Микешин тысячелетие. Памятник «Тысячелетие России

тысячелетие россии памятник, тысячелетие россии
Координаты: 58°31′14″ с. ш. 31°16′30″ в. д. / 58.5206111° с. ш. 31.2750556° в. д. / 58.5206111; 31.2750556 (G) (O) (Я)

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

  • 1 Описание памятника
  • 2 Средний ярус
  • 3 Нижний ярус (фриз)
  • 4 История монумента
    • 4.1 Создание
      • 4.1.1 Конкурс
      • 4.1.2 Создание проекта
        • 4.1.2.1 Авторы
      • 4.1.3 Возведение и открытие
    • 4.2 Дальнейшее существование
      • 4.2.1 1917-1941
      • 4.2.2 Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
      • 4.2.3 Последующие реставрации
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Описание памятника

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала - 6 м; высота фигур - 3,3 м; креста на державе - 3 м).

Диаметр гранитного постамента - 9 м; шара-державы - 4 м; окружности горельефа - 26,5 м. Вес металла памятника - 100 тонн, вес бронзового литья - 65,5 тонны (шар-держава - 400 пудов; колоссальных фигур - 150 пудов; крест на шаре - 28 пудов).

Всего памятник содержит 128 фигур.

Скульптурные изображения делятся на три уровня:

  1. Группа из двух фигур - ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
  2. Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
  3. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.

Средний ярус

Призвание варягов на Русь (862 год) : фигуры - первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» - по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес (см. фото) (обращены на юг, к Киеву)
Крещение Руси (988-989 годы): великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг)
Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, а в левой - бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве)
Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти - бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане фигура сибиряка - символ грядущего освоения Сибири.
Начало династии Романовых (1613 год): Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
Образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу)

Нижний ярус (фриз)

Фриз делится на четыре раздела:

«Просветители»

31 фигура, начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича

Имя Характеристика Изображение
Кирилл и Мефодий христианские проповедники
Ольга великая княгиня Киевская
Владимир Святославич великий князь Киевский
Авраамий Ростовский епископ Ростовский
Антоний Печерский основатель Киево-Печерского монастыря
Феодосий Печерский игумен Киево-Печерского монастыря
Кукша Печерский иеромонах Киево-Печерского монастыря
Нестор Летописец историк
Кирилл Белозерский основатель Кирилло-Белозерского монастыря
Стефан Пермский епископ, просветитель Пермского края
Алексий митрополит Киевский и Всея Руси
Сергий Радонежский православный святой, основатель Троице-Сергиева монастыря
Петр Могила митрополит Киевский и Галицкий
Зосима Соловецкий
Максим Грек крупный деятель русского просвещения, писатель
Савватий Соловецкий основатель Соловецкого монастыря
Иона Московский митрополит
Макарий митрополит Московский и Всея Руси
Варсонофий архиепископ Тверской
Гурий архиепископ Казанский
Константин Острожский князь, киевский воевода
Никон шестой патриарх Московский и Всея Руси
Фёдор Ртищев родоначальник русской благотворительности
Димитрий Ростовский церковный деятель, писатель
Тихон Задонский епископ Ладожский, затем Воронежский, писатель
Митрофан Воронежский первый епископ Воронежский
Георгий Конисский архиепископ Белорусский, писатель
Феофан Прокопович архиепископ Новгородский, писатель и учёный
Платон митрополит Московский
Иннокентий архиепископ Херсонесский и Таврический

«Государственные люди»

(26 фигур), на восточной стороне памятника

Имя Характеристика Изображение
Ярослав Мудрый князь Ростовский, Новгородский и великий князь Киевский
Владимир Мономах великий князь Киевский
Гедимин великий князь Литовский
Ольгерд великий князь Литовский
Витовт великий князь Литовский
Иван III великий князь Московский
Сильвестр священник, политический деятель
Анастасия Романова первая жена Ивана Грозного
Алексей Адашев государственный деятель
Гермоген патриарх
Михаил Фёдорович родоначальник династии Романовых
Филарет патриарх
Афанасий Ордин-Нащокин дипломат
Артамон Матвеев государственный деятель, дипломат
Алексей Михайлович второй русский царь из дома Романовых
Пётр I российский император
Яков Долгоруков государственный деятель, военачальник
Иван Бецкой общественный деятель
Екатерина II российская императрица
Александр Безбородко дипломат
Григорий Потёмкин государственный деятель
Виктор Кочубей дипломат
Александр I российский император
Михаил Сперанский государственный деятель
Михаил Воронцов генерал-фельдмаршал
Николай I российский император

