Армянский нос. Почему у армян большие носы? Внешность среднестатистического русского человека с точки зрения антропологии (7 фото)

При описании украинцев часто прибегают к старому привычному стереотипу — "черные брови, карие очи". Но если внимательно присмотреться, это клише давно устарело: среди наших соотечественников встречаются русые и темноволосые, кареглазые и светлоокие представители украинских земель. "Сегодня " с помощью антропологов и психологов выделила семь основных типов внешности украинцев и выяснила, какими чертами характера они обладают.

Как пояснил "Сегодня " доктор исторических наук по специальности "Этнология и антропология", ведущий научный сотрудник Института народоведения НАН Украины Сергей Сегеда , глобально все варианты украинской внешности относятся к одному большому антропологическому типу, который уже делится на несколько вариантов.

"Общий тип очень явно выражен на фоне европейских народов и называется "центральноукраинский", "украинский" или "поднепровский". Но под ними подразумевается одна и та же типичная внешность: круглая форма головы, преимущественно темные глаза и волосы, относительно широкое лицо и прямой нос. Такие черты характерны 60—70% жителей нашей страны. Тем не менее в этом общем типе существуют разные "оттенки" украинцев, четкие границы которых давно стерлись ", — объясняет Сегеда.

Кроме того, помимо внешних различий, эксперты говорят о разнообразии привычек. Как объяснили нам психологи, регион проживания в сочетании с историческим прошлым формирует разные черты характера.

"Тут сказываются и погодные условия, и география местности, — говорит психолог Сергей Стеблинский. — Например, много солнца и тепла делают местных жителей более радостными и эмоциональными на юге страны. А вот жители степной Украины легко относятся к переменам и склонны к переездам из-за проживания на равнине, где отсутствуют природные преграды. Если взять жителей Западной Украины, то можно сказать, что они более закаленные и стойкие. Горная местность формирует в них непримиримость и острое чувство справедливости. А вот украинцев с севера принято считать более хмурыми, рациональными и скептичными из-за холодного климата ".

ГДЕ ЖИВУТ. В старину такой тип украинцев исследователи чаще всего встречали в районе Северо-Западного Причерноморья, Нижнего Подднепровья и частично на Буковине. В современной же Украине — это Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская и частично Днепропетровская, Донецкая, Луганская области и северный Крым. Далекими родичами украинских южан считаются соседи молдаване, румыны и болгары.

КАК ВЫГЛЯДЯТ. Жителям южных регионов присуща чернявая внешность: темные волосы и глаза, четкий прямой нос, у мужчин густая борода, усы и волосы на грудию. Интересно, что по внешним признакам южные украинцы очень похожи на жителей Карпат, но они более высокие, с вытянутым лицом.

ИСТОРИЯ. Свой облик эти украинцы унаследовали от своих южноевропейских предков: ираноязычных скифо-сарматских племен, проживавших здесь еще до нашей эры, а также от туркоязычных кочевников времен Киевской Руси (например, протоболгары).
характер. Традиционно принято считать, что жители южных регионов Украины более радостные, оптимистичные и отличаются легким отношением к жизни. Эти черты характера они получили благодаря размеренной жизни у моря и теплому климату. К тому же психологи отмечают у южан острый ум и склонность к предпринимательству.

ГДЕ ЖИВУТ. Название этого типа говорит само за себя — наибольшее количество его носителей обитает именно в центральной части страны и составляет более 60% всех украинцев. Согласно первым исследованиям, центральные украинцы обитали в Средней Надднепрянщине, Подолье и Слобожанщине. Сегодня же их можно встретить в Киевской, Черкасской, Кировоградской, Полтавской, Сумской, Харьковской, частично Донецкой, Луганской и Днепропетровской областях.

КАК ВЫГЛЯДЯТ. Что касается внешних данных, то у центральных украинцев они в прямом смысле "средние": лицо среднего размера, круглая голова, некрупные скулы, глаза и лоб, относительно высокий рост, темноватые глаза и волосы. Но есть и исключения: в некоторых областях украинцы более темноволосые и черноглазые, а в других — с относительно плоским лицом.

ИСТОРИЯ. Усредненность во внешности антропологи объясняют просто: именно в Центральной Украине с древних времен пересекались пути и смешивалась кровь самых разных племен: от массивных днепро-донетчан эпохи неолита до утонченных трипольцев и от и ираноязычных скифов до местных прославянских народов. По сей день на Черкасчине или Полтавщине можно встретить потомков туркоязычных народов с плоскими лицом и опущенным верхним веком, а также потомков иранских племен с темными волосами и глазами.

ХАРАКТЕР. Психологи утверждают, что у центральных украинцев очень развиты воображение и фантазия, но вместе с тем они очень противоречивы. Им свойственны перепады настроения и самочувствия. Всему виной — равнинный регион обитания, из-за которого центральные украинцы имели мало преград и больше возможностей.

ГДЕ ЖИВУТ. Второй по величине антропологический тип центральных украинцев (к нему относятся менее 10% населения нашей страны), по более ранним исследованиям, обитал на стыке равнинной Галичины с западным Подольем. В современной Украине эти украинцы чаще всего встречаются в Хмельницкой, Винницкой и частично в Тернопольской областях.

КАК ВЫГЛЯДЯТ. Представители дунайского типа более других наделены европеоидными чертами: длинное узкое лицо, прямой и тонкий нос, русые волосы и темные глаза (от темно-серых до светло-карих). Генетические собратья этого типа украинцев встречаются сегодня среди поляков — на Холмщине и в Томашове.

