Травма отвергнутого. Причины, последствия, терапия

Если ты узнаешь себя в описании человека, который чувствует себя отвергнутым, это означает, что ты пережил такое же чувство по отношению к родителю одного с тобой пола. Именно этот родитель первым бередит уже существующую рану. И тогда вполне нормальными и человеческими становятся неприятие и нелюбовь по отношению к этому родителю, вплоть до ненависти.

Роль родителя одного с нами пола заключается в том, чтобы научить нас любить – любить себя и давать любовь. Родитель противоположного пола должен научить позволять любить себя и принимать любовь .

Не принимая родителя, мы столь же естественно решаем не использовать его как модель. Если ты видишь, что это и твоя травма, то знай, что именно этим неприятием объясняются твои трудности: будучи одного пола с нелюбимым родителем, ты не можешь принять себя и любить себя.

Беглец не верит в свою ценность, он сам не ставит себя ни во что. И по этой причине использует все средства, чтобы стать совершенным и обрести ценность как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Слово "НИКТО" – излюбленное в его словаре, причем с одинаковым успехом он применяет его и к себе, и к другим:

    "Мой начальник сказал, что я никто, пришлось уйти" .

    "В хозяйственных вопросах моя мать никто" .

    "Мой отец – просто никто в отношениях с моей мамой. Таким же оказался и мой супруг; я не осуждаю его за то, что он ушел от меня" .

В Квебеке предпочитают слово "НИЧТО":

    "Я знаю, что я ничто, другие интереснее меня" .

    "Что бы я ни делал, это ничего не дает, все равно каждый раз приходится начинать сначала" .

    "Я ничего, ничего... делай так, как ты хочешь" .

Один мужчина-беглец признался на семинаре, что чувствует себя ничтожеством и бездельником перед отцом. "Когда он говорит со мной, я раздавлен. Если и способен думать, то только о том, как бы ускользнуть от него; куда деваются все мои аргументы и самообладание. Одно лишь его присутствие угнетает меня" . Женщина-беглец рассказывала мне, как в шестнадцатилетнем возрасте она решила, что отныне мать для нее ничто после того как мать заявила, что лучше бы у нее не было такой дочери, лучше бы она исчезла, хоть бы и умерла. Избегая страдания, дочь с тех пор полностью отстранилась от матери.

Интересно отметить, что бегство ребенка, чувствующего себя отвергнутым, поощряет преимущественно родитель одного с ним пола. Чаще всего в рассказах об уходе детей из дому мне приходится слышать фразу родителя: "Уходишь? Очень хорошо, здесь станет свободнее" . Ребенок, конечно, еще болезненнее чувствует свою отверженность и еще сильнее злится на родителя. Подобного рода ситуация легко возникает с родителем, который и сам страдает от такой же травмы. Он поощряет уход, потому что это средство ему хорошо знакомо, даже если он этого не осознает.

Заметное место в словаре беглеца занимают также слова "не существует", "несуществующий". Например, на вопросы: "Как у тебя с сексом" или "Какие у тебя отношения с таким-то человеком?" он отвечает: "Их не существует" , тогда как большинство людей ответят просто, что дела идут неважно или что отношения не складываются.

Беглец любит также слова исчезать, пропадать . Он может сказать: "Мой отец обращается с мамой как с проституткой... Мне хотелось бы исчезнуть" или "Хоть бы мои родители пропали!"

Беглец ищет одиночества, уединения, потому что боится внимания окружающих – он не знает, как при этом себя вести, ему кажется, что его существование слишком заметно. И в семье, и в любой группе людей он тушуется. Он считает, что должен терпеть до конца самые неприятные ситуации, словно у него нет права дать отпор; во всяком случае, он не видит вариантов спасения. Вот пример: девочка просит маму помочь разобраться с уроками и слышит в ответ: "Ступай к папе. Ты разве не видишь, что я занята, а ему нечего делать?" Первой реакцией отвергнутого ребенка будет мысль: "Ну вот, опять я была недостаточно учтивой, и поэтому мама отказалась мне помочь" , а затем девочка пойдет искать тихий уголок, где сможет спрятаться от всех.

У беглеца обычно очень мало друзей в школе, а впоследствии – и на работе. Его считают замкнутым и оставляют в покое. Чем сильнее он себя изолирует, тем более невидимым кажется. Он попадает в порочный круг: чувствуя себя отвергнутым, он надевает маску беглеца , чтобы не страдать; он настолько стушевывается, что другие перестают замечать его; он становится все более одиноким, что дает ему еще больше оснований чувствовать себя отвергнутым.

А сейчас я опишу тебе ситуацию, которая много раз повторялась в самом конце моих семинаров, в тот момент, когда каждый рассказывает, чем помог ему семинар. С большим удивлением обнаруживаю я присутствие личности, которой не замечала на протяжении двухдневного семинара! Я спрашиваю себя: "Но где же она пряталась все это время?" Потом я вижу, что у нее тело беглеца , что она устроилась так, чтобы не говорить и не задавать вопросов в течение всего семинара, и что сидела она все время позади других, стараясь не быть на виду. Когда я говорю таким участникам, что они излишне застенчивы, они отвечают почти неизменно, что им нечего сказать интересного, поэтому они и не говорили.

Действительно, беглец обычно говорит мало. Иногда он может заговорить, и говорит много – он пытается утвердить свою значимость; в этом случае окружающие усматривают в его высказываниях гордыню.

