Кто такой юрий хой. Почему умер юрий хой

Четвертого июля исполняется 15 лет со дня гибели лидера группы «Сектора Газа» Юрия «Хоя» Клинских.

Юрий Клинских. Фото с сайта hoy-sektor.ru

Создатель стиля «колхозный панк» родился 27 июля 1964 года в Воронеже. Вернувшись в 1984 году из армии, он какое-то время работал в ГАИ и на заводе. Появление новых рок-групп вдохновило Клинских на сочинение собственного материала, ибо в существующих в то время командах его не удовлетворяло чересчур мягкое звучание и «беззубость» текстов. Поэтому изначально он сделал ставку на бытовые сюжеты, передаваемые без излишних сантиментов, а также на мистические темы, которых в изобилии было в народном фольклоре. Определение «Сектора Газа» как панк-группы — не более, чем, условность, поскольку в творчестве коллектива немало песен в стиле хард-рока и поп-рока, ощутимо влияние эстрады и шансона.

Ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, тоже старался не злоупотреблять. Матерные выражения в его песнях всегда передают характер и особенности речи персонажей, а свое отношение к этому он выразил в ранней песне «Авто-мат», где сделал упор на том, что русские люди обычно прибегают к крепкому словцу в экстремальных ситуациях чисто по инерции. Лучшие же песни «Сектора Газа» - «Укус вампира», «Возле дома твоего», «Вечером на лавочке», «Пора домой», «Туман» и многие другие — вовсе обходятся без мата.

Сектор Газа «Укус вампира» (Кемерово, 1998)

При всей «сермяжности» своего сценического образа, Юрий Хой всегда тяготел к некой театрализации. Даже его ранние альбомы нередко содержат интродукции, эпилоги и разнообразные репризы между песнями да и в самых текстах, а самый успешный диск «Газовая атака» включает имитацию горлового пения тибетских монахов, как бы вводящего слушателя в «газовый» транс и плавно выводящего из него. Пластинка 1994 года «Кащей Бессмертный» представляет собой панк-оперу со стихотворными диалогами и «ариями» на музыку «Песняров», Queen, Nirvana, Ace of Bace и других известных групп. Несмотря на сказочную подоплеку альбома, персонажи получились очень узнаваемыми. Царь — это беззлобный, но похотливый глава семейства, совершенно не занимающийся воспитанием своих сыновей. Дракула — добродушный металлист или байкер, отпугивающий обывателей своим внешним видом, однако готовый прийти на помощь по первому зову . Кащей — типичный гопник. Иван — неприкаянный русский парень, который, при необходимости, без лишних слов возьмет в руки оружие и пойдет отстаивать семью и Родину. Василиса — красивая и недалекая деревенская девушка, согласная, по своему неразумию, в ожидании большой и чистой любви переспать хоть с самим Кащеем.

Ирина Бухарина (экс-вокалистка «Сектора Газа») «Ария Василисы Прекрасной»

Сам Юрий Хой неровно дышал к металу и рэпу. В одном из позднем интервью он признавался, что в его обширной домашней коллекции порядка 1200 дисков, 400 из которых — рэп, остальное — метал. Последний и лучший альбом «Сектора Газа» «Восставший из ада» записан именно в стиле метал-кора. Все песни диска четко выстраиваются в единую сюжетную линию. Открывает альбом «Демобилизация», которая, по сравнению с остальными композициями, звучит легковесно, но Хой недаром настаивал на включение этой песни в трек-лист.

Сектор Газа «Ночь страха»

Следующая вещь «Свадьба» как бы намекает нам на то, что отслужив, герой взял в жены любимую девушку. К несчастью, жизнь у молодых не задалась. В песне «Рога» они начали друг другу изменять, а в «Сельском туалете» всеобщий раздрай в домашнем хозяйстве привел к нелепой гибели супруги. Безутешный вдовец ударился в жуткий запой и погиб после укуса вампира в «Грязной крови». Далее — следует подробное описание жизни пары с загробном мире. Все больше и больше сближаясь с разного рода нечистью — они гибнут во второй раз от рук доблестных истребителей вампиров и ждут своей окончательной участи до Второго Пришествия Христа. Несмотря на шокирующий натурализм некоторых треков («Черный вурдалак»), Клинских всегда правильно расставляет акценты. «Мораль песни такова: не мертвецы и не вампиры не опасны так для жизни, как прогнившие сортиры», - поет он в «Сельском туалете», давая понять, что подлинные ужасы следует искать не в дешевых страшилках, а в бытовом неустройстве нашей жизни . И, кстати, в отличие от своих западных коллег из тяжелых групп, Хой никогда не заигрывался в демонизм. В песнях «Ночь страха» и «Истребители вампиров» положительные герои однозначно декларируют свою безграничную преданность ко Христу. На «Ночь страха» готовился клип, однако внезапная смерть Юрия Хоя 4 июля 2000 года в родном Воронеже помешала своевременной реализации этого замысла. Ролик был смотнирован из рабочих материалов лишь к 2013 году.

