Коцюбинский, михаил михайлович.

Коцюбинcкий

(Михаил Михайлович, род. в 1864 г.) -- малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах "Правда", "Зоря", "Жите и Слово" и "Дзвiнок" появились его первые рассказы. Лучшие из них переведены на русский язык (в журналах "Жизнь" 1899 г. и "Нов. Иностр. Литер." 1903 г.). Отдельно свои повести и рассказы из народной украинской и молдаванской жизни К. издал в двух сборниках (во Львове): "По людському" и "В путах за Шайтана". Лучшим из его рассказов критика считает "Для начального добра" (рус. перевод в "Жизни" 1899 г.). Отдельно издал сборник рассказов "Хвиля за хвилею" (Львов). Ср. Южно-рус. лит. (т. ХLI, стр. 323). Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

II .

КОЦЮБИНСКИЙ Михаил Михайлович -- знаменитый украинский писатель. Р. в Виннице в бедной семье мелкого чиновника; детство провел в украинских местечках и селах Подолии, по месту службы своего отца. В 1880 окончил духовное училище -- бурсу (в Шаргороде, б. Каменец-Подольской губ.); продолжать образование ему не удалось, т. к. он должен был заботиться о своей большой семье (отец к этому времени лишился работы, мать ослепла). Это принудило будущего писателя заняться после переезда семьи в Винницу частными уроками, а знания свои усиленно пополнять самообразованием. Еще в детстве К. увлекался украинской, а также и русской народнической литературой, кроме того читал и увлекался Фурье, Фейербахом и др. Живя в Виннице, К. установил связи с народнически настроенной молодежью; это обратило на себя внимание полиции, которая рано начала его преследовать (произвела у него обыск, взяла подписку о невыезде и лишила его права поступить на службу, так что К. занимался преимущественно частными уроками). В 80-х гг. К. участвовал в "хождении в народ". К этому времени относятся его первые лит-ые опыты: "Андрий Соловейко, або вчення світ, а невчення тьма" и позднейшие -- "21 грудня, на введення", "Дядько та тітка". Они написаны под сильным влиянием украинских писателей: Марко Вовчка (см.) , в особенности Ив. Нечуй-Левыцкого (см.) и др. В этих -- еще ученических -- произведениях К. проводит свои народнически-просветительские взгляды. В конце 90-х гг. К. решает вплотную заняться литературной работой, совершает поездку в Западную Украину (Галицию). Здесь он сходится близко, минуя радикально-демократическое и революционное течения [Иван Франко (см.) , М. Павлик и др.], с представителями и печатью так наз. народовцев (националистическое и оппортунистически-соглашательское, лойяльное по отношению к австрийской монархии направление, отражающее идеологию западно-украинской буржуазной интеллигенции). К. начал сотрудничать в их журналах "Дзвінок", "Зоря" и др., где помещал рассказы и стихи для детей и основные произведения первого периода своей литературной деятельности (на Украине, в условиях Российской империи, украинские печатные органы были запрещены). Литературные выступления дали возможность К. связаться с некоторыми деятелями национально-культурного движения (М. Комаровым и др.); последние и помогли ему устроиться на службу. С 1892--1897 К. работает в комиссии по борьбе с филоксерой, сначала в Бессарабии, а потом в Крыму. Занимаясь в этот период литературой, он одновременно принимает участие в нелегальной националистически-культурнической организации (так наз. "Братство Тарасівців"), не проявившей впрочем себя ни общественной активностью, ни четкостью платформы и вскоре развалившейся. В идеализированном виде задачи этого братства представлены в сказке Коцюбинского "Хо". Оставив по болезни филоксерную комиссию, К. переходит на газетную работу в качестве заведывающего конторой издательства и ответственного лит-ого сотрудника газеты "Волынь" (в Житомире). Беспринципная и материально необеспеченная провинциальная газета не удовлетворяет К.; он скоро ее бросает и переезжает на постоянное жительство в Чернигов, где с трудом получает место статистика в губернской земской управе. Там он и служит почти до самой своей смерти. В общественно-политической жизни Коцюбинский непосредственно и сколько-нибудь активно себя не проявлял, если не считать его деятельности в качестве председателя в Черниговском филиале просветительного общества "Просвіта". Зато он активно проявил себя на литературном фронте как борец со старыми сентиментально-этнографическими традициями в украинской беллетристике. Народник-реалист в начале своего творчества, К. впоследствии -- носитель нового направления в украинской лит-ре -- импрессионизма. Такой переход обусловливается тем выжидательно пассивным, -- "созерцательным" положением, в к-ром очутилась мелкобуржуазная интеллигенция, потерпевшая крах в своих националистически-народнических надеждах и идеалах, в связи с быстрым ростом капитализма. Новые соотношения сил в классовой борьбе привели к расслоению в самой мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая в борьбе двух основных сил играла весьма двойственную и притом не руководящую роль. Эти условия открыли путь для новых лит-ых влияний на К. зап.-европейской и русской лит-р (Гюи де Мопассан, скандинавцы, Чехов, отчасти Андреев и др.). В опубликованном недавно письме к виднейшим писателям, подписанном также его приятелем, писателем М. Чернявским, с которым К. совместно издавал лит-ый альманах, он подчеркивает, что настало время покончить с ограниченностью и провинциальной тематикой украинской лит-ры, с описанием сельского быта, -- вообще села; что украинскому писателю необходимо приняться за обработку тем философских, социальных, психологических, исторических и т. д. Утомительная служба, которая являлась почти единственным средством к существованию писателя (литературные гонорары его были чрезвычайно мизерны), надорвала и без того слабое здоровье К.: он очень часто болел. Для лечения и отдыха ему приходилось путешествовать по Европе (Германия, Австрия, Швейцария, Италия); в последние годы перед смертью он лечился на острове Капри, где подружился с Максимом Горьким. Служба и болезнь помешали лит-ой плодовитости К. Только в 1911 украинское Общество помощи украинской литературе, науке и искусству назначило писателю двухтысячную годовую стипендию, обязав его оставить службу. Однако тяжелая болезнь привела писателя к преждевременной смерти, не дав ему закончить ряда начатых произведений. Творчество К. разделяется на два периода: первый охватывает повести и рассказы 90-х гг., когда К. писал в народническом духе и реалистическом стиле, и второй -- от 90-х гг. до смерти, когда писатель проявил себя большим мастером-импрессионистом и написал большинство своих сочинений. Между этими двумя периодами был, разумеется, "переходный" этап, но специально выделять его не приходится. К сочинениям первого периода относятся: повесть "На віру", рассказы "П"ятизлотник", "Ціпов"яз", "Хо", "Для загального добра", "Пекоптьор", "Відьма" и др., а также несколько рассказов для детей ("Харитя", "Маленький грішник" и др.). Крестьянин, его быт, морально-этический и культурный уровень, с одной стороны, и задачи национальной интеллигенции по отношению к народу, способы и неудачи разрешения этих задач -- с другой -- вот в основном тематика первого периода. Несложный сюжет, реалистически-повествовательный, простой рассказ все более и более художественно совершенствуется, яз. становится красочным, музыкальным. Эти качества он культивировал под влиянием таких украинских писателей, как упоминавшийся Нечуй-Левыцкий, а также Панас Мырный (см.). Правда, уже с самого начала у К. обнаруживается кое-где характерная для второго периода творчества манера импрессионистского письма: изображение природы и более глубоких психологических переживаний персонажей, в частности состояния безвыходности (напр. Олександра в повести "На віру", Семен Ворон в рассказе "Ціпов"яз" и особенно Тыхович в рассказе "Для загального добра"). В этих произведениях писатель исходит из того положения, что в обрусевшем и потонувшем в болоте разврата и борьбы за наживу городе нечего искать общественного спасения: не хватит сил. Взоры писателя тянутся к родному и любимому