«Военные люди и герои»

(36 фигур), с северо-восточной стороны памятника

Имя Характеристика Изображение
Святослав Игоревич великий князь Киевский, полководец
Мстислав Удалой князь Торопецкий, Новгородский и Галицкий, полководец
Даниил Галицкий князь Галицкий и Волынский, полководец
Довмонт великий князь литовский, князь Псковский
Александр Невский князь Новгородский, великий князь Владимирский
Михаил Тверской князь Тверской, великий князь Владимирский
Дмитрий Донской великий князь Владимирский и Московский, полководец
Кейстут князь Трокский и Жемайтский
Даниил Холмский московский воевода
Михаил Воротынский полководец
Даниил Щеня князь, воевода
Марфа Посадница жена новгородского посадника Борецкого
Ермак Тимофеевич казачий атаман
Михаил Скопин-Шуйский князь, полководец
Дмитрий Пожарский князь, организатор народного ополчения
Кузьма Минин организатор народного ополчения
Авраамий Палицын келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель
Богдан Хмельницкий украинский государственный и военный деятель, гетман
Иван Сусанин народный герой
Борис Шереметев дипломат
Михаил Голицын генерал-фельдмаршал
Пётр Салтыков генерал-фельдмаршал
Бурхард Миних генерал-фельдмаршал
Алексей Орлов генерал-аншеф
Пётр Румянцев фельдмаршал
Александр Суворов генералиссимус, полководец
Михаил Барклай-де-Толли генерал-фельдмаршал
Михаил Кутузов генерал-фельдмаршал, полководец
Дмитрий Сенявин флотоводец, адмирал
Матвей Платов войсковой атаман, генерал от кавалерии
Пётр Багратион генерал, герой Отечественной войны 1812 года
Иван Дибич генерал-фельдмаршал
Иван Паскевич генерал-фельдмаршал
Михаил Лазарев флотоводец, адмирал
Владимир Корнилов вице-адмирал, герой Севастопольской обороны
Павел Нахимов флотоводец, адмирал

«Писатели и художники»

Имя Характеристика Изображение
Михаил Ломоносов поэт, художник, учёный
Денис Фонвизин писатель, драматург
Александр Кокоринов архитектор
Гавриил Державин поэт, государственный деятель
Фёдор Волков актёр
Николай Карамзин писатель, историк
Иван Крылов баснописец
Василий Жуковский поэт, переводчик
Николай Гнедич поэт, переводчик
Александр Грибоедов писатель, дипломат
Михаил Лермонтов поэт
Александр Пушкин поэт, писатель
Николай Гоголь писатель
Михаил Глинка композитор
Карл Брюллов художник
Дмитрий Бортнянский композитор

История монумента

Создание

Конкурс

В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что стоимость памятника составит полмиллиона руб., но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб.; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством.

В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также озвучили программу, которой должен был соответствовать памятник (шесть периодов истории России). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров.

На конкурс было подано 52 проекта (подавались анонимно под девизами), из которых Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, под председательством её вице-президента князя Г. Г. Гагарина с участием архитекторов и инженеров, командированных от Главного управления путей сообщений и публичных зданий, признал соответствующим условиям конкурса только три проекта:

  1. архитектора Антипова. Проект был подражанием памятника «Бавария» в Мюнхене и был слишком большим для новгородской площади
  2. академика Горностаева. этом проекте Россия была аллегорически изображена в виде большой статуи. Комиссия решила, что эта аллегория не будет понятна широким слоям и не произведёт впечатления.
  3. художника Микешина.

Между Горностаевым и Антиповым была разделена вторая премия (1000 руб.), первая - присуждена Микешину (4000 руб.). Также участвовали Николай Штром, Я. Домбровский и другие.

Создание проекта

Один из ранних макетов памятника, ГИМ. По-другому оформлено завершение памятника

Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха» и состоял из трёх частей.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью». Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса.

На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трёх месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.

