Коллекция в третьяковской галерее видов. Музей третьяковская галерея

Третьяковская галерея (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Лаврушинский переулок в Москве стал знаменит только потому, что русский купец, миллионер и меценат Павел Михайлович Третьяков построил здесь специальное здание для своей коллекции картин. Она легла в основу одного из крупнейших художественных собраний в мире. Третьяковская галерея продолжает хранить, исследовать и популяризировать русское искусство, формируя, тем самым, нашу культурную идентичность.

Немного истории

Первые полотна будущей коллекции Третьяков приобрел в 1856 г. Десятилетием спустя галерея открылась для публики, а в 1892 г. владелец подарил ее Москве вместе со зданием. В первые годы 20 века фасад перестроили по эскизу Васнецова.

Сотрудники Третьяковки всегда ревностно относились к своим обязанностям. После того, как маньяк изрезал ножом картину Репина, хранитель галереи посчитал себя виновным в этом происшествии и бросился под поезд.

После революции коллекцию национализировали, здание многократно достраивали и перестраивали, присоединили к нему помещение закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. Во время войны полотна и статуи эвакуировали в Сибирь, в 1985 г. объединили с Государственной картинной галереей на Крымском валу, перенесли туда основную экспозицию, а главное здание 11 лет реставрировали. Сейчас строится новое помещение для Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.

Что посмотреть

В историческом здании в Лаврушинском переулке выставлены более 1300 работ русских художников от 11 до начала 20 века. Зал древнерусской живописи украшает рублевская «Троица», стоящая в стеклянном шкафу, где поддерживается особый микроклимат. В отдельном зале выставлена картина Иванова «Явление Христа народу». На стенах множество работ И. Е.Репина, В. И.Сурикова, В. А.Серова, В. В.Верещагина.

Церковь Святителя Николая в Толмачах совмещает действующий храм и выставочный зал. Ее убранство, иконостасы и утварь - часть музейной коллекции. Жемчужина экспозиции - икона 12 века «Богоматерь Владимирская», русская святыня и произведение искусства мирового уровня.

В Новой Третьяковке на Крымском валу выставлены полотна отечественных творцов 20 века. В экспозиции все художественные течения от революционного авангарда до современного андеграунда, широчайшая ретроспектива работ в стиле социалистического реализма. Здесь же организуют выставки признанных художников и молодых талантов. Действуют лекторий и Творческая мастерская, где дети и взрослые знакомятся с искусством прошлого века и раскрывают свои способности к рисованию и ваянию.

Все чаще посетители Новой Третьяковки спрашивают: «А где здесь Черный квадрат Казимира Малевича?». Художественный манифест супрематизма находится в 6-м зале рядом с картинами Марка Шагала и Василия Кандинского. Экскурсоводы расскажут про его сложную символику и глубокий смысл. Интересный факт - на картине нет ни одного мазка черной краски, ее колорит образован смешением разных цветов. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило под верхним слоем еще два изображения и слова «Битва негров ночью».

О Третьяковской галере

Практическая информация

Адрес исторического здания Третьяковской галереи: Лаврушинский пер., 10 (ст. метро «Третьяковская»).
Часы работы: вторник, среда и воскресенье - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница и суббота - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной. Кассы закрываются на час раньше.

Адрес Новой Третьяковки: Крымский Вал, 10 (ст. метро «Парк культуры»).
Часы работы: вторник и среда - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота и воскресенье - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной.

Цена билета для взрослых - 500 RUB, для пенсионеров, студентов, учащихся - 250 RUB. Вход для посетителей младше 18 лет бесплатный. Прокат аудиогида - 350 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Ч то можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея - крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме - Инженерном корпусе - проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо - в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова » можно не бояться.

Запастись картой

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея .

В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня - Владимирская икона Божией Матери - находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах , которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже - залы Левитана , Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина . Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

Содержание статьи

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ крупнейший музей русского искусства, имеющий мировую известность. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), коллекционировавшего с 1856 произведения современных ему художников, желая «собрать русскую школу как она есть в последовательном своем ходе».

Историю музея принято отсчитывать от 1856 года, когда Третьяковым были приобретены первые картины. Галерея была задумана как национальный музей русского искусства, доступный широкому зрителю. Собиратель пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы еще в мастерских, либо уже на выставках накануне вернисажа. Он покупал заинтересовавшие его картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов или даже наперекор собственному художественному вкусу.

