Интегрированные занятия по вокалу. Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога)

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

МБОУ ДО Дом детского творчества

Конспект занятия во вокалу

для детей 1 года обучения

Подготовила:

Мець Татьяна Валентиновна

Педагог дополнительного

образования

Новый Уренгой

2015

Тема: «Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».

Цель: Формирование певческих навыков средствами вокала.

Задачи:

1.Развивать певческое дыхание, ощущение опоры.

2.Формировать метроритмические навыки учащихся и закреплять

их при помощи упражнений;

3.Развивать музыкальный слух, вырабатывать чистоту интонирования;

4.Воспитать культурные навыки песенного исполнительства.

Оборудование:

Фортепиано, музыкальный центр.

Дидактический материал:

Карточки с упражнениями, смайлики.

Форма: групповое занятие

Ход занятия:

Вступительное слово:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим работать над певческим дыханием, поговорим о пульсе в музыке, о ритме, отработаем ритмический рисунок в песне «Спасибо мамы».

Певческая установка – положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.

Разминка

1.Массаж лица, брови нахмурить, расслабить, приподнять, улыбнуться. 2.Повороты и вращения головы

3.Вращение плечами

4.Упражнение «Марионетки» (для снятия напряжения)

Дыхательная гимнастика:

1. Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2.Короткий бесшумный вдох - длинный выдох (надуваем шар)

3. Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе произносим любой звук, выдох ровный, без толчков.

4.Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе четкий, активный счет до 10 (счет постепенно увеличиваем)

5. Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий звук с-с-с-с.

6.Короткий бесшумный вдох – выдох в 3 точки: 1-ладошка, 2 - на расстоянии 1метра, 3- как можно дальше.

7.Игра «Кто дольше?» (прожужжит пчелой, прозвенит комаром).

Артикуляция: Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык правильного выполнения того или иного упражнения.

1.Часики

2.Укольчики

3.Улыбка Буратино

4.Активная артикуляция при произношении звуков И-У-А-У

5.Опускание челюсти

6.Цокание языком в определенном ритмическом рисунке (Большая лошадка (forte ) - маленькая лошадка (piano ).

Вокальные упражнения: Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (legato - staccato , мягкая атака - твердая атака звука, piano - forte).

Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, ребенок учится слышать в ансамбле не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы, для формирования навыков ансамбля и строя : пение «цепочкой», «песенки - эхо», игра «ручеек», «пение про себя», пение с закрытым ухом.

1.Мычим, выстраивая унисон, игра «Пчелки».

2.Ма - ма, па - па - я (ма-мэ-ми-мо-му) - на одном звуке и на одном дыхании, выстраивание унисона.

3.»Моторчик» - воспроизвести губами «Бр-р-р-р-р» на двух соседних звуках.

4. «Ле-ли-ле-ли-ле» пропеть слоги по нотам «до-ре-ми-ре-до» в медленном темпе, и «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до» в быстром темпе.

5. «Ходит зайка по саду, по саду» (чередование legato и staccato).

6. «Курочки и кукушки», пение слогов Ко-ко-ко и ку-ку-ку по трезвучию staccato, (высокая позиция, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).

7. «В лесу» Ау-Ау - пропевание интервала квинта (твердая, мягкая атака звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).

Ритмические упражнения, ритмические игры

Когда мы слушаем музыку - всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт музыки. При этом внутри нас происходит определенный счет - мы отсчитываем равные доли (пропеть песню, упражнение, скороговорку, посчитать или прохлопать).

1.Прохлопать «РАЗ - два-три-четыре, РАЗ - два-три-четыре»

При этом на долю «РАЗ» приходится акцент. Называется этот акцент сильной долей! Остальные доли - слабые! Их чередование образует музыкальный метр - определенный «пульс» музыкального произведения. Итак, метр - это чередование сильных и слабых долей во времени.

2. Протопать ногой счет «Раз-два-три-четыре», и одновременно на «Раз» хлопок в ладоши.

3. Хлопки «Раз-два-три-четыре» выполняет 1ряд детей, хлопки «Раз» - 2ряд.

А сейчас я исполню песню хлопками, послушайте, что вы заметите? (хлопки разной длины)

Правильно, такое сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмом, ритмическим рисунком. У каждой мелодии есть свой ритмический рисунок.