Сектор Газа «Пора домой» (слева от Юрия Клинских на гитаре играет Алексей Привалов)

В Москве у Юрия Хоя практически не было близких друзей. Одним из немногих, с кем он плотно общался на протяжении последних пяти лет жизни, был тур-менеджер «Сектора Газа» Алексей Привалов - нынешний директор групп «СерьГа» и Евгения Маргулиса.. - Когда я познакомился с Юрой и начал обсуждать с ним условия работы, меня удивили его демократические взгляды на быт. Условия, гостиница — для него все это не было важно, хотя тогда он мог собрать тысячный зал в любой точке бывшего Союза. При этом в чем-то он со временем все равно становился таким буржуа, но отношение ко многим благам у него все равно оставалось более чем спокойное. Помню, как однажды он приобрел комплект звуковой домашней аппаратуры со словами: «Ну вот, купил на всю жизнь!». Слышать это было забавно — особенно с учетом того, что технологии постоянно меняются. Искренний, непосредственный, он абсолютно не умел хитрить или обманывать, очень добрый и безумно талантливый, в нем не было ни капли снобизма . Юра активно интересовался другими исполнителями в музыке, любыми видами искусства, я водил его на какие-то выставки в ЦДХ, бывал с ним в музеях, он с удовольствием воспринимал самые разные проявления творчества. Ходить с ним было легко, потому что его никто особо не знал в лицо. На кассетах-то «Сектора» были какие-то нарисованные люди, опознать в которых реального Хоя было сложно. И удивительно контрастировали между собой сценическое поведение и абсолютно четкая рабочая дисциплина в гастролях, хотя, наверное, мне уже коллектив достался уже «взрослым», и ранний угар начала 90-х я не застал».

Сектор Газа в «Программе А»

Тем не менее, иногда и с Хоем на гастролях случались накладки. Однажды, он, забыв паспорт, не попал на концерт собственной группы в Ригу. «Зал был полностью продан, отменять действо было нельзя и за Юру пришлось петь клавишнику Алексею Ушакову, - продолжает Алексей Привалов. - Первые минут 40 народ упорно скандировал: «Юра!», а потом потихоньку втянулись и хором подпевали любимым песням. Музыкантов поселили в Юрмале. Мы с Дельцовым (Андрей Дельцов, звукорежиссер «Сектора Газа». - прим. сайт) уехали по делам в Ригу, возвращаемся, а в номере у музыкантов сидит какая-то «горилла» и бухает с ними. Это оказался человек, который поехал с целью ввалить «левому» «Сектору Газа» . Ему подарили компакты, на которых были помимо Юриных и фотографии ребят, он, убедившись в аутентичности состава, обрадовался и остался выпивать».

Сектор Газа «Демобилизация»

Многие пытаются усмотреть в гибели Хоя какую-то мистику, однако Привалов относится к подобным домыслам скептически: «Где-то за год до смерти он ездил в Воронеж и встречался с какой-то бабкой-колдуньей, которая ему сказала, что если он не расстанется с Ольгой (его московской подругой, действительно сыгравшей трагическую роль в его судьбе), то погибнет. После этого он приехал ко мне, поделился этим, был очень подавлен. Тем не менее, какой-то «дьявольской» подоплеки (13-й альбом, 13 песен) я бы в смерти Юры все-таки не искал. Но его последнее выступление в жизни - на «Звуковой дорожке» выдалось действительно мистическим. Заело мини-диск с фонограммой, который я записал у приятелей-радийщиков. Они как-то наскоро перегнали песни, а я потом носитель не проверил — дома-то такой аппаратуры тогда не было! Естественно, когда «минусовка» «встала» два раза на одном и том же месте, номер был сорван…С концерта я ушел в подавленном настроении. С Юрой после этого мы молча разошлись по домам и не общались полторы недели, а потом он мне сам позвонил. Я начал горячо извиняться, так как переживал все это время. считал, что очень серьезно подставил Артиста на пятнадцатитысячную аудиторию в Лужниках. Он ответил, что все это фигня и вообще, кто не работает, тот и не ошибается. После этого он предложил поездить по воронежским деревням, чтобы выбрать натуру для съемок клипа на песню «Свадьба» . Снимать он собирался реальную сельскую свадьбу. Мы договорились, что он отправится туда первым, а потом заедет за мной в Москву. Буквально через несколько дней мне позвонил Ляхов (Константин Ляхов - друг и деловой партнер Привалова. - прим. ред.) и, плача, сообщил, что Юра умер в Воронеже, Мы тут же ночью отправились туда на машинах вместе с издателями, решали вопросы с панихидой, похоронами, занимались всеми необходимыми процедурами. Прощание было в «Луче», есть такой кинотеатр в центре Воронежа. Толпы людей шли поклониться ему последний раз. В этот день «Русское Радио» в Воронеже, на котором Леша Ушаков был техническим директором, вырубило московское вещание, и целый день крутило песни «Сектора Газа». Это было очень неожиданно и приятно, и было абсолютное ощущение, что по другому и быть бы не могло - он был настоящим героем этого города, и город платил ему большой любовью».

