Мир орсе. Музей Орсе в Париже — шедевры импрессионизма в здании вокзала

Музей Орсе, д’Орсэ (фр. Musée d’Orsay) – музей изобразительного искусства в Париже, посвященный, в основном, импрессионизму середины XIX века – начала XX.

Эта необычная выставка в бывшем здании вокзала ежегодно входит в топ самых популярных музеев Парижа и мира. Кроме картин здесь выставлены экспонаты, связанные с фильмами, фотографиями, архитектурой, скульптурой и т.д.

История

История музея д’Орсе очень короткая – ему всего три десятка лет. Но события, которые предшествовали появлению выставки импрессионизма в этом месте, достаточно интересны.

На месте музея Орсе раньше был вокзал, который практически не изменился ни внешне, ни внутренне с момента постройки. Его возвели к 1900 году, когда расширяли транспортную сеть Парижа в преддверии Всемирной выставки. Вплоть до 1939 года вокзал функционировал, но развитие железнодорожного транспорта привело к появлению длинных пассажирских поездов, которые просто не помещались на короткие платформы начала XX века. Еще некоторое время здание служило как вокзал для электричек, а затем и вовсе использовалось как декорации к фильмам и в качестве офисов для театралов и аукционистов.

В 1970 году вокзал хотели снести, но было признано, что он имеет историческую и архитектурную ценность (официально этот статус утвержден в 1978). В итоге, вокзал решили превратить в художественный музей. При чем, эта экспозиция закрывала пробел между более старыми экспонатами Лувра и современным искусством, представленным в центре Помпиду. Кроме того, большая часть коллекции Орсе посвящена именно французским художникам.

Открылся музей в декабре 1986 года на четырех этажах бывшего вокзала, расположившись в самом центре Парижа, напротив садов Тюильри на другой стороне Сены. Изначально сюда перенесли около 2000 картин и 600 скульптур, но коллекция расширилась, также в Орсе постоянно проходят и временные выставки.

Картины

Авторы, представленные в Орсе, известны даже людям, далеким от искусства: Ван Гог, Моне, Ренуар, Гоген и т.д. Также нет смысла перечислять огромное количество картин собрания Орсе, но среди них есть признанные всеми шедевры:

  • Руанский собор (Клод Моне);
  • Олимпия (Эдуард Мане);
  • Звездная ночь (Ван Гог);
  • Заклинательница змей (Анри Руссо);
  • Бал в Мулен де ла Галетт (Огюст Ренуар);
  • Паркетчики (Гюстав Кайботт);
  • Игроки в карты (Поль Сезанн).

Список, конечно, не полный и к шедеврам можно отнести много других картин. Скорее он дает понимание, что музей Орсе действительно стоит посетить, чтобы увидеть уникальные работы. Стоимость многих из этих картин невозможно адекватно оценить, так как они никогда не продавались, но, например, Бал в Мулен де ла Галетт также обладает своей авторской уменьшенной копией, которая в 1990 году ушла с аукциона за более чем 78 миллионов долларов. А Игроки в карты – это серия из 5 картин Сезанна, в Орсе выставлена последняя, пятая версия, а третья картина серии в 2011 году была куплена эмиром Катара за 250 миллионов, на тот момент – мировой рекорд.

Другие экспонаты

Музей Орсе – не только картины, в нем выставлены другие предметы искусства вышеозначенного периода. В первую очередь это, конечно, скульптуры. Интересно, что скульптуры в XX веке, особенно после Второй мировой войны, перестали интересовать публику и во многих французских музеях были убраны в запасники. Но благодаря Орсе этот вид искусства вновь обрел музейную популярность. Из представленных экспонатов можно выделить работы Огюста Родена, Эдгара Деги, Аристида Майоля и других.


Отдельно от картин, в Орсе представлена коллекция рисунков. Они собраны по тем же правилам, что и картины – авторы это французские художники, родившиеся в период с 1820 по 1870 год за некоторыми исключениями. Сегодня в Орсе хранится около 80000 тысяч рисунков и фонд постоянно пополняется.

Также в музее представлена фотография, которая уже существовала как самостоятельный жанр в начале XX века. В отличие от других экспонатов, многие из собранных фото имеют не только художественную или авторскую, но и историческую ценность – на них запечатлены люди и события с середины XIX до середины XX века.