4. Игра «Узнай песню по ритму» («Ходит зайка по саду, по саду», «Жили у бабуси, 2 веселых гуся», «Паровоз-букашка»)

5.Игра «Эхо» (повторить несложный ритмический рисунок)

6.Игра «Поймай хлопок»

Работа над дикцией:

1. От топота копыт пыль по полю летит

2.Мы перебегали берега.

3.Пропевание слогов «Бра-брэ- бри-бро-бру», «вра-врэ- ври- вро- вру»,

Скороговорки пропеть от медленного темпа до быстрого, закончить в медленном темпе, от активного шепота до уверенного, четкого звука.

Работа над произведением:

Закрепление текста:

1.проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2.беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

Работа над качеством исполнения:

1.пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.

2.пропевание сложных элементов со словами или вокализации.

3.пение по фразам.

4 пение под фонограмму + и –

Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Сегодня мы поработали над певческим дыханием, учились слушать друг друга, петь в унисон, познакомились с новыми понятиями: метр и ритм, уделили много внимания ритмическим упражнениям.)

Когда вы услышите любую музыку, постарайтесь услышать и почувствовать ее пульс и ритмический рисунок. А свое настроение, впечатления от занятия вы можете выразить смайликом.

Занятие окончено. До свидания.

Саранская Дарья Антоновна
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-08-07 Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога) Саранская Дарья Антоновна Данный конспект занятия предназначен для помощи педагогу в организации занятия

Просмотреть свитедельство о публикации

Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап — работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» — 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии — 2 мин

I .Организационный этап :

— встреча детей;

— проверка присутствующих;

— Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

—свободу мышц

—правильность осанки;

—умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—работу резонаторной системы;

—общая внятность речи;

—ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м — фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

, . .

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Григорьева Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Максимум» МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Аткарск Саратовской области. Открытое занятие вокального кружка 1-3 года обучения, тема: «Ритм»

Тема занятия: «Ритм»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм.

Задачи занятия:

Предварительная работа.

    Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

    Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

    Слушание музыки р.н.п. «Камаринская».

Мотивация: учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление зала: на стене изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница».

Оборудование: раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты, ударные музыкальные инструменты (ложки, барабан).

Слушание: песня «До, ре, ми» группа «Домисолька» сл. В. Ключникова,

муз. О. Юдахина., «Песенка про песенку», «Россия», р.н.п. «Камаринская».

Ход урока.

    Организационный момент.

Построение перед залом.

Вход под музыку: Звучит песня «До, ре, ми».

Музыкальное приветствие : «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.

    Вступительное слово педагога.

Я очень рада новой встрече с вами.

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться, к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

    Работа по теме урока.

Ребята, а на чем можно путешествовать?

Одна нота хочет вернуться в свой домик. До

Мы с вами тоже распоемся.

Повторить правила пения (спросить детей)

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

    Распевание

    1. «От топота копыт», - работа над дикцией и динамикой:

    Четкая дикция;

    Штрихи

    Работа над динамикой;

      «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского

    Работа над дыханием;

    Построение трезвучия

    Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре.

Какое у вас настроение? А в музыке бывает настроение? Давайте пожелаем всем: Хорошего настроения! И постараемся точно передать настроение этой песни «Песенка про песенку» . Какое оно?

Исполнение песни «Песенка про песенку» (1,2,3 год обучения дети)

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание.

    Изучение нового материала. Ритм

1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

Примеры ритмических диктантов

1.«Калинка»,

2. « Во поле береза стояла»

3. « Маленькой ёлочке»

запись ритмического рисунка на доске

Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется? ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок? ( Четвертных, Восьмых, Шестнадцатых )

Длительность

Ритмический рисунок состоит из коротких и долгих длительностей

Ритмические звуки связаны друг с другом, они могут быть ровные, плавные, а могут звучать отрывисто. Пример: ритмично бьется сердце, тикают часы, меняется время года. (пример детей)

Приходим к выводу, что порядок создают? (Ровные шаги. Четкий рисунок. Равномерное чередование ударов.)

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Сегодня мы попробуем использовать знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм.