Долгий период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актёр Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Николай I добавлен в последний момент. Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина, исправленный Чевкиным.

Модель скульптурного пояса была изготовлена М. Микешиным и Шредером.

В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.

Победивший проект принадлежал молодым скульпторам М. О. Микешину (за год до этого закончившему Академию) и И. Н. Шредеру. Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера - вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Строителем назначили инженера Евреинова, а производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова.

Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала".

В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решетка) и В. А. Гартмана. Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер - «Писатели и художники».

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Возведение и открытие

1862 год. Возведение памятника Памятная медаль 1862 года «В память совершившегося тысячелетия России»

Закладка памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлёвской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник Новгородскому ополчению 1812 года, который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка - серый полированный сердобольский гранит, добытый на северном берегу Ладожского озера. Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса.

Памятник был торжественно открыт 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1862 года в присутствии Александра II. связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

Специально к открытию были выпущены два путеводителя по Новгороду (первые в истории города). конце апреля-начале мая 1862 года вышел «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» (Автор - митрополит Макарий; СПб, 1862. - 32 с.). июле-августе - «Путеводитель по Новгороду: Справочная книга для едущих на открытие памятника тысячелетию России» (Книга была выпущена анонимно. Автор -В. А. Долгоруков. СПб, 1862. С.27).

Дальнейшее существование

1917-1941

После революции монумент воспринимался как памятник самодержавию и был зашит фанерой и досками. Однако, позже он снова был открыт для обозрения.

Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление

Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

15 августа 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943-1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.

К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей». Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие.

Последующие реставрации

  • В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были патинизированы).
  • Вторая половина 1970-х годов - специалисты Ленинградского научно-производственного объединения «Реставратор» восстановили вокруг памятника фонари и решетку (вместо увезённых в Германию).
  • Апрель-июнь 1982 года - тщательный осмотр и чистка.
  • Наконец, в 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние по причине частичного разрушения и значительной коррозии деталей стальной несущей конструкции верхней части памятника. Отсутствовали некоторые элементы декора (не восстановленные в 1982 году). АО «Ампир» (Санкт-Петербург) в период с февраля по октябрь 1995 года провёл очередной цикл восстановительных работ.

При реставрациях случались неожиданные находки:

  • В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента специалисты отыскали своеобразные сталактиты, сталагмиты и остатки лестницы, забытой в середине XIX века.

    Памятник на банкноте в 5 рублей

    Памятная 5-рублевая монета, 1988 год

    Памятная 10-рублевая монета, 2012 год

    Почтовая марка России, 1140 лет российской государственности, 2002 год

Примечания

  1. 1 2 Памятник Тысячелетия России
  2. Внешний вид памятника
  3. Список, поданный на подпись Александру II (по Антощенко)
  4. 1 2 3 4 5
  5. Конкурс проектов памятника
  6. 1 2 3 История создания
  7. Памятник Тысячелетию России
  8. Этапы создания
  9. Возведение
  10. Программа юбилея
  11. Мельцин, М. О. «Автор одного из первых путеводителей по Новгороду» //Новгородика-2006: материалы научной конференции. - Великий Новгород, 2007. -352. - С.257-264. -ISBN 978-5-98769-037-6
  12. В. Л. Янин. Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. - СПб., 2007. - С. 376. - ISBN 5-98187-236-5.
  13. Великая Отечественная война
  14. 1 2 Послевоенное восстановление
  15. Юрий Левиков. Памятнику «Тысячелетие России» 145 лет

Литература

  • Захаренко А. Г. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде / Новгородский историко-художественный музей. - Новгород: Новгородская правда, 1958. - 56 с. - 10 000 экз. (обл.)
  • Памятник «Тысячелетие России». - М.: Советская Россия, 1974. - 72 с. - 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Маслова Е. Н. Памятник «Тысячелетию России». - Изд. 2-е, испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1977. - 104 с. - (Туристу о Новгороде). - 100 000 экз. (обл.)
  • Памятник «Тысячелетие России» / Составитель Сергей Семанов. - М.: Советская Россия, 1986. - 96 с. - 25 000 экз. (в пер.)
  • Смирнов В. Г. Россия в бронзе: Памятник Тысячелетию России и его герои. - Новгород: Русская провинция, 1993. - 240 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-87266-004-9. (в пер.)
  • Николаева Л. А. Великий Новгород. Памятник Тысячелетию России. - Офсет 888, 2005. - 48 с. - (История России в бронзе). - 1 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Антощенко А. В. Памятник Тысячелетию России
  • Ольга Майорова. Бессмертный Рюрик. Празднование Тысячелетия России в 1862 г.

