Фицджеральд скотт произведения. Фрэнсис скотт фицджеральд

Фрэнсис Фицджеральд считается одним из самых выдающихся американских писателей первой половины XX века. Его романы пользовались и пользуются повсеместной популярностью. В своих книгах автор фактически отразил собственный богемный и легкомысленный образ жизни. Фицджеральд писал не только крупную и малую прозу, но и сценарии к голливудским фильмам. Многие его произведения экранизировались даже больше одного раза.

До службы в армии

Будущий писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле - американском городе в Миннесоте. Появившийся на свет 24 сентября 1896 года мальчик был выходцем из состоятельной семьи (его дед по матери переехал в США, покинув Ирландию). В подростковом возрасте Фрэнсис учился в престижных учебных заведениях, после которых поступил в Принстонский университет.

Уже в студенчестве Фицджеральд начал писать пьесы и рассказы (с ними он становился победителем молодежных конкурсов). Также молодой человек увлекался спортом и играл в команде по футболу. В 1917 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд сделался добровольцем и ушел на службу в армию. Там ему удалось стать адъютантом у бригадного командира, выполнявшим функции генеральского секретаря.

На перепутье

В 23 года Фицджеральд решился демобилизоваться. Он поселился в Нью-Йорке и недолго работал в качестве рекламного агента. Хотя в дальнейшем военный сменил не одно место работы, его настоящей мечтой оставалась писательская слава. Пока же Фрэнсис Скотт Фицджеральд зарабатывал крохи. Это обстоятельство чуть было не загубило его личную жизнь.

Еще на военной службе мужчина познакомился с девушкой Зельдой Сейр. Она происходила из состоятельной и именитой семьи (отец был судьей Алабамы). Молодые люди полюбили друг друга. Однако родители Сейр были против их помолвки. Членов высшего общества не устраивал Фицджеральд, который даже не имел постоянной работы. Жених возложил все свои надежды на писательский труд. Он с удвоенной энергией принялся за сочинение рассказов, стихов и пьес. Автор отсылал эти черновые произведений в разные издательства, но везде получал отказ на публикацию.

Первый успех

Из-за непрекращающихся неудач Фрэнсис Скотт Фицджеральд пристрастился к алкоголю. Оставшись без средств к существованию, он вернулся жить к родителям. Там был переписан роман «Романтичный эгоист», который до того существовал только в необработанной черновой версии. Обновленная книга получила название «По эту сторону рая». Она тут же попала в издательство и стала хитом продаж. Никому не известный прежде автор внезапно попал в центр внимания читающей американской публики.

Чем писатель продолжил успех «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд (через год после первого романа) написал рассказ «Загадочная история Бенджамина Баттона». Его главный герой родился младенцем со всеми признаками старости, но с возрастом только молодел. К концу жизни он стал ребенком, а затем вновь новорожденным, после чего автор оборвал повествование. Оригинальный сюжетный прием сделал писателя закрепил успех его дебюта и продемонстрировал - молодой автор задержится на литературном Олимпе надолго.

Прекрасный и проклятый

Что дали автору рассказ о Бенджамине Баттоне и роман «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд разбогател и даже купил крупный нью-йоркский особняк. В 1920 году писатель исполнил свою давнюю мечту и все-таки женился на Зельде Сейр. Супруги стали известными светскими персонами. Они вели роскошный образ жизни и были знакомы со всей элитой Манхэттена. Фицджеральды устраивали регулярные приемы, часто ездили на фешенебельные курорты. И жена, и муж, употребляли немало алкоголя и часто устраивали друг другу скандалы, некоторые из которых затем становились достоянием общественности.

Образ жизни Фрэнсиса отразился на его втором романе «Прекрасные и проклятые». Его сюжет повествует о браке двух артистов. В романе угадываются черты самого писателя и его жены Зельды. Интересно, что в первый раз «Прекрасные и проклятые» издавались по частям. Право на такие журнальные публикации получил Metropolitan. В 1922 году роман появился в обычном книжном формате. Тогда же была снята кинокартина, однако она, как и многие фильмы того времени, оказалась утерянной.

В Старом Свете

В 1924 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд переехал в Европу. Некоторое время он жил в Италии, затем обосновался в Париже. Во французской столице писатель познакомился со своим коллегой по творческому цеху Эрнестом Хемингуэем. Именно они вдвоем стали ключевыми американскими представителями «потерянного поколения». Этот литературный феномен возник в 1920 гг. К нему причисляются писатели, пережившие пик популярности в интербеллум - период двух межвоенных десятилетий. К «потерянному поколению» относятся не только Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Хемингуэй, но и, например, немец Эрих Мария Ремарк.

В США интербеллум несколько отличался от европейского. Молодость Фицджеральда пришлась на небывалый экономический рост Штатов после Первой мировой, когда американское общество на некоторое время забыло о большинстве невзгод и социальных проблем. Ускоренными темпами развивалась индустрия развлечений. Автор нашумевших романов с его легкомысленным образом жизни как никто другой олицетворял свою эпоху, вскоре названную «эпохой джаза» (джаз-музыка стала одним из символов двадцатых).

«Гэтсби»

Культура каждого поколения имеет свой устоявшийся образ. Для американцев, чьи лучшие годы жизни пришлись на «эпоху джаза», таким символом стал третий роман Фицджеральда «Великий Гэтсби». Он был издан в 1925 году. Автор начал писать эту книгу, еще живя в роскоши Нью-Йорка. Оказавшись в Европе, Фицджеральд не забросил рукопись, а ключевой этап работы над ней пришелся на его пребывание в Париже.

У романа было несколько проектных названий. Например «Великий Гэтсби» мог стать «Неистовым любовником» (это словосочетание наглядно характеризует главного героя). В книге автор обратился к миру нью-йоркских богачей, живших в своем замкнутом мире роскоши и непрекращающихся праздников. Главный герой, Гэтсби, также состоятельный человек. Автор окрестил его «Великим» в качестве иронии. С одной стороны, Гэтсби действительно представлен как человек с неукротимой энергией и выдающимися способностями, а с другой, несмотря на все свои положительные качества, он в конце концов растрачивает свою жизнь зря.

В середине XX века этот роман был забыт широкой аудиторией, несмотря на то, что в свое время был экранизарован и поставлен на Бродвее. Позже, во второй половине столетия, «Гэтсби» вызвал новую волну интереса точно так же, как и сам Фицджеральд Скотт, биография которого стала преподаваться в каждой американской школе. Сегодня именно этот роман - самое известное произведение писателя. В 2013 году на большие экраны вышла новая современная экранизация «Гэтсби» режиссера Мартина Скорсезе (главную роль сыграл Леонардо Ди Каприо).

