Музей берегиня калужская область. Усадьба кукол «Берегиня

Музей «Берегиня» — уникальное место. Такого нет во всей России! И хотя расположен музей не так далеко (до села Козлово от Калуги по хорошей дороге всего полчаса пути), добираются туда немногие. Общественный транспорт до деревеньки не ходит, поэтому посещают усадьбу организованные группы туристов разного возраста или путешественники на личных автомобилях. Но поверьте, в усадьбе кукол стоит побывать!

Музей «Берегиня» посвящен не только кукле, берите шире — традициям русского дома. Особенности быта, обряды, праздники, масса народных примет… Всё расскажет и покажет хозяйка необычной усадьбы Римма Тарасова.

Берегинь в её музее несколько сотен, а всего кукол здесь — около двух тысяч. Тут и народные игрушки – дымковская, филимоновская, хлудневская, гжель… Важно поглядывают со своих мест куклы в народных костюмах 40 стран мира. Есть авторские игрушки, подаренные мастерице друзьями, гостями и знакомыми…

И всё же главная героиня музея Риммы Тарасовой – народная кукла-берегиня.
В каждой семье древней Руси таких «игрушек» было больше сотни.

Кто такая берегиня?

Имя музею дала кукла-берегиня, защитница от недоброго глаза. Это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей.

Берегини – куклы без лиц. Лица рисовали только тем куклам, которые затем традиция требовала уничтожить. Например, сжечь (как Масленицу), бросить в реку или разорвать на кусочки.

Все берегини сделаны руками хозяйки усадьбы – Риммы Тарасовой. Мастерству создания кукол-берегинь она училась и продолжает учиться у бабушек, которые ещё живут в забытых деревнях и помнят старые традиции.

Каждой кукле Римма Тарасова делает личный паспорт. В нем подробно расписана инструкция по изготовлению куклы, дано название, есть информация о том, в какой деревне, районе и области делали таких кукол, кто рассказал об этой берегине. По такому паспорту можно легко самостоятельно изготовить куклу.

Как делают берегинь?

Сделать берегиню одновременно и просто и сложно. Первое и самое важное правило – её нужно сделать сразу от начала и до конца. Не растягивать удовольствие на неделю, не устраивать перекуры и чаепития в процессе, а сесть и сделать.

Делать куклу должен здоровый человек в хорошем настроении. Иначе энергетика у волшебницы-берегини будет совсем не та. При изготовлении куклы нельзя пользоваться иголкой, а если берегиню делают для ребенка, то исключают из процесса и ножницы. В этом случае ткань не режут, а рвут руками.

Одна из самых трудоемких берегинь – для мечтающих о замужестве девушек. Сделать нужно парочку – мальчика и девочку. Придется подготовиться заранее – найти материал для юбки девочки. Делается она из рукава рубашки, причем с плеч мужчины с такими качествами, какими должен обладать будущий муж.

Римма Тарасова рассказывает: «Две дамы принесли для такой куклы целый мешок рубашек из секонд-хэнда, но взять ни одну из них так и не рискнули… Мало ли кто носил?!»

На Руси кукол-берегинь делали только женщины. Причем на всю деревню могла быть одна рукодельная мастерица, которая обеспечивала игрушками-защитницами всех селян. Было только одно условие – берегиню обязательно нужно выкупить.

Чудесные истории

В запасе у хозяйки кукольной усадьбы масса интересных историй о том, как работают берегини. Например, в доме, где располагалась мастерская Риммы Тарасовой, произошел пожар. Хозяйка в это время была в командировке. Когда вернулась, выяснилось, что к ней не пришли ни огонь, ни вода. Все куклы оказались в целости и сохранности.

Ещё один момент — не каждый может войти в усадьбу кукол. Бывает, что кто-то из посетителей стоит на пороге и дальше не идет. Не может. Дополнительный эффект ощутила одна из посетительниц музея, купившая берегиню сна – муж храпеть перестал.

Считается, если кукла упала – она перестала действовать. Римма Тарасова предлагает попробовать повесить её ещё раз, но если снова упадет, значит пора сжигать. Но был и другой случай: женщина купила куклу и уже через 2-3 часа позвонила – берегиня всё время лежит на полу. Оказывается, повесила её на иголку. «И теперь я всех предупреждаю. На гвоздик, со шляпкой, чтобы не было ничего острого» — говорит Римма Яковлевна.

Многие люди рассказывают, что после того, как в доме появлялась берегиня, в гости стали реже заходить (а то и совсем прекращали) некоторые знакомые – чаще всего неприятные личности. А у нас произошло немного иначе – мы с мужем купили по маленькой куколке «Берегиня в пути» и в гости смогли прийти люди, которые всё собирались, но никак не могли нас навестить.