У беглеца часто развивается ПРОБЛЕМА КОЖИ – чтобы к нему не прикасались. Кожа – контактный орган, ее вид может привлекать или отталкивать другого человека. Заболевание кожи – это бессознательный способ оградить себя от прикосновений, особенно в тех местах, которые связаны с проблемой. Я не раз слышала от беглецов: "Когда ко мне прикасаются, у меня такое впечатление, словно меня вытаскивают из моего кокона" . Рана отвергнутого ноет и заставляет его в конце концов поверить, что если он уйдет в свой мир, то не будет больше страдать, поскольку сам не станет отвергать себя, а другие не смогут его отвергнуть. Поэтому он часто уклоняется от участия в групповой работе, тушуется. Он прячется в свой кокон.

Поэтому же беглец легко и охотно отправляется в астральные путешествия: к сожалению, эти путешествия чаще совершаются бессознательно. Он даже может думать, что это обычное явление и что другие бывают там столь же часто, как и он. В мыслях и идеях беглец постоянно разбросан; иногда от него можно услышать: "Мне нужно собрать себя" – ему кажется, что он состоит из отдельных кусков. Это впечатление особенно характерно для тех, чье тело напоминает конструкцию из разрозненных деталей. Не раз я слышала от беглецов: "Я ощущаю себя так, словно отрезан от других людей. Как будто меня здесь нет" . Некоторые говорили мне, что иногда отчетливо чувствуют, как их тело разделяется пополам – как будто невидимая нить перерезает его в талии. У одной моей знакомой эта нить разделяла ее тело на уровне груди. В результате применения техники отрешения, которую я преподаю на одном из моих семинаров, она почувствовала, что верхняя и нижняя части ее тела соединились, и была очень удивлена новым ощущением. Это помогло ей понять, что по-настоящему она не была в своем теле с самого детства. Она никогда не знала, что означает "быть привязанным к земле".

На семинарах я замечаю беглецов , преимущественно женщин, которые любят сидеть на стуле скрестив ноги под собой; кажется, что им было бы удобнее сидеть на земле. Но, так как к земле они почти не прикасаются, им не составляет труда улизнуть . Но они платят деньги, чтобы присутствовать на наших занятиях, и этот факт подтверждает их намерение – или по крайней мере желание некоторой их части – быть здесь , хотя сосредоточиться, "собрать себя", им очень трудно. Поэтому я говорю им, что у них есть выбор – отправиться в астрал и пропустить то, что здесь происходит, или остаться привязанными к своему месту и присутствовать в настоящем.

Как я уже говорила выше, беглец не чувствует ни приятия, ни доброжелательности со стороны родителя одного с ним пола. Это не обязательно означает, что родитель отвергает его. Это его, беглеца , личное чувство. Эта же самая душа могла бы прийти на Землю для того, чтобы изжить травму унижения, и воплотиться у этих же родителей с точно таким же отношением к своему ребенку. С другой стороны, само собой понятно, что беглец склонен переживать опыт отвергнутого больше, чем всякая другая личность – скажем, брат или сестра, – у которой нет этой травмы.

Человек, переживающий страдания отвергнутого, постоянно ищет любви родителя одного с ним пола; он может также переносить свой поиск на других лиц этого же пола. Он будет считать себя существом неполным, пока не завоюет любовь родителя. Он очень чуток к малейшим замечаниям со стороны этого родителя и всегда готов решить, что тот его отвергает. В нем постепенно развивается горечь и озлобление, нередко переходящие в ненависть, – так велико его страдание. Не забывай, что для ненависти требуется очень много любви. Ненависть – это сильная, но разочарованная любовь. Рана отвергнутого столь глубока, что из всех пяти характеров беглец наиболее склонен к ненависти. Он легко минует стадию великой любви, чтобы отдаться великой ненависти. Это и есть показатель сильнейших внутренних страданий.

Что касается родителя противоположного пола, то беглец сам боится отвергнуть его и всячески сдерживает себя в своих действиях и высказываниях по отношению к нему. Из-за своей травмы он не может быть самим собой. Он прибегает к различным уловкам и предосторожностям, чтобы не отвергнуть этого родителя, – он не хочет, чтобы его обвинили в том, что он кого бы то ни было отверг сам. С другой стороны, ему хочется, чтобы родитель одного с ним пола сам заискивал перед ним – это позволяет ему не так остро чувствовать свою отверженность. Он не желает видеть, что его страдания отвергнутого обусловлены внутренней неизжитой травмой, а родитель здесь ни при чем. Если беглец переживает опыт отвергнутого родителем (или другим лицом) противоположного пола, то обвиняет в этом себя самого и сам себя отвергает.

Если ты видишь в себе травму отвергнутого, то для тебя, даже если твой родитель действительно отвергает тебя, очень важно понять и принять следующую мысль: "именно потому, что твоя травма не излечена, ты притягиваешь к себе определенного типа ситуации и определенного родителя". До тех пор пока ты будешь считать, что все твои несчастья происходят по вине других людей, твоя травма не может быть излечена. Как следствие твоей реакции на собственных родителей, у тебя очень легко будет возникать чувство отвергнутого другими людьми твоего пола, и ты всегда будешь бояться сам отвергнуть человека противоположного пола.

Чем глубже травма отвергнутого, тем сильнее притягивает он к себе обстоятельства, в которых оказывается отвергнутым или сам отвергает .

Чем больше беглец отвергает себя, тем сильнее его страх быть отвергнутым. Он постоянно унижает и недооценивает себя. Он часто сравнивает себя с теми, кто в чем-то сильнее его, и таким образом развивает в себе веру в собственную второсортность. Он не замечает того, что в некоторых сферах может превосходить других людей. Он никак не поверит, что кто-то хотел бы подружиться с ним, что кто-то видит в нем супруга, что его могут полюбить по-настоящему. Одна мать рассказывала мне о своих детях: они говорят ей, что любят ее, но она не понимает, за что они ее любят!

