Можно очень многое знать бессознательно. Информация о произведениях

В октябре 1821 года в семье дворянина Михаила Достоевского, работающего в больнице для малоимущих, родился второй ребенок. Мальчика нарекли Федором. Так на свет появился будущий великий писатель, автор бессмертных произведений «Идиот», « Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

Говорят, что отец Федора Достоевского отличался очень вспыльчивым характером, что в некоторой мере передалось и будущему писателю. Эмоциональную натуру умело «гасила» няня детей, Алена Фроловна. В противном случае, дети были вынуждены расти в обстановке тотального страха и повиновения, что, впрочем, также оказало некоторое влияние на будущее писателя.

Учеба в Петербурге и начало творческого пути

1837 год оказался непростым для семьи Достоевских. Из жизни уходит мама. Отец, на попечении которого осталось семеро детей, принимает решение отправить старших сыновей в пансион в Санкт-Петербурге. Так Федор вместе со старшим братом оказывается в северной столице. Тут он поступает учиться в военное инженерное училище. За год до его окончания начинает заниматься переводами. И в 1843 году издает свой авторский перевод произведения Бальзака «Евгения Гранде».

Собственный творческий путь писателя начинается с повести «Бедные люди». Описанная трагедия маленького человека нашла достойную похвалу у критика Белинского и популярного уже на то время поэта Некрасова. Достоевский входит в круг писателей, знакомится с Тургеневым.

В следующие три года Федор Достоевский издает произведения «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова». Во всех них он сделал попытку проникнуть внутрь человеческой души, детально описав тонкости характера героев. Но эти произведения были приняты критиками очень прохладно. Новаторство не приняли и почитаемые у Достоевского Некрасов и Тургенев. Это вынудило писателя отдалиться от друзей.

В изгнании

В 1849 году писателя приговаривают к смертной казни. Связанно это было с «делом Петрашевского», по которому было собрано достаточной доказательной базы. Писатель готовился к худшему, но перед самой казнью ему меняют приговор. В последний момент приговоренным зачитывают постановление, согласно которому они должны отправиться на каторгу. Все то время, которое Достоевский провел в ожидании казни, все свои эмоции и переживания он попытался отобразить в образе героя романа «Идиот» князе Мышкине.

На каторге писатель пробыл четыре года. Затем был помилован за хорошее поведение и направлен служить в военный батальон Семипалатинска. Тут же он нашел и свою судьбу: в 1857 году он женился на вдове чиновника Исаева. Следует отметить, что в этот же период Федор Достоевский обращается к религии, глубоко идеализируя образ Христа.

В 1859 году писатель переезжает в Тверь, а потом и в Санкт-Петербург. Десять лет скитаний по каторге и на военной службе сделали его очень чутким к человеческим страданиям. У писателя произошел настоящий переворот мировоззрения.

Европейский период

Начало 60- х годов ознаменовалось бурными событиями в личной жизни писателя: он влюбился в Апполинарию Суслову, которая сбежала за границу с другим. Федор Достоевский отправился вслед за возлюбленной в Европу и два месяца путешествовал с ней по разным странам. В это же время он пристрастился к игре в рулетку.

1865 год ознаменовался написанием «Преступления и наказания». После его публикации к писателю пришла слава. В это же время в его жизни появляется новая любовь. Ею стала молодая стенографистка Анна Сниткина, которая стала его верной подругой до самой смерти. С ней же он сбежал из России, укрываясь от больших долгов. Уже в Европе написал роман «Идиот».

В Москве.

Он был вторым ребенком из шести в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, сына униатского священника Михаила Достоевского, который в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать будущего писателя происходила из купеческой семьи.

С 1832 года Федор и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 года обучались в пансионе Николая Драшусова (Сушара), затем в пансионе Леонтия Чермака. После смерти матери в 1837 году для продолжения образования отец отвез их с братом в Петербург. В 1839 году он скончался от апоплексического удара (по семейным преданиям, был убит крепостными).

В 1838 году Федор Достоевский поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, которое окончил в 1843 году.

После окончания училища служил в Санкт-Петербургской инженерной команде , был прикомандирован к чертежной Инженерного департамента.

В 1844 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя литературе. В 1846 году опубликовал свое первое сочинение — повесть "Бедные люди", восторженно принятую критиком Виссарионом Белинским.
В 1847-1849 годах Достоевским были написаны повести "Хозяйка" (1847), "Слабое сердце" и "Белые ночи" (обе — 1848), "Неточка Незванова" (1849, не закончена).

