Где ефим шифрин. «Я пугаюсь, когда артист становится политиком

25/03/2011

Эстрадный и театральный актер, один из самых популярных российских артистов разговорного жанра Ефим (Нахим) Залманович Шифрин родился 25 марта 1956 г. в поселке Нексикан Магаданской области, где в ссылке находился его отец. В 1956 г. он был реабилитирован и освобождён от поселения. В 1966 г. семья Шифриных переехала в Латвию и обосновалась в Юрмале, где Ефим окончил среднюю школу. После чего поступил в университет.

В 1973 - 1974 гг. он учился на филологическом факультете Латвийского государственного университета. По вечерам участвовал в художественной самодеятельности и в какой то момент понял, что сцена это его призвание. После первого курса Шифрин ушел из университета, уехал в Москву и поступил на эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (ГУЦЭИ) на курс Романа Виктюка, в котором учился с 1974 по 1978 г.

У Виктюка же с 1977 г. начал играть в Студенческом театре МГУ. Среди театральных работ Ефима Шифрина в то время спектакли "До свидания, мальчики! ", "Ночь после выпуска", "Утиная охота".

В 1978 - 1988 гг. Ефим Шифрин работал в Москонцерте.

В 1980 г. он поступил в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) на факультет эстрадной режиссуры, который окончил в 1985 г.

В том же году им был сыгран первый сольный спектакль по произведениям Виктора Коклюшкина "Я хотел бы сказать".

По произведениям Коклюшкина в 1988-1990 гг. были поставлены также спектакли в Московском Театре эстрады: "Три вопроса", "Круглая луна" и др.

Известность пришла к Ефиму Шифрину в 1986 г., когда в телепередаче "В нашем доме" он прочитал монолог "Мария Магдалина".

В 1989 г. он играл в эстрадно-музыкальном моноспектакле "Я играю Шостаковича".

В 1990 г. создал "Шифрин Театр", художественным руководителем которого является до сих пор. В репертуаре театра спектакли "Фотография на память" (1991), "Новый русский пасьянс" (1997) и другие.

С 1994 г. Ефим Шифрин играет как драматический актёр, дебютировав в спектакле театра им. Евг.Вахтангова "Я тебя больше не знаю, милый" по пьесе Антонио де Бенедетти в постановке Романа Виктюка. Далее последовали роли в спектаклях театра Романа Виктюка "Любовь с придурком" (1995), "Путаны" (1997), "Коза, или кто такая Сильвия" (2005).

В 1998 г. он снялся в мюзикле Евгения Гинзбурга "Ангел с окурком", исполнив 13 песен (музыка Александра Клевицкого, стихи Юрия Ряшенцева) и 20 ролей в фильме.

В 2001 г. состоялась премьера спектакля "Антрепризы Вадима Дубровицкого" "Слухи" по пьесе Саймона, где он играл роль Глена. В 2006 г. в Театриуме на Серпуховке в спектакле "Дракон" по пьесе Евгения Шварца (режиссёр Владимир Мирзоев) Шифрин сыграл роль Бургомистра. В 2008 г. актер сыграл сразу две роли: Эрве Монтеня в спектакле "Скандал! Публике смотреть воспрещается!" по пьесе Жана Марсана (режиссер Валерий Саркисов), и в роли Гарри Эссендайна в спектакле "Цветок смеющийся" по пьесе Ноэла Кауарда в постановке Михаила Козакова .

В 2010 г. он играл роль Иоханана Цингербая в спектакле Театрального агентства Арт партнер XXI "Торговцы резиной" по пьесе Ханоха Левина (режиссер Виктор Шамиров).

Последняя его театральная работа – роль Короля Игнация в спектакле Театра им. Евг.Вахтангова "Принцесса Ивонна" по пьесе Гомбровича (режиссер Владимир Мирзоев).

В своих спектаклях и концертах Шифрин исполняет вокальные произведения. В его репертуаре романсы Дмитрия Шостаковича на слова Саши Чёрного (спектакль "Я играю Шостаковича"), песни "Иерусалим" Марка Минкова, "Возвращение" Владимира Матецкого, "Южная ночь" Александра Клевицкого "Музыка во мне" Михаила Кочеткова и др.

Ефим Шифрин снялся в фильме "Болотная стрит" (1992), в фильме Андрея Кончаловского "Глянец" (2007). В 2003 г. он снялся в пародийном сериале "Герой нашего племени" в роли Ведущего (Первый канал), в 2009 г. в главной роли в телеспектакле "Пьеса для мужчины" по произведениям Даниила Хармса (режиссер Владимир Мирзоев). Кроме того, актёр снимался в киножурнале "Ералаш", видеоклипах.

В течение нескольких лет Ефим Шифрин проводил традиционные мартовские бенефисы с участием звёзд российской эстрады: "Шифриноев ковчег" (2000) в Театре эстрады, WWW."SHIFRIN.RU", (2001), "Опус № 10" (2002), "Лестница" (2003), "Перепись населения" (2004), "Люди в масках" (2005) в ГЦКЗ "Россия". В 2006 году там же состоялся юбилейный Бенефис "Кабаре. Перезагрузка".

