Элен и пьер безухов отношения кратко. Сочинение на тему «Пьер Безухов и Элен Курагина»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» главная «мысль народная». Но, наряду с этим, автора волнуют роль семьи в обществе, отношения между супругами и права женщины, природой предназначенной быть женой и матерью. Свои раздумья о тайнах счастья и согласия людей писатель воплощает в образах Пьера Безухова и Элен.

Граф Пётр Кириллович впервые появляется в высшем петербургском обществе в модной гостиной Анны Павловны Шерер. Это неуклюжий толстый молодой человек с огромными красными руками, постоянно нарушающий этикет, не желающий слушать пустые разговоры, не соблюдающий принятый в салоне ритуал, не умеющий сказать что-нибудь приятное. Но его терпят, потому что он богатый наследник и, следовательно, выгодный жених.

Здесь же Пьер впервые встречается с Элен Курагиной, светской «львицей», красавицей. Однако красота её холодная, мраморная, мёртвая, а на теле «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему. На её прекрасном лице всегда «неизменяющаяся улыбка», одинаковая всегда и для всех. По сути, это маска, скрывающая пустоту души и глупость Элен, которая, не имея собственного мнения, во время разговора «оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины».

Воспитанная в семье, где главными критериями были не честь, достоинство и благородство, а стремление к богатству, карьере и почестям любыми средствами, княжна Курагина порочна, хитра, безнравственна и легкомысленна по своей сути. Бесстыдство в достижении своих корыстных целей, развращённость, умственная ограниченность, ложь, фальшь и лицемерие присущи всей курагинской «подлой, бессердечной породе».

Князь Василий Курагин, отец Элен, не сумевший похитить завещание умирающего графа Безухова (отца Пьера), решает завладеть его богатством по-иному - женить наивного, доверчивого и неопытного в житейских делах наследника на своей дочери. «Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер-юнкеры... и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе поехал в Петербург и остановился в его доме», где к новоявленному богачу и графу все были «ласково расположены» и убеждены в его «высоких достоинствах». «Даже люди, прежде бывшими злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими».

Верящий в доброту и искренность человеческих отношений, Пьер попадает в ловко расставленные «сети» князя Василия, почти ежедневно встречаясь сего дочерью, поражаясь её восхитительной красотой, умением держать себя в свете». «Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли».

Л. Н. Толстой подчёркивает, что в семейной жизни главние - не красота жены, умение модно одеваться, выгодно подчёркивая формы своего тела, вести непринуждённый светский разговор, делать визиты и принимать гостей, а духовное единство двух людей, которым суждено прожить вместе всю жизнь. Поэтому Пьер, понимая, что должен сделать предложение Элен, долго размышляет над этим шагом; в нём происходит сложная душевная борьба: нравственное сознание вступает в противоречие с чувственным влечением. Он одновременно мечтает об Элен как о жене и подозревает, что «это нехорошо почему-то». «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, - думал он. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещённое». «и опять он говорил себе... что что-то... противоестественное... нечестное было бы в этом браке». Ум подсказывает графу Безухову, что обманом завлекают к женитьбе, Что с Элен не будет счастлив, так как она эгоистична, бездуховна, занята только своей красотой.

Её мало беспокоят чувства. Поняв выгодность своего брака с графом Безуховым (богат, рассеян, непрактичен, не будет вмешиваться в её дела) она не противится желанию отца выйти замуж за Пьера и играет перед обществом роль влюблённой девушки, на лице которой «сдерживалась сияющая улыбка». А ловкий интриган князь Василий делает всё возможное, чтобы на именинах дочери подчеркнуть её близость с графом. И Пьер это чувствует. «Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно совершиться». «Он никак не мог решиться на... последний шаг» - объясниться в любви, потому что истинного, настоящего чувства у него к Элен не было.»Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», - думал Пьер». Потребовалось вмешательство князя Василия Курагина, чтобы Пьер сказал бесцветные слова «Я вас люблю!»