Почти все лучшее, что было создано членами Товарищества передвижных художественных выставок (сущ. с 1870), вошло в собрание галереи еще при жизни П.М.Третьякова. Однако уже в начале 1860-х в коллекции стали появляться работы живописцев 18–1 пол. 19 в., а позже и памятники древнерусского искусства.

К концу 1860-х Третьяков задумывает создание портретной галереи лучших людей нации – «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части», она должна была составить особый раздел картинной галереи – национальную портретную галерею. Третьяков руководствовался просветительской и весьма актуальной для мировоззрения людей 19 в. идеей о роли личности в истории, получившей широкий резонанс после открытия в 1856 Национальной портретной галереи в Лондоне, в которой Третьяков бывал во время поездок в Великобританию. Привлечение к реализации этой идеи ведущих русских живописцев 1870–1880-х стимулировало развитие портретной живописи. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его портретное собрание.

Внимание Третьякова привлекали и значительные работы мастеров вне круга передвижников. Так, в 1874 им была куплена Туркестанская серия В.В.Верещагина . Значительно меньше интересовали Третьякова работы художников-академистов, не разделял он увлечения современников творчеством Айвазовского, с настороженностью отнёсся к некоторым новшествам в живописи 1890-х.

Гораздо реже, чем живопись, Третьяков приобретал скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя.

Дар городу.

Намерение передать собрание картин городу впервые было высказано Третьяковым в завещательном письме 1860. В 1892 Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата Сергея Михайловича, перешедшую к нему по завещанию (картины и скульптуры, исполненные, по преимуществу, западноевропейскими мастерами), в дар Москве.

Коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений, 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников 2 пол. 19 в., главным образом французских и немецких.

В августе 1893 музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения. С этого момента и до 1918 музей именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

П.М.Третьяков был удостоен звания почетного гражданина Москвы.

Оставаясь до конца жизни попечителем Галереи, П.М.Третьяков продолжал приобретать произведения на деньги, ассигнованные для этих целей московской Городской думой и завещанные С.М.Третьяковым. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в Галерею уже в качестве дара.

Каталог собрания, составленный Третьяковым незадолго до смерти (опубликован в 1899), содержал уже 1635 живописных произведений.

Галерея в начале 20 века.

С 1898, после смерти П.М.Третьякова, галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В.А.Серов, И.С.Остроухов, дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина и другие. По воле Третьякова коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти.

Однако в 1899 Совет принял решение пополнять собрание, но новые поступления размещать отдельно от основного собрания.

В 1904 Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников 18 и 1 пол. 19 в., а также произведений рубежа веков.

С 1910 по 1925 в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А.Морозова, среди которых были полотна Э.Мане , О.Ренуара , В.Ван Гога , Э.Мунка и др. Вместе с собранием С.М.Третьякова, они составили раздел новой западной живописи.

В 1925 произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

В 1913 на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь , с 1917 по 1925 исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи.

В 1913–1925 Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Развеской картин достигалась цель показать эволюцию искусства с выделением главных «монографических узлов». Зритель, проходя по залам, знакомился с последовательной историей русского искусства.

3 июня 1918 Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы, Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства.

В первое послереволюционное десятилетие шел процесс централизации памятников искусства в государственных хранилищах. Собрание Галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919, из-за значительного притока работ, музейные площади были разделены на экспозицию и запасник.

В 1925 в ее собрание влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова); Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников 18–19 вв., картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И.Прянишникова и К.Т.Солдатенкова, сформировавшиеся во 2 пол. 19 в. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова , в том числе картина Явление Христа народу (включена в экспозицию после постройки специального зала в 1932).

С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.

С 1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией.

В результате в собрании появились великолепные коллекции художников, работавших на рубеже 19 и 20 вв.: М.В.Нестерова, К.А.Коровина, М.В.Добужинского, А.А.Осьмеркина, А.В.Шевченко и др.

Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства. Произошли изменения в составе старых коллекций, которые были доукомплектованы. Основными принципами комплектования коллекции были приобретения произведений крупнейших мастеров, в частности подготовительных работ (эскизов, этюдов) для полотен, уже находящихся в собрании галереи, приобретение произведений авторов, ранее не представленных в коллекции, в т.ч. малоизвестных художников, чье творчество имело значение для общего процесса развития русского искусства.

Коллекции в послевоенные годы

(1952–1982) продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи 18 в. Так, Портрет М.Д.Бутурлина и Портрет неизвестного в синем кафтане расширили представление о творчестве А.П.Антропова. Портрет М.И.Мюссар существенно дополнил коллекцию работ Д.Г.Левицкого; миниатюрный Портрет Темкиной в образе Дианы В.Л.Боровиковского, видимо, предшествовал большому портрету, находящемуся в собрании галереи уже с 1925.