селу, темному, забитому, некультурному, в к-ром однако кроются необходимые для создания лучшего строя элементы. Он изображает доброту крестьян-бедняков, их морально-этическое превосходство (в рассказах "П"ятизлотник", "Помстився"); в неиспорченном господской и городской культурой крестьянстве живы еще национальные, морально-этические традиции, тяготение к социальной "правде-справедливости". Искатели этой "правды-справедливости", новой жизни изображены в рассказах: "Ціпов"яз", "По-людському". Наиболее ярко народническая, субъективно-социологическая концепция К. нашла отражение в рассказе "Ціпов"яз". Стоя на точке зрения народнического положения, что всякий крестьянин крестьянину брат, К. в то же время замечает и экономическое неравенство и взаимную вражду между крестьянами. Он пытается художественно раскрыть в рассказе генезис данного явления. Для этого писатель сталкивает в одной семье два противоположных начала крестьянской жизни: отец, когда-то живший при господском дворе и заразившийся господским пренебрежением к мужику и всему мужичьему, передает эти свои привычки одному из сыновей -- Роману. Последний, окончив русскую школу, своекорыстно пользовался своими знаниями. Им противопоставляется мать, бывшая крепостная, сохранившая чувство ненависти к господам и любовь к родному, национальному, к справедливости. Она прививает эти качества младшему из сыновей -- Семену. Неодинаковое воспитание приводит к тому, что Роман становится впоследствии богатеем с мироедскими тенденциями, а Семен -- батраком со склонностями к общественной деятельности и к исканию "правды-справедливости". Таков идеалистический (субъективно-социологический) генезис писателя. Каковы же предпосылки социальных исканий Семена? Во-первых, несправедливый раздел земли, вызвавший крайнюю нужду крестьянства; во-вторых, вера в справедливость царя; в-третьих, боязнь братского кровопролития, т. е. революции, в которой может погибнуть "справедливость". Все это толкает пытливого батрака обратиться к царю с петицией о земле, о справедливости. В ответ он получает от пристава несколько кровавых пощечин. Еще раньше брат Роман поджигает избу и хлеб Семена и за долги отбирает у него землю. Семен таким образом теряет веру в царя, а также и брата; его постигает полное разочарование. К. не разделяет веры своего героя в царя, но у него, как и у Семена, -- боязнь революции и вера в "правду-справедливость". Кроме того у него есть то, чего нет у Семена, -- вера в единственную силу, которая могла бы помочь украинскому селянину, в молодую народолюбческую украинскую "национальную" интеллигенцию. О последней говорится в сказке "Хо". Здесь фантастическая фигура -- дряхлый дед Хо -- навевает ужас и страх на различных представителей интеллигенции. Этот страх -- извечная психологическая категория, к-рая стоит на пути общечеловеческого прогресса. Это чувство страха прививается интеллигенции с детства и культивируется ненормальными общественными условиями; оттого интеллигенция и труслива. Лишь бесстрашные единицы двигают прогресс, культуру и т. д. Изображая таких бесстрашных, "смелых" украинских интеллигентов, писатель направляет однако всю энергию их и националистические помыслы на мирную культурническую работу (сберегательная и кредитная касса, борьба за трезвость, школа, народное чтение, агрономические, медицинские советы для крестьянства и т. д.). В сказке "Хо" перед нами фактически развернутая программа буржуазного националистического культуртрегерства украинской интеллигенции в деревне, художественное отображение идеалов упоминавшегося "Братства Тарасівців". Эта сказка красноречиво свидетельствует о временном и частичном буржуазном идеологическом пленении К., к-рый по существу своему был выразителем мелкобуржуазных социальных стремлений; с другой стороны, она показывает те глубокие противоречия, в к-рых запуталось народничество к концу прошлого века. Такова была народническая действительность в ее практике и теории. И следующий шаг Коцюбинским был сделан в направлении болезненного изживания прежних народнических иллюзий. Опыт собственной работы на филоксере (борьба с ней, печальные результаты этой борьбы) К. использовал в рассказах -- "Для загального добра", "Филоксера". Руководитель филоксерской экспедиции Тыхович, видя, что царское правительство жалеет деньги на борьбу с филоксерой и очень мало заботится о бедных молдаванских крестьянах, теряет веру в возможность работать для общего блага. Писатель приходит к выводам, которые противоположны выводам его сказки "Хо". Рассказ "Филоксера" отражает настроения мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая к тому времени в связи с развитием капиталистических отношений теряла веру в народнические идеалы. Националистические чаяния мелкобуржуазной интеллигенции не могли найти удовлетворения, и ей осталось только пассивно выжидать. В литературе эти новые социальные веяния сказались в бегстве писателей от действительности в экзотику и в зарождении нового стиля -- импрессионизма, соответствующего пассивной, созерцательной направленности художника. Родоначальником последнего в украинской лит-ре и является К. Старая тематика -- село и его обитатель -- перестает занимать К. Она кажется ему провинциальной, ограниченной, сковывающей его силы. Указанные выше социальные причины направляют его внимание на "экзотику". Этот "уклон" к тематическому экзотизму был для К. в то же время мостом для овладения манерой импрессионистского письма, хотя рассказы из быта молдаванских крестьян "Пеконтьор" и "Відьма" в основном написаны еще в старой манере. Но уже очерк из татарской жизни "В сетях шайтана" -- наполовину импрессионистский. Психологические переживания и настроения татарской девушки Эмене здесь в центре творческого внимания К.; они изображаются приемами импрессионистского письма и сопровождаются особенно характерными для творчества К. описаниями природы, созвучными с переживаниями действующих лиц. Этот последний элемент находит особенно яркое выражение в рассказе "На камені" , отличающемся красочностью деталей, картинностью, глубокой лиричностью. Татарско-крымские темы привлекали К. помимо их "экзотичности" еще и тем, что в них он находит для себя и своего читателя психологически и идеологически близкий материал из новейшего национально-культурного освободительного движения крымских татар; это последнее лучше всего выразилось в позднейшем рассказе "Під мінаретами" . Особенно сильное устремление к психологическому анализу К. обнаруживает в этюде "Лялечка" (Куколка) и в импрессионистских рассказах "Поединок", "Цвіт яблоні". В этюде "Лялечка" писатель разоблачает юношеские увлечения народнически настроенной интеллигенции, сурово, без тени идеализации изображает украинское село и селянство, показывает не только разочарование сельской учительницы Раисы Левицкой в народнических идеалах, но и полнее духовное ее перерождение. Она становится рабой попа, в к-рого влюблена, не пользуясь его взаимностью, после того как 13 лет вела отчаянную борьбу с попами села. Индивидуальные переживания Раисы в то же самое время типичны для интеллигентки того времени. Этот этюд проникнут печалью по поводу конца Раисы. Последний вызывает к себе не презрение, а сочувствие к ней как к жертве условий жестокой действительности. Не менее ярко вскрывает К. отношение мелкобуржуазной интеллигенции к представителям разложившейся буржуазно-дворянской интеллигенции в миниатюре "Поединок". Писателя в это время увлекало внутреннее психологическое раздвоение, определяющее поведение персонажей, и в этюде "Цвіт яблоні" он анализирует чувства и настроения писателя у постели его умирающей единственной дочери. С одной стороны, он охвачен чувством жалости, ужасом от сознания неминуемой смерти любимой дочери, а с другой, он ощущает в себе подсознательный процесс -- стремление все мелочи фиксировать в памяти, непроизвольно мыслить образами, фантазировать, наблюдать умирающую дочь с эстетической точки зрения писателя, а не глазами убитого горем отца. И в лирично-драматическом монологе, сплетенном из этих психологических противоречий, К. показывает специфичность