Все складывается так, что беглец постоянно живет в неопределенном состоянии: если его избирают, он не верит в это и сам себя отвергает – иногда до такой степени, что, фактически, провоцирует ситуацию; если же его не избирают, то он чувствует себя отвергнутым другими. Один юноша из многодетной семьи рассказал мне, что отец никогда ничего ему не поручал, из чего ребенок сделал категорический вывод, что все остальные дети лучше, чем он. И ничего удивительного в том, что теперь отец всегда выбирает кого-то из них. Образовался порочный круг.

Беглец нередко говорит (или думает), что все его дела и мысли ничего не стоят. Когда на него обращают внимание, он теряется, ему начинает казаться, что он занимает слишком много места. Если он занимает много места, ему кажется, что он кому-то мешает, а значит, будет отвергнут теми, кого побеспокоит. Даже в утробе матери беглец не занимает лишнего места. Он обречен тушеваться до тех пор, пока его травма не будет излечена.

Когда он разговаривает и кто-нибудь перебивает его, он мгновенно воспринимает это как доказательство, что его не стоит слушать, и привычно замолкает. Человек, не отягощенный травмой отвергнутого, в таком случае тоже делает вывод, что неинтересным оказалось его высказывание – но не он сам! Беглецу столь же трудно высказать свое мнение, когда его не спрашивают: ему кажется, что собеседники усмотрят в этом конфронтацию и отвергнут его.

Если у него есть вопрос или просьба к кому-то, но этот человек занят, то он так ничего и не скажет. Он знает, чего хочет, но не решается об этом попросить, считая, что это не настолько важно, чтобы беспокоить других.

Многие женщины рассказывают, что еще в отрочестве перестали доверяться матери из страха не быть понятыми. Они верят, что быть понятой – значит быть любимой. Между тем одно с другим не имеет ничего общего. Любить – это значит принимать другого, даже если не понимаешь его. Из-за этого верования они становятся уклончивыми в разговоре. И получается, что они все время стараются уйти от предмета дискуссии, однако боятся приступить к другому. Конечно, они ведут себя так не только с матерью, но и с другими женщинами. Если беглец – мужчина, то точно так же складываются его отношения с отцом и другими мужчинами.

Еще одним отличительным свойством беглеца является стремление к совершенству во всем, что бы он ни делал: он считает, что если допустит ошибку, то его осудят, а быть осужденным для него то же самое, что быть отвергнутым. Поскольку он не верит в собственное совершенство, то пытается компенсировать это совершенством того, что делает. Он, к несчастью, путает "быть" и "делать". Поиск совершенства может у него доходить до одержимости. Он так страстно желает все делать безупречно, что любая работа отнимает у него неоправданно много времени. И в конечном счете именно из-за этого его отвергают.

Достигая своего предела, страх у беглеца переходит в панику . При одной только мысли о возможности паники он первым делом ищет, куда спрятаться, сбежать, исчезнуть. Он предпочел бы исчезнуть, потому что знает: в состоянии паники он вообще не сдвинется с места. Он полагает, что, спрятавшись куда-нибудь, он избежит беды. Он настолько убежден в своей неспособности справиться с паникой, что в конце концов очень легко ей поддается, даже когда для нее нет причин. Желание скрыться, исчезнуть глубоко свойственно беглецам ; мне не раз встречались случаи регрессии к зародышевому состоянию. Такие люди рассказывали, что им хотелось спрятаться в животе у матери, – еще одно свидетельство того, как рано это начинается.

Притягивая к себе, словно магнитом, людей и ситуации, которых он боится, беглец точно так же провоцирует обстоятельства, при которых у него возникает паника. Его страх, естественно, еще больше драматизирует происходящее. Он всегда находит какие угодно объяснения своему бегству или уклонению.

Беглец особенно легко паникует и цепенеет от страха в присутствии родителя или других людей своего пола (особенно если они чем-нибудь напоминают этого родителя). С родителем и с другими людьми противоположного пола он этого страха не испытывает, с ними ему намного легче общаться. Я заметила также, что в словаре беглеца слово "паника" встречается довольно часто. Он может сказать, например: "Я испытываю панический страх при мысли о том, что нужно бросить курить" . Обычно человек просто скажет, что ему трудно отказаться от курения.

Наше эго делает все, что может, чтобы мы не замечали наших травм. Почему? Потому, что мы сами выдали ему этот мандат. Бессознательно. Мы так боимся снова переживать боль, связанную с каждой травмой, что пускаем в ход все средства, только бы не признаться себе, что испытываем страдания отвергнутого существа из-за того, что сами себя же и отвергаем. И те, кто нас отвергает, пришли в нашу жизнь для того, чтобы показать нам, насколько мы отвергаем себя сами.

Страх перед собственной паникой во многих ситуациях приводит беглеца к тому, что он теряет память. Он может подумать даже, что у него проблема с памятью, но на самом деле у него проблема со страхом. Во время семинаров по курсу "Стань массовиком-затейником" я не раз наблюдала такую картину: один из участников, беглец , должен выступить перед остальными и что-то рассказать или провести мини-конференцию; но даже когда он хорошо подготовлен и знает свой материал, страх в последнюю минуту нарастает до такого уровня, что у выступающего все вылетает из головы. Иногда он просто оставляет свое тело, и оно замирает перед нами, как парализованное, – ни дать ни взять лунатик. К счастью, эта проблема постепенно решается по мере того, как он изживает свою травму отвергнутого.

