Какие оперетты написал имре кальман. Вдали от родины

Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены». Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру. Д.Д. Шостакович величал этого композитора гением, а друзья называли «угрюмым медведем». Меланхолик и пессимист, скромный человек, который не умел веселиться, но создавший почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений, погружающих в мир праздника и торжества справедливости. Имя его – Имре Кальман - мастер, являющийся одним из виднейших представителей венской оперетты, преобразовавший её из развлекательного в жанр наполненный реализмом и психологической глубиной.

Краткая биография

Эммерих – такое имя получил мальчик, появившийся на свет 24 октября 1882 году в семье еврейского коммерсанта Карла Коппштейна и его жены Поли Зингер, проживающих в небольшом курортном поселении Шиофок, расположенном на берегу знаменитого озера Балатон. У Эммериха уже в раннем возрасте стали проявляться необыкновенные музыкальные способности, но в то время он совсем не думал о музыкальной карьере. В четыре года малыш мечтал стать портным, а через два года, когда пришло время обучения в гимназии, его детские желания развернулись в сторону юриспруденции. Родители, стараясь разносторонне развивать своего сына, в восемь лет отдали его на обучение сразу в две школы: обыкновенную и музыкальную. Мальчик учился очень старательно, но увлечённо занимаясь по всем предметам, он всё же музыке уделял особое внимание и каждую свободную минуту проводил за роялем, разучивая произведения великих классиков. Даже во время каникул мать с руганью оттаскивала его от инструмента, чтобы посадить за стол и накормить.


В 1896 семья Карла Коппштейна из-за сильно пошатнувшегося финансового положения вынуждена была переехать в Будапешт. Для всех наступил сложный период, даже юному Эммериху, который в то время учился в пятом классе гимназии, приходилось помогать семье, зарабатывая деньги репетиторством и перепиской деловых писем. Тем не менее мальчик продолжал усердно учиться в двух школах, успехами радуя своих родителей. Первое публичное выступление молодого музыканта состоялось весной 1898 года, публика на этом концерте впервые услышала выступление Имре Кальмана. Это венгерское имя мальчик придумал себе сам, и под данным псевдонимом его впоследствии узнал весь мир. Юноше было пятнадцать лет, но он был такой маленький и худенький, что на следующий день журналисты в столичных газетах расхваливали замечательное выступление двенадцатилетнего вундеркинда. Имре действительно в эти годы лелеял мечту о карьере пианиста, но, к сожалению, ей не удалось осуществиться. Во-первых, родители Имре связывали будущее юноши с юридическим правом, а во-вторых, вскоре из-за прогрессирующего артрита ему пришлось распрощаться с инструментом.

После окончания гимназии Кальман по воле отца вынужден был поступить в университет на факультет юриспруденции, но через год, не желая разлучаться с музыкой, он втайне от родителей сдал экзамены и поступил в Музыкальную Академию. Проучившись в университете, Имре так и не стал юристом, он решил всю свою жизнь связать с музыкой. Отец был категорически против такого решения сына, но Имре стоял на своём. В результате молодому человеку пришлось уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он пробовал свои силы как музыкальный критик в одной из столичных газет, а кроме этого сочинял музыку к весёлым куплетам для кабаре.

Начало карьеры. Первый успех.


В 2004 году в Венгерском оперном театре состоялся успешный дебют Имре Кальмана как композитора. На концерте выпускного курса Академии музыки впервые прозвучали его поэмы «Сатурналии» - произведение для симфонического оркестра. После окончания учёбы Кальман продолжил работать в редакции газеты музыкальным критиком, а всё свободное время посвящал композиции и вскоре за камерно-вокальный цикл получил премию Роберта Фолькмана, присуждаемую будапештской Академией музыки. Это вознаграждение позволило Имре несколько недель провести в Германии, где он, воспользовавшись такой удачной возможностью, обратился во все известные немецкие музыкальные издательства, предлагая свои сочинения, но, к сожалению, везде получил отказ.

Расстроенный тем, что его произведения никому не нужны Кальман вернулся в Будапешт. Негодованию молодого композитора не было предела: его серьёзные произведения никому не нужны, а вот легкомысленная музыка, которую он сочинял для ресторанов, пользовалась популярностью. От досады Имре стал подумывать о сочинении оперетты, но всегда в гневе отгонял от себя эту мысль: как это он, достойный ученик выдающегося Кёслера, опустится до такого несерьёзного жанра. Быть может именно в такие мгновения и происходило рождение легендарного автора оперетт, тем более, что сложные жизненные обстоятельства складывались так, что Кальману необходимо было принять важное решение. И вот в 1908 году он всё же пишет свою первую оперетту «Осенние манёвры». Успех премьеры был настолько ошеломительный, что его назвали праздником победы, но самое лестное было то, что весь город уже на следующее утро распевал мелодии из нового спектакля. После показа в Будапеште оперетта также восторженно была встречена в Вене, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Стокгольме, добралась до России, а затем с триумфом пересекла океан.

В зените славы

Начиная с 1909 года, жизнь Кальмана была связана с Веной. Сначала он часто приезжал сюда из-за постановок своих спектаклей, а затем, встретив там свою первую любовь Паулу Дворжак, обосновался в австрийской столице на долгие годы. Имре в это время много и упорно работал. Одна за другой из под его пера выходили искрометные музыкальные комедии, которые так триумфально шествовали по всему миру, что помешать им не могла даже Первая мировая война. Мелодии «Королевы чардаша » - оперетты, которая принесла её автору воистину мировую славу, пели по обе стороны фронта.

Однако в этот период жизни судьба готовила Кальману удар за ударом: сначала пришло известие о серьёзной болезни отца, которая не оставляла ни малейшего шанса на выздоровление, а затем Имре был глубоко потрясен безвременной кончиной своего любимого старшего брата Белы. Кальман впал в депрессию, выход из которой ему помогла найти его любимая Паула и, конечно же, усердная работа. Только тогда, когда композитор создавал свои зажигательные мелодии, он забывал обо всех горестях на свете. В этот период Имре сочинял одно произведение за другим, отрывки из которых становились шлягерами и распевались в разных уголках земного шара. Все оперетты композитора были пропитаны любовью, но ведь и он сам очень любил своих родных и близких, а они уходили один за другим. В 1924 году умер отец, а в феврале 1928 года после продолжительной и тяжёлой болезни скончалась Паула - его любовь, жена и друг.

Однако через полгода в жизнь композитора, который был в то время на пике славы, вошла другая женщина – Вера Макинская. Русская эмигрантка так обворожила Имре, что вскоре, а именно в 1930 году, состоялась их свадьба. В тот период своей жизни Кальман был необычайно счастлив: у него была любимая жена, которая впоследствии подарила композитору троих детей. Однако на пороге опять стояла большая беда. Небо Европы в середине тридцатых годов стали затягивать «тёмные тучи», а в марте 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Спокойная жизнь Имре закончилась, так как уже через пять дней он был срочно вызван в Имперскую канцелярию, где ему в унизительной форме напомнили, что его отец – еврей, но поскольку рейхсканцлер ценит музыкальные заслуги Кальмана, то, несмотря на происхождение, ему предоставили статус почётного арийца и разрешили проживание в Австрии. Возмущённый композитор, воспринявший это как оскорбление, напомнил, что, прежде всего он венгр и гордо отказался от такой «милости».