Последняя категория экспонатов в Орсе – декоративно-прикладное искусство. Это различные предметы быта, посуды и мебели. Эту коллекция не такая большая, по словам работников музея – экспонаты подобного типа сложнее всего собирать. Уже готовые коллекции из соседних музеев достаточно маленькие, а другие объекты быта, заказанные в свое время для дворцов или усадеб, зачастую являются элементами оформления существующих там музеев, а потому не продаются и не выставляются отдельно.

Как попасть

Музей Орсе находится в центре Парижа, в пяти минутах ходьбы от Лувра. Добраться можно практически любым видом общественного транспорта, а посещение выставки можно совместить с осмотром других достопримечательностей.

На карте

Информация для туристов

http://www.musee-orsay.fr

Время работы

С 9:30 до 18:00 (вход до 17:15), по четвергам – до 21:45 (вход до 21:00).

Цена билета

12 евро. 9 евро – льготная стоимость. До 18 лет – бесплатно. Аудиогид (есть на русском) – 5 евро.

На чем добраться

Автобусы 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94, метро – 12 ветка, RER – линия C. Остановки Musée d’Orsay или Solférino.

Другие заведения

На территории музея Орсе работают два кафе, ресторан и книжный магазин.

Фото

Музей Орсе (Musée d’Orsay) представляет собой здание, построенное в конце XIX века, сочетающее в себе черты классицизма и индустриального стиля. Это одно из самых популярных туристических мест Парижа. Уникальные коллекции изобразительного искусства, представленные в музее, органично вписаны в воздушные интерьеры из стекла и стали, которые сами по себе представляют исторический интерес.

Первоначально здесь находился вокзал Орсе, который, подобно Эйфелевой башне, был построен к знаменитой Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. Долгое время он обслуживал движение поездов направления Париж-Орлеан. Но по прошествии лет, с увеличением длины составов пассажирских поездов, вокзал перестал соответствовать техническим требованиям, и ему пришлось удовольствоваться скромной функцией приема и отправки поездов пригородного сообщения.

  • (цена: 62.50 €, 3 часа)

К 1971 году вокзал настолько обветшал, что и вовсе перестал обслуживать движение поездов. Некоторое время он служил площадкой для театральных представлений, а в многочисленных его помещениях расположились аукционные дома. В конце концов правительство поставило вопрос о сносе уникального здания. Это вызвало такую бурную негативную реакцию в обществе, что в итоге (в 1977 году) было принято решение о реконструкции вокзала для размещения в нем музейных коллекций. Зданию даже был присвоен статус исторического памятника.

Работы по реставрации вокзала начались в 1980 году. Ими руководила итальянский архитектор Гае Ауленти, известная несколькими своими проектами реконструкции музейных помещений (в том числе культурного центра им. Жоржа Помпиду).

В 1986 году, с участием Президента Франсуа Миттерана, состоялось открытие музея Орсе. Уникальную коллекцию его составили экспонаты разных музеев Европы. В отличие от Лувра (в экспозицию которого входят в основном артефакты древнего мира, а также средневековья) и центра Помпиду (ориентированного на современное искусство), музей Орсе экспонирует предметы искусства, датируемые от середины XIX века до 1915 года.

Экспозиция музея Орсе разделена на 6 тематических направлений – коллекция живописи; коллекция скульптур; коллекция декоративно-прикладного искусства; коллекция графики; архитектура. Ряды скульптурных композиций выстроены под стеклянным сводом вокзальной крыши, подобно уходящим в даль железнодорожным путям. Пространство небольших залов по бокам от основной галереи отведено под произведения живописи. Наибольший интерес среди прочих объектов музея вызывает собрание картин художников-импрессионистов, в которое вошли самые знаменитые работы лучших мастеров этого течения.

Более или менее подробный осмотр экспозиции Орсе займет у вас полный день, поэтому кроме духовной пищи здесь можно вкусить блюда французской кухни – в ресторанном зале на среднем уровне, или в кафе на верхнем этаже. Ресторан поразит вас роскошью позолоты, а кафе с террасой – прекрасным видом на Монмартр через огромный циферблат вокзальных часов.

История коллекция живописи музея Орсе началась в Люксембургском дворце, где в 1818 году Людовиком XVIII был основана галерея работ современных художников, наиболее успешные из которых с течением времени переходили в Лувр. Однако, призванный отражать современные тенденции, Люксембургский дворец до 80х годов XIX века оставался закрытым для новейших экспериментальных течений в искусстве. Кроме того, салонная система к концу XIX века сделала живопись слишком зависимой от мнения критиков и торговцев картинами, поэтому художественный рынок во Франции долгое время оставался консервативным.

