Рабочая программа факультативного курса по литературе «Творческая работа выпускника». элективный курс по литературе (11 класс) на тему

Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.

Факультативные курсы решают след. задачи:

Углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;

Повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;

Учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;

Развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.

Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).

Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.

Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.

Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.

Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.

Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.

Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.

Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.

Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иртовская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

факультативного курса

«За страницами учебника литературы»

5 – 7 класс

2013/2014 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

БУРКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ОУ: МБОУ «Иртовская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).

Интерес к урокам за страницами учебника (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 5-7 классах. в год 34 учебных часа в каждом классе.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

1.Устное народное творчество. Русские народные сказки. Северные варианты русских народных сказок. Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки. М.Д.Кривополенова. Ссказки «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Сказки народов мира.

3.С.Г.Писахов. Сказки

4.Б.В.Шергин. Сказки о Шише.

5.А.Платонов «Волшебное кольцо»

6. Басни русских и зарубежных писателей

7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила».

8.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

9.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (на выбор)

10. А.И.Куприн «Белый пудель» «Чудесный доктор»

11. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Каменный цветок»

12. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

13. В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»

14.Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

15.К.Симонов «Сын артиллериста»

16.Тэффи «Где-то в тылу»

1.Гомер «Илиада», «Одиссея»

2. Б.В.Шергин «Миша Ласкин», «Евграф»

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик»; «роман «Дубровский»

4.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

5.Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном», «Пролетали лебеди»

6. Н.С.Лесков «Человек на часах»

7.А.С.Грин «Алые паруса»

8. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

9. К.М.Станюкович «Максимка»

10.М.М.Пришвин «Море»

11. А.А.Лиханов «Последние холода»

12. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

13. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

14. О.Генри «Вождь краснокожих»

15.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

16.Э.Сетон-Томсон «Снап»

17. .М.Сааведра «Дон Кихот»

1.Устное народное творчество. Северные былины. Северные сказаители и собиратели былин.

2.»Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

3.Древнерусская литература. «Моление Даниила Заточника», «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

4.М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

5.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

6.Б.В.Шергин «Для увеселения»

7.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

8.Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

9. А.Каверин «Два капитана»

10. А.Беляев «Человек-амфибия»

11.Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка», «Потомок Джима»

12.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

13.Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

14.В.Железников «Чучело»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Книжные фонды школьной и сельской библиотек.

2.Фонотека, видеотека, медиатека.

3.Книжные выставки.

4.Проектная деятельность (мультимедийные презентации)

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «За страницами учебника литературы»

Классы 5 - 7

Учитель Буркова С.В.

Количество часов

Всего -34 часа в каждом классе; в неделю 1 час в каждом классе.

Планирование составлено на основе по литературе под ред. В.Я.Коровиной

5 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. М.Д.Кривополенова. Северные варианты русских народных сказок «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Русские народные сказки.

3.Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки.

4.Сказки народов мира. Сказывание сказок. Конкурс на лучшего сказителя.

С.Г.Писахов

1. Кто такой Степан Писахов? (знакомство с биографией и творчеством писателя)

2-3.Сказки С.Г.Писахова («Морожены песни», «Северное сияние», «Налим Малиныч» и др.)

4. Языковое своеобразие сказок (гипербола, олицетворение, метафоры, эпитеты, диалектизмы и др.)

Басня

1. Басни русских и зарубежных писателей

2.Басни И.А.Крылова

Литературные сказки

1. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

3.Сказочные элементы в поэме А.С.Пушкина

4.Герои поэмы «Руслан и Людмила»

5.Б. В. Шергин. Сказки о Шише.

6. А.Платонов «Волшебное кольцо»

Н.В.Гоголь

1.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

2. Образ паночки

2.Фантастика и юмор в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н.Толстой

1.Л.Н.Толстой и Кавказ.

2. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

А.И.Куприн. Рассказы

1.А.И.Куприн «Булый пудель»

2.А.И.Куприн «Чудесный доктор»

П.П.Бажов. Сказы

1.П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»

2.П.П.Бажов «Горный мастер»

3. П.П.Бажов «Каменный цветок»

С.Я.Маршак

1.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

2.Добро и зло в пьесе С.Я.Маршака

Рассказы В.П.Астафьева

1.В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

2. В.П.Астафьев «Белогрудка»

3.Рассказы В.П.Астафьева о животных

Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

К.Симонов «Сын артиллериста»

Тэффи «Где-то в тылу»

Итого:

6 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Гомер

1. Гомер «Илиада»

2.Гомер «Одиссея»

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Миша Ласкин»,

2. Б.В.Шергин «Евграф»

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1.А.С.Пушкин «Выстрел»,

2. А.С.Пушкин «Метель»,

3. А.С.Пушкин «Гробовщик»;

4.А.С.Пушкин роман «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

2. Характеристика образов в повести

3.Языковые особенности повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

4.Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

2. Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном»

3. Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков

1Н.С.Лесков «Человек на часах»

А.С.Грин

1. Сказочная феерия «Алые паруса»

2.Образы Ассоль и Лонгрена

3.Ассоль и Грей

Л.Н.Андреев

1. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович

1. К.М.Станюкович «Максимка»

2. К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин

1.М.М.Пришвин «Море»

А.А.Лиханов

1.Знакомство с писателенм А.А.Лихановым

2.А.А.Лиханов «Последние холода»

3.Тема военного детства в повести А.А.Лиханова

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

М.Сааведра «Дон Кихот»

О.Генри

1.О.Генри «Вождь краснокожих»

2.Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон

1.Дж.Лондон: биография и творчество

2.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Итого:

7 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. Северные сказаители и собиратели былин 2.Северные былины.

3. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Древнерусская литература.

1. «Моление Даниила Заточника»

2. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

3.Жанровое своеобразие древнерусской литературы

М.Ю.Лермонтов

1. М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

2.Сопоставительные анализ: худ. фильм и повесть Н.В.Гоголя

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Для увеселения»

И.С.Тургенев

1.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

2. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода»

Е.С.Коковин

1. Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

А.Каверин

1.А.Каверин: жизнь и творчество

2.Знакомство с главными героями романа «Два капитана»

3. «Мечты сбываются...» в романе «Два капитана»

4.Жизненные перепитии Кати и Саньки

5.Военные годы в романе «Два капитана»

6.Разгадка тайны экспедиции в романе А.Каверина «Два капитана»

А.Беляев

1. А.Беляев: жизнь и творчество

2. А.Беляев «Человек-амфибия»

3. Фантастика в произведениях А.Беляева

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка»

2. Ф.А.Абрамов «Потомок Джима»

Б.Васильев

1. Б.Васильев6 жизнь и творчество.

2.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

3. Жизненные пути главных героев повести

4.Тема ВОВ в творчестве Б.Васильева

Р.Фраерман

1.Знакомство с Р. Фраерманом

2. Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

3.Первая любовь в произведении Р.Фраермана

В.Железников

1. В.Железников «Чучело»

2.Сопоставительный анализ худ. произведения и худ. фильма

3.Тема взаимоотношений подростков в худ. литературе

Итого:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева и др. – М.: Просвещение, 2009.

    Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература 5-11 класс. – Архангельск: КИРА, 2005г.

    Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально – региональный компонент). Сост. Н.П.Сидоренко, Т.Н. Назаренко и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001г.

    Уроки внеклассного чтения. Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель». 2003г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Основы литературного творчества»

Начальное общее образование

Срок реализации программы: 2 года

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов

Составитель: Куйдан Галина Васильевна,

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если ученик в школе не научится ничего

творить, то в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

Творческих людей отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Задача учителя – научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

Программа «Основы литературного чтения» включает в себя работу по развитию речи, риторике, литературному чтению, русскому языку, культуре речи и строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов.

Цели и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и литературе, показать учащимся, что и занимательные игры могут помочь увлекательно учить русский язык.

Факультатив по литературному творчеству ставит следующие задачи:

Обучающие:

    Развитие интереса к языку как учебному предмету.

    Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

    Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.

Воспитывающие:

    Воспитание любви к русскому языку.

    Формирование усидчивости, внимания, выдержки и терпения, готовности к волевым действиям, настойчивости.

    Воспитание культуры обращения с книгой.

Развивающие:

    Расширение и углубление программного материала, кругозора детей.

    Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

    Развивать умение пользоваться толковыми и орфографическими словарями.

Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей:

    Совершенствование навыков правописания.

    Развитие речевого и фонематического слуха.

    Пополнение лексического запаса.

Данная программа является базовой и ставит своей задачей заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что связано со знакомством с элементарными литературоведческими понятиями.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывания, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания, действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Особенности программы «Основы литературного творчества».

Грамматические задания для самостоятельной работы лучше рекомендовать тем ученикам, которым интересно их выполнять. Остальные могут выполнять их фронтально, при этом каждый ученик должен предложить свое решение и обосновать его.

Организация факультативных занятий основывается на следующих принципах:

    добровольности участия;

    научности;

    сознательности и активности;

    наглядности;

    доступности;

    связи теории с практикой;

    индивидуального подхода.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

Формы проведения занятий

    практические занятия с применением занимательных игр;

    игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;

    орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    урок - викторина;

В процессе знакомства с литературными произведениями необходимо дать понять детям, что литература это не просто чтение, а искусство , т.е. литература должна восприниматься как способ художественного восприятия мира. На этом этапе необходимо решать две задачи: исследовательскую (учить детей различать) и эмоционально-эстетическую (способствовать организации переживания, учить чувствовать). Главный приём, на котором организованно исследовательское восприятие ребенка,- это сравнение . Сравнивая разные виды чтения, сравнивая прозу и поэзию, сравнивая тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая литературные приёмы, школьник открывает для себя особенност и литературного, т.е. художественного текста, специфику родов и направлений литературы, выразительность литературных приёмов.

На доступном возрасту литературном материале необходимо показать ребенку, что каждый элемент формы литературного произведения (от жанра и сюжета до любого художественного приёма) содержателен. Необходимо ориентировать учащихся на то, что проза направлена на пробуждение мысли, а поэзия - на активизацию чувств. Сравнительный анализ похожих по тематике и проблематике, но разных по жанровой принадлежности произведений, готовит понимание того, что жанр сам по себе содержателен: независимо от того, чему именно посвящено литературное произведение. Так сказка, басня, рассказ, пьеса - по-разному воспитывают уже в силу разной жанровой специфики.

Каждый литературный приём содержателен. Учащиеся постигают особенности сравнения, олицетворения. Детям предлагается придумать собственные сравнения и олицетворения, чтобы они смогли почувствовать содержательность и продуктивность этих приёмов.

Основная, ведущая идея курса литературного творчества состоит в том, что окружающий нас мир наделён тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература (и искусство в целом) обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире и, главное, в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

Формирование исследовательских умений ведется разными средствами и способами, необходимо обратить внимание детей на особенности художественного слова и научного.

Поскольку важнейшей задачей литературного развития ребёнка является задача формирования навыков устного и письменного высказывания по поводу литературного произведения, необходимо стараться сделать из младшего школьника соавтора, сотворца. Необходимо воспитать в ребёнке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Уникальное средство воспитания духовности – детские творческие работы. Многие видные педагоги рассматривали сочинения как форму самовыражения, возможность поделится впечатлениями, переживаниями.

Этапы этой работы:

    Создание особой творческой атмосферы не только на уроке, но и во внеурочное время.

    Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей.

    Формирование у учащихся чувства любви, сострадания и т.д. Большое значение здесь имеет работа над устными сочинениями-миниатюрами.

    Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.

    Обогащения опыта детей непосредственными наблюдениями за природой; выражение чувств словами, рисунками, эпитетами, сравнениями, составление словаря настроений, подбор слов, фраз, образов.

    Чтение высокохудожественных произведений о природе дает возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с тематическими или ассоциативными связями.

    Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения, развивает творческое, образное видение предмета и учит составлять собственные загадки.

    Знакомство с построением стиха. На этом этапе также стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в стихах своё настроение, свои представления об окружающем мире.

    Коллективное и индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Необходимо формировать у детей умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках, звуках размышлять над причинами, вызывающими у человека разное отношение к одному объекту.