памятник тысячелетие россии, памятник тысячелетие россии в новгороде, тысячелетие россии, тысячелетие россии памятник

Тысячелетие России Информацию О

Призвание варягов на Русь (862 год)

Если быть точными, то не 862, а 6370 год - ведь летоисчисление в эти времена было иным - годы считали от сотворения мира. Дата эта начертана на памятнике буквами с титлом, по-старинному. Первая "картина" "Тысячелетия России" - древняя Русь, еще не принявшая христианства - языческая земля. Поэтому на монументе изображен языческий бог Перун, стоящий за спиной у Рюрика - первого князя, приглашенного в Новгород княжить из варягов в том самом 6370-ом году. Об этом идет рассказ в "Повести временных лет":
"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде..."
Рюрик стоит в звериной шкуре, у него остроконечный шлем и остроконечный щит.
К слову, эта скульптурная композиция находится с южной стороны памятника, то есть обращена к Киеву.

Крещение Руси (988 год)

Время, изменившее летоисчисление на Руси и определившее путь, по которому ей предстоит идти - время князя Владимира. Его фигура с восьмиконечным православным крестом в руке как будто движется вперед и решительно выходит из пространства памятника. Князь изображен уже "испытавшим веры" и принявшим решение о той, какую выберет он сам и его народ. По одну сторону Владимира находится скульптура язычника, разбивающего своего идола. По другую - молодая мать, с доверием взирающая на правителя и несущая крестить своего ребенка. Ее шаг повторяет шаг князя - это символический прием скульптора.
Несколько поколений изображены в этой скульптурной композиции, доминантой которой является высоко поднятый православный крест. Фигура князя Владимира обращена в сторону Византии, откуда он принес на Русь христианство.

Куликовская битва (1380 год)

С восточной стороны монумента, обращенной к Москве, изображен святой благоверный князь Дмитрий, прозванный Донским за победу в Куликовской битве. Он возвышается над поверженным татарским мурзой и попирает его ногой, а взгляд его устремлен вдаль, на восток. В руке у князя древнерусское оружие - шестопер. Дмитрий Донской, как и князь Владимир, делает шаг вперед, начиная освобождение Руси от татаро-монгольского ига и торжествуя победу христианства над язычеством. "Сказание о Мамаевом побоище" подчеркивает эту мысль:
"Начало повести о том, как даровал бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как молитвами пречистой богородицы и русских чудотворцев православное христианство - Русскую землю бог возвысил, а безбожных язычников посрамил".

Основание самодержавия (1491 год)

Татарин окончательно побежден, он преклонил колена и вручает царю знак власти - конский хвост, привязанный к дереву, называемый по-татарски бунчук. Иван Третий, или Иван Васильевич, при котором Русь окончательно освободилась от власти ордынских ханов и объединилась вокруг Москвы, изображен на монументе в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой. Успешные для России войны позволили Ивану Васильевичу передать своему наследнику земли, в несколько раз большие тех, которые когда-то принял он сам. Как символ военных побед изображены на памятнике "Тысячелетие России" побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь, чей меч сломан. Но в этой группе фигур есть еще одна, пятая, на заднем плане. Это фигура жителя Сибири, которую вскоре начнут осваивать.

Начало династии Романовых (1613 год)

Пятая скульптурная группа грандиозного памятника посвящена событиям начала XVII века и воцарению Романовых. Молодой царь Михаил Федорович, взошедший на престол 17-ти лет от роду, изображен принимающим шапку Мономаха и скипетр - символы державной власти. Но его фигура не стоит на первом плане - перед ним стоят Козьма Минин и князь Пожарский - русские национальные герои, организатор и руководитель Земского ополчения 1611-1612 гг., боровшегося против шведской и польской интервенции. Вспомним часть пламенной речи Минина, обращенной к русскому народу:
"Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником".
Минин подносит молодому Романову шапку Мономаха и скипетр, а князь Пожарский изображен с обнаженным мечом, обороняющим молодого царя.