Сектор Газа «Моя смерть»

Расплодившихся после смерти Хоя эпигонов и «продолжателей» лела «Сектора Газа» Привалов не приветствует. «Я очень плохо отношусь к любым попыткам заработать «левым» людям на Юрином имени и творчестве, - подчеркивает он. - Все эти странные абсолютно нелегитимные проекты, возникавшие после его смерти, использовавшие название «Сектор Газа», сначала со скромной приставкой «экс», потом отпавшей, или какие-то прозрачные перепевки громкого названия аудиторию к счастью, не обманули. Юридических прав на защиту наследников, к сожалению, лично у меня не было. Я мог лишь сожалеть и брезгливо дистанцироваться от той вакханалии с правами на песни, название и т.п., которая началась сразу после похорон . Юра сам был очень совестливым парнем и вряд ли ему понравилось бы, как нечистоплотные ребята пытались распорядиться его творческим наследием. Я помню, как он как-то за столом сказал следующее: «Ну что ж я и в 60 лет буду со сцены такие песни петь? Это же несолидно…» И не стал… Мне иногда его очень не хватает…»

Притягательный беспечностью и разухабистостью советский панк Юрий Хой оставался простым воронежским парнем, несмотря на настигшую известность. Загадка смерти, метания души между двумя любимыми женщинами, мистический подтекст песен - все это грани жизни талантливого певца и автора песен о российском быте.

Детство и юность

Жизнь Юрия Клинских берет начало в Воронеже в семье рабочих местного авиационного завода 27 июля 1964 года. Отец мальчика, Николай Митрофанович, трудился на производстве инженером, а мать Мария Кузьминична - клепальщицей.

Обычный советский провинциальный мальчик ничем не отличался от сверстников. В школе в дневнике красовались в основном тройки, поведение оставляло желать лучшего.

После получения аттестата зрелости Юра учился водить ЗИЛ-130 в ДОСААФ и подрабатывал на заводе. Потом молодого человека забрали в армию, в рядах которой Клинских служил на Дальнем Востоке в танковых войсках до 1984 года.


После демобилизации будущий музыкант поступает на службу в ГАИ, где три года работает по контракту. По воспоминаниям близких, служба не приносила радости. Ежедневно от Юрия требовали выполнения плановых показателей по числу штрафов, а тот в свою очередь не мог наказывать водителей по надуманным причинам.

Отец певца рассказывал, что в последний день контракта, вернувшись домой, Юрий порвал ненавистную форму и растоптал ее. Последующий опыт работы варьировался от грузчика до фрезеровщика и оператора станка на заводе видеомагнитофонов. Параллельно Клинских начинает заниматься музыкой.

Музыка

По правде сказать, написанием стихов музыкант увлекался еще в школьном возрасте. Пристрастие к лирике привил Юре отец, который сам пробовал себя в поэзии и даже печатал стихи собственного сочинения. Рок-н-ролл звучал в доме Клинских, поэтому мальчик рано познакомился с этим стилем.


Еще до армии молодой человек обучился игре на гитаре и пытался писать песни. По признанию певца, тексты получались примитивными и неинтересными. Отслужив в армии, Юрий продолжил любительские занятия музыкой, но воспринимал их как хобби и способ отвлечься от быта.

В 1987 году в городе открывается рок-клуб, завсегдатаем которого становится начинающий музыкант. Поначалу певец выступал сольно или приглашал в помощь кого-нибудь из знакомых. Спустя полгода организует группу . Название подобрано музыкантом в честь одного из промышленных районов Воронежа, отличающегося повышенной преступностью.


Юрий Хой и группа "Сектор газа"

Первый состав группы сформировался только в 1988 году и претерпевал изменения. Постоянным оставался только лидер и солист коллектива - Юрий Клинских, которого все чаще называют Юра Хой.

Кстати, псевдоним никак не связан с созвучной фамилией легенды русского рока . Прозвище Хой певец получил благодаря аналогичному кличу, используемому музыкантом на выступлениях.

Песня "Лирика" группы "Колхозный панк"

В 1989 группа записала первые два альбома - "Плуги-Вуги" и "Колхозный панк". Записи сделаны на магнитопленку и настолько ужасны по качеству, что дальше воронежских фанатов не ушли.

Прорывом в карьере и популярности стали альбомы "Зловещие мертвецы" и "Ядрена вошь", записанные музыкантами в 1990 году. На стиль текстов и музыки песен оказали влияние панк и рок, сдобренные порцией нецензурной лексики. Композиции "Без вина" и "Вампиры" первоначально записаны Юрием Хоем сольно в акустической версии задолго до выпуска альбомов группы.


Некоторые тексты напрямую связаны с событиями жизни певца, отражают взгляд на окружающую действительность. К таким песням относятся "Ява" (Юра Хой любил быструю езду на мотоцикле и сам однажды попал в аварию на "Яве") и "30 лет", написанная к юбилею лидера группы.

Со временем, с набирающей обороты популярностью тексты песен становятся более сдержанными. Записаны музыкантом и лирические композиции, такие как "Твой звонок", "Лирика". Композиция "Вступление" с альбома "Колхозный панк" (1991 год) является кавер-версией знаменитой песни "We will rock you".