4) Упражнение «Хор часов»

В зависимости от ритма меняется характер музыки. Я предлагаю такое упражнение «Хор часов»

Вам нужно изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизированном двухголосии. 1 группа произносит низким голосом «бом-бом», а 2 группа- высоким голосом «тики-тики»

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. Какие ударные инструменты вы знаете?

4)Музицирование на музыкальных инструментах.

Р.н.п. «Камаринская»

Какой характер? (задорный, веселый, озорной)

Что можно сказать о мелодии (Мелодия изменяется, повторяется несколько раз)

Какие инструменты вы услышали?

В русских деревенских плясках есть не только состязание между танцорами, но и состязание между инструментами. Произведение, которое вы прослушали, называется «Камаринская».

На чем раньше играли русские пляски?

Вот и мы будем играть на муз. инструментах. Сначала давайте выучим ритмический рисунок.

в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах «Камаринская».

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

    Физминутка.

«Похлопаем, потопаем»

Как вы замечательно двигались,

А движение - это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?

Исполнение песни «Россия»

С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Ребята, посмотрите на нотный стан.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Эти ноты все подряд образуют звукоряд.

Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

  1. Итог. Наше путешествие подошло к концу.

С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, длительность, звукоряд).

Ритм- чередование длинных и коротких звуков в музыке.

Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Звукоряд - это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Нотный стан с нотами.

Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? (Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.).

VIII . Рефлексия.

Педагог: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку.

Г. Кострома

2014

Конспект занятия в вокальной студии

Тема: «Здравствуй, Музыка!»

Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование эстетического эмоционально-осознанного отношения к окружающему миру.

Задачи :

Обучающие:

    развитие музыкального слуха, памяти,

    развитие координации между слухом и голосом;

    знакомство с основными свойствами музыкального звука (высота, длительность, сила – f – р);

    развитие навыка осознанного отношения к музыке различного содержания и характера.

Развивающие:

    развитие творческих способностей;

    развитие музыкально-художественного вкуса.

Воспитательные:

    воспитание любви и интереса к музыке;

    воспитание слушательской и певческой культуры.

Тип урока :

вводный.

Форма работы :

Групповая.

Оборудование:

    фортепиано,

    магнитофон,

    фонограмма песни «Весёлые нотки - веселые дни»,

    нотный материал,

    музыкальная лесенка,

    плакат – эпиграф со стихами В. Шленского «Музыка во всём живёт. Мир её волшебен!»

    «сундук открытий»,

    корона «Её величество волшебница - Музыка».

    нотки – знаки с именами детей и педагогов.

Музыкальный материал

    С. Соснин, М. Садовский «Весёлые нотки – весёлые дни»

    Г. Струве, Н. Соловьёва «Новогодний хоровод»

    Е. Тиличеева, В. Викторов «Едет, едет паровоз»

    О. Юдахина, В. Татаринов «Слон и скрипочка»

    Г. Струве, Н. Соловьёва «С нами друг»

Технологическая карта

Этап

Время

Педагог

Дети

Организационный

минут

1.1.Готовит детей к работе. Налаживает эмоциональный контакт.

1.2.Заинтересовывает предстоящей работой, приглашает в путешествие, используя музыкальный материал.

1.3.Исполняет музыкальное приветствие.

Слушают.

Отвечают на вопросы педагога.

Задают уточняющие вопросы.

Исполняют музыкальное приветствие.

Основной

30
минут

1.1.Вводит в основную часть занятия, используя музыкальную игру.

Обращает внимание на эмоциональность исполнения.

Участвуют в музыкальной игре.

Выполняют советы педагога.

1.2.Создает проблемную ситуацию.

Решают проблемную ситуацию.

1.3.Организует работу над музыкальным материалом по теме занятия, используя беседу, загадки, прием «рисования музыки», исполнение песен.

Отвечают на вопросы педагога,

отгадывают загадки.

Исполняют песни.

Итоговая часть

5 мин

1.1.Педагог благодарит детей за работу.

1.2.Подводит итог путешествия и открывает волшебный сундучок.

1.3.Вручает корону самому активному путешественнику.

1.4Делает детям «подарок»-стихотворение.