Эмиграция

Имре понимал, что немцы не простят ему такой наглости, поэтому принял решение срочно вместе с семьей покинуть Вену. Сначала они отправились в швейцарский Цюрих, а затем переехали в Париж. Но и там оставаться было опасно, так как немцы быстрыми темпами приближались к французской столице, и в 1940 году Кальману ничего более не оставалось, как поспешно эмигрировать в Соединённые Штаты. Такие перемены в жизни стали суровым испытанием для композитора: ему пришлось начинать всё с начала, вплоть до изучения английского языка. Обосновавшись в Америке, Имре очень рассчитывал, что кинокомпания, купившая права на экранизацию некоторых его оперетт, будет делать также заказы на музыку к фильмам. Однако надежды композитора оказались напрасными: фильмы по его произведениям никто снимать не собирался, а музыка Кальмана в Америке никому была не нужна. Имре был разочарован, но не сдался. По своей природе он был неплохим бизнесменом и умел правильно вкладывать денежные средства, а вскоре ему всё же предложили концертное турне по всей стране, и забытые мелодии из оперетт Кальмана вновь стали входить в моду. К тому же, после долгого творческого перерыва, а именно в 1945 году, он решился написать новую музыкальную комедию «Маринка».

Живя в Америке, Имре постоянно следил, за событиями, происходящими в Европе, тем более в его любимой Венгрии. Когда он узнал о гибели в концлагере обеих своих сестёр, с ним случился инфаркт, а зимой 1948 года, немного отойдя от болезни, Кальман принял решение вернуться в Европу. По настоянию жены семья поселилась в Париже, так как там обитала большая русская диаспора. Первым делом в 1949 году Имре побывал в Вене, где посетил могилу Ф. Легара, а через некоторое время, вернувшись в Париж, он перенёс инсульт, а затем ещё один инфаркт. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, Кальман продолжал работать и заключительную ноту в своей последней оперетте «Аризонская леди» написал за день до своей смерти - 30 октября 1953 года.

Интересные факты

  • Кальман никогда не танцевал, но однажды на балу он всё же не посмел отказать очаровательной даме, которая пригласила его на вальс. В результате композитор жестоко поплатился за этот «неосторожный» для него поступок: сделав несколько движений, он запутался в шлейфе партнёрши и упал. Под громкий хохот присутствующих Имре с позором покинул зал, но после этого для себя решил, что все герои его оперетт, не зависимо от возраста, обязательно должны танцевать. С тех пор артистам его спектаклей помимо вокальных партий приходилось разучивать также танцевальные номера.
  • У Имре Кальмана была очень интересная привычка: если премьерный спектакль прошел хорошо, он не выходил сразу к зрителям на поклон, а забившись в какой-либо артистической уборной, на манжете своей рубашки писал колонки цифр, подсчитывая выручку от спектакля.
  • Однажды композитор, присутствуя на цирковом представлении, увидев один номер, был очень заинтригован. На арене выступал акробат, у которого на лице была одета маска. Кальман прошёл за кулисы, так как ему очень захотелось познакомиться с таинственным артистом. Сумев разговорить циркача, Имре узнал, что тот являлся потомком знатной семьи из России, которому после революции пришлось эмигрировать в Вену и подобным образом зарабатывать себе на жизнь. Чтобы его не узнали, аристократ вынужден был прятать своё лицо. Впечатлённый рассказом артиста, композитор решил использовать эту историю для сюжета своей новой оперетты. Так появилась "Принцесса цирка ".
  • Когда Имре познакомился с Паулой Дворжак в квартире его любимой женщины жила такса, к которой хозяйка относилась с большой нежностью. С тех самых пор, где бы ни жил композитор, в его доме всегда были собаки, причём всегда только одной породы - такса. Кальман не заморачивался с кличками и всегда называл своих животных именами главных героинь своих оперетт: Шари, Сильва, Марица, Маринка.
  • К Имре Кальману с большим почитанием относятся во всём мире. Памятники ему установлены на родине композитора в Шиофоке, а также около театра оперетты в Будапеште. Кроме этого, памятную комнату И. Кальмана открыли в Национальной библиотеке Австрии, а астрологи увековечили его имя в названии астероида.

  • Имре Кальман был очень суеверным человек, который верил во многие приметы. Он считал високосный год для себя счастливым, не любил тринадцатое число и чёрных кошек, боялся переноса даты премьеры, хранил карандаши, которыми писал партитуры.
  • В 1934 году Имре Кальман за значительный вклад в музыкальное искусство был награжден французским орденом «Почётного легиона».
  • Гитлеру очень нравилась музыка Кальмана, но после того, как композитор в дерзкой форме отказался от благосклонного предложения стать истинным арийцем, он подписал себе приговор. Взбешенный рейхсфюрер запретил постановку оперетт Кальмана во всех театрах, расположенных на подконтрольных Германии территориях.
  • По замыслу Кальмана, его последнее произведение «Аризонская леди» должно было стать первой радио-опереттой. Причем композитор мастерски написал не только музыку, но и текст, что сделало спектакль ярким и интересным.
  • После кончины композитора в память о нём его жена Вера учредила «Фонд имени Кальмана», главной задачей которого являлась материальная поддержка молодых талантливых музыкантов во всём мире.
  • Кальман очень любил Вену и завещал похоронить себя именно в этом городе. Его могила находится недалеко от захоронений великих композиторов: Л.В. Бетховена , И. Брамса и И. Штрауса .
  • У Имре Кальмана было трое детей: сын Чарли, а также две дочери Лили и Ивонка. Чарли унаследовал музыкальные способности своего отца и тоже стал композитором. Он работал в различных жанрах, начиная от серьёзных симфонических произведений и заканчивая эстрадными песнями. Дочь Кальмана - Лили также была очень одарённым человеком и даже помогала своему брату создавать мюзиклы, которые затем с успехом ставились в Европе. Впоследствии, увлёкшись живописью, она стала художником – иллюстратором.


Кальман, Имре
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Имре (Эммерих) Кальман (венг. Kаlman Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 - 30 октября 1953) - венгерский композитор, автор популярных оперетт:
«Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

Биография

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея-торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман. Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Окончил в Будапеште музыкальную академию, где с ним вместе учились Бела Барток и Золтан Кодаи.

В 1904 году Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatarjaras, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).

В 1908 году Кальман переехал в Вену, где закрепил свой успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915 год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе - в России (изменив фамилии персонажей и место действия).

В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).

В 1930 году Кальман женился на юной русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.

В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер.
Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище. В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.

В жанре оперетты венгру Имре Кальману, пожалуй, не было равных ни до, ни после него. Ни Оффенбах, ни Штраус, ни Легар, вместе взятые, не написали столько "вечных шлягеров", сколько написал один Кальман. Из 17 его оперетт большая часть - признанные шедевры жанра.

В детстве он хотел стать портным, потом адвокатом, затем музыкальным критиком, но в итоге стал всемирно известным и признанным композитором. Автором почти двух дюжин оперетт. Мало кто, однако, знает, что, до того как написать столько шедевров лёгкого жанра, Кальману для начала пришлось утвердить себя в жанре классической композиции. Он буквально шлифует каждую из своих оперетт, опровергая все мифы о "необычайной лёгкости бытия" автора развлекательного жанра.

"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту", - с досады "пугал" близких и друзей 25-летний композитор Имре Кальман после очередного симфонического концерта.

Опуститься до оперетты! Как так? Автор нескольких симфонических сочинений, с немалым успехом исполнявшихся даже в Будапештской опере, обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Будапештской консерватории Кеслера, в начале своей карьеры он лично глубоко презирал легкомысленные жанры.

