Герои недотепы в пьесе вишневый сад. Герои-«недотепы» в драматургии А

Жена ему попалась недотепа, ни к чему не способная: ни к работе, ни к дому.

Николаева, Жатва.

Недотёпа как качество личности – склонность проявлять поведение н еуклюжего, во всём неловкого и недалекого в умственном отношении человека.

— Зачем вы жените своего сына, он же у вас недотепа, неумеха, да и глуповатый?! — В том-то и дело. Женить надо, пока глупый, пока недотёпа, а как поумнеет, сам не захочет!

Мадам Дюпон больна. Она лежит в постели и просит мужа заварить чай. Мсье Дюпон кричит из кухни, что не может его найти.
— Как же так! — удивляется жена.- Какой же ты недотепа, — Живешь, будто квартирант, а не хозяин. Запомни: чай на полке в коробке из-под какао, на которой приклеена бумажка с «надписью «соль». О, эти беспомощные мужчины!

Недотёпа – двадцать два несчастья, за что ни возьмётся – полный облом. Облом по-научному – фрустрация – психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования. Почерк недотёпы — варганить всё как попало, нерадиво и неумело.

Надеяться на недотёпу, значит быть ничем его не лучше.

Какой ваш батька недотёпа.
Одна тащусь, кормлю вас, дети.
И если б не сосед ваш Стёпа,
То вас бы не было на свете.

Недотёпа – лопух в человечьем обличье. Глупость нашла в недотёпстве яркое выражение.

У глупца были деньги, и надумал он спрятать их подальше от злого глаза. Пошел он в безлюдное поле, выбрал приметную тучу и закопал под нею деньги. Прошло какое-то время, и он захотел проверить, целы ли деньги. Но в поле их не нашел. Да и говорит недотепа: — Боже, какие злые люди. Кто-то украл мои деньги. Ну, это еще не так странно — они были в земле. Но кто мог украсть тучу,
под которой я их закопал? Какие это длинные руки нужно иметь, чтобы дотянуться до нее?!

Символично, что пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» заканчивается грустным словом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. Раневская и Гаев - «недотепы» в полном смысле этого слова, ибо они давно потеряли связь с реальностью, витают где-то в облаках, лишены прагматизма и практичности, только надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Недотёпы они даже не потому, что разорились, а потому, что измельчали душой, стали неудачниками, лишились чувства утраты последнего напоминания о детстве - вишневого сада, словом превратились в мямлей, лопухов и недотёп.

Недотёпа – человек – никчемушник, у которого всё из рук валится. В народе таких людей зовут губошлёпами, кукушками, недотыками и колпаками. Избавиться от недотёпства помогает какая-то сильная умственная встряска.

У одного еврея был сын-недотепа. И ничто не могло его изменить. Отец уже отдавал его и на учебу к раввину, и, даже, в исламскую мечеть… Никакого толку. Как был сын дураком, так и оставался им. Отчаявшись, отец отдал его послушником в монастырь. И через некоторое время приезжает наведать своего сына. А сына не узнать: то свечку подправит, то тряпочкой пыль сотрет, и все бегает, да хлопочет. — Сын! Что произошло? Почему ты так изменился? Сын подводит отца к распятию и говорит: — Ты как привел меня сюда, так я сразу понял: здесь с евреями не шутят.

Послушаем, какого недотёпа о себе мнения: Недавно я была в гостях у подруги и помогала ей готовить ужин. Я открывала банку, и вдруг её содержимое брызнуло во все стороны. Муж подруги подошёл, увидел, что произошло, засмеялся и сказал: «Такое может случиться с одной из ста тысяч банок, но это должно было произойти именно с тобой». Это потому, что я - недотёпа, а значит, неуклюжая и невезучая. Поясню: на Центральном вокзале Нью-Йорка на полу есть выступающий болт. Десять тысяч человек перешагнёт через него и даже не догадается, что он тут есть. Недотёпа обязательно споткнётся об него. Этот недотёпа - я. Я иду по жизни, толкая двери с пометкой «На себя» и тяну за ручку двери с пометкой «От себя». Почему? Я не знаю.

Разные вещи случаются со мной. Я спотыкаюсь, роняю всё; изделия из стекла не могут считаться в безопасности рядом со мной. Я разбила достаточно зеркал, чтобы накопить большой запас невезения, если следовать суевериям. Недавно я обнаружила, что маленькое зеркало, которое я ношу в своей косметичке, треснуло. Я не знаю, как это произошло. Я продолжаю пользоваться этим зеркальцем, потому что знаю - если я куплю новое, с ним произойдёт то же самое. Подруга, которая увидела моё разбитое зеркальце, была в ужасе и сказала, что это к неудаче. Это не так, пока всё хорошо.