Ефим Шифрин не только участвует в эстрадных концертах сольных и сборных, телевизионных проектах, играет на театральной сцене, снимается в кино, много гастролирует, он также успевает писать книги и вести блог в Интернете.

Ефим Шифрин является лауреатом Первого Московского конкурса артистов эстрады (1979), 7 Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1983), премии "Золотой Остап" (1992).

Среди наград Ефима Шифрина премия "Кубок Райкина" (2001) и вторая премия и Кубок Никулина за участие в телевизионном шоу Первого канала "Цирк со звёздами" (2007).

Он обладатель премии международной сети клубов World Class "Мистер Фитнес" (2000).

В 2006 г. награжден Дипломом Комитета физкультуры и спорта, Федерации бодибилдинга и фитнеса Правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни.

Поклонники артиста удивились, когда в соцсетях он зарегистрировался под другим именем…

Ефим Шифрин.

Геннадий Авраменко

— Ефим Залманович, в свое время зрители потеряли талантливого юмориста и рассказчика монологов Ефима Шифрина, но приобрели актера. Вы рады, что такие изменения произошли?
— Ну это громкие слова… (Смеется.) Я просто чуть-чуть шире распахал поле деятельности. Земледельцы поймут. Потому что когда истончаются почвы и иссушается земля, нужно всегда брать свой скарб и перемещаться на другое место. Мне показалось, что вот на этом, выделенном мне участке земли, на моем эстрадном наделе, урожаи, продолжая эту метафору, становились все более скудными. И я, не бросая эту землю, не обходя ее своим вниманием, просто взял в аренду еще несколько участков. Один из них одно время назывался цирком, другой по соседству — кино, третий участок называется телевидение, а четвертый — мой любимый — это театр. Теперь к нему еще прибавился еще один лоскут, который называется театр Мюзикла. С этими угодьями жить куда веселей. С ними, конечно, труднее управляться, но зато я приблизился к профессии больше, чем тогда, когда она еще только рисовалась мне в радужных тонах или чем тогда, когда пришел первый успех.
— В скольких спектаклях вы сейчас заняты?
— Это мюзикл «Времена не выбирают» в Театре мюзикла, там же музыкальное ревю «Жизнь прекрасна», спектакль в театре Виктюка… Антрепризный спектакль «Цветок смеющийся»… Это последний спектакль Михал Михалыча Казакова, который он успел поставить в России. Есть еще моя эстрадная программа, которая называется «Шифринизмы-new». К сожалению, недавно сошли с дистанции три любимых моих спектакля: «шварцевский» «Дракон» в постановке Мирзоева, в его же постановке «Ивонна» в театре Вахтангова, и спектакль, который мы играли с Таней Васильевой, он назывался «Торговцы резиной». Сейчас передо мною еще маячит предложение о съемках в большом сериале, но я пока никак не могу на него решиться. Я вообще с опаской отношусь к сериалам, и соглашался на них только тогда, когда был в «приглашенной звездой» на одну серию — guest-star.


— Вот, в прошлом году был как раз сериал «Склифосовский» с вашим участием.
— А до этого — «Путейцы», а еще раньше — «Герой нашего племени». Но, успокаивая себя, я честно замечаю, что качество сериалов растет. Во всяком случае, техническая их сторона. И уже не так грубо экономия эта вечная экономия: находятся средства, появляются приметы большого кино… Но все равно наши сериалы снимают в такие сжатые сроки, что меня немножко пугает скорость, с которой мы должны работать.
— В качестве guest-star вас сейчас очень часто приглашают в жюри различных телешоу. Насколько вам комфортна роль такого судьи, когда приходится давать оценку зачастую своим коллегам?
— Я сам для себя объясняю это тем, что как-то мирю полярные суждения своих коллег. Такой человек должен быть в жюри. Я никогда не решусь кого-то унизить или оскорбить. Потому что будучи актером, понимаю, как тяжело дается участие в таких проектах. И я как бы изнутри всегда подсуживаю тем, кого готовы приструнить, или осадить. Может быть, эти приглашения связаны еще и с тем, что я никогда не занудствую, объявляя свое решение. Мне кажется, в телевизионных проектах это всегда нужно делать весело. Это — все-таки телевидение, а не судебное разбирательство или экзамен. И элементы шоу все равно должны присутствовать — даже в объявлении результата…
— Вашим «звездным часом» было популярное телешоу «Цирк со звездами», где вы показали, на что способны. Сохранились ли у вас какие-нибудь навыки, приобретенные на проекте?
— Если бы мне сейчас предложили что-то повторить, я бы попросил всего неделю, чтобы войти в форму и, наверное, повторил почти все, что показывал в 2007-м году. Хотя прошло уже семь лет. Верить в это меня заставляет одно обстоятельство: когда отмечали юбилей Никулина, я честно говоря думал, что у меня не получится опять «порхать» над манежем… Но то ли возвращение в репетиционные реалии, то ли сама атмосфера, которая царит в Цирке на Цветном, мне придали уверенности. И я повторил очень воздушный номер. Как в том анекдоте: «Вы умеете играть на скрипке? — Не знаю, не пробовал». У меня есть ощущение, что сумел бы.