Основание Российской империи

И снова скипетр, но уже в новых руках - Петра Первого. Эта часть монумента обращена, конечно, на Север, в сторону Невы и новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Под ногами Петра - побежденный им швед, пытающийся защитить свое разорванное знамя, стоя на коленях.
Над самим Петром парит огромный ангел, чьи крылья закрывают половину шара, вокруг которого находятся все описанные скульптуры. Шар этот символизирует саму державу. Рука этого ангела вытянута вперед, то есть указывает путь на Север.
Сам Пётр I стоит в порфире, в высоких сапогах, и его голова увенчана лавровым венком. Эта группа отображает одну из самых известных эпох в истории Русского государства до середины XIX века. Она напоминает о победе русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и торжествует образование Российской империи.

: 58°31′14.2″ с. ш. 31°16′30.2″ в. д.  /  58.520611° с. ш. 31.275056° в. д. (G) 58.520611 , 31.275056

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин , Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман . Памятник находится в новгородском детинце , напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Описание памятника

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» ). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала - 6 м; высота фигур - 3,3 м; креста на державе - 3 м).

Диаметр гранитного постамента - 9 м; шара-державы - 4 м; окружность горельефа - 26,5 м. Вес металла памятника - 100 тонн, вес всего памятника - 10000 тонн, вес бронзового литья - 65,5 тонны (шар-держава - 400 пудов; колоссальных фигур - 150 пудов; крест на шаре - 28 пудов) .

Всего памятник содержит 129 человеческих фигур.

Скульптурные изображения делятся на три уровня:

Дмитрий Донской

Военные люди

«Просветители» (31 фигура), начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича:

  • Кирилл и Мефодий , христианские проповедники
  • Владимир Святославич , великий князь Киевский
  • Ольга , великая княгиня Киевская
  • Нестор Летописец , историк
  • Антоний Печерский , основатель Киево-Печерского монастыря
  • Феодосий Печерский , игумен Киево-Печерского монастыря
  • Авраамий Ростовский , епископ Ростовский
  • Кукша Печерский , иеромонах Киево-Печерского монастыря
  • Алексий (Бяконт) , митрополит Киевский и Всея Руси
  • Сергий Радонежский , основатель Троице-Сергиева монастыря
  • Кирилл Белозерский , основатель Кирилло-Белозерского монастыря
  • Стефан Пермский , епископ, просветитель Пермского края
  • Иона Московский , митрополит
  • Зосима Соловецкий
  • Савватий Соловецкий , основатель Соловецкого монастыря
  • Максим Грек , крупный деятель русского просвещения, писатель
  • Макарий , митрополит Московский и Всея Руси
  • Гурий , архиепископ Казанский
  • Варсонофий , архиепископ Тверской
  • Острожский, Константин Константинович , князь, киевский воевода
  • Никон , шестой патриарх Московский и Всея Руси
  • Петр Могила , митрополит Киевский и Галицкий
  • Фёдор Ртищев, родоначальник русской благотворительности
  • Дмитрий Ростовский , церковный деятель, писатель
  • Феофан Прокопович , архиепископ Новгородский, писатель и учёный
  • Митрофан Воронежский , первый епископ Воронежский
  • Тихон Задонский , епископ Ладожский, затем Воронежский, писатель
  • Георгий Конисский , архиепископ Белорусский, писатель
  • Платон , митрополит Московский
  • Инокентий , архиепископ Херсонесский и Таврический

«Государственные люди» (26 фигур), на восточной стороне памятника:

  • Ярослав Мудрый , великий князь Киевский
  • Владимир Мономах , великий князь Киевский
  • Гедимин , великий князь Литовский
  • Ольгерд , великий князь Литовский
  • Витовт , великий князь Литовский
  • Иван III , великий князь Московский
  • Сильвестр , священник, политический деятель
  • Адашев, Алексей Фёдорович , государственный деятель
  • Анастасия Романова , первая жена Ивана Грозного
  • Гермоген , патриарх
  • Филарет , патриарх
  • Михаил Фёдорович , родоначальник династии Романовых
  • Алексей Михайлович , второй русский царь из дома Романовых
  • Пётр I , российский император
  • Матвеев, Артамон Сергеевич , государственный деятель, дипломат
  • Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич , дипломат
  • Долгоруков, Яков Фёдорович , государственный деятель, военачальник
  • Екатерина II , российская императрица
  • Потёмкин, Григорий Александрович , дипломат
  • Бецкой, Иван Иванович , общественный деятель
  • Безбородко, Александр Андреевич , дипломат
  • Сперанский, Михаил Михайлович , государственный деятель
  • Воронцов, Михаил Семёнович , генерал-фельдмаршал
  • Кочубей, Виктор Павлович , дипломат
  • Александр I , российский император
  • Николай I , российский импратор

