Конспект урока на тему "пословицы и поговорки".

Тексты окружают нас повсюду. Текст – это понятие одновременно философское и лингвистическое, общее и частное. Но в повседневной жизни большинство людей сталкивается именно с лингвистической ипостасью текста, то есть некой последовательностью символов, связанных общим смыслом, целью и формой. В такой трактовке тексты были и остаются незаменимым источником информации обо всем в мире, от кулинарных рецептов до основных положений теории струн. Первые тексты в нашей жизни были нами услышаны, затем мы сами научились произносить их простейшие образцы. И не задумывались над сложностью той системы, пока не пошли в школу и не узнали, что тексты можно также читать, записывать и анализировать.

Поскольку текст – система действительно сложная и даже многозадачная, то и разнообразных процессов, связанных с ними и основанных на них, существует немало. С некоторыми из них сталкиваются ученики средней школы, когда проходят обязательную программу по изучению русского языка. В рамках освоения рубрикации текста. Ценность этого навыка трудно переоценить, ведь он позволяет лучше понимать и запоминать даже большие массивы информации, содержание книжных параграфов, литературных произведений, конспектов лекций, да и просто структурирует и организует мыслительный процесс. Поэтому и школьникам, и их родителям будет очень полезно научиться составлять тезисный план текста.

Что такое тезисный план
Тезисный план текста – это только один из существующих видов его структурирования. Он основан на том, что каждый связный текст имеет определенное строение, а его части логично связаны между собой по смыслу. При этом каждая часть несет в себе выражение мысли, дополняющей общий смысл текста, но позволяющей разделить его на смысловые подразделы. Эта смысловая основа текста – и есть база для составления тезисного плана. Состоит он, соответственно, из тезисов – то есть лаконичных фраз, в сжатой форме формулирующих основную идею каждой части текста.

Как правило, авторы текстов уже оставили своеобразную подсказку тем, кому впоследствии придется делить их произведение на части. Потому что в грамотно написанном тексте абзацы содержат собственные положения, и тезисы с ними совпадают. Другими словами, достаточно понять, о чем говорится в каждой отдельной части текста, чтобы вывести тезис из этой части. Но как быть, если смысловая основа текста структурирована не очень четко? Если одна и та же мысль встречается в тексте несколько раз в разных его частях или сформулирована неоднозначно? В таком случае на помощь придут другие типы планов, самые распространенные среди которых:

  • вопросный;
  • цитатный;
  • назывной (простой и сложный).
Любой из этих видов планов помогает упорядочить информацию, изложенную в тексте, и использует ее в качестве основы для его краткого изложения. Но ни один план не помогает так же хорошо зафиксировать в памяти и усвоить ее нюансы. Поэтому, если перед вами или вашим ребенком/учеником стоит задача подготовиться к выступлению, запомнить подробности речи, лекции, реферата или статьи, то лучшего способа, чем составление тезисного плана, не придумать. Но для того, чтобы он действительно помог, а не сбил с толку, нужно составить его правильно.

Правила составления тезисного плана текста
Тезисы, как основная смысловая составляющая текста, не однородны по своей сути и значению для передачи информации. Выделяют оригинальные и вторичные тезисы. Если речь идет о выполнении школьного задания или подготовке к публичному выступлению, вторичными тезисами можно пренебречь и сконцентрировать свое внимание на оригинальных, потому что именно они играют роль опорной схемы для восстановления в памяти основных идей текста и их развития в логичной последовательности. Приступая к составлению тезисного плана текста, для получения оптимального (то есть лаконичного, но содержательного) результата, следуйте таким рекомендациям:

  1. Не спеша прочитайте текст. Возможно, вам понадобится несколько прочтений, чтобы вникнуть во все особенности его содержания и формы.
  2. Мысленно ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Затем определите не только основную мысль всего текста, но и те логические «ступени», которыми автор текста подвел читателя к итоговой идее.
  3. Соотнесите эти последовательные мысли со структурными частями текста. Если он записан в черновике или электронном документе, можете даже пометить каждую из них, указав ее рядом с соответствующим предложением и/или абзацем.
  4. Эти отдельные мысли – основа тезисов. Убедитесь, что все они отличаются между собой по содержанию и не повторяют друг друга.
  5. Закройте глаза или спрячьте написанный текст, а затем каждую отдельную мысль мысленно переформулируйте своими словами. Ваша задача – сказать о ее основном содержании, избавляясь от неважных мелочей и деталей, не несущих основного содержания. Сократите художественные, «декоративные» элементы, оставив лишь значимые, без которых мысль потеряется.
  6. Таким образом, вы уже сделали львиную долю работы: вычленили и сформулировали тезисы. Если их можно сократить без потери смысла – сделайте это. Если они и так уже содержат только суть – переходите к оформлению плана.
  7. В отличие от других типов плана, тезисный план не требует создания специального заголовка для каждого пункта: ими и так являются сформулированные тезисы. Запишите их последовательно в том же порядке, в котором они расположены в авторском тексте, не нарушая его.
  8. В отдельных случаях допустимо изменить порядок следования тезисов, если это оправдано развитием сюжета (например, несколько параллельных сюжетных линий) или помогает вам лучше ориентироваться в содержании.
  9. После записи тезисов и их нумерации закройте исходный текст и на некоторое время отвлекитесь, займитесь другим делом и не думайте о плане. Затем перечитайте его и попробуйте с его помощью восстановить содержание исходного текста. Лучше всего делать это на следующий день, после ночного отдыха.
  10. Если содержание, логика доводов и идея авторского текста легко воспроизводится с помощью вашего тезисного плана – то вас можно поздравить. Он составлен правильно и позволит вам складно выступить перед аудиторией и/или получить отличную оценку на уроке!
Легче всего составить тезисный план простого текста, разделенного на небольшие абзацы. В некоторых случаях, с учетом сложной авторской подачи информации в тексте, один абзац может содержать две и больше идей. Тогда задачей составителя тезисного плана становится внимательное отслеживание и выделение каждой из них, потому что пропуск даже одного звена в логике повествования нарушает построение всего сюжета. При необходимости, каждый тезис можно разделить на подтезисы – иногда такая тактика позволяет быстрее справиться с заданием. Но в большинстве случаев, когда речь идет о классной или домашней работе, бывает достаточно понять, о чем идет речь в тексте, и сформулировать положения, в которых заключены его ключевые мысли.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторить малые жанры фольклора;
  • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
  • показать сходство и различие двух жанровых форм;
  • развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
  • воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.

III. Актуализация

– Что такое фольклор?
– Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
– В чём их своеобразие?

Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.

– Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

IV. Презентация «Малые жанры фольклора»

1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)

4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)

5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)

6. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)

7) Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (Пестушка)

9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (Приговорка)

10) На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

11) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)

12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)

13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

V. Слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
– Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)
– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

VI. Работа с учебником

– А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
– Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

VII. Сравнительный анализ

– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

VIII Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Цени по заслугам, а не по услугам.
  • Семеро по лавкам.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Седьмая вода на киселе.

IX. Работа по учебникам, стр. 13-14

– Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

X. Подведение итогов урока

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

XI. Оценки

XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.

01.02.2012 50898 2340

Урок 4 Пословицы и поговорки

Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

План: Определение жанра. Собрание, издание и изучение. Тематика и содержание. Художественные особенности. Литература: Лазутин С. Г. «Метафора в загадках» , М. , 1981 г. Митрофанова В. В. «Русские народные загадки» , Л. , 1978 г. «Русский фольклор» , М. , «Художественная литература» , 1985 г. «Детская литература» Ключевые слова: содержание, художественная форма, иносказательный характер, мифология, народная наука, жанр, поэтический стиль, олицетворение, сопоставление, метафора, ритм, рифма, былины, сказки, рукописные издания.