Песня "Лирика" группы "Сектор Газа"

Перестройка, лихие 90-ые, жажда свободы и дух разгильдяйства подготовили почву для популярности "Сектора газа" с разухабистыми текстами и музыкой. Концерты проходят по стране и ближнему зарубежью.

Лидер группы не любил всеобщего внимания и предпочитал не светиться на публике. Поэтому поклонники не знали, как именно выглядит автор любимых песен. Это послужило причиной для гастролей коллективов, выдающих себя за нашумевшую панк-группу.


Кстати сказать, сам Юрий Хой к панк-культуре себя не относил. Со временем музыкант сменил образ парня в косухе на более классический имидж. Стал появляться на сцене в пуловере или рубашке, брюках и туфлях.

Музыка и популярность не прибавили капитала исполнителю. Во время творческой деятельности процветало пиратство, поэтому процент от официальных продаж альбомов выходил мизерным. Юрий не жаловался на низкие заработки, довольствовался гонорарами с концертов и имеющимися отчислениями с реализации дисков.

Личная жизнь

Еще до армии молодой Юра познакомился с Галиной. Девушка приехала на уборку свеклы с группой однокурсников училища. Юноша заметил юную красавицу и начал ухаживать. Правда, как вспоминает Галина, не совсем умело. Тем не менее, он понравился студентке, молодые люди начали встречаться, девушка дождалась любимого из армии, и пара сыграла свадьбу.


В 1984 году появилась первая дочь Ирина, а в 1995 - младшая Лилия. Музыкант обожал детей, девочки отвечали отцу взаимностью.

В 1991 году на одном из концертов в Москве певец познакомился с Ольгой Самариной. Знакомство стало роковым для лидера группы. Музыкант влюбился в блондинку, которая была младше на 11 лет. На архивных фото пара проводит время вместе на встречах с друзьями и в клубах столицы. До конца жизни Клинских поддерживал любовные отношения с Ольгой, но уйти из семьи не мог.


За два года до смерти Юрия жена узнала о существовании любовницы, хотя подозревала об этом и раньше, предлагала супругу расстаться, но тот, по признанию женщины, не мог выбрать, кому принадлежит его сердце. Умолял Галину не подавать на развод и подождать. В итоге панк-рокер российской сцены жил на две семьи, разрываясь между любимыми женщинами.

Смерть

4 июля 2000 года ничего не предвещало беды. Музыкант собирался на съемки клипа в Воронеже на песню "Ночь страха". Ольга была с любимым, они вместе собирались в студию. По воспоминаниям женщины, Юрий почувствовал себя плохо с утра.

«Кровь будто жгла вены», - жаловался музыкант.

Несмотря на ухудшающееся самочувствие, певец отказался от врачебной помощи, посчитав, что все пройдет после выпитого аспирина. Пара поехала на съемки, но в дороге Клинских стало хуже, он решил заехать к приятелю.

Похороны Юрия Хоя

Ольга вспоминает, что там, в частном доме, Юрию становилось хуже с каждой минутой, в итоге он потерял сознание. Скорая отказывалась принимать вызов, а приехав в конечном итоге, медики вынуждены были констатировать смерть музыканта.

Официальной причиной смерти назван сердечный приступ, хотя проблем с сердцем у певца не было. Гибель музыканта вызвала множество домыслов и слухов.

Близкие друзья и жена Юрия склонны винить в кончине лидера группы Ольгу. Благодаря ей музыкант пристрастился к наркотикам. Ольга не скрывала, что вместе с любимым они начали принимать героин. Правда, Юрий лечился от зависимости, лечил и избранницу. На фоне наркотиков и алкоголя у музыканта обнаружили гепатит С.


Врачи прописали строгую диету, которой Юрий пренебрегал. Клинских обожал шоколад, который пытались запретить медики. Не отказывал певец себе и в алкоголе, по воспоминаниям друзей. Так или иначе, истинная причина смерти остается загадкой, официального вскрытия не проводилось.

Уже после смерти музыканта вышел последний альбом группы "Восставший из ада". Кстати, поклонники и коллеги певца говорят о том, что музыкант предрек собственную кончину в текстах песен. Жена Юрия после гибели мужа не связала судьбу с другим мужчиной. Ольга смогла преодолеть зависимость и вышла замуж, родив супругу сына.

Неизданная песня Юрия Хоя "Вой на луну"

Спустя много лет после смерти лидера "Сектор газа", в 2015 году, старшая дочь музыканта случайно наткнулась на неизданную песню отца "Вой на луну", которая планировалась к записи в альбоме "Газовая атака". Автор посчитал композицию неудачной и отказался включить в список. Композиция увидела свет на одноименном сборнике, вышедшем спустя 15 лет после кончины автора.