Интересно наблюдать, как наши травмы влияют на наше отношение к пище. Человек питает свое физическое тело по такой же схеме, как и ментальное и эмоциональное. Беглец предпочитает маленькие порции; у него часто пропадает аппетит, когда он переживает приступы страха или других сильных эмоций. Из всех перечисленных типов беглец наиболее склонен к анорексии: он почти полностью отказывается от еды, потому что кажется себе слишком большим и упитанным, хотя в действительности все наоборот. Уменьшение веса ниже нормы, истощение – это его попытка исчезнуть. Иногда аппетит побеждает, и тогда беглец с жадностью набрасывается на еду – это тоже попытка исчезнуть, раствориться в пище. Впрочем, этот способ беглецы используют редко; чаще их привлекают спиртные напитки или наркотики.

Беглецы питают слабость к сладкому, особенно когда их одолевает сильный страх. Поскольку страх отнимает у человека энергию, естественно предположить, что введение сахара в организм может восполнить потерю. Действительно, сахар дает энергию, но, к сожалению, не надолго, так что пополнять ее таким способом приходится слишком часто.

Наши травмы мешают нам быть самими собой; из-за этого в организме возникают блоки и, как следствие, болезни. Каждому типу характера присущи свои особые недомогания и болезни, определяемые его внутренней психической структурой.

Вот некоторые типичные для беглеца болезни и недомогания.

    Он часто страдает ДИАРЕЕЙ – он отвергает, выбрасывает пищу раньше, чем тело успевает усвоить питательные элементы, точно так же как отвергает ситуацию, которая могла бы быть благотворной для него.

    Многие страдают АРИТМИЕЙ – нерегулярностью сердечного ритма. Когда сердце начинает биться как бешеное, у них возникает ощущение, что оно хочет вырваться из груди, улететь; это еще одна форма желания избежать болезненной ситуации.

    Я уже говорила раньше, что рана отвергнутого настолько болезненна, что у беглеца совершенно логично развивается ненависть к родителю своего пола, которого он, еще будучи ребенком, осудил за причиненные ему страдания. Простить, однако, себя за ненависть к родителю беглец не может и предпочитает не думать и не знать о существовании этой ненависти. Не давая себе права на ненависть к родителю своего пола, он может довести себя до заболевания РАКОМ: эта болезнь связана с горечью, злостью, ненавистью – с душевной болью, переживаемой в одиночестве. Если человеку удается прийти к признанию, что он ненавидел или ненавидит родителя, – рака не будет. У него может развиться острая болезнь, если он продолжает вынашивать враждебные к этому родителю замыслы, но это не будет рак. Рак проявляется чаще всего у того, кто много выстрадал, но обвиняет в этом только себя. Согласиться с тем, что ненавидишь отца или мать, действительно трудно, ведь это означает признать себя злым и бессердечным; это означает также признать, что ты отвергаешь родителя, которого сам обвинял в том, что он отвергает тебя.

Беглец не дает себе права быть ребенком. Он форсирует созревание, полагая, что так будет меньше страдать от своей травмы. По этой причине его тело (или какая-то его часть) и напоминает тело ребенка. Раковое заболевание указывает на то, что он не дал права страдать ребенку в себе. Он не принял того, что по-человечески справедливо – ненавидеть родителя, которого считаешь виновником своих страданий.

    Среди других заболеваний, характерных для беглеца , мы видим также нарушения ДЫХАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, особенно во время паники.

    Беглец подвержен АЛЛЕРГИЯМ – это отражение неприятия, которое он пережил или переживает по отношению к определенным продуктам питания или веществам.

    Он может избрать и РВОТУ как показатель его отвращения к определенному человеку или к ситуации. Я слышала даже такие высказывания от подростков: "Мне хочется вытошнить мою мать (или отца)". Беглец нередко желает "вытошнить" ситуацию или ненавистную личность и может выразить свое чувство словами: "Это тошнотворный человек" или "Меня от твоих разговоров тошнит" . Все это – способы выразить свое желание кого-то или что-то отвергнуть.

    ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ или ОБМОРОК – тоже подходящие средства, если очень хочется избежать ситуацию или человека.

    В серьезных случаях беглец спасается КОМОЙ.

    Беглец , страдающий АГОРАФОБИЕЙ, использует это расстройство, когда хочет избежать некоторых ситуаций и людей, способных вызвать у него панику (подробнее об этом поведенческом расстройстве будет сказано в главе 3).

    Если беглец злоупотребляет сахаром, он может спровоцировать такие заболевания поджелудочной железы, как ГИПОГЛИКЕМИЯ или ДИАБЕТ.

    Если у него накопилось слишком много ненависти к родителю в результате страданий, пережитых и переживаемых им как отвергнутым существом, и если он достиг своего эмоционального и ментального предела, то у него может развиться ДЕПРЕССИВНОЕ или МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОЕ состояние. Если он замышляет самоубийство, то не говорит об этом, а когда переходит к действию, то предусматривает все, чтобы не потерпеть неудачу. Те, кто часто говорит о самоубийстве и обычно ошибается, когда переходит к действию, принадлежат скорее к категории покинутых; о них будет речь в следующей главе.

    Беглецу с детства трудно признать себя полноценным человеческим существом, поэтому он стремится быть как обожаемый им герой или героиня, он готов потеряться, раствориться в своем кумире – например, молодая девушка страстно желает быть Мерилин Монро; это длится до тех пор, пока она не решит быть кем-то еще. Опасность такого отклонения в поведении заключается в том, что со временем оно может перейти в ПСИХОЗ.

Перечисленные выше болезни и недомогания возможны и у людей с другими типами травм, но все-таки наиболее часто встречаются у тех, кто чувствует себя отвергнутым.

