.

Но тем не менее именно Чичиков в поэме – один из немногих «людей пути», которым, по мнению Гоголя, суждено было возродиться. Да, цель героя мелочна, но движение к ней лучше, чем полная неподвижность. Впрочем, второй том поэмы, в котором герой должен был прийти к очищению души, так и не был опубликован. Социальная почва, на которой процветали Чичиковы, давно разрушена. А зло накопительства продолжает опутывать человечество. Не потому ли образ Чичикова можно считать гениальным открытием Гоголя?

Чичиков не только неутомим в изобретении хитроумных планов. Весь его облик уже приспособлен к тому, чтобы было проще «копить копейку». В его внешности нет ярких черт, он «не слишком толст, не слишком тонок», «не красавец, но и не дурной наружности». Чичиков прекрасно знает людей и с каждым говорит на понятном собеседнику языке. Чиновников он покоряет «приятностью светского обращения», Манилова очаровывает слащавым тоном, Коробочку умеет припугнуть, с Ноздревым играет в шашки на души умерших крестьян. Даже с избегающим общения с людьми Плюшкиным Чичиков находит общий язык.

Происхождение героя , как говорит автор, «темно и скромно». Родители его – обедневшие дворяне, а отец, отдавая Павлушу в городское училище, может оставить ему лишь «полтину меди» да мудрый наказ: угождать учителям и начальникам и, главное, беречь и копить копейку. Еще в детстве Павлуша обнаруживает огромную практичность. Он умеет во всем себе отказывать, лишь бы скопить хотя бы небольшую сумму. Он угождает преподавателям, но только до тех пор, пока зависит от них. Окончив училище, Павлуша уже не считает нужным помочь спившемуся учителю.

Надо отдать герою должное . Он не пользуется протекциями и не хватает звезд с неба; все, чего он добивается, – результат упорного труда и постоянных лишений. Более того, каждый раз, как на горизонте появляются контуры удачи, на голову героя обрушивается очередное бедствие. Гоголь отдает должное «неодолимой силе его характера», ибо понимает, как тяжело русскому человеку «набросить узду на все то, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на свободе».

Конечно , не случайно чиновники сравнивают Чичикова с капитаном Копейкиным. В рамках сюжета это сравнение комично (почтмейстер не обращает внимания на то, что у Чичикова на месте руки и ноги), но для писателя оно имеет огромное значение, не зря даже фамилия благородного капитана созвучна чичиковскому «копи копейку». Герой войны 1812 года олицетворяет романтическую эпоху недавнего прошлого, но теперь время окончательно измельчало, и его героями стали Чичиковы. И страшнее всего то, что в жизни они воспринимаются людьми так же, как в поэме. Их называют интересными, ими все довольны. А потому Гоголь считает необходимым заглянуть им поглубже в душу, обнаружить их «сокровеннейшие мысли», то, что «ускользает и прячется от света».

«Вся Русь явится в нем », – сказал о своем произведении «Мертвые души» Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь», проницательный взгляд Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Широкая типизация образов поэмы стала предпосылкой того, что имена многих героев Гоголя стали нарицательными. И все же Гоголя можно было бы почитать гением заодно лишь создание образа «милейшего человека» Павла Ивановича Чичикова. Что же за человек этот Чичиков? Автор подчеркивает, что прошло время добродетельных героев, а потому показывает нам… подлеца.

Чичиков являет собой новый для русской действительности тип дельца-предпринимателя. Но это не значит, что Гоголь исключает его из ряда литературных ассоциаций. Иногда Павел Иванович напоминает романтического светского героя, который «…готов был отпустить ответ, вероятно, ничем не хуже тех, какие отпускают в модных повестях…». Во-вторых, в Павле Ивановиче есть нечто от образа романтического разбойника (по слухам, он врывается к Коробочке «вроде Ринальд Ринальдина»). В-третьих, городские чиновники сравнивают его с Наполеоном, которого «выпустили» с острова Елены. Наконец, Чичиков отождествляется даже с Антихристом. Конечно, такие ассоциации пародийны. Но не только. Самое страшное, по мнению Гоголя, заключается в том, что появление такого героя говорит, что порок перестал быть величественным, а зло героическим. Чичиков – это антигерой, анти-злодей. Он воплощает лишь прозу авантюризма ради денег.

