Квн для детей старшей группы по экологии. КВН по экологии для старшего дошкольного возраста «Друзья природы

Солтүстік Қазақстан облысы Ғабит Мүсірепов атындағы аудан

Калинов орта мектебі мини центр «Улыбка»

Северо-Казахстанская область район им. Габита Мусрепова

Калиновская средняя школа мини-центр «Улыбка»

Экологический КВН

«Мы – друзья природы!»

Подготовили и провели:

воспитатель Бугаева Л. В.

Музыкальный руководитель

Гринвальд Т.Р.

Экологический КВН

«Мы - друзья природы!»

Цель:

Обобщить и уточнить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней.

Задачи:

Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения,

устанавливать причинно-следственные связи.

Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений.

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам.

Оборудование: картинки с изображением: дома, леса, картинки с изображением диких и домашних животных, картинка зайчат, картинка котят, фишки с изображением морковки и рыбки, фонограмма детских песен, музыкальных игр, рисунки на тему экологии, эмблемы для команд, буквы КВН, «Мы - друзья природы!», ЖЮРИ, разрезанные картинки для команд.

Ход КВН

Под музыку КВН дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Все вы знаете, что КВН - это игра весёлых и находчивых. Сегодня мы поиграем в неё. А тема КВН: «Мы - друзья природы!» Природа, ребята, очень мудрая. Она нас очень многому учит. Послушайте стихотворение: (музыка фоном)

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок - терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце - доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Песня «Песенка друзей» (средняя группа)

Воспитатель: Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак - вперед к победе!

Давайте выберем жюри: 1. Бондарева Татьяна Павловна

2. Шауэрман Наталья Александровна

3. Боцуляк Елена Анатольевна

Музыкальное приветствие «Здравствуй, мой дружок!»

1 конкурс Представление команд

(Воспитатель спрашивает у детей название их команды)

1 команда - «Зайчата» (Ответ детей хором)

Капитан команды «Зайчата» Сергей Величко

Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».

2 команда - «Котята» (Ответ детей хором)

Капитан команды «Котята» Максим Чичкань

Наш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься!

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».

Слово для оценки предоставляется жюри

У нас две команды. Команда «Зайчата» и команда «Котята». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Котята» рыбку. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

2 конкурс «Отвечай-ка!»

(Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечайте)

Команде «Зайчата»

1) У какого животного есть иголки? (ёж)

2) Кто в лесу зимою спит? (медведь)

3) Корова - дикое или домашнее животное? (домашнее)

4) Как называются листья у сосны и ели? (иголки)

5) Дерево, которое украшают раз в году? (ёлка)

Команде «Котята»

1) В какое время года собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

2) Самый большой любитель меда, обитель лесов? (медведь)

3) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

(скворечник)

4) Кого называют «рыжей плутовкой»? (лису)

5) Мягкие лапки, а в лапках – царапки? (кошка)

Молодцы! А сейчас послушаем жюри.

3 конкурс «Помогите!»

На лугу встретились дикие звери и домашние животные. Они играли и не заметили, как наступил вечер. Заплакали дикие звери и домашние животные. Не знают куда, кому идти. Задание будет такое: «Помоги зверям и животным попасть домой». Выиграет та команда, которая быстро и правильно поможет животным попасть домой. А сейчас от каждой команды будет выходить по одному человеку для выполнения этого задания. Одни из вас будут помогать диким зверям, а другие домашним животным.

На доске картинка леса и дома. На столе перемешанные картинки диких зверей и домашних животных (одна команда собирает зверей, другая домашних животных).

Жюри подводит итог.

Музыкальная игра «Человечки».

4 конкурс «Мы - друзья природы!»

I экологическая ситуация - команде «Зайчата»

Оля была в лесу с родителями, и ей очень понравились весенние ландыши. Их было видимо-невидимо, целая полянка. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?

Ответы (нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветках есть нектар для бабочек и пчел, нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственное растение).

II экологическая ситуация – команде «Котята»

Ребята на прогулке набрали банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили, и забыли про них. Что случилось с червями? И как бы вы поступили?

Ответы (без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, они очень полезны. Червяки рыхлят землю, чтобы к корням растений проходила влага и воздух).