Долгие годы была неизвестна судьба Портрета Н.А.Грибовской (1795) работы Н.А.Аргунова. Сотрудники музея обнаружили портрет в одном из частных собраний Москвы и приобрели его для галереи.

К новым поступлениям относятся лирические пейзажи Сильвестра Щедрина и Портрет князя Н.П.Трубецкого О.А.Кипренского. Крайне редко встречаются работы основоположника крестьянского жанра в русском искусстве А.Г.Венецианова, поэтому большой удачей стало приобретение Портрета дочери (1820-е), относящегося к лучшей поре творчества художника и Портрет детей Путятиных (начало 1830-х).

Исключительную ценность представляют картины мастеров 1 пол. 19 в. В первую очередь, это картина У богородицкого дуба (1835) К.П.Брюллова и его же Портрет М.А.Алексеевой , один из лучших камерных женских образов художника..

Галерея Третьякова обладала лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова. Ранний Автопортрет художника , Пейзаж с лестницей , законченный этюд Голова Иоанна Крестителя существенно обогатили коллекцию.

Тщательное изучение живописных работ, с привлечением архивного и литературного материала, позволило ввести в научный оборот вновь открытые произведения пейзажиста И.А.Иванова, И.П.Якимова, А.А.Васильева, Ф.Г.Торопова, которые ранее либо приписывались другим мастерам, либо считались работами неизвестных авторов.

Одной из главных задач при собирании живописи 2 половины 19 в. было показать важнейшие поиски художников этого времени – создание большой тематической картины. Значительно расширен был круг подготовительных работ к известным полотнам художников, находящихся в коллекции ГТГ: приобретены этюды к картинам И.Е.Репина Не ждали , Иван Грозный и его сын Иван , Крестный ход в курской губернии и т.д.

Значительно увеличилось собрание этюдов В.И.Сурикова, в частности, для картины Боярыня Морозова : Голова боярыни Морозовой (1886), Стрелец в красном кафтане , Голова юродивого и др.

Были приобретены подготовительные работы к картинам В.Г.Перова Утопленница , В.В.Пукирева Неравный брак , К.А.Савицкого В ожидании приговора суда , Спор на меже.

Одновременно заполнялся и ряд существенных лакун в широком монографическом показе творчества крупнейших мастеров этой поры. Картина 1857 Приезд станового на следствие характеризует самый ранний этап творчества В.Г. Перова. Представление о работе Перова во Франции обогатили картины Уличная сцена в Париже и Праздник в окрестностях Парижа.

Раннее творчество В.И. Сурикова пополнилось его академической программной картиной Апостол Павел объясняет догматы веры (1875) и Сценой из римского карнавала – единственным живописным произведением, написанным во время первого путешествия за границу. Были приобретены также поздние картины мастера: Посещение царевной женского монастыря (1912), Портрет О.В.Суриковой в детстве (1888), Портрет доктора А.Д. Езерского (1909).

В послевоенные годы в Третьяковскую галерею поступили пейзажи А.К.Саврасова и И.И.Левитана. Среди этих поступлений – и такие знаменитые вещи как картина Тихая обитель (1890), принесшая автору широкое признание современников, Озеро (1899) – эскиз последнего незавершенного произведения, которое художник замышлял как обобщенный образ Родины.

Одновременно с закупками Третьяковская галерея получила щедрые дары от коллекционеров. В 1977 собрание пополнилось переданной в дар коллекцией живописи и графики русского авангарда Г.Д.Костаки.

К наиболее значительным дарам относится эскиз-вариант В.А.Серова Похищение Европы (1910), полотно В.Э.Борисова-Мусатова Гармония (1899–1900), Купание красного коня (1912) К.С.Петрова-Водкина, картины Ф.А.Малявина Зеленая шаль (1914), П.В.Кузнецова Вечер в степи (1912), М.С.Сарьяна Константинополь. Собаки. (1910).

Круг работ ведущих московских живописцев конца 1900–1910-х существенно пополнился целыми группами картин. В первую очередь, это серии А.В.Лентулова Натюрморт с синим кувшином и Москва (1900–1913), Звон (1915), Тверской бульвар (1917); натюрморты 1908–1916 А.В.Куприна; группы ранних работ Р.Р.Фалька, П.П.Кончаловского.

