Что надо помнить, чтобы никогда не перепутать льва толстого с алексеем толстым. Толстой Алексей Константинович

Юрий Николаевич Либединский (1898–1959) - русский писатель. Повести «Неделя» (1922), «Комиссары» (1925), романы «Завтра» (1923), «Поворот» (1927), «Рождение героя» (1930), «Баташ и Батай» (1940–1941); трилогия «Горы и люди» (1947), «Зарево» (1952) и «Утро Советов» (1957); книга «Воспитание души» (1962), мемуары «Современники» (1958), «Связь времён» (1962).

Георгий Константинович Никифоров (1884–1939) - русский советский писатель. Повести «Кимба, или 33 оказии» (1926), «Седые дни» (1927); романы «У фонаря» (1927), «Степанида» (1927), «Женщина» (1929), «Встречный ветер» (1930), «Единство» (1933), «Мастера» (1935-37). В 1937-м репрессирован; умер в заключении. Реабилитирован посмертно.

Владимир Германович Лидин (наст. фамилия Гомберг, 1894–1979) - русский писатель. Сборники рассказов «Трын-трава» (1916), «Мышиные будни» (1923), «Норд» (1925), «Прилёт птиц. Рассказы 1954–1961» (1970), «Отражение звезд. Рассказы 1974–1976» (1978) и др.; сборники очерков «Пути и версты» (1927), «Путина» (1930), «О Дальнем Востоке» (1932), «Зима 1941 года» (1942); повести «Полая вода» (1917), «Курга-баба» (1922), «Повести о многих днях» (1923), «Искатели» (1931); романы «Идут корабли» (1926), «Великий материк» (1926), «Отступник» (1927), «Могила неизвестного солдата» (1932), «Великий, или Тихий» (1933), «Две жизни» (1950) и др.; воспоминания «Люди и встречи» (1957); записки книголюба «Друзья мои - книги» (1962-81).

Исаак Эммануилович Бабель (наст. фамилия Бобель, 1894–1940) - русский писатель. Сборники рассказов «Конармия» (1926), «Еврейские рассказы» (1927), «Одесские рассказы» (1931); пьесы «Закат» (1927), «Мария» (1935); киносценарии «Блуждающие звезды (1926), «Беня Крик» (1928), «Бежин луг» (1936) и др; публицистика. Репрессирован, расстрелян 27 января 1940 г. Реабилитирован посмертно.

Феоктист Алексеевич Березовский (1877–1952) - русский писатель. Мемуары и очерки «Таежные застрельщики» (1926), «Под звон кандальный» (1928), «К вершинам» (1928) и др.; повесть «Мать» (1923), романы «В степных просторах» (1926), «Бабьи тропы» (1928).

А. Зорич (Василий Тимофеевич Локоть, 1899–1937) - русский писатель, один из самых известных фельетонистов 1920-х годов. Сборники рассказов и фельетонов «Нехорошее слово» (1928), «Избранные рассказы» (1932), «Простой случай» (1934), «Самое главное» (1961), «Созвездие Ориона» (1963); повесть «Легкомысленная повесть» (1934); киносценарии «Дон Диего и Пелагея» (постановка 1927), «Любовь» (постановка 1933), «Девушка спешит на свидание» (постановка 1936). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Алексей Силыч Новиков-Прибой (наст. фамилия Новиков, 1877–1944) - русский писатель. Очерки «Безумцы и бесплодные жертвы» (1906), «За чужие грехи» (1906); сборники «Морские рассказы» (1917), «Две души» (1918); повести «Море зовет» (1919), «Подводники» (1923), «Ералашный рейс» (1925), «Женщина в море» (1926), «Соленая купель» (1933) и др.; романы «Цусима» (1932–1935), «Капитан I ранга» (1942–1944, не закончен).

Александр Степанович Яковлев (наст. фамилия Трифонов-Яковлев, 1886–1953) - русский писатель. Сборники рассказов для детей; повести «Повольники» (1922), «Пионер Павел Морозов» (1936; одноим. пьеса); книга «Жизнь и приключения Роальда Амундсена» (1932); романы «Человек и пустыня» (кн. 1–2, 1929), «Пути простого сердца» (1935), «Ступени» (1946); сборник повестей и рассказов «Октябрь» (1965).

