Какой совет дают представители света онегину. Как показывает пушкин отношение высшего света к

Подробное решение Страница 153-178стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009

1. Что в выборе формы и принципов изображения предопределило успех первой главы и романа в целом?

Жемчужина творческого наследия Пушкина его роман «Евгений Онегин». Это произведение одно из самых объёмных, как по содержанию, так и по смыслу. Оно обрело огромную популярность и оказало сильное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы. Пушкин считал, что ему удалось создать свое «лучшее произведение»; критик В. Белинский, оценивая роман, писал: «...стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе». Успех произведения во многом зависел от верного выбора жанра, образов, эстетических принципов. Он создал в русской литературе новый жанр - роман в стихах, органично включающий в себе элементы эпоса и лирики: роман требовал широкого эпического взгляда на жизнь, динамики событий, «свободного» развития сюжета, связи с современностью; лирика давала возможность эмоционально-субъективно оценивать события, выразив их в поэтическом слове-образе. В качестве примера он взял эстетические принципы Шекспира. Он хотел охватить жизнь во всей полноте, во взаимодействии положительного и отрицательного. Для воссоздания многогранной панорамы русской действительности придумана «онегинская строфа», состоящая из 14 рифмованных строк, последнее двустишие часто афористично и выражает идею. В романе точно определены исторические реалии, даже время рассчитано по календарю. Здесь автор особенно тщательно держался принципа объективности: создавая образ героя времени, он не мыслит его вне национальных особенностей воспитания и образования. В портрете молодого человека начала XIX века запечатлены как индивидуальные черты, так и черты, наиболее типичные для представителя дворянского общества, уже в первых главах романа автор изображает героев на фоне реальной действительности. Все эти важные особенности романа сделали его успешным, любимым, читаемым, разобранным на цитаты.

2. Как изменилась историческая реальность и творчество самого Пушкина во время написания «Евгения Онегина»?

Пушкин создавал роман «Евгений Онегин» на протяжении более семи лет. За это время в России произошло много исторических событий: декабристское восстание 14 декабря 1825 года, жестокая расправа с его участниками - казнь пятерых организаторов и ссылка на каторгу сотен декабристов, подвиг их жен, последовавших за мужьями в Сибирь, крестьянские волнения. В искусстве на смену романтизму пришел реализм. Важным явлением 20-х годов XIX века была увлеченность романтизмом, и вот в романе Пушкина романтик Владимир Ленский «из Германии туманной» привез «учености плоды», т. е. увлечение романтизмом, в петербургских гостиных появляется «угрюмый, томный» Онегин, в поисках кумира примеряющий на себя маску байроновского персонажа Чайльд Гарольда. Барышня Татьяна Ларина также подражает героиням любимых романтических романов. Романтическая влюбленность, дружба, стремление к романтическим идеалам - все эти качества присущи каждому из молодых пушкинских героев. Но, по законам жизни и психологического развития личности, именно в юности начинается активное освоение молодым человеком современных ему реалий. Роман тесно сближается с реальностью, где показывается ее откровенно-правдивая сторона.

3. В учебнике раскрыты лишь некоторые причины гибели Ленского. Продолжите аналитическое рассуждение, найдите другие причины и докажите продуктивность реалистического метода в изображении судьбы героя-романтика.

Трагическую гибель Владимира Ленского молодого мечтателя, романтика, можно объяснить рядом причин и заблуждений. Не последнее место в этом списке занимает возраст и неопытность. Молодой человек впервые оказался в сложной ситуации, столкнулся с «обманом друга» и не сделал никаких усилий, чтобы разобраться в причинах эгоистического «отмщения» Онегина. Юношеская горячность, максимализм, недоверие усугубили конфликтную ситуацию, хоть и переменились обстоятельства. Накануне дуэли он пытается осмыслить ситуацию, он так и ни к чему не приходит. Романтик по натуре он был слишком оторванным от реальности жизни. Ему очень недостает понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает жизнь и людей как человек, у которого чувство преобладает над разумом. Ленский живет сердцем, он верит в людей, в любовь, в дружбу: «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна», «он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы», он верит, что у Ольги «что за душа!». Однако первая же встреча романтика с действительностью приводит его трагическому финалу. Глубокие пушкинские афоризмы обобщают в романе печальный опыт не только Ленского, но и многих других романтиков, оторванных от жизни: «Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой»; «Учитесь властвовать собой»; «К беде неопытность ведет»; «Мы все глядим в Наполеоны„,»; «Так люди... от делать нечего друзья» и др.