В этот период писатель сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — Алексей Плещеев, Аполлон и Валериан Майковы, Дмитрий Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 года Достоевский начал посещать "пятницы" Михаила Петрашевского, зимой 1848-1849 годов — кружок поэта Сергея Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России".

Весной 1849 года в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев заключения, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ "Маленький герой" (напечатан в 1857 году), он был признан виновным "в умысле на ниспровержение… государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу. Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников.

С января 1854 года он служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 году произведен в унтер-офицеры, в 1856 году — в прапорщики. В 1857 году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на вдове Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе.

В Сибири Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обе — 1859).

В 1859 году он вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" (1861).

В 1863 году писатель во время второй поездки за границу познакомился с Аполлинарией Сусловой, их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для будущего романа "Игрок".

После смерти 1864 году первой жены, а затем кончины брата Михаила Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала "Эпоха", но вскоре прекратил его из-за падения подписки. После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом "Преступление и наказание". Параллельно Достоевский работал над романом "Игрок", который он диктовал стенографистке Анне Сниткиной, ставшей зимой 1867 года женой писателя.

В 1867-1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека".

Следующий роман "Бесы" (1871-1872) был им создан под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". В 1875 году напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в обстановке "всеобщего разложения". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы" (1879-1880), задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова.

В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин". В 1874 году он отказался от редактирования журнала из-за разногласий с издателем и ухудшения здоровья, а в конце 1875 года возобновил работу над "Дневником писателя", начатым в 1873 году, который вел с перерывами до конца жизни.

7 февраля (26 января по старому стилю) 1881 года у писателя началось кровотечение горлом, доктора диагностировали разрыв легочной артерии.

9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года Федор Достоевский скончался в Санкт-Петербурге. Писатель был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

11 ноября 1928 года , ко дню рождения писателя, в Москве в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных был открыт первый в мире музей Достоевского.

12 ноября 1971 года в Санкт-Петербурге в доме, где провел писатель последние годы жизни, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского.

В том же году, к 150-летию со дня рождения писателя был открыт Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в доме, где он жил в 1857-1859 годах во время службы в линейном батальоне.

С 1974 года статус музея республиканского значения приобрела усадьба Достоевских Даровое Зарайского района Тульской области, в которой писатель отдыхал в 1830-х годах.

В мае 1980 года в Новокузнецке в доме, который в 1855-1857 годах снимала первая жена писателя Мария Исаева, был открыт Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского.

В мае 1981 года был открыт Дом-музей писателя в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето.

В январе 1983 года принял первых посетителей Литературный музей им. Ф.М. Достоевского в Омске.

Среди памятников писателю наиболее известны скульптура Достоевского у Государственной библиотеки имени В.И. Ленина на углу Моховой и Воздвиженки в Москве, памятник Достоевскому в сквере Мариинской больницы у мемориального музея писателя в столице, памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге на Большой Московской улице.

В октябре 2006 года памятник Федору Достоевскому в Дрездене президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Именем писателя в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других российских городах названы улицы . В декабре 1991 года была открыта станция метро "Достоевская" Петербурге, в 2010 году — в Москве.

Вдова писателя Анна Достоевская (1846-1918) после его смерти посвятила себя переизданию книг своего мужа и увековечению его памяти. Скончалась в 1918 году в Ялте, в 1968 году ее прах, согласно последнему желанию, был перезахоронен в могиле Достоевского.

От первого брака с Марией Исаевой у писателя не было детей. Во втором браке у Достоевских родились четверо детей, из них двое — старшая Софья и младший Алексей умерли в младенчестве. Дочь Любовь Достоевская (1869-1926) стала писателем, автором книги "Достоевский в изображении его дочери"; скончалась в северной Италии. Сын писателя — Федор Достоевский (1871-1921), окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Годы жизни: с 30.10.1821 по 28.01.1881

Одна из самых крупных фигур русской и мировой литературы, автор многих романов и повестей, журналист, редактор, философ.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым ребенком в семье.

В 1837 году происходит ряд важных для судьбы писателя событий: умирает его мать, Мария Федоровна, погибает на дуэли А.С.Пушкин, произведениями которого Ф.М.Достоевский зачитывался с детства, кроме того, именно в этом году Федор Михайлович поступает в военно-инженерное училище в Петербурге.