Борис Андреевич Лавренев (наст. фамилия - Сергеев, 1891–1959) - русский писатель и драматург. Повести «Ветер» (1924), «Звездный цвет» (1924), «Сорок первый» (1924), «Седьмой спутник» (1927), «Гравюра на дереве» (1928) и др.; роман «Крушение республики Итль» (1925; 1926); пьесы «Разлом» (1928), «Мы будем жить!» (1930), «Песня о черноморцах» (1943), «За тех, кто в море» (1945), «Голос Америки» (1949) и др.

Константин Александрович Федин (1892–1977) - русский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1956), член-корреспондент Германской академии искусств (1958). Сборник «Пустырь» (1923); повести «Анна Тимофевна» (1923), «Мужики» (1926), «Трансвааль» (1927), «Я был актером» (1937) и др.; романы «Города и годы» (1924), «Братья» (1928), «Похищение Европы» (1935), «Санаторий Арктур» (1940), «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1948), «Костёр» (1961–1965, неоконч.); книга воспоминаний «Вечные спутники».

Николай Николаевич Ляшко (наст. фамилия Лященко, 1884–1953) - русский писатель. Повести «Доменная печь» (1925), «Никола из Лебедина» (1951) и др.; роман «Сладкая каторга» (ч. 1–2, 1934-36).

Алексей Николаевич Толстой (1882/83-1945) - русский писатель, поэт. Книга стихов «За синими реками» (1908); сборники «Сорочьи сказки» (1910), «Заволжье» (1910); пьесы «Нечистая сила» (1916), «Касатка» (1916), «Мракобесы» («Горький цвет», 1917), «На дыбе» (1929), «Петр I» (1934, 1938), «Путь к победе» (1938), дилогия «Иван Грозный» («Орел и орлица», 1941; «Трудные годы», 1943); повести «Детство Никиты» (1920), «Приключения Никиты Рощина» (1922), «Хлеб» (1937) и др.; книга для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936); очерки «Рассказы Ивана Сударева» (1942–1944); романы «Чудаки» («Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912), «Егор Абозов» (1915, незаконч.), «Аэлита» (1923), «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), «Черное золото» («Эмигранты», 1931); трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», 1922; «Восемнадцатый год», 1928; «Хмурое утро», 1941), «Петр I» (кн. 1–3, 1929-45, незаконч.).

Михаил Михайлович. На первое письмо ваше я просил ответить мою дочь, на последнее же письмо ваше с приложением копии с списка, бывшего у Маракуева, 1 постараюсь ответить получше.

Очень благодарен вам за присылку этой копии; список этот составлен по отметкам, сделанным мною на списке 100 луч[ших] книг, напечатанных в Pall Mall газете, 2 и список этот никуда не годится, во 1-х, потому, что он называет только авторов, не определяя, что именно из часто весьма плодовитых и неровных авторов; а во 2-х, потому, что лучшие книги могут быть лучшими и не лучшими, смотря по возрасту, образованию, характеру лиц, для которых они отбираются. Вообще, подумав, серьезнее об этом предмете, я пришел к заключению, что проект составления списка 100 абсолютно лучших книг не осуществим и что затея, которой я необдуманно поддался, отметив книги по списку Стэда, была затея неосновательная.

Первый же ваш вопрос, относящийся к каждому отдельному лицу о книгах, имевших на него наибольшее влияние, по-моему представляет серьезный интерес и данные на него добросовестно ответы могут повести к интересным выводам.

Письмо это, которое я теперь переписываю, я написал уже недели три тому назад и тогда же начал составлять список книг, произведших на меня сильное впечатление, определяя меру впечатления четырьмя степенями, которые обозначал словами: огромное, очень большое и большое. Список я подразделил по возрастам: 1) детство до 14 лет; 2) с 14 до 20; 3) с 20 до 35; 4) с 35 до 50 и 5) от 50 до 63. Я и составил отчасти этот список, в котором вспомнил до 50 различных сочинений, произведших на меня сильное впечатление, но увидал, что он очень неполон, так как не мог всего вспомнить, а вспоминаю понемногу и вношу.

Из всего этого вывод следующий: желания вашего, составить список ста книг, исполнить не могу и очень сожалею об 66 67 этом; тот же список книг, произведших на меня впечатление, о котором пишу, постараюсь дополнить и прислать вам.

