуа) -символизирует чиновника (гуанъ).

♦♦♦Алебарда (цзи) - указывает на продвижение по службе, звучит как «степень на службе» (цзи).

♦♦♦Большие львы, маленькие львы (тайили, шаоши) - символизируют две степени продвижения по службе: крупный полководец, полководец (тайили, шаоши).

♦♦♦Сосуд из высушенной тыквы (хулу) -указывает на продвижение по службе, прибавку к жалованию, намек на продвижение в карьере.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

В день рождения традиционно желают долголетия. С пожеланием долгих лет счастливой жизни связан и символический смысл подарков. Ко дню рождения одного из супругов преподносят изображение с райскими птицами, что означает «С глубоким почтением поздравляю с днем рождения» (чжу мэй шоу или). Орнамент построен на сходстве звучания слов «бамбук-:: «поздравляю», «слива» и «брови», «долгожитель» и «райские птицы».

Для дня рождения также подходят сюжеты: «Краса Неба», чудесный гриб и камень долголетия (тянъ чжу сянъ лин шоу) - пожелание долгой жизни, «Небесный чиновник дарует счастье». Женский сюжет - с феей Магу, которая по легенде приносит молодость и здоровье на долгие годы.

Тетушка Ma дарует долголетие (магу сянъшоу)
Изображены тетушка Ма (Магу), несущая корзину с персиками и грибами, аист (символ долголетия) и олень (символ счастья). Магу - звучит как слово «грибы» (могу). Пожелание долголетия.

Небесный чиновник дарует счастье (тянъгуанъ сифу)
Изображен небожитель, глава небесного чинов (глянь гуань, шан юань), разворачивающий свиток; гичной фразой. Подлетающая летучая мышь символ ниспосылаемого с неба счастья.

Шоу Син - божество долголетия. Дерево, резьба. Конец XIX в.

НОВОГОДНИЕ МОТИВЫ

Новый год в Китае - это праздник Весны, самый почитаемый праздник нации на протяжении нескольких тысяч лет. За это время сложилось множество чудесных обычаев и традиций, но во всей Поднебесной основа праздника одна - убрать старое и встретить новое, отплатить благодарностью за все, что тебе дали в прошлом году, положить новое начало будущему.

Приготовления ведутся с полнолуния, которое предшествует наступающему новому году. После того, как в доме наведен порядок, его украшают. По традиции обязательными являются специальные парные надписи - «пары у дверей» (мэнтуй), или «весенние наклейки» (чунътэ), или «весенние связки» (чунълянъ). Их пишут на бумаге красного цвета и вывешивают по обеим сторонам входной двери. Тысячи и тысячи домов встречают приход весны этими яркими украшениями.

Китайскому народу известно, что счастье и несчастье приходят в дом через отверстия - окна и двери. Накануне праздника рождения года важно пригласить все благое и защитить жилище от бед, поэтому помимо благопожелательных надписей у входной двери часто можно увидеть изображения стражей - Вэй Чихуна и Чубао, а также вывешенные на входе персиковые амулеты» - дощечки с изображениями Шень Шу и Юй Лэя, которые надежно защищают двери. На стекла окон наклеивают нарядных петушков, вырезанных из красной или цветной бумаги. Еше один обычай, возникший во времена династии Сун, - вешать на дверях иероглиф - счастье» в перевернутом виде: «перевернутое благополучие» (даофу) звучит так же, как « достигать благополучия ».

Новогодние развлечения. Народная картинка, няпъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Современная копия

Мэнь-шэни - духи-хранители входа в дом. Народная картинка, шнъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в

Крыса женится - будет богатый урожай.
Народная картинка, нянъхуа.
Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в.


Есть и множество других символов, которые в дни новогодних торжеств по традиции наполняют жилища. Для привлечения счастья рядом с подушкой кладут «плоды, усмиряющие год», - мандарины (цзи) и личжи (ли), что звучит как «счастье и прибыль». Ваза символизирует мир и покой, золотые рыбки - богатство, персики - долголетие, лианы и тыквы - стабильность и долгую жизнь. Кипарисовые веточки, украшающие большой мандарин, завернутый в блин, символизируют большой успех для множества дел. Новогодние узлы из красных нитей на кольцах (панчан цзе), известные со времен династии Тан (618-907), завязывают специально как символ счастливого соединения и неразрывной связи мужчины и женщины.

