Маленький человек» в романе «Бедные люди» Достоевского. Тема «маленького человека» в повести Ф.М

По-настоящему тема "маленького человека" будет развита в "Преступлении и наказании". Стремление быть "немаленьким" рождает у Раскольникова известную формулу: "Тварь ли я дрожащая или право имею?", которая вновь предоставляет судить о значении человеческой судьбы земными мерками. В Раскольникове Достоевский изобразил протест против судьбы ""маленького человека", доведенный до предела - в поступке, в сознании, душевном и физическом состоянии.

Между тем, само чувство протеста невысоко ценится автором, потому о протесте с упоением будет говорить именно такой герой, как Лебезятников, "чрезвычайно пошленький и простоватый человечек" ("Теперь же я тебя уважаю, потому что ты сумела протестовать"), да и "протестную" теорию Раскольникова в романе оценивают пренебрежительно ("так себе теорийка"). "Сумевший протестовать" Раскольников окажется отверженным в решении темы "маленького человека". Соня Мармеладова, образно говоря, будет проповедовать ему евангельскую мораль, даст в руки великую книгу, которая является единственным спасением для страдающего "маленького человека": быть "маленьким человеком", оказывается, значительно труднее, чем "протестовать".

В изображении Мармеладовых тема "маленького человека" приобретает смысловую законченность. Уже во второй главе, на "десятой" странице романа, появится Семен Иванович Мармеладов с проповедью грядущего преображения ничтожного и грешного человека. Семен Иванович, как и Акакий Акакиевич, ничтожен показательно, гротескно: титулярный советник, но – уже совершенно спившийся, оборванный, битый и почти безумный. Достоевский умеет создать образ действительно падшего человека; мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая, витиеватая речь – все свойства пивного трибуна и шута одновременно - создает образ вполне в духе евангельских мытарей и блудниц. Осознание своей низости ("Я прирожденный скот") лишь усиливает в нем браваду: если человек провозглашен грешным, то Мармеладов перестает стыдиться греха; в нем нет ни самооправдания, ни обвинения других за свое падение. Однажды коснувшись нелепого тезиса о том, что во всем виновата "общественная среда" ("среда заела"), Достоевский вообще уводит своего героя от вопроса "кто виноват?". Так устроен мир, а Раскольникову, претендующему на роль Христа и Магомета, и нужен был именно такой грешник, чтобы увидеть себя не "тварью дрожащей", а спасителем. Заметим, что еще у Пушкина сочувствие "маленькому человеку" чревато ошибкой и грехом; этот мотив повторяет Достоевский в крайней, экзальтированной форме: сочувствие толкает Раскольникова на убийство, а Соню Мармеладову - на блуд. Прежде чем спасать другого - по-евангельски, "исцелися сам": у "малых" нет сил на борьбу, их удел именно сострадание, иначе - нет нужды во всеобщем Спасителе. Наверное, это и делает тему "маленького человека" столь безысходно трагичной: земными средствами страдания не избежать, и когда Мармеладов твердит о неком "одном таком месте, где бы и его пожалели", то таким единственным местом оказывается только Божий суд. И когда Мармеладов говорит: "Сугубо страдать хочу", - он принимает участь "маленького человека" и через страдание хочет не просто "улучшить" эту участь, а приблизиться к Богу. Вся притча Мармеладова о своей судьбе имеет пафосную мораль, выдержанную в евангельских тонах и перифразирующую слова самого Христа, Мармеладов верит в будущую вечную жизнь, где простится человеческий порок: "Прощаются и теперь грехи твои мнози за то, что возлюбила много... Выходите, пьяненькие, выходите, слабенькие...". Прощение и спасение "маленького человека" Мармеладов видит не в том, что тот стремится избегать греха, а в том, что эти люди осознавали свое падение, - и этого достаточно, в душе грех этим уже повергнут. Последний завет "маленького человека": "Господи, да приидет царствие Твое", после чего, собственно, Мармеладову остается только умереть. И вновь мы возвращаемся к тому, что "маленький человек" - герой смерти, а не жизни: жизнь однообразна и низка; страдания и унижения неизбежны, и это путь к Богу; смерть - не только разрешение неразрешимых узлов, но и последнее приближение к Христу, это желание распятия: "Распни, судия, распни," - скажет Мармеладов. "Маленький человек" и должен был рано или поздно в литературе провозгласить подобный манифест.