Особенности творчества

Все биографы и исследователи творчества Фицджеральда отмечают, что он обладал обостренным чувством исторического момента. От этой черты его характера произошли многие его же писательские привычки. Человек «эпохи джаза», он сам считал себя историческим лицом, творящим историю. Именно поэтому основным источником вдохновения для него была собственная биография. В данном смысле Фицджеральд был похож на Уайльда. В то же время Хемингуэй считал его «Великого Гэтсби» очень похожим на его, Хемингуэя, первый роман «И восходит солнце».

В художественных произведениях главного писателя «ревущих двадцатых» ключевыми темами неизменно оставались богатство и женщины. В его книгах можно без труда не раз наткнуться на фешенебельные автомобили, загородные теннисные клубы и дорогие бары. Фицджеральд не мог писать не о благополучии. Каждая его попытка отойти от этой основополагающей темы заканчивалась неудачей.

Профессиональные привычки

Писатель бережно относился к каждому событию в своей жизни, так как любое впечатление от чего-то нового могло стать материалом для прозы. Уже в девять лет наблюдательный мальчик начал вести дневник. Повзрослев, Фицджеральд не изменил этой своей привычке - у него всегда при себе была объемная записная книжка.

Существовал и другой рефлекс - он снимал копию со всех личных писем. Боясь упустить самую мелкую деталь, писатель верил, что в творчестве ему пригодится любой материал. На рабочем столе литератора всегда находились всевозможные списки и перечни - привычка каталогизировать оставалась с ним до конца дней.

Писательский стиль

Автор «Прекрасных и проклятых» с самых юных лет сохранил в себе привязанность к высокому романтизму. При этом он умел обходиться без существовавших тогда литературных традиций и приемов. В своем новаторстве он был очень похож на своего предшественника Джона Китса. При всем при этом Фицджеральд никогда не терял чувства юмора. В его книгах традиционно много иронии и остроумного скептицизма. Хотя Фрэнсис Скотт Фицджеральд - американский писатель, друзья литератора справедливо считали, что в его характере было много ирландского.

Семейная трагедия

Жизнь Фицджеральда пошла под откос, когда в 1930 году его жена Зельда сошла с ума и стала страдать шизофренией. Признаки помутнения рассудка посещали ее уже на протяжении нескольких лет, однако до поры до времени семье удавалось минимизировать их ущерб. Теперь состояние Зельды оказалось необратимым. С этим ничего не могли поделать ни врачи, ни сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Остаток жизни Зельда в основном провела в различных клиниках. Она умерла в 1948 году во время пожара в очередном своем госпитале.

Американский писатель впал в депрессию, несколько лет он сильнее обычного злоупотреблял алкоголем. В определенном смысле художника спас собственный талант. В 1934 году вышел его новый роман «Ночь нежна». Это произведение было автобиографическим. Фицджеральд описал, каково это - спасать собственный брак, сохраняя при этом внешнюю роскошь и беззаботность жизни.

«Последний магнат» и «Крушение»

В 40 лет Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Ночь нежна» которого не пользовалась особенным успехом в США, решил несколько изменить характер своей деятельности. Он взялся за новое для себя ремесло голливудского сценариста.

Как раз в это время американский кинематограф переживал свой золотой век. В Голливуде уже работали многие выдающиеся, в том числе и молодые писатели. Там же автор «Гэтсби» познакомился с обозревательницей Шейлой Грэм. Фицджеральд влюбился в нее и прожил с этой женщиной еще несколько лет до самой своей смерти.

Жизнь в Голливуде подарила писателю множество новых идей, и он принялся за работу над своим очередным романом о «внутренней кухне» американского кинематографа. Так появились первые главы «Последнего магната». В это время Фрэнсис Скотт Фицджеральд, книги которого часто писались одновременно, также закончил множество статей и рассказов. Эти произведения были опубликованы в «Крушении» - сборнике, появившемся уже после смерти автора. Фицджеральд скончался 21 декабря 1940 года. Причиной его ухода из жизни стал сердечный приступ. «Последний магнат» так и остался незавершенным.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Фрэнсис Скотт Фицджеральд появился на свет 24 сентября 1896 года в Сент-Поле, в семье бедного офицера Эдварда Фицджеральда. Именно нищета, через которую пришлось пройти семье Фицджеральдов, позже послужила толчком для начала размашистой, богатой и фривольной жизни молодого писателя.

Несмотря на бедность, мать с раннего возраста начала внушать Фрэнсису мысль о его исключительности. Она всегда напоминала мальчику о том, что его дед – автор гимна Америки, и что наследник должен гордо нести фамилию своего предка. Возможно, именно благодаря стараниям матери Фрэнсис все-таки понял, что только он один из всей своей семьи сможет достичь успеха в жизни.

На деньги, унаследованные от дедушки, юный Фрэнсис смог учиться в престижной частной школе Ньюмена. Здесь он принимается за сочинение и постановку спектаклей, и его попытки увенчиваются успехом – за пьесу «Трус» Фицджеральд получил целых 150 долларов – сумму на то время весьма внушительную. Кроме того, школьный журнал публиковал первые произведения Фрэнсиса.

Скотт уже в юношестве был популярен и среди детей, и среди взрослых. Будучи чрезвычайно амбициозным и обаятельным, он уверенно спорил даже со своими наставниками. Любовь к спорту также сыграла немаловажную роль в жизни писателя: Фицджеральд хотел учиться в Принстонском университете лишь потому, что там была, по его мнению, лучшая команда регбистов. Да и поступил он туда с третьей попытки, при этом, как гласит легенда, уговорил членов приемной комиссии зачислить его, потому что дата экзамена совпала с днем его рождения.

Фрэнсис не прилагал усилий к учебе: его прельщал скорее сам статус студента известного университета. Пропуская большую часть занятий, Скотт умудрялся дремать на задних партах тогда, когда все-таки появлялся в альма-матер. Все свободное время писатель посвящал литературной деятельности, участвовал в тематических конкурсах, а однажды даже победил в одном из них. Его произведение опубликовали в журнале «Треугольник».

Знакомство с Зельдой Сэйр стало роковым для Фицджеральда. Если к тому времени у Скотта была целая коллекция отказов издателей – более ста – и роман «Романтический эгоист», то через два года, в результате разрыва с остроумной и смелой любовницей, он публикует «По эту сторону рая» и обретает долгожданную славу. В 1920 году Зельда и Фрэнсис обвенчались, однако их жизнь так и не становится семейной – они отдавались безумным ночным приключениям, подкрепленным изрядными дозами алкоголя.

