Краткая характеристика евгения базарова. Образ евгения базарова

«Ковыль» Иван Бунин

Что шумит-звенит перед зарею?

Холодеет ночь перед зарею,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.
Опускаясь низко над полями,
По курганам, по могилам сонным.
Нависает в темных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился…
Что шумит-звенит перед зарею?
Что колышет ветер в темном поле?
Холодеет ночь перед зарею,
Серой мглой подернулися балки…
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли, старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?

Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.
Шумит трава дремотно и лениво.
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях.
Да день от туч кочующих темнеет.
А путь бежит… не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах
В глухую ночь в яругах волки выли,
А днем орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
— Гей, отзовись, степной орел седой!
Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!
…Безмолвна степь. Один ковыль сонливый
Шуршит, склоняясь ровной чередой…

Анализ стихотворения Бунина «Ковыль»

Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и «Словом о полку Игореве» задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального тона «Слова» в свое стихотворение, дополняя его размышлениями. Фраза из эпиграфа в переводе Майкова повторяется в тексте «Ковыля».

Произведение состоит из двух частей: первая из них стилизована под «Слово» и погружена в средневековую эпоху, вторая написана по принципам современного стихосложения и отделена от событий прошлого столетиями.

Узнаваемый тонический стих, риторические вопросы, олицетворения, синтаксические анафоры и параллельные конструкции, постоянные эпитеты - комбинация художественных средств первой части порождает иллюзию «старинной были», созданной древним автором. Изображая предутренние сумерки, поэт наполняет их неясными звуками, туманом, холодом. Визуальные, звуковые и даже осязательные образы передают душевное смятение героя.

Интонации второй части более спокойны: пейзажная зарисовка сменяется неторопливыми раздумьями, отодвигая мотив тревожных предчувствий на второй план.

Лексические доминанты одинаковы для обеих частей стихотворения. Заря и тьма, поле и травы, ветер и дорога, орлы и волки - эти образы перекликаются с художественным миром «Слова». В пространстве поэтического текста особо выделяется символический образ степи - безмолвной, дремотной и загадочной. С ним связаны мотивы неизвестности, скрытой угрозы и смерти.

Тема потаенного - самостоятельная, не связанная с идейным содержанием «Слова». Таинственная атмосфера усиливается настойчивыми риторическими вопросами, которые в финале перерастают в восклицания. Природа не откликается на просьбы героя, храня многозначительное молчание.

Образ «ковыля сонного», завершающий первую часть и концовку стихотворения, символизирует вечное и неизменное Всебытие, венчающее бунинскую философию.

Вторая важная тема, развивающаяся вне контекста «Слова», - мотив памяти. Лирический герой пытается отыскать следы далекой битвы среди «тоскующих полей», желая приобщиться к духовному опыту предков и прикоснуться к непостижимому.

Баланс между традицией и творческим поиском поддерживается и на лексическом уровне. Показательны фразы, в которых одно определение относится к постоянным эпитетам, а другое - к авторским находкам: «ветер буйный и тоскливый».

Пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви к родному краю, как и во многих работах именитого поэта. Однако же не на последнем месте тема изменений в стране. Есенин ясно дает понять, что эти события тревожат его, но любимую Родину он будет любить всегда, независимо от того, что происходит.

Такая нежная любовь присутствует в стихотворении Сергея Есенина. За что любят многие стихи его, так это за ясный смысл, простой язык, они легко читаются и учатся. Это произведение относится как раз к таким. Все лежит на поверхности, не нужно особо вдумываться, чтобы понять смысл стихотворения, однако совершенно четкая позиция и последовательность мыслей присутствует тоже.

В первой строфе автор пишет о том, что ни одна другая земля никогда не сможет так радовать его сердце, как Родина. Пояснение этому Есенин приводит во второй строфе, где говорится о том, что, несмотря на все невзгоды, «хорошо живется на Руси». А вот в следующих строфах уже присутствует тема проблем в государстве. «Плачут вербы, шепчут тополя» -Родина терпит несчастья, и ничто не заставит народ разлюбить ее. Свою позицию поэт ясно выражает в следующем четверостишье: новая жизнь коснулась и Есенина, но душа его не изменится и отношение к земле родной тоже.

Заканчивает автор произведение словами, которые не могут не задеть любое сердце, ведь он пишет о том, что его теснят изменения в стране, но он хочет умереть в Отчизне, так же любя ее за все, как раньше.
Пожалуй, в работах Сергея Есенина всегда своя атмосфера, которая наполняет сердце теплом и спокойствием. Стихотворения будто плавно сами текут, донося смысл до читателя.

Анализ стихотворения Спит ковыль по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы Маяковского Во весь голос

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.