Дискография

  • 1990 - «Зловещие мертвецы»
  • 1990 - «Ядрёна вошь»
  • 1991 -«Ночь перед Рождеством»
  • 1991 - «Колхозный панк»
  • 1992 - «Гуляй, мужик!»
  • 1993 - «Нажми на газ»
  • 1993 - «Сектор газа»
  • 1994 - «Танцы после порева»
  • 1994 - «Кащей Бессмертный»
  • 1996 - «Газовая атака»
  • 1997 - «Наркологический университет миллионов»
  • 2000 - «Восставший из Ада»

Лидер панк-группы «Сектор Газа» Юрий Хой, причина смерти которого (по официальным документам) - сердечный приступ, оставил после себя большое количество загадок. В одной своей песне он пел, что здесь не дожить до сорока. Автор не смог достичь этого рубежа. Он умер в возрасте 35 полных лет. До 36-го дня рождения ему не хватило всего 23 дней. Трагедия случилась 4 июля 2000 года.

Рождение идола 90-х

Юрий Николаевич Клинских (псевдоним - Юрий Хой), биография которого очень интересна, родился 27.07.1964. Произошло это в Воронеже. Школьные года будущего певца прошли с с которой он проводил больше времени, чем с учебниками. Соответственно, отличником или хорошистом Юрия назвать было нельзя.

Несмотря на то что Юра рос в обычной рабочей советской семье, он выбрал для себя неформальный образ и стиль жизни, не слишком понимаемый в то время. Однако это не повлияло на развитие специфического литературного склада его ума. Юрий самостоятельно писал тексты для своих песен. Его стихи затрагивали запретные темы, на которые многие из его соотечественников даже и говорить стеснялись.

Поиск своего Я

После службы в вооружённых силах он некоторое время работал сотрудником ГИБДД, но, не найдя себя в этом деле, ушёл на завод. В конце 80-х в Воронеже открылся первый рок-клуб. Он располагался в промышленной зоне города, вдалеке от центра. Первое время певец выступал сольно, без присутствия на сцене посторонних лиц. Пел он свои собственные песни. В 1987 году Юрий Клинских создаёт свою группу и называет её в честь этой зоны города - «Сектор Газа». Первое выступление коллектива состоялось 5 декабря того же года.

Слава и популярность

Первые 2-3 года молодой коллектив не был популярен и выступал на разогреве рок-групп, приезжающих в город. Постепенно, прямо пропорционально падению гласности в уже начавшей разваливаться стране, матерные песни стали более популярны и доступны для обычного слушателя. Население наконец-то получило доступ к запретным ранее темам. Таким образом, в московских киосках появились пиратские записи группы «Сектор Газа». Юрий Хой и его коллектив, правда, прибыли не имели никакой.

Популярность группа получила только после выпуска третьего и четвёртого альбомов - «Зловещие мертвецы», «Ядрёна вошь». Через год, после того как Юрий Клинских отправил через своего друга записи песен в Москву, он получает ответ и приглашение от звукозаписывающей студии «Мир».

Два предыдущих альбома были переизданы и выпущены на кассетах и пластинках. «Сектор Газа» начинает сотрудничать с первой в СССР коммерческой звукозаписывающей компанией «Гала Рекордс». В 1994 году летом группа выпускает очередной шедевр, поразивший многих своим стилем. Им стала панк-опера «Кощей Бессмертный». В дальнейших планах Юрия было сделать видеоверсию этого альбома. Но скоропостижная смерть не дала ему осуществить задуманное.

Середина 90-х считается расцветом популярности коллектива. Но это не приносит музыкантам больших заработков. Большая часть их творчества продаётся в перезаписи на пиратском рынке. Популярность группы подтверждается многочисленными гастролями по многим городам России и странам содружества.

Юра Клинских меняет свой имидж. Косуха, футболка и джинсы меняются на дорогой костюм и отглаженную рубашку. В творчестве тоже присутствуют определённые изменения: нецензурной лексики становится меньше, тексты песен затрагивают более серьёзные темы и менее скандальные. Но это не особенно влияет на популярность группы. Тем не менее альбом «Газовая атака» стал самым продаваемым из всех ранее изданных.

Творчество

Несмотря на то что Юрий Хой не имел музыкального образования, коллектив под его руководством достиг небывалого пика популярности и выпустил 13 студийных альбомов, которые можно послушать в настоящее время. Причём некоторые фрагменты его стихов стали настоящими и полноценными цитатами, встречающимися в обычной жизни, например:

Доблестная, честная и сердцу дорогая,

Госавтоинспекция, ты нам как мать родная.

Личная жизнь

Юрий Хой, причина смерти которого для многих остаётся неразгаданной, родился в обычной рабочей семье. Родители трудились на Воронежском сталелитейном заводе. Несмотря на свой образ борца за свободу слова и неформала, он был женат и имел двух дочерей, Ирину и Лилию.

С будущей супругой, Галиной, Юрий познакомился ещё до армии. После демобилизации они сыграли свадьбу. Хотя с 1991 года после знакомства с Ольгой Самариной у певца и начался бурный роман, он не ушёл из семьи. Но тем не менее свои отношения с любовницей Юрий не скрывал. По словам общих знакомых, именно она и привлекла Хоя к наркотикам.

Смерть поэта

Скорая помощь, приехавшая на вызов, зафиксировала скончавшегося молодого человека: девушка, находящаяся рядом, называла его по имени - Юрий Хой. Причина смерти была для многих неприемлемой. Никогда не имевший проблем с сердцем, певец умер от сердечного приступа.

