Эпоха барокко. Краткая характеристика

Парки – это зеленые массивы, размещенные в городской черте, которые по своим размерам и качествам среды, способствуют созданию комфортных условий для отдыха и оздоровления населения.

Парки культуры и отдыха создаются в городах в целях лучшего использования природных условий для организации культурного досуга населения и проведения разносторонней культурно-просветительной и оздоровительной работы среди взрослых и детей, В задачи таких парков входят: организация культурных мероприятий, развлечений, зрелищных мероприятий (музыкальных, спортивных и пр.), отвечающих запросам различных возрастных групп населения.

Для решения этих задач на территории парков должны быть выделены самостоятельные функциональные, которые вместе и составляют всю территорию парка. Их площади различны, здания и сооружения располагаются в некоторых зонах. При проектировании парка применяют метод функционального зонирования.

Функциональное зонирование территории – это выделение различных функциональных зон, каждая их которых отвечает за ту или иную функцию парка. Функциональное зонирование служит основой архитектурно-планировочного решения парка. В парках многоцелевого назначения, в соответствии со СНиП, выделяют следующие функциональные зоны:

1. Массово-зрелищная зона (общегородские парки – 5-17% общей площади парка; ПКиО – 15-50% общей площади парка). Разделу массово-зрелищной работы свойственны крупные масштабы в приемах композиции — широкие аллеи, большие открытые площадки перед зданиями и сооружениями, играющие роль фойе на открытом воздухе и размещенные поблизости от главного входа в парк, удобные для эвакуации зрителей. Зеленые насаждения применяют в виде рядовой посадки деревьев и кустарников (часто искусственно формированных), газонных и цветочных партеров регулярного очертания. Участки аттракционов следует по возможности приближать к главному входу и к зрелищным мероприятиям, не изолировать их насаждениями от парадных участков парка. Для открытого «зеленого» театра целесообразно использовать естественный уклон местности.

2. Культурно-просветительная зона (общегородские парки – 3-18% общей площади парка; ПКиО – 4-35% общей площади парка). Для проведения культурно-просветительных мероприятий предусматриваются показательные площадки, выставочные павильоны, читальни, используются основные парковые аллеи и площади, помещения фойе зрелищных зданий. Павильоны и площадки окружаются декоративными насаждениями.

3. Зона физической культуры и спорта (общегородские парки – 10-20% общей площади парка; ПКиО – 0-25% общей площади парка). Здесь требуются большие открытые пространства под игровые и учебные площадки, которые размещаются группами, игровые площадки массового характера могут быть рассредоточены по территории. Для размещения физкультурных площадок желательна горизонтальная поверхность. При пересеченном рельефе площадки располагают на террасах, укрепленных подпорными стенками и соединенных между собой лестницами.

4. Зона работы с детьми (общегородские парки – 5-10% общей площади парка; ПКиО – 0-1% общей площади парка). Эта зона располагается поблизости от главного или одного из второстепенных входов. Зона размещается на самостоятельной территории без транзитного движения взрослых посетителей и изолированно от массовых секторов. Общий характер планировки — система большого числа игровых площадок и отдельных павильонов. Площадки должны быть разнообразны как по очертанию, так и по оформлению. В озеленении должны преобладать открытые лужайки, желательны разнообразные цветущие кустарники и деревья, рассаженные свободными группами, а также природные водоемы с проточной водой.

5. Зона отдыха и прогулок (общегородские парки – 50-75% общей площади парка; ПКиО – 15-45% общей площади парка) используются: лесной массив, лужайка, водоем. Желателен разнообразный, пересеченный рельеф, удобный для устройства интересных видовых террас, размещения беседок и павильонов, для прокладки прогулочных аллей, используемый зимой для лыжного спорта. Прогулочная зона может быть прорезана сетью аллей для внутрипаркового прогулочного транспорта, велодорожками и магистральными пешеходными аллеями, по которым посетители направляются к пляжам, базам отдыха, ресторанам и т.п.

Парковые сооружения, обслуживающие отдыхающих, распределяются по территории на интересных видовых точках. Прогулочные дорожки должны проходить по живописным местам с разнообразным пейзажем; размещение насаждений – в свободных и разнообразных группировках и массивах.