Знакомый с жесткой реальностью Пушкин передает в судьбе романтика Ленского особенность многих своих друзей-декабристов, у которых возвышенные идеалы сочетались со слабым знанием жизни, оторванностью от реальной действительности, так горько разочаровавшей их. Ведь в итоге это так же привело их к трагическому жизненному финалу.

4. «Узнал бы жизнь на самом деле…» Знание каких жизненных законов могло предупредить трагедию? Каких прописных житейских истин не успел постичь юный поэт?

Неоднозначно говорит автор о молодом Ленском: «Узнал бы жизнь на самом деле...» Пушкин заметил это, говоря о судьбе, которая могла бы постичь Ленского, останься он в живых: «Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден», «...Поэта, Быть может, на ступенях света Ждала высокая ступень», - спрашивает Пушкин и продолжает: «А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле...» Пушкин выбирая для героя смерть, считал такой итог столкновения поэта-романтика с действительностью наиболее логичным. Предупредить трагедию Ленского могло время, для того, чтобы узнать о жизни больше. В нашей судьбе в ней есть темные и светлые стороны, друзья могут предавать, для многих дружба – это просто слово, а за прекрасной оболочкой милой девушки может скрываться легкомысленная особа. Возможно, он понял бы, что не стоит «простодушно обнажать свою доверчивую совесть» перед людьми, подобными Онегину, который «людей, конечно, знал и вообще их презирал». Безусловно, было бы хорошо, если бы жизнь не свела Ленского с Заредким, «старым дуэлянтом» и «картежником», человеком подлым и ничтожным, но от которого, к сожалению, зависит общественное мнение, не позволяющее мирно разрешить вопросы дуэли. Но если бы Ленский и Онегин просто поговорили, разъяснив все для себя - итог так же был бы другим.

В образе Татьяны Лариной Пушкин воплотил русский национальный характер. Она его любимая героиня и «милый идеал», который соответствовал его представлениям о прекрасном. Выбор имени героини говорит о тесной ее связи со всем народным. Татьяна - имя, характерное для девушек из простого народа. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят своими корнями в народную почву. Для Пушкина это очень дорого: он сам прекрасно осознавал, какую роль в его жизни сыграла няня Арина Родионовна. Удивительно ли, что свои сердечные тайны, свою первую влюбленность Татьяна открывает няне, по ее совету она гадает о своем суженом? Выросшая в деревне, мечтательная, романтичная, «русская душою» героиня любит природу, и Пушкин отводит описанию отношения Татьяны к природе достаточно строк. Для него, очевидно, важно, что «она любила на балконе предупреждать зари восход...», что Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров». Человек, который любит природу и не равнодушен к её прекрасным проявлениям и сам прекрасен душой, и видит прекрасное в других людях, утверждает поэт. Она не способна на обиду, оскорбление, обман. Неудивительно, что эту особенность Татьяны сразу же увидел Онегин («Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет».). И правда, в Татьяне - всё от жизни, что дорого и поэту, что доставляет ему радость души и восхищение, недаром образ девушки нарисован с такой любовью.

6. Как время повлияло на Татьяну? Какие задатки «юности мятежной» развились и составили сущность ее характера?