В коллекции находятся картины официально гонимых или незаслуженно забытых мастеров 1920–1930-х, а также работы художников андеграунда 1950–1970-х.

В 2001 в Галерею были переданы произведения, представляющие новейшие течения в искусстве.

В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тысяч экспонатов, в том числе – свыше 50 тысяч произведений искусства 20 в.

В 1985 Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения, в который были включены ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-квартира А.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. С 1989 начал формироваться Дом-музей Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова.

Здания Третьяковской галереи.

Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, приобретенном семьей в начале 1850-х. Для быстро растущей коллекции особняк оказался мал, и весной 1874 картины были размещены в новом двухэтажном здании картинной галереи, отстроенном по проекту архитектора Александра Каминского – мужа сестры Третьякова. Эта галерея, состоящая из двух просторных залов, соединялась внутренним переходом с жилой частью, но имела отдельный вход с улицы, что позволило посещать экспозицию посторонним. В 1881, юридически оставаясь частной, галерея стала общедоступной для бесплатного посещения публикой, «без различия рода и звания». К концу 1880-х галерея была достроена, она с трех сторон окружила жилой дом и состояла из 14 залов.

В настоящее время галерея по-прежнему размещается в реконструированном доме Третьякова и пристройках к нему, главный фасад сооружен в 1902–1904 по проекту В.М.Васнецова.

Во время Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Здание частично пострадало от бомбежки. В 1944, перед возвращением коллекций, встал вопрос о расширении музейных площадей. Еще в 1936 по проекту арх. А.В.Щусева с северной стороны основного здания был построен двухэтажный корпус. Планировалась постройка аналогичного корпуса с южной стороны.

В 1982 было принято распоряжение правительства о ремонте и реконструкции Третьяковской галереи. При реконструкции предполагалось сохранить исторические постройки, к которым с севера и юга пристраивались два новых здания для административных служб. В единый архитектурный ансамбль зданий ГТГ был включен храм Святителя Николая в Толмачах 17 в., который в 1997 стал отделом Третьяковской галереи, функционируя как музей-храм.

Строительство началось в 1983, в 1985 введен в строй северный корпус, в котором расположились депозитарий (хранилище) и реставрационные мастерские. В 1989 сооружен южный корпус (Инженерный), где были построены выставочные помещения, конференц-зал, а также разместились инженерные системы и службы.

Реконструкция основного здания длилась с 1986 по 1995. Фасад, оформленный по проекту В.М.Васнецова, был сохранен и реставрирован.

За реконструкцию Третьяковской галереи архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и др., а также директор музея народный художник Ю.К.Королев (посмертно) были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

В 1985 было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в здании на Крымском валу, 10 (1964 – конец 1970-х, архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян, М.Н.Круглов и др.), с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. В мае 2000 на Крымском валу открылась первая в России развернутая экспозиция искусства 20 века (1910–1990), ставшая продолжением экспозиции в Лаврушинском переулке.

В перспективе – планомерное развитие музея: создание в Лаврушинском переулке «квартала искусств», открытых запасников икон и Дома графики, которые будут располагаться в историко-архитектурных памятниках в непосредственной близости к основному зданию.

Существуют проекты строительства нового здания на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, а также реконструкции здания на Крымском валу.

Ольга Морозова

Считается, что Третьяковская галерея ведет свое начало от 1856 года, когда предприниматель и меценат Павел Третьяков купил полотна под названиями «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение», ставшие первыми работами русских живописцев в его коллекции. Возможно, уже в то время у него появилась мысль о создании большого художественного музея русской живописи в Москве.

Как создавалась Третьяковская галерея

Третьяковская галерея собиралась с чистого листа, и все картины, которые Павел Михайлович для нее выбирал, отображали именно его предпочтения в творчестве. До 1872 года все картины Третьяков собирал у себя в доме на Лаврушинском переулке, но потом места оказалось недостаточно.

Было начато двухлетнее строительство двух залов для музейных экспозиций, которые пристраивались прямо к жилой части дома. Их строительство завершилось в 1874 году, а музей открылся в 1875. В 80-е годы XIX века коллекция Третьякова солидно увеличилась, поэтому было принято решение о том, чтобы построить еще шесть залов. Но собрание картин продолжало пополняться, и в 1885 году потребовалось пристроить дополнительные семь залов, а в 1892 - еще шесть.

В 1892 году Третьяковская галерея переходит в собственность города Москвы. На тот момент собрание Третьякова насчитывало около 1300 картин. Но даже после передачи музея Москве Павел Михайлович не прекращает о ней заботиться и продолжает приобретать картины в подарок музею.

