Детские мордовские писатели и их произведения. О писателях мордовии

Книга - величайшее достижение культуры, произведение искус­ства, могучее средство воспитания. Свежо и современно звучат се­годня слова великого русского критика Б.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека». Огромные богатства для формирования личности таятся в детской книге. Сколько нового и интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях труда, о незнакомых городах, о животных наших лесов, об окружающей нас природе. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедли­вости, добра, честности, мужества, сострадания: формировать правильное отношение к людям, к самому себе, поступкам, к труду, к природе. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мордовские писатели – детям

Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. Свежо и современно звучат сегодня слова великого русского критика Б.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека». Огромные богатства для формирования личности таятся в детской книге. Сколько нового и интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях труда, о незнакомых городах, о животных наших лесов, об окружающей нас природе. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формировать правильное отношение к людям, к самому себе, поступкам, к труду, к природе. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Они подчеркивали мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу, «книжное ядро».

Для детей дошкольного возраста это лучшие фольклорные произведения, стихи, сказки А.С. Пушкина, П.II.Ершова, рассказы и сказки К.Д. Ушинского, стихи для маленьких Н.А. Некрасова, М.М. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто и других. В золотой фонд библиотеки для дошкольников вошла проза наших отечественных писателей А.М. Горького, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова и других. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей.

Большое значение в нашей стране придается развитию национальной культуры. Особенно важным делом является издание юношеской и детской литературы на национальных языках.

О быстром развитии нашей мордовской детской литература говорит такой факт, что до войны имелись 5-6 книжек стихов и одна повесть для юных читателей, то сейчас мы имеем десятки книжек стихов, поэм, сказок, рассказов, повестей. Наши мордовские писатели, шлифуя своё мастерство, учась мастерству у русских писателей, в основном черпают темы для своих произведений из окружающей жизни, из героических событий и замечательных дел нашего народа. Их произведения помогают воспитывать детей настоящими патриотами своей Родины. Еще до войны хорошие поэтические произведения для детей создали Ф. Фролов «Тяфтамоль эряфсь», А. Лукьянов «Минёк Вася», И. Кривошеев, А. Чекашкин и другие писатели.

В годы Великой Отечественной войны детская поэзия обогатилась многими новыми произведениями как по теме, так и по содержанию. В этот период были опубликованы поэма Р. Федькина «Ёмла партизан» («Маленький партизан»), поэма В. Чукарова «Якстерь знамя» («Красное знамя»), стихи П. Кириллова, А. Мартынова.

Из поэтических произведений для детей наиболее видное место занимают книжки стихов И. Кривошеева, поэмы С. Вечканова «Дед Богдан», «Василек», «Поэма о сыне» И. Девина.

Для маленьких читателей интересны стихи Ф. Бобылева, П. Машканцева, М. Бебана. Мордовскими поэтами создано немало хороших и разнообразных поэтических сказок. К числу их можно отнести сказки Л. Макулова «0рдаж яксярга лефкс» («Строптивый утенок»), П. Гайни «Душман овто» («Шайтан медведь»), В. Виарда «Старик со старухой и петух».

До войны замечательные рассказы для детей создали Д. Мокшони, Т. Раптанов, Ф. Чесноков, В. Аношкин и др. Об участии детей в Великой Отечественной войне повествуют рассказы А. Шеглова «Герои одного села», В. Коломасова «Два мальчика». Юным читателям полюбились книжки рассказов В. Радина «Наташа ды сонзэ оянзо» («Наташа и ее товарищи») и «Част» («Часы»). Немало удачных рассказов для детей младшего возраста написано мокшанскими писателями Ф. Атяниным и М. Сайниным, а также эрзянской писательницей Т. Тимохиной, переведенные на русский язык, например, «Мои хорошие друзья», «Мамина хитрость», «Андрюшка».

Много интересного и полезного для детей в произведениях Л. Макулова «Кафта ялгат» («Два друга»), «Данилка», «Павазу тунда» («Счастливая весна»), М. Имярекова «Настоящие друзья», «Кто важней», «Помощник» и др.

Особенной популярностью пользуются книги Я. Пинясова, которые написаны как стихами, так и прозой. Большим успехом пользуется книга Я. Пинясова «Живые фонарики», несколько раз изданная в Детгизе в Москве. Эта книга развивает фантазию детей, воспитывает чувства дружбы, осмеивает зазнайство, обман. В 1972 г. в Москве была издана книга Я. Пинясова «Дедушкин полюс». В ней много поучительных и забавных историй, рассказанных ясно и просто. Писателем создано более 60 книг, некоторые из них переведены на многие языки народов России, издавались и за рубежом.