Онегин встретится с Татьяной в последней главе. По истечении времени, главный герой с трудом узнал в блистательной светской даме, которая ничем не уступала первой красавице Петербурга Нине Воронской, ту самую Татьяну, ту девочку, «которой он Пренебрегал в смиренной доле». Онегин потрясен ее спокойствием, ее равнодушием, тем, «что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон». Но это были внешние изменения, которые не затронули душу Татьяны. Девушка сохранила в себе индивидуальность, независимость, внутреннюю свободу. Она хоть и изменялась в соответствии с возрастом, новым социальным положением (она - жена достойного человека, боевого генерала, она - хозяйка дома, бывать в котором считают за честь самые знатные особы высшего света), но осталась верна себе, своим идеалам. Ее сутью стали святое чувство долга, честность, супружеская верность, ответственность за свои поступки и благополучие ее близких. Все это выразилось в ее ответе на внезапно вспыхнувшее чувство Онегина. Сколько в этом ответе достоинства, прямоты, высоких чувств! «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна» - говорит Татьяна Онегину, ни в чем не покривив душою. Такие, как она, способны были идти, как декабристки, за своими супругами на каторгу, на первое место воздвигая свое достоинство и свой долг перед близкими людьми.

Много различных оценок и споров вызывал и вызывает у критиков образ Евгения Онегина. Пушкин создал образ, реалистически отображающий сложность человеческого бытия. Евгений интересен автору и как герой, в котором «отразился век, И современный человек Изображен довольно верно, как психологически противоречивый характер, неординарная натура. Автор, «добрый приятель» Онегина, изучил своего героя достаточно глубоко. Онегин неординарная личность, которую ценит и уважает автор, которую ждет большое будущее. Но в тоже время нельзя не заметить противоречивость Онегина. Его интеллектуальные интересы широки, хотя он и обучен «чему-нибудь и как-нибудь». Он жаждет посвятить себя серьезному делу - но «труд упорный ему был тошен». Ему хочется что-то изменить в своей жизни - но он выбирает для себя позу разочарованного в жизни романтика. Русский по происхождению - но рядится в плащ байроновского Чайльд Гарольда. Прекрасно понимающий душу и состояние романтика Ленского - но убивающий его на дуэли. Не оценивший чувств влюбленной в него Татьяны - но готовый пасть к ее ногам при встрече в Петербурге. Читателя романы увлекает возможность постичь эту его двойственность, узнать подлинную суть его натуры.

8. Почему Онегин так и не нашел места в обществе?

Образ Евгения Онегина становится как бы венцом героев своих «южных поэм» - кавказском пленнике и Алеко. Как и они, ему не нравится его жизнь, он устал от нее, чувства его остыли, эмоции ушли, желания исчезли. Онегин - социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и особенностями той среды, в которой он сформировался. Белинский сказал об Онегине и о людях этого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется, но он...очень хорошо знает, что ему не надо, чего ему не хочется: того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Он не нашел применения своим способностям, своим задаткам; разочарованный пустой жизнью светского общества, он попытается воплотить в жизнь свои высокие намерения в деревне, где «ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». Однако эта деятельность не была ему интересна да и «труд упорный ему был тошен». Попытка читать ни к чему не привела: книги или не удовлетворяли его запросов или только укрепляли его мысли и чувства. Онегин стоит выше дворянской толпы: его неординарный ум, критическое отношение к жизни, презрение к людям - все это обрекло его на одиночество. Спасти себя любви он не позволил: Онегин испугался сильного чувства, так как выше всего ценил «вольность и покой», он испугался «шепота и хохотни глупцов», сплетен Зарецких и убил на поединке друга. Не рассеяли его скуки, не заполнили жизненной пустоты странствия, вспыхнувшая любовь к Татьяне не нашла ответа. Он никому и даже самому себе не был нужен. Тип «лишнего человека» зарождается в образе Онегина.

9. На основе текста, с учетом мнений критиков подготовьте собственное суждение о личности Евгения Онегина.