Не любя Пьера, Элен вскоре становится любовницей Долохова и неверной женой. Привыкший доверять всем, граф Безухов не верит в это. «Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить», - думает Пьер на обеде, где присутствовал и Долохов, цинично признавший свою связь с Элен. Он « с серьёзным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. - За здоровье красивых женщин, Петрушка, и их любовников, - сказал он».

Семейное счастье для Пьера рухнуло. Как человек большой совести, он прежде всего в измене Элен обвиняет себя, что женился на женщине, не любящей его, развратной, пресыщенной вниманием мужчин, равнодушной, не стремящейся стать матерью. «...он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на её воспитание в высшем аристократическом кругу».

Свою грубость и вульгарность Элен проявляет в ссоре с мужем, с презрительной улыбкой смотря на него. Она оскорбляет своим смехом Пьера, называя его «дураком», нагло отрицая свою связь с Долоховым, обвиняя мужа в глупости, неумении вести себя в обществе. У Элен всё заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего «света», то есть можно совершать любую подлость, но так, чтобы об этом вслух не говорили. Расчётливо и спокойно она соглашается расстаться с Пьером, требуя от него «состояние». Наконец-то граф Безухов увидел свою жену в её истинном виде, «он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать». Честная натура Пьера не может выдержать лжи и бесстыдства Элен, в его душе вскипает злоба и ненависть. «- Я тебя убью! - закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестною ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на неё».

Писатель особое внимание уделяет на «внутренний голос»своих героев, подсознательно ведущий их на верную дорогу жизни. Пьер не прислушался к своей совести, не смог подчинить своё поведение «сознанию», отдавшись чувственным влечениям и духовной слепоте, что и приводит его к драматическим переживаниям и трагическим последствиям. В результате он «выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло бо"льшую половину его состояния», и вернулся в Петербург к одинокому образу жизни.

Светское общество, растленное и лицемерное, некогда принимавшее Пьера с распростёртыми объятиями, когда тот был незаконным сыном вельможи и «лучшим женихом Российской империи», отвергло « бестолкового ревнивца, подверженного таким же припадкам бешенства, как и его отец». Зато перед Элен были открыты двери всех петербургских гостиных, почтительно и радушно относились к ней знакомые. «Элен принимала достойное выражение, которое она... усвоила себе. Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить своё несчастие и что её муж есть крест, посланный ей от Бога» и вела распущенный образ жизни, заведя нового любовника - Бориса Друбецкого.

Запутавшись в своих исканиях, разочаровавшись в масонстве, Пьер решает примириться с женой, объясняя своё решение тем, что «не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мной, и должен нести крест свой».

Несколько насмешливо повествует автор «Войны и мира» о дальнейшей судьбе Элен, ставшей законодательницей французского кружка, Наполеоновского союза,приобретя репутацию женщины, столь же умной, сколько и прекрасной». Ничего больше не связывало супругов Безуховых - только общий дом. Пьер, смирившийся с обманом, «усвоил себе в не интересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем», который ждали от него.

Для Л. Н. Толстого главное в человеке - простота, доброта и правда. Этого не было в Элен, погрязшей в распутстве и лицемерии. Когда русский народ встал на защиту Родины, жертвуя на её благо жизнью и мечтая «очистить свою землю от нашествия», графиня Безухова выбирала себе нового мужа. Безнравственная жизнь Элен порождает и её безнравственную смерть, которая очень поразила Пьера: «... такая смерть... без друзей, без утешения».

Главное для писателя в изображении человеческих судеб - это нравственные законы, по которым должна жить семья, муж, жена, дети. У Элен нет никаких моральных норм, единственный закон её жизни - произвол животных желаний и расчётливость; для неё брак - это лишь путь к обогащению; она постоянно изменяет мужу, который поражён грубостью её внутреннего мира. Элен бездушна. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Такая женщина, по мнению Л. Н. Толстого, не имеет права иметь семью.

