Милый лжец телеспектакль. Милый лжец (1976)

СТЕЛЛА КЕМПБЕЛЛ или миссис ПАТРИК КЕМПБЕЛЛ

Джордж Бернард Шоу родился в 1856 году. Он написал более 50 пьес, из которых на русской сцене шли «Пигмалион», «Трущобы», «Профессия миссис Уоррен», «Ученик дьявола», «Дом, где разбиваются сердца» и другие. «Великий шутник» - часто называли Шоу за его острый ум и искрометный юмор.

Шоу рассказывал, что, когда он был уже достаточно стар, он безоглядно влюбился в мисс Кемпбел - прекрасную, непостижимую женщину-миф. «Она была великой чародейкой и среди прочих околдовала и меня», - говорил Шоу. Кемпбел же в шутку называла его «милым лжецом». Эта история сохранилась в трогательной переписке, длившейся почти сорок лет.


После смерти Стеллы Патрик Кемпбелл обнаружили шляпную коробку, где знаменитая английская актриса бережно хранила переписку с драматургом Джорджем Бернардом Шоу. . Хрупкая, изящная Кемпбелл - женщина неукротимого темперамента. Шоу - настоящий английский джентльмен, сдержанный и язвительный

Эпистолярный роман драматурга и актрисы послужил основой известной пьесы "Милый лжец" ("Dear Liar: A Comedy of Letters") Джерома Килти.


Достаточно сказать, что в отечественном театре роль Стеллы исполняли Любовь Орлова, Ангелина Степанова, Юлия Борисова, а роль Шоу - Анатолий Кторов, Ростислав Плятт, Василий Лановой.

Тонкая, ироничная, пронзительная пьеса Джерома Килти, шутливые ссоры и искренние примирения, язвительно-насмешливые баталии и трогательные признания в исполнении блистательного дуэта Анатолия Кторова и Ангелины Степановой открывают перед нами историю любви талантливой актрисы и великого драматурга

А.И. Степанова, АЛ. Кторов

Москве запретили спектакль “Милый лжец»
Причиной этому стало письмо, присланное из Нью-Йорка от директора американского театрального агентства «International Creative Management» на запрет использования в России пьесы Джерома Килти. Бади Томас, директор агентства, является представителем интересов писателя Джерома Килти.

Юлия Борисова и Василий Лановой в спектакле «Милый лжец».




И пьеса «Пигмалион» в кино и на Бродвее

Жанр: комедия
Страна: Великобритания
Режиссер: Энтони Эскуит /Anthony Asquith/, Лесли Хауард /Leslie Howard/
В ролях: Лесли Хауард /Leslie Howard/, Уэнди Хиллер /Wendy Hiller/, Уилфрид Лоусон /Wilfrid Lawson/, Мари Лор /Marie Lohr/, Скотт Сандерлэнд /Scott

Sunderland/, Джин Каделл /Jean Cadell/, Дэвид Три /David Tree/, Эверли Грегг /Everley Gregg/, Льюин МакГра /Leueen MacGrath/, Эсме Перси /Esme Percy/
Сюжет фильма:
Этот фильм первая экранизация пьесы Бернарда Шоу о превращении вульгарной цветочницы Элизы Дулиш в изысканную светскую даму под чутким руководством профессора фонетики Генри Хиггинса и полковника Пикеринга.

Бернард Шоу написал свою пьесу под вдохновением древнегреческого мифа о скульпторе Пигмалионе, который создал статую Галатеи - девушки до того прекрасной, что он влюбился в нее и стал просить Афродиту оживить свое создание. Богиня любви вдохнула жизнь в Галатею, и Пигмалион женился на ней.



Мюзикл « Моя прекрасная леди» был поставлен на Бродвее и в нем играла
Джули Эндрюс и Рекс Харисон. . Спектакль имел шумный успех.