«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или она убила все силы души его, и безотрадная тоска обратилась в мертвую холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» - так писал о герое в своей статье «Евгений Онегин» критик В.Г. Белинский. Анализируя этот образ, Белинский скажет о герое много добрых слов: «Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия... он был не из числа обыкновенных... людей», «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание...», «Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро... оставил его, как это делают слишком немногие...» Другой же известный критик H.A. Добролюбов, размышляя над романом более чем через 30 лет после его написания, дал в своей статье «Что такое обломщина?» резко отрицательную характеристику Онегина. Не отрицая в нем положительных качеств, Добролюбов пишет: «...над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина (т. е. лень), которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Критик И. Киреевский заявлял: «Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное...» Писатель А. Герцен заметил об Онегине: «Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия... в этом обществе он осужден жить... нет ничего общего между ним и народом... он никогда не станет на сторону правительства и... никогда не умеет стать на сторону народа».

10. Кто из героев романа сделал верный выбор и каким образом время подтвердило это?

Верный выбор сделала Татьяна Ларина. Она отвергла запоздалую любовь Онегина, хотя и по-прежнему любила его. Именно ее решение кажется автору самым достойным. Он выделяет, как очень важную, общественную роль Татьяны- княгини. Логично полагать, что «законодательницей зал» Татьяна стала не только благодаря женскому обаянию, но и своему уму, образованности. Она имела широкий кругозор, благодаря этому качеству и уму она могла быть интересной собеседницей «с послом испанским», постоянно поддерживала в салоне «порядок стройный олигархических бесед», чтобы ни в чем и никогда не уронить достоинство своего заслуженного мужа, «изувеченного в сраженьях» генерала. В придворном обществе, где чувствует себя лишним Евгений Онегин, Татьяна играет значимую роль.

Влияние ее личности ощущает на себе не только ее муж, но и все окружающие: «Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей...» Здесь как бы выделяется главная мысль: в любом обществе ценятся искренность, добросердечие, порядочность, простота, уважение к людям, высокие моральные принципы. Общество не может существовать без таких людей. Однако и человек не может существовать вне общества. Таков вывод поэта.

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

ИОЗ по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Глава №1.

  1. .Как изображает А.С.Пушкин воспитание и образование Е.Онегина в 1-ой главе. Каким он представляется вам (строфы III - XII).

  2. Расскажите о нравственных принципах Е.Онегина, его взаимоотношениях с людьми светского общества (по 1-ой главе, строфыXXI -ХLIY).

  3. Опишите день Онегина по 1-ой главе романа
(строфы XV-XVII). Как показывает А.С.Пушкин типичность времяпровождения? Как изображение быта героя помогает понять условия его воспитания и формирования характера?

  1. Расскажите, как пытался Онегин выйти из порочного круга? (Строфа XLIII- LII.) Что дала ему попытка?

  1. Прочитайте конец первой главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? (Строфа LII- LX.)
Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»?

  1. . Найдите лирические отступления в 1-ой главе. Обратите внимание на их содержание, мысли героя, интонации.

  2. Проанализируйте XVII - XXII строфы 1-ой главы. Сопоставьте отношение к театру автора и Е.Онегина.

  1. Объясните обилие иностранных слов в 1-ой главе. Как вы понимаете слова поэта: «…мой бедный слог гораздо б меньше мог пестреть иноплемёнными словами…»?

  2. Как рисует А.С.Пушкин разочарованность Е.Онегина (строфы XXXVI- LYI)?

  3. В чём, по-вашему, различие между Онегиным и лирическим героем 1-ой главы? Найдите в тексте подтверждение вашей мысли.

  4. Каково отношение Пушкина к своему герою (по 1-ой главе). Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

Глава №2.


  1. Каково отношение Пушкина к своему герою (по 2-ой главе). Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

  2. Прочитайте о том, как протекала жизнь дядюшки Онегина в деревне (Строфы I –II, Y 2-ой главы). Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциального барства.

  3. .Прочитайте начало второй главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? (Строфа I- Y.) Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»? Как складывались отношения Онегина с соседями-помещиками?

  4. .Как складывались Онегина с соседями -помещиками. Сравните обвинения соседей в адрес Онегина с обвинения в адрес Чацкого.