Пьер же, чистый душой и помыслами, пройдя путь тяжёлых испытаний и поняв, что счастье надо искать в любви и согласии, в конце романа находит покой и умиротворение в семье и детях, женившись на Наташе Ростовой.

Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. Герои его романа-эпопеи “Война и мир”, как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего, к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

Как правило, у Толстого положительные женские образы обладают чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с "большим светом", который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе порочные черты своего класса. Каждый герой - порождение среды, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, то наилучшими представителями этих групп будут соответственно являться Элен и Наташа.

И Наташа, и Элен - женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию. Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “не изменяющуюся улыбку”, “очень открытую грудь и спину” - “античную красоту тела”. Она напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь “глаза – это зеркало души”. Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит. По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы. Если рассказ одного из гостей салона Шерер производил какое-либо впечатление, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Затем она снова переходила к “сияющей улыбке”.

Наташа Ростова красива совсем по-иному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем. У неё слишком большой рот и худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и "светом". Наташа - щедро одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она вовсе не похожа на Элен, Жюли, Шерер.

Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов. Уклад жизни Ростовых, обычаи, традиции - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Постоянно изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может "зареветь, как ребенок", то есть быть естественной и не стесняться этого. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

Общество видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму. Наташа выглядит не красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрей осознаёт красоту вокруг и понимает, что жить стоит. Ему хочется действовать, делать людям добро. Противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман, ненатуральность их отношений. К сожалению, лишь после свадьбы он понимает всю ничтожность и низость этой женщины. Наташа, напротив, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует всем ради людей. Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы.

Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Везде видна ее нежная, естественная душа. Вот она плачет с Соней, только потому, что плачет подруга; вот она искренне радуется, когда видит, что Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она неопытна, зато она постоянно изменяется. Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому жизнь Элен - однообразна и скучна. А у Толстого "спокойствие - душевная подлость". Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное - хочет всем помочь.

Элен не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни. Для неё брак – лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, – наглядное тому подтверждение. Семья и дети не играют в её жизни никакой роли. Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения. Вот Наташа – женщина в прямом смысле слова. Дочь, сестра, жена, мать – вот основные жизненные положения женщины. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Лучше быть “плодовитой самкой”, чем “великосветской львицей”.

Задачи и тесты по теме "Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, глава II, часть третья, том первый)"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

На этой неделе в Британии заканчивается показ нашумевшей телеверсии романа Льва Толстого. «Комсомолка» сравнила английский вариант с классической экранизацией Сергея Бондарчука

Изменить размер текста: A A

Джейн Остин по-русски

Сериал телеканала BBC нам начали показывать на этой неделе. Но большую часть британской «Войны и мира» все желающие уже посмотрели. И, в общем, остались довольны: по крайней мере, бюджет солидный, актеры неплохие, откровенной клюквы очень немного, князя Андрея не заставили танцевать «Калинку-малинку», хотя, медведь присутствует...

Но совершенно очевидно, что сценарист Эндрю Дэвис , ветеран британского телевидения, в свои 79 лет остался верен себе. Последние десятилетия он активно адаптировал для ТВ классические романы (Диккенса , Джордж Элиот, Уильяма Теккерея), а самым известным его проектом был и остается «Гордость и предубеждение» - сериал 1995 года, едва ли не вытеснивший из сознания британцев и британок оригинальный роман Джейн Остин . (Среди самых страстных его поклонниц была, как известно, Бриджет Джонс, десятки раз пересматривавшая сцену, в которой мистер Дарси в исполнении Колина Ферта выходит из воды в мокрой рубашке).

Вот и из «Войны и мира» Дэвис сделал английский роман XIX века, в какие-то моменты - почти ту же Джейн Остин с мокрыми рубашками. Мир влюбленности, интриги, хруст французской булки, - вообще взаимоотношения интересных людей в роскошных интерьерах и Дэвису, и режиссеру Тому Харперу милее, чем война. Еще на стадии рекламных роликов «Войну и мир» представляли почти молодежным сериалом - какие-то выстрелы, черепа, поцелуи и так далее. Конечно, в итоге все оказалось куда более чинно. Но бросается в глаза, что актеры удивительно молоды - особенно если сравнивать c фильмом Бондарчука ...