Если ты находишь у себя травму отвергнутого, то более чем вероятно, что твой родитель одного с тобой пола тоже чувствует себя отвергнутым его родителем того же пола; более того, очень высока вероятность, что он чувствует себя отвергнутым также и тобой. Это может не осознаваться ни одной из сторон, тем не менее это верно и подтверждено тысячами людей-беглецов.

Помни: главная причина существования любой травмы – неспособность простить себя за рану, нанесенную самому себе или другим людям. Простить себя очень трудно, потому что, как правило, мы даже не знаем, что осуждаем себя. Чем глубже твоя рана отвергнутого, тем безошибочнее она указывает на то, что ты сам себя отвергаешь – или же отвергаешь других людей, ситуации и проекты.

Мы упрекаем других в том, чего не желаем видеть в самих себе .

Вот почему мы привлекаем к себе тех людей, которые показывают нам, как мы ведем себя с другими или с самим собой.

Еще одним средством осознания того, что мы отвергаем себя или отвергаем другого человека, является стыд. Действительно, мы переживаем чувство стыда, когда хотим спрятаться или спрятать свое поведение. Это нормально – находить постыдным поведение, в котором мы упрекаем других. Мы очень не хотим, чтобы они обнаружили, что и мы ведем себя точно так же.

Помни: все описанное выше переживается только в том случае, если страдающий отвергнутый человек принимает решение носить маску беглеца, полагая, что таким образом избежит страданий, пропорциональных глубине травмы. Эту маску он носит в одних случаях по нескольку минут в неделю, в других – почти постоянно .

Поведение, характерное для беглеца , диктуется страхом повторения страданий отвергнутого. Но может быть и так, что ты узнаешь себя в некоторых из описанных выше особенностей поведения, но не во всех. Полное совпадение всех характеристик практически невозможно. Каждой травме соответствуют свои формы поведения и внутренние состояния. То, как человек думает, чувствует, говорит и действует (в соответствии со своими травмами), определяет его реакцию на все происходящее в жизни. Личность в состоянии реагирования не может быть уравновешена, не может быть сосредоточена в своем сердце, не может испытывать благополучие и счастье. Вот почему так важно осознавать, когда ты реагируешь, а когда остаешься самим собой. Если это удается, то у тебя есть возможность стать хозяином своей жизни, а не позволять страхам управлять ею.

В этой главе я ставила цель помочь тебе осознать травму отвергнутого. Если ты узнаешь себя в маске беглеца , то в последней главе найдешь полную информацию о том, как излечиться от этой травмы, как снова стать самим собой и не страдать от чувства, что все тебя отвергают. Если же ты не находишь у себя этой травмы, то я советую тебе обратиться к тем, кто тебя хорошо знает, за подтверждением; это позволит исключить ошибку. Как я уже говорила, травма отвергнутого может быть и неглубокой, и тогда у тебя будут лишь отдельные характерные черты беглеца . Напомню, что доверяться следует в первую очередь физическому описанию, потому что физическое тело никогда не лжет, в противоположность его хозяину, который вполне способен обманывать себя.

Если ты обнаруживаешь эту травму у кого-то из окружающих, ты не должен пытаться изменить его. Лучше используй все, что ты узнаешь из этой книги, чтобы развить в себе больше сострадания к другим людям, чтобы лучше понимать природу их реактивного поведения. И лучше пусть они сами прочитают эту книгу, если у них появится интерес к проблеме, чем пытаться пересказывать им ее содержание.


Травма отвергнутого

Еще сравнительно недавно человек, уже достаточно взрослый, не мог понять, почему ему так сложно дается в жизни все то, чего с легкостью достигают другие? Как так получается, что одному приходится прилагать практически нечеловеческие усилия, и при этом, образно говоря, топтаться на месте, а для другого каждый шаг становится не просто шагом, а настоящим взлетом? И только с возрастанием популярности среди обычных людей науки психологии стало известно, что существуют определенные травмы человека , которые предопределяют его жизнь не просто с самого рождения, но еще задолго до него. Именно таковой является травма отвергнутого.

В чем заключается понятие отверженного?
Обратившись к словарю, можно найти сразу несколько определений того, что означает «отверженный» или «отвергнутый» человек. Сразу же хочется обратить внимание, что это понятие кардинально отличается от понятия покинутого, поскольку смысл его заключается не в том, что человек, до недавнего времени нужный и необходимый многим, оказался вдруг один, а в том, что его изначально не принимают, отвергают.

Наиболее яркий пример, когда человека отвергают еще до его появления на свет – рождение нежеланного ребенка. Причем не только того, который по сути не нужен либо самой женщине, либо семье в целом, но даже и просто ребенок не того пола. Мало кто из будущих родителей придает значение своим словам, когда всем вокруг рассказывают, что у них обязательно родится мальчик (девочка), ведь иначе и быть не может! И пусть окружающие воспринимают это, как удачную шутку, и даже в шутку «сочувствуют», когда ожидания не оправдываются – исправить уже ничего нельзя: малыш, еще не успев появиться на свет, уже получил все те сложности, которые влечет за собой травма отвергнутого.

Впрочем, даже если подобного развития событий удалось избежать, и мама с папой получили желанных сына либо дочь, это еще не гарантия того, что ребенка данная проблема не коснется впоследствии. Обращаем ваше внимание на то, что не обязательно быть плохими родителями (в принятом в современном обществе понимании этого слова), чтобы отвергнуть своих детей. Травмы человека тем и опасны, что наносятся они ему подсознательно, т.е. как-либо повлиять и избежать подобного развития событий очень сложно. А происходит все банально: вечно занятые родители «переадресовывают» ребенка друг другу, мотивируя это тем, что есть дела поважнее. Может быть, став старше, человек и умеет оценивать такие ситуации объективно, однако в детском возрасте с каждой такой «переадресацией» у него крепнет понимание того, что родителям он не нужен, что он не имеет права на существование.