  5. Проанализируйте строфы Y-ХХII, посвященные Владимиру Ленскому. Выделите слова и выражения, характеризующие отношение авторы к нему.

  6. Проанализируйте строфы Y-ХХII, посвященные Владимиру Ленскому. Найдите характерные для романтической поэзии слова и обороты речи. Объясните, как этот стиль раскрывает характер героя, его отношение к жизни. Как относится автор к поэтическому творчеству Ленского?

  7. Найдите в тексте, как А.С.Пушкин описывает роман Владимира Ленского и Ольги Лариной. Как эти отношения характеризуют героев. Как относится автор к любви Ленского? Почему автору неинтересно описывать Ольгу? (строфы ХIХ-ХХIII)

  8. Как складывались отношения Онегина с Ленским? Верите ли вы в возможность дружбы «от делать нечего»? Что объединяло Онегина и Ленского?
О чем размышляли, спорили Онегин и Ленский? (строфы ХIII-ХIХ)

  1. Что мы знаем о дружбе, друзьях в жизни А.С. Пушкина? Как вы объясните начальные строчки строфы XIV 2-ой главы романа.

  2. Какой жизненный уклад царствовал в семействе Лариных? Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциаль-ного барства. (строфы ХХIХ- ХХХYI)

  3. Почему автору неинтересно описывать Ольгу? Почему так много раз, описывая Татьяну, автор употребляет частицу «не», показывает, какой она НЕ была. В чем необычность Татьяны? (строфы ХХIII-ХIХ)

  4. Покажите, в каких условиях воспитывалась Татьяна Ларина, какие факторы влияли на формирование её характера.

  5. История жизни матери Татьяны Лариной. Кто из её дочерей пойдёт по её пути, по-вашему? Докажите свою точку зрения. (строфы ХХIХ- ХХХYI)

Глава №3.


  1. Сравнить портрет Ольги, данный автором во второй главе (строфа XXIII), с портретом, данным ей Онегиным в третьей главе
    (строфа V). Пощадил ли Онегин чувства своего друга?

  2. Почему Татьяна решила, что Онегин - тот, кого она ждала? Что подготовило её отношение к нему. Как Пушкин объясняет это? (YI-ХY строфы)

  3. История жизни няни Татьяны Лариной. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы. Почему она не понимает страданий своей воспитанницы?(строфы ХYII-ХХI).

  4. Сопоставьте рассказ няни Т.Лариной о её замужестве с историей любви матери Татьяны, её сестры и сделайте вывод о традициях России.

  5. .Как строфы XXII-XXV объясняют читателю смелый поступок Татьяны - решение писать Онегину, открыть свою душу?

  6. Прочитайте вслух в классе письмо Татьяны. Как оно отражает ее чувство?

  7. .Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание.

  8. Как в XXXVIII и XXXIX строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

  9. Расскажите о жизни крепостных. Зачем А.С.Пушкин вводит в сюжет строфы ХL и Песню девушек в 3 главе..

  10. Прочитайте последнюю строфу (XLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?

Глава №4.


  1. С чего начинается четвертая глава. Как вы думаете, почему? Чьи это мысли? Автора? Онегина? Прочитайте строфыVIII-XI, что они добавляют в характер Е.Онегина?

  2. . Прочитайте исповеди Онегина. (Строфы XII-XVI.)

  3. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте. Что эти строфы подчеркивают в характере героя.

  4. Как автор относится к своему герою, к его словам и поступкам? Как автор выражает свою любовь к Татьяне? (строфы ХI-ХХIY).

  5. Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?
По какому принципу построено описание «картин счастливой жизни» Ленского и Ольги относительно предыдущих строф?

  1. Чем занимается Онегин после объяснения с Татьяной? Перечитайте картины природы в 4-ой главе. Какую роль они играют в тексте? (Строфы ХХХYI – XLVII)

  2. Время в четвертой главе бежит очень быстро. Почему? (строфы XLVII-XLIX).

Глава №5.


  1. Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

  2. Перечитайте картины природы в 5-ой главе. Найдите детали, изобразительно-выразительные средства, делающие эти картины реалистичными.