— Для пользователей соцсетей вы — Нахим Шифрин. Кто называет вас этим именем в жизни?
— Всегда называл папа в письмах — и Нохимка, и Нохимке с ударением на первом слоге и Нахим. Я так привык к двум своим нынешнем именам и даже не думал, что зарегистрировавшись под своим паспортным именем Нахим в социальных сетях, произведу такой переполох в обществе. Хотя это вполне объяснимо: если зрители привыкли ко мне, как к Ефиму, можно было предположить, что они сразу решат, будто я или поменял свое имя, или что-то таил от людей. Нужно было как-то официально объявить о том, что я всегда жил и под тем именем, и под этим. Ведь редкая Анна смирится с тем, что она — для кого-то Нюра. Я знаю многих Саш, которые не любят, когда их зовут Шуриками. Но я привык с детства, что я и Фима, и Ефим, и Нахим одновременно. И в детстве я явно ощущал знак равенства между этими всеми именами. А на эстраде, конечно: один раз тебя припечатали к этому имени в афише, или к титрам, и — понеслось. И ты даже не заметил, как пролетели 30 с лишним лет, в течение которых ты все время был Ефимом. Но мне казалось, что где-то же я должен быть под именем, которым меня зарегистрировали родители. Привожу пример: Нонна Викторовна Мордюкова в документах была Ноябриной. Но никто и никогда не называл ее Ноябриной — Нонна и Нонна. А я — Нахим, и был Нахимом, и есть Нахим. А кто называет? Сейчас уже многие.
— Кстати, родители, которые вас так назвали, долгое время хотели видеть своего сына журналистом. И вот сейчас вы — пишете. А почему именно в этой профессии они вас видели?
— Наверное по своей биографии мои родители ощущали, что профессия артиста выпадала из разряда серьезных, тех, которые дают почву под ногами. Им дейстивтельно приходилось выживать. И отцу в лагере, и маме, приехавшей к нему после войны. Они, кстати, и не возражали против моего выбора. Не было такого, чтобы они грудью встали, и сказали: «Никогда». Просто до первых моих успехов и первого моего появления в эфире, и уже с первыми моими гастролями в Риге, они всегда немножко сомневались в моем выборе, хотя знали с детства, что я кроме этого ничего не хочу и не желаю.
— Вы от родителей уехали рано, в 19 лет. Тяжело было одному начинать самостоятельную жизнь в Москве?
— Ну это же не те времена, когда Горький выходил в люди. Я же приехал в Москву в советские годы, когда что бы ни говорили о том времени, трудно было пропасть. Все-таки знакомые, которыми сразу обрастал абитуриент в Москве, родственники, которые всплывали на генеалогических ветвях фамильного дерева, друзья, которыми в пору учебы ты обзаводился, давали ощущение какой-то защиты. Меня же не то, что бросили в незнакомую страну на съедение туземцам, я был в окружении соотечественников, и какими бы мы красками не рисовали сейчас советскую пору, но если человек не оппонировал режиму, не выбирал для себя сразу путь борьбы — как он мог пропасть? Не помню таких судеб, чтобы отчаяние совсем уж постигало людей, если ты не сразу записывался в диссиденты. К тому же я родился в оттепельную эпоху, где на фоне жестокости сталинской поры все уже казалось санаторием. Вот сейчас мы вспоминаем судьбу Бродского. Но ведь и тогдашние поселения трудно назвать каторгой. Просто обидно, что хороший поэт так начинал свою жизнь в поэзии со знакомства с зоной.


— В родном поселке Сусуман в Магаданской области бываете?
— Уже давно не был, но вообще бывал там дважды. Много об этом рассказываю, потому как убедился — поговорка о том, что нельзя дважды вступить в одну реку, не совсем верна. Я вступил в реку, в которой ничего не утекло вспять. Которая совсем не изменила своего течения. Многие поселки на Колыме снесли, часть их сгорела. Но я спустя 25 лет снова оказался в поселке, который много раз видел во сне, а проснувшись, удивился, какая стоячая оказалась в нем вода…
— На каком этапе сейчас ваши занятия бодибилдингом?
— Я по-прежнему не называю это спортом или бодибилингом, хотя занятия с отягощениями приводят к изменению фигуры и их вполне можно было бы назвать этим заморским словом. Но я все же не ставлю себе цели порисоваться на каких-то соревнованиях или пойти на занятия ветеранов этого вида спорта. Мои тренировки по-прежнему не выходят за пределы любительских, но мне очень нравится чувствовать результаты этих занятий. Мне нравится, что я в свои годы справляюсь с нагрузками, которые мне дает профессия, могу носить те же костюмы, которые надевал в спектаклях пять лет назад. Что продолжаю бороться со стрессами или с депрессиями не при помощи стакана или выпадения из жизни, а приходя всего лишь на час в день в спортзал.
— А какой вес берете?
— Давно уже не пытаюсь подобно многим спортсменам узнать какой у меня пиковый вес, а какой рабочий. В общем, на рекорды не иду. Но вот буквально вчера выдал в первом подходе сотку на десять раз. Правда, во втором подходе меня хватило лишь на шесть повторений.
— Вы живете с таким философским взглядом на жизнь, откуда черпаете жизненную мудрость?
— Про мудрость — это вы хватили лишку, я себя мудрым не ощущаю. Просто жизненный опыт вооружил меня каким-то знанием. Я понимаю, что в этой жизни можно рассчитывать только на то, что ты сделал сам. И я в этом мало чем отличаюсь от тех, кого принято считать удачливыми людьми. Я знаю, что удача поворачивалась ко мне лицом только тогда, когда я перед этим много трудился. И считаю, что в этом только и заключается моя нехитрая житейская философия.