Игра «Собери мусор»

Участвуют две команды. Рассыпается мусор для каждой команды, засекается время, и мы очищаем нашу природу по команде воспитателя.

Жюри подводит итог.

5 конкурс «Пантомима»

Сейчас нашим командам предстоит выполнить ещё одно интересное задание. Надо «оживить» некоторые из этих картинок, без слов при помощи движений. Это будет загадка - пантомима для команды соперников. Капитаны команд вытягивают по две картинки. Жюри оценивают не только правильность ответов, но и остроумность, точность пантомимы. Задание проводится под музыку.

1 команда «Зайчата»: изобразить зайца, лису.

2 команда «Котята»: изобразить собаку, медведя.

Жюри подводит итоги.

6 конкурс капитанов «Собери-ка!»

Приглашаю к столу капитанов команд. У них на столах лежит разрезанная картинка (аналогичная). Задание: кто быстрее соберет картинку, поднимает руки вверх.

Жюри подводит итоги.

Нурсат.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если я, и ты, и Вы

Вместе все сорвем цветы

Опустеет вся земля

И не будет красоты!

Воспитатель:

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай.

3. Никогда не забывай мусор с травки убирать.

4. Зря цветы не надо рвать.

5. Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.

6. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

7. Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.

8. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Дети рассказывают о решении экологической проблемы

Егор.

Берегите землю! Берегите!

Любите родную природу:

Озера, леса и моря.

Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля!

Богдан.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Воспитатель: Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы - частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

Подведение итогов игры. Победители награждаются дипломами и призами.

Возраст: 6 - 7 лет.

Место проведения: спортивный зал.

Задачи:

— формировать у детей умение использовать основные движения в игровых ситуациях;

— вызвать желание беречь и охранять природу.

Оборудование : аудиоаппаратура, записи песен «Не рвите цветы» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова); бумага и авторучки, листы с ребусами (4 шт.), наборы фломастеров (по количеству детей), альбомные листы (10 шт.), 2 листа ватмана, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, мяч.

Словарь : планета Земля, природа, охранять, беречь, земля, защищать, изумруд.

Спортивный зал оформлен в виде лесной поляны. Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Дети заходят в зал. Команды занимают места.

Ведущий

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

Добрый день, дорогие ребята, сегодня мы проводим КВН на тему «Живет повсюду красота».

Внимание! Встречаем команды!

Приветствие команд.

Капитан 1-й команды . Вас приветствует команда «Родник»! Наш девиз:

Он спешит в своем вечном пути,

Чтобы землю от жажды спасти.

Капитан 2-й команды . Вас приветствует команда «Гори- зонт»! Наш девиз: «Виден край, да не дойдешь».

Представление жюри.

Ведущий . Послушайте стихотворение.

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо-невидимо там чудес.

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну а спелой ягоды и не счесть!

Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близится — спать пора.

Н. Саконская

Какое красивое стихотворение. Верно, ребята? А какая красота находится вокруг нас с вами! Стоит только присмотреться, и вы ее обязательно увидите.

Я предлагаю первое задание «Живет повсюду красота».

Задание «Живет повсюду красота»

Каждой команде необходимо по очереди называть растения, птиц, насекомых, животных, деревья и кустарники. Вторая команда называет слово, которое начинается с той буквы, которой заканчивается слово первой команды.

Например, сверчок — клен — ноготки — ива — астра и т.д.

В этом задании команда, последней назвавшая слово, получает 2 балла, команда-соперник — 1 балл.

Ведущий

В мире великом Много чудес.

Разве не чудо задумчивый лес

С травкой зеленой и ягодой дикой?

Блеск изумруда Крыльев жуков,

Плащ голубых мотыльков —

Разве не чудо?

Г. Галина

Сколько красивых стихов пишут поэты про природу, окружающую нас с вами.

Следующее задание — викторина о природе.

Викторина о природе

Ведущий зачитывает вопросы сразу для обеих команд. Команда, игроки которой знают ответ, отвечает первой. В этом задании команды получают столько баллов, сколько правильных ответов они дадут.

Примерные вопросы

Цветок, растущий из-под снега? (Подснежник.)