В конце 1898 года Павел Михайлович занемог и скончался. Однако и после смерти мецената Третьяковская галерея продолжает получать новые полотна: к концу 20-х годов XX века собрание живописи составляло более 4000 работ. К концу 70-х годов Государственная Третьяковская галерея обладала более 55 тысячами картин, и впоследствии эта цифра только росла.

Основное здание музея так и осталось в Лаврушинском переулке, но с расширением коллекции в XX веке пришлось строить дополнительные корпуса. Так отдельным зданием обзавелась Третьяковская галерея на Крымском Валу, где сегодня размещено собрание работ прошлого столетия.

  • Работа Третьяковской галереи проходит по следующему режиму: постоянные экспозиции можно смотреть с 10 часов утра и до 21 часа в четверг, пятницу и субботу, либо до 18 часов во вторник, среду и воскресенье. Последний запуск в залы - за час до конца работы галереи. Понедельник - выходной день. В праздничные дни режим работы лучше уточнять дополнительно.

Третьяковская галерея: 5 лучших картин

«Апофеоз войны» (1871)

Большой известностью во всем мире пользуется это полотно русского художника Василия Верещагина. На картине мы видим огромную гору из человеческих черепов, на которую уже слетелись стервятники. Побитые и пожелтевшие, они лежат посреди выжженной земли, на которой ничего не растет, последние деревца - и те засохли. На небе нет ни одного облака, солнце освещает все вокруг, опаляя землю. На заднем плане мы можем видеть такой же мертвый, разрушенный город.

«Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» - эту надпись, которая олицетворяет собой отчаянный протест против насилия, можно увидеть на раме картины. Верещагин был одним из тех художников, которые умеют точно передать на холсте ужас войны, те муки и страдания, что она за собой несет.

«Неравный брак» (1862)

Темой картины стал неравный брак и женское бесправие - ее затрагивали в свое время многие русские писатели и поэты, например, Александр Пушкин , Александр Островский, Николай Некрасов. Эта работа считается вершиной творчества Василия Пукирева. Она принесла ему звание профессора живописи.

На полотне изображена свадебная церемония: в качестве жениха выступает пожилой мужчина, одетый в свой лучший костюм, а невеста - совсем юная, прекрасная девушка. Она заплакана и напугана, левая ее рука со свечой безвольно опущена, взгляд обреченно устремлен вниз - она не хочет видеть, как на ее палец будет надето кольцо. Жених смотрит на нее снисходительно и с досадой.

Позади невесты слева, скрестив руки на груди, стоит бородатый мужчина, по-видимому, шафер. В отличие от всех остальных гостей, он еще молод. Есть версия, что на картине изображен друг художника Сергей Варенцов, чью возлюбленную выдали замуж по расчету за богатого купца, старше ее на 13 лет. Согласно другой версии, на месте шафера Пукирев изобразил самого себя: возлюбленная художника, Прасковья Варенцова, также была выдана замуж за богатого человека значительно старше ее.

«Троица» (1425)

Эта икона была написана в XV веке Андреем Рублевым. В сюжете этой работы лежит восемнадцатая глава Бытия. Речь в ней идет о явлении Бога в виде трех странствующих юношей праотцу Аврааму и супруге его Сарре неподалеку от дубравы. При написании иконы Рублев прибегнул к упрощению сюжета, не изображая ни Авраама, ни Сарру, вместо дубравы оставив маленькое дерево на заднем плане, по сути, оставляя лишь вечное, которое приходит на смену сиюминутному.

Хотя лица ангелов на иконе схожи, однотипны, подтверждающие их единосущность, в их образах все же можно найти отличия, намекающие на то, кого из Святой Троицы мы видим перед собой. Двое из них покорно склонили головы перед ангелом, сидящим слева, в серебристо-лиловых одеждах, который по-отечески царственно смотрит на них (Бог-Отец).

Сочетание красного, синего и золотого в одежде центрального ангела напоминает нам о том, как в иконографии изображается Иисус Христос (Бог-Сын). И наконец, ангел справа в зеленых одеждах - Бог-Святой Дух.

«Неизвестная» (1883)

Данная картина - одно из самых знаменитых полотен Ивана Крамского. На нем мы видим красивую девушку восточной внешности, которая проезжает мимо в повозке. Ее богатый и элегантный наряд, самоуверенная поза и надменное выражение лица говорят нам о том, что девушка эта - капризная и избалованная.