Конечно, в начале XIX века к возрасту относились иначе - один очень известный продюсер любит вспоминать, что тогда в книгах писали «В комнату вошел 48-летний старик». Конечно, мы все со школы помним: при взгляде на пресловутый зазеленевший дуб Андрей Болконский думает, что «в 31 год жизнь еще не кончена». А тут уж как посмотреть, голубчик-с! Пройдет немного времени, и отец 33-летнего князя безжалостно сообщит ему, что он - «не первой молодости» и вообще слишком слаб здоровьем, чтоб жениться на шестнадцатилетней Наташе Ростовой . Учитывая ужасающий уровень тогдашней медицины, да еще опасную военную карьеру героев, думать о смысле жизни им надо было пораньше - потом могли и не успеть - и это накладывало свои печати на чело. Сегодняшние 30-летние зачастую - все еще мальчишки и девчонки.

И все-таки любопытно сравнить внешность и возраст актеров, игравших в советской и британской версиях.

Безуховым мог стать спортсмен Юрий Власов, а роль Элен ушла от Вии Артмане

«Войну и мир» экранизировали несколько раз - самый первый фильм был снят в 1915 году режиссером Владимиром Гардиным , главные роли сыграли он сам и балерина Вера Каралли. Очень часто за Толстого брались на телевидении: например, та же компания BBC в 1972 году выпустила самую длинную, 20-серийную экранизацию романа, в которой Пьера Безухова сыграл молодой Энтони Хопкинс. А в 2007-м российское, французское и итальянское телевидение продемонстрировало сомнительный во всех отношениях четырехсерийный франко -итальянский сериал.

Но русским, конечно, зрителям известна в первую очередь «Война и мир» Сергея Бондарчука (1965-1967) - каноническая экранизация романа, произведшая фурор не только в СССР , но и на Западе . Там ее раскручивали как «первый в истории фильм, стоивший 100 миллионов долларов» - на самом деле он обошелся в 9,2 миллиона, в сегодняшних ценах это было бы 67 миллионов. «Война и мир» стала первым советским художественным фильмом, получившим «Оскара» в категории «Лучший иноязычный фильм». Длится четырехсерийная картина больше семи часов, и снята с большой торжественностью: Бондарчук экранизировал «Войну и мир» как Священное писание, со всей подобающей серьезностью.

Однако история фильма Бондарчука началась с предыдущей, голливудской экранизации. В Америке картина Кинга Видора вышла в 1956-м и прекрасно вписалась в ряд масштабных дорогих исторических картин (неважно - из истории древнего Рима , библейских времен или жизни викингов), которые были страшно популярны в 50-е и 60-е. В советский прокат ее выпустили в 1959-м. Она была в два раза короче фильма Бондарчука, и единственное, что почти не вызвало у советских киноведов сомнений - юная Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Хвалили также Генри Фонду в роли Пьера. Но в общем и целом все закончилось тем, что в советской прессе появилось письмо деятелей культуры с призывом создать свою «Войну и мир»: американский фильм «не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л. Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа». На должность постановщика рекомендовали Бондарчука - человека солидного и положительного, пусть даже к тому моменту поставившего всего одну картину, «Судьбу человека» по Шолохову .


Министр культуры Екатерина Фурцева прекрасно знала, что это письмо появится (публиковалось-то с ее подачи), и уже прикидывала масштабы предстоящих работ. А сделать надо было очень много. Проблемы у Бондарчука возникали на всех этапах: трудно было найти кавалерию, трудно было снимать в утыканной телевизионными антеннами Москве ... Позже Никита Михалков скажет, что на «Войну и мир» работал весь Советский Союз - это чистая правда, десятки фабрик изготавливали костюмы, декорации, мебель, оружие.