Лев Толстой.

Посылаю начатый и неоконченный список для вашего соображения, но не для печатания, т[ак] к[ак] он еще далеко не полон. 3


Сочинения, произведшие впечатление.

Детство до 14-ти лет или около того.

История Иосифа из Библии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Сказки тысячи одной ночи: 40 разбойников. Принц Камаральзаман 4 . большое

Черная курица - Погорельского 5 . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Русские былины: Добрыня Никитич, Илья Муромец,
Алеша Попович. Народн[ые] сказки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Стихи Пушкина: Наполеон 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое


С 14-ти лет до 20-ти.

Евангелие Матф[ея]: Нагорная проповедь. . .. . . . . . .огромное 7

Stern’a Sentimental Journey 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Rousseau Confession . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Emile . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Nouvelle Héloïse 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . очень большое

Пушкина Евгений Онегин 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Шиллера Разбойники 11 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Гоголя Шинель. Ив[ан] Ив[анович], Ив[ан] Ник[ифорович]. большое

Невск[ий] проспект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . большое

Вий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Мертвые души 12 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч[ень] б[ольшое]

Тургенева Записки охотника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Полин[ь]ка Сакс Дружинина 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Григоровича Антон Горемыка 14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое 15

Дикенса Давид Коперфильд 16 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Лермонтова Герой нашего времени. Тамань. . . . . . . . . оч. большое

Прескота Завоевание Мексики 17 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

67 68

С 20-ти до 35-ти лет.

Гете. Герман и Доротея 18 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое 19

Виктор Гюго. Notre Dame de Paris 20 . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Тютчева стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое

Кольцова 21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое

Одиссея и Илиада (читанные по русски) 22 . . . . . . . . . . большое

Фета стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое

Платона (в переводе Cousin) Федон и Пир 23 . . . . . . . . . большое


С 35-ти до 50-ти лет.

Одиссея и Илиада (по-гречески) 24 . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Былины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Ксенофонт Анабазис 25 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое 26

Виктор Гюго. Misérables 27 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Mrs Wood. Романы 28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

George Elliot. Романы 29 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

Троллоп - романы 30 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..большое


С 50-ти до 63-х лет.

Евангелия все по-гречески. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Книга Бытия (по-еврейски) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Henry George. Progress and poverty 31 . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Parker. Discourse on religions subject. . . . . . . . . . . . . . . . . большое 32

Robertson"s sermons 33 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

Feierbach (забыл заглавие, сочинение о христианстве) 34 большое

Pascal pensées 35 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Эпиктет 36 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Конфуций и Менций 37 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

О Будде. Француза известного (забыл) 38 . . . . . . . . . . . . . огромное

Лаодцы Julien 39 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огр[омное]

Печатается по подлиннику, написанному рукой Е. И. Попова с подписью и припиской Толстого. В AЧ имеется машинописная копия первоначальной редакции письма. Непосредственно за окончательной редакцией текста письма печатается последняя черновая редакция перечня «Сочинений, произведших впечатление», сделанного М. Л. Толстой на листке почтовой бумаги со вставками и исправлениями Толстого и несколькими 68 69 словами рукой Е. И. Попова. Кроме нее, в ГМТ хранится первая черновая редакция окончания списка («с 50 до 63 [лет]»), набросанная рукой Толстого на четвертой (свободной) странице письма Ледерле к Т. Л. Толстой от 2 сентября 1891 г., почти совпадающая с последней редакцией. Письмо публикуется впервые, за исключением списка книг, опубликованного по частям: в Б, I, изд. 1-е, стр. 111, 141, 270; изд. 4-е, стр. 46, 60, 124; Б, II, изд. 1-е, стр. 266; изд. 3-е, стр. 121; Б, III, изд. 2-е, стр. 141. Дата копии из AЧ.

Михаил Михайлович Ледерле (1857-1908) - в 1890-1896 гг. книгоиздатель и владелец книжного магазина в Петербурге, автор ряда детских книг и издатель «Моей библиотеки». Состоял членом совета Петербургского комитета грамотности. С Толстым лично знаком не был.

