Как понимать название комедии горе от ума. Смысл названия комедии А.С

Смысл названия комедии «Горе от ума» было бы заманчиво выразить в одной короткой, лаконичной, хлесткой фразе. Но вряд ли это возможно осуществить именно таким образом. Поясним сказанное.

Поиск идеи «Горя от ума»

Драматургия Александра Сергеевича Грибоедова в этой пьесе новаторская, многоплановая. Поэтому однозначно определить, кто из героев произведения (представляющих «старый век» или презентующих новый) выиграл, а кто проиграл, невозможно.

Пьеса несет в себе философский смысл и поэтому выгодно отличается от наигранных сцен из классической салонной драматургии XIX века. Грибоедов в ней отобразил полноценную модель русского «полусвета».

Название комедии «Горе от ума» обманчиво: хотя, по мнению самого автора, оно выражает идею произведения, однако этого не происходит. Дело в таланте Грибоедова. Фактически он сделал произведение на порядок глубже, чем сам сумел охарактеризовать его. Пояснить данную мысль можно лишь аналогией с… «Тихим Доном» Михаила Шолохова.

Грибоедов-художник сильнее Грибоедова-драматурга

Абстрагируемся от разности эпох. Важно другое: Шолохов-писатель оказался сильнее Шолохова-коммуниста (который клеймил позором Пастернака). Не стал Михаил Александрович в «Тихом Доне» раскрывать «правильность» комиссаров, но проникновенно поведал о А уже исходя из этого читатель увидел правдивую модель нездорового общества.

Возвращаясь же к произведению Александра Сергеевича Грибоедова, мы также можем с полным правом сказать: автор показал на порядок больше, чем сам сказал в упрощенной модели «25 дураков на одного умного».

Пьеса без победителей и побежденных

На насущные вопросы начала XIX века, поднятые в своем произведении дипломатом Грибоедовым, человеком, несомненно, проницательным, следует смотреть более широко. Цивилизационный конфликт старого с новым вырисовывает этого произведения смысл. «Горе от ума» представляет собой арену столкновения двух мировоззрений: старого, крепостническо-чиновнического (прошлого века), и нового, буржуазно-разночинского, рожденного в умах будущих декабристов после победы России над Наполеоном.

Действительно, Александр Андреевич Чацкий, высказывающий острые и разумные суждения после приезда из Европы, по ходу пьесы сталкивается со стеной непонимания московского аристократического общества.

Но для молодого человека больней всего то, что рушатся его надежды на взаимное чувство с молодой незамужней дочерью Фамусова Софьей Павловной. Кроме того, у него «не складывается с карьерой» и, очевидно, не сложится. Вы думаете, он проиграл окончательно? Вы полагаете, что слово «горе» сказано автором именно относительно Чацкого?

Да ведь и Фамусову не стать «тузом»!

Представители двух миров: Чацкий и Фамусов

Какое же автор дает последствиям конфликта описание? «Горе от ума» в финале содержит сцену, когда Александр Андреевич удаляется, питая обиду от «оскорбленных чувств». Однако не выглядит победителем и «управляющий в казенном месте» Павел Афанасьевич Фамусов, организатор «холодного, как лед», приема Чацкого в своем доме. Он также не является победившей стороной в конфликте. Ему достается свой «мильон терзаний». Фамусов в сложившейся иерархии не может «прыгнуть выше головы» в плане карьеры. У него весьма средние деловые качества (он ленив и не умеет работать с документами). Его единственная надежда - увеличить капитал семьи за счет брака дочери с полковником Сергеем Сергеевичем Скалозубом. Однако и это проблематично. Софья понимает идиотизм надуманной отцом пассии.

«Горе от ума» - рассказ о преддекабристской России

Таким образом, смысл названия комедии «Горе от ума» - совершенно в другом. Это не «горе» исключительно Чацкого от недооценки обществом его взглядов. (По ходу пьесы положительный герой сталкивается с 25 персонажами, являющимися апологетами старого бюрократического общества.) На проблему эту следует смотреть шире.