Любимая ягода медведя? (Малина.)

Самая большая бегающая птица? (Страус.)

Ягода, похожая на малину? (Ежевика.)

У какого дерева белый ствол? (У березы.)

Могут ли зимовать птицы в скворечниках? (Нет. Им будет холодно.)

Почему боровик имеет такое название? (Растет в бору.)

Какого цвета ягода голубика? (Голубого.)

Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)

Назовите полевые цветы? (Василек, колокольчик, клевер, ромашка...)

Самая маленькая птица? (Колибри.)

Как зимует медведь? (Спит в берлоге.)

Назовите съедобные грибы. (Боровик, лисичка, опенок, масленок, сыроежка...)

Дом для муравьев. (Муравейник.)

Волк — дикий или домашний зверь? (Дикий.)

Жилище лисицы. (Нора.)

Сирень — это дерево или кустарник? (Кустарник.)

Ведущий. Мы продолжаем разговор о земной красоте — о прекрасных цветах и стройных деревьях, о птицах, животных и насекомых, о маленьких ручейках и больших реках — обо всем, что окружает нас с вами, радует наш глаз, дарит тепло сердцу и душе. Итак, для вас очередное задание.

Задание «Отгадай ребус»

Каждой команде необходимо разгадать по два ребуса, отгадки которых — названия деревьев и кустарников. За каждый правильно отгаданный ребус — 3 балла. Максимальное количество баллов в этом задании — 6.

Ребусы для первой команды:

Ответы: осина, калина.

Ребусы для второй команды:

Ответы: ёлка, черёмуха.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий

На лугу у той дорожки,

Что бежит нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке —

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит:

«Не тронь!»

М. Познанская

Ребята, а вы любите цветы? Какие у вас цветы самые любимые?

Игра «Любимый цветок»

Дети обеих команд встают в круг. Взрослый берет мяч, называет свой любимый цветок и бросает мяч любому участнику. Поймав мяч, ребенок называет свой любимый цветок и бросает мяч обратно и т.д.

Ведущий . Молодцы, ребята! У вас у всех есть любимые цветы. А за что вы их любите?

Дети отвечают.

Цветы нельзя не любить.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

К. Жанэ

А теперь отгадайте загадки, отгадки которых — названия полевых и лесных цветов.

Загадки для первой команды

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, меня найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

Не зовет на перемену

И обратно на урок.

Потому что это просто

Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик.)

Загадки для второй команды

Глядит из-под снега Зеленый росток.

Он — первый, весенний Студеный цветок. (Подснежник.)

Стоят в поле сестрички —

Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки.)

Голубой лужок,

Голубой бережок.

Голубеет все вдали —

Какие цветы зацвели? (Незабудки.)

Молодцы! А сейчас я предлагаю вам выполнить коллективную аппликацию «Ковер цветов».

Каждая команда получает цветную бумагу, ножницы, клей. Под «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» дети выполняют задание и показывают работу ведущему.

Глядя на этот великолепный ковер из цветов, я хочу прочитать для вас строки стихотворения Р. Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою...

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют с лепестков...

Кто не верит, всех зову я в сад,

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели...

А теперь, ребята, представьте себя лесничими. Вы внимательно следите за лесом, охраняете его. Какие бы вы поставили в лесу знаки для тех людей, кто приходит туда отдыхать, собирать ягоды или грибы, охотиться на птиц или зверей. Это и будет для вас новое задание.

Задание «Знаки для туристов»

Каждый участник получает фломастеры и лист бумаги круглой формы диаметром 15 см. Звучит песня «Не рвите цветы» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского). На выполнение этого задания командам дается 10 мин. Максимальное количество баллов в этом задании — 10. В итоге участники команд рассказывают о своих знаках.

После выполнения задания нарисованные знаки нужно повесить на стену.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий . А сейчас капитанам команд предстоит участвовать в конкурсном задании. Каждому нужно ответить на один вопрос. Максимальное количество баллов — 5. На подготовку дается 5 минут.

Вопрос для капитана первой команды: «Есть ли в природе “ненужные” растения?».

Вопрос для капитана второй команды: «Есть ли в природе “ненужные” животные?».