Широко известен в Мордовии и за ее пределами писатель М. Бебан. Он мастер басенного жанра для детей и взрослых. Автор высмеивает недостатки нашего общества, бюрократизм, невежество. Лучшие его басни вошли в поэтический сборники «Моя весна», «Свирель и оса», «Золотой орешек» и другие. Для детей М. Бебан написал повесть «Красные жаворонки». В центре повести шестилетний мальчик Сандр.

Отрадно то, что, знакомя детей с произведениями мордовских писателей, мы можем прочитать многие из них как на мокшанском и эрзянском языках, так и на русском языке.


Мордовская литература своими корнями уходит в дореволюционное прошлое. Ее первые ростки появились во второй половине XVIII века.
Первые книги о языке и быте мордвы, переводы религиозных текстов, первый букварь Авксентия Юртова, материалы экспедиций мордовского просветителя Макара Евсевьева заложили надежную основу мордовской литературы. Так называемая мордовская народная и крестьянская литература, собранная в трудах ученых Х. Паасонена и А.А. Шахматова питали и до сих пор питают своими сокровищами творчество многих авторов.
У истоков традиций мордовской профессиональной литературы находятся прежде всего произведения полупрофессиональных литераторов - воспоминания, жизнеописания Р.Ф. Учаева, В.С. Саюшкина, И.А. Цыбина, различного рода «истории» Т.Е. Завражнова и С.А. Ларионова, поэмы сказового типа И.Т. Зорина, дошедшие до современности благодаря научным усилиям русского академика А.А. Шахматова и финского фольклориста Хейкки Паасонена.
Судьбы мордовских русскоязычных писателей конца XIX - начала XX в., вернее, судьбы книг, в которые вложены их думы и чувства, складывались по-разному. Наследие одних, как, например, Захара Дорофеева, Дмитрия Морского и Алексея Дорогойченко, давно уже прочно вошло в активный фонд мордовской национальной литературы. Произведения других, как это случилось с наследием Степана Аникина, признание в литературе родного народа получили лишь сравнительно недавно. Книги третьих, в свое время привлекших внимание и сочувствие современников и составивших передовую часть российской демократической литературы, полосу забвения начинают преодолевать только сейчас, в конце XX века.
На ход литературной консолидации мордовского народа отрицательное воздействие оказали и внелитературные факторы - вынужденные миграционные процессы, политические репрессии 30 -50-х годов. Репрессиям были подвергнуты лучшие мордовские писатели. В застенках сталинских лагерей погибли Ф.М. Чесноков, А.И. Завалишин, С.И. Салдин, поэт В.П. Рябов и его брат профессор-филолог А.П. Рябов, почти по 20 лет провели в ссылках и тюрьмах Я.Я. Кулдуркаев, П.И. Левчаев, В.И. Виард.
Тридцатые годы были пиком нашей мордовской литературы. Именно в эти годы проявили свой яркий талант Федор Чесноков, Яков Кулдуркаев, написал свой первый роман «Раужо палмань» Андрей Куторкин. Слово, эрзянское и мокшанское, заиграло в произведениях активно вошедших в литературу Тимофея Раптанова, Алексея Рогожина, Михаила Безбородова.
Как лучшие достижения национальной классики того периода в активный фонд мордовской литературы прочно вошли созданная по фольклорным мотивам поэма-сказка «Эрьмезь» Я.Я. Кулдуркаева, стихотворный роман о крестьянском движении мордвы XVIII в. «Ламзурь» А.Д. Куторкина, драма об участии мордвы и других народов Поволжья в антикрепостническом восстании под руководством Степана Разина «Литова» П.С. Кириллова, неоконченная поэтиче¬ская трилогия о тяжкой доле женщины-мордовки, втянутой в водоворот трех революций, «Три песни, или Три века» М.И. Безбородова (были завершены две части - поэмы «Сказка-быль» и «За волю»). В русле национально-возрожденче¬ского направления были созданы и поныне недооцененные, к сожалению, документально-художественные очерки М.И. Зевакина «Терюшевское восстание» и «Кузьма Алексеев».
В 1934 году, вскоре после создания Союза писателей СССР, был создан Союз писателей Мордовии. Организация литературного процесса со стороны Союза с самого начала мыслилась не как командование, а как право учить друг друга, взаимно делиться опытом. Ломка старого, созидание нового в те годы стояли на повестке дня, и организация творческого Союза писателей была яркой иллюстрацией времени. Союз поддерживал начинающих, поднимал авторитет писателя в обществе, обращая внимание власти на условия творческого труда и быта писателей. Писатели призваны были активно участвовать в духовном становлении нашего общества созданием художественных произведений, отражающих социалистическую действительность, своей жизненной позицией.
Существует мнение, что мордовская советская литература на всем протяжении своего развития была литературой социалистического реализма. В действительности же критический реализм в ней был, и по-своему он довольно отчетливо проявился, например, в рассказах о тяжелом положении мордовской сельской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны, в частности в прозе Ф.М. Чеснокова (рассказ «Старый учитель»). О драматической судьбе крестьянства, вынужденного покидать родные земли, писал в своих рассказах «Митрей», «Очистились» и «По верному пути» А.И. Мокшони (Кочетков), трагизм братоубийственной Гражданской войны реалистически отражен в драме Ф.М. Чеснокова «Два пути», в пьесах К.С. Петровой «В летнюю ночь» и «Темная сила», в повести «Первый урок» П.С. Кириллова, события времен коллективизации оригинальное решение получили в первом варианте романа В.М. Коломасова «Лавгинов» (1940).