Самая универсальная помощница для дома – главная берегиня. Её делают из красной ткани и вешают напротив входной двери. Чтобы всех входящих видела и нехороших людей не пускала. Эту куклу можно просить о чем угодно, но иногда нужно дарить подарки – вышитый фартук или новые бусы.

Берегини на заказ

К Римме Тарасовой приезжают как к целительнице – её куклы и болезни лечат. Только нет у неё, да и вообще в мире нет берегинь от двух заболеваний: алкоголизма и рака. Кукольница уверена, что на Руси этих недугов не было. Алкоголизму слишком велика была цена: если хозяин не будет работать – семья умрет с голоду. Да и появились крепкие спиртные напитки только при Петре Первом, и продавались только в кабаках и трактирах. А онкология – плата за насилие над землей, как мы с ней поступаем, так приходится и рассчитываться.

Самые востребованные куклы сейчас – для удачного замужества. Таких заказов много, а сделать сложно, поскольку правильную ткань для юбочки найти могут не все.

В магазинах кукол Риммы Тарасовой не найти. Только на заказ.

Как создавалась коллекция

Свою коллекцию кукольница собирает уже три десятка лет. Смело отправляется в забытые деревни, стучится в дома и разговаривает с бабушками-старушками. Чего только с ней не приключалось! Во время таких экспедиций её и собаки кусали, и даже стреляли…

Поначалу Римма Яковлевна брала с собой образцы кукол и показывала бабулям – делала таких в молодости или нет. Но потом поняла, что старушки согласно кивали только чтобы уважить гостью. Теперь с собой привозит печенье или конфеты, а о куклах только спрашивает, зарисовывает. Если деревня не очень далеко, может и вернуться – чтобы работу сдать. Правильно или неправильно сделала?

Даже если в коллекции такая кукла уже есть – всё равно записывает и в паспорте добавляет строчку: «встречается ещё в таком районе». Но говорит, что полноценных дублей ещё не находила. И ещё одна цитата от мастерицы: «Скажи Римме Яковлевне, что на Северном полюсе есть кукла – она пойдет туда пешком».

Последняя находка Риммы Тарасовой – лихорадки. Эти куклы висели на печке и защищали дом от болезней. «Зимой или осенью идет болезнь по улице и ищет теплую печку. А у хозяйки она защищена. Вот защитницы висят: Слепея, Немея, Глухея, Пухлея…» В конце года этих берегинь сжигали и делали новые.

Для тех, кто серьезно интересуется традиционной куклой, кроме личного общения со знающими деревенскими старушками, есть ещё три надежных источника знаний.
Это журналы «Народное творчество» и «Живая старина», а третий — книги Галины Львовны Дайн. Она — искусствовед, всю жизнь занимается русской игрушкой. А из Интернета или современных книг Римма Тарасова не может взять ни одной куклы. Нужна история, традиции, а в этих источниках нет гарантии, что человек куклу не придумал сам. Постоянных учеников у Риммы Тарасовой нет, но мастер-классы она проводит для всех желающих.

Великое многообразие кукол

В музее «Берегиня» кукольный архив огромный, да ещё и не сделано многое. Одна из самых крупных в экспозиции — кукла с горшком на голове. Такая, только высотой в полный человеческий рост, стояла между домом и баней. Защищала, чтобы из бани ничего нечистого в дом не попало.

Специальные куколки «жили» в горшках у печки. Они – подсказки для маленьких хозяек: «По пояс насыпешь крупицы, по шейку нальешь водицы, а по головку получится каши».

Была и такая куколка по имени Убоженька. Ножки тоненькие, сама хиленькая, в мешке у неё сухарик… Матери специально делали для детей таких кукол, чтобы малыши учились жалеть слабого, больного.

15 лет собирала хозяйка усадьбы особенный календарь берегинь, где каждому месяцу соответствовала своя кукла и свои традиции. Об этом календаре рассказывать можно долго, лучше побывать в гостях у Риммы Тарасовой и послушать её…

Смешение традиций

Языческие традиции и православие в музее «Берегиня» не противопоставлены. Более того, в деревне Козлово есть отличный накатанный маршрут. Большие экскурсии делятся на две группы – пока одна беседует с хозяйкой усадьбы и рассматривает берегинь, другая – знакомится с уникальной церковью. Она построена в виде корабля: так адмирал Унковский, капитан фрегата «Паллада» построил памятник всем морякам. А затем экскурсионная группа отправляется в Спасо-Воротынский монастырь…

Уникальный музей

Здесь она живет, здесь мастерит своих кукол, ухаживает за великолепным садом.
Компанию Римме Тарасовой и её куклам составляют 5 кошек, 5 собак и 5 кур. В день нашего посещения удалось познакомиться с Марусей – милым породистым щенком килограммов в 20 весом.