Слово предоставляется жюри.

Ребята, представьте себе, что вы скоро отправитесь с группой в поход. О каких правилах поведения в лесу вы обязательно будете помнить?

Происходит словесная «перестрелка» команд. Одно правило называет первая команда, следующее — вторая и т.д. Жюри внимательно считает правильные ответы.

А сейчас послушайте стихотворение Н. Рыжовой и скажите, о каких правилах поведения написал автор.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай...

Входят пятеро детей.

1-й ребенок

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2-й ребенок

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

3-й ребенок

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

4-й ребенок

Бабочки пускай летают.

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

5-й ребенок

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин — дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Домашнее задание «Земля — наш общий дом»

Каждая команда должна была подумать над вопросом «Что нужно всему живому на Земле?». Максимальное количество баллов в этом задании — 5.

Команды по очереди отвечают на вопрос.

Ведущий . Наш КВН подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам послушать замечательное стихотворение И. Мазнина.

Входят трое детей.

1-й ребенок

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птицы — с небом,

Как травы — с лугом,

Как ветер — с морем,

Трава — с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

2-й ребенок

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица!

И доверяли повсюду нам,

(Для детей старшего дошкольного возраста)

1. Расширять круг экологических представлений дошкольников.

2. Способствовать пониманию закономерностей, зависимостей и взаимосвязей в природе, дать возможность детям почувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса, причастным к сохранению его красоты и многообразия.

3. Развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы.

5. Способствовать развитию навыков социальной адаптации детей в коллективе сверстников других дошкольных учреждений.

Подготовительная организационная работа.

Изготовление эмблем для команд, подбор музыкального сопровождения, подготовка дипломов и призов.

Предварительная работа для детей:

Придумать название и девиз команды – для всех команд;

Подготовить сценку «На свете все нужны» - для команды д/с № 38.

Материалы и оборудование:

Муляжи овощей, корзинка, мешочек – для конкурса «Определи на ощупь»;

Три обруча, картинки с объектами природы (звери, фрукты, насекомые), условные обозначения – для конкурса «Найди свой дом»;

Три картинки с силуэтами животных в лесу – для конкурса «Найди животных»;

Экологические знаки – для конкурса «Объясни знак»;

Картины природы на экране.

Ведущий:

Нас солнца луч смешит и дразнит

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник

И главный гость на нем – игра.

Она наш друг большой и умный,

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Ведущий:

Есть мир чудесный – он вокруг

И стоит только захотеть,

Как оживёт природа вдруг

И всем захочется лететь, как птица,

Шуметь кудрявою берёзкою в лесу…

И я вам предлагаю окунуться

В чудесный этот мир и красоту!

Ведущий:

Мы рады приветствовать Вас, ребята на экологическом КВН.

Вы знаете, что такое КВН?

А что значит экологический?

КВН называется «Наш дом – природа». И говорить мы сегодня будем о природе, о нашей планете, о нас с вами, потому что мы все являемся частью природы.

Ребенок читает стихотворение о природе (по выбору воспитателя).

Ведущий:

Оценивать сегодня игру будет жюри (представление членов жюри).

Жюри, как видите, у нас достойно уважения.

Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

В нашем клубе веселых и находчивых присутствуют 3 команды. Итак – вперед к победе! Начинаем игру!

1 конкурс «Приветствие команд» (название, девиз, эмблема)

«Солнышко»

Береги свою планету –

Ведь другой на свете нету.

Девиз Солнышка такой:

Побеждаем с добротой!

«Птички»

Без особого усилья,

Мы расправим наши крылья,

Ну-ка, Птички - все на взлёт!

Высь небесная зовёт!

«Пчёлки»

Пчелки - дружная семья!

Так зовёмся мы не зря...

И в потехе, и в работе

Мы жужжим на доброй ноте!!

Команды прошу занять свои места.

Ведущий:

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Наша игра в КВН продолжается.

2 конкурс «Разминка»

Вам необходимо подобрать весенние слова или весенние приметы. Команда, назвавшая больше слов – получает очко.

(Дети называют слова, например: сосулька, капель, ручейки, травка и т.д. или приметы, например, тает снег, бегут ручьи и т.д.)