Довоенная редакция романа «Лавгинов» - это единственное произведение мордовской советской литературы, в котором реализм как таковой оказался несовместимым с тем, что было принято называть «социалистическим реализмом». Главного героя романа - умного острослова, человека, мечтающего жить «по правде», крестьянина Яхима Лавгинова читатель застает на страницах произведения уже вполне сформировавшимся взрослым человеком. Средствами сатиры и юмора, доходящими иногда до откровенного сарказма (сцены чтения Лавгиновым лекции о международном положении России и дисциплине труда, надувания лягушек через соломинку и др.), В. Коломасов по-своему завуалировал народное отношение к правде нового социалистического строя с его «радостным совместным трудом». Завуалированный смысл скрыт и в фамилии главного героя - Лавгинов, т. е. человек, несущий вздор и несуразицу. В условиях коллективизации герой писателя не находит своего места в общем строю, покидает родную деревню, уезжает в поисках лучшей доли в хлебный город Ташкент. Не сумев и там осуществить свои мечты, Лавгинов возвращается восвояси, постепенно превращаясь в пьяницу и лежебоку, и в конце концов почти полностью деградирует. Такое изображение «нового, советского человека» критикой было воспринято в штыки, и в результате роман оказался в ряду запрещенных и подлежащих изъятию. Под давлением резкой критики роман был автором переработан, и в издании 1958 года Яхим Лавгинов при активной помощи секретаря парторганизации, образа которого не было в первом издании романа, исправился, перевоспитавшись настолько, что в конце второй редакции романа он с гордо поднятой головой уходит воевать на фронт начавшейся Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война подвергла тяжелейшим испытаниям все стороны человече¬ского бытия. Ни в какой другой войне не было проявлено такого единодушия и массового патриотизма, такого мужества и упорства с врагом, как в Великой Отечествен-ной войне.
С первых дней Великой Отечественной войны мордовские писатели, как и их собратья по перу других национальностей, горячо откликнулись на события, вызванные вероломным вторжением фашистов в любимое Отечество. В строй сражающихся встали мордовские писатели А. Лукьянов, С. Вечканов, П. Кириллов, А. Моро, П. Гайни, В. Радин, И. Чигодайкин, Е. Пятаев, Я. Пинясов, А. Щеглов, И. Девин, И. Чумаков, К. Абрамов, Ф. Андрианов, М. Петров, В. Радин, П. Любаев и другие. Многие из писателей отдали жизнь во имя Родины: С. Родькин, А. Рогожин, Ф. Дурнов, П. Батаев, В. Водясов, Н. Филиппов, А. Зиньков, П. Кономанин.
В те годы хрестоматийной стала героическая баллада «Гайкстак, бандура!» («Звени, бандура!») А. Щеглова, где эмоционально, с глубокой проникновенностью воспевается беспримерный подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, вставших на защиту столицы нашей Родины Москвы.
Особая тональность присуща произведениям поэта-фронтовика П. Кириллова. Все его стихи отличаются яркостью, эмоциональной насыщенностью, богатством и музыкальностью языка. Автор доходчиво, убедительно показал духовный мир наших соотечественников, всенародную веру в победу.
Искренним патриотическим чувством проникнуты стихотворения военных лет И. Кривошеева, вошедшие в сборники «Голос народа» и «Мой путь», М. Бебана «Был бы я птицей», «Герою Сталинграда», А. Мартынова «Мой товарищ», «В саду», «Эрзянский молодец», А. Мо¬ро «Русь», «Бухарест», С. Вечканова «Человек-герой», «Отец», «Смерть шофера», И. Девина «Мать солдата», «Сад», «Письмо укра¬инке» и других авторов.
В республиканской периодической печати с призывным пафо¬сом прозвучали публицистиче¬ские статьи Н. Филиппова, Д. Учаева, Т. Якушкина, К. Самаркина и других. Лейтмотивом их произведений стала тема защиты Родины. Публицисты стремились помочь быстрее мобилизовать все силы и энергию на разгром врага, на защиту любимой Отчизны, раскрывали человеконенавистническую идеологию фашизма, вселяли в людей веру в победу. Они писали страстно, эмоционально, образным языком.
В первое послевоенное десятилетие мордовская писательская организация пополнилась новым отрядом молодых литераторов: И. Кишняков, А. Малькин, С. Ларионов, М. Сайгин, Т. Якушкин и многие другие. Заметно окрепли мордовская литературная критика и лите-ратуроведение. Составлен первый библиографический справочник о национальных писателях, издан «Очерк истории мордовской советской литературы», выпущены значительные работы по проблемам мордовской литературы В.В. Горбуновым, Н.И. Черапкиным, Б.Е. Кирюшкиным, И.Д. Ворониным. Мордовскими литературоведами были подготовлены учебники, хрестоматии и программы по национальной литературе для средних школ и педучилищ республики.
Появился ряд произведений, ставших достоянием всесоюзного читателя. На русском языке в Москве выходят сборники «Поэты Мордовии», «Стихи» П. Кириллова и многие другие. В Будапеште вышла «Антология советской поэзии», куда вошли стихотворения А. Моро, Ф. Беззубовой, Н. Эркая.