ИСТОРИЯ. Представители Дунайского типа считаются потомками кельтских и фракийских племен. Этот тип сформировался в раннем бронзовом веке и распространился среди славян на западе современной Украины. Интересно, что этот тип лег в основу антропологических особенностей и других народов: поляков, австрийцев, немцев и даже словенцев.

ХАРАКТЕР. Как и другие представители Центральной Украины, "дунайцы" достаточно переменчивы, но вместе с тем очень своенравны и даже анархичны. При этом среди них много скептиков и индивидуалистов, потому в целом психологи приписывают им пессимистически-позитивное мировоззрение.

ГДЕ ЖИВУТ. Этот тип северян обосновался на землях древнего Полесья, Волыни Северной Галичины и охватывает около 10% украинцев. Ныне же современные представители этого типа проживают частично на Киевщине, в Волынской, Ровенской, Житомирской областях, а также в северных районах Львовщины и Тернопольщины.

КАК ВЫГЛЯДЯТ. Представители этого типа обладают достаточно светлым цветом волос, не слишком темными глазами и средним ростом. Таким украинцам присущи достаточно архаические черты лица: массивный подбородок и суровые брови, широкое и низкое лицо. Похожую внешность можно встретить в южной части Балтии, Беларуси и на западе России.

ИСТОРИЯ. Такую характерную внешность полесские украинцы получили благодаря древним связям своих предков с другими северными народами еще в эру мезолита и неолита.

ХАРАКТЕР. Эксперты отмечают, что украинцам полесского типа характерны достаточно активная жизненная позиция и хорошо развитое чувство эстетики. К тому же они считаются достаточно эмоциональными, динамичными, жизнерадостными и решительными.

ГДЕ ЖИВУТ. Этот крайне редкий для Украины антропологический тип встречается только на севере Черниговской области, а именно — в Репкинском районе. Его носителями являются лишь 0,5% украинцев. По мнению украинских антропологов, генетических собратьев верхнеднепровских украинцев можно встретить среди северных поляков и белорусов, мордовцев, западных жителей Республики Коми и некоторых групп эстонцев.

КАК ВЫГЛЯДЯТ. Основными отличиями верхнеднепровских украинцев являются очень светлые глаза и волосы (иногда встречаются даже рыжие), не характерные для других жителей Украины. От полесского типа он также отличается более узким лицом, без архаических черт, и довольно высоким ростом.

ИСТОРИЯ. Украинские антропологи называют верхнеднепровских украинцев осколком ильменско-днепровского типа, который был распространен на северо-западе европейской части РФ (возле истоков реки Днепр и озера Ильмень).

ХАРАКТЕР. Этому редкому типу украинцев психологи приписывают умеренную жизнерадостность и спокойный нрав. У них хорошо развито чувство прекрасного, стремление к гармонии с природой, которая ярко процветает на севере Украины.

ГДЕ ЖИВУТ. Этот тип украинцев антропологи часто называют восточным и относят к нему жителей горных регионов: Закарпатья, Гуцульщины, Прикарпатья и отдельных районов Буковины. На современной же карте Украины их можно встретить в Ивано-Франковской, Закарпатской, частично Черновицкой и Львовской областях, а также на Западной Тернопольщине (за исключением тех территорий, для которых характерен полесский тип). К нему относят около 6—7% украинцев.

КАК ВЫГЛЯДЯТ. Представители карпатского типа больше всех отличаются от типичного украинца: антропологи отмечают у них ярко выраженную круглую форму головы, узкое и высокое лицо, прямой лоб, невыразительное надбровье и часто выпуклый нос. Их цвет волос и глаз эксперты называют самым темным среди всех жителей Украины, а рост — очень низким. Подобную внешность можно встретить среди балканских народов: черногорцев, боснийцев, сербов, а также северных румын и словаков. Но существует и более светлый вариант карпатского типа: у его представителей волосы и глаза не столь темные. Такие украинцы встречаются в этом регионе Украины гораздо реже, и четкий ареал их обитания определить сложно — из-за плотного смешения с темным вариантом.

1. «У тебя такое еврейское лицо», - сказали однажды Букнику с любовью, и он немедленно забыл все те случаи, когда эту же фразу произносили с отвращением, смущением, сарказмом, враждебностью и даже брезгливостью. По лицу будешь узнан, а потом уже по делам, и никуда от этого не деться.

2. Узнавание еврея по лицу стало наукой. Узнавание еврея по лицу – врожденный навык некоторых народов, в частности, самих же евреев. Узнавание еврея по лицу – это народная забава, ибо известно, что еврей – вечно чужой, хотя может казаться бесконечно своим. И важно уметь его узнавать.

3. Искусство чтения лица – физиогномика – давно стало наукой. Если верить ей, глаза, нос, уши, рот - эти своеобразные антенны, которые двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг, и их форма, а также мимические морщины, многое могут сообщить о человеке. Получается, что крупные, широко открытые глаза того самого усредненного еврейского лица – признак непреходящей способности удивляться и взаимодействовать с окружающим миром. Про крупные уши – те же выводы, а вот крупный нос… Нет, не получается. Ни в одном из изученных нами текстов не говорится о том, что лица еврейской национальности каким-то особенным образом воспринимают запахи. Разве что тот самый общий средиземноморский предок передал нам привет вместе с крупным носом – благо пряностей и благовоний на Ближнем Востоке немало.