Достоевский показывает неизбежно греховное состояние "маленького человека", единственной надеждой которого становится благой Божественный суд. Достоевский вводит христианскую идею непосредственно в сознание своего героя, погружает его в диалектику православного мироощущения, которое и дает спасение и надежду, но – не на безгрешность и не на счастье, и тем более не на земное величие (преодоление "малости"). В "Преступлении и наказании" Достоевский уже не протестует против положения "маленького человека", а показывает, что человек - действительно "маленький", его удел: принять этот мир как страдание, сознательно вчитываться в Вечную Книгу и – помнить о наследстве Свидригайлова.

2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах В.М. Шукшина и
М.М. Зощенко

Тема «маленького человека» и его значимости – в самом широком смысле слова -
является одной из важнейших тем у многих писателей 20 века. Одним из них является В.
М. Шукшин - автор, герои которого, по преимуществу, - "маленькие люди". Какой бы
рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чудака-изобретателя,
вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо
всех них автор говорит с большой любовью, называя их "светлыми душами". Пусть они
ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как
прекрасных, светлых и чистых.

Главный герой рассказа "Миль пардон, мадам!" Бронька Пупков имеет не созвучное
со своей фамилией имя - весьма распространенный признак "маленького человека", как
и главный герой Н.В.Гоголя «Шинель» Башмачкин. Писатель так говорит о неудовлетворенности своим именем: «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал
такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. Герой
рассказа В.М.Шукшина тоже не в восторге от своего имени: «Поп с похмелья придумал.
Я его, мерина гривастого, разок стукнул за это. К такому имю надо фамилию
подходящую. А я - Бронислав Пупков. Как в армии перекличка, так – смех». Живет Бронька в деревне, места знает хорошо знает, городских на охоте сопровождает.
Односельчане такую ему характеристику дают: « Бронька Пупков... он у нас мастак по
этим делам. С ним не соскучитесь. - И как-то странно улыбаются». Но главный герой не
печалится, рассказывает с изумленным из года в год слушателям одну и ту же историю о
том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда
жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто
злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами
на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а "проживает" ее. В его душе живет
жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на
его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, "маленький человек",
никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому
он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. Его даже несколько раз
вызывали в сельсовет, совестили, грозили принять меры. Но Бронька не сдается, пусть хоть в мечтах он будет тем, кем хотел бы стать в жизни.
Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о «маленьком человеке».
Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой темы в изменившихся
условиях. Маленький, незаметный, привыкший изъясняться «большею частью
предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют
никакого значения», гоголевский чиновник превращен в советского служащего, для
которого выигрыш в лотерею становится пределом земных мечтаний, как в свое время
новая шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина.

Для того чтобы представить центрального героя рассказов Зощенко, необходимо
«составить» его портрет из тех мелких черточек, которые рассеяны по отдельным
рассказам. Большая тема у Зощенко раскрывается не в одном произведении, а во всем его
творчестве, как бы по частям.

Читая рассказы Зощенко, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему
ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба - ничто по сравнению с
любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться
как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание
перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д. Шофер Егоров из рассказа «Веселая игра» терпит унизительное обращение со стороны
своего партнера по бильярду. В качестве штрафа за проигрыш тот предлагает отрезать ему
усы. Егоров соглашается, и это кажется диким всем присутствующим. Выясняется, что
характер взаимоотношений игроков «запрограммирован» уже их местом на служебно-
иерархической лестнице. Показательно даже их обращение друг к другу: Егорова к
партнеру - на «вы» и по имени-отчеству; егоровского партнера - исключительно на «ты»
и по фамилии. Выигравший говорит: «Другой там заставляет шофера ждать на морозе три
часа. А я к людям гуманно подхожу. Это шофер с нашего учреждения, и я его завсегда в
тепло беру. Я к нему не свысока отношусь, а я с ним по-товарищески на бильярде играю.
Учу его и маленько наказываю. И что теперь ко мне придираются - я просто не пойму».

Он и вправду не понимает, поскольку убежден в своем благородстве. Интересно, правда,
представить его с кем-нибудь из вышестоящих начальников.
А что же чувствует тот самый «маленький человек», в данном случае шофер
Егоров? Что происходит в его душе? Переживает он или привык к подобного рода
хамству, ставшему естественным в советских учреждениях? А может быть, радуется, что
его не заставляют мерзнуть на улице и берут «в тепло»? Даже если так, все равно эта
радость - трагедия. Трагедия человека, превратившегося в ничтожество из-за небрежного
и оскорбительного отношения к нему окружающих.