Чичиков убеждает себя , что в нем нет «привязанности собственно к деньгам для денег». Деньги – средство для достижения жизни «во всех довольствах». С горькой иронией замечает автор, что герой поэмы даже хотел бы иногда помочь людям, «но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме». И вот постепенно стремление к накопительству заслоняет для героя важнейшие нравственные принципы. Обман, взяточничество, подлость, махинации на таможне – вот те средства, с помощью которых Павел Иванович старается обеспечить достойное существование себе и своим будущим детям. Неудивительно, что именно такой герой задумывает фантастическую аферу: покупку «мертвых душ» с целью заклада их в казну. Его уже давно не интересует моральный аспект подобных сделок, он полностью оправдывает себя тем, что «пользуется от избытков», «берет там, где всякий брал бы».

По версии исследователей сюжет поэмы "мертвые души" был подсказан Пушкиным. По второй версии поэма была создана на реальных событиях: дальный родственник Гоголя-Яновский, чтобы содержать винокурню скупил мертвые диши и давал на них ревизскую сказку. Яновский пошёл на это нечистое дело, т.к в то время помещики могли содержать винокурню, только если имели не менее пяти десяти крестьян. А у Яновского было всего лишь двадцать пять.

Главный герой поэмы-Чичиков, "господин, не красавиц, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". Воспитывал его отец, мать умерла рано. Образование получил в городском училище и передтеи как отправит сына учиться, отец Чичикова дал "умное наставление:... Больше всего береги копейку. Всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой". И вся дальнейшая жизнь Чичикова была следствием этого наставления: начало было положено в школе, Чичиков продал выгодно слепившего сам снегиря, продавал пироги проголодавшимся одноклассникам(за большую цену, чем их истинная цена). И даже взрослая жизнь Чичикова была построена в форме наставления отца: в любом деле он мог накопить деньги. Но всегда, в конце, его разоблачали. Так, находясь на службе в казенном палате, он обманув старого повытчика-ухаживая за его дочерью, "сам сел повытчиком на одно открывшееся вакантное место". Но его дела пошли вниз, когда был прислан новый начальник, сразу возненавидевший Чичикова. После он пробовал начать новую карьеру, службу в таможне. Но и здесь ему не удалось долго продержаться. В конце концов он решил стать "помещиком"- скупать мертвые души. Поэтому он стал объезжать всех помещиков(в целях воплощения своей идеи).

Здесь мы знакомимся с немаловажными героями поэмы: каждый из них отражает самого Чичикова. Например, своей бережливостью Чичиков похож на Коробочку; своей старательностью на службе - на Кувшинное рыло, и объединив в себе все "качества" этих помещиков, Чичиков отличается от них гибкой способностью приспосабливаться к любым обстоятельствам.

В конце автор сам задает вопрос: подлец ли Чичиков? Отрецательный ответ автора полностью совпадает с моим мнением. Ведь Чичиков не обманывал людей. он честно признавался, что закупает мертвые диши и главное платил за них. И он прекрасно понимал, что потом нужно будет вернуть кредит. Значит он вложил бы деньги в новое дело, и кто знает, может быть, в достойное дело, ведь сколько раз его "не очень чистые" дела превращались в прах, вполне возможно, что он, хоть и маленько, но взял урок.

Чичиков-приобретатель - герой “нового времени”
В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость в появлении людей другой жизненной ориентации, ловких и предприимчивых, таких как Павел Иванович Чичиков.

