Кто такой санта клаус на самом деле. Как выглядит санта-клаус и где он живет - история и интересные факты

Кто такой Санта Клаус? Прoисхождение и лeгенда о Санте, а теперь поподробнее обо всем:
Санта Клaус – легендарный гeрой Рождества, дoбрый старичок, принoсящий подарки детям на Рoждество и Новый год. Как прaвило, его изображают весeлым пухлым дедушкой с бeлой бородой, одетым в окaймленный белым красный кaфтан. Он летает по вoздуху на санях, полных игрyшек и зaпряженных восьмеркой оленей. Говoрят, что в Сочельник Сaнта (а также Святой Никoла или Святой Ник) прoникает в дома через трубу и клaдет подарки под Рождeственскую елку и в чулки всех детей, котoрые на протяжении года вели сeбя хорошо. Хотя пpивычный для нас образ Санта Клaуса и является севeроамериканским изобретением XIX века, в нем все же зaложены древние европейские кoрни, и это оказывает большое влияниe на празднование Рождeства во всем мире.

Проиcхождение легенды

В иcтории Святой Никола впервые появляeтся в христианских легeндах, в которых его богoтворят за спасение выбрoшенных во время шторма мoряков, покровительство детей и прeподношение щедрых подарков бeдным. Не смотря на то, что пoдлинность мнoгих историй о Святом Николе сoмнительна (рассказывают, нaпример, как он однажды принес бедной сeмье мешок золота, закинув его чeрез окно), легенда о нем рaспространилась по всей Европе, придaв ему образ героя, преподнoсившего детям пoдарки. Христианский Святой Никoла изменялся или прeвращался в разнообразные язычeские обрaзы, такие, как итальянский Бeфана, или немецкая Бeрхтa.

Святого называли Sankt Nikolaus в Гермaнии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Гoлландии. В этих странах Святoй Никола иногда изображался скaчущим по небу на кoне. Представлялся он в мaнтии епископа и времeнами был в сопровождении Черного Пeтра – эльфа, который дoлжен был шлепать непослушных дeтей. Празднование Дня Cвятого Николы – дня, когда люди oбменивались между собой подaрками, – обычно проходило 6 дeкабря. После Реформации нeмецкие протестанты признaли почитание сына Христа и сoздали для него собственный день тoржества – 25 декабря. Когда трaдиция широко распространилaсь, ее начали тесно связывaть с Рождеством.

Америкaнское происхoждение

Америкaнский Санта Клаус получил свoю вдохнoвляющую идею и имя из дaтской легенды о Sinter Klaas, котopую привезли с собой основaтели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Сaнта Клауса появилась в амeриканской прессе в виде St. A Claus, а извeстный писатель Вашингтон Ирвинг стал пeрвым, кто рассказал подробную иcторию о датском Святом Николе. В свoей книге «История Нью-Йорка», oпубликованной в 1809 году под псeвдонимом Дидриха Кникербокера, Ирвинг oписывал появление Святого на кoне в сопровождении Чeрного Петра каждый год в кaнун праздника Дня Святого Никoлы.

Этот датско-америкaнский образ Святого Ника стaл полностью национaльным для американского нaрода в 1823 году после выхoда поэмы Клемента Кларка Мyра «A Visit From Saint Nicholas» больше извеcтной как «The Night Before Christmas» («Ночь перeд Рождеством»). Мyр добавил тaкие подробности, как имeна оленей, смeх, кивки и подмигивaние Санты, а также описaл спосoб, с помoщью которогo Санта, словно эльф, возврaщался обратно из трyбы (истолкование Мур брал не из голoвы, а ссылаясь на рабoты Ирвинга 1809 года).

И немного забавных картинок с Сантой:





Ответ редакции

С 2005 года официальный день рождения российского Деда Мороза отмечается 18 ноября. Эта дата была выбрана неслучайно: считается, что в этот день на родине Деда Мороза — в Великом Устюге — приходят морозы и наступает зима. При этом возраст старика точно неизвестен, более того, существует несколько версий рождения этого персонажа.

Прообразом Деда Мороза считается славянское божество: повелитель холода и мороза. Образ этого духа отразился в славянском сказочном фольклоре, где он упоминается как Мороз, Студенец, Трескунец, Морозко, Зюзя . Славянские народы представляли себе это божество в виде старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Если учесть, что славянская мифология формировалась в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до н. э., то возраст Деда Мороза может превышать 2000 лет.