Родители должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под своё, должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который необходим в данном случае», – писал В.А.Сухомлинский.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I . Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпического чтения

3-4 класс

Организация практикумов по выразительному чтению:

а) проведение упражнений по технике речи:

б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесного ударения:

в) работа над интонацией (темпов, ритмов, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными словами оттенками, с разным подтекстом (с осуждением, похвалой, одобрением).

II . Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.

Формирование у школьников способности воспринимать красоту человека, природы и предметного мира, созданного им: развитие потребности в нравственно-этической отзывчивости на красоту окружающего мира.

3 класс

Развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам. Накопление опыта живых впечатлений от общения с окружающим миром.

4 класс

Формировать своё видение окружающего мира, находить необычное в обычных предметах. Формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; размышлять над причинами, вызывающими подобное состояние; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

III . Развитие воображения, фантазии, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

3-4 классы

Рассматривание и описание сходных и различных предметов; проведение конкурсов и соревнований на лучшее сравнение: игра типа: «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, весёлую, грустную, печальную. Коллективное или индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Во всех классах рассказывание – импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочинениям; стимулирование активности при их обсуждении.

IV . Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.

3 класс

Проведение игры «найди меткое слово», активизирующей деятельность учащихся в поисках подходящего слова для характеристики, описание предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй.

4 класс

Обучение приёмам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приёмам рассуждения и повествования на заданную тему (устно и письменно).

V . Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.

3 класс

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаются на них, и передавать своё настроение в рисунках, в совместном осуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

4 класс

Формирование потребности обсудить прочитанное и услышанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения от работы с книгой. Развивать умения формировать свои эмоционально-оценочные суждения.

Во всех классах приобщение детей к миру поэзии; развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).

VI . Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.

3 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности. Придумывание своего варианта развития сюжета сказок и известных рассказов, переработка их по предложенному варианту. Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-этическая оценка изображения героев, их построения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

4 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность. Развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок, развивать у них творческое, образное видение предмета, которое способствует накоплению образных обобщений. Письменные отзывы о прочитанных телевизионных передачах, фильмах, аннотации к прочитанным книгам. Сочинение собственных стихов, рассказов, сказок. Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в манере какого-либо писателя (с помощью учителя).

Во всех классах коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

VII . Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.

Формирование умений различать и узнавать такие виды литературных и фольклорных произведений, как сказка и рассказ; стихотворение и басня; загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка. Наблюдение над ритмичностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классах вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

3-4 классы

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического, обычно различаются сказки о животных, волшебные и бытовые);

былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре (это героико-патетическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси);

басня – краткий рассказ в стихах или в прозе, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего животные, растения, вещи. В начале или конце басни даются нравоучения, выводы;

рассказ – небольшое прозаическое, художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя;

стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли героя.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слова

Сочинение. Рассказ. Аннотация

Стихосложение

Сказка. Её особенности

Литературный практикум

ИТОГО:

4 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слов

Выразительные средства русского языка

Басня, былина, сказка

Стихосложение

Литературный практикум

ИТОГО:

  • Количество часов за год

3 класс – 34 часов

4 класс – 34 часов

    Количество практических и лабораторных работ

3 класс – 22 часа

4 класс – 21 час

Название раздела, темы

(Теория)

Лексическое значение слова

Выразительные средства русского языка

№ 9, 10, 14, 15, 16, 29, 30

Сочинение. Рассказ. Аннотация

№ 17, 18, 20, 22, 23

Стихосложение

Сказка. Её особенности

Литературный практикум

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

Название раздела, темы

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием

(Теория)

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием (Практика)

Лексическое значение слов

Выразительные средства русского языка

№ 6, 7, 15, 31

Сочинение. Объявление. Рассказ

№ 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21,

Басня, былина, сказка

Стихосложение

Литературный практикум

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

курса «Основы литературного творчества» в 3 классе

Дата

Тема занятий

Многозначность слов. Смысл слов в предложении.

Игры: «Волшебное превращение вещей», «Найти меткое слово».

Текст. Структурные части текста.

Учимся писать, редактировать (контрольная работа).

Учимся слушать.

Текст. Тема. Микротема.

Сочинение-миниатюра.

Сочинение по серии картинок.

Учимся писать правильно.

Сочинение по картине.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Сочинение-повествование.

Аннотация произведения.