Сам праздник открывается церемонией почитания Цзао-вана, Дедушки-хранителя очага. В течение года он защищает дом со
всеми его домочадцами, а в 23-й или 24-й день двенадцатого месяца поднимается на Небо с докладом небесному владыке обо всех делах своих подопечных - и добрых, и дурных. Нефритовый император на основании этого доклада выдает предписания счастья-несчастья на будущий год.

Еще одно ритуальное новогоднее действо посвящено Богу богатства, Цай-шеню. Открываются «ворота для богатства», и участники действия, одетые в красные халаты и особые шапки, с искусственными бородами и украшениями, держат в руках связки монет и печатное бумажное изображение Цай-шеня. Они кричат за ворота: «Приходите провожать дедушку Цай-шеня!». В это время хозяин дома, выражая свое почтение Богу богатства, раздает деньги приходящим людям и произносит приветственные пожелания: «Пусть потоком идут золото, серебро и драгоценности», «Слева пусть будет пара золотых львов, а справа пусть будет пара золотых фениксов».
Традиционные новогодние благопожела-тельные орнаменты в виде лубочных картинок (нянъхуа) - это «Небесный чиновник дарует счастье», «Пять злаков восходят обильно», «Процветание шести домашних животных», которые призывают в дом богатство, счастье, карьеру и долголетие. Часто дарят изображения Ван Чжаоцзюнь, Ян Гуйфэй. Бань Си и Люй Чжу - четырех красавиц древности. Самый распространенный новогодний сюжет - «Крыса женится», где крыса-жених в сопровождении брачной процессии берет крысу-невесту в жены. В новогоднюю ночь домочадцы кладут под кровать.лакомства крысиной невесте, чтобы получить богатый урожай на будущий год, а бабушки перед сном говорят детям: «Спрячь хорошо свои ботинки, а то крыса украдет их и сделает себе свадебный паланкин», отчего дети неизменно восторженно хохочут.

Еще один популярный новогодний сюжет - «Люхай, играющий с жабой». По преданию он притягивает в дом богатство и счастье.

Китайская живопись – это мир духовных странствий, мысль скрытая между символами

Одно из кардинальных отличий китайской живописи от, такой привычной нам, европейской это символизм. Все детали картин что-то означают и поэтому работы китайских мастеров надо читать и понимать, а не просто рассматривать как произведения европейских художников. Порой чтобы правильно понять картину требуются серьезные знания языка, истории, традиций. Символизм и делает китайскую живопись китайской.

Прежде чем продолжить стоит заметить, что китайская живопись несет в себе только положительный заряд, несет в себе добрые пожелания счастья и благополучия. Китайские художники считают, что картины должны приносить радость, удачу, успех и никак иначе.

Лотос

Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи . Китайцы верят, что этот цветок растер в раю, на небе и поэтому лотос почитается как священное растение.

Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Кстати, эти удивительные растения занесены в Красную книгу.

Вообще в Китае цветок лотос довольно популярен, а как же ведь сам Великий Будда своих земных воплощениях обычно восседает на этом чудном растении.

В конце лета в Китае проводится «Праздник лотоса». В центре Пекина множество людей собирается в парке Бэйхай, где находятся буддийские святыни.

Кстати, в Китае используют лотос для различных нужд, в дело идут не только листья, но и корни, семена, цветы. Из них делают различные вкусные блюда, сладости, напитки и даже приготавливают лекарства.

Сосна

Пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие.

Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.

Бамбук

Бамбук — многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный.

Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам, высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности. Бамбук одно из четырех благородных растений .

Дикая слива, как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.

По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений, а сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу. Во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе.

Символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.

Журавль

В Китае журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.


Утки — мандаринки

Две утки — мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь. Самая дорогая картина с изображением этих уток «Лотос и утки-мандаринки», знаменитого художника Чжана Дацяня , ушла за $21,8 млн на гонконгских торгах Sotheby’s. Это одна из самых подделываемых картин в мире.