Куда бы ни пришел «маленький человек», он везде чувствует себя униженным: в
магазине, в поликлинике, в жилконторе. Потому что в нем видят кого угодно -
покупателя, пациента, посетителя, но не человека. Что же ему остается? Смириться? Или
возненавидеть всех и вся?

Горький писал, что страдание «для множества людей было и остается любимой их
профессией. Никогда еще и ни у кого страдание не возбуждало чувства брезгливости.
Страдание - позор мира, и надобно его ненавидеть для того, чтоб истребить».

Зощенко ненавидел страдание. Он всеми силами старался высмеять его, чтобы помочь
«маленьким людям» преодолеть свое рабское положение и почувствовать уважение к
самим себе. И тогда - кто знает! - может быть, и другие увидят в них не «маленьких», а
«больших» людей.

Заключение.

Тема « маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах. И сегодня есть люди, которые произносят: «Я - человек маленький. Какой с меня спрос»? Это так удобно. Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят, в конечном счете, более слабыми и ничтожными, чем их жертвы.

Что же такое ―маленький человек‖? В каком смысле ―маленький‖? Мал этот
человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек
иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.

«Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих
притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами.
Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в
узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства,
«униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание,
но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал Чехов своим творчеством
«маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. А в XXI веке мы видим в,
что «маленький человек» не так уж мал, он способен на поступки, которые могут спасти
не только его семью, но и всю Землю. Не бывает маленьких людей, все живут и
переживают, чувствуют и страдают одинаково. Каждый человек – личность.

Список использованной литературы:

Афанасьев Э.С. О художественной повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в
школе. – 2002. - № 6. – с. 20 – 24.
Бочаров С. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.:
Сов. Россия, 1978. – с. 197- 207.

История русской литературы 19 века. 1800 – 1830-е годы/Под
ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1989. –
448 с.
Лебедев Ю.В. Историко-философский урок «Шинели» Гоголя //
Литература в школе. – 2002. - № 6. – с.27 – 3.

Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе 19 века. Тема «маленького
человека» //Литература в школе. – 2010. - № 2. – с. 30 – 32.
1400 новых золотых страниц // Под ред. Д.С. Антонова. – М.: Дом Славянской книги, 2005. – 1400 с.
Шукшин В.М. « Книги выстраивают целые судьбы» // Шукшин В. М. Собрание
сочинений в пяти томах. - Б.: «Венда», 1992. - Переиздание - Е.: ИПП «Уральский
рабочий».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://litraxixveka.ru/kritiki.htm
(«Золотой век» в русской литературе)
http://malchel.narod.ru/karam.htm

(«Эволюция маленького человека»)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Тема «маленького человека» приобретает особую актуальность в русской литературе во второй половине XIX века, когда авторам и читателям уже надоедает читать про чрезвычайно умных и талантливых «сверхчеловеков», им хочется видеть в произведениях обычных людей.

Появление темы маленького человека у Пушкина

Первым в этой традиции был А.С. Пушкин в его «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830 год), которые содержат в себе пять небольших повестей: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик» и «Выстрел».

Героями всех их становятся обычные люди, не отличающиеся какими-либо выдающимися чертами. Они не лишние в своем обществе, они занимают в нем положеннное им незначительное место - это типичные представители российского общества после восстания декабристов. И рассказываются они таким же простым рассказчиком - маленьким человеком, который достоверно передает простой быт.

Особенно выразительна в этом отношении повесть «Станционный смотритель», в которой мы на примере главного героя понимаем, что не существует «маленьких» людей; у каждого из них свои, важные для кого-то проблемы, на которые не хочет реагировать общество.

Читателю становится жаль «маленького героя» Самсона Вырина и его дочь Дуню, читатель понимает, что любой человек заслуживает счастья.

Развитие темы маленького человека у Гоголя

Именно эта повесть была своего рода основой для Н.В. Гоголя, когда тот придумывает сюжет для своей повести «Шинель» (1842 год). Здесь мы, как и в «Станционном смотрителе», видим обычного мелкого человека, проблемы которого не хочет воспринимать общество.

Акакий Акакиевич Башмачкин уныло служит каждый день в своем департаменте, единственная его радость в жизни - потрепанная шинель. Когда ее похищают, никто не хочет помочь «маленькому человеку» в его горе, и в конце концов Башмачкин умирает от расстройства.

После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих - таким образом он стремится добиться высшей справедливости.