Рассказ. Его особенности.

Сочинение-письмо. Его особенности.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Особенности стихосложения.

Звукопись, звукоподражание.

Сказка. Композиция. Сюжет.

Как сочинить сказку.

Учимся слушать.

Техника речи. Практикум.

Учимся писать, редактировать.

Сочинение по личному опыту, по наблюдениям.

(контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Основы литературного творчества» в 4 классе

Дата

Тема занятий

Лексическое значение слов и словосочетаний.

Прямое и переносное значение слов.

Многозначность слов. Смысл слова в предложении.

Текст. Внутритекстовые связи слов.

Текст. Виды текста.

Выразительные средства русского языка.

Образные слова и выражения в нашей речи.

Текст. Тема. Микротема.

Учимся писать, редактировать (контрольная работа).

Учимся слушать.

Свободный диктант.

Сочинение-описание.

Говори, пиши точно.

Сочинение-рассуждение.

Богатство языка и речи.

Сочинение-повествование (контрольная работа).

Учимся писать, редактировать.

Объявление. Его особенности.

Рассказ. Его особенности.

Составление рассказа по данному началу.

Составление рассказа по данному концу.

Замена в тексте лица рассказчика.

Говори, пиши точно (контрольная работа).

Басня. Её особенности.

Былина. Её особенности.

Стихотворение. Его особенности. Звукопись.

Сказка. Её особенности.

Как правильно сочинить сказку.

Учимся слушать.

Техника речи. Практикум.

Богатство языка и речи.

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

Работа в детском литературном журнале.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ГОДА

Общеучебные умения и навыки

Учебно-организационные умения :

  1. Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель.

    Готовить рабочее место в соответствии с заданием.

    Планировать ход выполнения задания.

    Рационально выполнять задание.

    Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

Учебно-коммуникативные умения:

    Высказываться устно в виде:

    • пересказа;

      рассказа;

      рецензии ответа товарища.

    Участвовать в учебном диалоге.

    Включаться в коллективное обсуждение проблемы.

Учебно-информационные умения :

    Работать с учебником:

    • понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя);

      находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);

      пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника.

    Усваивать информацию со слов учителя.

    Усваивать информацию с помощью технических средств.

3 класс

    об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

    о функциональных особенностях фольклорных жанров;

    о правилах литературного произношения слов; словесного ударения;

    об особенностях таких жанров художественных произведений, как сказка, басня, былина, рассказ, стихотворение;

    о тексте лексическом значении слова, теме произведения, сюжете, композиции;

Учащиеся должны уметь:

    различать малые жанры фольклора;

    находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

    узнавать простейшие виды тропов (сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, звукопись);

    сравнивать состояние природы в разное время года, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам;

    коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок;

    составлять небольшие по объему сочинения, рассказы с заданной структурой, сочинение-миниатюра;

    сочинять устные и краткие письменные отзывы о прочитанном, увиденном, услышанном.

4 класс

Учащиеся должны иметь общее представление:

    об особенностях таких литературных жанров, как сказка, повесть, былина, роман, рассказ, стихотворение, басня;

    о правилах литературного произношения слов, словесного ударения;

    о средствах художественной выразительности;

    об особенностях художественных образов, созданных разными видами искусства;

    о тексте, теме, лексике слова, фразеологизмах, композиции, сюжете;

    о приёмах устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемах рассуждения и повествования на заданную тему.

Учащиеся должны уметь:

    различать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

    находить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

    эмоционально воспринимать произведение;

    пользоваться выразительными средствами русского языка;

    различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций;

    коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок; перерабатывать сюжет сказки по предложенному варианту;

    составлять письменные отзывы о прочитанных книгах, составлять объявления, написать письмо;

    использовать метафоры при составлении загадок;

    писать сочинения-описания, сочинения-повествования на заданную и свободную тему; составлять рассказы, выдерживая структуру произведения;

    редактировать текст с целью совершенствования его содержания структур и речевого оформления;

    получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к изучению языка;

    обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

    учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

    пользоваться словарями;

    находить ответы на вопросы в тексте;

    делать выводы в результате совместной с учителем работы;

Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Контроль уровня обученности учащихся 3-4 классов

При изучении данного факультативного курса «Основы литературного творчества» можно выделить три уровня обученности учащихся на конец года.