6. Хозяйственная зона и обслуживание (общегородские парки – 1,5% общей площади парка; ПКиО – 0-5% общей площади парка). Рестораны, кафе, павильоны, закусочные, киоски и т.п. должны быть размещены в местах массового скопления посетителей, иметь удобную связь с хозяйственными и транспортными подъездами. Туалеты следует размещать вблизи мест массового пребывания посетителей, на достаточно изолированно от парадных участков парка. Группа административно-хозяйственных построек (контора, мастерские, гаражи, склады и др.) должна быть размещена на отдаленной территории, на границе парка, связанной с транспортными подъездами и изолированной от посещаемых участков парка, желательно вблизи одного из второстепенных входов.

Наиболее массовым типом городского парка является парк культуры и отдыха. Территорию таких парков целесообразно членить на зоны с преобладающим характером использования, в том числе: массовых мероприятий (зрелища, аттракционы и пр.) -5...17 % общей площади парка; тихого отдыха - 50...75; культурно-просветительных мероприятий (требующих изоляции от шумных форм отдыха) -3...8; физкультурно-оздоровительную - 10...20; отдыха детей - 5...10; хозяйственную - 1...5 %.

К размещению и планировке каждой из перечисленных зон предъявляются специфические требования. Зона массовых мероприятий обычно размещается вблизи главного входа в парк, с тем чтобы уменьшить потоки посетителей через другие зоны парка. Она может включать театр, кино, танцевальные площадки, аттракционы, поля для фестивалей, массовых игр и др. (рис. 4.1). Благоустройство зоны рассчитывается на высокую плотность посещения, движение посетителей предусматривается только по аллеям и дорожкам. Зона тихого отдыха занимает большую часть парка и характеризуется естественным пейзажем. Какие-либо сооружения, кроме малых архитектурных форм типа беседок, трельяжей, садовой мебели, здесь исключаются, при условии проведения необходимых мер по защите растительности разрешается отдых на газонах, под деревьями, на полянах. Зеленые насаждения и водоемы должны занимать не менее 90 % площади зоны. Такие сооружения, как лектории, небольшие выставочные павильоны и кафе, читальни, помещения для любительских занятий, могут быть выделены в особую культурно-просветительную зону или свободно размещаться по территории парка. Физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные площадки и залы, бассейны, солярии, катки, пункты проката инвентаря) желательно объединять в один комплекс в открытых местах с относительно ровным рельефом и водоемами, но лыжные, велосипедные маршруты, купальни могут размещаться децентрализованно. Зона детского отдыха обычно располагается обособленно, на незначительном удалении от входов в парк, с помощью зелени тщательно защищается от шума, пыли и солнечного перегрева. Для хозяйственной зоны отводится участок на периферии парка со своим выездом на прилегающую улицу.

Рис. 4.1. Пример функционального зонирования. Парк культуры и отдыха «Мир» в Днепропетровске: 1 - зона массовых мероприятий и главный вход; 2 - зона развлечений и аттракционов; 3 - зона отдыха детей; 4 - спортивно-оздоровительная зона; 5 - центральная поляна парка; б - пруды и искусственные «горы»; 7 - лесной массив; 5 - дополнительные входы

Рис. 4.2. Парк культуры и отдыха в Катовицкой агломерации (Польша): а - план; б - общий вид центральной части парка; 1 - городок аттракционов; 2 - зоосад; 3 - выставка цветоводства; 4 - купальный комплекс; 5 - «фестивальное поле»; 6 - стадион; 7 - центр водного спорта; 8 - открытый театр; 9 - пионерский центр; 10 - туристский центр; 11 - центр технического прогресса; 12 - культурный центр, планетарий; 13 - канатная дорога; 14 - узкоколейная железная дорога

В каждой зоне парка преобладают сооружения соответствующего функционального профиля, но они должны дополняться необходимыми обслуживающими объектами (площадками для отдыха, туалетами и пр.).

В зависимости от местных условий в парке может преобладать какая-либо одна или две зоны за счет сокращения площади других (при сохранении минимальных размеров зоны тихого отдыха). В небольших по размерам парках (менее 30 га) предпочтительнее не рассредоточенное размещение парковых сооружений, а создание единого паркового центра, приближенного к главному входу. Он может состоять из одного развитого архитектурно-планировочного комплекса, например компактной группы зданий вокруг парадной площади для массовых мероприятий. В этой зоне необходим наиболее высокий уровень благоустройства - плиточное мощение, декоративные водоемы в цветниках, газоны и пр.

Ширина аллей и прогулочных дорожек колеблется от 3 до 10 м в зоне массовых мероприятий и от 1,5 до 5 м в зоне тихого отдыха.