Через два года, в 1839 году Достоевский получает весть об убийстве своего отца, Михаила Андреевича, крепостными крестьянами.

Свой творческий путь Достоевский начинает как переводчик: в 1843 году выходит переведенная им "Евгения Гранде" О. де Бальзака. Однако уже через год в 1844 году Достоевский пишет свое первое самостоятельное произведение, которое сразу же принесло ему шумную славу - "Бедные люди" (опубликовано в 1846).

В 1849 году Ф.М.Достоевский был арестован за участие в кружке М.В.Петрашевского. После 8-имесячного судебного следствия писатель был признан виновным "в умысле на ниспровержение… государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен гражданской казнью, лишением дворянских прав и четырьмя годами каторги с последующей сдачей в солдаты.

Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорен, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика.

Там же познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей впоследствии его первой женой.

Негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов, хотя разрешение жить в Петербурге было получено еще в 1859.

В 1864 умирает жена Достоевского, и в 1867 году Достоевский женится снова - на Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала добрым гением писателя: помогла преодолеть страсть к игре в рулетку, облегчила процесс творчества.

Последние годы своей жизни Достоевский провел в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти восемь лет стали самыми плодотворными в жизни писателя: были созданы романы "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".

Зимой 1881 года произошло обострение болезни писателя - эмфиземы, которое и привело его к смерти.

Информация о произведениях:

Первый литературный опыт

В 1844 году Достоевский начал работу над небольшим романом "Бедные люди". Д.В.Григорович, с которым начинающий писатель в то время делил квартиру, доставил роман Н.А.Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет его читали. Под утро пришли к Достоевскому, чтобы выразить восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В.Г.Белинскому, который сказал П.В.Анненкову: "Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому"

Каторга

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850 года) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж.А.Муравьёвой, П.Е.Анненковой и Н.Д.Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил потом всю жизнь как большую ценность.
Многое из своего опыта жизни на каторге Достоевский описал впоследствии в романе "Записки из Мертвого дома". Многие характеры героев-преступников были привнесены писателем именно из впечатлений этих лет.
Именно на каторге и в первые годы после нее сформировалась христианско-философская концепция писателя.

Рулетка

Пристрастие писателя к рулетке неоднократно ставило писателя в крайне затруднительное материальное положение.
Главы из романа "Преступление и наказание" писались одна за другой и тут же отправлялись в журнальный набор и тут же появлялись в печати.
Всего за 21 день был написан "Игрок" - при невыполнении условий договора, заключенного с издателем Ф.Т.Стелловским, писатель терял права на свои издания в течение девяти лет. Только благодаря стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, ставшей впоследствии женой писателя, Достоевский успел выполнить условия договора.

Библиография

Романы

1844 -
1861 -
1866 -
1866 -
1868 -
1871-1872 -
1875 -
1879-1880 -

Повести и рассказы

1846 -
1846 -
1847 - Роман в девяти письмах
1847 - Хозяйка
1848 - Ползунков
1848 - Слабое сердце
1848 - Неточка Незванова
1848 -
1859 - Дядюшкин сон
1859 -
1860 -
1860 -
1862 - Зимние заметки о летних впечатлениях
1864 -
1864 - Скверный анекдот
1865 - Крокодил
1869 - Вечный муж
1876 - Кроткая
1877 -