1 июня 1891 г. М. М. Ледерле впервые обратился к Толстому с письмом, посланным им циркулярно русским ученым, писателям, художникам, артистам, педагогам и общественным деятелям. Ледерле в своем циркуляре просил прислать ему, по возможности в течение двух месяцев: 1) список всевозможных книг, произведших на адресата наибольшее впечатление в различные периоды его жизни; 2) список книг, с которыми адресат считает «необходимым познакомить молодежь и читающую публику». В конце этого машинописного циркуляра Ледерле своей рукой приписал Толстому: «Следует ли уверять вас, горячо любимый Лев Николаевич, что огромное большинство читателей первым делом будет искать в моей книге Ваших указаний». На циркуляр ответила Т. Л. Толстая (см. т. 65) на основании следующей надписи Толстого на конверте циркуляра: Ответить поучтивее , что список такой есть у Маракуева. Маракуеву написать , что прошу сообщить .

Настоящим письмом Толстой отвечает на письмо Ледерле к Т. Л. Толстой от 2 сентября 1891 г. из Петербурга, сообщавшего, что он получил «список книг, имевших влияние на нравственный рост Вашего батюшки», но не решается его опубликовать без просмотра и санкции Толстого. К письму была приложена несохранившаяся копия списка.

1 Владимир Николаевич Маракуев (ум. 1921), издатель. См. т. 49. Список ста лучших книг, посланный Маракуеву в апреле 1889 г., не сохранился. См. т. 50.

2 Журнал «Pall Mall Budget» издавался публицистом Вильямсом-Томасом Стэдом (Stead, 1849-1912) в Лондоне (см. т. 65). В начале 1889 г. в этом журнале была напечатана статья английского естествоиспытателя-дарвиниста Джона Леббока (Lubbock, 1834-1913) о ста лучших книгах всемирной литературы.

В письме от 5 января 1890 г. Маракуев прислал Толстому этот список для просмотра, изменений и дополнений, прося разрешения опубликовать рекомендуемый Толстым список в журнале «Сотрудник». Но Толстой просмотр и составление этого списка не закончил. Маракуеву пришлось ограничиться напечатанием перевода статьи Леббока «Сто лучших книг» в журнале «Сотрудник» 1890, 1-2 (сентябрь-октябрь), стр. 155-164.

3 Этот список при подлиннике окончательного варианта письма не сохранился. 69

70 4 Число сорок часто встречается в этом сборнике, но не в отношений к разбойникам. Быть может, Толстой говорит о «большой толпе разбойников», действующей в «Истории Али-ибн-Бекара и Шамс-ан-Нахар». «Повесть о царе Шахрамане, сыне его Камар-аз-Замане (или Камаральза-мане) и царевне Будур» занимает большое место в сборнике.

5 «Черная курица, или подземные жители. Волшебная повесть», написана в 1829 г. Антонием Погорельским - псевдоним Алексея Алексеевича Перовского (1787-1836).

6 О стихотворении Пушкина «Наполеон» Толстой упоминает в своих «Воспоминаниях» (см. т. 34).

7 Далее было написано рукой М. Л. Толстой: Романы Марлинск[ого], Греча Монастырка, Бегичева - влияние. Последнее слово было сначала переделано Толстым на впечатл[ение], но потом вся строка им была зачеркнута.

Роман «Монастырка» написан Погорельским, издан впервые в типографии Греча, СПб. 1830 (первая часть) и СПб. 1833 (вторая часть).

Дмитрий Никитич Бегичев (1786-1855), писатель-беллетрист. Автор нескольких романов из быта русских дворян и, попутно, крестьянства. Его первый и наиболее известный роман «Семейство Холмских» опубликован в 1832 г.

8 Книги английского писателя Лоренса Стерна (1713-1788): «A Sentimental Journey through France and Italy («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», тт. I и II, Лондон 1768).

9 Сочинения Жан-Жака Руссо (1712-1778): «Confession» («Исповедь»), трактат «Emile ou de l’éducation» («Эмиль, или о воспитании») и роман «La Nouvelle Héloïse» («Новая Элоиза»).

10 Первое впечатление от «Евгения Онегина» Толстой получил семнадцатилетним юношей. Известны и дальнейшие исключительно положительные отзывы Толстого об этом произведении. См. H. Н. Гусев, «Молодой Толстой», стр. 162-163.