Необычный, царский вид незнакомки очаровывал современников Крамского, которые терялись в догадках, пытаясь понять, кто она, эта загадочная особа. Большинство сходилось во мнении, что неизвестная - плод воображения художника, а некоторые считали, будто она - прототип Анны Карениной из одноименного романа Льва Толстого, либо Настасьи Филипповны из «Идиота» Федора Достоевского.

«Иван Грозный убивает своего сына» (1885)

Еще одна картина, которой обладает Третьяковская галерея. Художник Илья Репин нечасто обращался в своей живописи к историческим сюжетам, однако такая картина стала одной из самых известных в творчестве художника.

Произведение изображает эпизод из истории XVI века, когда царь Иван Грозный смертельно ранил своего сына Ивана в порыве гнева. На полотне мы видим освещенную тусклым солнечным светом дворцовую палату, царя, сидящего на полу, и раненого царевича, умирающего на руках у отца. Лицо Ивана Грозного искажено ужасом от осознания своего поступка; всю ту бурю чувств, которая охватила царя, мы можем прочесть в его безумных глазах.

Это полотно является, пожалуй, самым психологически напряженным из всех картин Репина. Художник говорил: мысль о том, чтобы использовать в своем творчестве этот кровавый эпизод российской истории, приходила к нему дважды. В первый раз - после убийства царя Александра II, а во второй раз Репина вдохновил фрагмент сюиты «Антар» под названием «Месть», которую написал известный композитор Николай Римский-Корсаков.

Пройтись по залам Третьяковской галереи, узнать больше о ее истории, посмотреть на экспонаты коллекции музея можно с помощью следующего видео:

Мы приехали в Третьяковскую галерею, забронировав экскурсию заранее. Школьники сами изъявили желание познакомиться с творчеством Архипа Куинджи. Детей поделили на две группы, каждой из которых достался свой экскурсовод. Первой группе очень повезло. Их встретила молодая, жизнерадостная девушка, Бенидовская Анна Михайловна, явно любящая свою работу. Экскурсовод была настолько позитивна, очень старалась, чтобы школьникам понравилось, чтобы они узнали что-то новое, чтобы это новое осталось в памяти. Никто не хотел уходить, дети с удовольствием рассматривали картины и образцы красок. А вот второй группе вообще не повезло. Их встретила с самого начала враждебно настроенная экскурсовод, Егорова Елена Николаевна, которая постоянно пыталась их унизить, выставив "теперешнее молодое поколение" бестолковыми, не готовыми воспринимать информацию людьми из "Силиконовой долины", только и делающими, что сидящими в своих гаджетах и ничем не интересующимися. Во время экскурсии постоянно звучали фразы: "Я со своим многолетним опытом работы уж точно знаю, что вы не сможете правильно ответить...", "ну раз вы устали, тогда я вам больше ничего показывать не буду, и в следующий зал мы вообще не пойдем", "ну откуда вам знать?!", "мне все молодые так говорят, что, естественно, неправильно". Конечно же никакого желания у детей, достоинство которых постоянно унижали, участвовать в так называемой интерактивной игре "Угадай, какая картина...", не было. Вместо того, чтобы наслаждаться искусством, в детях зарождалась обида. Они стали намеренно отставать от группы. Нам, взрослым, было стыдно за такого экскурсовода, которая знала много интересной информации, но, по-видимому, уже настолько "выгорела" на своей работе, что ей пора с работой завязывать. Экскурсия на каждую группу стоила 5000 рублей. Для Москвы наверно сумма невелика, но тем не менее получилось, что деньги заплатили за то, чтобы быть обвиненными в неграмотности, невежестве и незнании. Разве для этого стоило собраться на экскурсию в столицу?! Кроме того, когда дети начали обсуждать выставку между собой, оказалось, что второй группе показали не всё, что увидела первая. Например, состав и образцы красок, которыми писались картины, и кино о художнике. Школьники из второй группы покидали галерею с плохим настроением, недовольными и неудовлетворенными, и дома поделились своими чувствами с родителями. При дальнейших разговорах выяснилось, что какие-то дети из нашего города сталкивались с подобным отношением в галерее. Не исключено, что по той же самой причине.
Мы бы хотели пожелать руководству экскурсионного отдела и галереи в целом обратить внимание на эту неординарную ситуацию, потому что, несмотря на глубокие знания экскурсовода, подобное отношение к детям, и тем более гостям города, явно недопустимо!
Потенциальные посетители! Будете заказывать экскурсию, обратите внимание на фамилии!