ЗАГАДКИ Загадки относятся к малым жанрам русского фольклора. У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора. Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять» . Отсюда и произошло слово «загадка» . В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Загадываемый предмет, как правило, не называется, а вместо него даётся его метафорический эквивалент. Составить загадку - значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот разгадать загадку её метафорические образы заменить образами реальными Так, в загадке «На полянах девчонки в белых рубашках, в зелёных полушанках» , нужно произвести следующие замены на поле не девчонки, а берёзки, у берёзок не белая рубашка, а белая кора, у них зелёные не полушалки, а зелёные листья.

Загадка - это не просто метафорически заданный вопрос, очень хитро составленный вопрос. Загадка - не просто метафора, а какая-то необыкновенная, удивительная метафора. Так, нас удивляет намёк на существо, которое «Без рук без ног, а рисовать умеет» (Мороз). Трудно представить, как это может быть «В одном бочонке - два сорта вина» (яйцо) и т. д. В небольшом количестве загадки встречаются в произведениях древней русской литературы (летописи, житейная литература, «Повесть о Петре и Феофане»).

Первые записи загадок относятся к ХVII в. В ХVII в. до 70 годов XVIII в. загадки вместе с пословицами и поговорками включались в различные рукописные сборники. В последней трети ХVIII в. появляются печатные сборники, в которых вместе с загадками литературного происхождения помещаются в под направленном виде и народные загадки.

Систематическое собрание русских народных загадок начинается в 30 -е годы XIX в. В 1841 г. И. П. Сахаров в своих ""Сказаниях» опубликовал более 200 загадок. В 1861 г. выходит сборник фольклориста-демократа И. А. Худякова «Великорусские загадки» . Загадки в нём расположены в алфавитном порядке по отгадкам, всего 731 загадка. Используя все ранее собранные материалы, Д. Н. Садовников в 1876 г. издал большой сборник «Загадки русского народа» , включавший более 3500 загадок. В основу расположения материала положен предметно -тематический принцип.

В 1961 году был издан сборник «Пословицы, поговорки и загадки в рукописных сборниках XVIII-XIX веков» , в котором было опубликовано более 1000 загадок, извлечённых из рукописных сборников. В 1968 году Академия наук издаёт свод загадок, в котором публикуется 5517 номеров этого жанра, взятых из прежних публикаций и архивных источников. Материал в сборнике расположен по предметно-тематическому принципу. Примечания дают возможность установить время и место записи, а так же место публикации или хранения вариантов.

И. А. Худяков так же считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до XIX в. загадок по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки по определению Худякова, это «народная наука» о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта. В статье «Значение загадок в народном быту и поэзии» , предпосланной публикации материала, И. А. Худяков указывает на различные виды загадок, говоря об их связи с другими жанрами фольклора, останавливается на условиях их бытования и функциях.

Каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: «Что краше свету белого? » (солнце); «Что у нас чаще леса? » (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и они имеют метафорическиописательный характер. Например: «По синему морю тарелка плывёт» (Месяц); «Жили три брата: один любит зиму, другой лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и: язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются общефольклорные эпитеты, как «сырая земля» , «чистое поле» , «темный лес» , «зелёный сад» , «добрый молодец» , «красная девица» , «родная мать» и т. д. , а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.

Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику, для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведём примеры метафорических (загадочных) эпитетов «голубое поле» (небо), «водяной мост» (лёд), «золотой пень» (напёрсток) и т. д. Иногда, загадка строится на метафорических эпитетах. Например: «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ушком), «Печь мясная, приступы железные» (подковы). «Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник). Чаще всего в загадках встречаются собственные метафоры, когда сравнение двух предметов или явлений не имеет внешней, грамматической формы выражения. Например: «Между двух светил я в середине один» (нос), «Под полом, под полом ходит с колом» (мышь).

метафорически сопоставляются с живыми существами и наоборот, живые существа - с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным. Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник со щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружу, челнок с уточкой, которая ныряла и хвост потеряла и т. д.

Олицетворение, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближает его к человеку, придаёт загадке особую поэтичность, создаёт в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка «Полная горенка гусей да лебедей» (зубы). Овес в загадках представляется стройной, красивой девушкой («Как во поле, на кургане стоит девушка с серьгами»). В свою очередь, серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: «За темными лесами двое лебедей плясали» (серьги) и т. п.

Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тон или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью сверится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда в отрицательной форме) с солнцем «Не солнце, не огонь, а светит» .

Многие сказки созданы на основе сказочных образов: Например: «Баба-яга, короткая нога» (соха), «Конь бежит - земля дрожит» (гром), «Летит птица орёл, несёт в зубах огонь, посредине его человеческая смерть» (молния). А вот загадка, использующая присказку: «На море, на океане стоит дуб с гибелями, отростки чертовски, листки чемодановски» (репей).

В свою очередь загадки нередко включаются в сказки. Приведём лишь один пример. Существует загадка о сваренное гусе, в которой загадываемые и отгадываемые предметы начинаются с одних букв «В Печорске, в Горшевске, под Крынским сидит Курлынович» . Эта загадка вариативно использована в бытовой юмористической сказке о жадной старухе («Солдатская загадка»).

ПОСЛОВИЦЫ Лазубин С. Г. «Ритм, лирика и рифмы пословиц» . В его книге: Поэтика русского фольклора. М. , 1981 г. , стр148 -6 З Митропольская Н. К. «Русские пословицы как малый жанр фольклора» . Вильнюс, 1973 г. Морозова Л. А. «Художественные формы пословиц» . В сборнике Вопросы жанров русского фольклора, М. 1972, стр. 3 -7. «Детская литература» , под редакцией А. В. Терновского, 1977 г. , стр. 19 -21.

Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад большой клад» , «Что посеешь, то пожнёшь» . Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат» , «Человек без родины, как соловей без песни» .

Свод пословиц значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает самые разнообразные стороны действительности, в то время как другие жанры имеют определённый предмет изображения: былины и исторические песни касаются прошлого, истории народа, любовные и семейные песни личных отношений людей и т. д. Даже сказки, хотя они включают в себя несколько жанровых разновидностей (сказки о животных, волшебные, семейно -бытовые) значительно более ограничены тематически, чем пословицы.

Общее количество фольклора - традиционность - также иному выражается в пословицах. Они белее устойчивы в своём тексте, менее других жанров варьируется, хотя конечно, подчиняются общему закону связи устного народного творчества с жизнью, изменяются, но их изменения весьма ограничены. Народ хорошо осознаёт древность и традиционность пословиц: «Старая пословица век не сломится» . Основой устойчивости пословиц служат свойственные им верность жизненных наблюдений, важность выраженных в них мыслей, поэтому народ ценит и бережет их. Немаловажной причиной устойчивости пословиц является выразительность и строгость их формы, благодаря чему они легко запоминаются. Устойчивость пословиц подтверждается тем, что их тексты в огромном большинстве случаев зарегистрированы без всяких изменений в сборниках XVII, XVIII, XIX и XX вв.

Благодаря конкретному выражению общего пословица может применяться ко многим однотипным явлениям. Такой способ обобщения даёт основу для употребления пословиц в переносном значении. Иносказательность пословиц это характерная их особенность. В пословицах прямое значение совмещается с переносным: «Пусти козла в огород, он всю капусту обдерёт» .

Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от ХVII в. Первый такой сборник «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту» . В него вошли около двух тысяч восемьсот текстов из более ранних сборников. Пётр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины ХVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. выпустил книгу «Российская универсальная грамматика или Всеобщее письмословие» , где поместил около 1000 (тысячи) пословиц.

В 1770 г. вышло «Собрание 4221 древних российских пословиц» , которое по предположениям исследователей, было составлено профессором Московского университета А. А. Барсовым. В него вошли, кроме пословиц, прибаутки и присказки. Собиранием пословиц занимался профессор Московского университета И. М. Снегирёв. Он выпустил два сборника: «Русские народные пословицы и притчи» (1848) и «Новый сборник русских пословиц и притчей» (1857). Ф. И. Буслаев в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» (1654 г.). «Русские пословицы и поговорки» .