Качественно и количественно выросла мордовская поэзия. В центре внимания поэтов - злободневные вопросы современной жизни, образ воина-освободителя, органическое слияние военных событий с темой мирного труда. Образ воина-победителя в стихотворе-нии «Прощание с полковым знаменем» И. Девина выражает благородное нетерпение сменить оружие воина на орудие мирного труда.
Этим же настроением проникнуты стихи поэтов-фронтовиков И. Шумилкина, И. Чигодайкина, А. Малькина, П. Любаева.
Широкое художественное отображение во многих стихах мор¬довских поэтов находит тема возвращения солдата к мирной жизни, участия его в мирном созидательном труде. Эта тематика по¬лучила глубокую разработку в стихах И. Кривошеева «Комбайнер», М. Бебана «Полевод», С. Вечканова «Знамя бригады», «Учитель», Ф. Атянина «Пахарь», Н. Эркая «Колхозный конюх», А. Малькина «Учительница», С. Платонова «Яблоня», Е. Пятаева «Хлеба высокие» и других.
В 1954 г. выходит роман И. Антонова «В семье единой», в сюжетную основу которого легли события Великой Отечественной войны, подвиг народов нашей страны на фронте и в тылу. Популяр¬ными стали его же очерки, опубликованные в журналах «Дружба народов», «Наш современник», в «Литературной газете». В 1953 г. в серии массовой библиотеки «Огонька» выпущена книга очерков И. Антонова «Разлив на Алатырь-реке» тиражом в 500 тысяч экзем¬пляров.
Выходит роман А. Лукьянова «Валдо ки» («Светлый путь»). Главной идейно-художественной задачей автора было стремление отразить важный этап в жизни послевоенной мордовской деревни, раскрыть внутренний мир людей, сполна испивших горькую чашу как на фронте, так и в тылу.
Значительным событием в культурной жизни Мордовии стал выход в 1953 году романа Т. Кирдяшкина «Широкая Мокша», где воссоздаются события, отражающие борьбу мордовского народа за социальное и национальное освобождение в конце ХIХ - начале XX в.
В идейно-художественном отношении удачна психологическая драма П.С. Кириллова «Свет над дальним углом», изображающая события, связанные со строительством электростанции. Драматический конфликт пьесы отражает острую проблему и сложные ситуации во взаимоотношениях людей послевоенной колхозной деревни, когда необходимо было заново восстанавливать хозяйство, а вместе с тем и менять психологию людей, на которых трудности военного времени наложили свой отпечаток.
В ряде городов страны на сценах ставились драмы Г.Я. Меркушкина «Во имя народа», «На рассвете». Эти пьесы в 1957 г. изданы отдельной книгой.
Говоря в целом о пути развития мордовской литературы первого послевоенного десятилетия, следует отметить углубление в ней отображения жизни и борьбы народа, расширение и обогащение художественных форм, стилей и жанров. Несмотря на некоторые недостатки, она в основном правдиво отражала важнейшие процессы нашей действительности, нацеливая читателей на скорейшее восстановление разрушенного войной народного хозяйства.
Современная мордовская литература преемственно продолжает литературу предшествующих лет и в то же время отличается от нее многими существенными чертами: постановкой масштабных проблем, жанровым многообразием, появлением многочисленных романов, поэтических произведений крупного плана, ростом критики и литературоведения. Усилился исследовательский, аналитический характер литературы. Ощущается стремление писателей к овладению методами психологического анализа, философскому осмыслению явлений действительности, решению морально-эстетических проблем, углублению лиризма, раскрытию внутреннего мира героев. Расширяется география изображаемых событий. Эти качественные изменения, отмеченные на XIV съезде писателей Мордовии (1999), свидетельствуют о том, что литература уверенно идет вперед в своем развитии.
С большим интересом встречены читателями исторические романы К. Абрамова «Пургаз», «Олячинть кисэ («За волю»), А. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»), «Кузьма Алексеев», удостоенный главной литературной премии Финского общества М.А. Кастрена.
Значительную лепту в развитие мордов¬ской романистики внесли и известные прозаики республики С. Ларионов («Хрусталень пайкт» - «Хрустальные колокола»), Т. Якушкин («Лысая гора»), А. Мартынов («Розень кши» - «Ржаной хлеб»), А. Щеглов («Кавксть чачозь» - «Дважды рожденный»), И. Девин («Нар¬дише» - «Трава-мурава»), А. Моро («Степан Эрьзя»), М. Сайгин («Давол» - «Ураган») и другие.
В значительной степени определяющей в целом состояние современной мордовской прозы сегодня является повесть. В дальнейшую разработку жанра значительный вклад внес мордов¬ский прозаик Г. Пинясов, отличительной особенностью произведений которого является органическое сочетание лиризма с публицистичностью, основательными аналитическими началами («Пси киза» - «Жаркое лето», «Ветецесь» -«Пятый», «Мекольцесь Каргужеста» - «Последний из Каргушей»).
В современной мордовской прозе большое место начинает занимать лирико-философская повесть. К такой жанровой разновидности повести в своем творчестве обращались А. Тяпаев, А. Щеглов, Н. Эркай, В. Мишанина, С. Ларионов и другие.
Лиризм характерен также для многих рассказов и таких писателей, как И. Девин, Н. Эркай, М. Бебан, А. Куторкин, А. Малькин, В. Радин, Г. Пинясов, А. Соболевский, В. Мишанина и другие.