Картина «Лотос и утки-мандаринки». Ушла с молотка за $24,5 миллиона на аукционе Sotheby’s в Гонконге 2011 года.

Золотые рыбки

Рыбы часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.


Орхидея

Этот нежный утонченных цветок является одним из благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.

Хризантема

Хризантема, так же, как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа, даря людям радость, красоту и хорошее настроение. Так же хризантема - это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.

Хризантемы, расцветающие холодной осенью, не боятся непогоды и злых ветров. Удивительный пример силы и упорствакитайский поэт Юань Чжэнь

Китайские мастера живописи, поэзии и музыки посвящали этому цветку свои лучшие произведения. Из хризантемы приготавливают чай терпкий и ароматный, золотистое вино и даже лекарства.

Вино их жризантем это напиток, который умеет снимать печали и уводит от земных заботкитайский поэт Тао Юань-мин

Во время праздника «Середины осени» есть День хризантем вовремя, которого в Пекине, в парке Юаньминьюань проходит традиционная выставка хризантем, на которую приходят десятки тысяч людей.


Пион — цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.

Креветка

Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.

Китай удивительная страна, разительно отличающаяся от всех остальных своей культурой, философией и основными жизненными принципами. У большинства европейцев упоминание о Китае вызывает в воображении целый ряд символов: Великая китайская стена, драконы, инь и ян, панды и бамбук, кунг-фу и каратэ, китайский шелк и чай. О некоторых из этих символов и пойдет речь.

Большая панда

Большая панда занимает особое место в китайских культурных традициях, так как многие особенности поведения и характер животного — это качества, почитаемые китайским обществом в целом.

Во времена династии Сичжоу у жителей города Пингу панда считалась нежным животным, так как не причиняла вред человеку или крупному животному. Таким образом, бамбуковый медведь стал символом мира. Если в те воинственные времена одна армия поднимала флаг с изображением панды, битва прекращалась, и наступало временное перемирие. Китайский поэт Бэй Джуйи (772-846 гг. н.э.) приписывал панде мистические силы, способные предотвратить стихийные бедствия и изгнание злых духов.

Есть два вида большой панды и оба живут в дикой природе только в Китае. Наиболее известна черно-белая панда. Другой вид большой панды имеет темно-коричневый или светло-коричневый мех, череп меньшего размера и более крупные моляры. Такая панда обитает только в горах Циньлин.

Живут бамбуковые медведи в густых горных лесах. Питаются бамбуком, растущим под деревьями, который составляет до 90 % рациона животного. В день взрослый зверь съедает до 18 кг стеблей растения. Помимо бамбука иногда панды едят и другие травы, а в голодные времена не брезгуют мелкими грызунами или детенышами кабарги. В поисках пищи бамбуковый медведь проводит 10-16 часов ежедневно.

Женские особи способны иметь потомство с ежегодно 4-8-летнего возраста и до 20 лет. В помете 1-2 детеныша, но в дикой природе выживает, как правило, только один. Медвежата могут оставаться при матери до 3-х лет, после чего начинают самостоятельную жизнь.
Сегодня гигантская панда один из наиболее узнаваемых символов Китая. За убийство животного в стране предусмотрена смертная казнь.

В зарубежных зоопарках животное начали демонстрировать только в 70-х годах ХХ века, причем ежегодно владельцы таких заведений должны уплачивать правительству Китая до 1 млн. долларов.

В китайской философской системе инь и ян являют собой единство противоположностей. Темное и светлое, отрицательное и положительное — явления фактически взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимозависимые во внешнем мире. Свет-темнота, огонь-вода, расширение-сжатие считаются физическими проявлениями дуальности (двойственности), символизируемой инь-ян.

Эта двойственность лежит в основании многих отраслей классической китайской науки, служит основным ориентиром в традиционной китайской медицине, является оснвополагающим принципом некоторых форм китайских боевых искусств, таких как багуачжан, тайцзицюань или цигун. Помимо выше перечисленного, идея инь-ян заключена в Книге перемен - известной китайской философско-гадательной системе.