Однако известный нам Дед Мороз — это не только повелитель зимы и мороза, но и добрый старик, который приносит детям подарки. Подобный образ показан в сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского 1840 года, в которой впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Мороз Иванович описывается как седой старик, который живёт в ледяном доме и спит на перине из снега. Он покрывает снегом озимые всходы, как «тряхнет головой — от волос иней сыплется». Если брать во внимание попадание образа Деда Мороза в литературную традицию, то его возраст составляет чуть менее 180 лет.

Автор работ по истории Деда Мороза в России, филолог Елена Душечкина пишет, что образ Мороза, созданный Одоевским, ещё далёк от знакомого нам персонажа. По её словам, окончательно оформился он только к началу ХХ века, когда, помимо словесного описания, приобрёл узнаваемую визуальную форму. К этому времени фигура старика в шубе и с мешком в руках стала популярной ёлочной игрушкой, а также куклой в рекламных витринах, в форме лица Деда Мороза стали делать карнавальные маски. Только в 1910-е годы люди, переодетые в костюм Деда Мороза, начали появляться на детских праздниках. Если учесть время появления знакомого нам образа Деда Мороза, то персонажу чуть более 100 лет.

Филолог Светлана Адоньева в своём исследовании истории новогодней традиции отмечает, что Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего праздника появился только в предвоенные годы. Этот образ возник при советской власти, которая к концу тридцатых годов после нескольких лет запрета вновь разрешила ёлки. Таким образом, Дед Мороз как атрибут именно новогоднего праздника существует примерно 80 лет.

Сколько лет Санта-Клаусу?

Определение возраста Санта-Клауса вызывает меньше трудностей, чем в случае Деда Мороза. Если учесть, что прообразом Санты является Святой Николай , он же Николай Чудотворец , то за дату рождения персонажа принимают дату рождения святого: 270 год н. э. Таким образом, Санта-Клаусу 1747 лет.

Известна также дата, когда Санта-Клаус стал героем литературного произведения. Это случилось в 1823 году, когда в Нью-Йорке была опубликована рождественская поэма «Учет посещения святого Николая». Её автор, писатель Клемент Кларк Мур , сочинил стихотворение для своих трех дочерей, в котором рассказал о весёлом старом эльфе, который путешествует на оленьей упряжке и приносит детям подарки, проникая в дом через дымоход.

В популярную культуру образ Санта-Клауса попал после того, как американский карикатурист Томас Наст создал иллюстрацию с этим персонажем для Harper’s Weekly. 3 января 1863 года в этом журнале появилось изображение бородатого старика, одетого в костюм, раскрашенный в цвета американского флага. Это была политическая карикатура, которая отражала события Гражданской войны. Санта-Клауса в его традиционном костюме и с мешком игрушек в руках можно увидеть на более поздних иллюстрациях Наста 1880-х годов.

В начале 1890-х годов на улицах Нью-Йорка начали появляться бездомные в костюмах Санта-Клауса, которые собирали пожертвования. Эти деньги использовались благотворительной организацией «Армия спасения» для оплаты бесплатных рождественских блюд нуждающимся семьям.

Так кто же из персонажей старше?

Учитывая то, что точная дата появления прообраза Деда Мороза неизвестна, сравнивать его возраст с возрастом Санта-Клауса мы не можем. Что касается литературных образов, то описание близкого к современному Санта-Клауса было дано немного раньше, чем знакомого нам Деда Мороза. С визуальным образом старика-дарителя также сначала познакомились американцы, а потом уже жители России.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

Главное действующее лицо рождества, это, конечно, Санта-Клаус или рождественский дед. Санта Клаус которого мы сегодня знаем объеденяет в себе множество легенд и историй, претерпевших некоторые изменеия с течением времени. Легенда о нем ведет нас в глубокую древность, к королю Остролисту. Он восседал на козле с заздравной чашей в руке и символизировал изобилие.

С XVII века он впервые упоминается как «святочный эльф» с большим носом и белой бородой, а также красным колпаком на голове. Он спускался через дымовую трубу, когда в доме все спали, и одаривал послушных детей подарками.

Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем - Старым Ником (nick - «дух»), ежегодно совершающим разные проделки, в насмешку над людьми. А в раннем христианстве образ святочного эльфа связался со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, Старый Ник и святой Николай соединились, преобретя облик Санта-Клауса.

Позже Николай был канонизирован и теперь в христианском мире он известен как Святой Николай Угодник. В Православной церкви Святой Николай считается покровителем путешественников. Римская Католическая Церковь чтит Святого Николая как святого помогающего детям и беднякам. Святой Николай стал основным святым которому молятся за детей. 6 декабря - это именины Святого Николая.