Рассматривают нотки- символы.

Отвечают на вопросы.

Слушают педагога.

Ход занятия

І Организационный этап

1.1.Налаживание контакта.

Звучит фонограмма песни «Весёлые нотки – весёлые дни» (слушание 1 куплета).

Педагог:

Как легко и таинственно, просто и загадочно рождается музыка!

У каждого на свете есть музыка своя.

Поёт о счастье ветер, деревья и поля.

То радостно, то грустно, то громче, то нежней

Поёт скворец искусный и маленький ручей.

Шумит ли сад цветущий,

Идёт ли снег зимой,

Прекрасен мир поющий,

И ты с ним вместе пой!

Ребята, а вы любите петь?

(Дети отвечают)

Педагог:

Я думаю, что могу вас позвать с собой в мир музыки и волшебства, фантазии и сказки, творчества. Мы совершим путешествие в «музыкальную» страну. В этой стране, как и в любой другой, существует свой родной язык – музыкальный. Я научу вас понимать этот язык, буду вашим помощником и «переводчиком».

Музыкальное приветствие «здравствуйте» звучит в моём исполнении.

Я поприветствовала вас, а теперь предлагаю вам, ребята, пожелать добра и здоровья всем тем, кто находится с нами, и кого мы приглашаем с собой в наше необычное путешествие.

(Дети поют «Здравствуйте)

Педагог:

Руководителем – дирижёром буду я (поет своё имя, отчество – импровизация).

Попрошу представиться весь экипаж, так же используя музыкальный язык.

(Дети поют своё имя , которое перед самым началом урока на нотке прикрепляется каждому из них)

Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мне хочется пожелать вам смелости, внимательности, организованности, чуткости, находчивости. И тогда, кто знает, может быть, нас поджидают чудеса и сюрпризы? Прежде всего, давайте прислушаемся.

Что вы слышите в этот момент вокруг себя? Какие звуки?

(Дети отвечают).

Да, верно, разные звуки окружают нас, и шумовые и музыкальные. От музыкальных звуков – к музыкальным инструментам, какие знают дети – перечисление. Самый близкий и нежный музыкальный «инструмент», который сейчас есть у каждого – это голос. Певческий голос и будет у нас главным музыкальным «инструментом» в необычном путешествии.

Итак, мы отправляемся в волшебную музыкальную страну, но перед отбытием я хочу вам предложить игру «Музыкальное эхо». Эта игра научит нас, как не потеряться в музыкальном мире, используя свой самый близкий «инструмент» - певческий голос.

1.2.Распевание

Песня «Новогодний хоровод» используется как упражнение для распевания.

(Педагог поет первое слово – дети «эхом» повторяют его).

Так поётся вся песня.

Педагог обращает внимание ребят на точное копирование моего исполнения (активное слово, эмоциональность и т.д.)

ІІ. Основной этап

Раскрытие темы. Создание проблемной ситуации

Педагог:

В чём разница в исполнении слова «хоровод» (пою; 1 раз мелодия движется по ступенькам вверх; 2 раз – движется на месте). Подвести детей к пониманию направления движения мелодии.

Ребята! Вы просто прирождённые музыканты! Сами того, не замечая, вы открыли главное свойство музыкального звука – его высоту!

Звук меняет свою высоту. Оказывается, это можно не только услышать, но и увидеть. Предлагаю сыграть со мной в игру «Пойми меня! Я исполняю попевку «Едет паровоз» с показом движения по лесенке каждого звука. Вы должны придти к выводу, что мелодия «шагает» по ступенькам вверх – вниз - на месте.

Ребята, а что нужно паровозику, чтобы он двигался?

(Дети : пар, топливо)

Оказывается и нам, чтобы петь, нужно дышать. Ещё старые мастера говорили, что «искусство пения – это искусство вдоха и выдоха».

(Пробуем по «руке» с детьми сделать вдох – задержку – выдох).

Вы научились правильно дышать, давайте вместе прокатимся на паровозике.

Исполняем вместе песню «Едет паровоз» (педагог показывает движение по лесенке и дыхание паровозиком).

Работа над музыкальным материалом

Педагог:

Как далеко мы уехали от города. Кажется, нас в лесу кто-то встречает. А кто? Загадка!