Не так давно Римма Тарасова сдавала часть своей усадьбы любителям сельского туризма, но, получив небольшой опыт, от этой идеи отказалась. Пожить несколько дней в усадьбе сейчас уже нельзя, но кукольный зал открыт для всех!

Цена удовольствия

Чтобы посетить музей «Берегиня» не обязательно собирать большую группу на несколько десятков человек. Можно приехать вдвоем, втроем или даже в одиночку – Римма Тарасова примет, всё расскажет и всё покажет.

Главное условие любой экскурсии – предварительный заказ. Хотите приехать в гости к берегиням? Сначала позвоните хозяйке.

Телефон Риммы Яковлевны Тарасовой 8-910-912-50-72.

Экскурсия для двух-трех человек по музею «Берегиня» будет стоить примерно 200 рублей с каждого. Если приезжает группа – цена снижается до 100 рублей.

Римма Тарасова проводит также мастер-классы для детей и взрослых по изготовлению кукол. По времени это займет около двух часов, текстиль хозяйка предоставляет свой. Для детей цена мастер-класса — 350 рублей, для взрослых – 650 рублей.

Если Вы хотите приобрести куколку, то лучше будет также заранее предупредить хозяйку по телефону. Самая маленькая стоит 50 рублей.

Берегинь Риммы Тарасовой быстро разбирают, а предварительный заказ гарантированно позволит Вам привезти из музея волшебную куклу.

На этот раз мы побываем в усадьбе «Берегиня», которая находится недалеко от Калуги. В ней несколько лет назад поселилась коллекция традиционных кукол, насчитывающая более двух тысяч экземпляров. На первый взгляд, куклы могут показаться очень похожими друг на друга, но, поверьте, это только вначале.

В основном здесь представлены обрядовые куклы, они были неотъемлемой частью жизни наших предков, но есть и игровые куклы. Коллекция принадлежит Римме Тарасовой, народному мастеру России, которая собирает кукол, а также делает их сама уже более тридцати лет.

На берегу речки Росвянки, в живописном месте находится усадьба «Берегиня». Она названа так в честь одной из древнейших кукол России, которая обязательно была в каждом доме, а порой их число доходило до сотни – на каждый случай своя берегиня.

Посетителей ждет интересный и познавательный рассказ, без которого в этой изобильной экспозиции почти ничего не понять. После экскурсии вы по-другому будете смотреть на привычные вещи, поймете смысл многих примет, узнаете много нового. Рассказ Риммы Яковлевны длится примерно сорок минут, но гости еще долго не хотят уходить, задавая новые и новые вопросы.

Все начинается с календаря традиционных кукол, который висит практически на входе в усадьбу. Он готовился много лет, и каждый месяц в нем представлен своей куклой. Некоторые берегини в этом календаре ждали своего часа несколько лет: мастер не могла завершить куклу, потому что не хватало данных. Каждая кукла в коллекции уникальна и выполнена по всем правилам, у каждой есть паспорт с точным описанием куклы, ее костюма и назначения.

Например, у ноябрьской куклы много рук. Почему? Дело в том, что, когда начиналась зима, приходила пора рукоделия. Нужно было соткать ткань, вышить ее, сшить одежду. Но для ткани нужны нитки – для начала их нужно спрясть. У хозяйки было дел невпроворот, и хорошая помощница ей бы не помешала, ведь еще нужно готовить еду на всю семью. Поэтому и делали таких кукол – в помощницы.

Интересная история у кукол, которые хранились в горшках, больших и малых. Зачем они там? От кого защищали? Летом все члены семьи, которым исполнилось шесть лет, уходили работать в поле. В доме оставались только самые маленькие, а пятилетней девочке, самой старшей, нужно было присматривать за младенцами и кашу сварить к возвращению взрослых, накормить всех. Девочке пять лет, она ведь совсем маленькая! Сколько сыпать крупы, сколько лить воды? Кукла выступала своего рода шпаргалкой: крупы по Маруськин поясок, воды по платок, а каши будет по макушку.

В коллекции Риммы Яковлевны не только куклы-берегини, но и куклы, выполненные в традиционных промыслах: это гжель, филимоновская, дымковская, хлудневская игрушки. Приезжайте, вас ждет много нового и интересного.

Путешествие ноябрь 2012

Музей кукол «Берегиня» расположен в одноименной старинной усадьбе, недалеко от Калуги, на берегу Росвянки, в селе Козлово. Здесь представлена уникальная коллекция традиционных русских кукол, которая насчитывает более 2 тысяч экземпляров.

Кукол собрала и изготовила народный мастер России, калужская кукольница, Р.Я. Тарасова. За время создания коллекции Риммой Яковлевной были собраны сотни образцов кукол, которые участвовали в жизни русской семьи. Р.Я. Тарасова прекрасно владеет различными способами старинной вышивки. Большая часть кукол в коллекции одеты в народные костюмы.