Что происходит с жизнью отверженного?
В двух словах – ничего хорошего. Причем пока ребенок маленький, и печальный исход событий можно было бы предупредить, на проявление признаков отвергнутого никто не обращает внимания: все попытки ребенка почувствовать свою значимость, доказать самому себе, что он существует, — воспринимаются родителями как капризы и в большинстве случаем жестко пресекаются. Что это может быть? Чаще всего отвергнутый пытается скрыться, стать незаметным, но парадоксальным образом он делает это так, чтобы обратить на себя как можно больше внимания, вызывая тем самым еще большее недовольство родителей. Круг замкнулся: взрослые в качестве наказания лишают ребенка своего общества, а он, чувствуя себя отвергнутым, делает все, что считает правильным, чтобы в это общество попасть.
С взрослением ребенка взрослеют и его комплексы. Теперь уже человек с такой травмой пытается не обратить на себя внимание тех, кто, по его мнению, его отверг, а изначально старается сделать так, чтобы его не отвергли – попросту избежать контактов с такими людьми. А если все же взаимодействия избежать не удается и общение происходит не так, как хотелось бы, — отверженный будет винить во всем себя и еще больше отдаляться от того, кто, по его мнению (чаще – субъективному), его отверг.

Последствия травмы отвергнутого во взрослой жизни
Если кто-то полагает, что травмы человека , полученные им в детстве, остаются там навсегда и не доставляют ему никаких проблем во взрослой жизни, — он серьезно заблуждается. Взрослая жизнь бывшего отвергнутого ребенка – это постоянное бегство, попытки спрятаться, исчезнуть, стать незаметным. Вполне понятно, что ни успешным в делах, ни счастливым в личной жизни такой челок не будет.

Зная, что на отвержение он отреагирует паникой и бессилием, такой человек заранее сделает все, чтобы избежать контакта с людьми, способными его отвергнуть. Казалось бы, что в этом страшного? Людей на свете много и свой круг общения можно найти всегда. Однако на деле все намного хуже: с каждым человеком, которого удается избежать отверженному, уменьшается в его собственных глазах его же значимость, его важность в том обществе, где он работает или живет. Далее ситуация усугубляется: отверженный постепенно убеждает себя в том, что он гораздо хуже всех остальных людей, а значит – не имеет права жить так, так они: не имеет права на успех, на любовь, на заботу близких. Так действительно высококлассные специалисты в той или иной области загоняют себя в тень, полагая, что они ни на что не способны. Причем о глубине травмы можно судить по тому, насколько часто такого человека отвергают окружающие, ведь, ожидая стать отверженным, он сам притягивает к себе те ситуации, в которых именно так и случается.

Быть отвергнутым — очень глубокая травма, отвергнутый чувствует её как и отказ от самой его сущности, как отрицание своего права на существование. Травма отвергнутого переживается с родителем своего пола.

Роль родителя одного с нами пола заключается в том, чтобы научить нас любить — любить себя и давать любовь . Родитель противоположного пола должен научить позволять любить себя и принимать любовь . Будучи отвергаем родителем одного с тобой пола, ты не можешь принять и любить себя. Человек, переживающий страдания отвергнутого, постоянно ищет любви родителя одного с ним пола, он также может переносить свой поиск на других лиц этого же пола. Он будет считать себя существом неполным, пока не завоюет любви родителя. Что касается родителя противоположного пола, то человек сам боится отвергнуть его и всячески сдерживает себя в своих действиях и высказываниях по отношению к нему.

Как следствие такой реакции на собственных родителей у травмированного очень легко будут возникать чувства отвергнутого другими людьми одного с ним пола и он всегда будет бояться отвергать людей противоположного пола.

Из всех пяти травм чувство отвергнутости проявляется первым , а это означает, что и причина подобной травмы в жизни личности возникает раньше других. Душа , вернувшаяся на Землю с целью излечения этой травмы, оказывается отвергнутой с самого начала — с момента рождения , а во многих случаях даже раньше. Человек, чувствующий себя отвергнутым — необъективен. С того самого дня, когда младенец почувствовал себя отвергнутым, он начинает вырабатывать маску беглеца . Он ощущает себя очень маленьким, ещё в утробе матери старается занимать мало места, у него постоянно ощущение темноты и мрака.

Маска беглеца — это ещё одна, новая личность, характер, развивающийся как средство уклонения от страданий отвергнутого. В теле это проявляется тем, что оно не хочет занимать много места, принимает образ убегающего и всю свою жизнь стремится занять как можно меньше пространства.

Не присутствовать — значит не страдать, носить маску — не быть самим собой . Беглец предпочитает не привязываться к материальным вещам, ибо они могут помешать ему убегать, когда и куда вздумается. Беглец просто и легко отправляется в астральные путешествия, но совершаются они бессознательно.

Беглец ищет одиночества, уединения, потому что боится внимания окружающих, так как он не знает, как при этом себя вести, ему кажется, что его существование слишком заметно. У беглеца очень мало друзей и в школе и на работе.

Ненависть — это сильная, но разочарованная любовь . Рана отвергнутого столь глубока, что из всех пяти характеров беглец наиболее склонен к ненависти . Он легко минует стадии великой любви, чтобы отдалиться от великой ненависти.

До тех пор, пока человек считает, что все несчастья происходят по вине других людей, его травма не может быть излечена. Чем глубже травма отвергнутого, тем сильнее он притягивает к себе обстоятельства, в которых оказывается отвергнутым или сам отвергает.