Экранизации произведений, театральные постановки

* Белые ночи - фильм Лукино Висконти (Италия, 1957)
* Белые ночи - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1959)
* Бесы - фильм Анджея Вайды (Франция, 1988)
* Бесы - фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных (Россия, 1992)
* Бесы - фильм Феликса Шультесса (Россия, 2007)
* Братья Карамазовы - фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
* Братья Карамазовы - фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
* Братья Карамазовы - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
* Мальчики - фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
* Братья Карамазовы - фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
* Братья Карамазовы - фильм Петра Зеленки (Чехия - Польша, 2008)
* Вечный муж - фильм Евгения Марковского (Россия, 1990)
* Дядюшкин сон - фильм Константина Воинова (СССР, 1966)
* Игрок - фильм-опера Юрия Богатыренко (СССР, 1966)
* Игрок - фильм Алексея Баталова (СССР, 1972)
* Идиот - фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
* Идиот - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946)
* Идиот - фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
* Идиот - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
* Идиот - телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
* Шальная любовь - фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
* Идиот - телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
* Даун Хаус - фильм-интерпретация Романа Качанова (Россия, 2001)
* Идиот - телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
* Кроткая - фильм Александра Борисова (СССР, 1960)
* Кроткая - фильм-интерпретация Робера Брессона (Франция, 1969)
* Кроткая - рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
* Партнёр - фильм Бернардо Бертолуччи (Италия, 1968)
* Подросток - фильм Евгения Ташкова (СССР, 1983)
* Преступление и наказание - фильм Пьера Шеналя (Франция, 1935)
* Преступление и наказание - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1956)
* Преступление и наказание - фильм Льва Кулиджанова (СССР, 1969)
* Преступление и наказание - фильм Аки Каурисмяки (Финляндия, 1983)
* Преступление и наказание - телесериал Дмитрия Светозарова (Россия, 2007)
* Сон смешного человека - мультфильм Александра Петрова (Россия, 1992)
* Село Степанчиково и его обитатели - телефильм Льва Цуцульковского (СССР, 1989)
* Скверный анекдот - фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова (СССР, 1966)
* Униженные и оскорблённые - телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
* Униженные и оскорблённые - телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
* Униженные и оскорблённые - фильм Андрея Эшпая (СССР - Швейцария, 1990)
* Чужая жена и муж под кроватью - фильм Виталия Мельникова (СССР, 1984)

Многие романы и рассказы Ф.М.Достоевского были были поставлены на сценах ведущих мировых театров. Первым из многих стал В.И.Немирович-Данченко, срежиссировавший двухдневный спектакль по "Братьям Карамазовым".

Приозерский район Ленинградской области

Ярмарка инноваций 2015 года

«Ф. М. Достоевский в современной русской литературе: «игра в классики »

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шумиловская СОШ»

Приозерского района

Ленинградской области

Поселок Саперное

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I . РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ …….…………………...6


    1. Игра с классикой VS «игра в классики» ………………………………..11

    2. Актуальность Ф. М. Достоевского в современную эпоху……………..17

    3. Стратификация современного литературного процесса……………….28

Глава II . РЕЦЕПЦИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ЭЛИТАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ …………………………………………………………………..31

2.1. Элитарная литература и постмодернизм…………………………………..31

2.2. Практическая часть. Пьеса В. Сорокина «Dostoevsky-trip» в диалоге с Ф.М. Достоевским……………………………………………………………….35

2.3. Технологическая карта урока «Ф.М. Достоевский в современной литературе: «игра в классики»………………………………………………….46
Рефлексия ………………………………………………………………………..50
Заключение ………………………………………………………………… ..…52
Список использованной литературы ………………………………………..55
Приложение 1. В. Сорокин «Dostoevsky-trip» и Ф. М. Достоевский «Идиот»: сравнительная таблица текстов…………………………………………………58

ВВЕДЕНИЕ
Ф. М. Достоевский как русский классик с мировым именем оказал безусловное влияние на развитие культуры и литературы ХХ века в целом и на современных писателей в частности. В школе в рамках образовательного процесса современная литература практически не изучается. Но в классах профильного обучения или на факультативных занятиях (или элективных курсах) появилась возможность внедрить серию уроков «Ф.М. Достоевский в современной литературе: «игра в классики», где личность и творчество классика рассматривается через призму современной литературы.

Популярность, востребованность Достоевского в современном мире можно объяснить словами В. В. Розанова о «вековечном смысле, неумирающем значении» творчества классика: «тревога и сомнения, разлитые в его произведениях, есть наша тревога и сомнения, и таковыми останутся они для всякого времени. Остросовременность произведений Ф. М. Достоевского сегодня можно мотивировать, опираясь на особое мышление вечного писателя, ведь он «мыслил и творил в свете тысячелетий» 1 .

Актуальность проекта заключается в том, что изучение творчества Достоевского осуществляется не только традиционным путем, но и через призму современной литературы. Актуальность темы проекта определяется актуализацией интереса современных писателей к творчеству Ф. М. Достоевского, которые активно используют коды литературных произведений классика, а также материал биографии Достоевского при решении новых творческих задач. Доказательством этих слов может служить и развернувшаяся дискуссия о недавней премьере сериала режиссера В. Хотиненко «Достоевский», в которой принимали участие специалист в области творчества Достоевского Л. Сараскина, утверждающая, что «этот фильм к творчеству Достоевского вообще имеет очень косвенное отношение», достоевсковед И. Волгин, положительно отзывающийся о сериале, писатель Д. Быков, который придерживается точки зрения, что «никакого сериала о Достоевском быть не может» и другие.