переживаний писателя-отца, к-рый находит успокоение лишь в созерцании картины утренней природы и в частности цвета яблони. Здесь и в других произведениях К. получил своеобразное отражение философский взгляд Л. Фейербаха на природу как универсальный источник исцеления заблудившейся в противоречиях человеческой мысли. В самой фигуре изображенного писателя не трудно увидеть художника-импрессиониста, а еще конкретнее -- самого автора. Надвигающаяся революция 1905, сильное заострение классовой борьбы в городе и на селе (особенно сильное крестьянское движение на Украине в 1902 и во время революции 1905--1906) вызвали у писателя яркий отклик, свидетельствующий о том, что К. в этой борьбе целиком стал на сторону революции. Он пишет одно из крупных своих произведений, непревзойденный в лит-ре художественный документ о революции на селе -- повесть о крестьянских революционных настроениях "Fata morgana" (первая часть написана в 1903, вторая окончена лишь в 1910, предполагалась и третья часть, но преждевременная смерть не дала писателю этого осуществить). Эта повесть не потеряла своей актуальности отчасти и по сей день. Здесь на фоне ужасной нужды безземельного крестьянства проходят перед нами: бывший рабочий Андрей Волыка, к-рый мечтает не о земле, а о работе на фабрике; его жена Маланка, все помыслы к-рой сосредоточены на ожидании клочка земли; их дочь Гафийка, последовательница высланного полицией из города за революционную деятельность рабочего Гущи, пропагандиста в среде бедняков, голытьбы; батрак Гудай с его революционно-анархической стихийностью; середняки с их колебаниями и кулак Прыпара с его ненавистью к голытьбе и боязнью наступления революции и т. д. Все эти образы социально-типичны, глубоко верны; особенно ярко развиваются они на фоне быстро совершающихся революционных событий на селе во второй части повести: слухи о революции в городе, агитация кружка рабочего Гущи, с.-х. забастовка, конфискация помещичьей экономии, разгром винокуренного завода и наконец кровавая расправа кулаков с революционным активом села ввиду слухов о приближении казаков. Основное в повести: земля осталась призраком. Все симпатии автора безусловно на стороне революционных батраков и рабочего Гущи, к-рый проповедывал насильственную конфискацию экономии и общественное пользование ею, коллективную обработку земли и т. п. Правда, образ этот дан в повести не особенно ярко и выразительно; очевидно писателю еще недостаточно знакомы были настроения пролетария, не видел он также еще рабочих вождей крестьянской революции. Зато ярки и злы описания кулаков, в частности Прыпары. Описания природы, пейзажи в этой повести глубоко импрессионистичны: они дают возможность ярче воспринимать и запечатлевать изображаемые переживания действующих лиц. Здесь писатель поднимается на высоту мастерства в изображении природы. Некоторые вопросы, затронутые К. в "Fata morgana", более полно разработаны в отдельных рассказах. Так, мысль, высказанная Гущей о том, что наилиберальнейший помещик не уступит добровольно своей земли крестьянству, находит высокое художественное выражение в рассказе "Коні не винні", а кулацкие реакционные настроения рельефно изображены в очерке "Як ми іздили до криниці" и т. д. К. не захлестнула реакция после 1905, как это случилось с писателями буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции. Наоборот в его рассказах: "Сміх", "В дорозі" мы видим решительное осуждение отхода интеллигенции от революции, ее реакционно-индивидуалистических увлечений и настроений. Всем, кто переутомился, запутался в индивидуалистических противоречиях, писатель как бы рекомендует отдых на лоне природы -- этой универсальной лечебницы от душевного разлада и переутомления ("В дорозі", "Intermezzo"). Сам К. в "Intermezzo" лирически описывает, как прошла на лоне природы его душевная утомленность, как он обрел спокойствие и способность попрежнему глубоко реагировать на народное горе, на угнетение и т. д. В ряде произведений К. изображает настроение безыменных героев революции -- террористов, партийных работников ("В дорозі", "Невідомий"), молодых женщин, смело идущих на казнь и тем самым оставляющих глубокий след даже в наиболее зачерствелых душах ("Persona grata") или в душах революционного поколения детей ("Подарунок на іменини"). К. находит так. обр. социально-психологическое оправдание жертвам, понесенным во имя революции. Все герои К. выдвинуты родной писателю средой трудовой демократической интеллигенции. Мы не дали бы законченного портрета писателя, если бы не указали на необычайный лиризм его таланта. Пронизывающий все произведения К., он особенно ярко выступает в повести "Тіні забутих предків" -- одном из последних его сочинений -- повести из жизни украинско-карпатского племени гуцулов. Личные наблюдения писателя над жизнью этого племени и собранный им этнографический материал послужили поводом для создания весьма колоритного, стилизованного под поэтический гуцульский "сказ" произведения. На фоне картин гуцульского быта, переплетая сказочное с действительным, реальное с фантастическим, Коцюбинский показывает в образцах двух противоположных натур два начала в развитии жизни: Иван Палийчук, воспитанный и сформировавшийся под решающим влиянием природы в условиях старых традиций -- натура бесхитростная, поэтическая, покорно приспособляющаяся к силам природы, и потому чувствующая все ее красоты и тайны. Он в этой жизни несчастен. Его невесту Маричку, такую же поэтическую натуру, уносит горная река. Женившись на богатой хозяйке Палагне, Иван тоскует, мечтает и чахнет, приближаясь к трагической смерти. Между тем его сосед Ора -- полная противоположность ему. Он владеет грубой силой, сказочными секретами чародея, посредством к-рых укрепляет свое хозяйство и ведет активную борьбу с природой, как с враждебной ему силой. Он соблазняет жену Ивана Палагну; он всегда побеждает, внося в жизнь начало грубой активной силы. Простая поэтическая натура -- Иван Палийчук -- погибает. У писателя печальное, несколько пессимистическое чувство от того, что ему приходится констатировать победу грубой силы в жизни. Грубая, сурово-фантастическая сказка как-бы становится действительностью, а простая поэтическая непосредственность -- легендой. Такова основная концепция повести, написанной накануне смерти К., когда здоровье его было уже сильно подточено болезнью, что не могло не внести пессимистических ноток в эту повесть -- наряду с потерей, может быть в связи с болезнью же, веры в изменение в ближайшем будущем общественного строя. Над этой повестью, написанной скорее в романтико-символических, нежели в импрессионистских тонах, К. долго работал. Глубокая, длительная отделка произведений вообще была очень характерна для К. Он предъявлял к себе как писателю большие требования. ""Чувство недовольства собой у меня очень развито", говорил не однажды К." -- рассказывает в своих воспоминаниях о нем М. Горький. Не раз случалось, что его произведение уже набиралось, а он все еще посылал те или другие изменения текста, относящиеся к стилю, к отдельным фразам, словам. Этим объясняется необычайность композиции его произведений, симметрия их отдельных частей. В творчестве своем Коцюбинский широко использовал символику народного яз. Являясь одним из ярких выразителей эволюции, проделанной трудовой украинской интеллигенцией конца XIX в. и первой четверти XX в. (от сусального народничества -- к революционной классовой борьбе), К. вошел в украинскую литературу как один из лучших стилистов, мастеров украинской прозы. Смерть К. оборвала ряд начатых им и незаконченных работ. После его кончины обнаружено много набросков, начатых вещей, планов и записей; сохранились также письма, которые только теперь издаются полностью и представляют большой биографический и художественный интерес. Сочинения Коцюбинского почти все были переведены при его жизни на русский язык (печатались в разных журналах -- "Жизнь", "Русское богатство", "Южное обозрение", "Заветы" и другие), а часть из них появилась также и в переводах на немецкий, французский, шведский, польский, мадьярский и другие языки.