Главный вход в парк располагается с учетом архитектурно-планировочной организации городского района и направления потоков движения посетителей. Перед парком предусматривается площадь для остановок общественного транспорта, распределения посетителей и стоянки автомашин. Кроме главного рекомендуется устраивать дополнительные входы, положение которых увязывается с подводящими к парку улицами и бульварами.

В наиболее крупных парках, площадь которых превышает 200 га, целесообразна организация маршрутов внутрипаркового пассажирского транспорта (троллейбуса, электробуса, подвесных дорог), связывающего основные функциональные зоны, входы крупных сооружений и наиболее посещаемые места отдыха (рис. 4.2).

Планировка парка должна учитывать круглогодичное его использование. С этой целью те сооружения, которые эксплуатируются и зимой, должны тяготеть к основным центральным аллеям парка, функции некоторых открытых площадок переносятся в холодный сезон в закрытые помещения, меняется направление работы пунктов проката инвентаря, прогулочные маршруты.

Современные многофункциональные парки часто рассматриваются как специфические учреждения культуры под открытым небом, что приводит при ограниченных размерах к перегрузке их территорий строительными объектами различного назначения. Желательно в связи с этим, чтобы их размеры, как правило, были не меньше 20 га. Можно рекомендовать такой баланс территории парков, при котором обеспечивается преобладание «естественных» компонентов среды над «искусственными», т. е. сохранение той основы, которая и выделяет парк на фоне городской застройки (табл. 4.1).

Как показывает анализ практики, попытки повсюду регламентировать содержание и функциональное зонирование современного парка в настоящее время не оправданы. Жесткие нормативы сковывают творческие возможности проектировщиков и не могут во всех случаях отвечать действительным потребностям, сложившимся в конкретном городе или районе. Функциональный профиль парка и его архитектурно-ландшафтный облик должны определяться индивидуально, в соответствии с многообразными мест- ными условиями, размерами парка и характером формирования всей общегородской системы мест отдыха.

В настоящее время наряду с традиционным подходом к функциональному зонированию парков развиваются и другие тенденции. Ниже мы проследим их на ряде примеров организации многофункциональных парков.

Исследования показывают, что в ходе проектирования парков в целях сохранения и усиления их природного начала необходимо помимо функционального зонирования и расчетного баланса территории (процентное соотношение площадей, занятых дорогами, зданиями, насаждениями) дифференцировать территорию по степени насыщенности ландшафта искусственными сооружениями и выделять следующие укрупненные зоны:

а) зоны, где концентрируются основные парковые сооружения и места сосредоточения публики, территории

с повышенным уровнем благоустройства, рассчитанным на рекреационные нагрузки свыше 100 чел/га. Сооружения, дороги, аллеи и площадки всех видов занимают до 30% площади зоны. Композиция строится на гармоничном сочетании архитектуры с растительностью, водоемами, рельефом;

б) зоны массового посещения (примыкающие к указанным) с обычным парковым уровнем благоустройства и необходимым оборудованием для различных видов массового отдыха. Рекреационная нагрузка 50...100 чел/га. Искусственные компоненты ландшафта композиционно подчинены природным;

в) природные зоны, обособленные от городского окружения, с минимальным уровнем благоустройства, где по возможности исключаются любые сооружения (кроме прогулочных дорог, скамей, мостиков, навесов и т.п.). Рекреационная нагрузка до 50 чел/га. Относительно свободный режим пользования полянами, водоемами и лесными массивами (с поэтапным чередованием эксплуатируемых и восстанавливаемых участком и другими природно-охранительными мерами). Композиция строится полностью на основе природных факторов ландшафта.

Теоретические проработки вариантов зонирования и кооперации функций обслуживания многофункциональных парков, а также анализ практики проектирования позволяют рекомендовать следующие три основных их типа в зависимости от величины парка.

При размерах до 70 га наиболее рациональна организация комплексного паркового центра, смещенного к периферии участка; такое размещение освобождает основной массив от крупных сооружений и в то же время обеспечивает приемлемую пешеходную доступность центра (не более 15 мин) из любой точки парка. Вокруг центра создается зона наиболее активных форм отдыха с интенсивным благоустройством.