«Военные люди и герои» (36 фигур), с северо-восточной стороны памятника:

  • Святослав Игоревич , великий князь Киевский, полководец
  • Довмонт , великий князь литовский, князь Псковский
  • Александр Невский , князь новгородский, великий князь Владимирский
  • Мстислав Удалой , князь Торопецкий, Новгородский и Галицкий, полководец
  • Даниил Галицкий , князь Галицкий и Волынский, полководец
  • , князь Тракайский и Жемайтийский
  • Михаил Тверской , князь Тверской, великий князь Владимирский
  • Холмский, Даниил Дмитриевич , московский воевода
  • Воротынский Михаил Иванович полководец
  • Дмитрий Донской , велкий князь Владимирский и Московский, полководец
  • Даниил Васильевич Щеня , князь, воевода
  • Ермак Тимофеевич , казачий атаман
  • Козьма Минин , организатор народного ополчения
  • Пожарский, Дмитрий Михайлович , князь, организатор народного ополчения
  • Иван Сусанин , народный герой
  • Богдан Хмельницкий , украинский государственный и военный деятель, гетман
  • Марфа Посадница , жена новгородского посадника Борецкого
  • Михаил Скопин-Шуйский , князь
  • Авраамий Палицын , келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель
  • Шереметев, Борис Петрович , дипломат
  • Голицын, Михаил Михайлович , генерал-фельдмаршал
  • Салтыков, Пётр Семёнович , генерал-фельдмаршал
  • Миних, Бурхард Кристоф , генерал-фельдмаршал
  • Румянцев-Задунайский, Пётр Александрович , фельдмаршал
  • Орлов, Алексей Григорьевич , генерал-аншеф
  • Суворов, Александр Васильевич , генералиссимус, полководец
  • Барклай-де-Толли, Михаил Богданович , генерал-фельдмаршал
  • Кутузов, Михаил Илларионович , генерал-фельдмаршал, полководец
  • Сенявин, Дмитрий Николаевич , флотоводец, адмирал
  • Багратион, Пётр Иванович , генерал, герой Отечественной войны 1812 года
  • Лазарев, Михаил Петрович , флотоводец, адмирал
  • Корнилов, Владимир Алексеевич , вице-адмирал, герой Севастопольской обороны
  • Нахимов, Павел Степанович , флотоводец, адмирал
  • Платов, Матвей Иванович , войсковой атаман, генерал от кавалерии
  • Дибич-Забалканский, Иван Иванович , генерал-фельдмаршал
  • Паскевич, Иван Фёдорович , генерал-фельдмаршал

«Писатели и художники» (16 фигур):

  • Ломоносов, Михаил Васильевич , учёный
  • Фонвизин, Денис Иванович , писатель, драматург
  • Державин, Гавриил Романович , поэт, государственный деятель
  • Кокоринов, Александр Филиппович , архитектор
  • Волков, Фёдор Григорьевич , актёр
  • Крылов, Иван Андреевич , баснописец
  • Карамзин, Николай Михайлович , писатель, историк
  • Жуковский, Василий Андреевич , поэт, переводчик
  • Гнедич, Николай Иванович , поэт, переводчик
  • Грибоедов, Александр Сергеевич , писатель, дипломат
  • Лермонтов, Михаил Юрьевич , поэт
  • Пушкин, Александр Сергеевич , поэт
  • Гоголь, Николай Васильевич , писатель
  • Глинка, Михаил Иванович , композитор
  • Бортнянский, Дмитрий Степанович , композитор
  • Брюллов, Карл Павлович , художник

История монумента

Создание

Конкурс

Создание проекта

Один из ранних макетов памятника, ГИМ. По-другому оформлено завершение памятника

Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха » и состоял из трех частей.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года . Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью» . Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса.