Лишь в 1890 году в коллекцию Люксембургского музея вошла «Олимпия» Эдуарда Мане. После этого, известный коллекционер Кайботт завещал французскому правительству собрание из 60 полотен Ренуара, Моне, Дега, Сезанна и других представителей импрессионистской школы. Однако, Академия изящных искусств в то время по-прежнему отдавала предпочтение художникам академического направления, и коллекция Кайботта была сначала отвергнута вовсе, а спустя несколько лет, удалось выставить в Люксембургском музее лишь чуть больше ее половины.

В последующие годы государство стало лояльнее относиться к современным течениям в живописи, и в начале ХХ века коллекция импрессионистов в Люксембургском дворце увеличилась за счет дарений частных коллекционеров. В том числе, в экспозицию музея перешли такие шедевры, как «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, и четыре полотна из серии видов Руанского собора Клода Моне. А к концу XIX столетия коллекция расширяется за счет работ зарубежных художников, таких, как Уинслоу Хомер и Джеймс Уистлер. Иностранная коллекция вскоре достигла таких размеров, что была выделена в отдельный музей Jeu de Paum.

В 1929 году коллекция импрессионизма была переведена в Лувр, а в 1947 году, в ходе реорганизации экспозиции Лувра, переместилась в Jeu de Paum, уже включая в себя работы Будена, Сёра, Тулуз-Лотрека и Анри Руссо. В послевоенные годы коллекция стала быстро разрастаться за счет картин, передаваемых в дар музею художниками. Вскоре музей Jeu de Paum стал слишком тесен для импрессионизма. Одновременно с такой же проблемой столкнулся и Центр современного искусства Помпиду, которому не хватало площадей для экспонирования коллекций живописи школы Понт-Авен, пост-импрессионизма и художественной группы Наби.

Эта проблема разрешилась после принятия решения о реконструкции вокзала Орсе. Таким образом была составлена изначальная коллекция живописи музея Орсе, которая была дополнена частью экспозиции Лувра, относящейся ко второй половине XIX – началу ХХ вв. Также в музей Орсе были возвращены работы стилей позднего романтизма и эклектики, которые разошлись по всей Франции после закрытия музея Люксембургского дворца. Правила приема даров музея Орсе избавляли дарителей от налога на наследство, и благодаря этому, коллекция пополнилась шедеврами таких художников, как Бланше, Сезанн, Матисс, Редон, Ренуар. В собрание иностранных картин вошли работы Климта, Гиакометти, Мунка и др.
Сегодня экспозиция музея Орсе продолжает расширяться и дополняться. В 2014 году сумма, которая была потрачена на приобретение полотен составила 20 миллионов долларов.

История коллекции скульптуры

XIX век стал периодом расцвета искусства скульптуры. Восторжествовавший средний класс ввел моду на эту художественную форму. Наличие скульптурных композиций в частных домах определяло статус и положение хозяев. Искусство, способное аллегорически запечатлеть в камне или бронзе идеалы, убеждения и идеи того времени, пользовалось огромным спросом. Однако, после 1945 года, профессиональная критика и культурное сообщество обличили скульптурные традиции уходящей эпохи в излишнем пафосе. После этого большинство произведений разошлось по запасникам, где они провели несколько следующих десятилетий.

Идея преобразования вокзала Орсе в музей подарила широкой публике возможность вновь насладиться великолепием скульптуры XIX века. Здесь были созданы прекрасные условия для экспонирования монументальных композиций – для этого идеально подошел просторный центральный зал, с его стеклянной крышей, дающей работам естественное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. К моменту открытия музея, его скульптурная коллекция насчитывала 1200 экспонатов, преимущественно изъятых из запасников Люксембургского дворца и Лувра.