В парках средних размеров (до 50 га) желательна организация трех-четырех специализированных центров, к которым примыкают соответствующие функциональные зоны. Оптимальное размещение центров - вне природного ядра, но на некотором отдалении от границ парка для создания большего микроклиматического и санитарно-гигиенического комфорта в активных зонах и сокращения расстояний между ними до 15-минутного радиуса доступности.

В крупных парках размером 200...500 га целесообразно создавать несколько крупных комплексных центров, в каждом из которых преобладает какая-либо одна или две функции, но в определенной мере присутствуют и остальные. Такая многофункциональность центров вызывается тем, что расстояние между ними в крупных парках, как правило, будет превышать радиус пешеходной доступности, поэтому в центрах необходимо учитывать разнородные интересы отдыхающих, которые возможно ограничатся посещением одной зоны парка.

Разумеется, эти рекомендации ориентировочны и рассчитаны на компактную форму плана, однохарактерное окружение парка. При вытянутой форме плана даже в небольших парках трудно сосредоточить обслуживание в едином узле, потребуется несколько фокусов тяготения. Одностороннее примыкание парка к городской застройке или крупному водоему вызовет соответстующее смещение центров в направлении массовых потоков посетителей или основных мест их длительного пребывания (рис. 4.3).


Рис. 4.3. Система ансамблевой застройки парковых центров: а - кольцевая без сквозных визуальных связей через центр (парк «Фридрихсхайн» в Берлине); б - компактная с замкнутым центральным пространством (Груга-парк в Эссене); в - кольцевая с объединяющим открытым пространством в центре (парк «Флоралье Интернационале», Париж); г - лучевая с доминирующим в пространстве центральным сооружением (парк в Трамбле, Франция); д - центрическая

Рис. 4.4. Парк на границе жилого массива в г. Хоерсверд-Ост (Германия): 1 - «комплекс свободного времени»; 2 - стадион; 3 - детская площадка «индейская деревня»

Приведем несколько примеров полифункциональных парков, в которых проявилась тенденция централизации. В кемеровском ПКиО «Рудничный бор» почти все сооружения сосредоточены в трех «сгустках» (у р. Томь, у восточного и западного входов), между которыми сохраняется естественная среда леса с необходимыми элементами благоустройства.

В парке им. 50-летия Октября в Черкассах почти все крупные сооружения, включая городок аттракционов, расположены на периферии участка. Доминирующее положение занимает зона тихого отдыха и прогулок, а также водный спорт, пляжи.

В новом парке в Минеральных Водах выделены компактная входная зона (спорт, аттракционы, танцы и пр.), лесная зона (только прогулочные дороги, укрытия от непогоды, места для пикников), зона отдыха у воды (оборудованные и естественные пляжи, кафе, лодочная пристань, домик рыбака). Эти зоны занимают соответственно 15, 60 и 25 % общей площади парка.

Аналогичные тенденции, направленные на концентрацию парковых сооружений и выделение зон «чистого» ландшафта, прослеживаются в проектах опытно-показательных парков в Краснодаре, Донецке, Симферополе и целом ряде новых городских парков.

Крупные городские парки членятся на зоны влияния смежных жилых районов, население которых, как правило, ориентируется на ближайшие к ним озелененные территории. Мы наблюдаем здесь процесс взаимопроникновения: парк «прорастает» в окружающую застройку, а указанные зоны влияния становятся, по существу, природными элементами соответствующих жилых районов. Функциональное зонирование парка, проведенное без учета таких зон влияния, часто оказывается искусственным и вступает в противоречие с конкретными условиями эксплуатации парка. Эти тенденции должны найти отражение и в композиционной организации, характере благоустройства, и в начертании дорог.

При определении состава объектов обслуживания отдельных зон парка учитывают наличие или отсутствие аналогичных объектов на смежных улицах и жилых территориях. Скажем, если в жилом районе А имеется кинотеатр, то нет смысла размещать парковую киноплощадку в той зоне, которая примыкает к этому району; если в плотно застроенном районе Б ощущается явная нехватка озелененных территорий, то на примыкающем к нему участке парка целесообразно вообще отказаться от каких-либо сооружений и т. д. (рис. 4.4).

Помимо специализированных зон в парке на путях движения посетителей формируются многопрофильные «фильтрующие» микрозоны, в которых оседает значительная часть отдыхающих. Состав таких периферийных микрозон зависит от дислокации учреждений культурно-бытового обслуживания смежных городских районов. При этом могут формироваться кооперированные центры, обслуживающие одновременно город и парк.