Однажды я была в офисе у своего клиента, там было несколько человек, и все восхищались скульптурой с маленькими подвесными элементами, стоявшей на рабочем столе. Все мужчины подхватывали статуэтку, любовались ею и передавали дальше по кругу. Наконец, кто-то протянул скульптуру мне, и в моих руках она развалилась. Мой клиент посмотрел на меня, вздохнул и сказал: «Золотые руки».

Недотёпа в любой ситуации не способен сделать всё, как положено, чтобы не было замечаний от окружающих.

Возвращается моряк из рейса. Заходит домой, а из постели жены выскакивает любовник и удирает через балкон. Моряк за ним. Любовник удирает через парк. Видит, стоят скульптуры, один постамент пустой. Недолго думая он сбрасывает одежду и взбирается на пьедестал. Вдруг рядом раздается голос соседней «статуи»: — Недотёпа! Носки сними — всю аллею заложишь!

Петр Ковалев

Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:

О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.

Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.

Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.

Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы. Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».

Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает. Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала. Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.

Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:

...вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.

И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.

Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя». Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты. Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.

Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада. Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом. Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.


А. П. Чехов своей пьесой «Вишневый сад», считающейся по праву достаточно известной в русской литературе, показал пример новаторского подхода к передаче старых идей в новом стиле. Автор высмеивает поступки героев произведения. Им выявляется истинная глубина их переживаний и ощущений. Они стали олицетворением беспомощности перед этим миром.

Персонажи – недотепы – это все без исключения герои произведения. Хотя в особенности ярким стал образ Лопахина Ермолая Алексеевича. Безусловно, нельзя проигнорировать и Раневскую Любовь Андреевну, как олицетворение образа героини, врезающейся в память читателя.

Лопахин из человека «с самого низа» превратился в купца. Отец и дед Ермолая выступали в качестве крепостных у предков Раневской. Героиня эта немало сделала для него, за что он любит Любовь Андреевну, и выражает всяческую благодарность ей за это. Лопахину удалось приобрести богатство, при этом он остался, по собственному мнению, всё тем же «мужиком». В нём живёт искренне стремление оказать помощь Раневской по спасению её родового имения, которое продаётся за долги.

Но неожиданно в нём происходят перемены. После приобретения вишневого сада наступает для героя момент наивысшего торжества: сыну мужика, «малограмотному Ермолаю», посчастливилось завладеть дворянским имением, где его предки «были рабами». Именно в этот момент Лопахин становится иным – грубым и хищным обладателем купеческой удали. Ему уже всё равно, какие чувства переживают бывшие хозяева имения, или что он ощущает по отношению к Раневской.

Любовь Андреевна была помещицей и, владела имением. Ей пришлось уехать за границу пять лет назад, после того, как не стало её мужа и маленького сына. Живя в Париже, принимая гостей, она тратила много денег. Одним из главных качеств характера Раневской было легкомыслие и отсутствие способности к настоящим чувствам. Героиня отличалась абсолютной беспомощностью в житейских делах. Решительные действия ею никогда не предпринимались. Она все пускала на самотек, либо ожидала решения бытовых вопросов от других. Поэтому, наверное, и происходит крушение её мира, так как всё достается Лопахину. Героине пришлось уехать обратно в Париж, потеряв связь с Родиной.

Обновлено: 2017-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя. В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворянпомещиков до купцов и простых слуг. Особое место в комедии занимают образы так называемых героев«недоТеп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.

Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянскопомещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.

В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям. Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд». Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героямдворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.

Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами. Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование. Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы. Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.

Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними движениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности. Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя? х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж. Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова. Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.

Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо. Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы. Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.

Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики». Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе. Скорее всего, в дальнейшем их ожидает приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.

Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они повторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни. Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев. Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».

Создав образы героев»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.

Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя. В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворян-помещиков до купцов и простых слуг. Особое место в комедии занимают образы так называемых героев-«недо-Теп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.

Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянско-помещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.
В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям. Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд». Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героям-дворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.
Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами. Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование. Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы. Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.
Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними дви-жениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности. Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя?х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж. Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова. Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик - Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.
Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо. Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы. Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.
Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики». Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе. Скорее всего, в дальнейшем их ожидает судьба приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.
Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они по-вторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни. Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев. Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».
Создав образы героев-»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.