Конечно, доверить в таком фильме ответственные роли Пьера, Андрея, Элен и прочих персонажей каким-то ветреникам было немыслимо. Самое главное - Пьера Безухова Бондарчук хотел играть сам, а ему было за 40 (но Генри Фонда на съемках американского фильма, на который периодически оглядывались, вообще было 50, и это мало кого смущало). Другим кандидатом на роль Пьера был тяжелоатлет Юрий Власов , довольно молодой (на момент съемок ему было 27). Но этот выбор казался уж слишком странным всем - в том числе тренеру Власова, по словам Бондарчука, «отсоветовавшему ему менять профессию». Надо думать, Бондарчук Власова долго не уговаривал.


К слову, Элен Курагину должна была играть Вия Артмане . Но Бондарчук решил снимать свою жену Ирину Скобцеву . Говорят, Артмане он в последнюю секунду сообщил, что она не подходит, а Скобцевой - что других кандидаток просто не нашлось!



Прочитан эпилог, перевернута последняя страница грандиозного романа-эпопеи Л.Н. Толстого « Война и мир», а у меня осталась масса вопросов. А что, если все совсем не так? А если все наоборот? А вдруг наш гениальный автор хотел сказать намного больше, чем нам показалось?

Несмотря на кажущуюся простоту, Л.Н. Толстой никогда не был посредственной личностью. Неотъемлемой частью его жизни были тайны и загадки, он был будто соткан из противоречий. И когда думаешь об этом, на ум невольно приходит гений своего времени Леонардо да Винчи. Двое этих людей, хоть и жили в совершенно разное время, оставили после себя не только ценнейшее культурное наследие, но и очень длинный шлейф тайн, загадок и мифов.

Некоторые картины Леонардо да Винчи в зеркальном отражении несут скрытый смысл. Так добрый старик становится образом дьявола, а демон – милой девушкой. Именно поэтому я позволила себе взглянуть на Войну и мир «в зеркальном отражении». Вдруг и Лев Николаевич воплотил в своем произведении нечто подобное?..

Вначале я решила взглянуть на самого, по моему мнению, неоднозначного персонажа – Элен Курагину. Эта девушка – блестящая петербургская красавица-дворянка. Статная и невозмутимая, она будоражит сознание множества мужчин. Её любят и ею любуются в свете. Но так ли все ярко и блестяще в ее жизни, как кажется на первый взгляд?

В любой характеристике Элен Курагиной звучат такие слова: « под оболочкой красавицы сидит чудовище», «красотой внешней она скрывает уродство души», «глупая кукла, которая всем нравится», « Элен женила на себе Пьера».

Но что можно говорить о душе этой девушки, не пытаясь посмотреть на все ее глазами. Да, она красива, и всегда была такой. И красота стала ее проклятьем, потому что ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где она играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, увеличивая количество русских дворян.

Что касается женитьбы Пьера на Элен, то девушка была вынуждена подчиниться своему отцу и выйти замуж за богатого дворянина и её мнения по этому поводу и правда никто не спрашивал.

Элен с самого детства была инструментом в руках князя Василия. Она знала, что никто не предоставит ей права выбрать мужа, как, например, Марии Болконской. Постоянное давление со стороны родителей и света, частое внимание и понимание неизбежности своей судьбы сделали свое дело. Элен стала жестокой и расчетливой. И мне кажется, что она была совсем не глупой, а просто умело скрывала свой ум, потому что в то время образованные женщины хоть и восхищали, но не ценились. И разве глупый человек мог так умело верховодить высшим обществом и всем нравится?..

После замужества жизнь Элен не сильно изменилась. Пьер, который, казалось, был в нее влюблен, теперь не обращал на нее внимания и занимался лишь поисками своего пути в жизни. Поэтому девушка все свое внимание отдавала свету, где ею восхищались больше прежнего.