Моя прекрасная леди / My Fair Lady
Год выхода: 1964
Раздел: Комедия, мюзикл, мелодрама
Режиссер: Джордж Кьюкор
В ролях: Рекс Хэррисон / Rex Harrison, Одри Хепберн / Audrey Hepburn, Стэнли Холлоуэй / Stanley Holloway, Уилфрид Хайд-Уайт / Wilfrid Hyde-White, Глэдис Купер / Gladys Cooper, Джереми Бретт / Jeremy Brett

Профессор филологии Хиггинс поспорил с полковником Пиккерингом, что сможет за 3 месяца сделать из простой уличной девчонки, торгующей цветами, говорящей на уличном жаргоне, настоящую английскую леди. Указанный срок истек, и перед высшим светом Лондона предстала прекрасная незнакомка. На великосветском балу она выглядела истинной аристократкой; её язык был безукоризненным, под стать шикарной одежде. Но, к несчастью для себя, девушка влюбилась в своего создателя, а профессор - завзятый холостяк, на неё смотрит как на вещь…

Искрометный юмор, забавные ситуации, Золушка на глазах у зрителей превращается в принцессу, а убежденный холостяк - во влюбленного. Эта история трогает сердца уже не одного поколения зрителей.
Фильм Кьюкора, в котором Дулиттл играла Одри Хепберн, получил восемь "Оскаров" американской киноакадемии.








Спектакль МХАТ имени М. Горького.

По одноименной пьесе Джерома Килти.

Спектакль снят для телевидения режиссером Анатолием Эфросом.

В основе сюжета лежит переписка Бернарда Шоу и известной актрисы Патрик Кэмпбелл.

МХАТовские «старики», последние из поколения настоящего МХАТа, - Анатолий Кторов и Ангелина Степанова принадлежат к тем артистам, имена которых навсегда останутся в летописи театральной истории страны. Их общей судьбой был МХАТ - ему отдано самое лучшее в жизни артистов. Ангелину Степанову приняли в театр в 1924 году. Тоненькая, изысканная, с огромными глубокими глазами на нежном лице, она сразу привлекла к себе внимание. Молодая актриса наслаждалась общением с Немировичем-Данченко, Книппер-Чеховой, Качаловым, Вишневским, Лужским, Марковым. Была ученицей Станиславского и выходила с ним на сцену. «Ей предстоит большая будущность», - говорил о ней мастер.

Прекрасные драматические роли, восторженные отзывы публики, поклонение зрителей - все это наполняло жизнь актрисы страстью, глубиной, счастьем, давало ей силы. МХАТ - ее единственный театр, 70 лет будет прожито в нем. В 1994 году Степанова уйдет из театра, но, спустя годы, все равно скажет:«...Давно это уже не мой театр, но МХАТ все равно во мне».

Театральная карьера Анатолия Кторова складывалась иначе. Придя во МХАТ в 1933 году, он играл вводные и эпизодические роли. Его колоссальный талант, проявившийся к тому времени в кинематографе, театром стал востребован значительно позже. Постановка пьесы «Милый лжец» (1962), в которой артист играл вместе с Ангелиной Степановой, помогла сотворить миф Кторова точнее, его легенду. Именно после этого спектакля Анатолия Кторова назвали великим артистом. Знаменитый режиссер Анатолий Эфрос писал: «Кто бы мог подумать, что с такой потрясающей силой именно во МХАТе будет прочтено прямо в зрительный зал письмо Бернарда Шоу и что это полное трагизма письмо прочтет артист, никогда или почти никогда, кажется, не выступавший в драматических ролях... В течение целого вечера слушать, как два актера будут читать со сцены письма! Какая, вероятно, предстоит нам скука!.. И кто бы мог подумать, что можно в течение нескольких часов сидеть, то затаив дыхание, то смеясь, то плача, слушать великолепный текст пьесы, в которой нет обычного для театра сюжета и внешнего действия!».

Спектакль «Милый лжец» жил на сцене МХАТа 14 лет. Он стал вершиной творческой карьеры замечательных артистов - Ангелины Степановой и Анатолия Кторова.

«Милый лжец» - пьеса, созданная американским актером и журналистом Джеромом Килти по материалам уникальной переписки, которую в течение многих лет вели прославленный драматург Бернард Шоу и актриса Стелла Патрик Кемпбел. Английский писатель Джордж Бернард Шоу родился в 1856 году. Он написал более 50 пьес, из которых на русской сцене шли «Пигмалион», «Трущобы», «Профессия миссис Уоррен», «Ученик дьявола», «Дом, где разбиваются сердца» и другие. «Великий шутник» - часто называли Шоу за его острый ум и искрометный юмор.