Коллекция музея Люксембургского дворца, ориентированная в основном на живопись, отводила скульптуре второстепенное место. В середине XIX столетия в ней было лишь 25 скульптурных работ. К 1887 году Люксембургский дворец владеет уже коллекцией из 100 скульптур, и постепенно начинает открывать свои двери для работ современных художников. После долгих колебаний художественного совета, в экспозицию попадают скульптуры «Бронзовый век» Родена, «Вояка» Домье и бюст Бетховена работы Бурделя. Стремительное увеличение коллекции создало проблемы с их размещением – и к концу XIX века было введено ограничение, которое не позволяло экспонировать более трех работ одного скульптора. Произведения зарубежных мастеров долгое время практически не были представлены в музее. В 1890 году были приобретены всего лишь две работы бельгийского скульптора Константина Менье.
Некоторая часть коллекции была переведена в музей Jeu de Paum, но там тоже не нашлось достойного места для собрания скульптур. Поскольку музей был ориентирован на импрессионизм, коллекция его ограничилась статуями Родена, “Четырнадцатилетней танцовщицей” Дега, да несколькими скульптурными работами Гогена.

В 1939 году, после закрытия музея Люксембургского дворца, его коллекция разошлась по разным городам. Некоторая ее часть переместилась в Лувр, но достойное место в его экспозиции заняли лишь несколько скульпторов – работы Бари, Родэ, Карпо были выставлены в основной экспозиции, большая же часть скульптур XIX века долгое время была в резерве.

Музей Орсе не только открыл миру произведения, пылившиеся в запасниках. Путем обменов или приобретений, экспозиция его пополнилась скульптурными шедеврами, которые ранее экспонировались в других музеях, или украшали сады и дворцы (например, «Врата ада» Родена и менее известные работы Д’Анже, Шонферга, Джерома, Клоделя и других скульпторов). В настоящее время коллекция скульптур музея Орсе насчитывает около 2 200 экспонатов.

История коллекции декоративно-прикладного искусства

Вопрос о целесообразности расширения отдела декоративно-прикладного искусства Лувра был поставлен еще в конце XIX столетия, когда стало понятно, что главный музей страны не обладает необходимыми площадями, средствами и ресурсами для содержания коллекции этого вида творчества. Ответ на этот вопрос пришел лишь через сто лет, после открытия музея Орсе, ставшего логическим продолжением экспозиции Лувра, отдел декоративно-прикладного искусства которого перестал пополняться еще в царствование Луи Филиппа. Орсе вобрал в себя ценнейшие произведения, начиная со второй половины XIX века.

Однако, собранные по разным национальным музеям предметы обихода, составили настолько скромную коллекцию, что для выделения ее в отдельный департамент музея потребовалась кропотливая работа по увеличению числа экспонатов. Предметы интерьера имперских дворцов, или правительственных ведомств, либо были уничтожены в ходе боевых действий и пожаров времен Парижской Коммуны, либо их перемещение в музей не приветствовалось. Потребовалось несколько лет для того, чтобы провести инвентаризацию предметов декоративно-прикладного искусства, принадлежавших государству, заполучить их, и сформировать коллекцию, ядром которой стали экспонаты из Люксембургского дворца и Лувра.

Декоративно-прикладное искусство в коллекции Люксембургского дворца было представлено небольшим количеством фаянсовых изделий, и несколькими гобеленами. Но в последние годы XIX века художественные бытовые объекты и мебель становятся предметами салонных распродаж. После этого дворец оформил декоративно-прикладное искусство в отдельную коллекцию, но средств для ее пополнения выделялось ничтожно мало.

Открытие музея Орсе дало возможность собрать вместе экспонаты из разных национальных музеев, соединив их с предметами из правительственных ведомств. Объекты из Лувра, музея садов Фонтенбло, музея Клюни соседствовали здесь с образцами декоративно-прикладного искусства, отданными Министерством иностранных дел. Мебель работы Дила, резьба по дереву братьев Гере, бронзовые украшения скульптора Бари – одни из самых ярких экспонатов коллекции. Наиболее ценный образец стиля модерн в ней – деревянный гарнитур выполненный Жаном Дамптом для графини Беарн в начале ХХ века.

После своего открытия, музей добавил в свою экспозицию 800 объектов – гипсовые модели и формы для литья от Карла Бугатти, а также предметы интерьера из частных коллекций. Работы Гофмана и Ван де Вельде, Галле и Валлена, Гимара и других замечательных мастеров органично заполнили имеющиеся в коллекции пробелы. Это объекты из стекла, различных металлов, дерева и керамики, как ручной работы, так и фабричного производства, а также ювелирные изделия. Благодаря пожертвованиям покровителей музея Орсе – частных коллекционеров, меценатов, наследников – в коллекцию вошли витражи работы Тулуз-Лотрека, ювелирные изделия Гимара и мебель Макинтоша.