Беглец стремится к совершенству во всём, что бы он ни делал ! Страх перед собственной паникой во многих ситуациях приводит к тому, что он теряет память. Он может даже подумать, что у него проблемы с памятью, а на самом деле у него проблемы со страхом.

Травма "Несправедливость"

Несправедливость — это недостаток или отсутствие справедливости в человеке или явлении. Справедливость — это оценка, признание и уважение прав и достоинств каждого человека.

Человек видит несправедливость, когда не видит признания своего достоинства, не чувствует уважения к себе, когда ему кажется, что он не получает того, что заслуживает. Травма несправедливости может быть обусловлена мыслью, что у нас есть больше материальных благ, чем у других людей, но чаще бывает обратное — нам кажется, что у нас благ недостаточно.

Эта травма пробуждается в период развития индивидуальности ребёнка, то есть в возрасте приблизительно от трёх до пяти лет. Ребёнок ощущает как несправедливость то, что он не может быть целостным и неприкосновенным, не может самовыразиться и быть самим собой. Он переживает эту травму с родителем своего пола . Он страдает от холодности этого родителя, то есть от его неспособности выражать себя и чувствовать другого. В большинстве случаев этот родитель и сам страдает от такой же травмы несправедливости.

Реакция на несправедливость заключается в том, чтобы отрезать, отгородить себя от испытываемых переживаний, рассчитывая таким образом обезопасить себя. Защитная маска — ригидность . Даже если человек отрезает себя от собственных переживаний, это не значит, что он не чувствует. Наоборот — ригидные личности очень чувствительны.

Для ригидного очень важно добиться справедливости, для него очень важно убедиться, что он заслужил то, что получил . Страх ошибиться очень силён у ригидного. Этот страх часто толкает ригидного в ситуации, в которых ему приходится делать выбор. Чем больше человек боится, тем сильнее он притягивает соответствующие этому страху ситуации.

Ригидные очень требовательны к себе во всех сферах жизни . Их готовность контролировать себя и принуждать себя к работе неисчерпаема. Ригидному редко удаётся расслабиться и не чувствовать себя виноватым . По этой причине всё его тело, а особенно руки и ноги напряжены даже во время отдыха. Только усилием воли он может дать им расслабиться. Ригидный редко обращается за помощью. Он хочет сделать сам, так будет надёжнее.

Самую мучительную несправедливость ригидный испытывает от самого себя . Ригидный часто использует средство сравнения себя с другими, чтобы проявить к себе несправедливость. Он сравнивает себя с теми, кого считает лучше и совершеннее.

Эмоция, которую чаще всего переживает ригидный — это гнев. И особенно это гнев на самого себя. Например, ригидный гневается на самого себя за проявление мягкотелости по отношению к приятелю, которому дал денег в долг, а тот возвращать не собирается. Ригидный, давая другому человеку шанс, думает, что поступает справедливо.

Людям ригидного типа всегда трудно любить себя или позволить любить себя . Ригидный всегда слишком поздно соображает, что нужно было сказать или какие знаки своего чувства показать тому, кого он любит.

Самый большой страх ригидный испытывает перед холодностью . Ему также тяжело принимать свою холодность как и холодность других людей. Он прикладывает все усилия чтобы проявить теплоту. Сексуальность у ригидного ярче чем у других.

Травма несправедливости близка к исцелению, если ты позволяешь себе быть не таким совершенным, допускать ошибки, не впадая при этом в ярость и не критикуя себя . Ты можешь позволить показать свою чувствительность, можешь заплакать перед другими, не боясь их осуждения и не стыдясь временной потери контроля.

Одно из главных преимуществ исцеления от душевных травм — мы избавляемся от эмоциональной зависимости, становимся самостоятельными . Эмоциональная самостоятельность — это способность понимать, чего ты хочешь и предпринимать все действия, необходимые для реализации твоего желания.

Все мы находимся на этой планете для того, чтобы вспомнить, кто мы есть. Мы все есть Бог, переживающий опыт земного бытия. Ты не есть опыт, ты есть Бог, переживающий опыт на материальной планете.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

В то время, когда я страстно и с интересом изучала механизмы своей созависимости, паралельно я «боролась» с травмой отверженности.Мне тогда в голову не приходило, что это две подружки- сестрички, которые почти всегда вместе. Ощущение отверженности меня догоняло в самых разных жизненных проявлениях.

*Отвержение-непризнание, отрицание, как результат непринятия ОБЩЕСТВОМ*

Признание я нашла как противоположность отвержению.Когда обнаружила и признала свою потребность в признании, потихоньку пазлы в голове начали складываться.

Осознаность появляетя тогда, когда осознаются два полюса.

Мир состоит из противоположностей, которые нельзя рассматривать отдельно друг от друга.Вместе противоположности составляют 100%,если их представить в виде континуума, то каждая занимает 50%. Устойчивость находится посередине между ними и занимает условно 10-15%(индивидуально).Находясь в этой зоне мы катаемся на «малых качелях» комфорта.Если какая-то полярность в проявлении приближается к максимуму возможности(приближается к 100%),мы катаемся на «больших качелях»(люблю-ненавижу).Чем ближе к максимуму одна полярность- тем неустойчивей положение,тем быстрее «большие качели» начнут движение в другую сторону.

Между крайностями-полярностями мы находим свой устойчивый баланс.