Отсутствие обобщающих, систематизирующих исследований по проблеме рецепции Достоевского в русской литературе ХХ - XXI веков также подчеркивает важность темы проекта.

Творческое наследие Достоевского во всем своем своеобразии органично вошло в контекст мировой культуры. Достоевский как феномен, как миф, как некое рефлексивное поле сформировал плеяду продолжателей Достоевского. Интерес современных писателей к его произведениям повлек за собой возникновение огромного количества ремейков, мистификаций, пародий. Достоевский созвучен современному состоянию мира и современные писатели постоянно играют с классиком на разных уровнях литературы и в качестве основных форм выражения рецепции Достоевского выступают аллюзии, цитаты, реминисценции, парафраз. Объектами эксплуатации классического наследия Ф. М. Достоевского оказываются произведения, начиная от ранних повестей и романов и заканчивая «Братьями Карамазовыми». Современные писатели подвергают интерпретации систему персонажей, сюжеты, стиль Достоевского. Но не только творчество классика становится предметом рецепции, игр и интерпретаций. Сама фигура Ф. М. Достоевского, его личная жизнь, внелитературные тексты писателя (письма, заметки) оказываются сюжетообразующими элементами.

Объектом исследовательских работ на уроке являются произведения современных писателей, которые вступают в диалог с Ф. М. Достоевским.

В качестве предмета выступает рецепция Достоевского современными писателями и особенности ее функционирования в текстах произведений русских авторов конца ХХ – начала XXI веков.

В качестве гипотезы выдвигается предположение, что творчество Достоевского и сама фигура классика на разных стратах развития литературного процесса разнообразно присутствует в современной литературе.

В связи с этим объектом данного проекта является процесс изучения литературы в школе, предметом проекта – методика преподавания литературы в рамках данной темы. В качестве гипотезы выдвигается следующий тезис: углубить знания и представления о творчестве Ф.М.Достоевского можно, рассмотрев рецепцию Ф.М.Достоевского в современной литературе.

В связи с несомненной значимостью творчества Достоевского возникает необходимость говорить о рецепции Достоевского в русской литературе ХХ – начала XXI веков на уроках литературы. На основании этого определяется цель проекта: исследовать рецепцию Достоевского в современной русской литературе.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих сопутствующих задач :


  1. Обосновать необходимость рецептивного подхода при изучении творчества современных русских писателей, вступающих в диалог с Достоевским.

  2. Проанализировать специфику рецепции Достоевского в современной литературе.

  3. Сформировать представление о связи литератур разных эпох (о диалоге культур)
Изучение рецепции Достоевского осуществляется на трех уровнях (стратах) развития современной русской литературы. В качестве материала для исследовательских работ на уроках среди произведений элитарной литературы показательными являются следующий постмодернистский текст - «Dostoevsky-trip» В.Сорокина; мидл-литература, или беллетристика, представлена романом Б. Акунина «ФМ»; массовая литература репрезентирует широкий круг текстов, в которых Достоевский отражен в зеркале современного детектива: «Третья тетрадь» Д. Вересова, «Роковой роман Достоевского» О. Тарасевич, «Разоблачение Достоевского: другая история» Т. Синцовой, а так же внимание уделено роману-апгрейду «Идиот» Ф. Михайлова.

Методология работы базируется на принципах рецептивной эстетики. Для работы с материалом применена совокупность интертекстуального, компаративистского, герменевтического, интерпретационного, социологического методов , что позволяет выявить характер восприятия Достоевского современными писателями и особенности трансформации его идей и художественных образов в контексте русской литературы XX-XXI веков.

Филологический анализ произведений, позволяющий проанализировать рецепцию Достоевского на разных стратах современного литературного процесса, определяет теоретическую значимость проекта. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что материалы и выводы исследовательских работ можно использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе, а также для выступлений в рамках недели литературы и русского языка на заседаниях секции по литературе.

Глава I. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В 1960-х годах ХХ века теоретики Констанцской школы В. Изер, П. Шонди, Г. Яусс разработали новое направление эстетики, проблемное поле которого было связано с процессом восприятия искусства и его социального функционирования.