11 «Разбойники» («Die Räuber») - трагедия Иоганна-Фридриха Шиллера, написанная в 1777-1781 гг.

12 Эти произведения записаны Толстым вместо следующей зачеркнутой им фразы: Все художественные, кроме Тараса Бульбы.

13 «Полинька Сакс» - повесть (1847) А. В. Дружинина.

14 См. прим. к письму № 555.

16 Роман Чарльза Диккенса «Давид Копперфильд» Толстой читал в журнале «Современник» за 1851 г., №№ 1-9. В Дневнике 2 сентября 1852 г. Толстой назвал его «прелестью» (см. т. 46, стр. 140).

17 Вильямс-Гиклинг Прескотт (Prescott, 1796-1859), американский историк и литературный критик. Его книга «History of the Conquest of Mexico» («История завоевания Мексики») появилась в Бостоне в 1843 г. Толстой мог читать и русский перевод в «Современнике» или «Отечественных записках».

18 Поэму Гете «Герман и Доротея» Толстой читал, вероятно, в русском переводе А. А. Фета, опубликованном впервые в «Современнике» 1856, июль - август, стр. 5-56. 70

20 Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери».

21 В Дневнике Толстого 26 августа 1857 г. записано: «Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная» (см. т. 47, стр. 153).

22 «Одиссею» и «Илиаду» Гомера Толстой читал в переводах В. А. Жуковского и Н. И. Гнедича.

23 Диалоги греческого философа Платона «Федон» и «Пир» были переведены в числе прочих его произведений с греческого на французский язык В. Кузеном (Cousin, 1792-1867).

24 Эти произведения Толстой читал в подлиннике в марте 1871 г.

25 Толстой читал «Анабазис» Ксенофонта в подлиннике при изучении греческого языка в конце 1870 и в 1871 г.

27 Роман В. Гюго «Les misérables» («Отверженные») Толстой читал в 1863 г. (см. т. 48). В трактате «Что такое искусство?» он упоминается в разряде образцов «высшего искусства». См. т. 30.

28 Генри (Эллен) Вуд (Wood, 1814-1887), английская романистка. В яснополянской библиотеке хранятся восемь ее книг.

29 Джордж Элиот (George Eliot), псевдоним английской писательницы Марии-Анны Эванс (Evans, 1819-1880). Ее роман: «Adam Bede» («Адам Бид», напечатан в 1859 г. в русском переводе в «Отечественных записках», 8-12, и отдельное изд. М. 1859) Толстой читал 11 октября 1859 г. См. т. 48. В трактате «Что такое искусство?» Толстой называет «Адама Бида» в числе образцов «высшего искусства» (см. т. 30).

30 Антони Троллоп (Trollope, 1815-1882), английский романист, бытописатель сельской жизни - преимущественно помещичьей и духовенства. В яснополянской библиотеке хранятся одиннадцать романов Троллопа в издании Таухниц 1859-1883 гг.

31 Название сочинения вписано Толстым. В первой редакции оно отсутствует.

«Progress and Poverty» («Прогресс и бедность») Генри Джорджа Толстой читал в феврале 1885 г.

32 В первой редакции рукой Толстого : о[чень] б[ольшое].

Теодор Паркер (Parker, 1810-1860), американский богослов. Два из главнейших его сочинений - «А Discourse of Matters Pertaining to Religion» («Исследование вопросов, относящихся к религии», 1842) и «The Transient and Permanent in Christianity» («О преходящем и постоянном в христианстве», 1841) - Чертков прислал Толстому в 1885 г.

33 Фредерик-Вильямс Робертсон (Robertson, 1816-1853), английский богослов и проповедник. Четыре тома его проповедей «Sermons» вышли в Лондоне девятым изданием в 1876 г.

34 Указанное Толстым сочинение Людвига Фейербаха «Das Wesen des Christenthums» («Сущность христианства»), появившееся в 1841 г., было рекомендовано Толстому Л. Д. Урусовым в 1885 г. (см. т. 63).

35 Книгу Паскаля «Pensées» («Мысли») Толстой впервые читал в марте 1876 г. (см. т. 62). 71

72 36 Эпиктет (p. 50 г., ум. в начале II в.), греческий философ-стоик Толстой впервые читал его в октябре 1882 г. (см. т. 63).