4. Другую версию, объясняющую особенности этнофизиогномики евреев, Букник услышал в школе от особо воинственно настроенного одноклассника. Тот всерьез защищал теорию о носах: мол, евреи умные потому, что всякие там носовые пазухи и прочие внутренние части носа homo sapiens у евреев вынесены в область выдающейся части шнобеля, и от этого места в голове (а, следовательно, пространства для мозга) остается больше. Букник никогда не верил в эту галиматью, но почему-то именно она и запоминается из детства, а не какая-нибудь там важная наука.

Мерил Стрип в роли раввина (Ангелы в Америке)

5. Нос, конечно, – это тема. В нацистской Германии проводились специальные занятия, лекции, семинары, на которых учили узнавать евреев. Вот как в учебнике для детей «Der Giftpilz», выпущенном антисемитом Рейха номер один Юлиусом Штрайхером , мальчиков и девочек учат определять евреев. (Мы тут приведем краткий пересказ этого текста , который объединяет почти все стереотипы.)

Сегодня в седьмом классе царит оживление: любимый учитель, герр Биркманн, говорит о евреях. Даже самый ленивый мальчик, Эмиль-храпун, не спит и внимательно слушает. Герр Биркманн знает о евреях из жизни и умеет излагать эти знания в доступной форме, поэтому любимое время детей – «еврейский час». Подходит момент, когда надо проверить, что выучили дети. Тянутся руки. Как мы узнаем еврея? "Мы можем узнать его по форме носа: он загибается на самом кончике и похож на цифру шесть. Мы так и называем этот признак – «еврейская шестерка». Он отличается от просто горбатого или орлиного носа тем, что похож именно на шестерку, - отвечают ученики. Мы можем его опознать и по губам – они обычно мясистые. И глаза его отличаются от наших – веки у них тяжелые, взгляд подозрительный и пронизывающий, сразу видно лживого человека. Ростом они невелики, от среднего до низкого, страдают плоскостопием, уши у них большие и торчат, как ручка у чашки. Волосы черные и курчавые, как у негра, а при разговоре они машут руками".
В конце урока дети дружно поют звонкими голосами: «С еврейского лица на нас смотрит сам дьявол» и радостно разбегаются.

6. Замечено, что среди ашкеназских евреев процент светловолосых людей ниже, чем у других жителей Северной Европы, а среди сефардов и мизрахов процент таких людей выше по сравнению с арабами и другими азиатскими группами. Светловолосых больше среди ашкеназов, среди сефардов их меньше, еще реже они встречаются среди мизрахов. До Холокоста среди германских евреев 30% были светловолосыми, среди английских – 25%, но среди итальянских – всего 5%. Исследования, проведенные в начале XX века, показали: среди ашкеназов (Галиция, Польша, Германия) светловолосых от 10 до 30% и рыжих – от 2% до 4%. Сефарды (Босния, Англия, Италия) - 10% блондины, 1% рыжие. Среди горских и дагестанских евреев – 2% блондинов и 2% рыжих. В России, Галиции и Польше наблюдалась самая высокая концентрация рыжих.


7. Статистически обработанные данные по 145 000 еврейским детям Австрии, Германии и Венгрии в дохолокостный период показали: 30% блондины, 55% шатены и 14% жгучие брюнеты. Рыжих – полпроцента.

8. Цвет глаз прабабушек и прадедушек ныне живущих евреев тоже подвергся статистической обработке в конце XIX века. Среди российских евреев светлоглазыми были 23%, среди австрийских – 27%, а среди ашкеназов, проживавших на территории Англии, – 11,1%.

9. Если покопаться в статистике, возможно, найдется объяснение еще одному клише – «у евреев чаще встречается сочетание темных волос и светлых глаз, чем у других народов».

10. В середине XX века в перуанском городе Кахамарка двое братьев Альваро и Сегундо Вильянуева Корреа en/Community.aspx?Name=The+Inca+Jews">решили обратиться в иудаизм . С них началась община, которая сформировалась к 1958 году. Члены этой общины, получившие имя Сыны Моисея (Бней Моше), строго соблюдали субботу, праздники и кашрут. Со временем эта группа выросла до 500 человек, и в народе их стали называть «инко-евреями». Сравнительно недавно они были признаны раввинатом, и многие из них переехали в Израиль. Интересно, как они там? Обжились? Если сильно не присматриваться, индейские черты лица отдаленно напоминают стереотип еврейского. В американских вестернах, пока не началась мода на коренные народы, индейцев поначалу играли как раз евреи или итальянцы . Вот и студенты Букника, обсуждая его национальность, однажды поспорили: один говорил, что он еврей, а другой – что майя.

11. Борода – тоже тема. И не только еврейская. В ХV веке жил кардинал Виссарион , обратившийся в католицизм из греческого православия и все пытавшийся объединить расколотые церкви. Был он популярен, и прочили ему папство, но борода, которую он носил по старой памяти, помешала. На одном из приемов в 1471 году, король Луи XI дернул его за бороду и наговорил грубостей. Виссарион расстроился и умер годом позже. Because of a beard, a papacy was lost. А теперь представим, как все кому не лень издевались над еврейскими бородами во все времена. И ведь были же они совсем не правы, ибо сказано: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев 19:27).

12. Евреи соблюдают именно этот завет. К тому же, борода и лидерство – вещи в культуре очевидно взаимосвязанные. Есть такая талмудическая история про раббана Гамлиэля II, духовного лидера, наси, в период после разрушения Храма. Настал в его жизни момент , когда был он отстранен от руководства за злоупотребление властью, а на смену ему прочили Элеазара бен Азарию, блистательного молодого раввина, потомка первосвященника Эзры. Но был тот молод и безбород, что стало серьезным препятствием для его назначения. Однако свершилось чудо: Элеазар проснулся как-то утром и увидел, что Бог дал ему длинную и, главное, седую бороду.