В настоящее время коллекция декоративно-прикладного искусства музея Орсе продолжает пополняться как за счет пожертвований, так и путем приобретения уникальных предметов, в том числе работ современных художников.

История коллекции художественной фотографии

Орсе первым из французских музеев создал и представил публике коллекцию фотографий — и таким образом значительно обогатил художественное наследие Франции.

Перед кураторами музея стояла нелегкая задача – собрать с нуля коллекцию, посвященную искусству, ранее не экспонировавшемуся ни в одном из художественных музеев страны. Основную часть коллекции составили работы, датируемые периодом от первого представления фото-технологии физиком Луи Франсуа Араго на научной конференции в Париже в 1839 г., и до начала традиции современной фотографии, которое было положено в 1918 г.

Коллекция преследовала несколько целей, первой из которых была демонстрация развития искусства фотографии, через призму технического прогресса. В рассматриваемый период, фототехника прошла ряд значительных этапов – от первых дагерротипных камер, которые были громоздки, трудны в обращении и требовали долгого позирования, до небольших удобных «мгновенных» аппаратов конца ХХ века. Помимо представления уникальных принтов и негативов, экспозиция демонстрировала пути распространения фотоискусства в разных странах мира, начиная от самых первых английских и французских опытов.

Первым приобретением коллекции был альбом «примитивного» периода английской и французской фотографии (с 1839 по 1863 гг). Этот альбом, собранный фотографом Луи Альфонсом де Бребиссон, состоял из четырех десятков работ разных фотохудожников того времени – к примеру, два уникальных снимка одного из первых фотографов Франции, Гюстава Ле Грея: «Бриг в лунном свете» и «Вид на монастырь Моссак».

Многие уникальные снимки были переданы музею семьями фотографов – так, по воле наследников, коллекция пополнилась работами Шарля Негро, пейзажными и жанровыми снимками Анри Ривьера. Их примеру последовали семьи других известных фотохудожников. Ряд работ был приобретен музеем на открытых аукционах. В 1982 году музею Орсе были переданы 250 негативов их архива Департамента культурного наследия. А в 1983 году музей принял в дар собрание редких негативов Эдварда Балдуса, которые включали в себя репортаж о перенаправлении разливов Роны при Наполеоне III. В том же году в коллекцию вошли фоторепортажи первых этнографических экспедиций. Это далеко не полный список пожертвованных музею уникальных негативов, принтов и фото-стекол.

На момент открытия музея Орсе, его коллекция фотографий насчитывала около 12 000 экспонатов. На настоящий момент их число выросло до 45 000. В число последних приобретений музея входят две работы художника Фердинанда Кнопфа, Лувр передал для экспонирования большую серию видов Испании, сделанных Жаном Лораном, три дагерротипа Адольфа Гумберта де Моларда, и шесть принтов Роджера Фентона.

Коллекция художественной фотографии музея Орсе не теряет актуальности по сей день. Работа по ее обновлению ведется постоянно, и можно сказать, что она не уступает по размерам и значимости другим коллекциям музея.

История коллекции графики

Коллекция графики музея Орсе изначально была и долгое время оставалась собственностью Лувра, переданной для временного экспонирования. Частью постоянного музейного фонда являлись лишь 70 из представленных рисунков. Здесь были представлены работы художников, рожденных между 1820 и 1870 гг., за некоторыми исключениями. К примеру, из рисунков Матисса (подходившего для выставки по году рождения, но не соответствовавшего ей стилистически) в коллекцию вошел только один – «Роскошь, покой и наслаждение». А родившиеся ранее 1820 года Оноре Дамье, Густав Курбе и Франсуа Бонвен были широко представлены.

Таким образом, коллекция графики охватывала период с середин ХХ до начала XXI вв. Основой для этой части экспозиции послужило собрание графики, перешедшее в Лувр из музея Люксембургского дворца после его закрытия. Собрание это было основано в 1818 году, но до начала 80х годов XIX века пополнялось довольно вяло. Лишь к концу столетия Люксембургский дворец попытался представить объективный обзор современного искусства, и в частности, графики. Коллекция пополнялась на салонных распродажах и аукционах. На основе государственной дотации музей получил собрания работ Анри Рено, Жана-Франсуа Милле, Эдгара Дега и других художников.