Библиография:

I. Твори, 7 тт., ДВУ, Харків; Твори, 9 тт., вид. "Книгоспілка" (с вступительными статьями, примечаниями и вариантами), там же полная библиография работ о жизни и творчестве Коцюбинского. На русском яз.: Рассказы, тт. I и II, изд. "Знание", СПБ., 1911; То же, т. III, Книгоиздательство писателей, М., 1914; Именинный подарок, Рассказы, изд. "Украинский рабочий", Харьков, 1927; Фата-Моргана, Роман, перев. П. Г. Опанасенко, Гиз, М. -- Л., 1927 (то же под названием "Черная тишина", изд. "Долой неграмотность", М., 1927); Собр. сочин., т. I и II, Гиз, М., 1929. II. Джонсон И., Украинский беллетрист, "Образование", 1906, кн. VIII; Горький М., М. М. Коцюбинский (некролог), "Вестник Европы", 1913, VII; Горький М., Предисловие к берлинскому изданию рассказов М. Коцюбинского, Берлин, 1923; Коряк В., Поет укра§нсько§ інтелігенці§ М. Коцюбинський, вид. "Книгоспілка", 1923; Горький М., М. М. Коцюбинский, Собр. сочин., т. XVI, Гиз, М. -- Л., 1924; Козуб С., Молодий Коцюбинський, вид. "Книгоспілка", 1927; Лебідь Ан., Нотатки до біографі§ М. Коцюбинського, вид. "Книгоспілка", 1928; Лакиза І., М. Коцюбинський, вид. "Книгоспілка", 1929; Рецензии: в "Киевской старине", 1906, кн. IX; "Современнике", 1911, кн. I, и 1912, кн. I; в "Украинской жизни", 1916, IX, X, XI.

Михаил Михайлович Коцюбинский (Михайло Михайлович Коцюбинський) - украинский писатель, общественный деятель, классик украинской литературы.

Родился в г. Виннице в семье мелкого чиновника. Отец - Михаил Матвеевич, мать - Гликерия Максимовна Абаз; кроме Михаила у них было ещё четверо детей - два брата и две сестры. Детство и юность будущего писателя прошли в городах и селах Подолья, куда переводили отца по службе. Образование получил в Барской начальной школе (1875 - 1876) и Шаргородском духовном училище (1876 - 1880). В училище 12-летний Михаил влюбился в девушку старше него на 4 года, этот эпизод заставил его сильнее засесть за учёбу, дабы чего-то достичь и привлечь её внимание. Сильное впечатление в этот период на Михаила произвели книги Тараса Шевченко , Марко Вовчок , так что он сам захотел стать писателем.

После окончания училища в 1880 году Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский, намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. В 1881 году семья Коцюбинских, вернулась в Винницу. Коцюбинский смолоду занимал активную гражданскую позицию, пропагандировал революционные и освободительное идеи и в 1882 году был арестован за связь с народовольцами. На квартире Коцюбинских было сделано несколько обысков, а после освобождения Подольское жандармское управление установила за Михаилом тайный надзор.

Из-за тяжёлого материального положения семьи юноше так и не удалось продолжить образование: мать ослепла, впоследствии, в 1886 году, умер отец. Ответственность за семью из четверых человек легла на плечи Михаила. В 1886-1889 годах он даёт частные уроки и продолжает учиться самостоятельно. В 1891 году экстерном сдаёт экзамен при Винницком реальном училище на народного учителя, продолжает заниматься репетиторством.

Вначале 1890-х часть молодой украинской интеллигенции, проникнутая либерально-просветительскими идеями, образовала «Братство тарасовцев», с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связи. В 1892-1896 годах Коцюбинский был в составе Одесской филлоксерной комиссии, боровшейся с вредителем винограда - филлоксерой. Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филлоксерной комиссии стала периодом интенсивного роста писателя: работа в сёлах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов, затем писатель работал в Крыму, который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского.

Оставив работу в комиссии в 1897, Михаил Михайлович предпринимает безуспешную попытку устроиться на работу в Чернигове, где он надеялся получить должность заведующего книжным складом в Черниговской губернской земской управе. После этого Коцюбинский временно поселился в Житомире, где с ноября 1897 по март 1898 занимал различные должности в редакции местной газеты «Волынь». В 1898 году Михаил Михайлович наконец переезжает в Чернигов, где сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал «Земский сборник Черниговской губернии». В сентябре 1900 года устроился в городском статистическом бюро, где работал до 1911 года. В Чернигове женился на Вере Устиновне Дейше, дворянского роду, с которой познакомился ещё в конце 1894-го в Киеве на первом съезде «Громады». Здесь выросли его дети - Юрий, Оксана, Ирина и Роман. Сын Юрий - украинский советский государственный и партийный деятель, был членом первого советского правительства Украины, репрессирован; остальные дети тоже так или иначе связаны с советской властью.

Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодёжь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василь Блакитный , Николай Вороной, Павло Тычина .

Была в жизни писателя ещё одна женщина - Александра Ивановна Аплаксина, младше его на 16 лет. Его многочисленные письма к ней - более 300 - стали важным источником информации к биографии писателя. Отношения Коцюбинского с Аплаксиной закончились с 1907 года, когда из анонимного письма о них узнала жена писателя.

Впоследствии М. Коцюбинский стал путешествовать. Он объездил бо́льшую часть Европы, в частности побывал в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии. Это был не только «зов его души», но и потребность в лечении, его мучили астма и туберкулез. Он часто посещал итальянский остров Капри, где проходил лечение.

В 1911 году «Общество сторонников украинской науки и искусства» назначило М. Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год, чтобы он мог уволиться со службы. Однако писатель чувствовал себя всё хуже. Последний раз находясь в больнице М. Коцюбинский узнал о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко. А вскоре, весной 1913 года, умер и сам писатель. М. Коцюбинский был похоронен на Болдиной горе в Чернигове, любимом месте его ежедневных прогулок.

Коцюбинский - один из самых оригинальных украинских прозаиков. Кроме украинского и русского он знал девять иностранных языков, среди которых греческий, крымскотатарский, цыганский; но главным источником обогащения языка литературы он считал общенародную речь. Коцюбинский одним из первых в украинской литературе осознал потребность её реформирования в направлении современной европейской прозы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. До сих пор некоторые исследователи модернизма Коцюбинского осторожно называют его импрессионистом в литературе.

Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, переводы, очерки, но вскоре главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием, становится художественная проза. Из первых опытов Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы «Андрей Соловейко, или Ученье свет, а неученье тьма» (написан в 1884), «21-го декабря, на введение» (1885), «Дядя и тётя» (1885). Печататься начал в 1890 году - львовский детский журнал «Дзвінок» (Звонок) опубликовал его стихотворение «Наша хатка». В том же году побывал во Львове, установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Иваном Франко . Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891 года он поехал в с. Лопатинцы на Винничине, где совместил работу домашнего учителя в семье местного служащего (бухгалтера сахарозавода) с началом серьёзной литературной работы. Только за 1891 год из-под его пера вышли рассказы «Харитя», «Ёлочка», «Пятизлотник», повесть «На веру», стихотворная сказка «Завистливый брат».

Первый сборник автора, всего из трёх рассказов («Харитя», «Ёлочка», «Маленький грешник»), вышел в начале 1985-го в Чернигове. Повесть «На веру», из-за проблемной на то время морально-этической подоплёки произведения, автор изначально подписывал при подаче рукописи в издательство псевдонимом Захар Козуб.

Годы пребывания Коцюбинского на правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений «Для общего блага», «Посол чёрного царя», «Ведьма», «В узах шайтана», «Дорогой ценой», «На камне», «В грешный мир», «Под минаретами». Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть «Для общего блага» была напечатана в переводе на русский язык в журнале «Жизнь» (1899, кн. 12).

Важным моментом мировоззренческо-писательской эволюции Коцюбинского был рассказ «Куколка». В «Куколке» Коцюбинский предстал выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой его творчества. Романтично-возвышенная, героическая тональность объединяет произведения на темы из прошлого украинского народа - «На крыльях песни» и «Дорогой ценой».

Новелла «Цвет яблони» была в украинской литературе новаторской

17 сентября 1864 - 25 апреля 1913

украинский писатель, общественный деятель

Биография

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 17 сентября 1864 в Виннице. Его матерью была Гликерия Максимовна Абаз.

Позднее Коцюбинские оставили Винницу, и переехали жить в село, а затем - в городок Бар. Здесь Михаила отдали в начальную школу (1875-1876).

В 1876-1880 годах Коцюбинский учился в духовном училище в Шаргороде. В этот период произведения Тараса Шевченко , Марка Вовчка произвели на Михаила такое сильное впечатление, что он и сам захотел стать писателем. После окончания Шаргородской семинарии в 1880 году Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский , намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. В 1881 году семья Коцюбинских, которая некоторое время переезжала с места на место, вернулась в Винницу. В 1882 году Коцюбинский арестован за связь с народовольцами, а после освобождения взят под надзор полиции.

Из-за тяжёлого материального положения семьи юноше не удалось продолжить образование: мать ослепла, а впоследствии (в 1886 году) умер отец. Ответственность за довольно большую семью (8 человек) легла на плечи Михаила. В 1886-1889 годах он даёт частные уроки и продолжает учиться самостоятельно, а в 1891 году, сдав экзамен экстерном при Винницком реальном училище на народного учителя, работает репетитором.

В 1892-1896 годах Коцюбинский был в составе Одесской филлоксерной комиссии, боровшейся с вредителем винограда - филлоксерой. Работа в сёлах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов: «Для общего добра», «Пе-коптьор», «Дорогой ценой». Затем писатель работал в Крыму, который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского. В 1898 году Михаил Михайлович переехал в Чернигов . Сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал «Земский сборник Черниговской губернии». В сентябре 1900 года устроился в городском статистическом бюро, где работал до 1911 года. В Чернигове встретил Веру Устиновну Дейшу, влюбился, и она стала его женой. Здесь выросли его дети - Юрий , Оксана, Ирина, Роман. Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодёжь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василь Блакитный , Николай Вороной , Павло Тычина.

Впоследствии М. Коцюбинский начал путешествовать. Он объездил почти всю Европу. Это был не только зов его души, но и потребность в лечении. Он часто посещал итальянский остров Капри, где проходил лечение. В 1911 году Общество сторонников украинской науки и искусства назначило М. Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год, чтобы он мог уволиться со службы. Однако писатель чувствовал себя все хуже. Его мучили астма и туберкулез.

В больнице М. Коцюбинский узнаёт о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко (об их дружбе подробно рассказывает Н. Шурова в книге «Я весь был, как песня»).

Весной 1913 года М. Коцюбинского не стало. Похоронили писателя на Болдиной горе в Чернигове .

Творчество

М. Коцюбинский начал печататься в 1890 году. В своих общественно-политических, философских и эстетических взглядах он прошёл сложный путь от либерального народничества и культурничества к революционно-демократическому мировоззрению, проявляя глубокий интерес к марксизму. Со 2-й половины 90-х годов Коцюбинский выходит в своём творчестве за рамки национально-крестьянского быта, запечатлевая жизнь различных слоёв буржуазного общества. Основные произведения Коцюбинского - повесть «Fata morgana» (1904-1910) и другие произведения, написанные в 1904-1912 годах, - дают широкую панораму событий периода Революции 1905-1907 годов и наступившей затем реакции. Писатель рисует картины народной расправы над угнетателями, рождение новой деревни, собирающей вместе с рабочим классом силы для революционного натиска. Он показал в своих новеллах истерзанную погромами городскую провинцию («Смех», «Он идёт», 1906), гневное брожение в народе («Как мы ездили в Криницу», 1908; «Что записано в книгу жизни», 1911), героев революционного подполья, противопоставленных ренегатам («В дороге», «Неизвестный», 1907; «Сон», 1911), отвратительные маски реакции («Persona grata», 1908; «Подарок на именины», 1912), страстно изобличал декадентов как «мародёров революции» в искусстве («Intermezzo», 1909), либералов как пособников реакции («Кони не виноваты», 1912). Торжествующим гимном всепобеждающей правде жизни прозвучала повесть «Тени забытых предков» (1912).

В историю украинской литературы М. Коцюбинский вошёл как художник революции, оказавший большое влияние на развитие украинской советской прозы (А. Головко , А. Довженко , Ю. Яновский , Олесь Гончар и другие). Максим Горький , с которым Коцюбинский был близко знаком, высоко ценил его творчество. Ленин, также хорошо знакомый с Коцюбинским, назвал его ближайшим к большевикам писателем.

Произведения Коцюбинского переведены на многие языки мира. По произведениям Коцюбинского созданы фильмы «Кровавый рассвет» (1957), «Кони не виноваты» (1957), «Дорогой ценой» (1958), «Тени забытых предков» (1965).

Память

  • Михаилу Коцюбинскому посвящены два литературно-мемориальных музея - в Виннице (1927) и в Чернигове (1935).
  • В честь Коцюбинского названы населённые пункты:
    • пгт Коцюбинское Киево-Святошинского района Киевской области;
    • пгт Михайло-Коцюбинское Черниговского района Черниговской области.