Английская актриса Патрик Кемпбел (в девичестве Беатриса Стелла Теннер) была на девять лет моложе Бернарда Шоу. В 1890-е годы Шоу впервые увидел ее на сцене. Искусство Кемпбел произвело на него большое впечатление, и спустя десять лет, задумав пьесу «Пигмалион», Шоу понял, что роль главной героини - Элизы - лучше других актрис могла бы сыграть Патрик Кемпбел. Он обратился к ней с таким предложением, и на этой почве между Шоу и Кемпбел возникла долголетняя дружба.

Шоу рассказывал, что, когда он был уже достаточно стар, он безоглядно влюбился в мисс Кемпбел - прекрасную, непостижимую женщину-миф. «Она была великой чародейкой и среди прочих околдовала и меня», - говорил Шоу. Кемпбел же в шутку называла его «милым лжецом». Эта история сохранилась в трогательной переписке, длившейся почти сорок лет.

Тонкая, ироничная, пронзительная пьеса Джерома Килти, шутливые ссоры и искренние примирения, язвительно-насмешливые баталии и трогательные признания в исполнении блистательного дуэта Анатолия Кторова и Ангелины Степановой открывают перед нами историю любви талантливой актрисы и великого драматурга.

Английский писатель Джордж Бернард Шоу родился в 1856 году. Он написал более 50 пьес, из которых на русской сцене шли «Пигмалион», «Трущобы», «Профессия миссис Уоррен», «Ученик дьявола», «Дом, где разбиваются сердца» и другие. «Великий шутник» — часто называли Шоу за его острый ум и искрометный юмор.

Шоу рассказывал, что, когда он был уже достаточно стар, он безоглядно влюбился в мисс Кемпбел — прекрасную, непостижимую женщину-миф. «Она была великой чародейкой и среди прочих околдовала и меня», — говорил Шоу. Кемпбел же в шутку называла его «милым лжецом». Эта история сохранилась в трогательной переписке. После смерти Стеллы Патрик Кемпбелл обнаружили шляпную коробку, где знаменитая английская актриса бережно хранила переписку с драматургом Джорджем Бернардом Шоу. Их роман в письмах длился целую жизнь.

Sarah Bernhardt and Stella Campbell, Pelleas et Melisande (1904)

МИССИС ПАТРИК КЭМПБЕЛЛ (Campbell, Mrs. Patrick) родилась 9 февраля 1865 в Лондоне. Настоящее её имя - Беатрис Стелла Таннер (Beatrice Stella Tanner). Она обладала красивым голосом, точными жестами и филигранной техникой.

Появление Патрик Кэмпбелл в 1893 в главной роли в смелой для того времени пьесе Вторая миссис Тэнкерей (The Second Mrs. Tanqueray ), автор которой А.Пинеро работал с ней над ролью, определило ее место в первом ряду английских актрис.

Шоу был прагматик, почти циник. Он не оставлял камня на камне от священных понятий и имен. Считал себя драматургом, лучше Шекспира (теперь бюст Шоу — рядом с бюстом Шекспира в Королевской академии драматичного искусства).

Mrs. Patrick Campbell played Ophelia at the Lyceum Theatre, London, in 1897

К любви Шоу относился как и к Шекспиру. Долго считал ее только физиологически необходимой и не хотел тратить на нее слишком много сил. Платоническая любовь ”на расстоянии” долго казалась ему вполне безопасной.

Патрик Кемпбел была на девять лет моложе Бернарда Шоу. В 1890-е годы Шоу впервые увидел ее на сцене. Искусство Кемпбел произвело на него большое впечатление.

This is Mrs Patrick Campbell as Juliet, with Johnston Forbes-Robertson as Romeo at the Lyceum Theatre in 1895.

Здесь Шоу попал в капкан банальности, потому что ”все мужчины одинаковы перед женщиной, которой они захвачены”.