Однако жизненные обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман и в самом деле "докатился" до оперетты. Как водится, помог случай. Его друг, композитор Виктор Якоби, к тому времени уже ставший автором нашумевшей оперетты "Ярмарка невест", посоветовал Имре попробовать свои силы в оперетте. Не всё же симфонии писать! Тем более что оперетта в начале ХХ века стала в Австро-Венгрии чуть ли не самым востребованным музыкальным жанром. Последнее десятилетие перед Большой войной Европа жила весело. Мало кто задумывался о будущем. Все жили днём сегодняшним. Время и публика требовали зрелищ и развлечений, музыки весёлой и лёгкой.

Вскоре после своей угрозы сочинить оперетту Имре, по совету Якоби, снял дешёвую комнату на чердаке в местечке Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех.
Там-то он и сочинил свою первую оперетту "Осенние манёвры". Премьера постановки прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Стало ясно, что в Европе появился новый мастер оперетты, которому тогда еще не исполнилось и 26 лет.

Детство будущего маэстро прошло на берегах венгерского моря - озера Балатон. В 1882-м, когда в семье мелкого еврейского коммерсанта и основателя небольшого акционерного общества по развитию туризма по фамилии Коппштейн появился третий по счёту ребенок - Иммерих (Имре), Австро-Венгрия переживала эпоху подъёма.

Музыка окружала маленького Иммериха буквально с пелёнок. В доме Коппштейнов в курортном городке Шиофок на берегу Балатона она звучала днём и ночью. На фортепиано играли не только взрослые, но и дети.

Начиная с четырёх лет, Имре уже поклонялся "храму искусств" - театру, построенному по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Так получилось, что первые двадцать лет жизни Имре Кальмана прошли под знаком раздвоения личности. Семья настаивала на получении "серьёзной" профессии - юриста, и он, как послушный сын, не мог этому противиться, а душа при этом постоянно рвалась к музыке, к исполнительству, а потом и к сочинительству.

В 1896-м семья Кальман переехала в Будапешт. Причиной стало разорение отца. Ученику пятого класса гимназии 14-летнему Имре Кальману пришлось зарабатывать репетиторством, а вечером помогать отцу переписывать деловые письма и отправлять их на почту. Для мальчика это были тяжёлые годы.

"Страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни, - вспоминал Кальман. - Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тогда-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот. Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом".

Однако, подчинившись родительской воле, Кальман поступил на юридический факультет Будапештского университета и параллельно с полной нагрузкой продолжал учиться в Музыкальной академии.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. А чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности.
Играть на рояле он не мог: подвели руки. Артрит. Тогда он стал писать критические статьи в газете "Пешти напло", подумывая о карьере музыкального критика.
Свои заметки в прессе он обычно подписывал литерами "И.К.". Именно к этому периоду относится рождение его псевдонима Имре Кальман.

В 1902 году, когда Кальману исполнилось двадцать, на свет появилось его первое музыкальное сочинение - музыкальный цикл на стихи Людвига Якубовски. За первой серьёзной работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, - "Сатурналии", поэма для большого симфонического оркестра.

На следующий год начинающий композитор Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присуждённой ему Музыкальной академией. Полученные деньги позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам, но, увы, безрезультатно. Вот тогда-то и закончился Кальман как автор симфонических произведений и родился будущий автор гениальных оперетт.

Главные перемены в жизни Имре Кальмана, как это бывает, случились почти одновременно. Первая оперетта, первый музыкальный успех, первая любовь. В конце января 1909-го в венском театре "Ан Дер Вин" 27-летний композитор праздновал триумф своей оперетты "Осенние манёвры". По окончании спектакля его окружила толпа почитателей. Маэстро не любил шума. Он быстро спрятался в ближайшей кофейне. Вдруг в зал вошла весёлая компания. Один из мужчин шёл под руку с дамой, которая недавно приехала в Вену из Зальцбурга. Её звали Паула Дворжак.

Сначала она не поверила, что полноватый брюнет с пивом - композитор, о котором говорит вся Вена. Она представляла его высоким красавцем, блондином.
Неожиданно Паула запела шлягер того времени. Кальман не растерялся, сел за пианино и перевёл мелодию в вальс из своей оперетты.

Из кофейни они вышли вместе. Так начался 18-летний роман Имре Кальмана и Паулы, которая была старше его на 10 лет. Вскоре после знакомства с Паулой Кальман переехал в Вену. Столица Австро-Венгрии надолго становится его вторым домом. Кальман уговаривает Паулу стать его женой, но она никак не соглашалась выйти за него замуж, потому что не могла родить детей. Её устраивало быть его любовницей, другом и заботливой хозяйкой. Пессимистический Кальман часто впадал в депрессию, паниковал перед каждой премьерой. Паула за свои деньги сняла ему небольшую квартиру, сама готовила, стирала, чистила одежду и обувь.

Бережливый Имре покупал лишь свою любимую ветчину, а откуда появляются вкусные обеды, цветы и всё остальное, даже не интересовался. Его мысли были заняты музыкой. С такой спутницей жизни, как Паула, он мог целиком посвятить себя творчеству. И работает как проклятый по 16 часов в сутки.

Если посмотреть, что создано Кальманом за эти счастливые восемнадцать лет жизни с Паулой, то окажется, что именно тогда создан практически весь "золотой фонд" его музыкального наследия. Оперетты "Цыган-премьер", которая закрепила успех "Манёвров" и потому была особо дорога композитору, "Фея карнавала", "Королева чардаша" ("Сильва"), "Барышня Жужа", "Баядера", "Принцесса цирка"... Шлягер за шлягером.

Чтобы понять причины столь феноменального успеха Имре Кальмана, надо иметь в виду не только его необычайную работоспособность и налаженный быт, обеспеченный Паулой. Ведь в оперетту Кальман пришёл уже профессионально подготовленным композитором, симфонистом и мелодистом, выросшим не только на классической музыке Шумана, Шопена или Листа, но и на венгерской, еврейской и цыганской народной музыке, которая окружала его в многонациональной Австро-Венгерской империи с самого раннего детства.

Триумфального шествия оперетт Кальмана не остановила даже Первая мировая война, потрясшая в 1914-м всю Европу. В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: лёгкой, весёлой "Барышней Жужей" и "Королевой чардаша".

Беда, как водится, не приходит одна. Вместе с войной пришли несчастья с близкими людьми. Глубоко потрясла Имре смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Кальман опять в депрессии.

Как известно, лучшее средство от тоски - работа. Исписывая один за другим нотные листы, Имре забывал обо всём на свете. Он вновь создаёт яркие, зажигательные мелодии. Вслед за "Голландочкой" (1920), которая выдержала в одной только Вене более 450 представлений, талант Кальмана рождает один за другим ещё два шедевра: экзотическую "Баядеру" (1921), а вскоре и "Графиню Марицу" (1924). Над последней Имре работал особенно легко и увлечённо. 1924 год - високосный и, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех "Графини Марицы" лишь укрепил эту его убеждённость.

И действительно, казалось, что фортуна теперь уже никогда не отвернётся от Кальмана. С большим успехом прошла премьера "Принцессы цирка" (1926) с её знаменитой арией о чарующих очах. Но тут снова случилась беда. Любимая Паула, его муза, его ангел-хранитель, заболела туберкулёзом. В те годы это был приговор. Ни богатство, которые принесли его оперетты, ни новый роскошный дом уже не радовали Кальмана. Любимая женщина медленно угасала...