Коцюбинський Михайло Михайлович - знаменитый украинский писатель. Родился в Виннице в бедной семье мелкого чиновника; детство провел в украинских местечках и селах Подолии, по месту службы своего отца. В 1880 окончил духовное училище - бурсу (в Шаргороде, бывшей Каменец-Подольской губернии); продолжать образование ему не удалось, т. к. он должен был заботиться о своей большой семье (отец к этому времени лишился работы, мать ослепла). Это принудило будущего писателя заняться после переезда семьи в Винницу частными уроками, а знания свои усиленно пополнять самообразованием.

Еще в детстве Коцюбинский увлекался украинской, а также и русской народнической литературой, кроме того читал и увлекался Фурье, Фейербахом и др. Живя в Виннице, Коцюбинский установил связи с народнически настроенной молодежью; это обратило на себя внимание полиции, которая рано начала его преследовать (произвела у него обыск, взяла подписку о невыезде и лишила его права поступить на службу, так что Коцюбинский занимался преимущественно частными уроками). В 80-х гг. Коцюбинский участвовал в «хождении в народ». К этому времени относятся его первые лит-ые опыты: «Андрий Соловейко, або вчення світ, а невчення тьма» и позднейшие - «21 грудня, на введення», «Дядько та тітка». Они написаны под сильным влиянием украинских писателей: Марко Вовчка, в особенности Иван Нечуй-Левыцкого и др. В этих - еще ученических - произведениях Коцюбинского проводит свои народнически-просветительские взгляды. В конце 90-х гг. Коцюбинский решает вплотную заняться литературной работой, совершает поездку в Западную Украину (Галицию). Здесь он сходится близко, минуя радикально-демократическое и революционное течения (Иван Франко, М. Павлик и др.), с представителями и печатью так наз. народовцев (националистическое и оппортунистически-соглашательское, лойяльное по отношению к австрийской монархии направление, отражающее идеологию западно-украинской буржуазной интеллигенции). Коцюбинский начал сотрудничать в их журналах «Дзвінок», «Зоря» и др., где помещал рассказы и стихи для детей и основные произведения первого периода своей литературной деятельности (на Украине, в условиях Российской империи, украинские печатные органы были запрещены).

Литературные выступления дали возможность Коцюбинскому связаться с некоторыми деятелями национально-культурного движения (М. Комаровым и др.); последние и помогли ему устроиться на службу. С 1892-1897 Коцюбинский работает в комиссии по борьбе с филоксерой, сначала в Бессарабии, а потом в Крыму. Занимаясь в этот период литературой, он одновременно принимает участие в нелегальной националистически-культурнической организации (так наз. «Братство Тарасівців»), не проявившей впрочем себя ни общественной активностью, ни четкостью платформы и вскоре развалившейся. В идеализированном виде задачи этого братства представлены в сказке Коцюбинского «Хо».

Оставив по болезни филоксерную комиссию, Коцюбинский переходит на газетную работу в качестве заведывающего конторой издательства и ответственного лит-ого сотрудника газеты «Волынь» (в Житомире). Беспринципная и материально необеспеченная провинциальная газета не удовлетворяет Коцюбинского, он скоро ее бросает и переезжает на постоянное жительство в Чернигов, где с трудом получает место статистика в губернской земской управе. Там он и служит почти до самой своей смерти.

(1876 - 1880). Здесь произошло событие, о котором писатель вспоминал с некоторым юмором. 12-летним подростком он влюбился в 16-летнюю девушку, а чтобы привлечь ее внимание, решил стать "большим человеком" и набросился на книги. Произведения Т. Шевченко , Марка Вовчка оказали на Михаила такое сильное впечатление, что он и сам захотел стать писателем. После окончания Шаргородского семинарию Михаил Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский , намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. семья Коцюбинских, которая некоторое время переезжала с места на место, вернулась в Винницу. Через тяжелое материальное положение семьи юноше не удалось продолжить образование: мать ослепла, а впоследствии ( года) умер отец. Ответственность за достаточно большую семью (4 человека) легла на плечи Михаила. В 1886-1889 он дает частные уроки и продолжает учиться самостоятельно, а 1891-го, сдав экзамен экстерном при Винницком реальном училище на народного учителя, работает репетитором.

В эти годы будущий писатель увлекается освободительным, народным движением, которое охватило тогда всю империю, занимает активную гражданскую позицию, пропагандирует революционные освободительное идеи. Времени Подольское жандармское управление приняло Коцюбинского на учет. На квартире Коцюбинских было сделано несколько обысков, а за Михаилом установлено тайное наблюдение.

Литературная карьера Михаила началась с полного провала. В 1884 г. он написал рассказ "Андрей Соловко, или Вчение мир, а невчение тьма". Эту первую попытку молодого автора были оценены весьма скептически. Один из критиков советовал начинающему оставить это дело. Однако приговор критиков не остановил творческого запала Коцюбинского, он пишет и дальше, но произведения к печати не подает. Коцюбинский начал печататься в 1890 г. - львовский детский журнал "Звонок" опубликовал его стихотворение "Наш домик".

Важную роль в формировании мировоззрения Коцюбинского сыграла его поездка во Львов того же 1890 Здесь он знакомится с И. Франко, налаживает контакты с редакциями журналов "Правда", "Заря", "Звонок" и др.. Поездка положила начало постоянному сотрудничеству писателя с западно украинскими изданиями.

В 1892-1896 Коцюбинский был в составе Одесской филоксерной комиссии, которая боролась с вредителем винограда - филлоксерой . Работа в селах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов: "Для общего добра", "Пе-коптьор", "Дорогой ценой". Затем писатель работал в Крыму , который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского. Впоследствии (1898 г.) Михаил Михайлович переехал в Чернигов , прикипев душой к этому придеснянских уголка. Сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал "Земский сборник Черниговской губернии". В сентябре 1900 поступил в городской статистического бюро, где работал до 1911. В Чернигове встретил Веру Устиновна Дейша, влюбился, и она стала его женой - верным другом и помощником. Здесь выросли его дети - Юрий , Оксана, Ирина, Роман. Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодежь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василий Голубой , Николай Вороной , Павло Тычина . Впоследствии Коцюбинский начал путешествовать. Он объездил почти всю Европу . К сожалению, это был не только состав его души, но и потребность лечиться.

Жизнь отца описала дочь Ирина Коцюбинская. Желая лучше изобразить образ отца она использует не только собственные наблюдения, картины его семейного, гражданского и творческой жизни, но и рассказы родных, близких, отрывки из произведений писателя, переписка, давно забытые воспоминания его современников, которые были опубликованы давно или совсем не оглашались, а также материалы жандармских управлений и другие архивные материалы, хранящиеся в Москве , Киеве , Чернигове , Виннице, Одессе , Харькове , Житомире , Крыму и т.д..

В другом аспекте рассказывает о выдающемся волшебнике украинского слова Леонид Смелянский в повести "Михаил Коцюбинский" (К.: Молодь, 1968. - 157 с.). Выдающийся писатель предстает перед читателем во всей своей духовной и творческой величия. Автору удалось подчеркнуть необычный талант Коцюбинского, его человечность, интеллигентность, народность, безграничную влюбленность в свой родной край. В этой повести, как в любом художественном произведении, есть место фантазии. С надеждой отдохнуть, поправить здоровье Коцюбинский оставляет Чернигов и поселяется в пустом деревенском доме доброго знакомого, вдали от шумных дорог и трактов. Его окружает родная многоцветная природа, которую он так любил и так умело воспроизводил искусным писательским словом. И покой и отдых вскоре были нарушены приездом Бориса Дмитриевича Гринченко , фольклориста, этнографа, литератора. Было в жизни такое, на чем скрещивали мечи "эти знаменитости". Их спорам было хотя пятнадцать лет. Не обошлось без дискуссии и на этот раз. А в результате - снова дало о себе знать больное сердце . Постоянно чувствовал усталость.