Старик вел себя словно мальчишка. В 1913 году, в феврале, его письма к Стэлле начинаются повторенным двадцать раз ее именем (три строки текста), а затем: ”Пусть, когда я умру, на доме номер 12 на Гайдн-стрит повесят доску с надписью: ”Здесь нашел счастье великий человек!” Стэлла! Я был счастлив! Я — был! Я счастлив и теперь. И никогда уже не буду несчастливым...”.

Mrs. Patrick Campbell as Juliet in Romeo and Juliet. Mrs. Campbell played the part in 1895 opposite Johnston Forbes-Robertson at the Lyceum Theatre.

Если бы! В августе того же года: ”Ну и прекрасно, едьте себе, одной бабой меньше, подумаешь, конец света! В нашей дружбе, оказывается, нет ничего естественного. А я же был в эти дни счастлив, беззаботно счастлив... Э, и что там, у Вас ни характера, ни ума!.. Вы не знаете ничегошеньки , а если и знаете, то все навыворот... Вы — позор и ослепление мужчины... Вы сова, которая не выдержала и двух дней моего сияния... У Вас для всех одинаковые чары, и Вы орудуете ими наугад — со старыми и молодыми, детьми, слугами и артистами... Вы актриса одной роли, да и и мало чего стоящая... Я бросил Вам мое сердце и ум, чтобы Вы могли делать с ними, что сможете. А все, что Вы смогли, это убежать! Прощайте же, несчастная, которую я любил!”

Florence Kate Upton (1873-1922)
Mrs Patrick Campbell

В тот же день он пишет ей еще одно письмо: ”Моя ярость еще не утихла... Я погнался за самой древней иллюзией, прекрасно все это осознавая. И вот теперь я один. Пусть же Вам будет так тоскливо, что с горя Вы пригласите на прогулку официанта из ресторана. Вы не просто женщина-дьявол, Вы хуже. О, даже ребенок не может быть таким жестоким, как Вы...”

На следующий день: ”Где Вы? Как Вы? Если у Вас там все хорошо, то я Вас прощаю и благословляю. Если же нет — несчастная, я готов разорвать Вас на куски!”

Задумав пьесу «Пигмалион», Шоу понял, что роль главной героини — Элизы — лучше других актрис могла бы сыграть Патрик Кемпбел. Она была уже старовата для этой роли - ей было далеко за сорок, но Шоу писал эту пьесу специально для неё и не представлял в этой роли никого другого. Она и сыграла эту роль в спектакле, поставленном самим драматургом на сцене Театра его величества в 1914 г.

Шоу сочинил эту пьесу незадолго до начала первой мировой войны (1913), вспомнив миф о скульпторе Пигмалионе, который, изваяв статую прекрасной Галатеи, влюбился в нее и силой любви, с помощью богини Афродиты, сумел оживить ее. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион — профессор фонетики Хиггинс.

Юморист, иронист, парадоксалист Шоу демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека: косноязычной замарашке Элизе с необычайной легкостью дается не только овладение литературным английским языком, перед ней открываются подлинные богатства духовной культуры, запечатлевшие себя в книгах, музыке, и она жадно впитывает их.

Элизу не просто принимают за истинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая героиня из народа становится по-настоящему гармонической личностью. Нечто похожее происходит с ее отцом, мусорщиком Альфредом Дулиттлом — от вонючих помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора, полемиста дан ему самой природой.

Пьеса имела невероятный успех. Только в лондонском Театре Его Величества спектакль выдержал 118 представлений!

Их переписка - этот "прекрасный кошмар" - длилась до 1937 года, когда он, в шести толстых конвертах, вернул ей все ее письма. После этого они переписывались еще два года!

Шоу: ”Удивительно, как мало пользы в мозгах! Вот у меня прекрасные высококачественные мозги, но с их помощью я узнал намного меньше, чем с помощью первой же глупой женщины, которой приспичило в меня влюбиться!”

Пат Кэмпбэл умерла в 1940 г. Узнав об этом, Шоу написал: «Она была великой чаровницей; каким образом удавалось ей производить на людей столь сильное впечатление, не знаю…»


Многолетняя переписка актрисы с Шоу легла в основу пьесы — тонкой, ироничной, пронзительной пьесы «Милый лжец» об их шутливых ссорах и искренних примирениях, язвительно-насмешливых баталиях и трогательных признаниях, созданной американским актером и журналистом Джеромом Килти.