В образе Чичикова мы видим “человека уже средних лет и осмотрительно-охлажденного характера”, он отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик “херсонский”, но все-таки дворянин), “не красавец, но и не дурной наружности”, “ни слишком толст, ни слишком тонок”. Этот образ постоянно находится в развитии, поэтому так неопределен; Чичиков наделен способностью подстраиваться под события, характеры, обстоятельства, он гибок, ловок, многолик.
Отец оставил в наследство маленькому Павлуше полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей и самое главное - беречь и копить “копеечку”, ибо все могут предать, только
копейка поможет и спасет. Неукоснительно выполняя советы отца, Чичиков продвигался по жизни и понял вскоре, что понятия чести, достоинства, моральных принципов, о которых отец умолчал, только мешают при достижении целей.
Стремление к приобретательству и накоплению было развито в Чичикове с детства, в жертву ему он приносил многие удовольствия, которыми мог бы воспользоваться в жизни. Ум и изворотливость помогали главному герою наживаться, обманывая товарищей, начальников, государство.
Много работая в юные годы, терпя в жизни ущемления и лишения, Чичиков начинает свою карьеру с обмана повытчика и его дочери, а затем - взяточничество, присвоение казенных денег, крупные махинации на таможне. Судьба его складывалась так, что он всякий раз терпел фиаско, однако снова устраивался и с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество, оправдываясь тем, что все пользуются своей должностью, “все приобретают” и если бы не взял он, то взяли бы другие. Мы понимаем, что в России в те времена такое поведение чиновников было естественным, но Чичиков отличался ото всех какой-то непостижимой осторожностью и расчетливостью. К своим “приобретениям” он всегда шел очень целенаправленно, планомерно, не спеша. Тщательно продумал он и аферу с мертвыми душами, которые после покупки собирался заложить в опекунский совет, как живых, и на этом деле разбогатеть.
При покупке столь необычного товара Чичиков предстает перед нами в качестве непревзойденного психолога. Он прекрасно умеет общаться с людьми, используя в своих целях как их достоинства, так и недостатки. Общаясь с чиновниками и помещиками, Чичиков с каждым из них ведет себя совершенно по-разному, умело приспосабливаясь к их характерам и социальному положению: то сентиментален, то груб, то упорен и настойчив, то льстив и вкрадчив. Своей энергичностью, деловитостью, умом он выгодно выделяется на фоне вялых, часто глупых, не имеющих определенных целей помещиков. Однако, общаясь с мерзавцами, мошенниками, бездельниками, глупцами, Чичиков не становится от этого честнее, благороднее, человечнее. Называя своего героя “мошенником из мошенников”, “подлецом”, Гоголь не только высказывает свое отношение к такому типу людей, но и старается показать нам, что приобретательство становится страшным бичом общества. Ловкий, предприимчивый, энергичный, Чичиков отличается от “мертвых душ” помещиков и чиновников, с которыми его свело дело, однако он несет миру не меньшее зло. Мы видим, как на смену пошлости, косности, духовной нищете приходит беспощадная к людям беспринципность, воинствующая подлость.
Целью в жизни у Павла Ивановича Чичикова стал капитал, деньги как средство, дающее независимость, положение в обществе. Отдельно взятые служба, чины его никогда не интересовали, и шел Чичиков к своей единственной цели, отбросив в сторону моральные нормы, честь и достоинство, внутреннюю ответственность перед людьми за совершаемые им безнравственные поступки.
Гоголя тревожило и беспокоило появление чичиковых в обществе, поскольку оно не только открывало путь еще большим хищникам и проходимцам, но и вело за собой потерю человечности. В своей “Авторской исповеди” писатель признался: “Я думал, что… лирическая сила… поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом”. Однако мы видим, что в наше время Чичиковы находят сферы приложения своим идеям, энергии, корыстолюбивым планам. Бороться же с ними способно не только разумное законодательство, вставшее на защиту народа, но и каждый человек в отдельности, развивая свои внутренние качества, воспитывая свои сердце и душу.

Цель. Анализируя 11 главу поэмы, привлечь внимание учащихся к одному из чрезвычайных явлений в истории русской культуры ХIХ века: на смену безусловно положительным героям ХVIII века, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли “странные персонажи”, безнравственные и предприимчивые.