В связи с повышенной плотностью посещения зоны парка, примыкающие к жилым массивам многоэтажной застройки, должны отличаться и более высоким уровнем благоустройства, чем его глубинные территории, иметь более плотную дорожно-тропичную сеть, большие габариты дорог, более строгие ограничения пользования газонами. В то же время вблизи второстепенных входов в парк со стороны прилегающих жилых районов необходимо выделять места для повседневного отдыха их населения, в особенности учитывая тенденцию к отказу от садов микрорайона, например небольшие поляны или затененные деревьями площадки для родителей с детьми, подростков, пенсионеров, тропы для оздоровительных прогулок и пр. Желательно обособить такие зоны от «парадных» площадей парка, аттракционов, шумных дорог с большим скоплением пешеходов.

Итак, необходима интеграция парка и его городского окружения. Это предполагает согласование строительства парка с общими планами развития сети культурно-бытовых учреждений города, учет расположенных вблизи объектов обслуживания массового отдыха населения, транспортных коммуникаций.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Для литературы барокко характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы , где важное место занимают аллегорические фигуры-персонификации; самобытно развиваются также различные виды сатиры, роман, большие и малые формы метафорически насыщенной поэзии. Принципы барокко преломились в творчестве П. Кальдерона, Т. Тассо, Агриппы д"Обинье, а также М. В. Ломоносова и Симеона Полоцкого.

В музыкальном театре - интенсивное развитие оперы и балета , а собственно в музыке - расцвет более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии и тенденции к обособлению различных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Выдающимися представителями музыкального барокко были Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди , А. Чести, Д. Букстехуде и Р. Кайзер .

Барокко – иезуитская драматургия . В течение XVI и XVII веков исполнялись школьные пьесы, которые в основном создавались в рамках иезуитского ордена. Для сельских жителей и городской публики предназначалась чешская народная драматургия.

В то время возникли некоторые сохранившиеся барочные замковые театры (Чешский Крумлов, Кромнержиж, Кукс, Литомышль и другие).

Барочные пьесы были составной частью репертуара первых открытых для широкой публики театров (Театр Шпорка в Праге, основан в 1701 году; Театр в Котцих, основан в 1738 году). Континентальная Европа XVI-XVII вв. строила театры принципиально гомофонного типа с одноуровневой сценой, мыслимой в гармоничном единстве со зрительным залом. Именно гомофонная идея, отчетливо сформулированная членами Флорентийской камераты, вызвала к жизни оперу , оттеснившую многоголосную, исполняемую ансамблем певцов, мадригальную комедию . Барочно-ориентированный театр «единства» отвергал: вращающиеся трехгранные призмы – декорации позволяли стремительно переносить действие с места на место, меняя фон. Той же цели служили быстро развивающиеся средства театральной машинерии. Перемещения в ад и рай стали весьма популярны при «технической поддержке» хитроумных подъемников и люков, но ни «ад», ни «рай» не имеют в барочном театре своей постоянной фактурной проекции, собственного семантически закрепленного уровня, какие имели место в средневековой мистерии, ибо ничего раз и навсегда данного, устойчивого и неизменного в мире барокко нет.


Драматургия классицизма.

В первой половине 17 в. в борьбе с трагикомедией возникает высший жанр классицистич. драматургии - трагедия .

Сюжеты : истории из античности. Герои: герои, короли, военачальники. В основе: конфликт чувства и долга, она обязательно соблюдает благопристойность, носит риторический характер. Действие соответствует правилу трех единств: места, времени и действия . Действие в классицист. пьесе - деление на 5 актов, занимает не более 24 ч. Декорации в театре XVII в. были во многом условными, действие полагалось протекающим в одном и том же месте, как правило, в вестибюле или портике королевского дворца, где с равной естественностью могли появляться его обитатели, сановники гос-ва, вестники, необходимые для развития действия. Третье требование - единства действия - не носит специфически классицистич. характера; это общее и обязательное условие для хорошей пьесы вообще ; без единства действия зрителю трудно досмотреть пьесу до конца. Корнель и Расин сумели сблизить античных писателей и франц. публику, только в их трагедиях греч. и рим. сюжеты наполнились живым содержанием и волновали театральные залы.

П. Корнель (1606-1684) - создатель нового типа героич. трагедии, родился в Руане, в семье чиновника. Получил прекрасное юридич. образование, но адвокатской практикой почти не занимался. «Сид», «Гораций», «Медея» и др пьесы. Первым образцом высокого классицистического искусства многие историки театра называют пьесу Корнеля «Сид» (1637).