В 1925 году, после того, как увидел мир , Скотт окончательно прощается с романтическими иллюзиями насчет культа молодости, успеха и наслаждения. Его жизнь начинает рушиться: сам Фицджеральд постепенно превращается в алкоголика, а любимая Зельда попадает в психиатрическую клинику с диагнозом «шизофрения».

Фактически потеряв жену, Фрэнсис также не мог похвастаться особо теплыми отношениями с дочерью Скотти. Они, к тому же, почти не виделись – дочка жила и училась в закрытом пансионе. Пытаясь оградить Скотти от собственных ошибок, писатель пишет ей письма, разоблачающие миф, в который сам он верил в молодости – «американскую мечту».

Со временем слава Фицджеральда угасает, а он сам становится все более слабым заложником алкоголизма. Безуспешно пытаясь покончить жизнь самоубийством, Скотт умер после второго инфаркта. Он покинул мир 21 декабря 1940 года, показав на собственном опыте крушение идеалов «эпохи джаза».

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald; 1896-1940). Американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.


Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. До его рождения семья потеряла двоих детей, поэтому Фрэнсис Скотт был желанным ребёнком.

Своё имя он получил в честь своего двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Фрэнсиса Скотта Ки (1779-1843) . Дед Фицджеральда по материнской линии, Филип Маккуиллан, эмигрировал в США из Ирландии. Семья быстро разбогатела, и уже к 30 годам старший Маккуиллан стал владельцем крупной фирмы.

Отец Фрэнсиса, Эдвард Фицджеральд, происходил из древнего ирландского рода. В отличие от семьи своей будущей жены, Молли Маккуиллан, Эдвард разбогатеть не смог, а во времена кризиса окончательно разорился. Его брак с дочерью Маккуилланов последними не одобрялся, и в дом Маккуилланов на главной улице Сент-Пола Эдварда Фицджеральда не приглашали. Несмотря на это Маккуилланы обеспечили молодой семье достаток, а будущий писатель получил возможность учиться в престижных учебных заведениях:

1908-1910 - в Академии Сент-Пола,
1911-1913 - в Newman School, где во время учёбы Фицджеральд посвящает очень много времени самостоятельным занятиям,
1913-1917 - в Принстонском университете.

Во время учёбы в Принстоне Фрэнсис Скотт Фицджеральд играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий.

В годы учёбы в Принстоне Фицджеральду пришлось столкнуться с классовым неравенством. Он ощущал различия между собой и детьми из более богатых семей. Позднее он писал, что именно там у него зародилось «прочное недоверие, враждебность к классу бездельников - не убеждения революционера, а затаённая ненависть крестьянина».

В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд ушёл добровольцем в армию. В армии он сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана. Фактически он выполнял обязанности секретаря генерала.

В 1919 году Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке. Ещё во время службы в армии он познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) города Монтгомери, и считавшейся красавицей и одной из наиболее завидных невест штата. Именно с ней связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов».

Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех. Фицджеральд отправился в Нью-Йорк, где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство. Он не оставляет попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей Фицджеральд садится переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.

Этот роман выходит 26 марта 1920 года под названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise) . Роман сразу приносит Фицджеральду успех.

3 апреля 1920 года состоялось венчание Фрэнсиса Скотта и Зельды, послужившей прототипом героини романа Розалинды. Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: «Scribner’s Magazine», «The Saturday Evening Post» и других. Помимо известности вырос достаток писателя, что позволило ему и Зельде вести шикарный образ жизни. Вскоре их стали называть королём и королевой своего поколения.

В 1922 году Фицджеральд приобретает особняк на Манхэттене, построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы.

Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя как у него, так и у неё.

Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».

За первой книгой в 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned) , описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age).

В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем. Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.

Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.

В 1930 у Зельды произошло стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией.

В 1934 году он выпускает роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический - в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась. К концу жизни Фицджеральд стал думать, что в молодости богатство испортило Зельду. В разговорах с дочерью Скотти он описывал Зельду теми же словами, которые обычно адресовал всем богатым в целом: «мягкая, когда необходимо быть жёстче, и жёсткая, когда следовало бы уступить».

В 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде. Там собирается компания из молодых писателей, также решивших попытать своё счастье. Среди них были Дональд Огден Стюарт, Дороти Паркер, Роберт Бенчли, Сидни Джозеф Перельман, Натанаэл Уэст, где знакомится с Шилой Грэм и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.

В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда - «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).

Незадолго до смерти в автобиографической статье в журнале «Esquire» Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой (англ. cracked plate). Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния.

В 1950 году Эрнестом Хемингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду. Дружба и литературное соперничество двух писателей легли в основу книги Скота Доналдсона (англ. Scott Donaldson) «Хэмингуэй против Фицджеральда.

Взлёт и упадок литературной дружбы» (англ. Hemingway vs. Fitzgerald. The Rise and Fall of a Literary Friendship, 1999). Автор анализирует отношения двух известных литераторов, подробно описывает эпизоды их некрасивого поведения, злоупотребления алкоголем, дрязги и сведение мелких счётов. Литературный критик и писательница Джойс Кэрол Оутс назвала книгу Доналдсона «патографией», термином, хоть и созвучным с биографией, но явно намекающим на излишнее описание малоприятных подробностей из жизни Хэмингуэя и Фицджеральда.

Произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда:

Романы:

«По эту сторону рая» (This Side of Paradise, 1920)
«Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned, 1922)
«Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925)
«Ночь нежна» (Tender is the Night, 1934)
«Последний магнат» (The Last Tycoon, не завершён, опубликован посмертно, 1941)

Рассказы:

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button, 1921)

Пьеса:

«Размазня» (The Vegetable, 1923, пьеса)

Сценарии для кино:

1938 - Три товарища / Three Comrades (вариант сценария Скотта Фицджеральда подвергся значительной переработке, однако в титрах его имя осталось. Оригинальный сценарий опубликован отдельной книгой)

Экранизации Фрэнсиса Скотта Фицджеральда:

1920 - Chorus Girl’s Romance, The (немой фильм, копия сохранилась в Бразильском архиве)
1920 - Husband Hunter, The (немой фильм, копии не сохранились)
1921 - Off-Shore Pirate, The (немой фильм, копии не сохранились)
1922 - Beautiful and Damned, The (немой фильм, копии не сохранились)
1926 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The (немой фильм, копии не сохранились, сохранился лишь минутный промо-ролик)
1929 - Pusher-in-the-Face (фильм звуковой, копии не сохранились)
1949 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The
1954 - Когда я в последний раз видел Париж / Last Time I Saw Paris, The (по мотивам оригинального сценария Скотта Фицджеральда «Cosmopolitan», основанного на рассказе Babylon Revisited)
1956-1961 - эпизоды телешоу Театр 90 / Playhouse 90
1962 - Ночь нежна / Tender Is the Night - кинофильм 1962 года, снятый по одноимённому роману.
1964 - Izmedju dva aviona (ТВ, Югославия)
1974 - F. Scott Fitzgerald and "The Last of the Belles" (ТВ, США)
1974 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The - кинофильм 1974 года, в главной роли - Роберт Редфорд
1976 - Bernice Bobs Her Hair (ТВ, США)
1976 - Последний магнат / Last Tycoon, The - кинофильм 1976 года, снятый по одноимённому роману
1986 - Under the Biltmore Clock (ТВ, США)
1987 - Tales from the Hollywood Hills: Pat Hobby Teamed with Genius (ТВ, США)
1994 - Einer meiner ältesten Freunde (кинофильм по рассказу One of my oldest friends, Германия)
1996 - Sensible Thing, The (ТВ, США)
2000 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The (ТВ, Канада)
2008 - Beautiful and Damned, The (Австралия)
2008 - Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button - кинофильм, снятый в 2008 году по мотивам одноимённого рассказа
2013 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The - кинофильм 2013 года, в главной роли - Леонардо Ди Каприо.

Ф.С. Фицджеральд. Человек. Писатель. Судьба

Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда - одна из самых ярких и впечатляющих страниц в американской литературе ХХ столетия. Именно произведения Фицджеральда открыли её второй (первый связан с творчеством американских романтиков) золотой период, который приходится на двадцатилетие между двумя мировыми войнами, когда, по общему признанию, она достигла своего высшего расцвета.

Разумеется, дело не в одной хронологии. Фицджеральд был не только по времени первым в плеяде американских романистов, выдвинувшейся в межвоенное двадцатилетие, и представленной такими именами, как Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Вульф, рядом с которыми продолжали творить писатели старшего поколения - Т. Драйзер, С. Льюис, Ш. Андерсон. Необычайно тонкий и чуткий художник, Фицджеральд первым уловил в жизни современной ему Америки и воплотил в неувядающих, исполненных редкого поэтического обаяния образах многие явления, которые определили облик страны на новом историческом рубеже. Первым в отечественной литературе он заговорил от имени поколения, вступившего в жизнь после первой мировой войны, выразив его чаяния, разочарования, умонастроения.

Духовное формирование этого поколения как раз и протекало в годы войны, хотя в Америки лишь немногие близко соприкоснулись с ней. Отделенные от полей сражений бескрайними океанскими просторами, Соединенные Штаты были счастливо избавлены от её бедствий и тягот. И все же война оказала глубокое влияние на общественное сознание страны. Со временем придет горькое осознание её трагического опыта, наиболее полно выразившееся в романах Хемингуэя и Дос Пассоса. Поначалу же война в далекой Европе лишь взвинтила атмосферу шовинистической пропагандой, предвкушением скорого превращения Америки в сильнейшую державу мира. Как всегда необычайно точный в определении исторических перемен, Фицджеральд писал в очерке «Мое поколение»: «Мы родились для власти и жгучего национализма».

Вместе с тем эта далекая война напомнила подраставшему поколению о бесконечной ценности жизни. В Америке это отозвалось бурной вспышкой гедонизма. Молодое поколение желало - и немедленно - вкусить все радости бытия, изведать все доступные ему наслаждения. Под его напором устои старой, добропорядочной Америки с ее жалкой обывательской моралью трещали по всем швам. Начинался новый век - «век джаза». Собственно, это название, которое прочно вошло в историю американской культуры, и дал ему Фицджеральд.

Но Фицджеральд обладал не только счастливым, поистине бесценным для литератора даром одним метким словом выразить суть сложного исторического явления. Сам этот дар основывался на глубоком, беспристрастном анализе действительности, примером которого может служить великолепный очерк «Отзвуки века джаза» (1931), где дал блистательный анализ «самой дорогостоящей оргии в истории», как назвал Фицджеральд десятилетие, завершившееся великим кризисом 1929 года.

Аналитичность представляет и одно из отличительных свойств Фицджеральда - художника, хотя его произведения, безусловно, отмечены ею в разной степени. По существу, из неё развились в творчество Фицджеральда острые социально-критические тенденции, его неприятие современной американской цивилизации, предавшей духовные и нравственные идеалы ради грубого накопительства, безоговорочно подчинившейся этике бизнеса и успеха.

В его ранних, относящихся к началу 20-х годов романах («По эту сторону рая», 1920, «Прекрасные, но обреченные», 1922) и сборниках рассказов («Соблазнительницы и философы», 1920, «Истории века джаза», 1922) критическое отношение к действительности еще едва уловимо. Оно скорее присутствует в легком ироническом настрое повествования, в центре которого юные красавицы, прожигательницы жизни и искательницы приключений, насмешливо попирающие обветшалые нормы мещанских добродетелей.

Этот налет иронии, который мог подчас незаметно переходить в самоиронию писателя, уже тогда говорил о существовании разрыва между Фицджеральдом и поколением юных бунтарей, жаждавших наслаждения любой ценой. Но были в это время и другие, более серьезные свидетельства расхождений между писателем и его героями. Такой рассказ, как «Первое мая» (1920), интересен исключительной во всем творчестве Фицджеральда панорамной емкостью изображения действительности, когда привычные фицджеральдовские герои непосредственно сталкиваются с шумной и грозной нью-йоркской толпой, втягиваются в бурный водоворот жизни улиц в роковой час расправы с социалистами. В «Алмазе величиной с отель «Риц» (1922, в русском переводе известен также под названием «Алмазная гора») дается безжалостное сатирическое развенчание богатства как высшей ценности жизни. В дальнейшем этот мотив получил глубокое развитие в творчестве Фицджеральда, приведя уже в середине 20-х годов к созданию таких шедевров, как роман «Великий Гэтсби» (1925) и новелла «Молодой богач», вошедшая в сборник «Все печальные молодые люди» (1926).

«Индивидуум интересует меня только в его отношениях с обществом», - написал однажды Фицджеральд. Эти слова не были пустой, ничего не значащей декларацией. Значительность его достижений как художника в «Великом Гэтсби» и «Молодом богаче» есть в полной мере результат тончайшего переплетения в них личного и социального. При этом понимание социального не ограничено у Фицджеральда непосредственным воздействием на личность окружающего мира, тем, что обычно именуется давлением обстоятельств. Оно предельно расширено и включает всю историю нации, ее общественные идеалы и нравственные ценности, как прокламируемые с политической трибуны, так и выдвигаемые всем ходом общественного развития.