Молодцы! Легко справились с разминкой.

Ведущий:

3 конкурс «Определи на ощупь овощи»

Все вместе рассматривают овощи и фрукты в корзине, затем ведущий раскладывает их в мешочек. Каждый на ощупь определяет, что он выбрал.

Ведущий:

4 конкурс «Капитанов»

«Стояла тихая спокойная ночь, темно и пустынно. Только изредка было слышно завывание волка. А рядом ему вторил другой. Но вот лучик солнца разбудил петуха.

Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь. Около сарая послышался лай Полкана. Замычала корова. За забором жалобно замяукал котёнок. Наступило утро».

- Молодцы капитаны, изо всех сил старались выполнить задание.

Ведущий:

5 конкурс «Загадок»

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон.)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Он их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. (Снегирь.)

Волосата, зелена,

В листья прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница.)

Летит, пищит, очень тоненько звенит.

Случай не упустит, сядет и укусит (Комар.)

Это что за вертолёт

Отправляется в полёт?

Над озёрами, лугами,

Над цветущими полями? (Стрекоза.)

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (Крокодил.)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он … (Жираф.)

Рот похож на чемодан,

Сам большущий, как диван.

Вон купаться он идёт -

Толстокожий... (Бегемот.)

Ведущий:

6 конкурс- эстафета «Найди свой дом»

Принимают участие вся команда.

На общем столе лежат картинки с объектами природы, перевернутыми вниз картинкой. На полу разложены три обруча с условным обозначением объекта природы. По одному каждый игрок переворачивает карточку и если она соответствует условному обозначению своего домика, бежит к нему и кладет карточку. Если не соответствует, берет другую до тех пор пока не найдет нужную. Возвращается, передает эстафету следующему. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Молодцы, ребята!

Слово жюри.

Ведущий:

7 конкурс «Найди животных» (Приложение 1.)

Я смотрю – глазам не верю:

Что за птица, что за зверь?

То ли лошадь, то ли слон

То ли сказочный дракон?

Я гляжу вторые сутки

Не найду ни пса ни утки.

Помогите мне скорей

Сосчитайте всех зверей!

Игрокам каждой команды раздаются картинки с изображением силуэтов животных в лесу. Нужно сосчитать всех животных. Кто быстрей!

(Ответ: 7 животных – медведь, лиса, заяц, еж, белка, глухарь, синица.)

Молодцы! Правильно нашли всех животных. Отлично знаете животных родного края.

Ведущий:

Много удивительного можно увидеть в природе, она всех встречает с радостью, но нам всегда надо помнить как вести себя, чтобы не нарушить её красоту, не беспокоить её жителей, давайте вспомним некоторые правила поведения в природе:

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь и, конечно, громко петь:

испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Никогда не забывать мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

ТЫ в лесу всего лишь ГОСТЬ, здесь хозяин ДУБ и ЛОСЬ!

Сценка «На свете все нужны».

Насекомые стоят в кругу – ссорятся: я самый важный, я самый полезный, я самый красивый, я самый нужный. И решили они пойти к мудрой сове, чтобы она их рассудила. Подходят к сове. Сова спит.

Бабочка: - Ах, ты, совушка-сова, ты большая голова. Проснись, пожалуйста, поговори с нами.

Сова: - Не могу открыть глаза, пока вы мою загадку не отгадаете:

Днём спит,

Ночью летает

И зверюшек пугает.

Насекомые задумываются, чешут затылок.

Муравей: - Так это же про тебя загадка, совушка-сова!

Сова (открывает глаза): - Да! Правильно! Ну, так о чем вы хотели меня спросить?

Божья коровка: - Мы поспорили, кто из нас самый полезный.

Сова: - Хорошо, давайте по порядку. Вот ты, муравей, чем полезен?

Муравей: - Я лес очищаю от вредителей. Где есть муравейники - там лес здоровый и чистый.

Сова: - Хорошо, ты действительно полезный, вставай со мной за руку. Ну, а ты, бабочка, такая красивая, неужели и ты пользу приносишь?

Бабочка: - Да, я летаю с цветка на цветок и переношу пыльцу, от чего потом вырастают плоды и ягоды.