Биография

Ефим Шифрин

Советский и российский артист эстрады, актёр и режиссёр, юморист, певец. Создатель и художественный руководитель «Шифрин-Театра», автор трёх изданных книг: «Театр имени меня» (в соавторстве с Г. Виреном), «Личное дело Ефима Шифрина» и «Течёт река Лета», а также интернет-дневников «Течёт река Лета», «Мир тесен» и «Дневник Котельника», опубликованных на его официальном сайте.

Родился 25 марта 1956 года в посёлке Нексикан Магаданской области, где в ссылке находился его отец Залман Шмуилович Шифрин.

В 1966 году семья Шифриных переехала в Латвию и поселилась в Юрмале, где Нахим Шифрин окончил среднюю школу № 5 и поступил в университе

В 1973-1974 годах учился на филологическом факультете Латвийского государственного университета,

В 1974 по 1978 год - на эстрадном отделении ГУЦЭИ, на курсе Романа Виктюка.

В 1979 году Ефим стал Лауреатом 1-го Московского конкурса артистов эстрады,

в 1983 году - Лауреатом 7-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

В 1990 году играет в эстрадном музыкальном моноспектакле «Я играю Шостаковича». Создал «Шифрин-Театр», которым руководит до сих пор. В 1992 году Ефим Шифрин стал первым лауреатом премии «Золотой Остап».

В репертуаре артиста много вокальных произведений, среди которых романсы Дмитрия Шостаковича на слова Саши Чёрного, песни - «Иерусалим» Марка Минкова, «Музыка во мне» Михаила Кочеткова, «Южная ночь» Александра Клевицкого и другие.

В 1995 году стал лауреатом Кубка Аркадия Райкина на международном фестивале «MORE SMEHA» в Риге.

В театре он сыграл в спектаклях: «Я тебя больше не знаю, милый», «Любовь с придурком», «Путаны», «Коза, или Кто такая Сильвия» (режиссёр Роман Виктюк), «Слухи» (режиссёр Вадим Дубровицкий). В 2006 году в Театриуме на Серпуховке состоялась премьера спектакля «Дракон» по пьесе Евгения Шварца (режиссёр Владимир Мирзоев), где Шифрин сыграл роль Бургомистра.

Портрет

В 2007 году прошла премьера фильма Андрея Кончаловского «Глянец», в котором Шифрин сыграл роль Марка Шифера.

В 2008 году прошло сразу две театральные премьеры: в роли Эрве Монтеня в спектакле «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» по пьесе Жана Марсана (режиссёр Валерий Саркисов), и в роли Гарри Эссендайна в спектакле «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда в постановке Михаила Козакова.

В 2009 году сыграл главную роль в телеспектакле «Пьеса для мужчины» по произведениям Даниила Хармса (режиссёр В. Мирзоев).

В 2010 году сыграл роль Иоханана Цингербая в спектакле «Торговцы резиной» по пьесе Ханоха Левина, режиссёр Виктор Шамиров.

Ефим Шифрин снялся в фильмах «Болотная-стрит», «Герой нашего племени». В мюзикле «Ангел с окурком», поставленном Евгением Гинзбургом, Ефим Шифрин исполнил 13 песен (музыка Александра Клевицкого, стихи Юрия Ряшенцева) и 20 ролей в фильме.

Кроме того, актёр снимался в киножурнале «Ералаш».

В 2000 году Шифрин получил премию Международной сети клубов World Class «Мистер Фитнес», а в 2006 году его наградили Дипломом Комитета физкультуры и спорта, Федерации бодибилдинга и фитнеса Правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни. Среди других наград Ефима Шифрина - Кубок Райкина (2001 год), а также 2-я премия и Кубок Никулина за участие в телевизионном шоу «Первого канала» «Цирк со звёздами».

В 2014-2015 годах - член жюри шоу «Первого канала» «Театр эстрады»

Отец - За́лман Шму́илович Шифри́н (1910-1995) - автор трёх книг воспоминаний:

Мать - Раи́са (Ра́ша) Ильи́нична Цы́пина (1915-1992), уроженка местечка Ляды Могилёвской губернии. Окончила ФЗУ в Нижнем Новгороде.