Также музей Люксембургского дворца экспонировал эскизы, чертежи и прочие документы, которые являлись творческим этапом создания скульптур и картин, представленных в музее. В эту экспозицию входили, в частности, эскизы Родена.

Рисунки зарубежных художников были представлены очень скудно, и в последствии перешли в экспозицию музея Jeu de Paum.

Согласно правилам экспозиции Люксембургского дворца, по истечению 10 лет после смерти художника, лучшие его работы отправлялись в коллекцию Лувра. Множество графических рисунков таким образом покинуло дворец в 1929, 1930 и 1931 годах. А после закрытия Люксембургского музея в 1937 году, его коллекция графики перешла в Национальный музей современного искусства, который находился во дворце Токио, построенном к Всемирной выставке. Во время пребывания там, она была дополнена работами группы Наби, а также акварелями и рисунками пост-ипрессионистов. Значительно разрослась коллекция рисунков зарубежных художников.

После открытия нового Музея современного искусства в Культурном центре имени Жоржа Помпиду, все работы художников, рожденных до 1870 года были переведены из дворца Токио в отдел графического искусства Лувра – откуда в последствии перешли в музей Орсе.
В настоящее время коллекция графики музея Орсе, дополненная более поздними приобретениями, насчитывает более 80 000 рисунков. В нее вошли такие шедевры, как “Черный бант” Жоржа Сёра, портрет Мане работы Эдгара Дега, автопортрет Густава Курбе, рисунки в жанре политической каррикатуры, и многое другое. Коллекция продолжает дополняться и расширяться, преследуя цель отразить наиболее полную картину истории графического искусства второй половины XIX века.

История коллекции архитектуры

Архитектура – вид искусства, который парадоксально редко бывает представлен в музейных коллекциях, хотя, как можно убедиться, посетив музей Орсе, она очень органично дополняет общую экспозицию. Главная цель этого раздела – показать многообразие и богатство архитектурных традиций XIX века.

Само здание музея Орсе являет собой прекрасный образец адаптации городской архитектуры позапрошлого века к современным урбанистическим реалиям мегаполиса. Демонстрация динамики трансформации Парижа в современную столицу при Наполеоне III и префекте Османе, оказалась слишком сложной задачей – поэтому акцент архитектурной коллекции музея сделан на наиболее знаковые постройки рассматриваемой эпохи, такие, как новая Парижская опера. Здание её было построено в период 1863 – 1875 гг. по проекту архитектора Шарля Гарнье, и оказало большое влияние на развитие европейской архитектуры.

Одну из частей коллекции составляют архитектурные чертежи и планы, общим числом около 18 000 экспонатов. Часть из них была передана в музей Орсе графическим отделом Лувра, и включала в себя работы таких выдающихся мастеров XIX века, как Виктор Балтард, Феликс Дюбан, Шарль Гарнье. На протяжении нескольких лет коллекция пополнялась рисунками Эйфеля, Варколье, Бойля и прочих великих архитекторов. Основная часть экспонатов была принесена в дар потомками.

Вторая часть экспозиции представляет публике архитектурные проекты и макеты, куда входит некоторое число реконструкций античных, средневековых и ренессансных зданий, основанные на кропотливой обработке археологических данных и исторических документов. Здесь наглядно можно проследить влияние, которое оказала архитектура различных эпох на зодчество XIX века, когда страна была охвачена «строительной лихорадкой». В этот период социальных изменений и технических инноваций, проектируются, возводятся и реконструируются театры, вокзалы, храмы, фабрики, рынки, учебные заведения (один из наиболее показательных объектов коллекции – проект реконструкции Сорбонны Альфонса Дефрассе). Строительные выставки и ярмарки дали архитекторам того времени возможность развития, и демонстрации своих достижений широкой публике, что обусловило подъем искусства архитектуры. Об этом блистательном периоде свидетельствует коллекция музея Орсе.

Третий раздел экспозиции посвящен арт-нуво (стилю модерн). Это направление возникло в последней трети XIX века. Оно утверждало новые идеи и освобождение от «болезненного наследия прошлых лет». Работы ярчайших архитекторов этого стиля, таких как Эмиль Галле и Гектор Гимар, широко представлены в музее благодаря собраниям, которые бережно сохранили и передали в экспозицию их наследники.
В настоящее время музей постоянно обновляет коллекцию архитектуры новыми экспонатами. Последнее крупное приобретение было сделано в 1997 году, когда ее экспозиция пополнилась набором чертежей и рисунков бельгийских архитекторов школы Отто Вагнера.