Второй вариант того, от чего умер Юрий Хой - это наркозависимость и алкоголизм, которые в совокупности медленно, но верно убивали молодого талантливого парня. Но эта версия является неофициальной. Всем родным и знакомым певец говорил, что с наркотиками уже завязал.

Из официальных документов ничего кроме того, что в его крови был обнаружен гепатит С, неизвестно. Милицией отдельного расследования не проводилось, так как врачебное заключение зафиксировало обычную смерть без следов криминала.

"Битва экстрасенсов"

Специфические и откровенные темы, которые певец выбирал для своих песен, повлияли на дальнейшую жизнь его родственников даже после смерти Юрия. Дело в том, что на Юрий Хой, периодически разрушается надгробный памятник. Он будто лопается пополам. Дочь певца обратилась в телевизионный проект «Битва экстрасенсов» с просьбой попытаться разобраться в этом странном вопросе.

Запись отчётов знаменитых чародеев и магов была размещена в 15 сезоне в 5 серии проекта. В ходе дискуссий был представлен один из лопнувших надгробных памятников. Некоторые экстрасенсы смогли точно указать то, что элемент, покрытый тканью, принесён в студию с кладбища. Татьяна Ларина даже перенеслась в царство мёртвых и смогла там пообщаться с усопшим. Она рассказала, что он просит у своих родственников прощения и умоляет их не винить его в безвременном уходе из жизни.

Другие утверждали, что человек, которому был установлен этот памятник, очень часто ходил по лезвию бритвы: употреблял алкоголь, принимал наркотики, выступал на своих концертах с песнями от лица мертвецов, восхваляя смерть:

…От неё не убежать,

От неё нельзя дышать.

Я возьму велосипед

И отправлюсь на тот свет.

Ну, я пошел...

К тому же смерть клавишника группы была предсказана именно магами из проекта «Битва экстрасенсов». Юрий Хой, по их словам, своими песнями навлёк зло на всех участников знаменитого коллектива, и теперь они обречены.

Утрата

Так от чего умер Юрий Хой? Был это гепатит С, вызванный алкоголем и наркотиками, принимаемыми ранее, или это обычный сердечный приступ? А может быть, в этом замешаны потусторонние силы? Этот вопрос до сих пор остаётся неразгаданным, ведь автор не один раз упоминал в своих стихах смерть, вампиров, вурдалаков, мертвецов, сатану, ведьм.

Свой последний альбом «Восставший из Ада» Хой практически полностью посвятил потусторонним силам. Причём родственники напоминают, что он умер, пытаясь записать последнюю песню из своего 13 альбома. Это является ещё одним загадочным фрагментом из жизни легендарного певца по имени Юрий Хой. Причина смерти человека, репертуар которого по своей популярности приравнивается к стихам Виктора Цоя, до сих пор остаётся загадкой и хранит много неясного.

Кто такой Юрий Клинских, как появилась группа "Сектор газа" и что повлияло на преждевременную смерть музыканта Хоя?

"Здесь не дожить до сорока" – строчка из песни Юрия Хоя, которая для него стала реальностью – музыкант умер в 35 лет. Любить или не любить его творчество – дело каждого, но популярность этого автора матерных стихов легко можно сравнить с известностью Цоя. В день рождения лидера группы "Сектор газа" вспоминаем, как сложилась его судьба, как пришла известность и из-за чего закончилась жизнь.

Как жил?


Фото: fishki.net

Родился Юрий Клинских (Хой - это псевдоним) в Воронеже в обычной рабочей семье, родители трудились на сталелитейном заводе. В детские годы не выпускал из рук гитару, а вот школу особо не любил, музыке уделял внимание куда больше, чем урокам. Позже начал писать тексты, в которых поднимал разные запретные темы, но от привычного для того времени социального курса все же решил не отклоняться - отслужил в армии и пошел работать в ГИБДД, а после на завод. Первые выступления, кстати, сольные, начались в конце 80-х в первом городском рок-клубе, который располагался в местной промзоне. Именно в честь этого городского района он и назвал свою группу "Сектор газа". Коллектив появился в 1987 году, но популярен не был - выступал только на разогреве у приезжих музыкантов. Постепенно в уже разваливающейся стране матерные песни Хоя стали находить отклик в сердцах слушателей. И в киосках начали появляться записи группы.

Как стал известным?


Фото: mykor.ru

После того, как кассеты дошли до Москвы, "Сектор Газа" начинает сотрудничать с первой в СССР коммерческой звукозаписывающей компанией "Гала Рекордс". А в 1994 году коллектив выпускает оперу "Кощей Бессмертный". Музыкального образования Клинских, как и многие рок-музыканты, не имел, и это никак не помешало группе выпустить 13 студийных альбомов. Группа много выступала, ездила на гастроли, ее слушали, но существенных денег музыкантам это не приносило. Интересно наблюдать за творческим развитием Хоя. Так, косуха сменилась рубашкой и костюмом, а в песнях стало меньше нецензурной лексики, но группа к этому моменту была уже настолько популярна, что фанаты принимали ее в любом виде.