Многие писатели посвящают свое творчество детям - Я. Пинясов, Е. Терешкина, И. Девин, П. Левчаев, Ф. Андрианов, М. Петров, А. Тяпаев, Н. Мирская, Н. Голенков, В. Ивенин, А. Ежов, Т. Баргова и др. Их рассказы и стихи воспитывают в подрастающем поколении высокие моральные качества, учат доброте, трудолюбию.
Народный поэт Мордовии И. Девин как зрелый мастер сложился в послевоенные годы. Это художник большого внутреннего горения. Его лирика - «Кода парцень пандомс» («Как отблагодарить тебя»), «Земля моя» - открывает новые грани в нашей сложной, многогранной жизни, движениях человеческой души, говорит о том, что сейчас волнует людей, окрыляет их.
Талантливый поэт А. Малькин до конца своих дней оставался верен девизу открывать неизведанное в поэзии. Многочисленные находки музыкальных и зрительных образов А. Малькин подчинял раскрытию тем и мотивов современности, передаче больших мыслей и чувств.
Многоцветие поэтических красок озаряет поэзию С. Кинякина. На его счету 11 поэтических сборников, вышедших за 30 плодотворных творческих лет (с 1967 по 1997 г.).
С интересом встречены читателем сборники А. Доронина «Чачома енкс» («Родная сторона»), «Од порань валдо» («Свет юности»), «Велев кись юты седейгам» («Дорога в село - через сердце мое»). Естественность чувства, задушевность, свежесть поэтических образов - отличительная особенность поэзии эрзянского поэта.
Художественному отображению злободневных проблем современности посвятили стихи многие поэты: Е. Тимошкин, П. Бардин, И. Кудашкин, В. Юшкин, В. Егоров, А. Громыхин, К. Тангалычев, П. Любаев, А. Норкин, В. Волков, П. Черняев, В. Гадаев, Д. Надькин, И. Шумилкин, А. Арапов, Н. Ишуткин, В. Нестеров, В. Демин, Р. Кемайкина, В. Лобанов.
Ярким явлением последних десятилетий стала поэзия Александра Арапова, Анны и Константина Смородиных, Маризь Кемаль, Николая Ишуткина, Марии Малькиной, Полины Алешиной, Натальи Рузанкиной, Василия Федосеева.
Их творчество объединяет проникновение в духовный мир человека и вместе с тем каждый поэт неповторим и ярок своими особыми красками. В стихах А. Арапова особенно выразительно звучит тревожная нота о будущем страны, о судьбах живущих в ней людей.
Василия Федосеева, захваченного любовью, не покидает боль Чернобыля. Стихи Константина Смородина отличает внутренняя музыкальность, композиторы Мордовии нередко обращаются к его творчеству.
На новую ступень своего развития в 70 - 80-е годы поднимается мордовская драматургия, популярность которой прежде всего связана с именами Г. Меркушкина «Дорогой жизни», «На рассвете», И. Антонова «В добрый путь», К. Абрамова «Новоселье», «Золотые зори», В. Коломасова «Свадьба в Каракужах». Опубликовано несколь¬ко многоактных пьес: В. Пурьгине (В. Горбунова) «Валскесь кирвайсь» («Заря занялась»), С. Фетисова «Осенние звезды», П. Черняева и Н. Учватова «Кафта свадьбат» («Две свадьбы»), А. Терешкина «В то жаркое лето», Н. Тремаскина «Вирьса аф сетьме» («В лесу не тихо»), «Велеста саф стирьхть» («Девушки, приехавшие из села») и другие. В них повествуется об историческом прошлом народа, Граждан¬ской вой¬не, мирном строительстве в годы пятилеток, борьбе нашего народа против немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны.
Различные проблемы нравственности нашли глубокую разработку в произведениях К. Абрамова «От себя никуда не уйдешь», «У каждого своя болезнь», «Гость издалека», Г. Меркушкина «Дорогой жизни», «Голубое сияние», А. Щеглова «Осторожно: плохой человек», А. Пудина «Шава кудса ломатть» («В пустом доме люди») и других. С большим успехом идут на сцене национального театра пьесы В. Мишаниной «Кда орта лангса суви пине» («Если у ворот воет собака»), «Тят шава, тят сала» («Не убей, не укради»).
Огромный вклад в формирование в Мордовии литературоведения как науки внесли В. Горбунов, Н. Черапкин, А. Маскаев, Л. Кавтаськин, В. Пешонова, Б. Кирюшкин, И. Инжеватов и др.
В последние годы в нашей республике выросло значительное число литературно одаренных молодых людей. Об этом свидетельствуют их успехи: книги, выпущенные всеми возможными способами (за свой счет, с помощью спонсоров), а также награды, полученные за отдельные произведения. Имена Натальи Рузанкиной, Данилы Гурьянова, Александра Бажанова (Санди Саба), Сергея Фомина, Александра Баталова, Олега Коршунова, Жанны Тундавиной и других давно известны любителям и ценителям литературы в нашей республике. А некоторых, как, например, Д. Гурьянова, лауреата Всероссийского конкурса драматургов «Долг. Честь. Достоинство», публикуют в Москве.
Большинство из новых имен воспитанники Союза молодых литераторов г. Саранска, плодотворно и активно функционирующего в республике с 1996 года. Интерес вызывает творчество молодых эрзянских и мокшанских авторов: Дмитрия Таганова, Юрия Пальтина, Александра Захарова, Людмилы Рябовой, Марины Слугиной, Ольги Сусоревой, Татьяны Мокшановой, Марии Ереминой, Федора Матюшкина, Владимира Попова, Петра Кирдяшкина, Оксаны Ошкиной, Марины Окиной, Татьяны Милкиной и других. Приятно осознавать, что у Союза писателей Мордовии подрастают творческие наследники и история его будет продолжаться.