Все материалы найдены на разных сайтах в сети

Английский писатель Джордж Бернард Шоу родился в 1856 году. Он написал более 50 пьес, из которых на русской сцене шли «Пигмалион», «Трущобы», «Профессия миссис Уоррен», «Ученик дьявола», «Дом, где разбиваются сердца» и другие. «Великий шутник» — часто называли Шоу за его острый ум и искрометный юмор.

Шоу рассказывал, что, когда он был уже достаточно стар, он безоглядно влюбился в мисс Кемпбел — прекрасную, непостижимую женщину-миф. «Она была великой чародейкой и среди прочих околдовала и меня», — говорил Шоу. Кемпбел же в шутку называла его «милым лжецом». Эта история сохранилась в трогательной переписке. После смерти Стеллы Патрик Кемпбелл обнаружили шляпную коробку, где знаменитая английская актриса бережно хранила переписку с драматургом Джорджем Бернардом Шоу. Их роман в письмах длился целую жизнь.

Sarah Bernhardt and Stella Campbell, Pelleas et Melisande (1904)

МИССИС ПАТРИК КЭМПБЕЛЛ (Campbell, Mrs. Patrick) родилась 9 февраля 1865 в Лондоне. Настоящее её имя - Беатрис Стелла Таннер (Beatrice Stella Tanner). Она обладала красивым голосом, точными жестами и филигранной техникой.

Появление Патрик Кэмпбелл в 1893 в главной роли в смелой для того времени пьесе Вторая миссис Тэнкерей (The Second Mrs. Tanqueray ), автор которой А.Пинеро работал с ней над ролью, определило ее место в первом ряду английских актрис.

Шоу был прагматик, почти циник. Он не оставлял камня на камне от священных понятий и имен. Считал себя драматургом, лучше Шекспира (теперь бюст Шоу — рядом с бюстом Шекспира в Королевской академии драматичного искусства).

Mrs. Patrick Campbell played Ophelia at the Lyceum Theatre, London, in 1897

К любви Шоу относился как и к Шекспиру. Долго считал ее только физиологически необходимой и не хотел тратить на нее слишком много сил. Платоническая любовь ”на расстоянии” долго казалась ему вполне безопасной.

Патрик Кемпбел была на девять лет моложе Бернарда Шоу. В 1890-е годы Шоу впервые увидел ее на сцене. Искусство Кемпбел произвело на него большое впечатление.

This is Mrs Patrick Campbell as Juliet, with Johnston Forbes-Robertson as Romeo at the Lyceum Theatre in 1895.

Здесь Шоу попал в капкан банальности, потому что ”все мужчины одинаковы перед женщиной, которой они захвачены”.

Старик вел себя словно мальчишка. В 1913 году, в феврале, его письма к Стэлле начинаются повторенным двадцать раз ее именем (три строки текста), а затем: ”Пусть, когда я умру, на доме номер 12 на Гайдн-стрит повесят доску с надписью: ”Здесь нашел счастье великий человек!” Стэлла! Я был счастлив! Я — был! Я счастлив и теперь. И никогда уже не буду несчастливым...”.

Mrs. Patrick Campbell as Juliet in Romeo and Juliet. Mrs. Campbell played the part in 1895 opposite Johnston Forbes-Robertson at the Lyceum Theatre.

Если бы! В августе того же года: ”Ну и прекрасно, едьте себе, одной бабой меньше, подумаешь, конец света! В нашей дружбе, оказывается, нет ничего естественного. А я же был в эти дни счастлив, беззаботно счастлив... Э, и что там, у Вас ни характера, ни ума!.. Вы не знаете ничегошеньки, а если и знаете, то все навыворот... Вы — позор и ослепление мужчины... Вы сова, которая не выдержала и двух дней моего сияния... У Вас для всех одинаковые чары, и Вы орудуете ими наугад — со старыми и молодыми, детьми, слугами и артистами... Вы актриса одной роли, да и и мало чего стоящая... Я бросил Вам мое сердце и ум, чтобы Вы могли делать с ними, что сможете. А все, что Вы смогли, это убежать! Прощайте же, несчастная, которую я любил!”