На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трех месяцев. Задание было поручено Клодту . Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.

Долгий период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актёр Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко . Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного . Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году . Николай I добавлен в последний момент. В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина, исправленный Чевкиным .

Модель скульптурного пояса была изготовлена М. Микешиным и Шредером.

В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород .

Авторы

Победивший проект принадлежал молодым скульпторам М. О. Микешину (за год до этого закончившему Академию) и И. Н. Шредеру. Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера - вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств .

Строителем назначили инженера Евреинова, а производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова.

Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала" .

В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решетка) и В. А. Гартмана . Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер - «Писатели и художники» .

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Возведение и открытие

Закладка памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник народному ополчению 1812 г., который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка - серый полированный сердобольский гранит , добытый на северном берегу Ладожского озера . Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса .

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась . Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича . После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесенные ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

Дальнейшее существование

После революции

Как рассказывают новгородские краеведы, в 1925 году из Москвы пришло указание снести этот памятник самодержавию и православию. Но местные власти решили «спрятать» памятник: зашили его досками, благодаря чему появилась своего рода бочка в ограде, сделали на ней помост, размещали на ней революционные плакаты, сам помост служил трибуной . Спрятанный от посторонних глаз, стоял памятник почти до самой Великой Отечественной войны.

Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей» . Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года , после чего состоялось его второе торжественное открытие.

Последующие реставрации

При реставрациях случались неожиданные находки:

Памятник Тысячелетие России (Великий Новгород, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Великий Новгород славен не только своей многовековой историей и ролью в становлении государства Российского, но и памятниками, которые притягивают внимание туристов. Один из таких - «Тысячелетие России», созданный в 1862 году в честь тысячелетия с момента провозглашения Рюрика как князя Руси. Именно с этой даты принято вести летоисчисление истории России как государственного образования.

В установленном напротив Софийского собора в Новгороде монументе одним видится очертание шапки Владимира Мономаха, другим - колокол, который, как говорили авторы памятника М. Микешин и И. Шредер, призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

На самом деле памятник представляет собой постамент куполообразной формы, на котором установлен шар-держава, символизирующий династии Рюриковичей и Романовых. Памятник немал: диаметр постамента из гранита около 9 метров, общая высота монумента почти 16 метров. Гранит везли с Сердобольских каменоломен на Ладоге, а бронзовые составляющие изготовили в Санкт-Петербурге.

Памятник немал: диаметр постамента из гранита около 9 метров, общая высота монумента почти 16 метров.

Шар-держава украшен затейливым узором из крестов, показывающим единство царской власти и церкви. На вершине шара установлен крест с ангелом, а под ним - женщина, стоящая на коленях, которая символизирует Россию. Славянской вязью на гигантской гранитной державе выполнена памятная надпись «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862». Шар окружают 17 фигур выдающихся исторических деятелей шести основных вех в истории России.

Фигуры и персонажи памятника

Первую эпоху, или основание русского государства, представляют фигуры Рюрика и главного языческого бога Перуна.

Вторая группа персонажей, показывающая обращение Руси к христианству, включает в себя изображения князя Владимира с восьмиконечным крестом в руках, славянина, рушащего статую языческого божка, и женщину с ребенком, которого она протягивает князю.

Фигуры третьей группы символизируют освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Центральная из них - конечно, фигура Дмитрия Донского, повергнувшего воина ненавистной армии захватчиков и смотрящего вслед спешно отступающим войскам Мамая, разбитым русскими воинами.

Тема четвертой скульптурной группы - основание самодержавия. Персонажи этой эпохи - на переднем плане побежденный татарин, передающий символ власти князю Ивану III, низвергнутые немецкий рыцарь и латвийский воин. Чуть позади изображен сибиряк, который олицетворяет присоединение Сибири.

Пятая веха в истории России - начало правления дома Романовых. В центре внимания здесь - Михаил Романов, которого Минин одаряет шапкой Владимира Мономаха и скипетром, а Пожарский обороняет от потенциальных врагов своим мечом.