С кем встречался?


Фото: daily.afisha.ru

Личная жизнь Юрия, кто бы что про нее ни говорил и ни накручивал, была довольно простой. Была у Хоя жена, были любовницы. Одна из них, Ольга Самарина, стала ближе всех, с ней он и проводил большую часть времени - по сути, ничего особенного. Чем так понравилась ему именно эта барышня – никто не скажет, да разве вообще можно ответить на такой вопрос? Именно ее обвиняют в наркотической зависимости лидера "Сектора газа".

Как умер?


Фото:soullaway.livejournal.com

Скорая помощь, приехавшая на вызов, помочь Юрию Хою уже не могла и только зафиксировала смерть от сердечного приступа, и многие люди, знавшие музыканта, в это просто не поверили - у него не было проблем с сердцем. Были предположения, что медленно добивали его алкоголь и наркотики, поэтому в смерти певца некоторые винят Самарину, так как она якобы влияла на его зависимость. Правда, перед смертью всем родным и знакомым певец говорил, что с наркотиками завязал. Расследования никакого полиция не проводила - следов криминала сотрудники правопорядка не нашли.

В смерти обвиняют и потусторонние силы - Хой упоминал в песнях вампиров и ведьм. Свой последний, 13-й альбом "Восставший из Ада" Хой посвятил разнообразной нечисти, а родственники рассказывают, что умер он, пытаясь записать последнюю песню для этой пластинки. Но это объяснение кажется совсем уж нелепым.

В прошлом году, на левобережном воронежском кладбище сменилось одно надгробие. Что ж, кладбище уже привыкло и к сломанным памятникам и к таким рокировкам. Хой с гитарой, Хой без гитары, Хой с крестом, Хой на фоне надписи «Хой» и собственной цитаты о непознанном смысле жизни – словно и после смерти этот неугомонный парень не может укротить свою бьющую ключом энергию.
Бывают биографии, требующие от составителя приличного знания географии. Жизнь, ещё не знающая что она – биография, бросает людей то в один конец карты, то в другой, чертит линии, причудливые зигзаги пунктиров между странными иностранными названиями – настоящую арабскую вязь, распутывать которую приходится долгие часы.

Бывают и другие. Линия жизни в таких биографиях - вовсе не линия. Она скорее, похожа на уверенную в себе жирную точку на карте. На такой точке родился, жил и умер Юрий Клинских . Её очень просто себе представить – взять ручку и нарисовать два круга. Тот, что в центре – закрасить. Сверху надписать – Воронеж. И чуть крупнее – Хой. От неё, понятно, потянутся какие-то хилые паучьи лапки пунктиров – в Москву, на Дальний Восток, ещё куда-то. Но всё это – неважно. Личность «включившаяся» 27 июля 1964 года сделала всё, чтобы «выключится» именно там, в июле, 36 лет спустя.

«Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то»

Юра Хой, тогда ещё – просто Юра Клинских родился в семье домохозяйки Марии Кузьминичны Клинских и инженера Николая Митрофановича, вкалывавшего на Воронежском авиазаводе. Он был не единственным сыном четы Клинских, у маленького Хоя имелось двое старших братцев. С детства пацан рос смышлёным и любознательным, интересуясь всем, до чего дотягивался.
В школе Юра ничем особенным не выделялся. Был ленив, учился на тройки, домой носил «неуды» за поведение. Его диплом о среднем образовании украшен одной единственной четвёркой. Не по пению, по труду. К тому же часто Юра не приходил на первые уроки, опаздывал – засиживался с книжками допоздна. Был честен, старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщали Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Парни слушали советскую музыку, «битлов», «Deep Purpl» - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец же приучал младшего к… поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Сам он всю жизнь писал стихи, публиковался – но всё как-то без особого успеха. Данные им уроки позже проявились уже в матерных, разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «мерзкое», «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».
Если со слогом Юре помог отец, то содержания подкинули обязательные деревенские каникулы, на которых тот нередко пропадал целое лето. Другим источником вдохновения стали фильмы ужасов – сначала советские, вроде Вия, потом – любые, которые можно было достать на кассетах и до дырок засматривать ночами. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе, тогда же – сложил свои первые песни.
Окончив школу, и отучившись в ДОССАФ ради халявных прав, Юра на два года сел за «баранку» танка. Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Без особых происшествий он дослужил до 1984 года и демобилизовался.