Роль повести «Шинель» в русской литературе была огромной - именно ее считали «отправной точкой» авторы, впоследствии назвавшие свое течение «натуральной школой».

В центре внимания литературы этого периода - обычные люди и их обычная жизнь, без недосказанности и без прикрас. Следовательно, типичным персонажем для этого направления стал «маленький человек», а также его немаленькие проблемы.

Тема маленького человека у Достоевского

К этому же направлению принадлежал и Ф.М. Достоевский, любимой темой которого было описание жизни «униженных и оскорбленных» .

Эту же тему он и развивает частично в повести Бедные люди , но в основном в своем романе «Преступление и наказание» . Особенно интересен здесь образ главного героя Родиона Раскольникова - хоть он и мнит себя выше всех прочих людей, на самом деле является таким же «маленьким человеком».

Однако «маленький человек» у Достоевского идет дальше предыдущих: он сам говорит о своей тяжелой жизни, он не подчиняется обстоятельствам безмолвно. Такими же персонажами являются и другие герои романа - несчастная Сонечка Мармеладова, сестра Раскольникова Дуня, сам Мармеладов...

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «...бедность не порок, это истина... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

Тема «маленького человека» стала со времени появления повести Пушкина «Станционный смотритель» одной из ведущих тем русской литературы XIX века. Можно сказать, что именно в этой теме воплотилась характерная особенность восприятия мира и человека, свойственная русскому национальному самосознанию. Нигде больше в мировой литературе так остро не воспринималось униженное положение человека, находящегося на самой нижней ступени социальной лестницы, нигде он не вызывал столь сочувственного отношения.

Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и Евгений в «Медном всаднике» Пушкина, Поприщин из «Записок сумасшедшего» и Акакий Акакиевич Башмачкин в повести «Шинель» Гоголя открывают длинную череду «маленьких», незаметных, ничем не примечательных героев, которые страдают, терпят оскорбления и унижения "только потому, что им не дано быть обладателями высокого чина и звания. Порой им не хватает смелости и силы характера, часто они даже не вполне отдают себе отчет в том, что ущемляется их человеческое достоинство, иногда они так жалки и ничтожны, что отношение к ним читателя становится неоднозначным. Но все же ведущая линия темы «маленького человека» всегда связана с пафосом сострадания и гуманизма.

Именно так восприняли эту тему писатели, которые в середине 1840-х годов объединились вокруг Белинского и образовали так называемую «натуральную школу». Для них тема «маленького человека» становится центральной и наиболее значимой с социальной точки зрения. Недаром Ф.М. Достоевский, начавший свой творческий путь как представитель «натуральной школы», говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Но и тогда, когда он не только расстался с этой группой писателей, но даже занял по отношению к тем, кого недавно считал своими единомышленниками, весьма критическую позицию, и тогда для Достоевского тема «униженных и оскорбленных», тема страдания «маленького человека» осталась центральной. Но в ее раскрытии он пошел своим путем, который во многом изменил и трактовку этой темы, и отношение к «маленькому человеку».

Впервые Достоевский предстал перед русским читателем как автор повести «Бедные люди», опубликованной в! 845 году в «Петербургском сборнике», который издавали писатели «натуральной школы». Эта повесть сразу выдвинула Достоевского в первый ряд среди молодых русских писателей и укрепила за ним славу «нового Гоголя».

Действительно, многое в этом произведении продолжает гоголевские традиции в раскрытии темы «маленького человека». Макар Алексеевич Девушкин, герой повести «Бедные люди», по своему социальному статусу явно принадлежит к «маленьким людям». Это, как и Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской «Шинели», вечный титулярный советник, живущий в крайней бедности. Вот как описывает он свое жилище в письме Вареньке Доброселовой: «Ну, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! ... Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег». Как это описание напоминает жилища тех героев романов Достоевского; которые появятся много позже -Раскольникова, Мармеладовых, Сонечки и других из числа «маленьких», «униженных и оскорбленных» людей!

Но вот что интересно: Макар Девушкин, как и Башмачкин, вовсе не видит в бедности и своем низком социальном положении чего-то недолжного, требующего изменения. Он так же, как и гоголевский герой, мирится со своей социальной и служебно-иерархической «малостью», искренне полагая, что «всякое состояние определено всевышним на долю человека. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться». Даже автохарактеристику Девушкин пишет в казенном стиле: «Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен».