И наконец, шестая группа символизирует знаковую победу в шведской войне (фигура упавшего шведа с разорванным знаменем) и основание русской империи, которая показана в композиции фигурой Петра I со скипетром в руках, чей взгляд устремлен на север, в сторону Санкт-Петербурга, которому суждено стать новой столицей Российского государства. Слева от первого русского императора парит ангел - воплощение величайших реформаторских замыслов и побед Петра.

В верхней части композиции находится мощная фигура простого русского крестьянина, поддерживающего гигантский шар-державу. Он заслонен фигурами царей и полководцев, стоящих на вершине площадки, оттого плохо просматривается зрителем. Но и в этом есть своя глубокая символика: ибо именно он, простой русский мужик, труженик и воин тысячу лет держал и оберегал великую Российскую Державу.

Третий ярус

На третьем ярусе, проходящем по горельефу памятника, запечатлены фигуры политиков, героев войн, ученых и людей творческих, оставивших яркий и заметный след в истории России. Всего 129 персонажей, разделенных на 4 группы.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира. Среди них - авторы кириллицы Кирилл и Мефодий, монах-летописец Нестор, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополиты Платон и Петр Могила, патриарх Никон, Федор Ртищев - основоположник русской благотворительности, писатель Максим Грек, основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский и многие другие.

С восточной стороны монумента расположена группа государственных мужей (26 персонажей), наиболее заметные из которых - Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, великие литовские князья Гедимин и Ольгерт, основатель династии Михаил Романов, императоры Петр I, Александр I, Николай I, патриархи Филарет и Гермоген, императрица Екатерина II, дипломаты Виктор Кочубей и Григорий Потемкин, государственные деятели Михаил Сперанский и Яков Долгоруков.

36 фигур героев и военных людей размещены на северо-восточной стороне памятника. Среди них Святослав Игоревич, Даниил Галицкий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Марфа Посадница, Минин и Пожарский, атаман Ермак, Иван Сусанин, Михаил Голицын, дипломат Шереметьев, генералы Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, гетман Хмельницкий, полководец Суворов, вице-адмирал Корнилов и адмиралы Нахимов, Сенявин, Лазарев.

В четвертой группе собраны фигуры людей творческих - 16 художников и писателей. В их числе Ломоносов, Карамзин, Державин, Фонвизин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Брюллов, композитор Глинка.

После свержения царского режима и установления власти большевиков памятник был огорожен досками как антисоветская скульптура, однако по истечении какого-то времени вновь представлен взорам публики.

Во время Великой Отечественной войны монумент сильно пострадал - фашисты успели вывезти бронзовую решетку, огораживающую памятник, и фонари, установленные поблизости. Все небольшие фигуры были сняты, крест, который венчал шар-державу, сломан. Много мелких деталей было утрачено безвозвратно. В январе 1944 года советские войска выбили противника из города, а к ноябрю реставрация памятника «Тысячелетие России» была завершена. После этого было еще несколько восстановительных работ, в ходе последней из которых внутри монумента удалось найти остатки лестницы, которую, по-видимому, забыли там мастера 19 века.

Практически не прекращается в России война с памятниками (да что в России - в США тоже воюют и прямо сейчас). В разные времена и разные годы это были разные персоны, которых сносили, потом ставили, а потом опять сносили. Лично я сторонник того, что любое историческое лицо, попавшее в историю страны может быть отмечено в виде памятника. Персона была - памятник это показывает. А потом уже к ним будут подходить разные группы людей и им будут рассказывать разные версии истории и отношений у этим людям, т.к. единой утвержденной истории не будет никогда.

А вот знали ли вы, что на памятнике установленном в Новгороде еще в 1861 году на тему «Тысячелетие России» нет одного из очень ярких исторических персонажей России. Вы его точно знаете.

Угадали кого?

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.


Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части - ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного - одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты...

Ну, а про самого Ивана Грозного есть и такие мнения: утверждение о том, что или вот например , ну и про

Если интересно узнать про другие сюжеты на памятнике, то это можно почитать здесь: Памятник тысячелетие России в Великом Новгороде . Интересная статья и там есть картина с торжественного открытия плюс 3d панорама того, как все выглядит вокруг.

Можно ли ставить памятники все персонам российской истории?

Да, всем кто значительно отметился в российской истории можно ставить памятники

8 (38.1 % )