Постоянные материальные лишения, конфликты с властью и еще "... сестры. И снова в воображении возникает прибита своим горем Лидия, погружена в себя, в свою тяжкую муку. И Ольга - за тюремной решеткой...". К тому же - постоянная печаль судьбой любимой женщины, Александры Ивановны Аплаксиной (1880-1973), младшей его на 16 лет (более 300 писем Коцюбинского к Аплаксиной издан в 1938 г. Институтом украинской литературы АН УССР; издание изобиловало купюрами морального и политического характера. Так, вычеркнуто все упоминания о людях, в то время считались в СССР "Врагами народа"). Ежедневные встречи как радовали, так и подавляли. Выход был один - разлука, ведь у него семья, дети. В 1907 г. из анонимного письма жена узнала об отношениях мужчины с Аплаксиной и заставила его дать слово не бросать семью.

И среди этих нелегких повседневных забот - работа. Уже давно зрел план воспроизвести свои глубокие и противоречивые впечатления от путешествия Прикарпатьем: Гуцульщина навсегда оставила в его памяти образ погибшего охотника Маки, большого ребенка гор, танки и пьянство у гроба покойника (обычай, оставшийся еще со времен язычества), мизерные кресты на могилах, беспомощное писка несчастного ребенка, которого мать считает подменена. Где-то приблизительно так рождался замысел напоенного ароматами поэзии, народными легендами озаренной солнечной красотой Гуцулии непревзойденного произведения "Тени забытых предков" . По сюжету Сергей Параджанов создал одноименный фильм, ставший одним из мировых шедевров.

Время отсчитывали последние дни пламенного жизни. В больнице Коцюбинский узнает о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко (об их дружбе подробно рассказывает Н. Шурова в книге "Я был весь, как песня"). Известие о том, что где-то в селе от голода и болезней, замученный мироедами, погиб талант, певец горя и крестьянских горьких слез Архип Тесленко , мучается болезнью Иван Франко , а в южных краях гибнет, не в силах победить недуг, трагическое сердце мужественного Леси Украинские глубоко его потрясла.

Весной 1913 Михаила Михайловича Коцюбинского не стало. Похоронили писателя на Болдиной горе в Чернигове , любимом месте его ежедневных прогулок.


2. Творчество

Коцюбинский был и остается одним из самых оригинальных украинских прозаиков. М. Коцюбинский одним из первых в украинской литературе осознал потребность ее реформаторства в направлении модерной европейской прозы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. Еще и до сих пор некоторые исследователи о модернизме М. Коцюбинского говорят осторожно, называя его импрессионистом в литературе. Современник писателя, критик С. Ефремов так сказал о нем: "Человек культурен, до мельчайших подробностей, европеец с головы до пят... был настоящим аристократом Духа без всякого принуждения со своей стороны...". Был очень аккуратный, благородный, внутренне дисциплинированный.

Знал девять иностранных языков, среди которых греческий , крымская , цыганский . Его называли Солнцепоклонником и подсолнечника, потому больше всего любил солнце , цветы и детей . Служил обычным клерком в статистическом отделе Черниговской управы, на работу ходил с непременным цветком в бутоньерке. В своих известных на весь мир произведениях он воспевал цвет яблони , песня жаворонка, детские глаза, рисовал словом человеческую беду и красоту .

Памятник Михаилу Коцюбинскому в Виннице

Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, песни, очерки, и быстро главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием становится художественная проза. С первых попыток Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы "Андрей Соловейко, или Вчение мир, а невчение тьма" (1884), "21-го декабря, на введение" (1885), "Дядя и тетя" (1885).

Печататься Коцюбинский начал в 1890 г. - львовский детский журнал "Звонок" опубликовал его стихотворение "Наш домик". В этом же году он побывал во Львове, установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Франко. Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891 г. он уезжает в с. Лопатинци на Винниччине, где совмещает работу домашнего учителя в семье местного служащего (бухгалтера сахарозавода) с углубленным изучением жизни села, народного языка, культуры и начинает серьезную литературную работу. За один 1891 из-под его пера выходят рассказы "Харитя", "Елочка", "Пятизлотник", повесть "На веру", стихотворная сказка "Завистливый брат". Произведения привлекли внимание литературной общественности, показали, что в украинскую прозу пришел талантливый писатель.

В начале 90-х гг часть молодой украинской интеллигенции, проникнутой либерально-просветительскими идеями, образует организацию "Братство тарасовцев" , с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связь. Эта связь отразилась на его творчестве. В сказке "Хо" (1894) Коцюбинский поднимает значение либерально-просветительской деятельности.

Годы пребывания Коцюбинского на правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений "Для общего добра" (1895), "Пе-коптьор" (1896), "Посол от черного царя" (1897), "Ведьма" (1898), "В путах шайтана" (1899) , "Дорогой ценой" (1901), "На камне" (1902), "В грешный мир", "Под минаретами" (1904). Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть "Для общего добра" была напечатана в переводе на русский язык в журнале "Жизнь" (1899, кн. 12).

Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филоксерной комиссии стала периодом интенсивного роста писателя Оставив работу в комиссии, он после безуспешной попытки устроиться на работу в Чернигове , где жила семья, едет в Житомира и занимает различные должности в редакции местной газеты "Волынь". В начале 1898 г. Коцюбинский наконец получает работу в черниговском земстве.

Важным моментом мировоззренчески-писательской эволюции Коцюбинского был рассказ "Куколка" (1901). В "Куколке" Коцюбинский предстает выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой творчества Коцюбинского.

Несколько особняком в наследии Коцюбинского стоят произведения на темы из прошлого украинского народа - "На крыльях песни" (1895) и "Дорогой ценой" (1901). Их объединяет романтически-приподнятая, героическая тональность.

Новелла "Цвет яблони" была в украинской литературе новаторской по теме: нарушалась проблема отношения писателя к действительности, говорилось, что художник при любых обстоятельствах не может забывать о своем гражданско-профессиональный долг, должен болеть чужим горем, как собственным.

К теме "Цвет яблони" Коцюбинский возвращается еще раз (цикл миниатюр "Из глубины", поэзия в прозе "Память души", незаконченное произведение "Паутина", новеллы "Intermezzo" и "Сон"). Выраженное в этих произведениях идейно-художественное кредо декларируется и в письме-воззвании М. Коцюбинского и М. Чернявского 1903 г. по украинских писателей. Последующее развитие украинской литературы Коцюбинский видел в расширении ее тематических и идейных горизонтов, поиску новых художественных форм.

В пятилетие перед революцией - гг Коцюбинский написал и опубликовал рассказ "Fata Morgana" (Киевская старина , 1904), в котором уловил те главные сдвиги в сознании крестьянства и новые тенденции в эволюции социальной психологии села, которые на полную силу проявились во время революции. Революция окончательно открыла миру новое село, а Коцюбинский без какого-либо вмешательства в текст рассказа продолжил его как вторую часть повести. Вторая часть повести "Fata morgana" (опубликована в апрельском номере "Литературно-научного вестника" за 1910 г.) принадлежит к выдающимся творческим достижениям Коцюбинского, связанных с событиями первой русской революции (1905-1907).