На основе далевского сборника позднее составлялись популярные сборники пословиц и поговорок. Публиковались сборники специальной тематики: земледельческой, юридической. И. И. Иллюстратов в 1940 г. издал в Киеве книгу «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» . В ней приведён богатый материал достаточно объективно освещающей воззрения народа, дана подробная библиография. Изучение пословиц следует вести от М. В. Ломоносова, который собирал пословицы и изучал их в связи с занятиями русским языком («Российская грамматика» , «Риторика»). В начале XIX в. изучением пословиц занимался А. Х. Востоков. В 1816 г. А. Ф. Рихтер издал «Два опыта в словесности. Рассуждение о русских пословицах» , он показал связь пословиц с жизнью, отражение в них воззрений народа.

Много лет пословицы изучал И. М. Снегирёв. В 1823 г он выпустил «Рассуждение о русских пословицах» , в 1829 г напечатал статью «Замечания о русских пословицах, сходных с греческими и римскими» , в 1831 -1834 гг. издал книгу «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» . В середине XIХ в. пословицы изучали А. Н. Афанасьев и Ф. И. Буслаев. В 1854 г. Ф. И. Буслаев напечатал статью «Руский быт и русские пословицы» . В ней было много наблюдений над взаимоотношением пословиц и народного быта. Однако Н. А. Добролюбов в статье «Заметки и дополнения к сборнику пословиц г. Буслаева» критиковал сборник за недостаточное раскрытие народных воззрений, за неразличение пословиц и поговорок, за мифологическое толкование пословиц и отрыв их от народной жизни.

В конце XIX в. изучение пословиц получило новое направление: учёные занялись историей пословиц формированием их состава, а также их лингвистическим исследование. И. Тимошенко издал в 1897 году книгу «Литературные первоисточники и прототипы трёхсот русских пословиц» . В современный период развернулись исследования по изучению проблематики пословиц. Уделяется значительное внимание определению жанра, соотношению пословиц и поговорок, афоризмов и пословиц, специфики пословиц как малого жанра (А. Н. Кожин, В. С. Гудков, Л. А. Морозов). Много работ исследователи посвятили рассмотрению синтаксиса пословиц, особенностей лексики, именам собственным, числам. Освещали вопросы отражения истории (В. П. Аникин, А. М. Жигелёв, Л. Н. Пушкарёв).

Познавательная ценность пословиц определяется прежде всего многообразием сведений, которые в них сообщаются. В целом создаётся широкая картина русской жизни, отражённая реалистически. Пословицы дают представления о воззрениях и взглядах народа, о его понимании явлений действительности. Познавательное значение пословиц состоит в том, что они типизируют явления, т. е. выделяют среди них наиболее показательные и отмечают в них самые существенные черты. Так, говоря о положении крестьян в царской России, они скажут и о его бедности, и о его безземелье, и об отсутствии у него скота, и о его задолженности по уплате за аренду земли. Получится довольно полная и точная картина.

Познавательное значение пословиц сказывается в обобщении богатого жизненного опыта народных масс. Исключительно богаты и верны наблюдения над природой: «Земля мать - подаёт клад» , «Сибирь - золотое дно» , « Не родит верба груши» , «Где цветок, там и медок» . Кроме того, пословицы часто имеют, как отмечалось расширительный смысл, что подчёркивается обобщающими словами: «везде» , «всегда» .

Пословиц - философский жанр. Они содержат в себе немало важных общих заключений о закономерностях развития природы и общества: «Время не дремлет» , «Старое старится, молодое растет» , «Вчера не догонишь, а от завтра не уйдёшь» , «Без причины и чирей не сядет» , «Где не было начала, не будет и конца» . Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, чувству дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперирует понятиями добра и зла, чести и бесчестия. Поучения и советы нередко преподносятся в виде осмеяния отрицательных качеств людей.

Пословиц с ярко выраженной моралью весьма много: «Береги честь смолоду» , «Посеешь ложь не вырастет рожь» , «Труд человека кормит, а лень портит» , «Чужого мужа полюбить - себя погубить» , «Берись дружно, не будет грузно» , «Не учась и лаптя не сплетешь» . Эстетическая ценность пословиц проявляется многосторонне. Пословица - явление высокого мастерства. В ней воплощены эстетические принципы, которые высоко ценятся в искусстве простота, краткость, содержательность, выразительность. Народ иронически говорит о многословие «Слов много, а складу нет» .