Сова: - Да, вижу и ты полезная, вставай с нами. Ну, а ты, божья коровка, чем полезна?

Божья коровка: - Я уничтожаю вредных тлей, которые поедают листья деревьев, кустов, травы.

Сова: - И ты, божья коровка, очень полезная, вставай вместе с нами. Посмотрите, остался один дождевой червяк.

Уж какую он пользу может приносить?

Червяк: - А я очень большую пользу приношу: я своими подземными ходами всю землю перекопал, взрыхлил - от этого все растения лучше растут.

Сова: - Вставай тоже к нам. Что же получается? Все вы очень полезные и очень важные, без вас было бы очень плохо на свете.

Все-все-все

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны,

Чем слоны.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки - получше делишки.

Да если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все-все на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

Ведущий:

8 конкурс «Объясни знак» (Приложение 2.)

Детям каждой команды предлагается по 2 экологических знака. Нужно объяснить, что обозначают эти знаки.

Молодцы, быстро справились. Экологические знаки вы знаете отлично!

О чем говорит нам слово природа? Природа – это всё, что вокруг нас. Это воздух, вода, растения и животные. Иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде. Ребята, мы не должны обижать ни кошку, ни жучка, ни воробья. Человек должен быть добрым! Давайте будем беречь природу, наш общий дом. Беречь и любить все живое!

Ведущий: Наша игра подходит к концу, мы вас приглашаем всех встать в круг. А жюри подводит итоги.

Хоровод «Шире круг»

(Музыка: Сигизмунд Кац, слова Яков Хеленский.)

(Движения выполняются в соответствии со словами.)

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Подведение итогов, вручение дипломов друзей природы и призов.

КВН вы хорошо сыграли,

И о природе многое сказали!

Все вместе «Спасибо!» вам мы говорим,

И ВСЕМ призы мы вам дадим!

Версию работы с приложениями можно .

КВН в детском саду по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста

КВН по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста представляет собой обобщающее мероприятие по ранее проведенной работе в рамках экологических занятий. Систематизация знаний дошкольников проходит в игровой форме и является приемлемой для детей всех уровней развития. Данный материал будет интересен и полезен для воспитателей дошкольных учреждений своей простотой проведения, отсутствием затратных материалов и доступностью содержания.

КВН «Времена года» для детей старшей группы

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы; учить использовать полученные знания в играх, рисовании; формировать умение обобщать по существенным признакам; поддерживать интерес к явлениям живой природы; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.

Материалы, оборудование : эмблемы для участников команд; дидактическая игра «Времена года» (из серии «развивающие игры»); 2 картинки, где художник перепутал все времена года; мяч; 2 мольберта, бумага для рисования, краски, кисти.

Организуются две команды – «Подснежники» и «Снегири». Ведущий представляет жюри. После каждого конкурса подводятся итоги.

Приветствие команд
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник

Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синички прилетели.
А во вторник, посмотри:
Прилетели снегири!

1-й конкурс. Разминка
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде.
1. В какое время года собирают землянику? (летом)
2. Когда птицы улетают в теплые края? (осенью)
3. Когда люди вывешивают скворечники? (весной)
4. В какое время года чаще всего бывает гроза? (летом)

5. Когда появляется лед на реке? (зимой)
6. Когда на дубе появляются желуди? (осенью)
7. В какое время года дети пускают кораблики? (весной)
8. Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебристым»? (зиму)
9. Когда заяц серый (летом)
10. Когда люди собирают урожай? (осенью)
11. Когда в городе можно увидеть снегирей? (зимой)
12. Когда бывает ледоход? (весной)
13. Когда люди утепляют свои жилища? (осенью и зимой)
14. Когда день короткий, а ночь длинная? (зимой)
15. Когда бывает капель? (весной)
16. В какое время года бывает гололед? (зимой)
2-й конкурс. «Назови художника».
Ведущий читает стихотворения – загадки и просит детей назвать художников.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога… (зима)

У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава. (весна)

На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые пушистые
В небе облака. (лето)

А Четвертый - золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
догадайся сам! (осень)
3-й конкурс
Дидактическая игра «Времена года» (Из серии «развивающие игры»).