Построение столь сложной и далеко идущей перспективы с неизбежностью привело Фицджеральда к рассмотрению феномена «американской мечты», одного из кардинальных понятий всей американской истории. В образе главного героя романа, Джея Гэтсби, писателю удалось добиться поразительной гармонии в передаче одновременно бесконечной притягательности мечты и неизбежности её краха. Прозрение обреченности мечты, которую Фицджеральд с полной справедливостью объясняет исходно присущей ей двойственностью, мнилось одним на важнейших художественных открытий писателя, которое много дало развитию всей американской литературы, особенно после второй мировой войны. В творчестве же самого Фицджеральда это привело к нарастанию трагизма, получившего наиболее законченное воплощение в романе «Ночь нежна» (1934).

Однако современники писателя были отнюдь не склонны разделять его трагическое восприятие американской действительности. Начиная с самых первых, весьма несовершенных его произведений, широкая читательская публика жаждала видеть в нем лишь певца «века джаза», глашатая тех истин, которые возвестило молодое поколение, выше всех ценностей поставившее юность, наслаждение и веселье. Она не желала замечать все сильнее заявлявшей о себе критической направленности произведений Фицджеральда, все острее обозначавшейся двузначности его оценок, указывавших на характерный для окружающего мира губительный разрыв идеального и реального, его открытого неприятия буржуазной этики. В самом Фицджеральде она стремилась видеть воплощение собственных идеалов, целиком отождествляя личность писателя и его героев.

Непонимание со стороны читательской аудитории усугублялось безразличием критики, оказавшейся неспособной не только понять и по достоинству оценить произведения Фицджеральда, но даже услышать его. В результате сложилась, быть может, одна из самых трагических ситуаций в американской литературе нашего столетия. Писатель, находившийся в расцвете таланта, оказался, по существу, в полной изоляции и с каждым годом пропасть, отделявшая его от современников, все углублялась.

«Он являл собой воплощение американской мечты - молодости, красоты, обеспеченности, раннего успеха - и верил в эти атрибуты так страстно, что наделял их определенным величием», - пишет в биографии Фицджеральда Эндрю Тернбулл. Он точно схватил и выразил сущность отношения к писателю, которое доминировало среди его современников.

Живой человек был превращен в абстракцию, в символ, и массовое сознание требовало неизменности их полного тождества. Чем более отдалялся писатель в ходе своего творческого развития от образа, созданного воображением современников в пору его первых литературных успехов, тем упорнее цеплялись они за этот символ «воплощенной мечты», тем ожесточеннее навязывали его Фицджеральду, настаивая, что он не может быть ничем иным, безразличием и забвением наказывая его за «отступничество» от милого их сердцу идеала.

Справедливости ради надо сказать, что у этого, порожденного воображением, образа-символа были вместе с тем, в известном смысле, некоторые объективные основания. Отчасти он восходит к трактованным с неоправданной расширительностью образам героев ранних произведений писателя. В какой-то мере дал повод для подобного истолкования сам Фицджеральд, чей экстравагантный стиль жизни вызывал невольные ассоциации с беззаботными детьми «века джаза».

Самой, может быть, серьезной причиной этого имевшего трагические последствия заблуждения было, однако, своеобразие художественного метода писателя. Фицджеральд выступил первооткрывателем не только в сфере социального видения и проблематики, но и в области поэтики. Среди крупных американских писателей XX века он первым начал развивать в своем творчестве принцип лирической прозы. Тем самым Фицджеральд стал зачинателем одного из наиболее плодотворно развивавшихся прозаических жанров нашего времени. При жизни писателя, к сожалению, значение его художественных открытий, сама их природа были далеко не так ясны, как теперь. Творческие искания Фицджеральда в этой области немало содействовали становлению ряда виднейших американских романистов, как мастеров лирической прозы. Среди них, прежде всего, нужно назвать Хемингуэя и Томаса Вулфа. С годами значение его художественного опыта для американской литературы неуклонно возрастало.

Лирическая природа дарования Фицджеральда выявилась в своеобразии его подхода к материалу. В одном из его писем встречается такое признание: «Я должен начинать с эмоции - такой, которая близка мне, которую я могу понять». Эта эмоциональная близость автора описываемому предмету, ситуации, персонажу передавалась и читателю, завораживая его ощущением чуть-ли не осязаемой неподдельности созданного Фицджеральдом мира, собственного непосредственного участия в изображаемых событиях.

Эта особенность фицджеральдовской манеры письма отмечают многие современные исследователи его творчества. Так, A. Mайзенер считает ее одним из «самых примечательных свойств» писателя, соединившего, по его словам, «наивность полного эмоционального растворения с беспристрастностью почти научного наблюдения, так что он почти неизменно писал о том, что было глубоко пережито им лично, и почти неизменно так, словно важной целью этого личного опыта было служить иллюстрацией общих ценностей».

Такой подход требовал со стороны читателя если не умения, то, по крайней мере, осознания необходимости четкого разграничения в произведении субъективного и объективного. Необычайно сильно воздействуя на эмоции, он, в первую очередь, апеллировал к читательскому интеллекту. В американской критике эта способность Фицджеральда получила название «двойного видения» Но случилось это много лет спустя, после смерти писателя. Его современники, даже самые проницательные, оказались в этом отношении поразительно невосприимчивы, что имело для писателя, как уже говорилось, трагические последствия.

Надежды, которые Фицджеральд связывал с выходом новых произведений, к которым сам он относился с необычайной строгостью, рушились одна за другой. Окруженный стеной непонимания, он все более сомневался в правильности избранного пути. Сомнения подтачивали его творческие силы, приведя в середине 30-х годов к тяжелому духовному кризису, который Фицджеральд запечатлел в серии отмеченных поразительной глубиной самоанализа автобиографических очерков под общим названном «Крушение» (1936).

Особенно тяжело переживал Фицджеральд то, что его искания не встречали понимания в писательской среде. Больно ранила его та вольность, которую позволил себе Хемингуэй, посвятив в «Снегах Килиманджаро» целый пассаж «бедняге Скотту», благоговеющему перед богатством. Фицджеральд был глубоко уязвлен не только бестактностью, но и несправедливостью этого суждения. В «Крушении», где Скотт не раз касался вопроса о своим отношении к богатым и богатству, он говорил, что ненавидит богачей глухой ненавистью крестьянина.

Этот эпизод положил конец многолетней дружбе, начавшейся с того, что Фицджеральд помог Хемингуэю в опубликовании его произведений. Вообще отношение Фицджеральда к начинающим писателям отличалось большой деликатностью и благородством, не один из них обязан своими успехами в литературе его поддержке.