Старший брат - Самуэль Залманович Шифрин (род. 20 декабря 1951 года) - дирижёр и тромбонист, преподаватель, живёт в Израиле, Петах-Тиква.

2017 год

1 апреля 2017 года Ефим Шифрин стал ведущим возрожденной юмористической телепрограммы «Вокруг смеха» на «Первом канале». Также в 2017 году на телеканале ТНТ был показан сериал «Филфак», где Шифрин сыграл одну из ролей.

Один ведущих артистов страны, писатель, театральный деятель и киноактер появился на свет в небольшом поселке Нексикан Магаданской области. Там отец мальчика, писатель и счетовод Залман Шмуилович Шифрин, долгие годы находился в ссылке.

Его судьба достаточно трагична – оказавшись репрессированным по национальной принадлежности, он лучшие годы своей жизни провел вдали от родины. Со своей супругой, Рашей Ципиной, он познакомился по переписке. Спустя время они поженились и родили двух мальчиков – старшего Самуэля и младшего Нахима, который в будущем станет известен всему Советскому Союзу как Ефим Шифрин.

На момент рождения Ефима его отец был реабилитирован, однако семья смогла покинуть крайний север только спустя 10 лет. Они перебрались на теплое побережье Юрмалы, где прошла юность Ефима – в Латвии он окончил школу и поступил в университет на филологическое отделение.

Студенческие годы

Во время учебы он с большим удовольствием принимал участие в конкурсах художественной самодеятельности, самозабвенно репетировал в студенческом театре. Именно тогда молодой Шифрин понял, что его место на сцене.

Едва закончив первый курс, Ефим покинул университет и отправился в Москву, чтобы поступить в цирковое училище. Оказавшись на эстрадном отделении, он обучался под руководством известного режиссера-постановщика Романа Виктюка . После окончания учебы Шифрин в течение двух лет выступал на театральных подмостках, однако понял, что нуждается в новых знаниях, и продолжил образование на режиссерском факультете в ГИТИСе.

Творческий путь

Свой путь в мире искусства Ефим начал со сцены Студенческого театра МГУ, где дебютировал в таких постановках как «Ночь после выпуска» и «До свидания, мальчики». Позже артист начал выступать в моноспектаклях. Наиболее удачными выступлениями в тот период были сольные выходы:

  • «Я играю Шостаковича»;
  • «Круглая луна»;
  • «Три вопроса»;
  • «Я хотел бы сказать».

К середине 80-х годов Шифрин уже настолько «возмужал» как артист, что стал двукратным лауреатом Московского и Всесоюзного конкурсов артистов эстрады. Однако по-настоящему большая, всесоюзная слава обрушилась на Ефима Залмановича в 1986 году, когда в эфир вышла юмористическая телепередача «В нашем доме», в которой артист прочел монолог «Мария Магдалина».

С тех пор артист стал неизменным участником таких популярных юмористических программ как «Вокруг смеха», «Аншлаг» и многих других.

Интересные заметки:

Осознав, что готов идти дальше, в 1990 году Ефим Залманович создал свой собственный «Шифрин-Театр», которым руководит и по сей день. Его репертуар всегда был полон музыкальных пьес, а сам артист с большим удовольствием исполнял романсы Клевицкого, Минкова, Кочеткова.

1993 год ознаменовался первым бенефисом Шифрина, который выступил со своим номером «Привет, артист!» вместе с популярной группой «На-на».

С тех пор на протяжении последующих 13 лет юморист ежегодно радовал поклонников своего таланта новыми концертными программами. Несмотря на большой успех у публики в качестве артиста юмористического жанра, Шифрин всегда хотел играть глубокие драматические роли . И это ему в полной мере удалось, когда он в 1994 году дебютировал на сцене театра им. Вахтангова в постановке «Я тебя больше не знаю, милый».

В дальнейшем артист еще не раз представал перед публикой в совершенно непривычном театральном амплуа. Ему удалось прекрасно передать сложные образы героев в постановках:

  • «Слухи»;
  • «Дракон»;
  • «Торговцы резиной»;
  • «Принцесса Ивонна».

Желая попробовать себя во все сферах развлекательного искусства, Ефим Шифрин начал сниматься и в кино. В 90-х годах это была картина «Болотная street, или Средство против секса», озвучивание мультфильмов и съемки для детского журнала «Ералаш». В мюзикле «Ангел с придурком» Шифрин исполнил тринадцать песен, закрепив за собой славу прекрасно поющего артиста.

В 2000-х Ефим Шифрин принял участие в таких проектах как «Глянец», «Герой нашего племени», «Пьеса для мужчины». Особую нишу в творческой биографии артиста заняли съемки в новогодних сказочных мюзиклах: «Красная шапочка», «Три богатыря», «Новые приключения Аладдина», «Золотой ключик».

Ефиму Залмановичу удалось реализовать себя не только в качестве артиста, но и как успешного писателя.