Центральным эпизодом повести Достоевского, как и «Шинели» Гоголя, является встреча «маленького» чиновника с «его превосходительством» - «значительным лицом», по определению Гоголя. Как и Акакий Акакиевич, Макар Алексеевич растерян, робок, жалок. Вызванный к начальнику по поводу плохо переписанной им служебной бумаги, оробевший чиновник видит себя в зеркале и сам поражается: «Так просто было отчего сойти с ума оттого, что я там увидел». А увидел он свою жалкую, потрясенную страхом фигуру. Он сам себе не внушает в этот момент никакого уважения, да тут еще злополучная пуговица, давно болтавшаяся на нитке на стареньком мундире, вдруг обрывается и падает прямо «к стопам его превосходительства». Девушкин, и без того уже совсем потерявшийся, «бросился ловить» ее, и это окончательно его добило.

Кажется, что финал этой сцены должен напомнить читателю печальную историю Акакия Акакиевича Девушкин так пишет об этом Вареньке: «Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал!». Герой переживает в этот миг состояние, подобное в его глазах смерти. Но смерть эта совсем иная, чем у гоголевского Башмачкина, потому что, при всем внешнем сходстве, Девушкин принципиально отличается от героя «Шинели», как и от пушкинских «маленьких людей», и тем более от того типа этого героя, который стал так распространен в произведениях других писателей «натуральной школы». Можно сказать, что Достоевский не столько продолжает погоголевски развивать тему «маленького человека», сколько полемизирует с предшествующими трактовками, дает совершенно новый поворот этой теме.

Исследователь творчества Достоевского М М Бахтин назвал это «коперниковым переворотом в маленьком масштабе». Он говорил о том, что писатель «изображает не «бедного чиновника», но самосознание бедного чиновника. Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя». Это очень справедливая мысль, которую подтверждает даже сама форма повести, выбранная Достоевским.

Перед нами «роман в письмах», авторами которых являются два «маленьких человека» - Макар Девушкин и Варенька Доброселова. Трудно себе представить, что Башмачкин или же Вырин могли бы написать что-то подобное. Ведь в своих письмах Девушкин не просто рассказывает о каких-то событиях своей жизни, он их оценивает, анализирует, говорит о своих переживаниях, раскрывает свой внутренний мир. Именно в этом - в самом по себе наличии внутреннего мира - уже состоит принципиальное отличие «маленького человека» Достоевского от всех его предшественников. Но более того - писатель стремится не только показать существование внутреннего мира у таких людей, но и углубленно его изучить.

Таким образом, у Достоевского на первый план выходит интерес к психологии, столь характерный для его последующего творчества. Писатель стремился найти в «маленьком» человеке «большого», способного на глубокие чувства. Ведь для него Варенька - это и возлюбленная, и друг, и внимательный, понимающий слушатель, и объект его постоянной заботы. В его чувстве к этой девушке такая богатая всеми оттенками гамма, столько доброты и сострадания, что мы не можем не увидеть в этом герое подлинно человеческое лицо.

По-видимому, в этом и состоит его главное отличие от всех предшествующих ему «маленьких людей» в русской литературе - да и многих последующих. Лейтмотив этой темы у Достоевского - утверждение права «маленького человека» на личность и признание в нем таковой со стороны всех членов общества. Вот почему для Девушкина так унизительно сравнение с «ветошкой», то есть вещью. Для него самое главное, чтобы в нем видели уникальную, самобытную личность, как и в каждом другом человеке.

Интересно, как Макар оценивает тех литературных героев, в которых он находит некую аналогию с самим собой. Сравнивая себя с героями «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинели» Гоголя, он отдает предпочтение пушкинскому Самсону Вырину - слишком жестоким и беспощадным кажется ему (герою «Бедных людей») взгляд на подобного человека в повести Гоголя, где Акакий Акакиевич настолько обезличен, что становится неким символом титулярного советника вообще. Для Девушкина подобная ситуация кажется самой унизительной из всего, что с ним происходит или может произойти. Для него нет ничего мучительнее, чем превратиться в некий символ мелкого чиновника. Пыткой для него становится, когда «в целом ведомстве» «в пословицу ввели Макара Алексеевича»: «все на Макара Алексеевича». Вот это и есть для героя Достоевского оказаться ветошкой-вещью, которую другие люди вправе не отличать и не выделять из общего ряда.