Это горе всей поствоенной крепостнической России, где «Чацкие» (будущие декабристы) уже поняли: следует менять социальную матрицу общества, разрушить карьерную лестницу, основанную на выслуживании и лести, начать развивать новые проекты в обществе. А общество (в том числе и аристократическое) продолжает жить «старой жизнью», разрешая свои мелкие меркантильные карьерные устремления, рождая Молчалиных.

Смысл произведения

Личность самого автора - ключ, определяющий его же произведения смысл. «Горе от ума» - попытка Грибоедова публично, резонансно, во весь голос проорать (здесь никак не обойтись без грубой прямоты) всему российскому обществу, что есть проблема в его развитии. Умница-дипломат чувствовал не только насущные вопросы «текущего дня», возможно, он предчувствовал грядущий раскол в обществе (который, как мы знаем из истории, привел к жестокой реакции во времена Николая I).

Вы думаете, его услышали? Даже Пушкин с иронией отнесся к не поняв его. Что тут говорить дальше?

«Горе от ума» - пьеса новаторская

Произведение делают великим яркие образы. «Горе от ума» - это не только 26 человек, которые появляются на сцене. Ведь есть еще и внесценические персонажи. Князь Федор, «ботаник и химик», двоюродный брат Скалозуба, наряду с «упражняющейся в расколах и безверьи» профессурой педагогического института - потенциальные союзники Чацкого.

Заслуживает уважения и то, что автор пытается донести смысл названия комедии «Горе от ума», полностью «взломав» старую драматургию. Грибоедов-новатор отошел при создании произведения от классицизма, его творение - вполне реалистично. Автор создает полноценную модель общества с 26 реальными, характерными персонажами вместо 5-6 (привычного круга персонажей классицизма). В конце концов, Александр Сергеевич не пользуется классическим александрийским стихом, а переходит на «вольный ямб».

Вместо заключения

Мы, рассуждая о пьесе, наконец подошли к возможности понять смысл названия комедии «Горе от ума». Заметьте, в произведение введены персонажи не идеальные:

  • вольнодумец, меланхолик, «забавный малый» (по рецензии Пушкина) Чацкий;
  • меркантильный отец семейства и чиновник со средними способностями Фамусов;
  • пронырливый карьерист и обманщик Молчалин;
  • самодовольный и недалекий служака - полковник Скалозуб;
  • запутавшаяся между желанием счастья и способная на подлость Софья;
  • все еще порядочная, но бесправная служанка Лиза.

Все они помогают читателю комедии найти в ней глубокий философский подтекст.

Определим же в «Горе от ума» главное - идею произведения. Можно ли утверждать, что Чацкий умен? И да, и нет. У него есть понимание динамики прогресса, но нет контакта с людьми. Будем откровенны: ему интеллектуально не по силам стать донором этих идей для общества.

Александру идейно противостоит Фамусов. Можно ли сказать, что он умен? И да, и нет. Он не понимает, что крепостническое государство движется к катастрофе, изо всех сил поддерживая изжившие себя порядки. Но глуп ли он? Вряд ли. Скорее всего, он просто живет сегодняшним днем. Кроме того, он, не в пример Чацкому, имеет определенный отец семейства, живет в гармонии с обществом, т. е. ориентируется в людях. Его дом для ближайшего сообщества аристократов является центром светской жизни.

Вывод: у каждого из этих героев свой ум. Однако их направленность - полярно противоположная. Один понимает перспективные пути и не может их реализовать. Другой, в принципе, может (он при желании найдет слова, чтобы убедить свой «ближний круг»), но не считает прозападное мышление Чацкого верным, предпочитая «патриархальную старину».

Проблема же в том, что ум этих двух людей направлен на взаимное противостояние, а не на развитие общества. В этом суть идеи, заложенной в названии произведения. Верно говорил классик: «Проблема России - дураки и дороги!»