  3. Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

  4. Перечитайте строфы ХI-ХХI (сон Татьяны). Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно это сновидение?

  5. Расскажите о том, как проходит праздник «Именины Татьяны» в доме Лариных (по 5-6 главе романа), как ведут себя гости.

  6. Перечитайте строфы ХХV-ХХIХ, воспроизведите «карикатуры всех гостей», как мысленно делал это Онегин. В этих строфах найдите слова и выражения, характеризующие отношение к гостям самого автора.

  7. Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

  8. Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

  9. Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

Глава №6.


  1. Чем заканчивается пятая глава? Что предвещает? Какое продолжение в шестой главе находит мщение Онегина Ленскому? Почему Онегин принял вызов? (строфы IY- ХII)

  2. Прав ли юный поэт, обвиняя Ольгу? Почему он изменил своё отношение к ней? К какому выводу пришел? (строфы ХIII- ХIХ)

  3. Последняя ночь Ленского (строфы ХХ-ХХIII).

  4. Мелкий бунт Онегина против неотвратимой дуэли. (строфы XXVI – XXVII).

  5. Друзья или враги? (строфы XXVIII –XXXIV).

  6. Два варианта судьбы Владимира Ленского. (строф XXXVI – XL).

  7. Прощание с юностью. (строфы XLIII - XLVI).

Глава №7.


  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?

  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?

  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?

  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?

  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)

  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)
Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?

  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?

  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?

  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?

  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?
Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.

  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?

  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?

  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Урок в 9 класс . Анализ главы 6. Дуэль.

Цели:

1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи; 3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

Проблемный вопрос: «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Ход урока.

  1. Проверочная работа(7 минут)
  2. Беседа по 5 главе.

Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно сновидение Твтьяны?(5 глава центральная, переломная, в сне предсказание трагической судьбы героев)

Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

III.Слово учителя.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно»,

В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А.С.Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя - Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою дивной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа - Евгения Онегина.

Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого - «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Дуэль - поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли - восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

Идеалом российского дворянства 18 - нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

Правила были неписаные, т.к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

«Ход дуэли»:

1.Столкновение.

2.Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

3.Вызов (картель).

4.Переговоры секундантов.

Какова же была роль секундантов?

Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою. Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения. Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

Каким образом определялась степень оскорбления?

Все определяли неписаные законы и общественное мнение. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный - бретером.

Дуэль - поединок, способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

Картель - письмо с вызовом на дуэль.

Секундант - посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Барьер - минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

- Каковы причины дуэли Ленского и Онегина?(5 глава)

На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек.

Он ищет виновного:

Надулся он и, негодуя,

поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

Пистолетов пара,

две пули - больше ничего –

вдруг разрешат судьбу его.

Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

Ленского не было.

Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров.»

Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна...

Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя - Онегина.

Выразительное чтение XVII (гл.6)

Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!»

Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

Выразительное чтение X (гл.6)

Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

Какова роль Зарецкого в романе? Выразительное чтение XI (гл.6)

Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

НЕ отреагировал на то, что второй секундант - слуга Онегина.

НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

Нет, для Зарецкого дуэль - это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов. Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил. Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

IV. Версия первая: Онегин - хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского.

Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

Выразительное чтение XXVIII (гл.6)

Версия вторая: гибель Ленского - трагическая случайность. Аргумент первый - опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

Выразительное чтение XXX, XXXI (гл.6)

А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

- С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта - гуманиста нет ничего более страшного - погиб человек.

Выразительное чтение XXXIII (гл.6)

Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна. Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

V.Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной?

VI. Д\З: 7 глава.

Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод (ХY-ХХY)?

Глава №7.