Народные куклы – это большой, но оставшийся несколько в стороне пласт русской культуры. Куклы, которые представлены в коллекции, были собраны по селам и деревням Калужской губернии. Деревенские старожилы делились и технологиями изготовления кукол и рассказывали о том, какое значение имеет каждая кукла. Куклы принимали участие в жизни семьи, начиная от рождения ребенка и до похорон. Берегини изготавливались вручную. Колоть берегиню иголкой было нельзя. Если кукла делалась для ребенка, то ткань для куклы рвали руками.

В настоящее время известно 7 техник изготовления берегинь. Каждая техника использовалась в конкретной местности или была характерна для определенной эпохи. Среди этих техник – стригушки, закрутки, обереги, крестец и др. Многие музейные экспонаты были традиционными в деревнях, которые сейчас уже не существуют.

Кукольная коллекция создавалась на протяжении трех десятилетий. Она разделена на четыре раздела: традиционные куклы России, Куклы в народных промыслах, Куклы в национальных российских костюмах, Куклы в национальных костюмах народов мира. Все экземпляры коллекции внесены в каталог, у каждой из них есть паспорт, в котором указывается: откуда кукла, ее назначение и кто рассказал о ней.

Существенную часть коллекции кукол музея "Берегиня" представляют куклы, изготовленные в рамках народных промыслов. Здесь можно увидеть и дымковскую игрушку, и гжель, и каргапольскую, и филимоновскую, и липецкую, и орловскую, и рязанскую игрушки, которые изготовлены из глины и дерева.

Украшением коллекции "Берегиня" является календарь традиционных кукол, который создавался на протяжении многих лет. Каждый месяц представлен своей куклой-берегиней. В центре панно расположен символ Солнца - выполненная из очесов льна кукла-берегиня. Эта техника изготовления кукол использовалась в Людиновском и Кировском районах Калужской области. Напротив января расположена кукла крестец. Таких кукол с собой брали, когда шли к святому источнику на Крещение. В руках у куклы - лоскутки с пожеланиями. Февраль представлен традиционной масленичной куклой, которую сжигали перед началом Великого поста. Берегиня марта в руках держит веточку вербы. На Вербное воскресенье традиционно делались куклы-закрутки. Берегиня июля являлась символом плодородия – в венке из плодов и трав. У ноябрьской куклы много рук. Подобные куклы дарились хозяйкам, которые в конце осени должны были справиться со множеством дел, связанных с подготовкой к зиме.

Недалеко от города Калуги на берегу речки Росвянки в старинном селе Козлове расположена усадьба "Берегиня" , по названию одной из древнейших кукол России. Куклы, составляющие коллекцию, были собраны со всех уголков России или выполнены по рассказам местных жителей той или иной области. Большую часть коллекции составляют куклы, выполненные в традиционных промыслах: гжель, филимоновская, дымковская, хлудневская игрушки.

Коллекция традиционных кукол усадьбы "Берегиня" насчитывает более 2000 экземпляров игровых и обрядовых кукол. Всех этих кукол собрала и изготовила кукольница Римма Яковлевна Тарасова - народный мастер России.

Коллекция создавалась в течение 30 с лишним лет, куклы собирались по деревням и селам, в первую очередь Калужской губернии.

Коллекция состоит из 4х разделов:

1. Традиционные куклы России (берегини, обрядовые куклы, игровые)
2. Куклы в национальных костюмах России
3. Куклы в национальных костюмах народов мира (более 40 стран)
4. Куклы в народных промыслах

Предлагается изготовление кукол на заказ, можно купить куклу.

Древнерусское слово «берегиня» - загадка даже для лингвистов. Владимир Даль, например, поставил берегинь в один ряд с русалками. Другие ученые полагают, что этот женский образ никак не связан с «берегом», а восходит к слову «оберег» и соотносится с неким мифологическим персонажем. А вот народный мастер России Римма Яковлевна Тарасова в своих исследованиях пришла к иному выводу: берегинями наши предки называли обрядовых кукол.

Село Козлово стоит на высоком берегу реки Росвянки на окраине современной Калуги. Представляет оно собой вроде бы печальную картину: покосившаяся автобусная остановка и старые, разваливающиеся избы, единственным украшением которых можно считать объявления «Дом продается». И даже как-то странно, что здесь ежегодно празднуется День села.