4-й конкурс капитанов «Что перепутал художник?»
Дети получают картинки, на которых перепутаны времена года. Они должны найти пять ошибок художника.

5-й конкурс. Игра с мячом «Бывает – не бывает»
Иней летом (не бывает), снег зимой (бывает), мороз летом (не бывает), ледоход осенью (не бывает), капель летом (не бывает), листопад весной (не бывает), метель осенью (не бывает), заморозки весной (бывает), дождь летом (бывает), гроза весной (бывает), роса зимой (не бывает) и т.д.

6-й конкурс чтецов
Чтение стихотворений о временах года (из ранее выученных).

7-й конкурс художников
Нарисуем портрет Зимы и Лета.

Подведение итогов.

Цели:

  • выявлять уровень экологической культуры педагогов
  • формировать в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимание необходимости участия каждого в их позитивном решении;
  • потребность в экологическом образовании.

Форма проведения: игровая - экологический КВН

Правила. Играют две команды. Право на ответ получает та, которая первой подала сигнал готовности (для этот можно используем сигнальные карточки) . Дл оценки работы команд независимое жюри:

  • Сивохина Е.В.
  • Ковалёва Т.А.
  • Соколова Л.В.

На обдумывание каждого вопроса дается одна минута.

Оборудование: 2 игровых стола, сигнальная карта, репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» , И.И. Левитана «Золотая осень» , И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» , П.П. Кончаловского «Сирень» , А.К. Саврасова «Грачи прилетели» , К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюр-морт» , музыкальные композиции.

Ведущий. Добрый день, дорогие педагоги. Я рада видеть всех вас. Сегодня состоится КВН между командами «Ягодка» и «Фруктик» .

Что ж, пора нам начинать.
Я хочу вам пожелать в КВН,
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили в КВН.

Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали в КВН.
Чтоб жюри довольно было в КВН.
Игрокам раздаются карточки.

Тот, кто получит карточку с изображением, принимает участие в игре. Играют команды «Ягодка» и «Фруктик» . Каждая состоит из шести человек. Команды выбирают капитана.

Свои ответы команды озвучивают сигнальной картой.

  • разминка,
  • загадки,
  • вопросы,
  • зоо-театр,
  • конкурс капитанов,
  • живопись,
  • поэзия,
  • переставь буквы,
  • буриме,
  • песни.

Разминка

Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (У лиственницы.)

Сколько лет живет брусника? (300 лет.)

Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)

Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)

Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)

Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)

Растет ли дерево зимой? (Нет.)

В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина, калина.)

Синий пиджак, Желтая подкладка, В середине - сладко. (Слива.)

Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется... (ель) .

Живет лет 300 или больше,

Светолюбивая она,

Совсем неприхотлива к почве,
Иголки по две, то -... (сосна) .

Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь -то простудой
Болеть не будешь больше ты. (Липа.)

Этот кустарник в лесу взор ласкает,
Лист сложный, перистый,
Плод - небольшой,
В нем витаминов великое множество...
Вы догадались? Кто же такой? (Шиповник.)

И лист и почки - все врачует,
И сок - целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует.
Краса России - ствол ее. (Береза.)

Для бани веничек готовят,
Листочки прочно так сидят,
Его плоды зверей накормят,
Если ты крепок - с ним сравнят. (Дуб.)

Он газ и пыль - все поглощает,
Нелегок летом этот труд.
За это его очень ценят,
«Воздушный санитар» зовут. (Тополь.)

Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.

(Осина.)

Она весну встречает - Сережки надевает.
Накинута на спинку Зеленая косынка.
А платьице - в полоску. Ты узнаешь... (березку) .

Чей пух по городу летает? Среди июня - снегопад.
Прохожие его ругают, А это ветер виноват. (Тополь.)

  1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начиная раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны - первый признак прекращения роста в высоту.
  2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница. Известны постройки из нее, просу

ществовавшие 300-500 лет и более (в Сибири, Литве, Швейцария. Польше.) В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построением римлянами в начале IIв. Древесиш оказалась неразрушенной.)