Зона комфорта, устойчивости,

баланс

50%____________________________5%___ 0 ____5%__________________________50%

В природе всегда действуют противоположные, взаимодополняющие начала(вдох-выдох, рассвет- закат, притяжение-отталкивание и т.п.). Без выдоха нет вдоха, точно также без вдоха нет выдоха. Аналогичные взаимодополняющие начала можно найти в экономике, эмоциях, отношениях, теле, природе. Каждое состояние находит начало в предшествующей противоположности- мы покидаем одно состояние, заменяя его на противоположное.

Вместе со складывающимися пазлами в голове,удавалось замечать признание, которое я получала, но моя зона приема настолько была мала, что признание я принимала совсем немного, а большую часть воспринимала, как издевательство и «непрямое» отвержение. Примерная схема такова: если в опыте травма отверженности большая,например 90% из 100%, а способность принять признания всего оставшихся 10%, то так и выходит… что из всего признания беру только на свои возможные 10%, остальное принимается с противоположным знаком, насыщаются 90%(меня отвергают посредством «ложного» признания!!!)

И тут возникает вопрос- как расширить свою зону приема признания до равновесных с отвержением 50%, каждой полярности поровну..

Я училась расширять зону приема признания: училась распознавать собственные потребности в признании, училась понимать от кого и в каком выражении признание мне необходимо, научилась замечать, когда мне его дают, но.. зона приема расширялась медленно, а сужалась очень быстро, обнаружилась моя невозможность, неумение присвоить то, что дают.

По аналогии с пищей, которая не усваивается без ферментов, надо найти, возродить, активизировать свои ферменты, свой механизм усвоения - присвоения.

Нашлась полярная пара присвоению- отторжение…? В моей голове отвержение и отторжение звучали как синомимы, обозначающие одно и тоже.

*Отторжение- невозможность ассимилировать или принимать. Таким образом, тело может отторгать трансплантат органа или пищу… Во всех случаях подразумевается, что система или структура отказывается или не может что-то инкорпорировать . *

В моем понимании: отвержение и признание-это то, что могу получить от других, а отторжение-это свойство моего организма НЕ усваивать…получается, что я находилась в травме называющейся отвержение- отторжение? С гипертрофированной потребностью в признании и невозможностью присвоить необходимое когда дают?

Отторжение(отнятие, удаление) нужного для меня, как противоположность присвоению(усвоению) нужного для меня…хороший тупичок, мозг постарался с узором.

Отторжение того, что тебе не нужно и присвоение себе того,что нужно,это и есть понимание собственного равновесия.

При изучении себя понимаешь сколько и какое признание тебе нужно, от кого… можешь искренне отзываться и искренне присвоить себе признание других, не отвергая(кого-то) и не отторгая(свою часть) значимость для себя…

И точно знаешь, что тебя могут не принимать и отвергать, но это не приносит боли- ведь ты уже находишься в зоне комфорта.

Если сам себя принимаешь, присваиваешь себе свое - принятие другими не важнее этого(не больше 50%). А непринятие уж точно не травмирует, оно гармонизирует и возвращает устойчивость(чтоб от признания не стошнило и оно не обесценилось).

Как появляется Беглец?

Травма Отвергнутого формируется в первые два года жизни. Вообще, все пять травм формируются в возрасте от двух до пяти лет, если вывести за скобки теорию реинкарнации и привести описываемые Лиз Бурбо процессы к более реалистичной основе, которую свободно можно наблюдать в жизненных ситуациях семей с детьми этого возраста.
Когда мы говорим о возрасте до года - мы говорим о возрасте, в котором любая ситуация рассматривается как ситуация достаточного или недостаточного доверия к среде, чтобы жить.
Проблема Отверженного, о которой Лиз Бурбо говорит, связана с тем, что ребенок не в состоянии понять, что происходит вокруг него. Детка только чувствует, что ситуация не та, в ней неудобно и неприятно находиться, а поддержки от родителей ей не хватает.

В чем суть травмы?
Травма Беглеца - это ситуация, в которой человек не испытывает к среде, в которой он находится, достаточного доверия, чтобы жить комфортно. Причем это недоверие он испытывает постоянно. "Мне нормально, когда меня нет", - думает он, пытаясь спрятаться от мира.
"Нормально" здесь значит то, что вероятность увеличения привычного уровня дискомфорта сведена к минимуму.

Как убегает Отвергнутый?
Вовсе не обязательно это будет связано с той маской, которую Лиз Бурбо описывает, так ориентироваться дословно на внешнее описание не стоит. Травма проявляется в поведении, она может быть заметна в бытовых или социальных привычках. Особенно ярко может быть видно в привычных речевых формах. "Не обращайте на меня внимания", "я уже ушел", "я ничего, я так".">

Попробуйте неожиданно спросить Беглеца:
– Как ты себя чувствуешь?
– Никак, - скорее всего, ответит он.

Как это "никак"? Ведь мы все не бесплотны, и в теле постоянно присутствуют какие-то ощущения, в рамках от комфорта до боли. И взрослый человек, если только он жив (и если это не Беглец) способен понять, как он себя чувствует и найти слова для описания. А Беглец? А он действительно себя никак не чувствует, он с телом созванивается по большим праздникам.
Еще один стандартный для Беглеца ответ на простой бытовой вопрос:
– Что ты хочешь?
- Ничего, – традиционно отвечает он.

Еще бы, черт возьми, он чего-нибудь хотел, кто бы его этому научил. Особенно они хороши в момент выбора чего-нибудь.
– Что ты будешь?
- Ничего.

Можно усложнить задачу:
– Тебе мороженое с вареньем или с орехами?"
– ...

В ответ на подобный «сверхсложный» вопрос Беглец может уйти в себя и не вернуться.

Почему доверие в возрасте до года играет такую значимую роль?
Тяжелый текст о восьми возрастах здесь.