13. Так что борода стала важным культурным маркером. Но все же растительность на лице не всем евреям по вкусу, некоторые наши современники ищут и находят компромиссное решение между заветом и реальностью. Если нельзя именно брить, то есть срезать, значит, можно, например, депилировать кремом (тут правда, есть риск лишиться кожи лица). Далее, как это обычно бывает, спор переходит в область семантики выражений «срезать концы волос» и «разрушать/портить концы волос». Например, можно убирать растительность машинкой (тримминг можно, бритье нет): волоски на лице уничтожаются, но не до конца. Некоторые галахические власти запрещают электробритвы, другие считают, что прибор не так основательно, как станок, стрижет волос, а следовательно, не разрушает его полностью, и использовать электробритву можно. Не спрашивайте, где здесь логика, читайте литературу. Другое дело, что и Тора и Талмуд явственно дают понять: у еврейского мужчины должна быть борода. Ее потеря напрямую связана с потерей идентичности.

14. Однако христиане по-другому интерпретируют Писание. Возможно, Папа Григорий VII (1073-1085) ввел для католических священников правило бриться, дабы отличались они от иудейских и мусульманских коллег, но со временем это правило нашло более возвышенное объяснение в работах средневекового богослова Гилельма Дуранда (1237-1296), утверждавшего, что, состригая бороду, избавляемся мы от пороков и грехов, ибо сущность их поверхностная, и безбородость приближает человека к ангелам, которые вечно молоды. Вот и Иосифа побрили, прежде чем провести в покои фараона, ибо египтяне культивировали безбородость как признак молодости. Получается, что евреи вовсе не боятся показаться старше, ибо культивируют мудрость, неизбежно сопутствующую возрасту. Эх, кабы так оно и было…

15. Вот реконструкция израильского еврейского лица первого века нашей эры. Она была сделана для фильма "Би-би-си" «Сын Божий» - это версия Иисусова облика. А исследователь и документалист Джон Роумер в другом фильме - снятом для Discovery Channel «Семь чудес света» - обращает внимание на то, что традиционное изображение Иисуса может происходить от классического эллинистического изображения Зевса. Теперь соберем это все воедино и посмотрим на гипотетического представителя «еврейской национальности». Какие впечатления?

16. Изображений древних евреев не так уж и много. Букник наткнулся на две интерпретации одного из самых известных – процессии с фрески гробницы Хнумхотепа III из Бени-Хасана . «Группа из четырех еврейских женщин несет сурьму для подкрашивания глаз египетского принца. Эта фреска показывает нам, сколь велико отличие в одеждах египтян и евреев. Мы также видим, как сильно отличаются египетские и еврейские женщины в профиль: египтянки – красавицы, с идеальными носами, а еврейки – страхолюдины! – с горбатыми носами. Евреи вообще завидуют красоте других народов, так как у них лица, как у гномов (на это явное сходство никто еще не обращал внимания, потому что евреев боятся), огромные носы и мохнатые, как у йети, брови».

17. Удивительным образом другие видят в тех же росписях гробницы Хнумхотепа III источник знаний об искусстве и ремеслах евреев. «Тридцать семь торговцев и ремесленников с женами и детьми изображены на фреске внутри захоронения. Их одежды, прически и цвет кожи указывают на то, что они были из Ханаана». Художники тщательно вырисовали одеяния семитов, и это позволяет ученым установить, что ткани были изготовлены на станках, еще не известных в Египте, и окрашены в цвета, которые не применялись в Египте в тот период. Собственно, для нашей темы не столь важно, что многие прогрессивные технологии были привнесены в Египет семитами. Нам важен портрет дам, проживавших в Ханаане XIX века до нашей эры и увиденных глазами египетского художника. Они весьма привлекательны, и сходство с нашими современницами налицо.

18. Пчелы различают лица людей . Никто пока не понял, как они это делают. Причем узнают нужного человека, даже если его фотографию перевернуть.

19. Снайперские винтовки скоро будут различать лицо человека в прицеле, чтоб точно знать, стрелять или нет.

20. Привычка определять национальность человека по его внешнему виду не исчезнет никогда, ибо напрямую связана с выживанием и необходимостью классифицировать мир. Как и у животных с их навыками точной атрибуции особей разных видов. И только самые продвинутые из нас умеют вовремя вспомнить, как легко обмануть глаз и как мало эта классификация дает сердцу.


Усредненный портрет современных русских, полученный наложением тысяч фотографий и последующей компьютерной обработкой. Исочник: fresher.ru

Генетики опровергают расхожие теории о влиянии татаро-монгольского нашествия на «коренной» генофонд

Существует расхожее мнение, что русских как народа просто нет, и все они остались в преданиях старины глубокой, а в настоящее время страну населяют метисы тысячи и одной крови. И, естественно, ссылаются на то, что Русь 250 лет пробыла под монголо-татарским игом. На самом деле это не совсем так.

Кто наследил?

Надо сказать, что за последние десять лет генетика русских от Смоленска до Владивостока исследовалась весьма подробно. Огромный вклад в изучение вопроса внесли доктора биологических наук Елена Балановская и ее сын Олег Балановский . Монография Балановской «Русский генофонд на русской равнине» считается одним из фундаментальных трудов по данному вопросу.