  • Анализ стихотворения Никитина Поле

    Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство

  • Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)

    Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего

  • Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

    После прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная детал

  • Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома

    Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

Галихина Ольга 11 «А»

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль…» 1925.
С. А Есенин является представителем имажинизма. Поэт раскрывает нам прелесть родного края через образы своих впечатлений. Данное произведение Есенина проникнуто чувством любви к Родине. Авторне представляет своей жизни без полей, лугов и лесов, которые согревают его душу. Природа для Есенина – это божественный храм. Стихотворение пронизано чувством грусти, сожаления. До смерти остается пол года. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Первое четверостишие проникнуто чувством теплоты и любви к родине, и чтобы это подчеркнуть Есенин использует в первых двух предложениях слова «Равнина» и «родина». Следующая строфа пронизана размышлениями лирического героя о «участи» русского народа. С третьего четверостишия начинается описание родных мест: «Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя ». В последних строфах повествуется о серьёзных переменах, произошедших в общественной жизни, но эти изменения не отразились на чувстве поэта к родине. С 1924 года Есенин пересматривает свое отношение к Руси советской. Поэт бунтарского склада, он открыто противопоставляет себя Системе с её требованиями безоговорочного подчинения художника власти. Словами «свирепствуя и мучаясь», автор подчеркивает недовольство общества правительством. «Как чужая юность брызжет новью» - поэт воспринимает появление новой общественной жизни как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, а остаётся в своём прежнем мире. Обычно «брызжет» мы понимаем, как окроплять, спрыскивать, опрыскивать кого или что-нибудь. В стихотворении же Есенин вкладывает другой смысл в это слово- возрождение, можно подобрать синоним «сияет новью».Данное стихотворение как начинается признанием в любви к родине, так и заканчивается им. Да, действительно, можно сказать, что в этой необъятной любви к людям и природе – весь Есенин. Всё творчество поэта представляет собой единое целое - лирический роман, главным героем которого является образ Поэта. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина»,«луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина»,«полынь», «окрик», «изголовью»).Есенин использует инверсию «Спит ковыль. Равнина дорогая», олицетворение для придания свойств живого «Спит ковыль», «Плачут вербы, шепчут тополя».Для придания стихотворению насыщенности поэт использует эпитеты «свинцовой свежести», «Свет луны, таинственный и длинный», «окрик журавлиный», «чужая юность». Стихотворение мне понравилось. Оно привлекает меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природ. Стихотворение написано незадолго до смерти поэта. Есенин как будто чувствовал свою кончину, упоминая в последних строках о смерти « Дайте мне на родине любимой, всё любя, спокойно умереть!» Поэт умело сочетает в своих произведениях лиризм и описательность с преобладанием выражения чувств лирического героя. Природа для Есенина – это не только тема, образ, но и главный источник художественных средств для раскрытия иных тем (родины, революции).

Галихина Ольга 11 «А»

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль…» 1925.

С. А Есенин является представителем имажинизма. Поэт раскрывает нам прелесть родного края через образы своих впечатлений. Данное произведение Есенина проникнуто чувством любви к Родине. Автор

не представляет своей жизни без полей, лугов и лесов, которые согревают его душу. Природа для Есенина – это божественный храм. Стихотворение пронизано чувством грусти, сожаления. До смерти остается пол года. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Первое четверостишие проникнуто чувством теплоты и любви к родине, и чтобы это подчеркнуть Есенин использует в первых двух предложениях слова «Равнина» и «родина». Следующая строфа пронизана размышлениями лирического героя о «участи» русского народа. С третьего четверостишия начинается описание родных мест: «Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя ». В последних строфах повествуется о серьёзных переменах, произошедших в общественной жизни, но эти изменения не отразились на чувстве поэта к родине. С 1924 года Есенин пересматривает свое отношение к Руси советской. Поэт бунтарского склада, он открыто противопоставляет себя Системе с её требованиями безоговорочного подчинения художника власти. Словами «свирепствуя и мучаясь», автор подчеркивает недовольство общества правительством. «Как чужая юность брызжет новью» - поэт воспринимает появление новой общественной жизни как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, а остаётся в своём прежнем мире. Обычно «брызжет» мы понимаем, как окроплять, спрыскивать, опрыскивать кого или что-нибудь. В стихотворении же Есенин вкладывает другой смысл в это слово- возрождение, можно подобрать синоним «сияет новью».Данное стихотворение как начинается признанием в любви к родине, так и заканчивается им. Да, действительно, можно сказать, что в этой необъятной любви к людям и природе – весь Есенин. Всё творчество поэта представляет собой единое целое - лирический роман, главным героем которого является образ Поэта. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина»,«луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина»,«полынь», «окрик», «изголовью»).Есенин использует инверсию «Спит ковыль. Равнина дорогая», олицетворение для придания свойств живого «Спит ковыль», «Плачут вербы, шепчут тополя».Для придания стихотворению насыщенности поэт использует эпитеты «свинцовой свежести», «Свет луны, таинственный и длинный», «окрик журавлиный», «чужая юность». Стихотворение мне понравилось. Оно привлекает меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природ. Стихотворение написано незадолго до смерти поэта. Есенин как будто чувствовал свою кончину, упоминая в последних строках о смерти « Дайте мне на родине любимой, всё любя, спокойно умереть!» Поэт умело сочетает в своих произведениях лиризм и описательность с преобладанием выражения чувств лирического героя. Природа для Есенина – это не только тема, образ, но и главный источник художественных средств для раскрытия иных тем (родины, революции).

ОТЦЫ И ДЕТИ

(Роман, 1862)

Базаров Евгений Васильевич главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Б. опять возвращается домой и вскоре погибает.

Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Б. выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс «нигилист» одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Б. считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И все это не только идеи, перед читателем человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит.

В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Б. легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что «нигилизм» глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в «Отцах и детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную «мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Б. исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист» предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.