"Ты должен жениться на молодой и здоровой девушке, которая родит тебе сильных детей", - постоянно напоминала она Имре. Но тот не хотел и слушать. Тогда Паула решила найти для него любовницу. Она познакомила Кальмана со своей подругой, киноактрисой Агнеш Эстерхази из старинного княжеского рода. Сначала Имре увлёкся молодой актрисой. Однако впоследствии узнал, что у неё есть ещё один любовник. Мечтам о семье и детях пришёл конец и на этот раз. Он порвал с Эстерхази и вернулся к Пауле. Но 3 февраля 1928-го Паула умерла. На её могиле Имре поклялся, что до конца жизни проживёт в одиночестве. Однако судьба распорядилась по-своему.

В венской кофейне Saher, что рядом с Оперой, там, где и сегодня собирается местная богема, в один из осенних дней 1928 года 46-летний Кальман увидел юную руccкую эмигрантку Веру Макинскую. Ей шёл 17 год. Девушка из Перми, дочь царского офицера, погибшего в Первую мировую, вместе с матерью бежавшая в Европу от ужасов большевизма, хотела стать актрисой и надеялась, что какой-нибудь режиссёр обратит на неё внимание.

Случилось так, что Вера и Кальман одновременно встали из-за столиков кафе и направились получать пальто. И вот тут их знакомству помогла грубиянка-гардеробщица, не желавшая подать Вере её накидку прежде, чем обслужит маэстро, хотя девушка была первой в очереди. Возмущённый грубым обращением с молодой особой, композитор счёл нужным представиться Вере и предложить ей свою помощь.

"У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться", - вспоминала будущая жена композитора.

Так начался головокружительный роман композитора и Веры Макинской, ставшей в скором времени Верой Кальман...

В те дни Имре Кальман только что начал работу над новой опереттой "Фиалка Монмартра" и решил посвятить её молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика Карой Имре Фёдора, а потом ещё двух девочек, Лили и Ивонку. Казалось, Кальман был на вершине счастья. Теперь у него было всё: слава, богатство, семья, молодая любящая жена, дети, шикарный дом.

На вечерах в его новом доме - настоящем дворце в аристократическом районе на Газенауэрштрассе - появлялись самые влиятельные лица разных рангов. Приёмы устраивала молодая жена Вера, быстро полюбившая роскошь. Сам же Кальман до конца жизни отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приёмы - это было по-прежнему абсолютно ему чуждо. Слишком памятно было трудное детство, когда репетиторством приходилось добывать кусок хлеба, а денег порой не хватало даже на персик.

Между тем облик Европы менялся изо дня в день. В соседней Германии к власти пришёл Гитлер. На континенте всё сильнее пахло порохом. В марте 1938-го танки Третьего рейха перешли австрийскую границу, превратив весёлую и беззаботную страну в провинцию гитлеровской Германии.

Вскоре после аншлюса Австрии Кальмана вызвали в правительственное учреждение, где дали понять, что распоряжением фюрера он будет объявлен "почётным арийцем".
Композитор вежливо отказался и спешно вывез жену и детей из Вены в Цюрих, а затем в Париж. В нацистской Германии его оперетты вскоре были запрещены.
Начинались годы странствий.

За месяц до начала Второй мировой войны Кальман получил визу на въезд в США, куда и прибыл в 1940-м. Приехав в Голливуд, куда его до войны усиленно приглашали, Кальман узнал, что ни одного фильма по его опереттам снимать не собираются. Он был несказанно разочарован.

Вскоре разочарование постигло Кальмана и в семейной жизни. В Нью-Йорке Вера познакомилась с молодым французским эмигрантом по имени Гастон, влюбилась в него без памяти и решила оставить семью. Кальман был потрясён, но согласие на развод дал.

На вокзал, где её встречал Гастон, пришёл и Кальман с детьми. Увидев мать, дети бросились ей на шею. Вера расплакалась. Вид Имре её ошарашил. На нём был потрёпанный костюм, из-под которого торчали грязная рубашка и мятый галстук. Оставив любовника, она бросилась к Кальману. Вскоре они обручились во второй раз.

Во время войны Имре Кальман следил за событиями в Венгрии. Когда узнал, что две его сестры погибли в концлагере, перенёс инфаркт. Немного придя в себя, в июне 1949-го решил вернуться в Европу. Сначала Кальманы поселились в Вене. Поначалу вроде всё шло хорошо. Но через полгода у Имре случился инсульт. Он не мог разговаривать и едва ходил. Семья решила переехать в Париж.

Медленно, с трудом превозмогая болезнь, Кальман дописал в Париже партитуру своей последней оперетты "Аризонская леди". 29 октября 1953-го он наконец поставил точку. А на следующий день за завтраком ему стало плохо. Маэстро пошёл к себе, уснул и не проснулся.

Http://news.day.az/unusual/381271.html

В заключение, по просьбе многочисленных читателей (не уникальных, а неизвестных, коих число иной раз доходит до шестисот за один день по счётчику племени Тумба-Юмба из Гвадалахары) приведу текст арии Эдвина "Много женщин есть на свете..." из оперетты ИМРЕ КАЛЬМАНА "Сильва":

Можно часто увлекаться,
Но один лишь раз любить.
Ненадолго повстречаться,
Чтоб навеки не забыть.

Клятвы не давал тебе я ложной,
Счастье ожидает нас.
В жизни увлекаться часто можно,
Но любить – один только раз!

Женщин много есть на свете,
Но к одной влечёт нас в сети:
Только в ней, лишь в ней одной
Весь мир земной.

Лишь любовь горит звездою,
Лишь к тебе я рвусь мечтою.
Да, в тебе весь мир.
Ты - божество, ты - мой кумир.

Задача данной стать - выяснить причину ухода из жизни короля оперетты ИМРЕ КАЛЬМАНА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 26 42 58 83 102 108 118 132 162 175 188 194 211 221 243
К О П П Ш Т Е Й Н Э М М Е Р И Х
243 232 217 201 185 160 141 135 125 111 81 68 55 49 32 22

30 43 56 62 79 89 111 122 137 153 169 194 213 219 229 243
Э М М Е Р И Х К О П П Ш Т Е Й Н
243 213 200 187 181 164 154 132 121 106 90 74 49 30 24 14

Неискушённому читателю эти цифры представляются некой " китайской грамотой ". Однако, это только на первый взгляд.

Читаем отдельные цифры: 89 - КОНЧИНА. 111-ГЕМОРРАГИЧ\ еский инсульт \. 122-ИНСУЛЬТ. 137-АПОПЛЕКСИЯ. 153-АПОПЛЕКСИЧЕС\ кий удар \. 169-ХВАТИЛ КОНДРАТИЙ. 219-НАСТУПЛЕНИЕ СМЕРТИ.

243 = 219-НАСТУПЛЕНИЕ СМЕРТИ + 24-ИН\сульт \ = УМИРАЕТ ОТ ИНСУЛЬТА.

243 = 121-ОБШИРНЫЙ + 122-ИНСУЛЬТ.