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем!

Что это?

Правильно, это ёлка!

Сразу звучит песня «Ёлка».

Во второй раз педагог просит детей петь вместе припев. Оказывается, музыку можно не только увидеть, но и «нарисовать»!

Упражнение «Рисуем музыку».

Давайте возьмём в руку волшебные кисточки и попробуем все звуки песни «нарисовать» в воздухе.

Почему одни звуки длинные, другие короткие?

Они тянутся разное время. Это свойство музыкального звука называется длительность.

Ребята, не знаю как вам, но мне под эту музыку так и хочется встать в хоровод.

(Исполняют песню, взявшись за руки с движениями)

При движении по кругу обратить внимание на фразы в запеве.

«Музыка-волшебница» нас околдовала», заставила двигаться, а песня превратилась в песню-танец.

Жаль, что в хороводе с нами не было лесных жителей. Ребята, а как вы думаете, на каком языке общаются жители музыкальной волшебной страны?

( Дети отвечают: На музыкальном)

Давайте послушаем песню «Слон и скрипочка» (исполняет). Я уверена, что вы поняли, о чём рассказала нам эта музыка, какое настроение она создаёт. Это музыка протяжная, спокойная, напевная, ласковая, мелодичная, вальсовая. Песня превратилась в песню-танец-вальс. Ещё раз исполняет песню с движениями.

Ребята, а можно ли спеть эту песню отрывисто?

(Дети: Нет, только протяжно плавно – легато . (исполняют).

Как приятно путешествовать с ребятами, которые понимают язык музыки, очень внимательны, активны и дружны! Так и хочется сейчас спеть песню о дружбе. А вы мне будете помогать? Я буду передавать вам музыкальные слова, как волшебный клубочек, не потеряйте его!

(Исполняют песню «С нами друг»)

Каков характер этой музыки?

(Дети отвечают: Радостный, бодрый; музыка звонкая, энергичная, удобно шагать – маршевая)

Это песня-марш . Давайте попробуем спеть песню ещё раз, меняя громкость – силу звучания. Я буду петь громко – f , а вы, как эхо, - тихо – р.

(после каждого ответа, исполнения песен поощряет детей).

Мы и не заметили, как быстро промчалось время. А почему?

(Дети отвечают).

ІV. Итоговый этап

Педагог:

В нашем весёлом путешествии, которое подходит к концу, вы были очень внимательны, музыкальны, активны и сделали массу открытий. Я думаю, что вы достойны приятного сюрприза. Перед нами сундук. А что там? (Открывает сундук)

Да это же наши открытия! Вынимает поочерёдно нотки-символы:

Сегодня мы узнали, что:

    звуки бывают шумовые и музыкальные;

    вспомнили музыкальные инструменты;

    узнали о свойствах музыкального звука (высота, длительность, сила);

    познакомились с певческим дыханием;

    узнали, что значит «легато» (исполнение плавно, соединяя звуки);

    вспомнили жанры музыки – песню, танец, марш и

    узнали, что они могут подружиться и стать песней-танцем, песней-маршем.

Я думаю, что вы научились слушать и понимать музыкальный язык. Исполнили песни, которые раньше никогда не слышали, проявив при этом самые лучшие свои ученические качества. Поэтому Её величество «Волшебница-Музыка» дарит вам самое дорогое, что у неё есть – свою корону. А право получить эту корону предоставляется самому активному, самому старательному, самому внимательному, самому смелому, в общем самому-самому!

(Корона передаётся тому, кто был всех активнее, внимательнее, находчивее, музыкальнее).

А я в благодарность за ваш труд, ваши старания хочу подарить вам на прощание эти поэтичные строки:

Знаем ли мы, что 2×2,

Как всегда, - четыре.

Только вот без волшебства

Скучно будет в мире…

Вслушайся, весь мир поёт:

Шорох, свист и щебет!

Музыка во всём живёт.

Мир её волшебен!

Список литературы

    Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» – М., 2005.

    «Музыка и поэзия» Авт.-сост. Е.Н. Домрина. – М., 1999.

    Холопова В.Н. «Музыка как вид искусства» Учеб. пособие. – СПб., 2000