В заключение…

Уникальная коллекция Орсе, а также нетрадиционная архитектура здания, делают его одним из наиболее интересных мест Парижа. Средняя посещаемость музея – 3 000 000 посетителей в год. Это не только туристы, но и парижане. Один из альтернативных видов деятельности здесь – образовательные программы для детей и молодежи, адресованные разным возрастным категориям.

Кроме постоянной экспозиции, в музее Орсе регулярно проводятся временные выставки, посвященные самым различным тематикам. За их расписанием можно следить на сайте музея. Приобретая билет, вы получаете право на осмотр как постоянной, так и временной экспозиций. Бесплатно пропускаются дети до 18 лет (по предъявлению документов).

Сувенирный магазин музея предлагает широкий ассортимент разнообразной продукции – от постеров, книг и дисков до предметов искусства (картины, скульптуры и ювелирные изделия). Также довольно обширен ассортимент товаров музейной тематики для детей.

Как добраться

Адрес: 1 Rue de la Légion d"Honneur, Paris 75007
Телефон: +33 1 40 49 48 14
Сайт: musee-orsay.fr
Метро: Solférino, Assemblée Nationale
Поезд RER: Musée d"Orsay
Время работы: 9:30-18:00, по четвергам 9:30-21:45

Музей прикладного и изобразительного искусства, имеющий крупнейшую коллекцию французской живописи и скульптуры периода 1848- 1914 годов. Основу всех собранных произведений искусств, составляют труды импрессионистов и постимпрессионистов. Экспозиции включают в себя предметы архитектуры, живописи, скульптуры, мебели, а так же, фотографии и экспонаты, связанные с музыкой.

История.

Первоначально в этом здании находился железнодорожный вокзал с примыкающей к нему гостиницей в самом центре столицы. Это был первый электрифицированный вокзал, построенный по проекту Виктора Лалу открытый 28 мая 1900 года. Вокзал Орсе обслуживал Юго-Западную ветку, направление Париж-Орлеан до 1939 года. Однако позже, перроны вокзала были не в состоянии принимать поезда из-за удлинившихся составов, по этой причине он стал обслуживать исключительно пригородные направления.

В 1971 году здание хотели разрушить, но к великой радости, этого не случилось. В 1977 году французское правительство во главе с , приняло решение основать музей Орсе в здании вокзала. Преобразования и реконструкции, по проекту итальянца Гая Ауленти начались в 1980 году и длились почти десять лет, в 1986 году один из величайших музеев мира торжественно открыл свои двери для посетителей. В церемонии участвовал сам президент Франции — Франсуа Миттеран.

Коллекция музея.

Музей Орсе обладает редчайшей коллекцией в мире, она специально была собрана из разных уголков Франции и других стран, а также частных коллекций. Более 4000 экспонатов расположено на трёх этажах, где все предметы искусства расположены в хронологическом порядке. Уникальность этой выставки в том, что рядом друг с другом, можно увидеть шедевры великих творцов и полотна едва известных авторов.

На первом этаже находятся скульптуры известных мастеров и живописцев: Эдуарда Мане, Камиль Коре, Анри Руссо. Одна из комнат полностью посвящена основателю реализма — Гюставу Курбе, другая творчеству Клода Моне с его известными произведениями «Женщины в саду», «Регата в Аржатеи» и другие.

Экспозиции второго этажа посвящены картинам символистов и натуралистов, а также работам скульпторов Майоля, Бурделя, . Обязательно остановитесь возле сильно нашумевшей работы Огюста Родена «Бальзак», здесь статуя прославленного писателя представлена в халате самого мастера скульптуры. Так Роден решил обыграть своё скульптурное произведение, чем вызвал негодование современников своим новаторским подходом. Не пройдите мимо статуи танцовщицы талантливого Эдгара Дега.

Но самый достойный внимания, это третий этаж, поистине настоящий рай для ценителей красоты. Больше всего посетителей стремится попасть именно туда, чтобы насладиться гениальными работами таких мастеров как: Поля Гогена и Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара и Клода Моне, Эдуарда Мане, Камиля Писсаро и многих других.
Невозможно не заметить полотно «Завтрак на траве» Эдуарда Мане! Вы представляете, как был шокирован культурный бомонд XIX века, увидев нагую девушку в обществе одетых мужчин. Публика была ошарашена таким неординарным техническим приёмом, как контраст и привыкшая к традиционной живописи, не сразу приняла картину.