Проверим дешифровку таблицей:

10 24* 42* 62* 74* 103 122* 137**139 164*174 191 205 233 243*
И Н С У Л Ь Т О Б Ш И Р Н Ы Й
243*233 219*201*181*169*140 121**106*104 79* 69 52 38 10

В таблице мы видим один совпадающий столбец: 137**\\121**

Если сделать некоторую перестановку, то можно увидеть следующую картину:

14** 32* 52 64 93 112 127 129 154*164**181**195 223 233 243*
...Н С У Л Ь Т О Б Ш И Р Н Ы Й + И \нсульт \
243**229 211*191 179 150 131 116 114 89** 79** 62* 48 20 10

Таблица содержит 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 62-79-89 и 154-164-181

А также 3 совпадающих столбца: 243**\\14** 79**\\181** 89**\\164**

Справка:

Обширный инсульт: последствия для головного мозга...
oserdce.com›sosudy/insulty/obshirnyj-ins.html
Обширный инсульт – смертельно опасное заболевание. ... Обширный инсульт – это поражение головного мозга.

Рассмотрим ещё одну дешифровку:

18 29 44 60 72 78 92 102*108** 119 136 151 154*164** 167 180 195 204 208 214 232*243**
С К О П Л Е Н И Е К Р О В И В М О З Г Е + С К \ опление \
243 225 214 199 183 171 165 151 141** 135*124 107 92 89** 79* 76 63 48 39 35 29 11**

В таблице мы также видим 3 совпадающих столбца: 108**\\141** 89**\\164** 11**\\243**

Справка:

Геморрагический инсульт: симптомы, причины...
lookmedbook.ru›Геморрагический инсульт
При скоплении крови в веществе головного мозга формируется гематома (локальное скопление крови). ... геморрагический инсульт с прорывом крови в желудочки
мозга

В то же время следует заметить, что речь идёт об ишемическом инсульте: ИШЕМИЧЕСКИЙ = 143.

Цифру 143 мы найдём, если код буквы "Х", равный 22 (в предложении...Х КОППШТЕЙН), РАЗДЕЛИМ НА 2:

22: 2 = 11. 132 + 11 = 143.

Рассмотрим две таблицы:

ИНСУЛЬТ М\ озга \ (иш)ЕМИЧЕСКИЙ и (иш)ЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ М\ озга \:

10 24* 42* 62* 74* 103 122* 135* 141**154 164**188 194**212 223 233 243*
И Н С У Л Ь Т М \ озга \ ...Е М И Ч Е С К И Й
243*233 219*201*181*169*140 121* 108**102* 89** 79* 55** 49* 31 20 10

Мы видим совпадение трёх столбцов именно в слове (иш)ЕМИЧЕСКИЙ

6 19 29 53 59 77 88 98 108* 118**132**150 170 182 211*230 243*
...Е М И Ч Е С К И Й И Н С У Л Ь Т М \ озга \
243*237 224 214 190 184 166 155 145 135**125**111* 93 73 61 32* 13

Таблица содержит 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 108-118-132 и 111-125-135

А также 2 совпадающих столбца: 118**\\135 132**\\125**

Относящихся к слову ИНСУЛЬТ М\ озга \.

Не все знают, по какой причине развивается инфаркт головного мозга, что это такое и к чему может привести. Инфаркт и ишемический инсульт - это одно и то же, то есть опасное состояние, которое угрожает жизни больного человека. Нередко инфаркт мозга приводит к летальному исходу.

Инфаркт головного мозга - это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором наблюдается гибель нервных клеток и неврологическая симптоматика. Сердце и головной мозг очень чувствительны к недостатку кислорода. При прекращении кровотока на 6-7 минут в мозге возникают необратимые изменения. Инфаркт мозга не является самостоятельной патологией. Это осложнение после других сосудистых болезней (атеросклероза, ИБС, тромбоза).
saymigren.net›…infarkt…mozga-chto-eto-takoe.html

Принимая во внимание эту справку, можем провести следующую дешифровку:

243 = 108-\ 69-КОНЕЦ + 39-УМЕ(р)\ + 135-ИНФАРКТ МОЗГА.

11** 26** 40 46 69 89*102*108** 118**132**153*154*171 182 201* 214 229*238 242 243*
К О Н Е Ц + У М Е \ р \ + И Н Ф А Р К Т М О З Г А
243**232**217*203 197 174 154*141** 135**125**111* 90* 89* 72 61 42* 29 14* 5 1

Таблица содержит 2 цепочки из 4 идущих последовательно друг за другом цифр: 102-108-118-132 и 111-125-135-141

А также 5 совпадающих столбцов: 11**\\243** 26**\\232** 108**\\141** 118**\\135** 132**\\125**

Аналогично будет выглядеть таблица предложения 243 = 108-\ 69-КОНЕЦ + 39-УМЕ(р)\ + 135-ИНСУЛЬТ М\ озга \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 146-СЕМЬДЕСЯТ + 44-ОДИН = 190 = 146-КРОВОТЕЧЕНИЕ + 44-В МОЗГ = ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ИН\ сульт \.

Справка:

Medical-enc.ru›1/apoplexy.shtml
Апоплексия головного мозга приводит либо к смерти, либо оставляет тяжёлые последствия (параличи, потеря речи, психические нарушения и т. д.).

Homeopathy.academic.ru›427/АПОПЛЕКСИЯ_МОЗГА
АПОПЛЕКСИЯ МОЗГА это: Толкование Перевод. ... апоплексия мозга - (apoplexia cerebri) см. Инсульт геморрагический

Рассмотрим таблицы:

18** 24 37 66* 71 77* 95**127*146 161*166 176 190*
С Е М Ь Д Е С Я Т О Д И Н
190**172*166 153 124*119 113** 95* 63* 44 29* 24 14

1 17 32 48 60 66* 77* 95** 96 112 127*143 155 161*172*190**
А П О П Л Е К С \ ия \ + А П О П Л Е К С \ ия \
190*189 173 158 142 130 124*113** 95* 94 78 63* 47 35 29* 18**

В таблицах мы видим 2 совпадающих столбца: 18**\\190** и 95**\\113**

Так как цифры предложения СЕМЬДЕСЯТ ОДИН в коде ПОЛНОГО ИМЕНИ отсутствуют, используем второй вариант:

Идёт СЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ год.

146-СЕМЬДЕСЯТ + 79-ВТОРОЙ = 225 = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВНОЙ \ артерии \.

243 = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВНОЙ АР\ терии \.

Проверим дешифровку таблицами:

18 24 37 66* 71 77* 95**127 146 149 168*183**200*215**225**
С Е М Ь Д Е С Я Т В Т О Р О Й
225*207 201 188 159*154 148**130* 98 79 76 57** 42* 25** 10**

1 17 32 48 60 66* 77* 95**105 137 141 156 168*183**186 200*215**225**
А П О П Л Е К С И Я Г О Л О В Н О Й \ артерии \
225*224 208 193 177 165 159*148**130*120 88 84 69 57** 42* 39 25** 10**

В таблицах мы видим 4 совпадающих столбца: 95**\\148** 183**\\57** 215**\\25** 225**\\10**

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

56 = УМЕР
_____________________________________________________
200 = СЕМЬДЕСЯТ ВТОР\ ой \ = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВН\ ой артерии \

200 - 56 = 144 = СМЕРТЬ МОЗГА.

243 = 169-КОНДРАТИЙ ХВАТИЛ + 74-УГАСАНИЕ.

243 = 102-КОНДРАТИЙ + 141-\ 67-ХВАТИЛ + 74-УГАСАНИЕ \.