По материалам книги «Писатели Мордовии. Биографический справочник». Составители Е.М.Голубчик, Т.С.Баргова (Саранск, 2004 год).

ПРЕДСЕДАТЕЛИ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ МОРДОВИИ:

Нуянзин К.Г. (1934 - 1936)
Дорогойченко Алексей Яковлевич (1937 - 1938)
Куторкин Андрей Дмитриевич (1945 - 1954)
Воронин Иван Дмитриевич (1951 - 1960)
Вечканов Серафим Емельянович (1960 - 1964)
Мартынов Александр Константинович (1964 - 1971)
Девин Илья Максимович (1971 - 1984)
Калинкин Иван Алексеевич (1984 - 2000)
Доронин Александр Макарович (2000 - по настоящее время)

НАРОДНЫЕ ПИСАТЕЛИ

Пинясов Яков Максимович, Куторкин Андрей Дмитриевич, Радаев Василий Кузьмич, Абрамов Кузьма Григорьевич, Сайгин Михаил Лукьянович, Андрианов Федор Константинович, Петров Михаил Трофимович.

НАРОДНЫЕ ПОЭТЫ

Девин Илья Максимович, Калинкин Иван Алексеевич

п»ї

Для каждого, кто хотя бы вскользь познакомится с его творчеством, будет очевидно, что Владимир Нестеров - поэт своей страны, Родины, державы. Он - мастер патриотических од, лиро-эпических поэм, стихотворений, посвященных важным проблемам современной жизни. Творческий пусть, который прошел поэт Владимир Нестеров, биография (с фото) еще подробно не описывались.