Его первым литературным творением стал автобиографический роман «Театр имени меня», следом за которым последовала серия биографий, а также несколько книг в новом формате Интернет-дневников. В 2016 году артист опубликовал книгу, предназначенную для самых маленьких читателей – «Я большая панда». Большое внимание Шифрин уделял и записи аудиокниг, среди которых «Приключения Тома Сойера», «Свинопас» и многие другие.

В 2017 году артист получил приглашение стать ведущим обновленной версии юмористической телепередачи «Вокруг смеха». В этом же году в прокат вышел популярный ситком , в котором Шифрин блестяще сыграл профессора русского языка, закрутившего страстный роман с молодой преподавательницей.

В сериале артист не только продемонстрировал свою великолепную физическую форму, но и в очередной раз доказал свой талант разнопланового актера. Благодаря его шуткам и остротам съемки сериала оказались на редкость легкими и приятными для всех участником съемочного процесса.

Артист, обладающий неуемной жизненной энергией, продолжает активно работать: регулярно участвует в различных эстрадных концертах, играет в театре, снимается в кино, много гастролирует в России и заграницей, и даже успевает вести свой собственный блог.

Фильмография

Год Фильм Роль
1980

История кавалера де Грие и Манон Леско

1991 Болотная street, или Средство против секса жилец с 12
1991

Я играю Шостаковича

1992

Ералаш, выпуск 94 «Место встречи изменить нельзя»

1993

Дядя Ваня и другие

1994

Театр имени меня

1998 Магнус
2012 Красная Шапочка Лекарь
2013 . 2 сезон камео
2013 Три богатыря Царь
2016 Её звали Муму Розовский
2017 Гудков

Личная жизнь

Ефим Залманович никогда не был женат, у него нет детей. Артист никогда не делился с прессой подробностями своей личной жизни, из-за чего вокруг его имени возникло немало сплетен и слухов.

В сорокалетнем возрасте артист всерьез занялся своей физической подготовкой , и так увлекся занятиями бодибилдингом, что смог достичь весьма серьезных результатов. Он даже был награжден дипломами Комитета физкультуры и спорта за пропаганду здорового образа жизни. По признанию артиста, красивое тело – это лишь приятный бонус, который он получает, укрепляя свое здоровье и закаляя силу воли.

Ефим Залманович Шифрин (р. 1956) – российский юморист, артист эстрады, певец, актёр, режиссёр и автор книг. В 1990 году создал «Шифрин-театр», где всё это время работает на должности художественного руководителя.

Рождение и семья

Ефим появился на свет в маленьком посёлке Магаданской области, который даже не на всех картах обозначен. При рождении родители дали мальчику имя Нахим, но так как от него не было уменьшительно-ласкательного варианта, они стали звать сына просто Фима. Имя прочно прикрепилось к Шифрину, его называли так всегда и везде – в школе, в университете, на эстраде. Потом оно перекочевало на афиши и прочно закрепилось. Шифрин в шутку говорит, что откликается на оба имени – Нахим по паспорту, Ефим по сцене.

Посёлок Нексикан, в котором родился Шифрин, располагался в 600 км от Магадана. Здесь находился в ссылке его отец, Шифрин Залман Шмуилович (1910 года рождения). Папа был родом из Могилёвской губернии, потом судьба забросила его в белорусский городок Орша, где он трудился бухгалтером. Отец был очень скромным человеком, носил очки с толстенными стёклами, так как страдал плохим зрением (минус восемь). Несмотря на должность рядового бухгалтера, папа отличался редкой образованностью, был глубоко порядочным человеком и очень религиозным (об этом Ефим узнал уже почти перед смертью отца).

Но в 1938 году, совсем в молодом возрасте (28 лет), папу репрессировали. Осудили по 58-ой статье, приписав шпионаж в пользу Польши, хотя отец никогда не интересовался политикой и не был членом партии. Это теперь, через много лет, всем понятно: тогда достаточно было иметь определённую национальную принадлежность, чтобы лет на десять угодить на Колыму. Так случилось и с Залманом Шифриным. Он стойко выдержал все испытания: промывал золото, валил лес, добывал вольфрам на рудниках, собирал стланики в тайге.

Отец всегда был и есть для Ефима примером оптимизма. Тогда на Колыме бывали моменты, когда от истощения папин вес достигал 40 кг, после выпитого стакана водки ему в бараке отрезали кусачками два пальца на ноге, так как он их отморозил в тайге. Все эти испытания отец воспринимал как ценный опыт и никогда не считал себя неудачником.

Мама Ефима, Раиса (Раша) Ильинична Цапина (1915 года рождения), тоже была уроженкой Могилёвской губернии, окончила в Нижнем Новгороде школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

Родители Ефима познакомились по переписке. Раисе Цапиной было 35 лет, когда она случайно узнала о трагической судьбе мужчины Залмана Шифрина. Женщина написала ему письмо поддержки, так между ними завязалась переписка. Они не успели написать друг другу и десятка писем, как Раиса собралась и уехала на крайний север к человеку, которого никогда до этого не видела в глаза.