Пословица, как и всякий жанр, представляет собой содержательную форму, структуру, основное отличие которой внутреннее художественное единство. В пословице это выражено с удивительной наглядностью. В одном предложении заключён огромный смысл. Кроме того, в пословице обнажена её целенаправленностъ. Все элементы подчинены задаче - точнее раскрыть мысль, ярче её выразить, благодаря чему достигается концентрация мысли. Внутреннее единство пословицы определяется и её однотемностью, сосредоточением на одном факте или явлении. Для пословицы свойственны две основные формы построения: одночастная и двухчастная. Обе формы представляет собой скрепление по правилам связи и согласования предложение: «Всякая сосна своему бору шумит» , «Пустая мельница без толку мелет» , а вторая отличается неразрывной связью двух частей сложного предложения: «Белый свет не околица, а пустая речь не пословица» .

Наконец, своеобразным отличием пословицы служит то, что она по форме полностью совпадает с употреблёнными в ней стилистическими средствами - сравнением и антитезой. В песне, сказке, былине эти средства представляют собой лишь небольшие элементы структуры, а в пословице они становятся основой её композиции: «За старой головой, как за каменной стеной» , «Счастья без ума, - дырявая сума» , «Делу время - потехе - час» , «Птице - крылья, человеку - разум» . В приведённых примерах важно указать на то, что употребления в них сравнения антитезы, метономии, с одной стороны, служит их передаче определённой мысли, а с другой сохраняет целостность пословицы.

Как уже было отмечено, пословицы обобщают наблюдения, размышления народа о социальном устройстве и человечестве, относятся не к одному, а ко многим предметам и явлениям. Пословицы говорят о месте человека на земле («Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля»), его отношении к другим людям («Человек человека стоит»), дают человеку нравственные рекомендации («Береги честь смолоду»). Пословицы широко используются на уроках литературы. Они помогают ученикам глубже понять общие принципы словесного искусства, комментируют близкие по темам произведения русской литературы. На уроках русского языка пословицы и поговорки являются основой лексикофразеологической работы с учениками, материалом при изучении разнообразных языковых явлений.

ПОГОВОРКИ Поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже ещё больше кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально не исполняются (не поются, не рассказываются), а употребляются в живой речи к случаю, кстати. Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц по характеру содержания, по форме, и по выполняемым в речи функциям. Поговорки имеют свои специфические жанровые признаки. Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определённые выводы, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной. По своей структуре поговорка проще пословицы. Поговорки употребляются только в связи с определёнными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание. По определению А. А. Потебни, поговорка - это «иносказательный образ отдельно взятого, качества, действия» .

В зависимости от того, к какому конкретному лицу или действию в речи относится поговорка, изменяется и предложение, в котором она приводится. В силу сказанного поговорка, в отличии от пословицы, в речи не составляет и не может составить цельного, законченного предложения, а является его частью. Научный подход к поговоркам, как и к пословицам, впервые появился в статьях И. М. Снегирёва, опубликованных в 20 -30 -е годы XIX в. В работах В. И. Даля и А. А. Потебни даётся краткое, но глубокое определение жанровой специфики поговорок, устанавливается их взаимосвязь с пословицами.

Наибольший интерес представляет статья М. А. Рыбниковой «Русская поговорка» , в которой раскрывается содержание и формы поговорок. По верному определению Рыбниковой, главное назначение поговорок (в отличии от пословиц) выражается в том, что они служат образно-эмоциональной характеристике человека и его действий. Изучение жанровой специфики поговорок также посвящены работы В. П. Аникина, Г. С. Гаврина, А. Н. Кожина и другие. Подавляющее большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. Причём эта характеристика людей очень многогранна, и в речевом контексте она всегда конкретизирована и индивидуализирована. По заключению пословицы, в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка» .