Владимир Нестеров - певец народный

Каждому русскому человеку знакомы имена А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, А. А. Блока. Это великие поэты, давшие свой голос простому народу. С А. С. Пушкина началось развитие русского литературного языка. Н. А. Некрасов и Сергей Есенин внесли в нашу литературу тему крестьянства и жизни бедняков, в музыкальных стихах А. А. Блока слышится величие и мужество многонациональной России, топот скифских коней, игра татарской крови.

У таких поэтов есть определенный талант, есть самобытность, есть личность. Их творчество не так многогранно, как произведения великих гениев, их голос звучит тише и проще, но, несмотря на это, именно такие стихолюбы - поэты второго порядка, всегда имели и имеют важнейшее влияние на умы молодого поколения современников. Люди, для которых поэзия является не искусством в общепринятом смысле этого слова, а способом донести до других какую-то истину, рассказать о важном событии, используя ритмику и рифму. К таким поэтам второго порядка можно отнести, например, Демьяна Бедного, Николая Петровича Огарева, и других. К таким авторам относится и современный мордовский поэт Владимир Нестеров. Биография этого литератора еще не была полно описана, потому стоит остановиться на ней подробней.

Молодые годы Владимира Нестерова

Служба в армии, будни студента, кропотливая, но творческая работа журналиста - все это познал поэт Владимир Нестеров. Биография и творчество этого автора тесно переплетены. Кажется, что на любое значительное общественное событие поэт откликается стихотворением.

Владимир Нестеров появился на свет 7 октября 1960 г. в селе Анаево на территории Республики Мордовия.

Уже со школьной скамьи проявился в будущем поэте интерес к государственным проблемам, устройству общества и месту России в мировом пространстве. Стихотворения юного патриота публиковали в газетах «Молодой ленинец», «Свет октября», «Мокша».

После школы Владимир Нестеров твердо решил стать журналистом и поступил в Мордовский государственный университет на факультет филологии, который с успехом окончил в 1987 г. Так начал свой жизненный путь Владимир Нестеров. Биография (с фото времен детства и юности) этого литератора почти не освещена в журналах, но можно надеяться, что со временем читатель будет иметь возможность узнать больше об этом необычном поэте.

Зрелые годы и начало трудовой деятельности поэта

В 1988 г. вышел первый поэтический сборник В. И. Нестерова «Соткс» (рус. «Связь»). А в 1992 г. были опубликованы две книги: «Вачашить колга» («О голоде») и сборник «Духовная жажда», и уже через год, в 1993 г., мордовский поэт Владимир Нестеров вошел в Союз писателей России.

В 1990-х годах поэт некоторое время работал руководителем национального театра в Мордовии и старался поддерживать народных дух в обществе, внушать людям веру в будущее, несмотря ни на что. Об этом периоде он отзывается как о «голодном».

В настоящее время поэт проживает в г. Саранске в Мордовии. Он ведет активную общественную деятельность, участвует в Съездах писателей России, посещает патриотические мероприятия в школах, с интересом выступает на литературных вечерах и встречах.

Награды и признание

Поэт Владимир Нестеров широко известен в родной Мордовии. Он регулярно принимает участие в поэтических конкурсах, не раз становился их призером и лауреатом.

Поэт награжден Литературной премией главы Республики Мордовия, является призером региональных конкурсов «Зеркало нации» и «Рождественская звезда», участником фестиваля финно-угорской прессы.

В феврале 2017 г. прошел творческий вечер, гостем которого стал поэт Владимир Нестеров (фото есть в статье). На нем присутствовали молодые литераторы и деятели культуры Саранска. Лозунг встречи гласил: «Мы все - россияне!», что подчеркивает интернациональный дух и гражданскую позицию поэта.

В марте 2017 г. Н. И. Нестеров победил в региональном конкурсе в номинации «Живи, Мордовия моя!».

Владимир Нестеров - журналист и переводчик

В настоящее время Владимир Нестеров работает обозревателем в газете «Мокшень правда». Он никогда не скрывал и не скрывает свою общественно-политическую позицию - и это заслуживает уважения. Действительно, поэзия В. И. Нестерова достаточно специфична, она может нравиться или не нравиться, но нельзя отказать поэту в таких личностных чертах, как гражданственность, верность слову и твердость. Он никогда не изменял себе - а это качество, которое присуще далеко не каждому. «Мы единая российская нация, - считает В.И. Нестеров, - граждане огромной великой России, а потом уже мордва, русские, татары, дагестанцы, большие и малые народы».

Будучи в первую очередь гражданином, В. И. Нестеров считает чрезвычайно важным подчеркнуть свою принадлежность к великой многонациональной культуре, которой и является культура России. Потому поэт пишет как на русском, на и на (мокша). Более того, он является переводчиком на свой родной мордовский язык Библии для детей и некоторых православных литургий.