  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?
  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?
  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?
  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?
  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)
  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?
  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?
  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?
  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?
  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.
  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?
  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Роль эпиграфа к пятой главе объясняется Ю. М. Лотманом в плане задания параллелизма образов Светланы Жуковского и Татьяны с целью выявления отличий их трактовки: «одного, ориентированного на романтическую фантастику, игру, другого – на бытовую и психологическую реальность». В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический смысл для оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории. Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу. Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, открытая сентиментальность – предваряет трагическую неизбежность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, рисует и богатое духовное содержание образа. В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма с зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует противопоставление сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны бесконечно многообразна и поэтична.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – привносит пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции приятия смерти, прерывающей краткосрочность жизненной миссии «певца любви». Но Ю. М. Лотман показал и еще один смысл этого эпиграфа. Пушкин не полностью взял цитату у Петрарки, а выпустил стих, говорящий, что причина отсутствия страха смерти – во врожденной воинственности племени. При таком пропуске эпиграф применим и к Онегину, равно рисковавшему на дуэли. Опустошенному Онегину, может быть, тоже «не больно умирать».


Человек и среда в «Евгении Онегине»

Роман «Евгений Онегин» - величайшее создание А. С. Пушкина и при этом уникальное, не имеющее аналогий по жанру в русской и мировой литературе. Роман является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме.

Роман А. С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем автором, заключают в себе широкие художественные обобщения.

Это и образ Евгения Онегина - русского молодого человека, представителя вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной жизнью, скучающей, разочарованной дворянской молодежи первой четверти XIX века. Это и образ Татьяны Лариной - реальный, вместивший все лучшие черты «натуры глубокой, любящей, страстной» (В. Г. Белинский). Это и характерный для пушкинского времени образ Ленского - романтика «из Германии туманной», и образ русской, непосредственной Ольги. Второстепенные образы романа (помещики, столичное и московское дворянство) столь же жизненны и реалистичны.

Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время, каждый образ сформировался под действием среды, в которой живет герой, наиболее полно впитал в себя ее черты и нравы, в ней получил воспитание и образование. Среда наложила отпечаток на взгляды и мировоззрение всех героев «Евгения Онегина» и сделала их именно такими, какими мы видим их на страницах романа.

В самом начале перед читателями предстает типичный образ, индивидуализированный, жизненный и правдивый. Автор сразу срывает ореол таинственности с главного героя романа- Евгения Онегина: перед нами выступает характер персонажа- «молодого повесы», эгоиста и скептика с острым и злым языком.

В коротком вступлении А. С. Пушкиндает его биографию:

Сперва Madame за ним ходила
Потом Monsieur ее сменил.
...Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой...

Среда, к которой принадлежал Евгений Онегин, и сформировала его убеждения, мораль и интересы. В первой главе автор иронизирует над его ученостью, глубиной экономических познаний, и этот тон сохраняется до конца романа: Перед читателем предстает светский молодой человек:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
...Свет решил, что он умен и очень мил.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера героя:

...рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум;
...Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

А. С. Пушкин рисует портрет эгоиста, не умеющего обращать внимания на чувства других людей, способного с легкостью обидеть, оскорбить, даже не заметив этого.

Однако Онегин трезво мыслит, он требователен к себе. Белинский видел незаурядность личности этого героя: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». Но разочарование в жизни, в окружающих людях, в самом себе и отличало его от, массы столичных, дворян, Онегин, «желая много», не удовлетворился «ничем» (В. Г. Белинский).

Будучи знатоком «науки страсти нежной», Евгений Онегин сумел разглядеть в Татьяне Лариной глубину ее натуры, простоту, грусть, одиночество, непохожесть на других, «доверчивость души невинной». Нигде не упоминая о возвышенных поступках главного героя, в четвертой главе А. С. Пушкин замечает:

"Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство."

В своих критических статьях В. Г. Белинский называл Онегина «эгоистом поневоле», отлично понимающим «людей и их сердца»: герой был «живо тронут» письмом бедной девушки.