Когда-то Козлово было родовым имением адмирала Ивана Семеновича Унковского. Более двадцати лет русский мореплаватель исследовал моря и океаны, совершил кругосветное плавание, был капитаном знаменитого фрегата «Паллада», увековеченного в путевых заметках Ивана Гончарова о плавании российской дипмиссии в 1852-1855 годах из Кронштадта к берегам Японии. В конце жизни адмирал вернулся домой. Начал строить в Козлове большой каменный храм - «фрегат» на берегу Росвянки. По форме храм напоминал корабль, между куполами были натянуты цепи, имитирующие очертания парусов... Упокоился адмирал в северо-западной части своего последнего «фрегата», где для него была устроена усыпальница.

Храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери выстоял во времена лихолетья, и теперь каждый год в середине июля в первое воскресенье после престольного праздника приход празднует День села. Открывает мероприятие настоятель храма отец Геннадий. Выходит на улицу к народу и зычным басом глаголет: «Открывайте капоты - будем ваши колесницы осенять!»

Есть в Козлове и еще одна достопримечательность - музей кукол «Берегиня». Создала его народный мастер России Римма Яковлевна Тарасова, отдав под экспозицию почти весь первый этаж своего дома. Тысячи тряпичных созданий смотрят на входящего в музей со всех сторон. Хотя глагол «смотрят» здесь вряд ли уместен: у большинства кукол, как и положено, нет лиц. В старину кукле не рисовали лицо, люди верили, что вместе с лицом в игрушку вселяется дух - и не обязательно добрый. Главная часть экспозиции - около 700 обрядовых кукол или берегинь, как называет их Римма Яковлевна. Это самая большая коллекция подобных кукол в России.

Сначала я просто собирала свою коллекцию и не планировала открывать музей, - вспоминает Римма Яковлевна. - Но в начале 90-х годов меня пригласили выступить в школе, где ученики одиннадцатого класса мне сказали, что «все русское - это отстой». Тогда-то я и решила создать музей, рассказать и показать людям русскую кукольную культуру, вообще традиционный дом, ведь помимо кукол я собираю и другие предметы старого русского быта.

Сейчас музей «Берегиня» хорошо известен в калужских школах - ученики регулярно приезжают на экскурсии к Римме Яковлевне. А вот туристическая Калуга музей не знает. Основную массу посетителей «Берегини» составляют самостоятельно путешествующие по стране туристы. Информация распространяется с помощью сарафанного радио, да и подъехать удобно - Козлово находится в 5 километрах от Киевского шоссе.

Как хобби стало делом жизни

Родом кукольница из старого Плесецка Архангельской области на реке Онеге. Родилась Римма Яковлевна в 1940 году - в те времена на Онеге еще жили хуторами и хорошо помнили народные обычаи и обряды. Римма вспоминает, как ее бабушка, отправляясь по ягоды, вставала перед лесом на колени и просила: «Батюшка-лес, помоги!» А возвращаясь с полной корзиной, кланялась «лесу-батюшке» и благодарила его…

Римма Яковлевна получила образование инженера-метролога, переехала в Академгородок под Серпуховом. За долгие годы работы в метрологии кукольница хорошо усвоила девиз основателя этой науки в России, Дмитрия Ивановича Менделеева: «Кто хочет что-то сделать, тот находит средства, а кто не хочет - причину». Так и Римма Яковлевна всегда находила средства для того, чтобы потакать своему увлечению - путешествовать: ездила в командировки по всему Советскому Союзу, организовывала экскурсии для сотрудников, была, как говорили тогда, «ответственной по культурно-массовой работе».

Меня порой спрашивают, что такое «хобби», - ­рассказывает Римма Яковлевна. - Это когда ты вчера был здоров, а сегодня больной на всю оставшуюся жизнь и никто не вылечит. Так я заболела народными куклами в 1988 году, когда привезла группу в тульский Музей самоваров. Там проходила небольшая выставка традиционной куклы народного мастера Ирины Агаевой. Вернувшись домой, я сразу стала искать материал для работы. Нашла лыко - из него получилось сделать не только основу куклы, но и головной убор в виде кички с рожками.

С тех пор почти тридцать лет Римма Яковлевна изучает и сохраняет народные кукольные традиции. Она исследовала самые отдаленные уголки Калужской области. Где бы кукольница ни путешествовала, если видит, что от главной дороги уходит грунтовка в забытую деревню, поворачивает туда свой автомобиль. Добраться до деревенских старожилов - дело нынче непростое. Оставшиеся в одиночестве старушки незнакомцам двери не открывают. Испытала Римма Яковлевна на себе и приступы агрессии, случалось, собак на нее спускали и даже стреляли по машине.