Важные исследования провел руководитель лаборатории генетики Института биологических проблем севера, доктор биологических наук Борис Малярчук .

Ученые отмечают, что в русском геноме, при исследовании наследуемой по женской линии митохондриальной ДНК обнаруживается всего 2% монгольских признаков. Для сравнения, у поляков и чехов этот показатель составляет 1,5%. Изучение наследственности по мужской линии (так называемой Y-ДНК) и вовсе показывает, что монголоидная примесь составляет порядка 0,2–0,5% русского генома.

Исследователи прямо утверждают, что татаро-монгольское нашествие не оставило в геноме русских заметных следов. «Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и азиатским генофондом. Русский генофонд является самым восточным из типично европейских», – отмечают Белановские.

Согласен с ними и Малярчук: «Установлено, что в структурном отношении митохондриальные генофонды чехов и других славянских народов (русских, поляков, словенцев) практически не различаются».

Генетики обратили внимание, что частота монгольских маркеров в европейской части страны нарастает не с запада на восток, а с юга на север. Это натолкнуло их на предположение, что даже те восточные признаки, которые обнаруживаются в генах русских, связаны отнюдь не с нашествием XIII века, а с более ранними процессами смешения славян с финно-угорскими племенами, имевшими сходные с монголами признаки. В поддержку этого предположения говорит и сильная гетерогенность (разнородность) русского генетического кластера.

Реалии средневековой войны

Что же получается: никакого татаро-монгольского ига никогда не было? Неужели прав великий писатель-сказочник Лев Николаевич Гумилев , а его оппоненты, все эти скучные археологи и лишенные фантазии специалисты по летописям, облажались?

Нет, увы. Иго, к сожалению, было, и Русь действительно долгое время находилась в зависимости от Орды.

Проблема в том, что рассуждающие о генетических последствиях этого завоевания переносят на средневековье представления о войнах современного типа. При этом под «перемешиванием» подразумеваются два процесса: массовые изнасилования женщин в захваченных городах и перекрестные браки между завоевателями и покоренным населением в последующие годы.

Современному человеку бывает сложно представить нравы того времени. Однако они очень хорошо видны при изучении санитарных захоронений времен нашествия хана Батыя. В 2004 – 2005 годах экспедиция Института археологии РАН под руководством Аси Энговатовой исследовала массовые захоронения в историческом центре Ярославля.

Санитарное захоронение жителей Ярославля, погибших при нападении войска Батыя. Источник: rusproject.org

Ученые обнаружили, что мужское население было перебито на оборонительных валах и окраинах города. А вот женские и детские скелеты были массово обнаружены в ямах в центре поселения. Криминалистическая экспертиза показала, что большинство мужчин погибли от рубящих и дробящих ран, нанесенных в лицо, а большинство женщины были убиты стрелами.

Многие горожанки были ранены в спину – это говорит о том, что они пытались спастись бегством. Большинство детей погибли от ударов по голове; многих застрелили из луков, некоторых поднимали на копья (на позвоночниках и ребрах нескольких детских скелетов остались характерные повреждения).

В 2011 году аналогичное открытие было сделано в городе Владимире. При раскопках в центре города перед археологами предстала такая же картина. Останки людей, беспорядочно сваленные в колодцы и хозяйственные ямы, мужские костяки со следами двух-трех тяжелых ранений – русские воины дрались до последнего, – женские и детские скелеты с пробитыми головами.


Череп жительницы Владимира XIII века, убитой татарским воином. Источник: rusproject.org

В могилах ученые нашли не только фрагменты зимней одежды, но и большое количество женских украшений: завоевателей интересовало не обогащение, и уже тем более не сексуальные утехи. Верные заветам Чингисхана воины Батыя целенаправленно истребляли население непокорных городов.

Нетолерантная Московия

Что же касается смешанных браков, то и здесь у покорителей не получилось «наследить». Первые десятилетия после завоевания золотоордынские ханы пытались осуществлять прямой контроль над русскими городами.

Для этого в них поселялись сборщики налогов – баскаки, которых сопровождали небольшие отряды ордынцев. Однако эта практика оказалась неудачной. Русские Суздаля, Твери, Ярославля и Ростова систематически восставали, вырезая оккупационные отряды.

Орда неизменно отвечала карательными походами, в ходе которых население восставших княжеств уничтожалось так же безжалостно, как и при Батые. В общем, не задалось на Руси с ассимиляцией по болгарскому сценарию.

Позже, когда маятник истории качнулся в противоположную сторону, и уже Московское царство начало поглощать распавшуюся на отдельные ханства Орду, отношение к татарам было весьма и весьма негативным.

В отличие от Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (союзного польско-литовского государства), московские правители не разрешали вчерашним врагам селиться на своей территории компактными группами. От татарских перебежчиков требовали крещения и языковой ассимиляции. Говорящий факт: первая мечеть в Минске, который тогда находился под контролем Речи Посполитой, появилась в 1599 году, а в Москве – лишь в 1744-м.


Китаб – текст, записанный на белорусском языке арабскими буквами. Наследие массового переселения татар в Речь Посполитую.

На вопрос Правда что Армяне стали чёрными после геноцида? заданный автором Прослышать лучший ответ это Да, до этого блондинами были

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Правда что Армяне стали чёрными после геноцида?

Ответ от шеврон [гуру]
Чистый армянин-он голубоглазый, если чёрный-это примесь с турком, тоже самое и у грузин. По крайней мере, они сами мне это объясняли.