Ведущим жанром малой прозы Коцюбинского после 1901 г. становится социально-психологическая новелла.

В 1906 - 1912 гг кроме второй части "Fata morgana" М. Коцюбинский создает новеллы "Смех", "Он идет" (1906), "Неизвестный", "Intermezzo" , "В дороге" (1907), "Persona grata" , "Как мы ездили в Криницу" (1908), "Дебют" (1909), "Сон", "Письмо" (1911), "Подарок на именины", "Кони не виноваты" , образки-этюды "Хвала жизни!", "На острове" (1912), а также повесть "Тени забытых предков" (1911).

Во время поездок на остров Капри писатель часто встречался с Горьким , зимой 1911 - 1912 гг даже жил у него и написал там "Кони не виноваты" и "Подарок на именины".

Художественные очерки "Хвала жизни!" и "На острове", написанные летом 1912 г., - последние произведения М. Коцюбинского. Пафосом торжества жизни над смертью проникнут очерк "Хвала жизни!?. Лейтмотивом очерка "На острове" также идея непрерывности, вечности человеческого бытия.

Коцюбинский побывал во многих экзотических местах - в Крыму , Бессарабії , на Гуцульщині та в Італії , його листи переповнені враженнями від природи цих країв. Коцюбинський вражав своїх сучасників знанням природничих наук. Він проникав у таємниці природи через наукову літературу і власні спостереження. Це допомагало йому глибше, по-філософськи сприймати навколишній світ, краще збагнути і точніше відтворити життя людини в органічному зв"язку з усім світом. Природа і людина зливаються у нього в одне ціле, стоять в одному поетично-філософському ряду.

Мовна практика Коцюбинського - один з яскравих прикладів широкого підходу до розвитку літературної мови. Не заперечуючи ваги різних стилів української літературної мови, слів-новотворів, оригінальних виразів, конструкцій, він головним джерелом збагачення мови літератури вважав загальнонародну розмову.

Творчість Коцюбинського служить художнім прикладом уже не одному поколінню українських письменників.


3. Журналістика в творчості Коцюбинського

Простежити журналістські опуси М. Коцюбинського дає змогу передусім політична, літературна і громадська газета "Волынь", у редакції якої письменник працював майже півроку. Влаштуватися сюди його змусили обставини: залишивши роботу у філоксерній комісії в 1897 р., сподівався одержати посаду завідуючого книжковим складом у Чернігівській губернській земській управі, однак губернатор не допустив його до цієї праці, тож письменник змушений був тимчасово виїхати до Житомира. Тут він працював із листопада 1897 до березня 1898 р. спершу на посаді адміністратора, потім завідував рубрикою "Свет и тени русской жизни" газети "Волынь". Про життя М. Коцюбинського в Житомирі є лише поодинокі згадки, але вони цінні як свідчення інтелектуального зростання письменника, розширення обріїв його мистецьких зацікавлень.

Умови праці у газеті були складні: видавець не дбав про сприятливі умови, погано фінансував редакцію, співробітники часто бідували. Михайло Михайлович був украй невдоволений перебігом редакційних подій. Нарікаючи, що доводиться дуже важко працювати, "розриватися на 100 частин", він добросовісно виконував щоденні журналістські обов"язки, інколи самотужки випускав у світ новий номер, продавав у свіжий номер, оформляв передплату.

Напрям часопису, байдужість керівництва, нефаховість співробітників провінційного часопису часто обурювали письменника. Основною працею М. Коцюбинського в газеті "Волынь" була рубрика "Свет и тени русской жизни". Але різні незгоди із редактором, боротьба з цензурою, тривали майже кожного разу, коли доводилося подавати матеріали в номер і відстоювати власну позицію. М. Коцюбинський уважно перечитував тогочасну російську пресу, "викроював" із неї більші чи менші шматки, організовував, опрацьовував ці матеріали, підпорядковував їх висвітленню тих чи інших питань. То була своєрідна праця. Намагаючись приспати увагу цензури, журналіст свідомо обмежував себе як коментатор, часто не висловлювався з приводу певної інформації, коли факти говорили самі за себе. Жартома письменник називав себе "закрійником". Скомпонувавши відповідним чином виписки зі статей, надрукованих у російській періодиці, йому вдавалося донести сміливі думки до громадськості.

Окремі свої статті в газеті "Волынь" письменник не позначав повним іменем, залишаючи під матеріалом криптонім. Про те, що вони належать саме Коцюбинському, свідчать листи до дружини. Так, рубрику "Свет и тени русской жизни" письменник підписував М. К. Про цю публікацію він повідомляв Вірі Устинівні 22 грудня 1897 року: "? Вибравши вільну годину, взявся за?Свет и тени? і дав для завтрашнього випуску статтю. Отож редактор не згоджується з моїми поглядами на справу - і нам довелось дуже сперечатися та лаятися. Хоч я й відстояв половину статті, та цікавіша половина пропала, бо Фідлер викреслив її, опираючись на свої права відповідального редактора".

Справжньою удачею вважав письменник публікацію в житомирській газеті матеріалів про українські справи: рецензії на галицькі журнали, огляди шкільної освіти, відродження національних традицій, поширення фольклору, вшанування видатних письменників, обговорення проблем розвитку рідної мови (він також вів рубрику "К полемике о самостоятельности малороссийского язика") тощо. Впродовж трьох номерів (№ 22 - 24) за 28-30 січня "Волынь" презентувала статтю "Организация общественных развлечений" - перероблений матеріал відомого українського фольклориста, етнографа і літературознавця М. Ф. Сумцова (оригінально ця публікація з"явилася в січневій книзі журналу "Образование" за 1898 р.), де простежуються європейські шляхи розвитку української культури, проаналізовані вистави малоросійського театру, літературні вечори, поширення народних читань у Харкові, Одесі, попит на екскурсії і подорожі рідним краєм.

За оцінками дослідників української періодики, саме завдяки Коцюбинському газета "Волынь" набула широкої популярності. Інколи навіть не вистачало примірників і доводилось збільшувати наклад. На їх думку, саме таких журналістів, котрі б, незважаючи на цензурні примхи, не покладаючи рук, просували українознавчі матеріали, відстоювали свою принципову думку, потребувала в той час Волинь і весь український край.


4. Произведения



5. У кіно

Життю письменника присвячено стрічку "Родина Коцюбинських" Т. Левчука (1970, образ Коцюбинського відтворив О. Гай).

За мотивами творів письменника зняли фільми: "Навздогін за долею" М. Терещенка (1927), "Фата моргана" Б. Тягна (1937), "Кривавий світанок" О. Швачка (1956), "Пекоптьор!" В. Карасьова (1956), "Коні не винні" С. Комара (1956), "Дорогою ціною" М. Донського (1957), "Тіні забутих предків" С.Параджанова (1964), "Тіні забутих предків" Ю. Суярка (1990, відео), "Подарунок на іменини" Л. Осики (1991), "Тіні забутих предків" К. Костюкова (1990). М. Коцюбинського показано у фільмі "Правда" (1957, його зіграв В.Черняк) та в науково-популярній стрічці "Михайло Коцюбинський" (1958), Дурочки (1958).