Имре Кальман

К тому времени, когда Имре появился на свет 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона, крупнейшего озера Венгрии, в семье Кальманов было уже двое детей: Бела и Вильма. В первые годы жизни Имре семья не знала забот. Отец его был добропорядочным буржуа, жили они хоть и небогато, но вполне прилично, держали прислугу и кухарку.

Четырехлетний Имре поклонялся «храму искусств», выросшему по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Но в ту пору юный певец рапсодий вовсе не помышлял о карьере музыканта. Он мечтал стать портным. В шестилетнем возрасте Имре изменил свои планы: теперь он вознамерился осчастливить соотечественников не новыми платьями, а отстаиванием их юридических прав.

Имре усиленно занимался в двух школах - в гимназии и в музыкальной школе, - но, едва улучив свободный часок, тотчас же садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена. Музыка завораживала, пьянила его. Во время летних каникул его чуть ли не силком приходилось оттаскивать от рояля и усаживать за обеденный стол. К концу каникул руки у Имре разболелись до такой степени, что каждый удар по клавишам доставлял ему невероятные мучения.

Имре исполнилось пятнадцать лет, когда весною 1898 года он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. В концертном зале присутствовали и корреспонденты, дабы в своих критических отчетах подвергнуть оценке способности юного музыканта. Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторженно отметили дарование «двенадцатилетнего музыканта».

В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. Имре выполнил это родительское желание, блестяще сдав все экзамены.

Однако лишь теперь началась для него поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он с полной нагрузкой учился в Академии музыки. Занятия музыкой требовали столько времени и сил, что о написании диссертации и думать не приходилось.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. Суммы были не бог весть какие, но Имре этого хватало. А для того, чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности. Играть на рояле он не мог - подвели руки. Он стал писать критические статьи в ежедневную газету.

Цикл на стихи Людвига Якубовски - первое, изданное в 1902 году, музыкальное сочинение Имре Кальмана. За первой работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, - «Сатурналии», поэмы для большого симфонического оркестра 29 февраля 1904 года состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана - в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки. Впрочем, первое исполнение стало и последним. Все же Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, будто високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля - день особого благополучия.

Адвокатская же карьера Кальмана не сложилась. Имре Кальман опять зажил двойной жизнью, с той только разницей, что по утрам он уходил не в адвокатскую контору, а в редакцию. Его встретили там с распростертыми объятиями и предложили должность музыкального критика с жалованьем 70 крон в месяц.

На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Материальные размеры премии позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам; вслед за «Сатурналиями» им была создана очередная симфоническая поэма - «Эндре и Иоганна». Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда заехал Кальман по пути на родину.

«Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр.

Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман «докатился» до оперетты. Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер - великие пестователи жанра - почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь.

Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то и сочинил он свою первую оперетту «Осенние маневры». Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену.

21 января 1909 года состоялась премьера в театре «Ан дер Вин». Венская публика встретила оперетту Кальмана с таким же восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.

Ровно через год и один день в элегантном «Иоганн Штраус-театре» прошла премьера очередной оперетты Кальмана. Текст ее принадлежал перу двух опытных либреттистов, а действие происходило в той среде, которая была знакома Имре с детства: в Венгрии, на степных просторах. Были тут и сцены из цыганской жизни, и цыганские песни… Имре, верный своей натуре, был настроен пессимистически. На этот раз и один из либреттистов, Фриц Грюнбаум, не в силах был подавить дурные предчувствия. «Нравится мне вся вещь, - определенно нравится, - старался он утешить себя и своего соавтора Юлиуса Вильгельма, - вот только этот вальс…» Грюнбаум обреченно махнул рукой.

Премьера новой оперетты Кальмана состоялась 11 октября 1912 года; пресловутый вальс - вопреки всем колебаниям - решено было оставить. На следующий день мелодию эту распевали на каждом углу: успех был подобен взрыву бомбы. Грюнбаум в недоумении пожимал плечами, но теперь вид у него был вовсе не унылый.

«На то она и бомба, что никогда не знаешь, взорвется или нет», - твердил он в свое оправдание.

До начала Первой мировой войны Имре написал еще одну оперетту - «Маленький король». Она едва вытянула на вежливые аплодисменты. В поисках «своего» либреттиста Кальман пробовал разных авторов. Постепенно сложились отношения с двумя парами литераторов: Лео Штейном и Белой Ленбахом, а впоследствии с Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом. Творческое содружество Имре с этими либреттистами принесло ему наибольшие успехи.

В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой «Барышней Жужей» и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название «Да здравствует любовь!» Премьера «Барышни Жужи» состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в «Мисс Весну», она вскоре покорила сердца американцев.

Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Иенбаха. Штейн считался почетным патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще. Однако стоило ему узнать дату премьеры, как от его душевного спокойствия не осталось и следа. «О Боже, только не тринадцатого!»

Но «Иоганн Штраус-театр», несмотря на все протесты Имре, назначил премьеру именно на тринадцатое число. Все билеты на премьеру были распроданы. И все же представление не состоялось: комический актер Йозеф Кениг потерял голос, и спектакль в последний момент отменили.

Имре не успокоило и назначение новой даты. Он был твердо убежден, что оперетта с треском провалится: переносить премьеру - дурная примета. Хотя новое число выглядело вполне благопристойно - 17 ноября.

Однако последующие факты опровергли все пессимистические предположения Имре. Вену захлестнул поток мелодий из новой оперетты. Премьера «Королевы чардаша» состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть и в Россию, и в Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре тоже вступили в войну.

Заокеанские поклонники Имре сделали попытку вызволить его из зоны военных действий. По просьбе антрепренера Сэведжа вашингтонское правительство изъявило готовность переправить Имре за океан. Однако Кальман не стал даже обдумывать это предложение: слишком много несчастий обрушилось на него сразу. Глубоко потрясла его смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Подруга Кальмана Паула Дворжак (она была старше Имре на десять лет) в начале войны в результате болезни оказалась прикованной к инвалидной коляске.

Как известно, лучшее средство от тоски - работа. Исписывая одну за другой нотные строки, Имре забывал обо всем на свете. Он создает яркие, зажигательные мелодии. Одна из оперетт той поры - «Фея карнавала», - в сущности, является переработанным вариантом «Барышни Жужи». Премьера оперетты состоялась 21 сентября 1917 года в «Иоганн Штраус-театре». Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при полном аншлаге.

Имре Кальман вновь - а точнее говоря, как всегда - был занят поисками подходящего либретто. Два молодых автора, Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд, принесли текст для первого акта оперетты: некий управляющий имением мечтает отпраздновать день своего рождения в Вене… Штейн и Йенбах, либреттисты «Королевы чардаша», в противовес им предложили другой материал, и Имре отдал предпочтение этой испытанной паре. Так была создана «Голландочка», тепло принятая публикой «Иоганн Штраус-театра» 31 января 1920 года.

После серьезного успеха, а «Голландочка» выдержала в Вене более 450 представлений - Браммер и Грюнвальд дерзнули опять наведаться к Кальману все с тем же предложением: некий управляющий имением мечтает отпраздновать свой день рождения в Вене, среди очаровательных женщин…

«Нет, не пойдет!» - Имре жаждал какого-нибудь небанального сюжета.

«А как бы вы отнеслись к экзотической теме? Оперетту можно было бы назвать, скажем, „Баядера“», - предложил Браммер, и Имре сразу же понравилась эта идея. А прежний замысел, теперь уже двухгодичной давности, вновь осел в архивах Браммера и Грюнвальда. Венский «Карл-театр» поставил «Баядеру», принесшую кассовый успех, но не снискавшую мировой славы.