Ответ от Ответ+ вопрос! [гуру]
Не, там солнышко так пекет, что скоро будут желтенькие, места ох красивы е и жарко.


Ответ от Salosi [гуру]
армяне индоевропеицы пришедшие из индии в 6 веке до рож. ХРИСТА с какого бодуна они должны быть светлыми?


Ответ от Приспособленец [гуру]
турки их подпортили, а так они белые и пушистые)


Ответ от Lu Mai [гуру]
Мне лично без разницы черные они или белые...


Ответ от Анаит Гдлян [мастер]
Неправда, брехня это все. На самом деле мы и до геноцида были очень смуглыми, с ЧЕРНЫМИ глазами и волосами, не было никаких голубоглазых блондинов (и рыжих тоже). И что за стало бредом говорить, что черненькие армяне - это обязательно с турецкой примесью, большинство по-любому таковые и есть, так что ж, значит у всех турецкая кровь? Тогда как должны выглядеть настоящие армяне, как не черными и с темными волосами? Также что за стало такой манией у многих нравиться походить на европейцев или русских (славян) и доказать свою блондинистость, рыжесть и голубоглазость? Это все равно, что и африканцы начнут когда-нибудь доказывать, что они раньше были белыми и имели голубые глаза. А мы как раз от африканцев (негров) почти мало чем отличаемся внешне, у нас кожа тоже шоколадная и не белая. В конце концов у нас горный и очень сухой жаркий климат, солнышко нам светит в Армении очень яркое, нет дождей и ветров. А как известно, тип внешности зависит напрямую от климата, поэтому откуда нам и с нашим климатом может достаться северная (нордическая) европейская и тем более славянская внешность, если мы не славяне, а кавказцы. Поэтому геноцид с турками тут ни причем. Мы черные, темнокожие и так у нас и должно быть и это нормально. Никакие мы не белые и никогда ими не были и не будем и пора нам смириться с этим фактом и жить и принимать себя с внешностью, которую нам дал Бог, а не комплексовать, пытаясь отделаться от природной смуглости и выдумывать мифы о светлых армянских предках. Где бы не рождались армяне, к тому же в полностью армянской семье, даже если в России и в какой-нибудь северноевропейской стране, все равно родятся они темными. Очень мы похожи внешне и на жителей южной Европы и Латинской Америки - испанцев, итальянцев, бразильцев, аргентинцев, венесуэльцев, а также марокканцев и арабов.


Ответ от Џков Шамирян [новичек]
У меня голубые глпза Я блондин у меня много дркзей они рыжие светлые и мы чистокровные армяне не знаю почему некоторые темные


Ответ от Otto Skorzeny [новичек]
Нет, чистокровные выглядят по разному.


Каждая национальность имеет отличительные признаки внешности, характера, образа жизни. По ним узнают, кем является человек: русским, негром, китайцем, евреем. Представители последней нации имеют богатую историю и культурное наследие, живут во многих странах мира. Чтобы определить еврея, пригодятся описание, как он выглядит, знания об особенностях менталитета и образа жизни.

Как отличить еврея: характерные черты

Известны способы, как определить и распознать в человеке принадлежность к рассматриваемой нации. Легкий - спросить об этом. Евреи часто гордятся национальностью и не скрывают происхождения. Об этом может сказать фамилия человека и даже его характер. Также методом определения еврейской принадлежности выступает распознавание нации по особенностям внешности.

Форма головы

Для установления национальности человека целесообразно обратить внимание на череп, тип лица.

Главный признак еврея - несимметричность головы, в отличие от славяно-руса, у которого овал четко выраженной овальной формы. У последнего это создает ощущение надежной, крепкой посадки.

У евреев голова часто вытянутой формы, овал лица удлинен, как на фото актера Николаса Кейджа.

Несимметричностью обусловлены виды черепов, какие бывают у евреев, помимо вытянутого: грушевидного, круглого, сдавленного. Характерен скошенный затылок, наблюдать который можно на фото виолончелиста, пианиста и дирижера Мстислава Ростроповича.

В этом случае профиль человека четко показывает плоский участок, слегка наклоненный назад.

Круглая голова у еврея не редкость, при этом она вдавлена в плечи по причине короткой шеи. На фото изображен юморист Михаил Жванецкий.

Эта особенность часто сочетается с малым ростом и лишним весом человека.

Еще одной характеристикой формы головы еврея выступает скошенный лоб, визуально отклоненный назад. Фотография Юрия Никулина показывает этот антропологический признак.

Нос

Способ, как определить национальность по внешности - обратить внимание на нос человека. Выделяют разновидности типичных еврейских носов: широкий, в форме капли, удлиненный.

Знаменитый «шнобель» загибается у основания, напоминает крючок, при этом крылья приподняты. Такая форма образует цифру 6, поэтому в антропологии нос получил название «еврейской шестерки».

Признак прослеживается на фото актера Эдриана Броуди.

У нацистов в Германии эта характеристика носа считалась главной, как узнать семитскую внешность. В немецких школах проводились специальные занятия, где детям рассказывали признаки еврейской нации.

Однако и у русских встречается такая форма носа (у Гоголя, Некрасова), поэтому судить о национальной принадлежности только по одной внешней особенности не следует.

Для евреев характерен удлиненный тонкий нос, кончик которого уходит далеко вниз за линию крыльев, чем отличается от классической формы славян. Признак ярко заметен на фото музыканта Леонида Агутина.

У еврея Зиновия Гердта присутствует нос-капля. Такой форме характерны широкий кончик и вытянутость вниз.