Чтобы разговорить деревенскую старушку, надо еще постараться, - продолжает хозяйка музея. - Однажды я взяла с собой сестру - она в калужской школе учителем работала. Заехали мы в глухую деревню, где вместо центральной улицы почему-то проходил овраг. Подошла к бабушке, сидящей на завалинке. Начинаю издалека: «Бабуль, какая у тебя кошка красивая… А картошка нынче уродилась?.. Пойдем чаю выпьем, я пряников привезла...» Сестра не выдержала и ушла гулять по деревне, говорит, ерунда у тебя какая-то: кошка, картошка. А я только после чая и начинаю спрашивать о куклах. Далеко не все что-то помнят, особенно кто живет вдали от родных мест. Одна 90-летняя старушка призналась, что никаких обрядов не знает, потому как «неместная». Выяснилось, что живет она в деревне уже шестьдесят лет. Но все равно чувствует себя чужой. При этом о нашем Козлове она отзывалась так: «Ох уж эти козловские бабы, после войны в понёвах ходили». Понёва - это старинная женская юбка, в начале XX века почти полностью вытесненная сарафанами. На Калужской земле действительно сохранилось много древних обычаев, в том числе связанных с обрядовыми куклами. Даже если старушка уже десятки лет никаких берегинь не делала, могла на уровне мышечной памяти из подручных тряпок на глазах связать куклу. Другие подробно рассказывают, по какому поводу и как делали. Я по этой инструкции смастерю куклу и, если старушка живет неподалеку, еду к ней сдаваться. Порой слышу отзывы типа: «Не похожа, дуже красивая, у нас таких тряпочек для кукол не было».

Оказывается, удивительный кукольный архетип сокрыт в деревенском названии «мальва» - одного из самых распространенных садовых растений. В деревнях его называют «цветок-куколка». Дело в том, что из цветка мальвы легко получается куколка в изящном платьице. О таких цветочных куклах мало кто помнит, а название осталось.

Крестцы, узлы, столбцы



Основная экспозиция музея сгруппирована по способу изготовления кукол: крестцы, узлы, столбцы, жгуты - всего около 40 моделей. Крестец - это две связанные крест-накрест палки, служащие каркасом куклы, на который затем надевают одежду. Столбцы делали из бересты, сворачивая ее трубочкой. Жгутиковая кукла скручивается из сложенного пополам куска материи до того момента, когда появится голова-петелька. Многие куклы делались из соломы, лыка, льна, конопли. В местах, где был ложечный промысел, кукол мастерили из липовых ложек… Воображения нашим предкам было не занимать. «На Руси была богатейшая кукольная культура, - уверена хозяйка музея. - Деревни стоят в 2 километрах одна от другой, а куклы у них разные».

Есть немало кукол, комбинированных по способу изготовления, с применением всего имеющегося под рукой: на крестец в качестве головы надевали картошку; масленичной кукле делали воротник и рукава из настоящих блинов. Римма извиняется, что у нее блины тряпичные - помимо кукол в доме живут пять котов!

Внешне отличить берегиню от игровой куклы непросто. Чаще всего культовую куклу делали более долговечной и нарядной, использовали лучшие ткани.

Берегини сопровождали человека от рождения и до смерти. За две недели до родов маленькую куклу в виде запеленутого младенца клали в люльку, где новорожденному предстояло оказаться после появления на свет. Берегиня проводила с младенцем несколько недель, а затем убиралась до следующего новорожденного. В Калужском крае существовала и особого вида кукла - «младенец в лапте».

Какое значение ­придавалось тем или иным элементам ­берегинь, Римме Яковлевне выяснять удается нечасто. Деревенские старушки, рассказывающие о кукольных обрядах, помнят только, что так делали, смыслы же потонули в водовороте времени.

Общее назначение берегини было упреждающее: не допустить болезнь, сохранить здоровье. Люди, понятно, все равно болели, особенно дети. Римме Яковлевне рассказывали о таком способе укрепления здоровья недоношенных или слабых младенцев: ребенка заворачивали в ржаное тесто, оставляя открытым только лицо, клали на хлебную лопату и ставили в теплое устье русской печи. «Отпекание» младенца продолжалось до высыхания теста. Длительное сухое тепло дает оздоравливающий эффект. А ржаное тесто обладает способностью вытягивать через кожу всякую заразу - им, например, часто лечили нарывы. Оставшееся после процедуры тесто даже скотине не скармливали - сжигали как впитавшее в себя болезнь. Видимо, ­такой способ действительно был распространен, упоминания о нем встречаются в исследованиях этнографов XIX века.

Самый маленький экспонат коллекции - крохотная куколка, сделанная из шерстяных ниточек и подвешенная на веревочке. Долгое время Римма Яковлевна не знала ее предназначения, пока в музей не пожаловала группа из пятнадцати полковников. Один из них узнал в берегине на веревочке артефакт из своего детства. В начале 60-х в его родной деревне в Челябинской области такие куколки надевали на шею и носили под рубахой.

Удивительный вид у свадебной одноручицы - куклы в виде молодоженов, висящих на одной горизонтальной перекладине-руке. Одноручицу подвешивали под дугу свадебного экипажа, а затем к рушнику, которым мать встречала молодых хлебом-солью. Когда рождались дети, на нерушимую единую руку между супругами привязывали маленьких берегинь для каждого ребенка.