Неугомонные либреттисты на этом не успокоились и вновь извлекли на свет Божий свою древнюю, отсроченную еще на год идею: некий управляющий крупным поместьем… Имре решил познакомиться с материалом поближе и увлекся. Никогда не работал он с такой легкостью. В результате новая оперетта «Марица» получилась слишком длинной и перенасыщенной музыкальными номерами.

Главную партию пел Губерт Маришка, он же был и постановщиком спектакля. Маришка принял руководство театром «Ан дер Вин» после своего тестя Вильгельма Карцага - того самого, который когда-то перетащил Имре Кальмана в Вену.

«Давай уберем вступительный хор», - предложил Маришка.

«Еще чего выдумал! - рассердился Имре. - Уж лучше выкинуть твою выходную арию».

«Что ж, ладно, - натянуто улыбнулся Маришка. - Но прежде еще раз прослушаем и хор, и сольную арию».

Закончив, Маришка сделал знак оркестру - повторить, и, обращаясь к Кальману, вновь запел арию, на ходу переиначивая текст. В результате споров хор «выпал», а выходная ария осталась и поныне звучит так же свежо и живо, как в день премьеры 28 февраля 1924 года. 1924-й - год високосный, то есть, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех «Графини Марицы» лишь укрепил эту его убежденность. И, действительно, фортуна не отворачивалась от Кальмана. Успехом пользовалась «Принцесса цирка» (1926) с ее знаменитой арией о чарующих очах. Успех принесла и оперетта «Золотой рассвет», написанная через год Кальманом, по просьбе нью-йоркского антрепренера Хаммерштейна. Удачной оказалась также поставленная в 1928 году «Герцогиня из Чикаго».

Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская. Уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью в 1917 году, покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте - она составляла тридцать лет, это знакомство довольно скоро привело к свадьбе.

Имре только что начал в то время работу над новой опереттой - «Фиалка Монмартра» - и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку.

«Фиалке Монмартра» поначалу была уготована типичная для этого скромного цветка участь. Люди с утонченным слухом, а также поклонники Кальмана радовались приятной, на французский лад изысканной музыке, а иные прошли мимо, не уловив ее прелести. В 1930 году знаменитый когда-то «Иоганн Штраус-театр», где ставилась оперетта, доживал свои последние дни.

Еще одной премьерой «Фиалка Монмартра» была обязана театру «Ан дер Вин». На этот раз постановка оказалась великолепной. И новая оперетта вскоре завоевала сцены французских, португальских и немецких театров.

Вскоре два берлинских литератора, Рудольф Шанцер и Эрнст Веллич, предложили Имре в качестве либретто весьма увлекательную пьесу из жизни венгерских гусар-гонведов. Новую оперетту Кальмана «Дьявольский наездник» 10 марта 1932 года представил публике театр «Ан дер Вин». Главную партию пел сам директор театра Губерт Маришка.

В том же году семья Кальманов переехала в венский район, где жила богатая городская знать. Дворец Кальмана находился на Газенауэрштрассе.

Композитор переживал расцвет славы. На вечерах в его доме появлялись все знаменитости и влиятельные лица разных рангов. Приемы эти устраивала жена Вера. В противоположность ей сам Имре отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приемы - это было абсолютно ему чуждо.

В перерывах между рождениями очередных детей, прочими событиями семейной жизни и приемом гостей Имре работал над новой опереттой, дав ей название «Императрица Жозефина». Право на первую постановку «Жозефины» Кальман передал цюрихскому городскому театру. Премьера состоялась 18 января 1936 года.

А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялась и направленность ее устремлений. Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. Границы Австрии были нарушены - в нее вторглись немецкие солдаты. После аншлюса Австрии начинаются скитания Кальмана. Сначала он бежит в Цюрих, затем в Париж и, наконец, уезжает в США - в Калифорнию, а точнее, в Голливуд - обетованную землю кинематографа. Вероятно, оторванность от родной земли, чужой быт и нравы, чужая культура - все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. Прожив еще более двадцати лет, он сочинил лишь две оперетты: «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти еще и «Аризонскую леди». Они имели локальный успех, но не задержались в репертуаре театров. В декабре 1949 года Кальмана вдруг разбил паралич. Одна половина лица у него была полностью парализована. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но 30 октября 1953 года в Париже болезнь окончательно взяла верх.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Тёкёй Имре Тёкёй, Тёкёли (Th?k?ly) Имре (25.9.1657, Кешмарк, ныне Кежмарок, Словакия, - 13.9.1705, Измит, Турция), граф, руководитель освободительной антигабсбургской войны 1678-85 в Венгерском королевстве. В 1678 объединил и возглавил разрозненные отряды куруцев, освободившие к 1681

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Штейндль Имре Штейндль (Steindl) Имре (29.10.1839, Пешт, - 31.8.1902, Будапешт), венгерский архитектор. Окончил венскую АХ (1867). Много занимался реставрацией венгерских средневековых памятников. Знаток и энтузиаст готики, Ш. широко использовал её мотивы в своих постройках (Новая ратуша,

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Имре Кальман Имре Кальман (1882-1953) – известнейший после Франца Легара представитель серебряного века венской оперетты. На его творчество в одинаковой мере повлияли мелодии вальсов и чардаша, венгерского национального танца. Самую большую известность приобрело его

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Имре Кертес Литературное творчество Имре Кертеса (род. в 1929 г. в Будапеште) практически целиком посвящено одной из самых больных тем мировой истории – Холокосту. В автобиографическом романе «Без судьбы» (1975 г.) без сентиментальности, точно и по существу описываются

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Имре Варга Среди мастеров скульптуры требует особого упоминания творчество Имре Варга (род. в 1923 г.). Его работы – бронзовые изваяния в человеческий рост – можно найти по всей Венгрии, например, в Будапеште – «Древо жизни» перед Большой синагогой. В 2002 г. он был награжден

Из книги автора

Имре Маковеч Важнейший представитель венгерской авангардистской архитектуры – Имре Маковеч (род. в 1935 г. в Будапеште). Он удостоен многих международных наград. Помимо венгерского павильона на Всемирной выставке 1992 г. в Севилье, он разработал проекты многих

Из книги автора

ИМРЕ НАДЬ Имре Надь (1896-1958), казненный коммунистами за антикоммунизм, на самом деле был одним из ветеранов венгерского и международного коммунистического движения. Участник Гражданской войны в России, в 1920-х годах он находился на партийной работе в Венгрии, с 1928 года

Из книги автора

Имре Кальман Композитор, прославившийся как создатель неовенской оперетты, появился на свет в 1882 году в деревне Шиофок в Венгрии. С 10 лет он жил в Будапеште, где учился в гимназии, а затем в университете и одновременно в музыкальной академии по теории музыки и композиции.В

Из книги автора

ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882-1953) - украинский биолог, известный своими исследованиями в области физиологии растений, микробиологии, экологии, дарвинизма, философских проблем естествознания. X. - один из представителей русского космизма. В 1906 окончил Киевский


Казалось, между русской эмигранткой и известными венгерским композитором не могло быть ничего общего. Имре Кальман поначалу всего лишь проявил дружеское участие к бедной молоденькой девочке. Тогда никто и предположить не мог, что Вере Макинской суждено было стать последним счастьем гения. История их взаимоотношений могла бы лечь в основу одной из оперетт того времени.