Хочу ли я сказать, что Элен была ангелом? Нет, конечно нет. Она была жестокой, себялюбивой, гордой и очень расчетливой. Своими размышлениями я лишь хотела показать, что, может быть, она не так плоха, как мы о ней думаем. И,возможно, мы смогли бы понять мотивы ее поступков. Элен была женщиной, обычной женщиной, того по-своему жестокого времени. И как женщина, она была глубоко несчастна у себя в душе. Она участвовала в своей судьбе как могла, насколько это было позволено. И, может быть, все её плохие и глупые поступки объясняются лишь одним – она хотела быть счастливой, несмотря ни на что.

Одной из самых ярких личностей произведения, бесспорно, является Пьер Безухов. В самом начале книги его образ вызывает усмешку, нежели серьезное отношение: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” Представляя себе этого персонажа, невольно задумываешься, а мог ли он вписаться в то красивое и изящное общество? И вскоре становится понятно, что в этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны.

Но в глазах этого самого света, и в глазах читателей Пьер всегда был и остается милым и добрым человеком. Но, как часто бывает, у таких терпеливых и спокойных людей как Пьер есть свои скелеты в шкафу.

Я прекрасно понимаю, что не существует идеальных людей, и у всех есть свои слабости, но от такого разумного человека как Пьер я не ожидала многих вещей. И первая из них, это его женитьба на Элен. Во всей этой ситуации герой ведёт себя слабохарактерно и совершенно безотказно. Он не смог отказаться от свадьбы, хотя ему этого хотелось. Он пошёл на поводу у князя Василия и был вынужден подчиниться его умело составленному плану. Семья Курагиных для Пьера – личный криптонит, которому он не может сопротивляться. Вспомнить хотя бы случай, когда Пьер поддался уговорам Анатоля Курагина и чуть не расстался с жизнью… Все эти случаи показывают умного и рассудительного Пьера с другой, менее привлекательной стороны.

Всю свою жизнь Пьер Безухов ищет в ней смысл. Судьба приводит его в самые различные места, начиная от масонской ложи и заканчивая организацией декабристов. Его метания сопровождают нас всю книгу, и после каждого значительного события в жизни герой меняется. Взять хотя бы Бородинское сражение. Лично мне не понятно, почему гражданский и совсем далёкий от войны Пьер решился на этот шаг, ведь он считал себя, ни много ни мало, спасителем России. В пылу сражения Пьер ведёт себя совсем не по-геройски – бежит с поля боя, напуганный выстрелами и кровавыми ранами людей. Нет, я ни в коем случае не осуждаю его, просто для меня решение Пьера ехать на войну было неожиданным и лишенным смысла, ведь он всегда был гуманным человеком.

Очередным и, на мой взгляд, самым важным этапом в жизни Пьера был плен. Там он повстречал Платона Каратаева, который смог изменить его взгляды на жизнь. Все тяготы и невзгоды помогли Пьеру приобрести новые душевные качества. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь". Он стал сильнее духом и обрел характер. Пьер даже смог отказать французу, требовавшему от него денег, чего раньше никогда бы не сделал.

Женившись на Наташе Ростовой, герой, казалось бы, обретает полнейшее счастье. В эпилоге мы видим радостную и гармоничную семью. Но так ли всё радужно в их маленьком мире? На деле же Пьер не оставляет свои душевные искания и надолго покидает Наташу и четверых детей, а сам уезжает по делам. Скоро становится понятно, что мятежный дух Пьера сводит его с обществом декабристов. Несмотря на это, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

В конце хочется сказать, что правда не всегда такая, какой мы видим её вначале. И если хочется найти то, что скрыто от многих глаз, смотреть нужно глубже, в саму суть вещей. После исследования персонажей Элен и Пьера я кое-что поняла: плохое не всегда является таковым, а хорошее зачастую не оправдывает наших ожиданий.

Видеть истинную суть вещей не так легко, но не давайте пустить пыль себе в глаза, а смотрите с помощью «зеркала» как «завещали» великие да Винчи и Толстой.