Художественные функции поговорок довольно многообразны. Прежде всего посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть положительные и отрицательные. Пример положительного портрета: «Красна, как маков цвет» . Отрицательный портрет: « Оборист как корова на льду» . Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии. Так, о человеке, находящегося в радостном настроение говорят: «Ходит насмешником, прыгает козлом» . О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение и т. п. , поговорка говорит: «Дошёл до белого колония» , « На стенку лезет» .

Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке простом, открытом: «Душа нараспашку» . О человеке скрытном и лицемерном: «На лице медок, на сердце ледок» . О человеке душевном, мягком: «Мягок, как воск» . О человеке чёрством, бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша» . Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей: «Не в бровь, а прямо в глаз» , «Переливать из пустого в порожнее» . В поговорках мы находим социальную характеристику: «У него денег, куры не клюют»

Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности. В поговорках очень широко используются образные средства живого разговорного языка: сравнения («Гол, как сокол, а остёр, как бритва» , «Вертится, как белка в колесе») метафоры («Подливать масла в огонь» , «Остаться у разбитого корыта»). Поговорки, являясь образным выражением живой разговорной речи, нередко выходят в сказки.

СКОРОГОВОРКИ Безобидной и весёлой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: «На дворе трава, на траве дрова» , «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковывать» . Трудно решить, кто творец этих скороговорок - дети или взрослые. По крайней мере некоторые из них (а именно те, у которых нескромный смысл) вряд ли созданы детьми. Пришёл Прокоп, кипит укроп, И при Прокопе кипит укроп, И ушёл Прокоп, кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

СТРАШИЛКИ Литература 1. Гречина О. Н. , Осорина М. В. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Выпуск 20. – Л. , 1981. – С. 96 -106. 2. Осорина М. В. «Чёрная простыня летит по городу» , или Зачем дети рассказывают страшные истории? // Знание – сила. – 1986. - № 10. – С. 43 -45. 3. Мамонтова Г. И. Культурно-исторические и психологические основы жанра страшилок// Сибирский фольклор. – Новосибирск, 1981. 4. Лойтер С. М. Детские мифологические рассказы / Лойтер С. М. Русский детский фольклор и детская мифология. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – С. 84 -104. 5. Чередникова М. П. Современная русская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск, 1995.

М. Осорина: страшилки – рассказы, «имеющие целью вызвать переживание страха, которое в заведомо защищенной и безопасной ситуации доставляет своеобразное наслаждение, приводит к эмоциональному катарсису» . Мельников М. Н. : страшилки – «детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность» . Лойтер С. М. : , «Детские страшные истории – один из жанров повествовательной традиции детей: мифологические рассказы о страшном и ужасном (смерти прежде всего), которые приходят по воле существ, предметов и явлений, наделённых сверхъестественными свойствами и возведённых в ранг демонологических сил; они обладают устойчивой структурой и имеют своей целью вызвать переживание страха, необходимое для самоутверждения личности» . Лойтер С. М. (С. 87): «Главная характерная черта детских страшных историй, являющих собой рассказ с однотипными сюжетными коллизиями и развязкой, состоит в том, что те таинственные и необъяснимые события, которые в них происходят, есть результат действия сверхъестественных сил, предметов, вещей» . Подобная же ситуация (т. е. вера в сверхъестественные силы) наблюдается в бывальщинах и быличках.

С. М. Лойтер разделяет всех вредителей на 2 группы: Но функционируют эти персонажи во взрослом и детском фольклоре по-разному. Во взрослых – рассказ о встрече с демонической силой необходим для убеждения слушателя в достоверности этой силы. Другие архетипические мотивы и персонажи: оборотничество, осиновый кол и крест как обереги, нарушение запрета, вампиризм, разрубание, оживление, пространственные перемещения и т. д.