Неслучайная встреча


Впервые Вера Макинская увидела Имре Кальмана за кулисами Берлинского театра в 1926 году. Узнав, что она русская, композитор посочувствовал девочке, вынужденной скитаться на чужбине с юного возраста.

Следующая встреча произошла спустя два года. Вере было 17, она жила в венском пансионе и страстно хотела стать актрисой. Но статисток в театре хватало, оставалось надеяться лишь на счастливый случай. Вместе с подружками, делившими с ней комнатку, она после обеда выбиралась в соседнее кафе. Это же заведение часто посещали представители музыкально-художественной элиты. Каждая начинающая актриса мечтала встретить здесь человека, имеющего возможность помочь в карьерном взлете юного таланта.


Имре Кальман и Вера одновременно подошли к стойке, чтоб забрать пальто, гардеробщица отдала предпочтение Кальману, презрительно бросив, что девушка нигде не платит. А Кальман вдруг предложил ей свою помощь. Вера решилась. Даже роль статистки в его новой оперетте ее устраивала.


В театре он опекал свою юную протеже и каждый день кормил ее булочкой с ветчиной, отдавая Вере свой нехитрый завтрак. Он же купил для нее первый приличный наряд.

А после в театр на премьеру приехала его возлюбленная Агнеш Эстерхази. Наверное, именно тогда юная актриса поняла, что влюбилась. А утром закатила ему настоящую сцену, даже не понимая, что этим выдает с головой свои чувства. Имре Кальман лишь улыбался и качал головой. Он точно знал, что она выиграла этот поединок в тот самый миг, когда впервые появилась перед ним в кафе «Захер».

Мечты сбываются


Вере композитор посвятил свою "Фиалку Монмартра". / Фото: www.kp.by

Их роман развивался весьма стремительно. Но композитор долгое время не мог поверить в то, что Верушка из всех мужчин выбрала именно его. Для Веры же в этом немолодом и очень добром господине сосредоточились все надежды на будущее. Он мог бы помочь ей стать знаменитостью, но выяснилось, что актерским талантом Вера Макинская не обладает. Но у нее трезвый и практичный ум. Она видит возможность уйти от нищеты, связав свою жизнь с Имре Кальманом узами брака.

Композитор не торопился делать ей предложение, но страх потерять возлюбленную, которую мама грозилась увезти из Вены и из его жизни, заставил его решиться на женитьбу.


Блистать на сцене она никак не могла, а вот на светских раутах, устраиваемых ею в доме Кальмана, Вера чувствовала себя настоящей звездой. Правда, супруг ее в это время предпочитал отсиживаться на кухне. Он не был знаком с большей частью своих гостей, но и лишать супругу возможности развлекаться тоже не желал. Рождение детей великий Имре Кальман воспринял, как награду свыше. Он был счастлив. Вере он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку Монмартра».

«За расставаньем будет встреча…»


Приход к власти Гитлера, победное шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь сначала во Францию, затем в Америку. Гитлер любил музыку и обеспечил композитору свое личное покровительство, но Имре не мог и не хотел иметь ничего общего с фашизмом.

Им пришлось все начинать с нуля в незнакомой стране. Семья испытывала финансовые трудности, и Верушка устроилась работать продавщицей в салон. Где и встретила французского богача, предложившего ей руку и сердце.


Она просила развода у Кальмана, а он отпустил ее, заботясь исключительно о счастье и благополучии любимой. Правда, разлука была недолгой. Первая же встреча после получения документов о разводе, всколыхнула и Веру, и ее супруга. Вскоре они снова жили вместе, стараясь не вспоминать об этом неприятном моменте в их жизни.

Возвращение


Отсутствие интереса к музыку Кальмана в Америке, расставание с любимой Верушей, а затем известие о гибели в фашистском концлагере сестер Кальмана основательно пошатнули его здоровье. В 1949 году композитор перенес инсульт.

Болезнь мужа изменила отношение к нему Веры. По ее собственным воспоминаниям, она осознала, насколько дорог ей этот человек, совместные переживание сблизили их. Неожиданно обретенное второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению композитора.


В 1950 году семья возвращается в Европу. Кальман хотел обосноваться в Цюрихе, но снова уступил супруге и ее желанию жить в Париже. Последние дни маэстро проводил в обществе сестры Ирмгард, своей сиделки. Имре Кальман не ограничивал свободу своей супруги, но постепенно вводил ее в курс всех дел, предчувствуя скорую кончину.


30 октября 1953 года Имре Кальман тихо ушел во сне. После смерти мужа Вера не вышла больше замуж, посвятив остаток жизни сохранению наследия своего супруга. Но ее до сих пор называют женщиной, которая забрала у музыки Имре Кальмана.

Была в жизни великого композитора еще и легкомысленная муза,

Сегодня исполняется 131 год со дня рождения венгерского композитора Имре Кальмана, которого называют королем оперетты. Мы подготовили подборку из 8 его самых известных мелодий.

Оперетта «Осенние маневры»

Оперетта «Осенние маневры» – первая оперетта Имре Кальмана. Она была поставленная в 1908 году в Будапеште, где имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.

Оперетта «Цыган-премьер»

Прообразом главного героя послужил реально существовавший скрипач Пал Рац или Рач (1837-1886). Это третья оперетта Кальмана и первая, написанная им специально для венской публики. Бродвейская постановка этой оперетты под названием Sari в 1914 году выдержала 151 представление и, по существу, открыла имя Кальмана для американской публики.

Оперетта «Королева чардаша» («Сильва»)

«Королева чардаша» или «Сильва» написана в 1915 году. Премьера состоялась в «Иоганн-Штраус театре» в Вене.

Первая постановка оперетты в России состоялась в разгар войны с Германией (1916), поэтому как название оперетты, так и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор в Советском Союзе и России большинство постановок шло и идет под названием «Сильва».

Оперетта «Баядера»

Оперетта «Баядера» имела большой успех и обошла многие музыкальные театры мира. В СССР она была в марте 1923 года под названием «Баядерка». Распространённый в наши дни русский вариант либретто написали Р. И. Тихомиров и С. Б. Фогельсон.

«Графиня Марица»

«Марицу» считают «самой венгерской» опереттой Кальмана. «Марицу» ставили на различных сценах мира. В России «Марица» в разных интерпретациях и с разными переводами ставится с неизменным успехом с начала 1920-х годов. В это же время оперетта была переведена на английский и шла в Нью-Йорке и Лондоне.

«Принцесса цирка»

Имре Кальман вспоминает, что после «Марицы» перед ним его либреттистами встал вопрос: что писать? «Однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, - «Сильва», оперетту, действие которой происходит в театре, - «Баядера». Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».

Самым известным баритоном, исполнявшим в советских постановках партию Мистера Х был Георг Отс.

«Фиалка Монмартра»

Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту «Фиалка Монмартра». Первая постановка в Вене (1930) выдержала 170 представлений. В том же году состоялись другие европейские премьеры, а также показ спектакля в США.

«Дьявольский наездник»

Последняя венская премьера Имре Кальмана, который после аншлюса в 1938 году был вынужден эмигрировать. Оперетта выдержала только 125 представлений, однако после войны с успехом шла в театрах Финляндии, Венгрии, Швеции, Германии.

За рубежом композитор написал лишь две оперетты – «Маринка» (1945) и, незадолго до смерти, «Аризонская леди». Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы «Сатурналии» (1904) и «Эндре и Иоганна» (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.