Утрата популярности заметно осложнила отношения Фицджеральда с издателями. Теперь ему стоило все больших усилий пристроить куда-то свой новый рассказ. Гонорары падали. В 1935 году увидела свет последняя крупная прижизненная публикации Фицджеральда - сборник рассказов «Побудка на заре». Однако, несмотря на все трудности, переживаемые писателем, даже последние годы его жизни не были, как было принято считать, творчески бесплодны. За пять последующих лет он создал около 50 рассказов, часть которых вышла в периодических изданиях, другая осталась в рукописи и была опубликована посмертно. Остался в рукописи и неоконченный роман «Последний магнат», работу над которым прервала смерть писателя.

Интерес к творчеству Фицджеральда возродился лишь в конце 40-х - начале 50-х годов. Тогда были переизданы его крупнейшие произведения, но прочли их люди, в лучшем случае, знавшие о писателе лишь понаслышке. Началась работа по собиранию и публикации рукописного наследия писателя, а также произведений, разбросанных по различным периодическим изданиям. Итогом этого явилось издание нескольких томов новеллистики Фицджеральда, завершившееся в 1979 году публикацией однотомника, в состав которого вошло 50 практически неизвестных рассказов.

В это же время творчество Фицджеральда привлекло и внимание исследователей. Во все возраставшем потоке посвященных ему книг и статей появилась первая полная биография писателя, написанная Э. Тернбуллом. Почти одновременно с ней, в 1963 году, Тернбулл выпустил подготовленный им объемистый том писем Фицджеральда, куда вошла значительная часть его эпистолярного наследия. Работа над этими книгами, во всяком случае, хотя бы отчасти, велась параллельно. Знакомство с письмами писателя, вероятно, в значительной мере предопределило направление и характер биографического исследования. Тернбулл идет не от априорных суждений о писателе, а от документальных свидетельств, удачно привлекая переписку для характеристики внутреннего мира Фицджеральда, его взглядов на общество, человека, литературу, его понимания роли художника. Все это проливает свет как на личность писателя, творческую и человеческую, так и на его литературную деятельность.

Но, использованные в книге источники не ограничиваются одной лишь перепиской. Автором были изучены также дневники и записные книжки Фицджеральда, которые особенно важны для понимания творческого процесса, приводившего писателя к созданию тех или иных произведений. Широко привлекаются также письменные и устные свидетельства людей, лично знавших писателя. Солидный документальный фундамент сообщает убедительность собственным рассуждениям автора, внушает доверие к достоверности излагаемых в книге фактов биографии, позволяя многосторонне раскрыть облик противоречивого писателя.

Особое значение приобретает книга Тернбулла в силу того факта, что автор биографического исследования сам был лично знаком с Фицджеральдом. Правда, в те годы, на которые падает это знакомство, он был лишь подростком и не мог в полной мере осознать того, что развертывалось перед его глазами, не мог понять постигшей писателя трагедии. Но и тогда он испытал громадное обаяние личности Фицджеральда, отсветы которого придают его книге особую теплоту.

Прекрасно воссоздана в книге Тернбулла среда, в которой проходили детство писателя, годы обучения в Принстоне, его любовь к Зельде, первые годы их супружеской жизни, трагедия, связанная с ее психической болезнью, их романтическое бунтарство, превратившееся со временем в эксцентрические выходки, которые поначалу казались безобидной забавой, а затем стали если не причиной, то орудием разрушения его творческой личности. Выразительно очерчены последние годы жизни писателя, в которых соединилось крайнее отчаяние и мужество, одиночество и благородство, страшная неприютность и несгибаемость воли художника. Несколько бледнее обрисованы годы, проведенные Фицджеральдом за границей, и то, как пребывание там отразилось на его творчестве.

Если попытаться определить внутренний стержень данной биографии, то это рассмотрение психологии творчества Фицджеральда. Автор, прежде всего, стремится проникнуть во внутренний мир художника, уловить побудительные мотивы, настроения, подтолкнувшие его к созданию тех или иных образов или произведений. Тернбулла больше привлекает выявление психологических стимулов и нюансов, нежели интерпретация и оценка конечного результата. В центре внимания, как и должно быть в биографии, оказывается личность художника. Однако в подходе Тернбулла недостаточно акцентирована связь личности с конкретно-исторической постановкой, ее зависимость от нее, в судьбе Фицджеральда оказавшаяся фатальной. Порой невольно возникает ощущение, что для автора конечные объяснения судьбы писателя упираются в личность самого писателя, что в нем самом коренится причина его писательской трагедии. В значительной мере упускается из виду та сторона взаимоотношений Фицджеральда со своей эпохой, которая связана с современным ему обществом.

Как никто другой, Фицджеральд остро ощущал давление атмосферы воинственной бездуховности, враждебность искусству и подлинной красоте, присущую американскому обществу. Красноречивую характеристику последнего мы находим в речи Синклера Льюиса, произнесенной при вручении ему Нобелевской премии. Её название говорит само за себя - «Страх американцев перед литературой» (1930). Характеризуя положение американского художника, С. Льюис сказал: «…он несет бремя потяжелее бедности: сознание ненужности своих произведений, сознание, что читатели хотят видеть в нем только утешителя или шута или, что его благодушно считают безобидным брюзгой, который, по всей вероятности, никому не хочет зла и который, во всяком случае, ничего не значит в стране, где строятся восьмидесятиэтажные здания, производятся миллионы автомобилей и миллиарды бушелей зерна».

Фицджеральд-художник и полной море изведал тяжесть сознания собственной ненужности. Как личность, он был сломлен изнурительной борьбой с Америкой бизнеса и коммерции, стремившейся подчинить его своему стандарту. Как художник, он вышел из этой схватки победителем. Вот почему в наши дни читатели и в Америке, и за рубежом, в том числе и в нашей стране, все чаще обращаются к богатому художественному наследию Фицджеральда.

М.Коренева

Из книги Воспоминания об Илье Эренбурге автора Эренбург Илья Григорьевич

Алексей Сурков Писатель, человек, гражданин Судьба Эренбурга свыше полустолетия была неразрывно связана с русской литературой и журналистикой. Сложная, трудная, во многом противоречивая судьба.С юных лет до последних дней своей жизни Эренбург был сыном своего времени,

Из книги Скотт Фицджеральд автора Тернбулл Эндрю

Ф.С. Фицджеральд. Человек. Писатель. Судьба Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда - одна из самых ярких и впечатляющих страниц в американской литературе ХХ столетия. Именно произведения Фицджеральда открыли её второй (первый связан с творчеством американских

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 1. 1905–1941 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

Писатель-орденоносец Н.А. Островский и писатель М. Шолохов подписались на 5000 рублей каждый Сочи. 2. (АЧТАСС). Писатель орденоносец Николай Алексеевич Островский сообщил корреспонденту АЧТАСС следующее:«Горячо приветствую решение правительства о выпуске нового займа.