Однако в отношениях с Ленским Онегин открыто демонстрирует свою привязанность к устоям светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому является поведение героя на именинах Татьяны, дуэль с другом. Даже удалившись от высшего света, Онегин не упускает случая воспользоваться своим прошлым опытом: флиртует с невестой Ленского, понимая, что именно это обидит и унизит друга более всего. Согласие на дуэль с молодым, неопытным, пылким юношей Онегин дает мгновенно, без раздумий и сомнений. Влияние обычаев, среды, воспитавшей его, здесь проявляется наиболее полно. Реакция Онегина почти инстинктивна, но это дань силе влияния «общественного мнения», «шепота, хохота глупцов». Внутренний голос говорит герою, что он не прав, но Онегин полностью находится в плену общества, от которого бежит, ненавидя свет, но правила которого соблюдает строго.

Драма Онегина в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность светской жизнью, он не может порвать с ней, не может найти для себя значимую цель в жизни. Он является порождением петербургского общества, видя его негативные черты. Противоречивость натуры была типична для дворян-интеллигентов. Она хаpaктepизyeт героев литературы критического реализма, и автору жаль своего героя: Судьба Онегина глубоко трагична, он не находит своего места в жизни. «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание» (В. Г. Белинский).

Образ уездной барышни - Татьяны Лариной - не менее типичен. Прожив в деревне среди «бедных поселян», на лоне природы все детство и юность, она и в столичном обществе сохранила нерушимость воспоминаний, впечатлений, черт характера.

Близость к народной жизни, к русской природе, особая атмосфера простоты, незатейливости в семье с «привычками милой старины» повлияли на мировоззрение, взгляды Татьяны, Сильная привязанность к няне пробудила в ней интерес к слухам, гаданиям, преданьям:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны...
...Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод...

Девушка была безразлична к интересам поместного дворянства, но одиночество сохранилось в ней и в Петербурге, где она оставалась столь же равнодушной к «пышной роскоши» столичного дворянства. «Законодательница мод», «равнодушная княгиня» в глубине души осталась прежней - сердечной и искренней, душевно чистой, безыскусственной, верящей в «избранную мечту» - такой, какой она была в «жизни полевой».

Совершенно по-иному повлияла среда на пламенного, восторженного юношу - Владимира Ленского. «Полурусский сосед» из «Германии туманной» совершенно не был приспособлен к действительности, не знал жизни:

От сладкого разврата света
Еще увязнуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев...

Мир, в котором был воспитан Ленский, не имел ничего общего с реалиями, в которых он оказался. Сочетание возвышенного идеала и слабого знания людей заставляло Ленского реагировать на все по-своему, воспринимать жизнь со своих позиций, что и привело его к трагическому финалу. По словам Белинского, «это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться... Это был романтик и больше ничего».

Саму среду в «Евгении Онегине» составляют поместное и московское дворянство, петербургский свет. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А. С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту.

Наиболее полнокровно все поместное дворянство с его нравами и обычаями было представлено в романе на балу в честь именин Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздик.....превосходный
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая...
...И отставной советник Флянов;
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор даже использует «говорящие» фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, сплетники, обладающие примитивными, низменными интересами (все их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»).

На фоне остальных А. С. Пушкин выделяет семью Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У ццх на масленице жирной...
Водились русские блины...

В день Троицын, когда народ.
Зевая, слушает молебен,
УмЪльно на пучок зари
Они роняли слезки три...

Семья Лариных- это та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность, сердечность.

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович также глуп,
Семен Петрович так же скуп...

Типичность характеристик Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно, общее правило - грибоедовская Москва.

В петербургским свете, Где вырос Евгений Онегин, где сложился его характер, основные взгляды и мировоззрение, Пушкин говорит еще более, зло:

Тут был, однако-, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.

...И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой!

Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа, где автор представляет главного героя: свет не предъявил особых требований ни к широте знаний, ни х образованию, ни к личным качествам человека.

Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы и позиции. Пушкинская реалистическая «энциклопедия русской жизни» позволяет нам увидеть типичные обобщенные характеры в типичных условиях.

Пушкина очень интересовали процессы, происходящие в обществе того времени. Он удивительно полно сумел изобразить жизнь, быт и нравы дворянства. «Евгений Онегин» является бесценным источником познания русской жизни первой четверти XlX вeкe.