Детскую куклу-убоженьку делали в воспитательных целях. Такая жалкая, с худосочными ручками и ножками, с сухариком в поясном мешочке убоженька развивала в детях чувство сострадания к слабому, больному; куклу прижимали к груди, жалели.

Порой пополняют коллекцию оригинальными куклами сами посетители. Так, однажды капитан 1-го ранга рассказал Римме Яковлевне об игрушке своего детства - кукле из фарфорового электроизолятора. Родители будущего капитана работали на строительстве Днепрогэса в начале 30-х, а дети делали куклы из подручного материала: брали бракованные изоляторы, надевали на них юбки, платки, рисовали лица, ныряли с ними в Днепр.

Куклу в глиняном горшке подарили музею кукольницы из города Мышкина. Это своего рода шпаргалка для малолетней девочки, которая оставалась утром за хозяйку в доме. Взрослые с зари уходили работать в поле, а девочка должна была сварить кашу для младших детей и немощных стариков. Юная хозяйка ставила куклу рядом с горшком и делала, как говорила мама: «По пояс насыплешь крупицы, по шейку нальешь водицы, по головку будет каши».

«Покуми’мся, кума, покуми’мся»

В отдельный круг собраны куклы ежегодных праздников. На Святках куклу из сорной травы кострики ставили во дворе между воротами и домом. Эта кукла в человеческий рост встречала колядовщиков. Ряженых боялись. От людей, сменивших личину, могла исходить не только добрая энергия, но и злая, взять на себя которую и надлежало берегине. Для погружения в крещенскую иордань была своя кукла - ее ставили у проруби рядом с купающимися.

Среда на Масленой неделе называлась «лакомка» - теща угощала блинами любимого зятя. Когда блины были готовы, теща выставляла в окно куклу. Если же такого условного знака нет - зятю информация к размышлению: теща чем-то недовольна, на блины не приглашает.

Кукла-масленица в виде мужчины - редкий вариант из Владимирской области. Одет он в сшитый по всем правилам костюм: в брюках сделана ластовица, у войлочного зипуна одна пола длиннее другой на 10 сантиметров, чтобы, запахнувшись, полы сошлись вровень.

В мае делали куклу плодородия. Хозяйка выходила на поле, разрывала куклу на мелкие кусочки, бросала на землю и просила хорошего урожая. На Троицу девушки кумились: «Покумиʹмся, кума, покумиʹмся», - говорили друг другу и менялись куклами. Так завязывали крепкие дружеские отношения. Если же дружба не складывалась, говорили: «Ну что, кума, раскумиʹмся» и обратно менялись куклами.

В июле мастерили куклу Ладу - покровительницу влюбленных.

Август пришел - сноп-именин­ник. После окончания жатвы последний сноп наряжали красной девицей, водили вокруг него ­хороводы.

Почти все куклы праздников делались в человеческий рост. В музее представлены уменьшенные варианты. На выпады искусствоведов о несоответствии размеров Римма Яковлевна отвечает, что ей самой тогда негде жить будет. Но в паспорте куклы записаны точные данные. Например, кукла на Духов день делается из трех молодых берез - 2 метра высотой. Единственная ростовая кукла в музее - покровительница рукоделий Параскева Пятница. Такую куклу женщины мастерили всей деревней вскладчину и ставили на месте своих посиделок.

Благодаря Параскеве Римма Яковлевна получила звание народного мастера. Изначально кукольница не планировала добиваться каких-то регалий. Все решил случай. Однажды в калужский «Дом мастеров» пожаловал Юрий Лужков. Столичного мэра впечатлила большая Параскева, сделанная Риммой Тарасовой. Нечто подобное он видел в Канаде, у представителей русской диаспоры. По просьбе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Римму Яковлевну направили в Центральный дом художника в столице, где кукольница представила комиссии свои работы и получила звание народного мастера России.

Иногда процесс создания куклы растягивается на несколько этапов. Так, в одной деревне Римме Яковлевне рассказали, что Лада должна быть одета в особую юбку-плахту из трех не сшитых кусков ткани. Однако никто не мог объяснить, каким образом эту юбку смастерить. Так и лежала Лада неоконченная, пока в новой энциклопедии традиционного костюма кукольница не прочла подробное описание плахты.

В коллекции есть экспонаты, популярные нынче на прилавках этнофестивалей, - куклы с плетеной головой, переходящей в длинную косу. Таких кукол делали совсем не на счастье, как рекламируют продавцы, а для изгнания телесных недугов. Косу плели такой длины, чтобы ею можно было обвязать больное место: голову, поясницу, колено, плечо. Верили, что на куклу переходит болезнь, и сжигали ее на рассвете, когда покажутся первые лучи солнца.