Залман уже к тому времени отсидел в тюрьме положенные десять лет, и в 1948 году его освободили, но, так как ему полагалась пожизненная ссылка, мужчину направили в Верхнюю Колыму на Дальстрой. В 1950 году к нему приехала Раиса, они стали вместе жить и вскоре поженились. У молодых была пятиметровая комнатушка, с кроватью и двумя стульями, питались они сушёными овощами. Раиса устроилась работать воспитательницей в детский сад для детей репрессированных.

В декабре 1951 года у пары появился первый сын Самуэль, а в 1955 году родился мёртвый мальчик, которого назвали Марком и похоронили. Маме шёл 41-ый год, когда она родила ещё одного сына Нахима.

К моменту его рождения отца Залмана уже реабилитировали (в 1955 году), но выехать из холодного края семья Шифриных смогла лишь спустя десять лет.

Самыми главными и важными в своей жизни Ефим считает годы, проведённые с родителями. Сначала умерла мама в 1992 году, отец стал тосковать и тлеть без неё, как свеча. Залман пережил Раису на три года. Когда не стало обоих родителей, Ефим весь окружающий мир стал воспринимать по-сиротски.

Детские и школьные годы

Самые ранние детские воспоминания Ефима сводятся к маленькому колымскому посёлку в окружении сопок, где домики можно было пересчитать по пальцам. В поселении имелся деревянный кинотеатр под названием «Тайга» и двухэтажный универмаг.

До 1965 года Шифрины жили на Колыме, потому что уезжать им было некуда. И тут подвернулся счастливый случай. Мамина тётка проживала в Латвии и с восторгом описывала в письмах Ригу. К тому времени у семьи уже появились кое-какие колымские сбережения, и они отправились в Прибалтику. Там поселились в Юрмале, купив у вдовы академика Зутиса маленький домик. Ефим был шокирован всем: вылизанным до блеска удивительным городом, милым акцентом, невероятно обходительными женщинами и галантными мужчинами.

В Юрмале мальчик начал обучение в средней школе № 5. Он был очень застенчивым и растерянно вёл себя перед мальчишками-второгодниками, вместе с которыми посещал школу продлённого дня. Ефим был хилым, в огромных круглых очках со сложными стёклами, сам себя считал некрасивым, почти что уродом, и мучительно всего этого стеснялся.

Отсюда и повелось: когда юному Шифрину очень хотелось плакать, он смеялся, кривлялся, корчил рожицы и паясничал. Кто как зализывает раны, наносимые окружающими и жизнью, Ефим находил утешение в смехе.

Начало творческого пути

В 1973 году Шифрин окончил школу и поступил в Латвийский государственный университет, факультет выбрал филологический. Вечера вместе с другими ребятами Ефим проводил в студенческом театре и кружке художественной самодеятельности. После одного из студенческих выступлений на сцене Ефим вдруг понял, что это и есть его призвание, то, чем хотелось бы заниматься по жизни.

Окончив первый курс, он забрал документы из университета и отправился в Москву. В столице начал обучение в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Осенью 1974 года Шифрин приступил к занятиям на эстрадном отделении, на курсе у Романа Виктюка. Встречу с этим человеком Ефим считает подарком судьбы, по его словам, режиссёр Виктюк мог из любого полена сделать артиста. Роман сразу разглядел талантливого студента и стал ему не только наставником, но и другом, и музой.

В 1977 году Роман Виктюк ввёл молодого Шифрина в свою постановку «До свидания, мальчики» по пьесе Бориса Балтера. Замечательный спектакль о дружбе трёх ребят, проживающих в небольшом городке у Чёрного моря. Парни дружат, впервые влюбляются, рассуждают о смысле жизни, а завтра придёт война, о которой они пока ещё ничего не знают. Ефиму досталась роль Саши Кригера, премьера прошла на сцене студенческого театра МГУ. В скором времени в этом же театре Шифрин играл уже другую роль – Игоря Проухова – в спектакле «Ночь после выпуска», режиссёром которого также был Роман Виктюк.

В 1978 году Шифрин окончил обучение и поступил работать в Москонцерт в качестве артиста эстрады.

Уже в 1979 году Ефим принял участие в 1-ом Московском конкурсе артистов эстрады, где стал лауреатом. А в 1983 году он вошёл в число призёров на 7-ом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

В 1985 году состоялась премьера его первого сольного спектакля по произведениям Виктора Коклюшкина «Я хотел бы сказать».

Наряду с эстрадной деятельностью Ефим продолжил выходить на сцену теперь уже театра-студии ДК «Москворечье». Роман Виктюк приглашал его в свои постановки «Утиная охота» (роль Кузакова) и «Муж и жена» (роль Рупео). Помимо этого Шифрин продолжил получать образование, в 1980 году он поступил в ГИТИС на факультет режиссёров эстрады, в 1985 году получил диплом.

Театр и эстрада

Популярность на всю страну пришла к Ефиму в 1986 году. В телевизионной передаче «В нашем доме» он выступил с монологом «Мария Магдалина». С той поры его постоянно приглашали в юмористические программы «Вокруг смеха», «Аншлаг».