РАСИН (1639-1699), расцвет таланта кот. пришелся на более поздний период, писал свои произведения преимущественно для театра «Бургундский отель». Пьесы: «Федра», «Андромаха», Хотел превратить свой театр в школу нравов . Тема трагедий : истории, заимствованные из греч. мифов, рим. летописей или из ветхого завета, сюжеты объединяло внутреннее морал. содержание . Психологию своих героев разнообразил чертами, нарушающими их абсолютную идеальность или абсолютную порочность. Хотел уверить себя и других в жизненной правдивости своего ис-ва. Для Буало Расин был идеальным поэтом именно потому, что стихии, бушующие в его поэзии, были укрощены разумом. Трагедии интеллект. и по форме и по существу, они лучше всего выражают собой своеобразие классицизма.

Мольер (1622-1673) – талантливый комедиограф, актер, театральный деятель, вошедший в историю мирового театра как реформатор сценического комедийного искусства. Долгое время он работал в парижском театре «Пале-Рояль». Пьесы: «Смешные жеманницы», 1660; «Ученые женщины», 1672; «Мещанин во дворянстве» 1670; «Мнимый больной» 1673.

Поэты-классицисты не ставили перед собою реальной программы действий, они ограничивались лишь общей критикой дурной морали и общим восхвалением героических действий. Именно абстрактность и незрелость политической идеологии давали возможность классицистам Корнелю, Расину и Мольеру , оставаясь гуманистами, быть королевскими поэтами.

Театральное творчество называлось искусством декламации . Два основных положения «Поэтики» Буало - принцип интеллектуальности творчества и облагороженной натуры - были вполне применимы и к сценическому искусству. Актер классицист. стиля обязан был по преимуществу декламировать, страстно и самозабвенно читать стихи, совершенно не заботясь о создании иллюзии истинных переживаний героя . Классицисты призывали подражать природе, но тут же они замечали, что моделью должна служить не всякая природа, a прекрасная природа. Болезненные и нескладные люди трагическими актерами стать не могли. Декорации были лишь живописным фоном в спектакле. Главнейшим принципом системы классицистской игры было подражание идеальным образцам .

Музыкальный театр XVII в.

АНГЛИЯ. Ренессанс+ средневек. традиции многоголосия+ расцвет искусства мадригалистов в XVI веке + подъем школы верджинелистов на рубеже XVI-XVII веков. В XVII столетии англ. музыка испытала на себе большой перелом, связанный сначала с пуритан. движением , а затем с реставрацией Стюартов . Выдвинулась фигура гениального музыканта - Генри Пёрселла. Создал значительное количество музыкальных произведений, в том числе около 50 работ для музыкального театра, из которых наиболее значительной является опера «Дидона и Эней ».

ИСПАНИЯ. Музыкально-поэтич. формы, театрализуясь, превращались в небольшие спектакли + развитые театр. представления включали в себя бытовую музыку - вильянсикос, испан. танцы . Начало этому было положено еще на рубеже XV и XVI в. Хуаном дель Энсиной в его эклогах и репрезентасьонес. В XVI в. за ним последовалипоэт Лукас Фернандес и драматургХиль Висенте . Фернандес еще в 1510-х годах положил на музыку свои "Диалоги для пения " в виде небольших сценок с мелодиями популярных вильянсикос и с элементами музыкальной декламации под инструментальное сопровождение.

Лопе де Вега и Кальдерон не только вернули музыке ее место в светских представлениях, но и всемерно углубили ее значение. В XVII ст. наряду с крупными образцами драматургии, включавшими музыкальные номера, развивались малые музыкально- театр. жанры, театрал. песни и возникла сарсуэла - новый, развитой и синтетический музыкальнотеатральный жанр . К типу сарсуэлы относится спектакль по пьесе Лопе де Вега "Лес без любви".

Об участии музыки в пьесах Кальдерона (1600-1681) можно судить полнее. Многие из них по существу являются сарсуэлами ("Фалернский сад" (1629) "Празднеством сарсуэлы" с музыкой Хосе Пейро). Создал немало сарсуэл различного содержания - комедийных, мифолог., историко-географ. К числу сарсуэл - пьесу "Пурпур розы" (о Венере и Адонисе), эклогу "Эхо и Нарцисс", "Мост в Монтибле" (из времен Карла Великого) и целый ряд других произведений. Участие музыки в драмат. спектаклях утверждается в XVII в. как черта нац. испан. театра.