При оценивании ответов, работы на уроках во внимание принимаются следующие категории:

    Полнота и правильность ответа.

    Степень осознанности освоения излагаемых знаний.

    Последовательность изложения и культура речи.

1 уровень (высокий).

Учащиеся дают полный и правильный ответ, обнаруживают осознанное усвоение программного материала, подтверждают ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяют знания при проведении анализа слов и предложений, верно находят в тексте изученные категории, объясняют употребление слов, отвечают связно, последовательно, без недочётов или допускают не более одной неточности в речи.

Учащиеся понимают содержание прочитанного материала, умеют его рецензировать.

Учащиеся правильно ставят ударения в словах, соблюдают при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения.

Учащиеся умеют правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту.

2 уровень (средний).

Ученики в целом обнаруживают понимание излагаемого материала, но отвечают неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняются самостоятельно подтвердить материал примерами. Допускают ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляют только с помощью учителя, излагают материал несвязно, недостаточно последовательно, допускают неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Учащиеся пересказывают текст, нарушая его последовательность, допускают речевые ошибки и исправляет их неточности с помощью учителя.

3 уровень (низкий).

Учащиеся обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускают ошибки в формулировке определений, в анализе слов и предложений, не могут исправить их даже с помощью наводящих вопросов, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Учащиеся слабо разбираются в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя. Не воспроизводят содержание текста или другого материала.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

    Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

    Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 г.

    Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    Журналы «Начальная школа» №10 1990, №8 1994, №9 2002, №5,8,10 2003, №4,6 2004, №5 1990, №2,5 1995.

    Изучение результативности обучения в начальных классах. /Система Л.В.Занкова./ М.В.Зверева. М., 2000 г.

    Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. Н.В.Нечаева, М. 1996 г.

    Как научить ребенка понимать текст. Детская герменевтика. А.Э.Симаковский. Ярославль, 1997 г.

    Литература 2,3,4 класса /1-4/. Н.А.Чуракова. Методические рекомендации. М., 2001 г.

    Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. Издательский дом «Дрофа», М., 2001 г.

    Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.

    Русский язык в начальных классах. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. О.В.Кубасова. Под ред. М.С.Соловейчик. М., «Линка-пресс», 1995 г.

    Сочинения для учащихся1-3, 1-4 классов. Н.Г.Кувашова. Волгоград, издательство «Учитель», 2000 г.

    Уроки развития связной речи в начальной школе. Г.С.Щеголева. С-Петербург, Издательство «Специальная литература», 1998 г.

Методика факультатива “Современные тенденции развития русской литературы”

ВВЕДЕНИЕ.

1.Задачи и специфика факультативов.

2.Виды заданий на факультативных занятиях.

3.Факультатив в старших классах.

4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе.

ГлаваII. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Планы семинарских занятий факультатива.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей деятельности.

Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема“Современные тенденции в развитии русской литературы” направлена, в основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными, особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др.

Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение. Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей оставить след в нашей культуре.

Школьные программы не учитывают этой важной тенденции.

Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не изучаются в школе. Отсюда возникает проблема : Каким образом можно познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе?

Данное исследование имеет целью : Разработать факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы” и методические рекомендации к нему.

Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается.

Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по литературе в старших классах.

Предметом : разработка факультатива по заданной теме.

Мы выдвигаем гипотезу : цели и задачи данного факультативного курса лучше всего будут выполнены в 11-х классах специализиро-

ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном.

Задачи исследования:

1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка учащихся) факультатива по литературе.

2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе.

3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива.

4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса “Современные тенденции в развитии русской литературе”.

5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса (на выбор).

Для решения данных задач были использованы следующие методы:

1)Изучение методической литературы.

2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса.

Глава I. Факультативные занятия по литературе.

Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.

Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.

Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки: “художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников”. [ ;111]

Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях.

Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда:

участники их, как правило, “Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.” [ ;323]

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. [ ;325]

1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.

На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы.

Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает.