Задачи.

  • Раскрыть отношение писателя к своему герою.
  • Выяснить значение образа главного героя, Павла Ивановича Чичикова.
  • Обсудить соотношение предприимчивости, изобретательности в поиске путей обогащения и дать нравственную оценку этим свойствам.

Оборудование: электронная презентация, раздаточный карточки с отрывками из 11 главы поэмы и вопросами для анализа.

Класс предварительно разбит на 3 группы, в каждой группе один докладчик, один содокладчик, остальные дополняют.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В ХIХ веке на смену безусловно положительным героям прошлого столетия, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли “странные” персонажи, безнравственные и предприимчивые. Появление такого героя, как Павел Иванович Чичиков, стало настоящим переворотом в русской литературе. Странный герой и странная поэма. Об этом свидетельствует известная переписка В. Г. Белинского с К. Аксаковым, который сравнивал “Мертвые души” с “Илиадой” и считал Гоголя Гомером нового времени. Почему стало возможным появление такого героя? И кто он, Павел Иванович Чичиков, - ловкий “комбинатор”, герой-приобретатель или подлец, как и называет его автор? А может в России одно явление немыслимо без другого?

  1. В советах отца Павлуши каким нравственным ценностям противопоставлены деньги? Можно ли согласиться с такой системой ценностей, чем она опасна?
  2. Соответствует ли наставление отца нравственному кодексу христианства? С какими нравственными законами Библии расходятся советы отца Павлуши?
  3. Какова нравственная оценка самого автора наставления - отца Павлуши? Аргументируйте свой ответ.
  4. Подлости или предпринимательству учит отец сына, говоря о силе копейки?

3. Работа в группах.

Основной вопрос:

Как усвоил Павел Иванович Чичиков наставления своего отца?

Группа 1. Анализ эпизода о престарелом повытчике.

  1. Можно ли считать безнравственным наказание плохого начальника?
  2. Можно ли защищать добро, злом наказывая зло?
  3. Как оценить поступок Чичикова в отношении дочери престарелого повытчика – предприимчивость или подлость?

Вывод: история с повытчиком – первый нравственный порог, который переступил Чичиков. Дальше пошло по накатанному.

Группа 2. Анализ эпизода “Борьба со взятками” (от слов “Нужно знать, что в то же самое время...” до слов “Проситель, конечно, прав, но зато теперь нет взяточников...”)

  1. Кто и что более безнравственно – человек или государство, чиновничий аппарат, не уважающий интересы личности, или сам чиновник, использующий общественные пороки для личного обогащения?
  2. Как сумел Чичиков обратить в свою пользу борьбу со взятками? Предприимчивость или подлость проявились в этом эпизоде?
  3. Может ли обман быть нравственным?

Вывод: Чиновники у Гоголя грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - явления повседневные и вполне закономерные. Безнравственность чиновников Гоголь показывает даже через описание присутственных мест, где они несут службу. “На площади стоит большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел...” Автор иронически поясняет: “...белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей”. Эти “чистые души” желают только одного: широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”. Высмеивал писатель алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам, взяточничество, ограниченность – проблемы, актуальные и в наше время.

Группа 3. Анализ эпизода “Служба в должности поверенного” (от слов “Из поручений досталось ему...” до слов “Вот уж двести тысяч капиталу”).

  1. Можно ли назвать Чичикова умным человеком?
  2. Подлежат ли ум и талант нравственной оценке?
  3. Как охарактеризовать общество, которое оценивает богатство человеческими душами?

Вывод: Чичиков – явление ожидаемое и закономерное в русском чиновничьем мире, лишенном нравственных качеств. Павел Иванович – образное обобщение широкого круга явлений российской действительности.

Вопросы классу:

  • Какую же окончательную оценку герою дает сам писатель? Зачитайте.

“Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одною чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых”

  • Какой смысл вкладывает писатель в слова “приобретение”, “приобретатель”?
  • Почему подлец и приобретатель противопоставлены в этом отрывке?
  • Может ли одно явление существовать без другого?
  • Как можно объяснить тот факт, что в бричке, которая несется по просторам России, сидит Павел Иванович Чичиков, герой-подлец, предприниматель и приобретатель?

Вывод учителя. Путь Чичикова бесплоден. Бесплодность эта выражается через мудрость народного изречения о деле, не стоящем выеденного яйца. Эта пословица впервые появляется задолго до финала 1 тома, и ею же Гоголь подводит итог делу Чичикова. И этот традиционный народный вывод содержит в себе и приговор герою, и возможность, по мысли автора, грядущего возрождения. Недаром во втором томе Муразов повторяет про себя: “Презагадочный человек для меня Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!” Жаль Павла Ивановича. Ведь весь свой незаурядный практический ум, волю в преодоление препятствий, знание людей, упорство в достижение цели герой растрачивает на безнравственные, а порой и просто аморальные дела. Предприниматель, конечно, должен быть человеком ловким, энергичным, практическим, но и такие понятия, как совесть, верность слову, честность и благородство, всегда входили в своеобразный “кодекс чести” русского купца. Жаль только, что на смену им все чаще стали приходить буржуа чичиковы, у которых идеалом вместо совести прочно стала копейка.

4. Домашнее задание (на выбор)

  1. Сочинение-рассуждение “Возможно ли возрождение Чичикова?”
  2. Составьте Кодекс чести современного предпринимателя.
  3. Сочинение рассуждение “Чичиков – яркая сильная личность или заурядный маленький человек?”
  4. Подготовьте цикл иллюстраций к 11 главе.
  5. Составьте систему вопросов для анализа 11 главы.

Литература

  1. Воропаев Владимир “Дело, взятое из души”, журнал “Литература в школе”, №4 1998 год.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе, Москва 2004 год
  3. Пудовкина И. “Мир человека в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”, газета “Литература”, №12 2001 год
  4. Чижова Л.А. “Кто такой Павел Иванович Чичиков – подлец или предприниматель?”, журнал “Дидакт”, №5 1996 год.

«Кто такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?»

(образ Чичикова в произведении "Мертвые души" Н.В. Гоголя)

Цель: раскрыть особенности образа Чичикова в поэме.

Задачи:

    Образовательные :

    • сформировать у учащихся представление о герое гоголевского произведения.

    Развивающие :

    • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

      развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;

      развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;

      развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.

    Воспитательные :

    • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;

      подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами.

ХОД УРОКА

1 этап урока. Организационный момент.

Слово учителя (на фоне музыки).

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи….

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

– Нет, не эти чувства переполняли душу Павла Ивановича Чичикова, когда он въезжал в своей рессорной коляске в город N. Чем же озабочен наш герой, зачем он приезжает в обычный российский городишко и кто он, Павел Иванович: подлец, милый человек, приобретатель? Вечен ли он? Грозит ли нам сегодня чичиковщина и чем? Эти проблемы мы постараемся сегодня осмыслить.

2 этап урока

Словарная работа. (Слайд 3)

Подлец – подлый человек, негодяй.

Приобретатель – человек, стремящийся к приобретению вещей, к наживе.

3 этап урока

Учитель. А вот и наш герой. (Слайд 4)

Учитель. Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор.

– Найдите описание портрета (Слайд 6) Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя? (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко».
Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении).

– Гоголь – мастер детали. (Слайд 7) Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова? (Рессорная бричка,«чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.)

–Опишите его о дежду. (Слайд 8) (Чичиков очень заботится о своей внешности : «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул, вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой». Фрак Чичикова – сквозная (то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка.)

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича. (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.)