37 Толстой впервые читал китайских философов Конфуция и Менция в 1884 г. См. т. 49.

38 Имеется в виду книга Филиппа-Эдуарда Фуко (Foucaux, 1811-1894) «Lalita vistara» («Annales du Musée Guimet», т. VI), которую он выписал от H. Н. Страхова 19 октября 1886 г. (см. т. 63).

39 Запись касается перевода французского ученого Станислава Жюльена (S. Julien, 1799-1873) книги китайского философа Лao-Тзе «Тао-те-кинг» под заглавием: «Lao Tseu «Tao-teh-king. Le livre de la voie et de la vertu», Paris 1841, которую Толстой читал в 1884 г. См. т. 49.

В ответном письме от 31 октября Ледерле писал: «Окончания Вашего списка я буду ждать терпеливо и тотчас по получении его приступлю к печатанию книги». Тем не менее после нового обращения (см. прим. к письму № 300) Ледерле пришлось издать книгу без участия Толстого. Она вышла под заглавием: «Мнения русских людей о лучших книгах для чтения», изд. М. М. Ледерле и К°, СПб. 1895. К пополнению этого списка Толстой никогда не возвращался.

Современники называли Алексея Николаевича Толстого «красным графом», подчеркивая парадокс его биографии: в 1917-м большевики разделались с титулами и их носителями, но Толстому удалось невозможное. «Товарищ граф» стал воплощением компромисса: ненавидя большевиков, он преданно служил режиму и сумел получить три Сталинских премии.

Детство и юность

Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство автора «Графа Калиостро» и «Хождения по мукам» прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе, Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары.

Кто был генетическим отцом Алексея Толстого – спорят и сегодня. Мама писателя Александра Леонтьевна Тургенева сбежала от мужа – богатого самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка и графа Николая Александровича Толстого, будучи беременной. Она ушла к Бострому, оставив мужу троих детей. Биографы и современники Алексея Толстого называли отцом писателя помещика Бострома. До 13 лет прозаик носил его фамилию и считал родным отцом. Замуж за Алексея Бострома Александра Леонтьевна так и не вышла: не позволила церковь.


Когда Алеша повзрослел, мать начала 4-летнюю тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея Николаевича: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.

Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама, внучатая племянница Николая Тургенева. Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом Александра Бостром.


Первоначальное образование будущий автор «Гиперболоида инженера Гарина» получил дома. Но в 1897 году семья перебралась в Самару, где Толстой стал студентом реального училища. В 1901 году молодой человек продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института.

Литература

Сборник стихов Толстого «Лирика» вышел в 1907 году. Критики отметили в раннем творчестве 24-летнего Алексея Толстого влияние и Семена Надсона: молодой литератор подражал мэтрам. Позже Алексей Николаевич стыдился авторства сборника и старался не вспоминать о стихах.


Первый рассказ «Старая башня» появился после поездки на Урал, куда студента отправили на практику. Полтора месяца Алексей Толстой жил в старинном Невьянске, где собирал легенды, исторические сведения о крае и его достопримечательностях, в том числе о Невьянской наклонной башне.

В 1907 году Алексей Николаевич оставил институт и посвятил себя писательству. По словам Толстого он «напал на свою тему», подсказанную рассказами матери и родственников: это был уходящий мир дворянства, представителей которого литератор назвал «чудаками красочными и нелепыми».

Сборник повестей и рассказов «Заволжье» критики, в числе которых , приняли благожелательно, но Алексей Толстой остался недоволен результатом, назвав себя «неучем и дилетантом».

В студенческие годы Толстой под влиянием Алексея Ремизова взялся за совершенствование языка. Богатейшим материалом оказались старинные сказки, фольклор, сочинения Аввакума и судебные акты XVII века. Вскоре появились «Сорочьи сказки» и второй (последний) поэтический сборник «За синими реками».

Больше стихов Алексей Толстой не писал. Зато рассказы, сказки, повести и романы рождались в огромном количестве – литератор трудился, не покладая рук, удивляя коллег невероятной работоспособностью. В 1911-м он написал роман «Две жизни», в следующем году появился роман «Хромой барин», потом повесть «За стилем» и рассказы. Пьесы Толстого ставили в столичном Малом театре. При этом литератор успевал посещать вечеринки, вернисажи, салоны и все театральные премьеры.