Страшилка как жанр отличается своей художественной оформленностью, завершённостью. Её начало часто повторяет сказочный зачин («Жила-была одна женщина, и были у неё дети: девочка и мальчик» , «Однажды жила девочка со своими родителями» и т. д.). Толчком к действию часто является нарушение запрета, следующее за «отлучкой» . Под влиянием волшебной сказки страшилки обрели чёткость композиционной структуры: предупреждение / запрет – нарушение – воздаяние / наказание. Сюжетно-композиционный ритм основан на повторении одних и тех же действий (по ночам голос последовательно говорит сначала папе, затем маме, потом девочке: «Встань!») или кумулятивном принципе нанизывания («В чёрном-чёрном лесу стоит чёрный-чёрный дом, в чёрном доме стоит чёрный-чёрный стол…»)

Другие черты поэтики: небольшой объём текста, элементарность сюжета, устойчивая лексика, повторы языковых элементов, частотность глаголов. Исполнительская манера рассказывания страшилок, как ритуал, диктует ряд внешних условий: это должен быть вечер, укромное место, без взрослых, соответствующие интонации, выкрики и неожиданное хватание слушателя за руку.

Цели: пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;
создать условия для самостоятельного поиска детьми необходимой информации с использованием различных источников;
Что такое пословицы и поговорки?
Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?
Русские пословицы
Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.
Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Русские поговорки
Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.
Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всём протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица не даром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А.Пушкин, П.Катенин, И.Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И.Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают её образной. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В 18 веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирёва. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30000 пословиц.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками: о справедливости, мечте, благодарности и неблагодарности
По барину и говядина.
По работе и плата.
У сильного всегда бессильный виноват.
Кто плут, для того сделан кнут.

Не бей Фому за Еремину вину.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Нет такой птицы, чтобы пела, да не ела.
Каждый сверчок - знай свой шесток.
Что посеешь, то и пожнешь.
Где права сила, там бессильно право.
Как аукнется, так и откликнется.
Поплатится не сват, а тот, кто виноват.
По Сеньке шапка.
Око за око, зуб за зуб.
Каков привет, таков ответ.
Без сомнения, бережливость лучше расточительности, но также неоспоримо, что она хуже полезной затраты. Генри Форд
Короткую жизнь мы не получаем, а делаем её такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Луций Анней Сенека (младший)
Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход. Марк Тулий Цицерон
Слишком многие тратят деньги, которые не заработали, на то, чтобы купить вещи, которые им не нужны, и произвести впечатление на людей, которые им не нравятся. Уильям Роджерс
Расточительность подражает щедрости. Марк Тулий Цицерон
Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра. Аристотель
Поток богатств теряется в песках расточительности. Пьер Буаст
… Хотим жить, искренне ведь хотим, с одной женщиной, но мечтаем иметь гарем из всех женщин мира. Хотим жить интересно, а живём так себе. Хотим новое, а оберегаем старое. Так верим в жизнь вообще и так безысходно устаём от каждого её дня… Сергей Арзуманов
Когда вам захочется предать свою мечту, заставьте себя работать ещё один день, неделю, месяц и ещё один год.
Вы поразитесь тому, что произойдёт, если вы не сдадитесь. Ник Вуйчич
Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся ещё прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. Анатоль Франс
Никогда не позволяйте вашему прошлому стать больше, чем ваши мечты. Дуглас Ивестер
Человек живет мечтами. Эрих Мария Ремарк
Женщины мечтают иметь узкую ступню, но жить на широкую ногу. Антон Чехов
Обидно, когда твои мечты сбываются у друга.
Прежде всего люди спешат проявить неблагодарность. Виктор Гюго
Так тяжело и горько, когда тебе в лицо швыряют твои же лучшие намерения и доброту! Энн Бронте
Благодарность - малейшая из добродетелей, неблагодарность - худший из пороков. Томас Фулле
Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться. Франсуа де Ларошфуко
Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Дейл Карнеги
Невелика беда - услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу от подлеца. Франсуа де Ларошфуко
Никогда неблагодарность не ранит человеческое сердце так, как в том случае, когда она исходит от людей, ради которых мы решились на неблаговидный поступок. Генри Филдинг
Заключение
На этом уроке вы узнали:
что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;
что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;
что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;
принцип создания пословиц и поговорок;
новые для себя пословицы и поговорки.