Порядок в доме и деревне

Если куклы - берегини дома, то Римма Яковлевна - берегиня деревни. То в местном болотце рьяные охотники пытаются подстрелить последнюю утку, так что дробь свистит по деревне; то выросшие до сорокалетних мужиков одиннадцатиклассники приехали пострелять из пневматики в многострадальную автобусную остановку - кукольница выходит разбираться с хулиганами. Приходится воспитывать и местную детвору. В прошлом году мальчишки швыряли камни в старую водонапорную башню, на которой поселилась семья аистов. Римма Яковлевна погналась за хулиганами, отыскала и детей, и их родителей. Доходчиво разъяснила, что не для того орнитологи из национального парка «Угра» устроили на башне гнездо, чтобы в него кидали камни: «А если они сейчас улетят и больше не вернутся?!» Да и организация каждого Дня села не обходится без активного участия кукольницы...

Половину второго этажа кукольного дома занимает внушительная библиотека - вдоль всех стен полки с книгами до самого потолка. Отдельное собрание - коллекция миниатюрных книжек. Обстановка в библиотеке старинная.

С помойки принесла, - показывает Римма Яковлевна на два резных кресла, - только мягкие подушки сидений восстановила, расшила узорами... Вот ведь времена настали: люди свою историю и культуру выносят на свалку. Выкидывают целые библиотеки, старые семейные вещи, мебель, рукоделие. Мои соседи стол из красного дерева сожгли - я только две ножки с резными виноградными гроздьями спасти смогла. Другие несли в костер большую вышивку вместе с рамкой - еле успела забрать. Вещизм нас все больше одолевает: купил - выбросил, купил - выбросил. У меня часто бывают французы, они этого понять не могут. Как же, говорят, можно выбросить? Это ведь француз сделал…

Я много лет читала лекции по семейной экономике в Институте усовершенствования учителей. Рассказывала всем о том, как в два раза повысить благосостояние семьи при одной и той же текущей зарплате. Этот способ описан в пьесах Александра Островского: каждый вечер хозяин берет расходную книгу и записывает все расходы. Деньги, которые не имеют счета, это черепки. Дети также должны с малолетнего возраста участвовать в планировании семейного бюджета. И домашняя работа требует особого подхода. Болгары, например, говорят: чтобы создать дом своей мечты, нужно тридцать лет каждодневного труда. В Европе хозяйка не делает авральных уборок по дому, наводит порядок поне­многу, но каждый день, в свое удовольствие. Для них работа по дому - хобби, а для нас- вторая смена. В хозяйстве ничего не должно делаться на срыве…

Теорию эту Римма Яковлевна подтверждает практикой собственной жизни. Свою цветущую усадьбу она создала на заброшенной земле, заросшей высоким осотом. Вспоминает, как была прорабом на стройке своего дома. А чтобы заработать деньги на строительство, параллельно работала прорабом на стройке чужого дома. Самостоятельно справляется кукольница и с обслуживанием музея. А сколько, например, требуется времени и сил, чтобы только пыль убирать с 2 с половиной тысяч кукол при отоплении дома дровяной печкой?

Кукольные паспорта

Мастерская Риммы Яковлевны, куда ведет крутая лестница с узкими ступенями, недоступна посетителям музея. Стол, швейная машинка, лоскуты материи, ленточки, палки, веревки, зерно… Больше всего работает кукольница на гладильной доске - делая куклу, нужно постоянно гладить утюгом материю. Берегиня-зернушка рождается в руках мастерицы за полчаса: мешочек зерна, юбка, косынка, поясок - и кукла готова. В старину такая зернушка стояла на обеденном столе рядом с солонкой. Любой член семьи мог взять ее в руки, если чувствовал недомогание или переутомление: эта кукла - нечто вроде популярной сейчас антистрессовой игрушки. Наполнение зернушки смысловое: если в доме «ладно», как говорили раньше, - хозяйка наполняла куклу гречкой; если же хотела перемен - сыпала горох.

Все мои обрядовые куклы и связанные с ними знания - плод моих собственных выездных исследований, - признается Римма Яковлевна. - Серьезных научных работ на эту тему почти нет. Книгу о куклах я не пишу. Считаю своим вкладом в изучение народной куклы создание паспортов на каждый экспонат моей коллекции, в которых указано, кто, когда, где и что рассказал о данной кукле. Такая информация встречается крайне редко в современных изданиях о куклах. И сами этнографы констатируют, что обрядовая кукла еще ждет своих исследователей. Только нужно поторопиться. Этот пласт нашей культуры исчезает на глазах. В Калужской области и соседних регионах уже ничего нет - за последние четыре года своих поездок по деревням я не нашла ничего.