– Существенна для характеристики героя его речь . (Слайд 9) Как речь раскрывает характер Чичикова?(Автор с разных сторон и по разным поводам показывает необыкновенную ловкость, благопристойность, дипломатическую увертливость речи Чичикова. В разговорах с властителями города «он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то скользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы». При этом Чичиков не высказал лестных слов прямо в адрес губернатора: это была бы топорная работа, недостойная такого тонкого знатока правил обхождения. Чичиков не говорит, например, что губернатор заслуживает похвалы. Но те правительства, «которые назначают мудрых сановников…». Вице-губернатору и председателю палаты Чичиков опустил комплименты погрубее («сказал даже ошибочно два раза ваше превосходительство»), но, видно, уж он знал, к кому как подойти).

– Скажите. Что думают и говорят о Павле Ивановиче другие герои? (Слайд 10)(Они признали в нем своего человека. Если бы отцы города почувствовали в Чичикове честность и добродетель, они отшатнулись от него, как от чумы. Нет, они в нем видят человека своего круга, только одаренного талантами к преуспеянию. И когда Чичиков, с «заметной скромностью», употребляя «несколько книжные обороты», говорит, что«потерпел за правду», его слушателей даже слово«правда» не пугает. Они понимают, что это просто красное словцо, но очень ловко и к месту сказано.)

Вывод.

– Итак, так каким человеком Чичиков предстал перед нами? Чем похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела? (Слайд 12) (Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот был еще мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».)

– Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? (Слайд 13) (Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чудеса мимикрии демонстрирует весь его жизненный путь.)

– Из встреч с помещиками, мы узнаем о причине его приезда: покупка мертвых душ, числящихся по ревизской сказке живыми. Для чего? Что здесь плохого? (Чичиков стремится нажиться на самом страшном – на человеческой смерти. Покупка мертвых душ, этот бесчеловечный меркантилизм – пугающее действо российских буржуа, они истребляют человечность)

– Откуда это в людях? Когда мы задаем этот вопрос, мы обращаемся к прошлому людей, вся жизнь Чичикова представлена в последней 11 главе.

4 этап урока

Учитель. Вы получили задание составить развернутый план жизнеописания Чичикова и приготовить творческий пересказ текста с целью понять, что это за человек, что заставляет его сегодня торговать мертвыми душами.

Рассказ по плану (Слайды 14-17)

    Происхождение: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог его ведает»

    Детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно… ни друга, ни товарища в детстве!»

    Наставления отца: в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был».

    Учеба в училище: уж здесь обнаружились таланты «со стороны практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же».

    Служба: в казенной палате; на таможне; идея о скупке «мертвых душ»

    Характеристика другими персонажами: до появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются.

    «Говорящая фамилия». Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания

– Каков здесь Павел Иванович Чичиков? Подлец? Были же в нем и терпение, незаурядная сила воли, расчетливость. Но в то же время мошенничество, авантюризм, преступления. Но ведь он сам объясняет, что он никого не убивал, не разорял, больше всего заботится о будущем доме, семье, детишках Что же отталкивает в нас в этом герое. (Да, все хорошо в светлом будущем. Но каким путем идет наш герой. Оправдывает ли цель средства? Вечный философской вопрос, который предстоит еще решать многим поколениям).

(Слайд 18,19)

Приобретатель

Цель жизни – деньги.

Любые средства для достижения цели: спекуляция, угодничество, обман, взяточничество, махинация, жажда обогащения.

Отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души.

Знание человеческой психики

Угождает всем

Целеустремленный

Умение предпринять что-то в нужный момент

Умение вести дела

«Подлец ли, ну почему же подлец, приобретение – вина всего… Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиономию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели».

– Ведь главная задача автора заставить нас с вами посмотреть во внутрь себя и спросить: «А нет ли во мне Чичикова?» И обязательно возродиться, как верил Гоголь в возрождение своего героя, (неслучайно именно Чичикову снится птица-тройка, а с ней вера, надежда и великое слово – любовь).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Кто такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?»

5 этап урока

Чтение учеником наизусть отрывка о Руси.

Учитель. Какими лексическими и синтаксическими средствами создана возвышенная, торжественная интонация лирического отступления «Русь».

6 этап урока. Итоги урока. Оценивание.

Учитель на фоне музыки читает:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.