Термин «рецептивная эстетика» в литературоведении принадлежит немецкому ученому Г.Р. Яуссу, который в русле этого направления рассматривал литературу с точки зрения читательского восприятия, поместив в центр внимания фигуру читателя. Впервые был методологически осмыслен постулат, что литературное произведение создается для читателя, следовательно, его реализация осуществляется лишь в процессе контакта художественного текста с читателем. Произведение не тождественно себе: его смысл изменчив, являясь следствием диалога автора и читателя. В результате такого взаимодействия читатель определяет конкретно исторический характер восприятия и бытования текста. Рецептивная эстетика сместила внимание исследователей от производителя текста, от автора, к диалектике создания текста и его потребления читателем.

Предметом изучения рецептивной эстетики является рецепция произведений читателем или слушателем. А.М. Пятигорский, рассматривая восприятие как семиотический процесс в своей статье «Некоторые общие замечания относительно рассмотрения текста как разновидности сигнала», подчеркивает субъективность восприятия различными объектами: «Текст создается в определенной, единственной ситуации связи – субъективной ситуации, а воспринимается в зависимости от времени и места в бесчисленном множестве объективных ситуаций » 2 .

Предшественником рецептивной эстетики можно назвать польского ученого Р. Ингардена, в основе концепции которого лежит идея интенциональности, то есть смыслообразующей направленности сознания на предмет, позволяющая личности креативно подходить к восприятию окружающего мира, наполняя его своим содержанием, смыслом и значением.

В своей статье «О различном понимании правдивости («истинности») в произведениях искусства» Ингарден подчеркивает, что «существуют произведения искусства, способные оказывать сильное воздействие на зрителя или читателя» 3 . В связи с этим Ингарден обращается к семантике слова «автор», выделяя три его значения:


  1. « «Автор» как тот или иной реальный человек, трансцендентный относительно созданного им произведения и известный нам по другим источникам (из жизни, из информации других лиц и т.д.) ».

  2. « «Автор» как субъект, представленный в самом произведении, то есть как лицо, «само по себе» повествующее и переплетающее свою судьбу с судьбами лиц, принадлежащих к изображенному в произведении миру, или как, например, лирический субъект. «Автор» в этом значении слова является одним из компонентов произведения».

  3. « «Автор» как присущий данному произведению искусства, создающий субъект, который обозначается (как в своем существовании, так и в своих качествах, творческих возможностях, пристрастиях в отношении к миру и характере его восприятия и т.д.) самим произведением, так что из самого произведения, и только из произведения, мы о нем узнаем» 4 .
Особое внимание к фигуре автора можно объяснить стремлением определить его место в художественном произведении, а также возможность влияния автора на процесс рецепции текста читателем.

Авторы и сторонники рецептивной эстетики связывают центральную проблему актуализации художественного смысла с различием, существующим между «горизонтом ожидания» произведения и горизонтом ожидания читателя, которое реализуется в виде имеющегося у него эстетического и жизненно-практического опыта. На этом основана эстетическая ценность произведения, его эстетическое и литературно-историческое воздействие.

Понятие «горизонт ожидания» оказывается ключевым для концепции Яусса. Он выделяет горизонт ожидания, содержащийся в произведении как комплекс эстетических, социально-политических, психологических и прочих представлений, определяющих отношение автора и - в силу этого - произведения к обществу, и горизонт ожидания читателя, основанный на его представлениях об искусстве и обществе: «То, как литературное произведение при своем появлении удовлетворяет, превосходит, обманывает или разочаровывает ожидания его первых читателей, дает критерий для определения его эстетической ценности» 5 . В ходе взаимодействия этих двух горизонтов осуществляется рецепция произведения и формирование эстетического опыта читателя.

Яусс уделяет особое внимание позиции читателя, выдвигая на первый план процесс коммуникации, осуществляющийся между произведением и его реципиентом в рамках эстетического опыта. С его точки зрения главным в анализе текстов является взаимодействие литературы и общества. Он полагает, что отношения между произведением и читателем носят как эстетический, так и исторический характер. По мнению Яусса, благодаря посредничеству читателя произведение вписывается в меняющуюся парадигму традиции, в рамках которой происходит непрерывное развитие рецепции от простого пассивного восприятия к активному, критическому пониманию.