Многие географические названия или топонимы страны содержат слово ян — «солнечная сторона», а некоторые содержат «тенистую сторону» — инь. В Китае, как и в других районах Северного полушария, солнечный свет идет преимущественно с юга, поэтому южная сторона горы получает больше прямых солнечных лучей, чем противоположная.

Инь — черная сторона с белой точкой в ней, а ян — белая сторона с черной точкой внутри. Инь характеризуется как медленный, мягкий, уступающий, диффузный, холодный, влажный и пассивный; связан с водой, землей, луной, женственностью, ночью.

Ян, напротив, быстрый, жесткий, твердый, сфокусированный, горячий, сухой и активный; связан с огнем, небом, солнцем, мужественностью, дневным временем.
Также инь и ян относятся к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее самочувствие напрямую связано с балансом между их качествами. Когда равновесие нарушается в какую-либо сторону, у человека могут возникать проблемы со здоровьем.

Китайские боевые искусства

Первые упоминания о китайских боевых искусствах восходят ко временам правления Хуанди, императора династии Чжоу (1122-255 до н.э.), который был известным военным генералом, прежде чем стать лидером Китая. Именно он написал трактат о боевых искусствах и стал основателем старейшего известного боевого стиля «длинный кулак»

Китайские боевые искусства разделяются на две категории: внешние (Вайцзя) и внутренние (Нэйцзя). Внешние используют мышечную силу, в сочетании со скоростью и энергией. Многие северные китайские внешние боевые искусства имеют военное происхождение, потому что Китай управлялся с севера, с помощью армий, происходящих из северных городов, обеспечивающих на юге соблюдение диктата северных правил.

Внутренние стили соответственно опираются на внутренние ресурсы человека - силу духа и разума, а также на энергию Ци. В отличие от внешних стилей, стремящихся максимально увеличить врожденную силу и ловкость, внутренние стили развивают способности сосредоточения и концентрации. Считается, что отличные физические данные даже могут стать препятствием в постижении Нэйцзя.

Китайский шелк

В Китае шелк был настолько популярен среди знати, что потребовалось ввести специальные правила, ограничивающие его использование только членами императорской семьи. В течение 10 веков право носить одежду из шелковой ткани, принадлежало лишь императору и высшим сановникам. Из-за роскошного внешнего вида, шелк был тогда символом большого богатства.

Через некоторое время материал постепенно стал доступен и другим классам китайского общества. Шелк стал использоваться не только для декоративных нужд, но и для более прозаичных целей: рыбалки, изготовления струн или тетивы для луков.

Крестьянам не разрешалось шить одежду из шелковой ткани вплоть до правления династии Цин (1644-1911).

Во время династии Хань шелком оплачивались услуги правительственных чиновников и награждались особо достойные граждане. Шелковая ткань стала денежным эквивалентом в стране, наравне с бронзовыми монетами. Богатство, которое шелк принес в Китай, вызвало зависть у соседних народов, грабивших провинции ханьских китайцев начиная со II-го века до н.э., в течение двух с половиной сотен лет.

Десяток столетий шелковая ткань оставалась главным дипломатическим даром Китая правителям или послам других стран. Шелком награждал император наиболее преданных своих вассалов.
Хотя шелковые ткани были хорошо известны и востребованы в Европе и Азии, долгое время Китайцам удавалось сохранить практически полную монополию на их производство. Императорский декрет, осуждал на смерть каждого, кто пытался экспортировать шелкопрядов или их яйца.

Сегодня КНР является первым в мире производителем шелковой ткани. В среднем, ежегодно китайская промышленность производит около 70% всего шелка мире.

Китайский дракон

Дракон - мифологическое существо в фольклоре и культуре страны, имеющее множество животноподобных форм (например, черепахи или рыбы). Однако чаще всего его принято изображать со змеевидным телом на 4-х лапах. Традиционно китайские драконы символизируют мощные и благоприятные силы, особенно контроль над водной стихией — осадками, тайфунами и наводнениями. Во времена империи дракон символизировал власть и силу правителя.