Florence Kate Upton (1873-1922)
Mrs Patrick Campbell

В тот же день он пишет ей еще одно письмо: ”Моя ярость еще не утихла... Я погнался за самой древней иллюзией, прекрасно все это осознавая. И вот теперь я один. Пусть же Вам будет так тоскливо, что с горя Вы пригласите на прогулку официанта из ресторана. Вы не просто женщина-дьявол, Вы хуже. О, даже ребенок не может быть таким жестоким, как Вы...”

На следующий день: ”Где Вы? Как Вы? Если у Вас там все хорошо, то я Вас прощаю и благословляю. Если же нет — несчастная, я готов разорвать Вас на куски!”

Задумав пьесу «Пигмалион», Шоу понял, что роль главной героини — Элизы — лучше других актрис могла бы сыграть Патрик Кемпбел. Она была уже старовата для этой роли - ей было далеко за сорок, но Шоу писал эту пьесу специально для неё и не представлял в этой роли никого другого. Она и сыграла эту роль в спектакле, поставленном самим драматургом на сцене Театра его величества в 1914 г.

Шоу сочинил эту пьесу незадолго до начала первой мировой войны (1913), вспомнив миф о скульпторе Пигмалионе, который, изваяв статую прекрасной Галатеи, влюбился в нее и силой любви, с помощью богини Афродиты, сумел оживить ее. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион — профессор фонетики Хиггинс.

Юморист, иронист, парадоксалист Шоу демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека: косноязычной замарашке Элизе с необычайной легкостью дается не только овладение литературным английским языком, перед ней открываются подлинные богатства духовной культуры, запечатлевшие себя в книгах, музыке, и она жадно впитывает их.

Элизу не просто принимают за истинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая героиня из народа становится по-настоящему гармонической личностью. Нечто похожее происходит с ее отцом, мусорщиком Альфредом Дулиттлом — от вонючих помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора, полемиста дан ему самой природой.

Пьеса имела невероятный успех. Только в лондонском Театре Его Величества спектакль выдержал 118 представлений!

Их переписка - этот "прекрасный кошмар" - длилась до 1937 года, когда он, в шести толстых конвертах, вернул ей все ее письма. После этого они переписывались еще два года!

Шоу: ”Удивительно, как мало пользы в мозгах! Вот у меня прекрасные высококачественные мозги, но с их помощью я узнал намного меньше, чем с помощью первой же глупой женщины, которой приспичило в меня влюбиться!”

Пат Кэмпбэл умерла в 1940 г. Узнав об этом, Шоу написал: «Она была великой чаровницей; каким образом удавалось ей производить на людей столь сильное впечатление, не знаю…»

Многолетняя переписка актрисы с Шоу легла в основу пьесы — тонкой, ироничной, пронзительной пьесы «Милый лжец» об их шутливых ссорах и искренних примирениях, язвительно-насмешливых баталиях и трогательных признаниях, созданной американским актером и журналистом Джеромом Килти.

Все материалы найдены на разных сайтах в сети

Из дневника rodich2007

Закрыть код Показать результат

в Прокате c : 01.01.1976


в Прокате c : 01.01.1976

Лирическая драма по одноименной пьесе Джерома Килти. Постановка И. Раевского - Московский художественный академический театр. Спектакль снят для телевидения режиссером Анатолием Эфросом. 2-е серии. В Основе сюжета - переписка Бернарда Шоу и известной актрисы Патрик Кэмпбелл Килти. МХАТовские «старики», последние из поколения настоящего МХАТа, - Анатолий Кторов и Ангелина Степанова принадлежат к тем артистам, имена которых навсегда останутся в летописи театральной истории страны. Их общей судьбой был МХАТ - ему отдано самое лучшее в жизни артистов. Тонкая, ироничная, пронзительная пьеса Джерома Килти, шутливые ссоры и искренние примирения, язвительно-насмешливые баталии и трогательные признания в исполнении блистательного дуэта Анатолия Кторова и Ангелины Степановой открывают перед нами историю любви талантливой актрисы и великого драматурга.