Жемчужиной коллекции по праву считается работа Ван Гога «Звездная ночь над Роной». Даже самой качественной репродукцией невозможно передать достоинства и исключительность этого полотна. Неудивительно, что у картины всегда большое скопление народа.

Сегодня музей Орсе является также местом, где организовываются временные выставки, проводятся концерты, спектакли и конференции.
Будучи в Париже не упустите возможность побывать в музее, это поистине выдающееся место для получения эстетического удовольствия!
Адрес : 62 Rue de Lille

Музей д’Орсе (Орсе) — это музей изобразительных и прикладных искусств в Париже на левом берегу реки Сена. Музей д’Орсе является одним из самых популярных и часто посещаемых музеев столицы Франции.

Музей обладает самыми крупными в мире собраниями европейской живописи и скульптуры 1850-1910 годов. Выставка музея занимает пять уровней, на которых представлены все виды искусства: живопись, скульптура, архитектура, кино, фотография, музыка.

Кроме этого, в музее д’Орсе регулярно проходят различные спектакли, концерты, фестивали. Также посетителям предоставляется возможность посещать конференции и круглые столы, связанные с временными выставками.

Билеты в музей Орсе

Цена билетов в музей д’Орсе варьируется в зависимости от вида искусства и времени посещения. Приобрести билеты в музей парижской столицы можно сразу в кассе перед посещением либо онлайн.

Коллекция музея Орсе: картины, произведения, скульптуры

Коллекция музея Орсе имеет более четырех тысяч грандиозных произведений искусства, и представлены они на трех этажах.

Экспозиция первого этажа

Первый этаж музея д’Орсе вызывает интерес не только своей экспозицией, но и своим интерьером. Вдоль центра располагаются два ряда скульптур, которые напоминают железнодорожную дорогу, а по двум сторонам в боковых залах показывают произведения живописи. Из скульптур здесь представлены работы Карпо, Уголино, Кордье.

Сегодня весь первый этаж Орсе включает в экспозицию работы следующих импрессионистов: Жан Беро, Пьер Боннар, Винсент Ван Гог («Звёздная ночь над Роной», «Автопортрет»), Поль Гоген («Забавы», «Таитянские женщины на побережье»), Эдгар Дега («Портрет семьи Беллелли», «Балетная репетиция на сцене»), Камиль Коро, Люсьен Леви-Дюрмэ, Эдуард Мане («Олимпия»), Клод Моне («Женщины в саду»), Камиль Писсарро, Гюстав Курбе («Мастерская художника», «Похороны в Орнане»), Поль Сезанн («Игроки в карты», «Купальщики», «Портрет женщины с кофейником») и многих других.

Также здесь выставлены картины Энгра, Делакруа, Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро, Дега, Домье, Коро, Милле, Курбе, Анри Руссо, Оноре Домье.

Экспозиция второго этажа

Картины, выставленные на втором этаже, — это работы натуралистов и символистов. Также здесь есть образцы декоративного искусства эпохи модерна, и скульптуры Майоля, Родена, Бурделя.

На втором этаже расположилась известная статуя Огюста Родена «Бальзак», коллекция Кагановича, картины Вюйяра («Общественные сады»), Боннара («Партия в крокет»), Детайя («Сон»), Кормона («Каин»), Жака-Эмиля Бланша («Портрет Марселя Пруста»), Климта «Кусты роз под деревьями».

Также здесь выставлены скульптуры Родена («Уголино», «Мимолетная любовь»), Камиллы Клодель («Зрелый возраст»).

Экспозиция третьего этажа импрессионизм и постимпрессионизм

Третий этаж представлен работами эпохи импрессионизма и постимпрессионизма.

Одни из самых знаменитых работ на верхнем этаже являются следующие: «Завтрак на траве» Мане, «Маки» Моне, «Абсент» Деги, «Бал в Мулен-де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне, картина «Колыбель» Берты Моризо, «Яблоки и апельсины» Сезанна, «Заклинательница змей» Руссо, «Цирк» Сёра, «Портрет Оскара Уайльда» Тулуз-Лотрека, а также работы Ренуара, Сислея, Писарро, Редона, Мане, Мондриана и других.

Инфраструктура музея Орсе