Дракон также является символом силы и удачи для людей достойных. В китайской культуре выдающиеся люди сравниваются с драконом, в то время как бездарные ассоциируются, например, с червями. В ряде китайских пословиц и идиом есть ссылки на дракона, например, «надеяться, что его сын станет драконом».

В китайской культуре дракон несет в своей сути совершенно иной смысл, чем в европейской, где он представляет собой огнедышащее существо с агрессивными намерениями. В Поднебесной это духовный и культурный символ процветания и удачи, а также божество дождя, способствующее гармонии внешнего мира. Согласно легендам, большинство выдающихся людей древнего Китая (императоров, военачальников или ученых) появились на свет от связи их матерей с драконами.

Во время олимпиады 2008 года китайское правительство приняло решение не использовать дракона в качестве официального символа из-за неблагоприятных ассоциаций, которые эти мифические существа вызывают за пределами страны.

Китайцы удивительный народ, свято чтущий древние традиции - несмотря на весь технический прогресс, сделавший страну мировым экономическим лидером, в Китае при строительстве небоскребов до сих пор предусматривается ниша, где мог бы поселиться дракон.

Китайская Великая стена

Сооружение является в буквальном смысле одной из самых больших достопримечательностей в мире – объект можно наблюдать даже с околоземной орбиты. Великая китайская стена — впечатляющий подвиг древней оборонительной архитектуры, история которого насчитывает более 23 столетий, а длина составляет более 21 тыс. км.

Сооружение возводилось для защиты приграничных территорий несколькими династиями.
Считается, что начал строить стену первый император династии Цинь (221-207 до н.э.), однако попытки ее возведения предпринимались еще во времена династии Чжоу (770-221 г. до н.э.).

Первый Император Цинь начал возведение северной части стены, чтобы предотвратить вторжение с той стороны света. Императоры династии Хань удлинили стену до сегодняшнего западного Китая, чтобы защитить торговлю на Шелковом пути.

Так называемая стена – не просто обычные крепостные стены. Это была комплексная военная оборонительная система, со сторожевыми башнями для наблюдения, крепостями для командных пунктов и логистики, сигнальными башни для связи и т. д.

Во времена династии Мин (1368-1644) Великую стену реконструировали и укрепили с помощью более изощренных и прогрессивных для того времени строительных технологий. Стена Мин, как правило, имела зубцы высотой 1,8 метра с лазейками и бойницами, а также стены парапетов высотой 1,2 метра. Примерно через каждые полкилометра на стене сооружалась фланговая башня, позволяющая защитникам обстреливать нападавших из луков. Хранилища крепости были самыми сильными и неприступными сооружениями на Великой стене.

Сегодня из-за естественной эрозии и повреждений, нанесенных человеком, больше трети Великой стены Мин разрушено. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение этого памятника архитектуры, правительство страны приняло специальные законы для ее защиты.

Учеными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая – именно его территории являются родиной этого растения.

Письменные упоминания об употреблении чая в качестве напитка встречаются в книге Чжоу-Гуна, датированной 770 г. до н.э. Прославившийся своим искусством врачевания, величайший целитель древнего Китая Хуа То (II-III века н.э.), упоминает о чае в своей работе «Теория еды».

В Японию, известную сегодня во всем мире своей чайной церемонией, продукт попал лишь в начале VIII века нашей эры.

Книга «Чацзин», китайского поэта Лу Юй, изданная в 709 году н.э., стала первым обобщающим трудом, посвященным китайскому чаю. Автор описал известные на тот момент сорта чая, уделил внимание его выращиванию, приготовлению и церемонии употребления.

Наиболее популярная на сегодняшний день классификация основана на степени ферментации чайного листа:

  • белый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • красный (в наших широтах именуемый черным);
  • улун;
  • пуэр.

Китайская чайная церемония называется Гунфу Ча. В отличие от японской церемонии здесь нет строгих правил и излишней ритуализации – основная суть процесса сводится к максимальному раскрытию напитка. Дословно «гунфу ча» можно перевести как «мастерство чая». Существует и более упрощенный вариант китайского чаепития – пинча. По сути, пинча это и есть самое обыкновенное чаепитие, без излишних ритуалов и церемоний – термин можно перевести как «дегустация чая».