К сер. XVII в. участие музыки в спектаклях настолько расширилось, что к некоторым драмат. постановкам привлекались все музыканты Королевской капеллы. Вошло в обычай открывать спектакль вокальным квартетом иногда с сопровождением арфы и виуэлы. Традиц. стали муз. номера в прологе, например нар. песня - сегидилья , муз. интермедии в антрактах, балеты в финалах или фарсах, заключавших спектакль .

ИТАЛИЯ. Жанры: придворный балет, либо музыкально-хореограф. представление с инструмент. вступлением; комедия, комедия-сказка; танцевальное празднество [при дворе], праздник с завтраком, театр. празднество; интермедия; маскерата, комич. маскерата; турнир, сражение на лошадях; триумф; вечернее или ночное карнавал. празднество. Дворцовые танцевальные спектакли этого времени сильно походили друг на друга и имели общие структурные закономерности. Большинство начиналось музык. номерами в виде восхваления монарха (либо иного "хозяина"); в центре празднества было театр. действо, исполнявшееся професс. танцовщиками и певцами. Многие постановки были сделаны в стиле балетов "театрально-аллегор. типа" с участием хора, основанных на традиции придворной интермедии 2ой пол. XVI века. Сюжет : чаще мифолог., сочетался со сценич. и хореограф. движением. Музыка: разделялась на вокальную (сольную и хоровую) и инструментально-танцев. Структура и жанровая окраска спектакля: могла видоизменяться в зависимости от места постановки и своего предназначения. Театрализованные представления устраивались по случаю бракосочетания либо других торжеств.событий (рождение ребенка, коронация, выздоровление вице-короля, прием гостей). Важен был факт украшения праздника, театр. роскоши, развлечения гостей, и лишь создатели спектакля могли задумываться о рождении жанров ис-ва ради самого искусства.

Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века.

К отличительным чертам данного стиля относятся напыщенность, торжественность и парадность. Причем барокко охватывает не только художественное творчество, литературу и живопись, но и образ мышления человека, его существования, а также в какой-то мере и науку.

Произведения данного времени экспрессивны и выразительны, им присуща изощренность форм, создание иллюзорного пространства, а также причудливая игра тени и света.

Эпоха барокко дала жизнь науке. Именно в это время начинают свое развитие биология, анатомия, физика и химия, другие дисциплины. Ранее их изучение жестоко каралось служителями церкви.

Войны, эпидемии различных болезней, таких как чума и оспа, различные привели к тому, что человек чувствовал себя незащищенным и растерянным. Его будущее было неопределенным. Все больше и больше умы охватывали различные суеверия и страхи. В это же время церковь раскалывается на два религиозных лагеря - протестантов и католиков, что также порождает немало склок и баталий.

Все это приводит к новому пониманию Господа как Творца мироздания. Бог рассматривался лишь как создатель насущного, человек же управлял живым и неживым.

Эпоха барокко также характеризуется активной колонизацией - образовываются английские поселения в Старом и Новом Свете.

Архитектура того времени богата колоннадами, изобилием различных украшений на фасадах и в интерьере. Также преобладают многоярусные купола сложной, многоуровневой структуры. К наиболее известным архитекторам того времени относятся Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерна, Николай Султанов.

В живописи этой эпохи преобладают религиозные и мифологические мотивы, а также парадные портреты. Довольно часто на картинах изображалась Мадонна, окруженная ангелами. Наиболее эпохи барокко - Микеланджело Меризи, Иасенто Риго, Питер Пауль Рубенс.

Именно в это время зарождаются такие как опера, фуга. Музыка становится более экспрессивной. Композиторы эпохи барокко - Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Джованни Габриели. Как видно, много выдающихся личностей творило в то время.

Эпоха барокко - одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и литературе, музыке, живописи, архитектуре. Формируются новые взгляды на религию и человека. Возникают новые направления в науке. Несмотря на некую напыщенность, этот период подарил мировой культуре множество памятников культуры, кои высоко ценятся и в наше время. Имена мастеров и деятелей искусства эпохи барокко до сих пор гремят на весь мир.

Закономерным продолжение этого стиля стал рококо, сформировавшийся в первой половине 18 века. Ему удалось сохранить свои позиции вплоть до конца 18 столетия.