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

С. Бондарчук1 «Судьба человеческая – судьба народная» Режиссер Сергей Бондарчук поставил три фильма – «Судьбу человека», четырехсерийную «Войну и мир» и «Ватерлоо», идущий на экране два с половиной часа. Каждый из них становился событием в искусстве, собирал десятки

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Мартти Ларни Огромный писатель, великолепный человек В Финляндии провел несколько дней Михаил Александрович Шолохов, выезжавший на отдых в дружественную страну. Он встречался с известным финским писателем Мартти Ларни.Корреспондент «Огонька» Г. Турков позвонил в

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Фицджеральд Фрэнсис Скотт (род. в 1896 г. - ум. в 1940 г.)Американский писатель, в судьбе которого любовь сыграла драматическую роль.«Она - единственный бог, который у меня остался…» - так говорил известный американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд о своей невесте

Из книги Конец света: первые итоги автора Бегбедер Фредерик

Глава 4. Джон Фицджеральд Кеннеди Настоящий мужчина. А кто же не грешен? Анонимка. Пять минут до войны. Убийца президента был русским? За невероятное красноречие его называли «златослов Кеннеди». Он совершенно не стеснялся того, что постоянно занимался риторикой и

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

Номер 10. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Крушение (1936) На свете не так много книг, которые хочется перечитывать каждый год, тратя на это минут по двадцать, чтобы потом прижать томик к самому сердцу, рискуя его раздавить. «Крушение» принадлежит к их числу. На самом деле это три

ФИЦДЖЕРАЛЬД ФРЭНСИС СКОТТ (род. в 1896 г. – ум. в 1940 г.) Писатель, киносценарист. Романы «По эту сторону рая», «Прекрасные, но обреченные», «Великий Гэтсби», «Ночь нежна», «Последний магнат» (неоконч.); автобиографическая книга «Крах».К Фрэнсису Скотту Фицджеральду

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД «Пьяный в 20, развалина в 30, мертвый в 40», - записал как-то Фрэнсис Скотт Фицджеральд в блокноте, в очередной раз пытаясь кратко изложить свою биографию. Он оказался недалек от истины. Умер он в сорок четыре года, много лет пребывал в

Из книги Записки непутевого резидента, или Will-o’- the-wisp автора Любимов Михаил Петрович

Френсис Скотт Фицджеральд и Зельда Сейр Их история жизни была «романом в романе». Френсис Фицджеральд писал романы о любви, славе и богатстве, а его собственная жизнь с горячо любимой женой Зельдой тоже как будто была написана для них неким талантливым

Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬД. КАК ПИСАЛСЯ РОМАН «НОЧЬ НЕЖНА» «Утехи пьяницы» Общий планРоман вот о чем. Герой - идеалист от природы, поп-растрига, по разным причинам увлекается идеями haute bourgeoisie и, взбираясь по общественной лестнице, растрачивает свой идеализм, свой талант,

Все, что выходило из-под пера Фицджеральда, моментально продавалось, ему платили больше, чем любому другому из его современников-писателей. Но писал он мало. А все потому, что работать мог исключительно в трезвом виде, а это случалось весьма нечасто. Тем не менее он успел написать минимум три гениальных романа, до сих определяющих литературную жизнь Америки и всей англоязычной литературы: «Ночь нежна», «Великий Гэтсби» и «Последний магнат». Фицджеральд придумал словосочетание «век джаза», ставшее образным названием эпохи 1910-1930-х годов. Наверное, поэтому Скотт пил так, словно играл джаз: лихо, виртуозно, с вариациями. Фицджеральд прослыл самым элегантным и безответственным кутилой своего времени, он был тем редким американцем, которому воплощение в жизнь великой американской мечты явно не пошло на пользу.

It’s all in the family, как говорят американцы: отец Скотта был пьяницей, мать - городской сумасшедшей, жена Зельда - шизофреничкой-алкоголичкой. Самого Скотта с отрочества больше всего притягивала возможность развлекаться с размахом. Для этого нужно было, как минимум, разбогатеть. Долго ждать не пришлось: первый роман - «По эту сторону рая» - принес Скотту 18 тысяч долларов (по нынешним меркам - практически миллион). К 24 годам никому не известный провинциал внезапно стал состоятельным человеком и купил собственный особняк на Лонг-Айленде. Американская мечта во плоти!

В «век джаза» алкоголизм был национальным американским пороком, как марихуана и ЛСД в 60-е. Как всякий уважающий себя писатель, Фицджеральд рьяно отражал веяния своей эпохи. Сид и Нэнси своего времени - Скотт и Зельда швыряли деньги направо и налево, бесконечно питая желтую прессу новыми историями: «Скотт разделся практически догола на спектакле «Скандалы», «Зельда купалась в фонтане», «Скотт сбил с ног полицейского». Когда родилась их дочь Скотти, Зельда сказала: «Кажется, я пьяна... А что малышка? Надеюсь, она прекрасна и глупа...»

Вскоре сумасшедшие супруги сбежали в Париж, где продолжили пьяные безобразия. Весь Париж знал, сколько и чего именно Скотт выпил накануне в отеле «Ритц», как он устроил в пьяном виде дебош в полицейском участке в Каннах и т.д. Записные книжки Фицджеральда, написанные от третьего лица, - настоящие хроники пикирующего писателя: «Период протрезвления длился полгода, и он решительно не выносил всех, кто ему нравился, пока он пил», «Джина больше не осталось, - сказал он и прибавил с энтузиазмом: - Может, выпьем бром?»

Пил Фицджеральд так, что этого ритма не выдерживал даже друг-алкаш Хемингуэй: «Скотт впервые пил вино прямо из горлышка, а потому испытывал радостное возбуждение - как человек, когда знакомится с жизнью притонов, или как девушка, которая впервые решилась искупаться без купального костюма. Я редко видел Фицджеральда трезвым, однако трезвый он всегда был мил, шутил и подтрунивал над собой. Но когда он был пьян, он любил приходить ко мне и мешал мне работать почти с таким же удовольствием, какое испытывала Зельда, когда мешала ему». Хемингуэй недолюбливал жену Скотта, считая, что она специально спаивает его, ревнуя к работе.