В своей программной статье «История литературы как вызов теории литературы» он рассуждает о том, что литературное произведение, «даже если оно кажется новым, не является как нечто совершенно новое в информационном вакууме, но задает читателю очень определенные линии своего восприятия, используя текстуальные стратегии, открытые и скрытые сигналы, привычные характеристики и подразумеваемые аллюзии. Оно пробуждает воспоминания об уже знакомом, возбуждает в читатели некие эмоции. Истолкование текста в процессе рецепции всегда предполагает некий контекст опыта эстетического восприятия» 6 . Таким образом, он выделяет два этапа восприятия: во-первых, контекст читательского опыта, во-вторых, эстетическое восприятие.

Литературное произведение многомерно, каждым реципиентом оно воспринимается по-разному. Оно рассчитано на постоянно обновляющееся восприятие, переводящее текст из материи слов в реальное бытие.

Другой представитель рецептивной эстетики В.Изер в своем исследовании «Апеллятивная структура текста» развивает идею о том, что художественное произведение является не отражением действительности, а «вторжением» в нее, результатом реакции на различные требования социальной среды. При исследовании процесса чтения, в отличие от Г. Р. Яусса, он склонен уделять больше внимания не истории литературы, а структурной организации текста.

Изер сосредоточен на потенциальных возможностях текста, которые актуализируются в процессе чтения в зависимости от сложного комплекса внешних обстоятельств. Он, придерживаясь идеи интенциональности творческого сознания, рассматривает читателя как идеальную абстракцию. Согласно его мнению, роль читателя, заключается в том, чтобы силой воображения, сотворчества заполнить так называемые пробелы и «зияния» в тексте: «Литературное произведение появляется, когда происходит совмещение текста и воображения читателя, и невозможно указать точку, где происходит это совмещение, однако оно всегда имеет место в действительности, и его не следует идентифицировать ни с реальностью текста, ни с индивидуальными наклонностями читателя» 7 .

Восприятие как процесс смыслопорождения рассматривает Ю.М. Лотман в своей работе «Внутри мыслящих миров». Исходя из его идеи, содержание сообщения воспринимается читателем из текста с помощью декодирующего механизма языка: «Система работает «хорошо», если сообщение, полученное адресатом, полнос­тью идентично отправленному адресантом, и «плохо», если между этими текстами наличествуют различия» 8 . Ориентация адресата и адресанта на точность сообщения выявляет отличие рецепции от представлений Лотмана о «восприятии»: рецепция не стремится к непременной адекватности в передаче сообщения, значимым оказывается субъективность восприятия и контекст.

Современные писатели ХХ – XXI веков, обращаясь к творчеству Достоевского, выступают прежде всего как читатели. Рецепция представляет собой некую «призму», через которую происходит преломление идей, образов Достоевского, проблем, художественной картины мира Достоевского в текстах современных авторов. В литературоведческом словаре-справочнике под рецепцией понимается «заимствование писателем идей, мотивов, образов, сюжетов из произведений других писателей и литератур с их дальнейшим творческим осмыслением (трансформацией)» 9 . К основным формам выражения рецепции относятся цитаты, аллюзии, реминисценции, парафраз, которые несут определенную смысловую нагрузку в тексте и выполняют различные функции.

Цитата обозначает присутствие чужого, неавторского слова в тексте произведения. Согласно определению, данному в Литературной энциклопедии терминов и понятий 10 , цитата представляет собой «включение автором в собственный текст элемента «чужого» высказывания» 11 . Цитата, являясь фрагментом уже созданного текста, одновременно является и элементом нового текста. Принципиально важным становится приращение смысла при цитировании, различие между смыслом, который имел текст в первоисточнике, и тем, который получает в новом произведении.

Реминисценция представляет собой «образ одного текста в другом» 12 . Это своеобразная отсылка к предшествующей литературе, которая возникает в результате непроизвольного или сознательного упоминания автором текста произведений и их создателей, персонажей, сюжетов: «Реминисценциям как единичным звеньям словесно-художественных текстов одноприродны заимствования сюжетов, введение персонажей, ранее созданных произведений, подражания, а также вольные переводы иноязычных произведений 13 ». Сфера реминисценций значительно шире области цитирования. Согласно В. Хализеву: «Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений. Они воплощают (реализуют) культурно-художественную и жанрово-стилистическую проблематику творчества писателей, их потребность в художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного» 14 . Писатели, использующие реминисценции, создают определенный контекст для восприятия произведения, подключают его к традиции и демонстрируют отличие, новизну создаваемого произведения. Таким образом, реминисценция – это способ и средство «вступить в диалог с традицией» 15 .