Дадим краткую характеристику типичных заданий (;8-9)

Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);

Выразительное чтение текста (при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя);

  • Границы интенсивности нагрузок при самостоятельных занятиях лиц разного возраста. Взаимосвязь интенсивности нагрузок и уровня физической подготовленности
  • Факультативное изучение литературы начинается в старших класса, когда интересы школьников уже определились и возросла их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Факультативные занятия служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся, развития их интересов и способностей . Факультативные занятия по литературе содействуют профессиональной ориентации будущих работников в области литературы, библиотекарей, журналистов.

    Цели и задачи факультативов - углубление знаний по литературе, развитие самостоятельности учащихся, расширение культурного кругозора, формирование читательской компетентности школьников.

    Факультативные занятия формируют интерес учащихся к литературе, развивают потребность в самообразовании и самостоятельном пополнении знаний в области литературы и культуры.

    Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на уроках и факультативных занятиях. Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, так же, как и форма организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе.

    Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор учеником литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико-и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов – совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

    В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работе по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроками, обстановка занятий.



    В факультатив учащиеся записываются на добровольной основе, факультативная группа (15-20человек) сохраняется в течение учебного года, занятии идут по расписанию (один раз в неделю), ведется журнал занятий, работа участников не оценивается баллами, как на уроке (оценкой является признание подготовленного доклада, благодарность учителя и одноклассников, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного открытия…)

    Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод.

    Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций изучение творческой истории произведения, жизнь произведения в кино и на сцене – такого рода вопросы рассматриваются на занятиях.



    Опыт показывает, что факультативные занятия проходят более успешно, если

    а) они проводятся в более свободном, чем урок, организационном стиле;

    б) используются различные технические средства обучения, в частности, для фиксации устных высказываний и их обсуждения,

    в) подготовленные участниками факультатива сочинения, сообщения, статьи используются для выпуска бюллетеней, стенгазет, рукописных журналов, для школьных радиопередач, т.е. результаты работы участников факультатива становятся достоянием других учащихся.

    Формы проведения факультативных занятий могут быть самыми разнообразными: беседы, диспуты, конференции, практические занятия, конкурсы, семинары, лекции, прослушивание и обсуждение докладов, сообщений, рефератов, составление текстов, заочные экскурсии, работа над публицистической или критической статьей и пр.

    Многообразие методов и форм работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников.

    При сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства школьников. Применение в беседе эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность школьников и эффективность обучения.

    Возможно использование учителем (и учащимися) лекции , содержащей новый материал. Чтобы слушание лекции было активным, учащимся предлагаются задания: составить план, тезисы, конспект лекции, подготовить ответ на вопросы и т.п.

    Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения, приемы работы с критической статьей, научным текстом, мемуарами и пр.

    Семинары – форма занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой. На семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам. Для семинара большое значение имеет консультация преподавателя, как для слушателей факультатива, так и для одного конкретного учащегося.

    На факультативных занятиях применяются в равной мере фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы .

    Большое значение имеет индивидуальная консультация. Например, на первой консультации учитель помогает ученику определить предмет и границы темы доклада, рекомендует литературу. На второй консультации учитель помогает школьнику выработать «концепцию» доклада. На третьей – учитель знакомится с текстом доклада, правит его и т.д.

    При использовании групповой формы работа (в группе 3 – 5 человек), учитель дет каждой группе задание, а учащиеся обсуждают его, выдвигают докладчика, распределяют обязанности и т.д. задания группе должны носить проблемный характер (заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений). Все группы могут получить одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получить разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою информацию в раскрытие темы. Группе можно дать долговременное исследовательское задание, требующее отбора сведений из разных источников. (Например, подготовить презентацию произведений о Великой Отечественной войне).

    По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы, выставок, викторин и т.д.

    Типичными заданиями на факультативных занятиях могут быть:

    Работа с хронологической таблицей;

    Выразительное чтение текста;

    Комментирование текста;

    Аналитическая беседа по тексту;

    Составление текстов;

    Применение наглядных пособий, Интернета.

    Все формы учебного процесса требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это требует серьезной, продуманной подготовки со стороны учителя.

    Важно во время проведения факультативных занятий больше внимания уделять развитию навыков выразительного чтения (чтению по лицам, чтению с элементами инсценирования, элементами режиссерской работы, выступлению с концертами). Эффективно может работать метод проектов.