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Серова Мика Морозов 4 класс описание

    Знаменитый художник Валентин Александрович Серов написал много замечательных картин. Особое место в творчестве Валентина Александровича занимают портреты детей. Серов признан мастером детского портрета. Художник с доскональной точностью передавал

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Сочинение Что я люблю делать и почему 5 класс

    Я еще учусь в школе, и у меня много разных интересов. Одно дело я люблю особенно, мне нравится вышивать. Я умею вышивать крестиком, гладью и другими способами.

  • Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль

    Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

  • Анализ главы Тамань из романа Герой нашего времени 9 класс

    «Тамань» - это первая глава, с которой начинается повествование в дневнике Печорина. Так он старается передать внутреннее состояние мужчины. Повествование достаточно просто, по работе

Комедия «Горе от ума» стала настоящим потрясением для русского общества. Грибоедов совместил бытовую комедию и политическую сатиру, что было прямым нарушением требований господствовавшего тогда классицизма. Это было первое проявление реалистического метода.

Грибоедов работал над комедией в около семи лет, и первоначально она называлась « Горе уму». Окончательное название приобретает ярко выраженный иронический характер. По сути Грибоедов подвергает сомнению ум главного героя. Какой же это ум, если от него одно горе? Конечно, Чацкий прекрасно образован, он «славно пишет, переводит» обладает блестящим и острым мышлением, смело критикует пороки общества. Это пылкий и искренний молодой человек, который прямо выражает свои взгляды. Вернувшись в Москву после трехлетнего отсутствия, Чацкий рассчитывает найти здесь прежнее к себе отношение. И поначалу ему действительно рады. Фамусов встречает его почти как сына, Репетилов видит в нем единомышленника, московские барыни - жениха для своих дочерей, но очень быстро своими страстными монологами главный герой настраивает против себя всех. Чацкий не понимает, что Софья, ради которой он вернулся в Москву, уже прочно стоит на позициях московского света, что она влюблена в другого и ей важно и дорого все, что Чацкий так безжалостно высмеивает. Именно Софья невольно становится источником сплетни о безумии Чацкого. Его презрительное отношение к общественному мнению, к засилью иностранцев, возмущение нравственным падением общества приводят в негодование гостей Фамусова, и они охотно принимают версию о сумасшествии героя. Обществу удобно видеть в Чацком безумца, такой Чацкий им не опасен, ведь все, о чем он говорит,- это всего лишь плод больного воображения. Но те, кто противостоит Чацкому не глупцы, они умны по-своему. Пьеса как раз и построена на столкновении различных типов ума - блестящего и критического, который «свет ругает наповал», и ума, «способного семейство обеспечить», и «награжденья брать, и весело пожить». Именно таким умом обладает Максим Петрович, Скалозуб, Молчалин, да и сам Фамусов. Второй тип ума ценится в фамусовском обществе, а такие, как Чацкий, только нарушают гармонию существования. Он чужой в этом мире, в этом обществе.

Смысл названия комедии «Горе от ума»

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум - “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, - ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений - “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами - пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен... Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль...” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества - это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:

Спросили бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя.

Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические - все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин - “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества - либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения. “Умный человек, - замечал Гельвеции, - часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.

Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.

Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, - с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.

Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.

Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В “Горе от ума” тот самый конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме <...> Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в “Мизантропе” Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдив в “Недоросле” Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко” и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. “Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”. Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее (“чувствителен, и весел, и остер”, как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”; описывая Молчали-на, он снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..” Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!”, т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. “Личное его горе случилось не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. “Горе от ума” Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством (“У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”), как говорит И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний”, он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

Название пьесы А. Грибоедова “Горе от ума” содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на тот самый вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав “умным” Чацкого, А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именноиз-за традиционного понятия “благоразумия”, которое в “Горе от ума” связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глупцов”), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Однако хотя его метод близок к реалистическому, но писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при показе характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, сокрытых в обществе того времени.