Формой выражения рецепции на уровне «отсылки к известному высказыванию, факту литературной, исторической, а чаще политической жизни либо к художественному произведению» 16 является аллюзия, которая чаще всего используется в пародийном ключе. В таком случае аллюзия служит средством нивелирования, снижения серьезности текста-первоисточника.

Функционирование в текстах произведений цитат, аллюзий, реминисценций свидетельствует о наличии в нем так называемых межтекстовых связей. Термином «интертекстуальность» обозначается совокупность межтекстовых связей, в состав которых входят не только бессознательная, автоматическая или самодовлеющая игровая цитация, но и направленные, осмысленные, оценочные отсылки к предшествующим текстам и литературным фактам.

Впервые этот термин был введен в 1967 году французским филологом Ю. Кристевой, которая, опираясь на бахтинские концепции чужого слова и диалогичности, утверждала, что «любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст - это впитывание и трансформация какого-нибудь другого текста. Тем самым на место понятия интерсубъективности встает понятие интертекстуальности» 17 .

Позже на термин «интертекстуальность» активно опирался Р. Барт. Он считал, что текст – это «раскавыченная цитата» 18 , «текст существует лишь в силу межтекстовых отношений, в силу интертекстуальности» 19 . Барт рассматривал текст, как многомерное пространство, сотканное из цитат. В своей статье «Смерть автора» 20 исследователь вводит понятие «скриптора», который рождается одновременно с текстом и у которого «нет никакого бытия до и вне письма» 21 . С его точки зрения целью любого текста становится читатель: «Читатель – это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо», «человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст» 22 .

Показательны слова М. Зубрицкой: «Рецепция – это текст-реакция, текст-отклик, текст дополнение, которые дают возможность говорить о восприятии как о тесном переплетении процессов самоотождествления, познания и оценивания. Несмотря на свое подчеркнуто индивидуализированное измерение, эти процессы глубоко укоренены в определенном историческом и общем социокультурном контексте. Рецепция – это мифологизация, поскольку читатель выстраивает собственную систему образов: и автора, и литературных персонажей» 23 . Рецепция может осуществляться на основе отдельно взятого фрагмента текста посредством цитат, реминисценций, аллюзий.

Многие писатели современной литературы прибегают к рецепции как средству создания культурного полилога в пространстве русской литературы. Игровое начало, свойственное постмодернистским текстам, порождает вариативность интерпретирования. Современные авторы, играя с Достоевским, переиначивая, перекодируя, дешифруя классические тексты, писатели манифестируют свой стиль, вписывают Достоевского в современный литературный контекст. Рецепция оказывается «двойной призмой», сквозь которую высвечивается и творческое наследие Достоевского, и их собственные идеи и образы.

#достоевский #писатель #Россия #народ

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Можно очень многое знать бессознательно.

Хорошо же, после того, хлопотать о самосовершенствовании в духе христианской любви, когда настоящего христианства, стало быть, нет совсем на земле, или так мало, что и разглядеть трудно, иначе (по моим же, то есть, словам) мигом все бы уладилось, всякое рабство уничтожилось… Да, конечно, господа насмешники, настоящих христиан еще ужасно мало (хотя они и есть). Но почем вы знаете, сколько именно надо их, чтоб не умирал идеал христианства в народе, а с ним и великая надежда его? Примените к светским понятиям: сколько надо настоящих граждан, чтоб не умирала в обществе гражданская доблесть? И на это тоже вы не ответите. Тут своя политическая экономия, совсем особого рода, и нам неизвестная, даже вам неизвестная…

И тут вовсе не лицемерие, а самая полная искренность, мало того - потребность. Да и лицемерие тут даже хорошо действует, ибо что такое лицемерие? Лицемерие есть та самая дань, которую порок обязан платить добродетели, - мысль безмерно утешительная для человека, желающего оставаться порочным практически, а между тем не разрывать, хоть в душе, с добродетелью. О, порок ужасно любит платить дань добродетели, и это очень хорошо; пока ведь для нас и того достаточно, не правда ли? Таким образом бал есть решительно консервативная вещь, в лучшем смысле слова, и я совсем не шучу, говоря это.