Первая мировая война сделала Алексея Толстого военным корреспондентом: он писал фронтовые очерки для газеты «Русские ведомости», побывал во Франции и Британии. В 1915-16 годы появились рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии «Нечистая сила» и «Касатка».

Революционные события октября 1917 года Алексей Толстой принял настороженно. Летом 1918-о он перевез семью в Одессу, спасаясь от большевиков. В южном городе появилась повесть «Граф Калиостро» и комедия «Любовь – книга золотая».


Из Одессы семейство Толстых эмигрировало в Константинополь, затем в Париж. На работоспособности писателя переезд не отразился: Алексей Толстой по-прежнему трудился, не разгибая спины. Во Франции родилась повесть «Детство Никиты» и первая часть трилогии «Хождение по мукам».

Жизнь за границей показалась русскому литератору тоскливой и неуютной. Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта. Осенью 1921 года он перевез семью в Берлин, где продержался два года. Отношения Алексея Николаевича с эмигрантским миром испортились.


В конце лета 1923 Алексей Толстой навсегда вернулся в советскую Россию. Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию: эмигрантские круги назвали поступок предательством и осыпали «советского графа» проклятиями. Большевики же приняли писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал личным другом , завсегдатаем кремлевских приемов, получил членство Академии Наук, избран депутатом Верховного Совета СССР. Алексей Николаевич не то чтобы принял – смирился с новым строем, как с неизбежностью. Ему подарили поместье в Барвихе, дали автомобиль с шофером.

Алексей Толстой доработал трилогию «Хождение по мукам» и подарил маленьким читателям десятки сочинений. Для детей он переделал сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио, назвав свою историю «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


В 1924-м родилась повесть, которую литературные критики считают лучшим произведением Алексея Толстого - «Похождения Невзорова, или Ибикус». Писатель подарил миру увлекательные фантастические произведения – романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», утопический рассказ «Голубые города». Но читатели приняли фантастические сочинения «товарища графа» настороженно, а коллеги – , Юрий Тынянов – скептично. По достоинству новые романы автора оценил лишь Максим Горький, который предрек славу романам в жанре фантастики.

В 1937 году Алексей Толстой написал повесть «Хлеб», в которой рассказал о выдающейся роли Сталина в защите Царицына в годы гражданской войны. Но главной книгой, над которой трудился писатель последние 16 лет жизни, был исторический роман « ». Прочитав произведение, расщедрился на похвалу даже скупой на комплименты Иван Бунин, недолюбливавший Толстого.


Повесть Алексея Толстого "Хлеб"

В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой написал драму-дилогию « » и рассказ «Русский характер».

Но есть сочинения, приписываемые перу «красного графа», от которых он открещивался, не желая признавать авторство. Это эротический рассказ «Баня», который называют первым порнографическим произведением дореволюционной России. Но подтверждения, что рассказ написал Алексей Толстой, не нашли: ни в письмах, ни в черновиках писателя не осталось следов работы. Некоторые критики предполагают, что «Баню» написал , но есть и те, кто указывает на Николая Лескова.


Возможно, Алексей Николаевич попал в число «подозреваемых» из-за обоснованного предположения об авторстве другого произведения, в котором тоже есть элементы порнографии. Это «Дневник Вырубовой», появившийся в 1927 году – пошлый пасквиль, написанный (предположительно) Алексеем Толстым и Павлом Щеголевым по заказу власти, чтобы дискредитировать царскую семью.

Произведения Алексея Толстого экранизированы. Некоторые («Хромой барин», «Хождение по мукам») по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» лежат произведения «советского графа».

Личная жизнь

Писателя называли ловеласом и бонвиваном. В жизни Алексея Толстого было четыре брака. Первый с Юлией Рожанской, дочерью коллежского советника. Писатель познакомился с девушкой в Самаре, на репетиции спектакля в любительском театре. В 1901 году, после проведенного вместе лета на даче Рожанских, Толстой уговорил Юлию уехать в Петербург, где она поступила в медицинский институт. В следующем году пара повенчалась, а в январе 1903 года родился сын Юрий (умер в 1908).