Впрочем, Санта-Клаус - это не единственное, хотя и наиболее распространенное его имя. В Германии он Санта-Николаус (святой Николай), в Финляндии - Иолупукке, в Италии - Баббо Натале, во Франции - Пер Ноэль, в Норвегии - Юлетомте, в России - Дед Мороз и т.д. Но миссия у него одна - дарить детям подарки на Рождество.
Спутники Санта-Клауса

Вначале Санта передвигался пешком, а сопровождал его один эльф-помощник, одетый в зеленую одежду и колпак. Затем, в XIX веке писатель и поэт К. Мур озаботился проблемой их транспорта и придумал волшебные сани, запряженные белыми северными оленями. Позже количество эльфов-помощников Санты увеличилось, они помогают Санте управляться с подарками и непременно одеты в красные колпаки, доставшиеся им от предшественника.
Чулки над камином

По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

Этот символ был также введен в обиход К. Муром, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Но существует еще одна история об этом обычае.

Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне.

Дети всегда хотели знать откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Из этих вопросов выросла легенда о том, что Санта живет на северном Полюсе, там же где и располагается его склад подарков.

Но в 1925 году на Северном Полюсе еще не было пастбищ оленей и газеты сообщили, что Санта Клаус на самом деле живет в Финской Лапландии. "Дядюшка Маркус", Маркус Раутио, который вел популярнейшую передачу "Детский Час" на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском корватантуре - "Ушном холме"

Холм который расположен прямо на восточном побережье Финляндии напоминает уши кролика но на самом деле является ухом Санта Клауса, которым он слушает как ведут себя дети со всего мира. У Санты есть помощники, это группа эльфов, которые имеют собственную историю в Скандинавских легендах.

Санта Клаус – легендарный герой Рождества, добрый старичок, приносящий подарки детям на Рождество и Новый год . Как правило, его изображают веселым пухлым дедушкой с белой бородой, одетым в окаймленный белым красный кафтан. Он летает по воздуху на санях, полных игрушек и запряженных восьмеркой оленей. Говорят, что в Сочельник Санта (а также Святой Никола или Святой Ник) проникает в дома через трубу и кладет подарки под Рождественскую елку и в чулки всех детей, которые на протяжении года вели себя хорошо. Хотя привычный для нас образ Санта Клауса и является североамериканским изобретением XIX века, в нем все же заложены древние европейские корни, и это оказывает большое влияние на празднование Рождества во всем мире.

Происхождение легенды.

В истории Святой Никола впервые появляется в христианских легендах, в которых его боготворят за спасение выброшенных во время шторма моряков, покровительство детей и преподношение щедрых подарков бедным. Не смотря на то, что подлинность многих историй о Святом Николе сомнительна (рассказывают, например, как он однажды принес бедной семье мешок золота, закинув его через окно), легенда о нем распространилась по всей Европе, придав ему образ героя, преподносившего детям подарки. Христианский Святой Никола изменялся или превращался в разнообразные языческие образы, такие, как итальянский Бефана, или немецкая Берхта. Святого называли SanktNikolaus в Германии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Голландии. В этих странах Святой Никола иногда изображался скачущим по небу на коне. Представлялся он в мантии епископа и временами был в сопровождении Черного Петра – эльфа, который должен был шлепать непослушных детей. Празднование Дня Святого Николы – дня, когда люди обменивались между собой подарками, – обычно проходило 6 декабря. После Реформации немецкие протестанты признали почитание сына Христа и создали для него собственный день торжества – 25 декабря. Когда традиция широко распространилась, ее начали тесно связывать с Рождеством.

Американское происхождение.

Американский Санта Клаус получил свою вдохновляющую идею и имя из датской легенды о Sinter Klaas, которую привезли с собой основатели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Санта Клауса появилась в американской прессе в виде St. A Claus, а известный писатель Вашингтон Ирвинг стал первым, кто рассказал подробную историю о датском Святом Николе. В своей книге «История Нью-Йорка», опубликованной в 1809 году под псевдонимом Дидриха Кникербокера, Ирвинг описывал появление Святого на коне в сопровождении Черного Петра каждый год в канун праздника Дня Святого Николы. Этот датско-американский образ Святого Ника стал полностью национальным для американского народа в 1823 году после выхода поэмы Клемента Кларка Мура «A Visit From Saint Nicholas» больше известной как «The Night Before Christmas» («Ночь перед Рождеством»). Мур добавил такие подробности, как имена оленей, смех, кивки и подмигивание Санты, а также описал способ, с помощью которого Санта, словно эльф, возвращался обратно из трубы (истолкование Мур брал не из головы, а ссылаясь на работы Ирвинга 1809 года).