Вздернутый выше кромки ноздрей еврейский нос представлен на фото актера Алексея Баталова.

Глаза

Понять, что человек принадлежит к еврейской национальности, можно по глазам. Характерной особенностью выступает их выпуклость, как на фото предпринимателя Романа Абрамовича.

При закрывании глаз тяжелые веки представлены, как часть шара - это способ, как немцы определяли евреев. Отличали их также по пронизывающему взгляду «лживого человека». Кратко и доступно признаки перечислялись в пособии для детей, звучащем по-немецки «Der Giftpilz», который создал Юлиус Штрайхер.

Считается, что у евреев слабое зрение: они чаще других народов страдают дальтонизмом и носят очки.

Характерно близкое расположение глаз, возможно врожденное косоглазие.

Цвет преимущественно темный, но присутствуют и другие оттенки, например, голубой. Встречаются среди евреев голубоглазые брюнеты.

Уши

Яркий признак еврейской национальности - слабовыраженная, сросшаяся мочка уха.

Форма раковины различна, контуры нижней половины часто несимметричны верхней.

Славянское ухо прижимается к боковой части головы серединой. Еврейское же - приросшее нижней и верхней областью, как видно на фотографии Владимира Жириновского.

Иногда кажется, что раковины снизу отходят практически из шеи, их называют «сайгачьи уши».

Волосы и борода

Среди представителей нации встречается разнообразие оттенков волос: от светлых до черных. Свойственны кудрявые, волнистые пряди. Еврейской национальности характерен темный цвет волос: от каштанового до черного.

Однако блондины не редкость. Светловолосых больше среди ашкеназов (германоязычные европейские евреи), чем среди других типов.

Возможны и рыжие, преимущественно это польские евреи и представители нации в России.

Элементом прически выступают пейсы - отращенные пряди на висках. Они необязательны, но наряду с бородой и бакенбардами считаются обычаем, традицией еврейской культуры.

Если человек лысый, в качестве пейсов используют накладные пряди, прикрепленные к головному убору.

Рот

Особенность строения рта у евреев заключается в чрезмерном обнажении десен при улыбке, как у Андрея Макаревича.

Отмечается подвижность губ, их несимметричность во время разговора.

Для представителей нации характерен неровный зубной ряд. В сравнении со славянами, у которых он плотный, у евреев отмечается асимметрия зубов, их некоторая редкость, как на фото Евгения Евстигнеева.

Фамилия и имя

Способ, как узнать, есть ли еврейские корни, заключается в анализе фамилии и имени человека. Однако использовать метод как основополагающий не стоит.

Характерные окончания еврейских фамилий:

  • на «-ман» (Либерман, Гусман);
  • на «-ер» (Штиллер, Познер);
  • на «-ц» (Кац, Шац);
  • на «-он» (Гордон, Кобзон);
  • на «-ик» (Ярмольник, Олейник);
  • на «-ий» (Вишневский, Разумовский).

Но их носителями бывают люди разного происхождения. Возможны окончания, сходные со славянскими (Соловьев). Известно происхождение еврейской фамилии от мужских и женских имен (Абрамович, Якубович, Рубинчик).

Покидая Польшу, многие евреи меняли фамилию, в зависимости, откуда они родом- Высоцкий (поселок Высоцк), Днепровский, Невский и так далее.

Большое разнообразие отмечается в именах. Истинные еврейские (Даниил, Лев, Илья, Яков, Дина, София) часто носят представители русской национальности.

Как выглядит еврейка

Еврейских девушек путают с представительницами других наций, кавказской или средиземноморской.

Отличительные признаки сходны с таковыми у мужчин, но выражены мягче.

Чистокровная еврейка среднего и пожилого возраста обычно представляется женщиной с выдающимися формами, громким голосом и именем Розочка, Сарочка и так далее.

Представительница нации считается заботливой женой и трепетной мамой, чрезмерно опекающей детей. Однако отмечают небрежность женщин в быту, одежде и внешнем виде, специфический запах от тела. Выделяют грубоватые манеры молодых и старых евреек, которым свойственна крикливость. Из-за небрежности от них нередко пахнет табаком, потом.

Лицо

Портрет еврейской женщины, как и мужчины, обладает характерными национальными чертами. Волосы преимущественно темные. Нос крупный, удлиненный или с горбинкой, пухлые губы.

Внимания заслуживают красивые глаза: слегка выпуклые, яркие и выразительные.

В них отображается вечная печаль, тревога и беспокойство.

Щеки иногда пухлые, что отмечается с детства и сохраняется у молодых девочек и парней. Некоторые источники причиной называют чрезмерный перекорм детей и гиперопеку.

Еврейские традиции включают покрытие волос в публичных местах или в присутствии постороннего мужчины.

Однако сегодня обычай соблюдается редко, только в строго ортодоксальных кругах.

Фигура

Генетической особенностью строения тела считаются широкие бедра и узкие плечи, полные ноги.

Евреечки преимущественно обладают пышными и чувственными формами, но встречаются и противоположные типы фигур.

Таким женщинам характерны узкая кость, смуглость, тонкая восточная красота.

С возрастом фигура часто портится, чрезмерно толстые еврейки - распространенное явление. Среди причин выделяют роды, поскольку в семье считается нормальным иметь 4-5 детей, что отражается на внешнем виде тела.

Обрезание

Специфическим способом, как проверить еврейство, является установление целостности крайней плоти полового органа мужчины.