«Что б в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место»

После армии Юрий подался в ГАИ, но в милиции не прижился. Сам он всегда любил скорость, автомашины, да и на место простого человека себя мог поставить – старался не штрафовать немного превысивших скорость, людей из сёл, безденежных – жалел. А вот перед начальством прогибаться не умел. Говорят, раз Юра тормознул даже мэра Воронежа, ехавшего на красный. А на вопрос «знаешь, кто я?» ответил, что, и знать не хочет. В другой раз таким манером он остановил какого-то важного священника, и, естественно, оба раза нажил себе неприятностей. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в меновке плавно превращались в каторгу. Последние несколько месяцев контракта Юра служил уже во вневедомственной охране, отсчитывая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, содрал с себя форму, бросил на пол и стать топтать ногами, что-то рвать. Покончив с поганой, по его мнению, работой, Хой стал перебиваться другими заработками – работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне», грузчиком. В свободное время писал песни, играл на гитаре. Завёл «Волгу-31» (первая из четырёх машин), и чуть не убился на ней, на московской трассе, где-то под Тулой. Восстановленное авто Хой продал, и с тех пор от отечественных марок старался держаться подальше. Среди его следующих тачек был красный дизельный WolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

«Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…»
Юра Хой

В свободное от подработок время, Юра смотрел бесчисленные ужасы или мистику, играл на бильярде и иногда – как хобби – делал музыку. Когда в Воронеже открыли рок-клуб, Хой сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 он впервые сыграл несколько песенок, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юра позже рассказывал – ему не нравилась беднота тем самодеятельных коллективов – «о любви, мире, чём-то таком… непонятном» вот он и решил обогатить её своим участием. «Это всем понравилось, и так всё и пошло…»
Он пел в клубе сольно или приглашал кого-то. А 5 декабря 1987 года Хой собрал первый состав своего «Сектора» и спел несколько песен – «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник», «Колхозный панк» - на сцене рок-клуба
Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так ещё называли промзону с кучей заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. Короче, с именем команде Юры было просто. По словам Хоя это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a»

«Панком никогда себя не считал...»
Юра Хой


Через два года, к 1989 году группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданном в 1990 г.
Многие, особенно из ранних песен автобиографичны – «Ява», «Мент» (после выхода Юры из вытрезвителя), «Ядрёна вошь», «Взял вину на себя» - посвящение брату.
В то же время сам Юра пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни - скорее, какой-то особый способ борьбы с ними.
Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «…может быть в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. Он затем стал делать то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».
Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы и Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC, Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал.
«Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!»
Веня Д`ркин
Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда многие использовали – от Д`ркина до Летова, позаимствовав то ли из Oi!-музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юра.
Как говорил он сам: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность».
В последние годы жизни Юра стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

«Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить»
Юра Хой

После успеха «Зловещих мертвецов» и «Ядрёной воши» Юра стал выступать на всяких смешанных тусовках – «50х50» и тому подобных, но надоело это ему быстро. В Москву – «развратный город наглой молодёжи» он переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издаёт один из первых российских лейблов - «Gala Records». Начинаются легальные концерты группы, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юра не любил «светится», сознательно поддерживал разрастание слухов, легенд о своей группе. В плане продаж – на кассетах его знали все, но 99 % альбомов выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с того процента который «Gala Records» продавала по Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов (всего их более 300). Его альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Галой» в 1997 г. «Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы – в 1991 и 1993 г. – уже на CD, LP, и неизменных кассетах.

«Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё»
Юра Хой

Росла и популярность. Известно, что от «Сектора» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный как банан Хой «отвечал взаимностью» для ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!». Строем он был вполне доволен, потому что, будучи из рабочих, заработал неплохие деньги на своём таланте. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось так и застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.
По мере роста популярности «Туман» и «Пора домой» Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, группу-изгоя, парию, которую не принимал ни рок, ни поп-музыка.
Известно, что Юра был не прочь сыграть в концерте с ДДТ или «Алисой» но его не звали, а сам он – не напрашивался. В 1994 году им записана панк-опера «Кощей бессмертный» - трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers или, Ace Of Base привлекшая внимание критиков. Выходит «Сказка» видео на которую не досняли из-за нехватки средств, затем чёрно-белый «Туман» - с хроникой российских войн. Всего у «СГ» выходит 4 клипа. Пятый - «Ночь страха» - не был закончен из-за смерти певца.
В конце 90-х «СГ» выпускает ряд техно-ремиксов, с участием воронежского DJ Крота.

«Я все время стремился к тяжелому звуку»
Юра Хой

В последние годы жизни Юра Клинских меняет имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок появляются чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка – «клёвый тяжеляк» последнего альбома.
«...я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит»
Юра Хой

Точные причины смерти Хоя неизвестны. 4 июля 2000 года, он умер в одном доме на Барнаульской, по пути из своего дома на очередную запись. В последние годы у него обострились проблемы со здоровьем – подозревали и гепатит и сердечные проблемы. Хой достаточно много пил, а к концу 90-х друзья стали подозревать его сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагают многие, его спутница Ольга была законченной наркоманкой. Перед смертью Юра жаловался на боль в низу живота, боку и «кипяток в венах» - но решил, что само пройдёт. Не прошло, они с Олей оказавшись в «плохом» районе вышли на Барнаульской. В квартире Хой сразу лёг, ещё раз сказав о «кипятке» в венах. Ольга стала звонить в «Скорую» - но ответили лишь на 4-й раз. Врачи не смогли помочь – остановилось сердце.
Хой умер. Умер человек не любивший «разряженную тусовку», геев и Киркорова. Умер человек, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы. Свою смерть он «сделал» похожей на непритязательный «ужастик» - сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13е число.
После Юры Клинских остались две дочери – Ира и Лиля.