3. Чтотакое годичные кольца прироста и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста - это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной.. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине колец можно уэнатъ, в каких условиях росло дерево разные годы жизни. Узкие годич-ные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, затенении деревьев и его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Они обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу.)

4. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцамможно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксауле на одном году образуется несколько

годичных колец (во время выпадения дождей) , что не позволяет

нам определить возраст дерева)

5. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена,

осины, черемухи и др.)

6. Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов?

Гвоздичное дерево, тюльпанное дерево.)

7. Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.)

8. Какую пользу приносят птицы для леса?

(Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышейв день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи приносят своим птенцам пищу от300 до 600раз в день, скармливая при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок.)

9. Что называют природными заповедниками? (Заповедники - то специально выделенные участки территории, где изучаются и сохраняются в неприкосновенности растительность и животный мир.

В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800.)

10. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисе - хвойное дерево, ядовиты все части; волчье лыко - кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; бересклет - кус-парник, ядовиты кора, листья, плоды; всех ядовитый, или цикута - травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; белладонна (бешеная вишня, сонная одурь) - травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды, сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)

11. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно

нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи.)

12. Из чего была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева. Основное сырье для производства бумаги в России - древесина ели, а также осины.)

13. Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник.)

14. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес - временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, то вытесняет березу.)

15. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд - не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых.)

16. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро) . Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить воду из открытого водоема, ее обязательно нужно кипятить. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса.)

В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (Земляничное дерево - в Крыму, западном Закавказье, относится к семейству вересковых, вечнозеленое, декоративное, плоды - съедобные красные ягоды, похожие на землянику; конфетное дерево - в субтропиках, плодовое и декоративное растение, в пищу употребляют мясистые утолщенные плодоножки, они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности; хлебное дерево - Индонезия, Цейлон, похоже на дуб, плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем, употребляют в вареном и жареном виде, плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, в которой пекут лепешки, отсюда название- «хлебное дерево» ; шоколадное дерево - Мексика, еще aцтеки умели готовить из его семян тонизирующий напиток (какао, кофейное дерево - Африка.)

Зоотеатр

А этот этап самый веселый. Здесь командам предлагаете! изобразить животных, птиц, насекомых, правильно передать та повадки и поведение.

Возможные задания:

  • улетающие на юг журавлик.
  • утка с выводком.

Во время подготовки команд проводится игровой прием «Яблоко» . Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко - это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. С этими славами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите. Одна четвертая поверхности Земли - суша. Если разделить четвертушку) на две восьмушки, одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это - Антарктида, высокие горы, пустыни и та оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва - это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока» .

Конкурс капитанов

Задание для капитанов: нарисуйте запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться, и расскажите о нём. Капитану может помогать советом команда. Во время работы титанов звучит музыка.

Живопись

Назовите художников и название данных картин: И.И. Шишкин «Лесные дали» , «Утро в сосновом лесу» ; И.И. Левитан «Золотая осень» ; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» ; П.П. Кончаловский «Сирень» ; А. К. Саврасов «Грачи прилетели» ; К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» .

Я пришел к тебе с приветом рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,

Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. С.А. Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...

С.А. Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком... С.А. Есенин

Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес,
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес. Ф.И. Тютчев

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках с нежною каймой
Распустились листья белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине
и горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром (Есенин)

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. А.Н. Плещеев

Переставь буквы

Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:

  • сеянь (ясень) ;
  • резабё (берёза) ;
  • ансио (осина) ;
  • дышлан (ландыш) ;
  • насос (сосна) ;
  • рождопоник (подорожник)

Используя предложенные рифмы, составьте четверостишия:

  • птицы - границы, леса -небеса;
  • почки - листочки, стебель -мебель.

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит узнать песню по вступлению и пpопеть куплет песни)

Что стоишь качаясь, тонкаш рябина...
Маленькой елочке...
Травы, травы, травы не успели...
В лесу родилась елочка...

Ой, цветет калина...
Миллион, миллион, миллион алых роз...
Старый клен, старый клен..
Во поле береза стояла...

Раскудрявый, клен зеленый-
Расцветали яблони и груши-
Ой, рябина кудрявая...
Расцвела под окошком белоснежная вишня...
Ландыши, ландыши...