Во время революционных событий Алексей Толстой уехал в Германию, где познакомился с художницей Софьей Дымшиц. С первой женой официально расстался в 1910-м. Иудейка Софья приняла православие и вышла замуж за Толстого. В 1911 году родилась дочь Марианна.


Вскоре любвеобильный литератор обратил внимание на поэтессу Наталью Крандиевскую и ушел от второй супруги. В 1914-м Толстой и Крандиевская поженились, брак длился до 1935 года. В союзе с Натальей Васильевной, ставшей прототипом Кати из «Хождения по мукам», родились сыновья Никита и Дмитрий.

В августе 1935 года в дом к Толстым пришла красавица-секретарша Людмила Крестинская-Баршева. В октябре Людмила, которая была разительно младше Алексея Николаевича, стала его супругой. Вместе они прожили до кончины писателя.

Смерть

В 1944 году врачи поставили Алексею Толстому страшный диагноз: быстро прогрессирующий рак легкого. Полгода писателя мучили адские боли. Он умер в феврале 1945 в Москве, не дожив до Победы.


Похоронили Алексея Толстого на Новодевичьем кладбище, объявив государственный траур.

В октябре 1987 года в столице на улице Спиридоновка, где прожил последние годы писатель с супругой Людмилой, открыли музей.

Цитаты Алексея Толстого

  • Этот мир погибнет неминуемо. Здесь одни дрозды живут разумно.
  • Должно быть, когда у человека есть все, - тогда он по-настоящему и несчастлив.
  • От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех местах, где указано на карте.
  • Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки.
  • Здесь дрались свои: брат на брата, отец на сына, кум на кума, - значит, без страха и беспощадно.
  • Необходимо, чтобы количество золота было ограничено, иначе оно потеряет запах человеческого пота.

Библиография

  • 1912 – «Хромой барин»
  • 1921 – «Граф Калиостро»
  • 1922 – «Детство Никиты»
  • 1923 – «Аэлита»
  • 1924 – «Похождения Невзорова, или Ибикус»
  • 1927 – «Гиперболоид инженера Гарина»
  • 1922 – «Хождение по мукам. Сестры»
  • 1928 – «Хождение по мукам. 18-й год»
  • 1941 – «Хождение по мукам. Хмурое утро»
  • 1934 – «Петр Первый»
  • 1942 – «Иван Грозный. Орел и орлица»
  • 1943 – «Иван Грозный. Трудные годы»

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

Льва и двух Алексеев имеются родственные связи. Они все произошли от дворянского рода Толстых, корни которого в Германии. В 14-го века их предок Индрис покинул эту страну и принял в Чернигове.

Родословная Толстых

Род собственно семейства Толстых с его правнука, которого звали Андрей Харитонович. Он после жизни в Чернигове обосновался в Москве. Первые его потомки были военнослужащими, что было своего рода традицией. Однако в последующих поколениях в роду Толстых стали появляться государственные политические и великие литературные деятели.

Древо

Ближайшим предкам Льва и Алексея Николаевичей и Алексея Константиновича является Петр Андреевич Толстой. У него было рождено двое сыновей. Один из них не мог иметь , а стал отцом нескольких сыновей, среди которых следует выделить Илью и Андрея. Именно они на свет ближайших родственников этих трех великих писателей.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году в Тульской губернии. Его отцом был Николай Ильич Толстой, который был сыном Ильи Андреевича.

Ветка Ильи Толстого славится появлением Льва Николаевича и Алексея Константиновича. Они приходятся друг другу троюродными братьями. Алексей Николаевич появился через несколько поколений. Если судить по родству, то для Льва Николаевича он является внучатым племянником в четвертом поколении. Родство, конечно, очень дальнее, но все же оно свидетельствует о том, что у них есть общие корни и можно считать их родственниками, а не просто однофамильцами.

Алексей Николаевич Толстой был рожден в 1883 году. Местом его рождения был город Николаевск. Отцом его является граф Николай Александрович Толстой.

Изучением рода Толстых занимаются многие биографы, и уже составлены достаточно подробные генеалогические древа. Все они подтверждают тот факт, что в этом роду имеется трое , которые появились в разные периоды времени. Самым старшим из этих писателей является Алексей Константинович. Он родился в 1817 году в Санкт-Петербурге. Его отцом был Константин Петрович Толстой, который является родным братом знаменитого художника Ф.П. Толстого.