В конце концов у Зельды обнаружилась шизофрения, и ее пришлось поместить в больницу. Скотт, страстно влюб­ленный в алкоголичку-жену, запил всерьез и мрачно. Ему пришлось устроиться в Голливуд сценаристом. Продюсеры так и сказали ему: «Мы вас берем за вашу индивидуальность, но на время нашего с вами контракта вы лучше о ней забудьте». И Скотт охотно о ней забыл, накачивая себя виски. Дитя и бытописатель своей эпохи, в «Ревущих двадцатых» он констатировал: «Эпоха закончилась; считаю, что я закончился вместе с ней». Полностью разочаровавшийся в американской мечте Скотт умер в Голливуде, а Зельда погибла через восемь лет в пожаре, охватившем ее психлечебницу. Самый великий и пьяный поэт довоенной Америки предпочел уйти вместе с эпохой, которая его породила.

Забавно, но именно Голливуд, проводивший Фицджеральда в могилу, оказался главным двигателем посмертного возрождения славы писателя. Сперва в 1949 году был удачно экранизирован «Гэтсби», а потом и все остальные романы Скотта. В 2008 году вышла самая дорогая экранизация Фицджеральда - фильм по мотивам его рассказа «Бенджамин Баттон» с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт в главных ролях (режиссер - создатель «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер). О таком голливудский неудачник Фицджеральд вряд ли мог мечтать даже в самых хмельных снах.

Гений против употребления

1913-1917 Фицджеральд поступает в Принстонский университет - как он утверждал, исключительно ради членства в клубе театралов «Треугольник». Пьет и прогуливает занятия. Проучившись полгода, покидает колледж якобы из-за болезни. Идет в армию, где получает чин младшего лейтенанта, и берется за работу над романом «По эту сторону рая».

1918-1923 Знакомится с Зельдой Сейр. После увольнения из армии работает в рекламном агентстве в Нью-Йорке и рассылает по журналам свои рассказы. Издательство «Скрибнер» выпускает «По эту сторону рая»; роман становится бестселлером. Получив гонорар, женится на Зельде. Пишет второй роман - «Прекрасные, но обреченные», который тоже становится хитом. Благодаря перманентному публичному пьянству Фиц и Зельда превращаются в персонажей газетной хроники. Подруга семьи Элизабет Бекуиз Макки: «Фицджеральд вел себя как клоун. Когда он напивался, ему нравилось шокировать общество. Он становился злым и вульгарным, совершенно непохожим на нежного трезвого Скотта». Как-то в субботу вечером чета Фицджеральдов выехала из своего особняка на Лонг-Айленде в Манхэттен, но не появилась там ни в воскресенье, ни в понедельник, ни во вторник. Нашли их лишь в четверг утром в обшарпанном отеле в Нью-Джерси. Парочка алкоголиков была не в состоянии вспомнить, как они провели эти четыре дня, сколько выпили и как оказались в Нью-Джерси. Через несколько дней Скотт с женой возвращались с вечеринки и зачем-то столкнули свой лимузин в океан с 30-метровой скалы.

1924-1939 Супруги уезжают во Францию и мгновенно становятся притчей во языцех и там: туристы ходят в кафе на Сен-Жермен-де-Пре посмотреть на знаменитого алкоголика. Как-то выпив, Скотт, стоя на подоконнике, пообещал Джеймсу Джойсу броситься вниз, потому что Джойс написал «Улисса», признанного современниками величайшим романом. Пишет свой шедевр - «Великого Гэтсби». Роман продается плохо. Из веселого кутилы Скотт постепенно превращается в депрессивного пьяницу и скандалиста. У Зельды обнаруживается шизофрения, и Скотт начинает целенаправленно спиваться.

1934-1939 Издает роман «Ночь нежна», перебирается в Калифорнию и пишет сценарии для Голливуда. Знакомится с журналисткой Шейлой Грэм, которая пытается помочь Скотту справиться с алкогольной зависимостью. Ей это не удается. Работа в Голливуде не ладится. Скотт не в состоянии связать и двух слов, и продюсерам приходится нанимать людей переписывать его тексты.

1940 Фицджеральд пьет, пишет роман о закулисной киножизни «Последний магнат», зарабатывает два сердечных приступа и от второго умирает. Когда о его смерти сообщили в газетах, пуб­лика удивлялась: «А что, он был еще жив?» Денег, оставшихся после смерти, хватило только на гробовщика и перевозку тела на родину. «Последний магнат» остался незаконченным.

Собутыльники

ГАРОЛЬД СТИРС
Американский журналист, прославившийся благодаря «Фиесте» Хемингуэя, где он выведен более чем колоритным персонажем. Стирс играл на скачках, пил и постоянно занимал деньги, которые никогда не отдавал. Однажды Фицджеральд, столкнувшись со Стирсом в кафе, пожалел его и предложил способ заработать. Они набросали от имени Стирса жалобное письмо, озаглавили его «Почему я в Париже всегда беден» и «отправили» Фицджеральду. Затем Фиц продал письмо своему агенту за сто долларов, а деньги отдал другу. Гонорар пропили вместе.

ЖЕНА ЗЕЛЬДА
Из газетной хроники: «Сегодня ночью мистер Фицджеральд с супругой предприняли необычную экскурсию по Манхэттену. Поймав такси на углу Бродвея и 42-й улицы, они сели в салон. В районе Пятой авеню им показалось, что так ехать неудобно, и они потребовали у водителя остановиться: мистер Фицджеральд забрался на крышу машины, а миссис Фицджеральд - на капот. После чего приказали ехать дальше...»

РИНГ ЛАРДНЕР
Американский писатель-юморист начала XX века. Спился быстрее, чем Фицджеральд (умер в 1933-м). Фиц называл Ларднера «мой алкоголик», считая его живым примером того, что может произойти с ним самим в будущем. В 1923 году английский писатель Джозеф Конрад посетил Америку. Фицджеральд и Ларднер, сильно поддав, решили в качестве приветствия писателю сплясать для него на лужайке - думая, что, увидев такое, писатель не устоит и захочет с ними познакомиться. Естественно, пьянчуг просто вышвырнули из парка, и с Конрадом они так никогда и не встретились.

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
Как-то, распив несколько графинов вина, Скотт признался: «Я никогда не спал ни с кем, кроме Зельды. Зельда сказала, что я сложен так, что не могу сделать счастливой ни одну женщину. Я не нахожу себе места и хочу знать правду». Хэм отвел товарища в туалет и осмотрел: «Ты нормально сложен. Не о чем беспокоиться. Просто, когда смотришь сверху, все уменьшается. Пойди в Лувр и погляди на статуи, а потом приди домой и посмотри на себя в зеркало». Товарищи выпили еще, а затем отправились в Лувр смот­реть на статуи.