    Планируется работа факультативных занятий в соответствии с потребностями общества, с возрастными особенностями учащихся, их интересами и интересами руководителя факультатива, наличием материала и возможностей сделать эти занятия интересными, содержательными и увлекательными.

    Например, можно организовать работу таких факультативов:

    В 9 классе: «А.С. Пушкин – человек и поэт», «Художественная литература в русской культуре», «Литература в кино и театре», «Литература и живопись», «Литература и музыка».

    В 10 классе – «Романтизм в литературе», «Реализм в литературе», «Культурная жизнь России во второй половине Х1Хв.»

    в 11 классе.: ""Серебряный век русской поэзии"", ""Литература русского зарубежья"", ""Символизм в мировой культуре"", ""Постмодернизм в литературе и культуре"", ""Модернизм в мировой литературе ХХ века"", ""Сценическая жизнь литературных произведений"", "" Постмодернизм в литературе"" и т.д.

    Приведем пример программы факультатива.

    Программа факультатива «Литература русского зарубежья. Первая волна эмиграции»

    Цель факультативных занятий – расширить знания учащихся о литературе русского зарубежья (произведениях первой волны эмиграции), формировать читательскую личность школьника.

    Тема занятия Форма занятия часы
    1. Эмиграция как культурный феномен. Лекция учителя
    2. Три волны русской эмиграции. Сообщения учащихся
    3. Первая волна эмиграции: люди, события, проблемы. Презентация писателя (поэта)
    4. Тема Родины в литературе первой волны эмиграции. Обсуждение произведений
    5. Россия и революция в оценке писателей русского зарубежья. Проект «Моя правда»
    6. Проблема русской культуры и ее сохранения в осмыслении писателей первой волны эмиграции. Доклады учащихся
    7. Поэзия русской эмиграции Конкурс на лучшего чтеца
    8. Проза русской эмиграции Проект «Я хочу вам рассказать»
    9. Драматургия русской эмиграции Постановка отрывка из пьесы
    10. Мемуарная литература Чтение «писем эмигрантов в ХХ1 век»
    Обсуждение работы факультатива. Проект «Мое мнение»

    Вопросы для самоконтроля.

    1. Каковы цели внеклассной работы по литературе?

    2. Как изучить читательские интересы школьников?

    3. Что нужно делать для формирования читательской культуры школьников?

    4. Как организовать уроки внеклассного чтения?

    5. Каковы специфические задачи изучения литературы в разных классах?

    6. Каковы формы внеурочной работы по литературе?

    7. Что необходимо учитывать при формировании творческой личности?

    8. Назовите методические приемы развития литературного творчества учащихся?

    9. Каковы условия и принципы работы литературных клубов?

    10. Как организовать работу факультативных занятий?

    11. Как связаны и чем отличаются факультативные занятия и урок?

    12. Какие формы и виды работ целесообразно использовать на факультативах?

    Тестовые задания.

    1. Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на

    а) повышение качества знаний учащихся,

    б) решение проблемы занятости школьников,

    в) формирование читательских интересов учащихся.

    2. Главным принципом организации внеурочной работы является

    а) добровольность,

    б) привлечение большого количества участников,

    в) создание воспитывающих ситуаций.

    3. Личностный подход к литературному произведению надо развивать у учащихся

    в) в 5-6 классах,

    б) в 7 – классах,

    в) в 10-11 классах.

    4. Важным принципом развития литературного творчества школьников является

    а) доступность,

    б) научность,

    в) историзм.

    5. Факультативные занятия по литературе организуются для

    а) всех учащихся,

    б) для сильных учащихся,

    в) для отстающих учащихся.

    Творческие задания.

    1. Напишите план-программу внеурочной работы по литературе на учебный год для одного класса (класс, вид работы, темы – на Ваше усмотрение).

    2. Напишите программу работы «Литературно-художественной гостиной» для учащихся старших классов по теме «Серебряный век русской поэзии как культурный феномен».

    3. Назовите виды внеурочных занятий, заданий, которые могут вызвать интерес у учащихся к чтению художественных произведений (с указанием возраста школьников).