К началу 90-х годов он сыграл уже в трёх моноспектаклях, тексты к которым писал В. Коклюшкин:

  • «Три вопроса»;
  • «Кругля луна»;
  • «Я играю Шостаковича».

А в 1990 году Ефим создал «Шифрин-театр», в репертуаре которого моноспектакли «Фотография на память» и «Новый русский пасьянс». А с 1993 года стало традицией в марте проводить ежегодные эстрадные спектакли в форме бенефисов, где принимают участие знаменитые артисты.

В 1992 году в Санкт-Петербурге на международном фестивале юмора и сатиры «Золотой Остап» Шифрин получил первую премию. В 1995 году в Риге на международном фестивале Кубка Аркадия Райкина Ефим снова занял призовое место. Смешить людей у него получалось очень хорошо, но актёру хотелось попробовать себя в другом амплуа, играя драматических персонажей.

Такой шанс предоставил ему Роман Виктюк, включив Шифрина в постановку «Я тебя больше не знаю, милый» по пьесе Антонио де Бенедетти. Ефиму досталась роль Альберто. Ещё не раз потом актёр играл в спектаклях своего учителя:

  • Антонио в «Любви с придурком» (1995);
  • Армандо в «Путанах» (1997);
  • Мартин в спектакле «Коза, или Кто такая Сильвия» (2005).

В свои постановки Ефима приглашал режиссёр Владимир Мирзоев:

  • Бургомистр в «Драконе» (2006);
  • Король Игнаций в «Принцессе Ивонне» (2011).

Зрители в восторге были от игры Шифрина в постановках Виктора Шамирова «Торговцы резиной» и Михаила Козакова «Цветок смеющийся».

В 2016 году режиссёр Андрон Кончаловский пригласил Ефима в рок-оперу «Преступление и наказание», где актёр сыграл ростовщика Порфирия Петровича.

Кино и телевидение

Весной 2007 года Ефиму поступило предложение принять участие в проекте Первого канала «Цирк со звёздами». Он согласился практически сразу, потому что твёрдо уверен: в жизни иногда надо всё поменять: дом, работу, жену. Для актёра цирк был совершенно новым, неизведанным миром. Когда смотрел на некоторые трюки, которые выполняли профессиональные циркачи, думал, что не сможет так повторить никогда в жизни. Но через несколько месяцев упорных тренировок уже делал «замок» под куполом цирка, ездил на моноцикле с партнёршей на плечах или дрессировал обезьянок. Шифрин, которому на тот момент было уже за пятьдесят лет, занял в проекте второе место, пропустив вперёд только молодого соперника певца Сергея Лазарева.

Занимался также Ефим озвучиванием мультипликационных фильмов:

  • Жираф в мультике «В зоопарке – ремонт!»;
  • Коллега в серии мультфильмов «Братья Пилоты»;
  • Мышиный король в «Щелкунчике».

Есть в творческой копилке Ефима Шифрина и роли в кино. Несколько раз его приглашал в свои выпуски популярного детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. Регулярно Ефим снимается в новогодних мюзиклах:

  • Дуремар в «Золотом ключике» (2009);
  • отец Настеньки в «Морозко» (2010);
  • Мудрейший в «Новых приключениях Аладдина» (2011);
  • Лекарь в «Красной Шапочке» (2012);
  • Царь в «Трёх богатырях» (2013).

В 2007 году Андрон Кончаловский пригласил Шифрина на съёмки в свой фильм «Глянец», где актёру досталась роль известного кутюрье Марка Шифера (прототип Карла Лагерфельда). Ефим в этой роли был бесподобен, его стильное произношение, прикольная манерная лексика и пижонские выкрутасы украсили фильм.

В январе 2016 года состоялся премьерный закрытый показ российской социально-политической драмы режиссёра Владимира Мирзоева «Её звали Муму», где одну из главных ролей играет Шифрин.

  • «Театр имени меня»;
  • «Личное дело Ефима Шифрина»;
  • «Течёт река Лета»;
  • «Я большая Панда».

Здоровый образ жизни

В детстве Ефим был хилым и болезненным мальчиком, кто бы мог тогда подумать, что он станет бодибилдером, и в шестьдесят лет будет выжимать штангу 125 кг. Причём заниматься спортом актёр начал уже в зрелом возрасте, когда ему было около 40 лет.

Даже после сложных концертов, спектаклей и гастролей он обязательно идёт в тренажёрный зал. Его занятия состоят из сложных элементов, упражнений и силовых нагрузок.

Помимо спорта для поддержания отличной формы Ефим придерживается здорового питания, готовит пищу на гриле либо на пару. Полностью отказался от гарниров, мясо кушает только с овощными салатами, заправленными растительным маслом. Не употребляет молоко, только кисломолочные продукты, сам готовит натуральные йогурты.

Своим примером призывает всех – и молодёжь, и людей преклонного возраста – заниматься спортом и переходить к здоровому образу жизни. Начинать никогда не поздно.