На самом деле обрезание не только иудейский обряд, но и мусульманский. Отличие заключается в том, что в последнем случае крайняя плоть отсутствует. У иудеев показано делать процедуру частично, область обрезали только сверху.

Считается, что манипуляции у евреев вызывали постепенное формирование загиба вверх полового органа и приобретение им крючкообразного вида.

Особенности и правила жизни

Непростая история евреев обосновывает, почему у них так долго не было своего государства, что наложило отпечаток на их развитие и образ жизни. В древности они пребывали под гнетом египтян, располагаясь на подконтрольной им земле. После захвата Иудеи Римом, евреи окончательно изгнаны латинскими язычниками и вынуждены распространиться по миру, начав двухтысячелетние скитания.

Нация, существовавшая более 2 тысяч лет без собственного государства, сейчас распространена практически везде. Место, где больше всего живет ее представителей, Израиль (43%), 39% приходится на Соединенные Штаты Америки, оставшаяся доля - на другие государства. В настоящее время число, сколько евреев живет на земле, составляет 16,5 миллиона.

Сложен вопрос, к какой расе относятся евреи, поскольку они соединили в себе черты различных народов, какие с ними соприкасались, что также отразилось на внешних признаках нации. По антропологическому типу их причисляют к европеоидам индо-средиземноморской расы.

Нация включает полукровок (смешение с русскими, поляками и полячками и так далее), при этом истинным представителем считается человек с еврейскими корнями по матери. Чтобы узнать, есть ли они, можно обратиться в специальную службу, которая проведет поиск в архивах и определит родство. Для получения наследства, переезда в Израиль, вступления в сообщество и так далее доказывают наличие в роду евреев до третьего колена (максимум бабушка и дедушка).

Своеобразное поведение представителей нации выступает признаком принадлежности к ней. Выделяют такие качества евреев, как самоуверенность, чувство собственного достоинства, гордости. Психология объединяет их в понятие «хуцпа». Плохи и опасны евреи по мнению общественности, считающей их жадными, скупыми, эгоистичными, грубыми.

Интересным фактом является то, как евреи узнают друг друга. Они называют признак «скорбь в глазах». Счастливый взгляд им не характерен.

Евреи - единственный народ, кто сумел сохранить обособленность, культуру, религию, несмотря на страшную историю. Возможно, они добились этого тем, что считают себя лучше других, живут по установленным правилам, почему и не привлекают в свое сообщество окружающих.

Однако пройдя обряд «гиюр» можно стать евреем даже, если ты не еврей. Для этого требуется согласие 3 раввинов, запомнить 613 заповедей, обучиться религиозному канону, произнести присягу, мужчинам показано обрезание.

Правила, которые соблюдают настоящие евреи, описаны в книге Торы: что едят и пьют (кошерную пищу и напитки), пользуются отдельной посудой, когда не работают (в Шабат) и так далее.

Еврейскую кровь выдают особенности голосового тембра: высокий у мужчин и низкий у женщин среднего и старшего возраста. В конце предложений характерен рост тональности. К признакам относят старческий, дребезжащий голос, который сохраняется с детства и до конца жизни. Однако такая особенность не мешает евреям петь и поражать окружающих талантом. Примером тому служит Тамара Гвердцители.

Важной особенностью называют факт, что евреи долго живут. Средняя продолжительность жизни составляет 82 года. Причинами выступают развитая медицина, благоприятные социальные условия. Однако сами представители нации обусловливают долгожительство теплыми дружескими отношениями, любовью и согласием в семье.

Евреи считаются хитрым и сообразительным народом. Повсеместно пишут и рассказывают истории, анекдоты про их ум и изобретательность. Это объясняет и то, почему 3 этаж называют еврейским. Он удобен в плане жизни: невысоко подниматься, удален от крыши. Термин появился еще в СССР и актуален для пятиэтажек. В какой-то мере он раскрывает суть еврейства.

Представители нации отличаются незаурядным умом и творческими способностями, среди них встречаются политические деятели, музыканты, актеры и так далее.

Этим обусловлено общественное мнение, что махрового еврея не обмануть и не победить. На фото представлена молодая, но уже известная журналистка и политолог Фридрихсон Надана Александровна.

Для отношений русских и евреев были характерны взаимная нелюбовь, первые называют последних презрительно жидами. Однако сейчас между представителями нации отсутствует напряженность, отмечается тенденция к лучшему.

Распространенные заблуждения

Об еврейской нации ходят слухи, домыслы, предположения. Однако далеко не все из них являются правдой.

  • Евреем становится только рожденный еврейкой . Утверждение ошибочно, поскольку не еврей, пройдя обряд «гиюр», признается членом сообщества.
  • Представители нации имеют огромный нос, пухлые губы и черные глаза. На самом деле встречаются светловолосые или рыжие евреи с тонким носом.
  • Косвенным признаком евреев считают то, что они картавят. Это связано с гортанным произношением буквы «р», почему и воспринимается как дефект речи. Однако большинство из них говорит правильно и четко, а картавость свойственна людям и других национальностей.
  • Евреи распяли Иисуса Христа. Совершили это римляне. Евреи донесли на сына Божия, а также не помешали казни.
  • У евреек самая большая грудь. Утверждение обусловлено особенностями фигуры женщин, но согласно исследованиям, первенство принадлежит жительницам Великобритании.
  • У евреев самый длинный нос . Однако более выдающиеся размеры органа обоняния зафиксированы у турков.
  • Еврейский язык идиш . Их языки иврит и арамейский. Идиш - форма диалектного языка, характерная для ашкеназов.