Вот почему добрейший и кроткий Макар Алексеевич оказывается способным на негодование, гнев и даже ярость, когда возникает попытка затронуть его частную жизнь. Среди его соседей есть посредственный писатель Ратазяев, которого Девушкин называет «чиновником по литературной части». Как и другие соседи Девушкина, он узнает о переписке Макара и Вареньки, и собирается, как с ужасом говорит Макар Алексеевич, «в литературу свою поместить» «всю частную... жизнь» их. «Уж у бедного человека, по-ихнему, все наизнанку должно быть; что уж у него ничего Не должно быть заветного, там амбиции какой-нибудь ни-ни-ни!» - с возмущением говорит Девушкин. Он прав в том, что на самом деле писатели, подобные сатирически показанному Достоевским Ратазяеву, обезличивают «маленького человека», подлинные чувства которого превращаются под их пером в расхожий стереотип романа о «бедняцкой любви».

Именно с этой точки зрения - утверждения права «маленького человека» на личность - следует рассмотреть и финал сцены у «его превосходительства». Продолжая сравнение с «Шинелью», можно сказать, что у Гоголя Башмачкин умирает потому, что у него украли новую шинель, с которой герой связывает свое человеческое самосознание, незамеченное никем, даже всемогущим «значительным лицом», равнодушие которого окончательно добивает Акакия Акакиевича. У Достоевского Девушкин переживает состояние, подобное смерти, потому, что может утратить свое личностное самоуважение, которое никак не связано ни с шинелью, ни с вицмундиром, ни чем-нибудь подобным. Для героя Гоголя наступает физическая смерть, а Макара может настигнуть смерть духовно-нравственная.

Но, к счастью, этого не происходит: ведь и «значительное лицо» у Достоевского принципиально меняется. По традиционной схеме взаимоотношений «маленького человека» и его начальника «его превосходительство» должен был не только «распекать», но и окончательно унизить его - и этого Макар уже не вынес бы. Но происходит нечто совершенно неожиданное даже для самого Девушкина. Ведь начальник не просто подарил ему сто рублей - сама по себе сумма для бедного чиновника огромна и действительно помогает ему поправить свое положение. Но главное здесь другое: это человеческий жест начальника, которой, по словам Макара, «сами ему, соломе, пьянице, руку его недостойную пожать изволили!». Именно это спасает Девушкина, «воскрешает» его; «Этим они меня самому себе возвратили. Этим поступком они мой дух воскресили!».

Такого не дано было познать ни Акакию Акакиевичу, завершившему свою печальную историю актом мести значительному лицу, с которого призрак Башмачкина срывает шинель, ни кому-либо другому из многочисленных «маленьких людей», изображенных другими писателями. История Макара Алексеевича Девушкина не становится от этого счастливой - ведь жизнь его остается трудной, полной лишений и унижений, а девушку, с которой связана его глубоко в душе хранимая любовь, он все же теряет. Но «коперников переворот» Достоевским совершен: после его «Бедных людей» появятся «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и другие романы, где будет утверждаться Личность человека как созданья Божьего, независимо от того, в каких условиях эта личность вынуждена существовать. Ведь главное - это всегда оставаться человеком. И в этом с Достоевским трудно спорить, как бы мы не относились сейчас к тому, что «бедность - не порок».

Тема маленького человека. Ф. М. Достоевский является не просто продолжате­лем темы «маленького человека» в русской литерату­ре, но ставит проблему «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Достоевского гик цельно тематически. Достоевский говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие н сострадание Как многие выдающиеся русские писа­нин, Дос тоевский уже в первом романе «Бедные лю­ди» обращается к теме «маленького человека».

Главный герой романа - Макар Девушкин - бед­ный чиновник, придавленный горем, нуждой и соци­альным бесправием. Гуманистическая направленность «Бедных людей» была замечена критикой. В. Г. Бе­линский восторженно приветствовал Достоевского: «Это талант необыкновенный и самобытный, кото­рый сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей…».

Социальная тема, тема «бедных людей», «уни­женных и оскорбленных», была продолжена автором в романе «Преступление и наказание». Здесь она за­звучала еще сильнее.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармела- довых. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда ид­ти» в жизни.

Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна.

Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать со­бой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Другие персонажи романа, в том числе и эпизоди­ческие фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни ту­пики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на пре­ступление под влиянием идеи о «необыкновенных личностях».

Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу «маленького человека» и открыл в нем огромное духовное богат­ство, душевную щедрость и красоту, не раздавлен­ные тяжелейшими условиями жизни.

Достоевский - гениальный писатель, рассматри­вающий больные стороны современного ему общест­ва и рисующий живые картины российской действи­тельности.

Миропонимание Достоевского основывается на од­ной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности каждо­го, пусть даже самого «незначительного», человека. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.