Патриотическая лирика В. И. Нестерова

Биография и творчество Владимира Нестерова пронизаны образом могущественной и державной России. Россия в его стихах - не абстрактная родина, а империя, от которой зависит не только внутренняя стабильность, но и благополучное и мирное существование всех народов на земле. В. И. Нестеров искренне верит в высокое признание России, в ее богоизбранность и самобытность.

Поэт признается, что его вдохновляют такие литераторы, как С. Кинякин, И. Девин, Г. Пинясов.

Поэт старается откликаться на каждое значительное событие в России. Так, например, шествию «Бессмертный полк» В. И. Нестеров посвятил произведение, в котором призвал молодое поколение быть «достойным» подвига предков:

Чтоб полк Бессмертных был за нас покоен,

Как и за славу Родины своей!

Пейзажная и народная лирика В. И. Нестерова

В творчестве В. И. Нестерова можно выделить несколько основных тем: большая и малая Родина, красота природы, прошлое и будущее России, философские вопросы о жизненном призвании человека и его роли в мире.

Большое количество произведений поэта посвящено красоте его родной Мордовии. В призывном стихотворении «Живи, Мордовия!» В. И. Нестеров признается в своей любви к родному краю, говорит, что ему «нет счастья» в «чужих краях». Текст этого стихотворения положен на музыку и стал широко известен жителям Саранска.

Нужно сказать, что поэт всегда резко отрицательно отзывался о восхвалении жизни на Западе, на чужбине. В своих стихотворениях о природе, как и в патриотической лирике, В. И. Нестеров остается верным себе - он в первую очередь остается гражданином.

Еще одной отличительной чертой поэзии В. И. Нестерова является то, что он никогда, даже в юношеские годы, не писал о любви. Поэт считает, что любовь к женщине недостойна того, чтобы быть описанной в высокой поэзии. Однако тема любви в стихотворениях В. И. Нестерова все же присутствует. Это светлое чувство к Отчизне:

Любовь, как вешняя вода,

Растопит в сердце зной:

Я счастлив жить

с тобой всегда

Единою судьбой!

Пишет В.И. Нестеров о Мордовии.

Религиозная поэзия Владимира Нестерова

Мордовский поэт является глубоко верующим человеком. Он ходит на службы в православные храмы, отмечает христианские праздники. В. И. Нестеров уверен, что православное воспитание должно статье неотъемлемой частью светского образования.

Многие стихотворения Владимира Нестерова отражают его религиозность и искренность веры. Например, в произведении «Храни, Господь» поэт просит:

Храни, Господь, меня, храни:

Храни во мне Живое слово.

В этих строках чувствуется молитва, хвала Богу, вера в Его могущество и просьба поэта уберечь его от неправедных поступков, сохранить свой стихотворный талант - «живое слово». Но такое сугубо личное обращение к Богу уже в следующей строфе приобретает любимый поэтом мотив родины:

Храни, Господь, для нас Россию:

Её особый - трудный путь.

Поэт сочетает личное и общее, просьбу к Богу помочь поэту сберечь свой талант и мольбу о благополучии родной страны.

Заключение

Мордовский поэт Владимир Нестеров соединяет в своем творчестве личное и общее, описывает вопросы, касающиеся индивидуальной жизни, и проблемы, заставляющие задуматься о Родине и пути своего народа. И пусть его стихи далеки от гениальных, но зато они искренни, чисты и близки многим.

9 марта свой 75-летний юбилей отметил мордовский писатель, член Союза писателей СССР и России, автор многих книг Владимир Николаевич Корчеганов. Товарищи по перу про Владимира Николаевича пишут, что есть поэты, чьё творчество вроде бы не очень заметно, не претендует на то, чтобы говорить о нём как об исключительном художественно-эстетическом явлении, однако без них трудно представить поэтический небосклон литературы. В современной мордовской литературе такой личностью, давно и надолго утвердившей в ней своё имя, является мордовский писатель Владимир Корчеганов.

Владимир Николаевич родился в 1941 году в деревне Садовка Ковылкинского района Мордовской АССР. После окончания в 1969 году Ежовской средней школы работал литейщиком, газовщиком, оператором на Саранском заводе «Электровыпрямитель». Заочно учился на юридическом факультете Казанского государственного университета, окончил Всесоюзный заочный Высший лекторий журналистики в г. Москва. С 1968 года — сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института источников света им. А. И. Лодыгина. Литературной деятельностью начал заниматься в 50-е годы, первое стихотворение напечатано в Ковылкинской районной газете «Ленинский путь» в 1959 году. После много публиковался в республиканских газетах и журналах. Первыми литературными наставниками молодого поэта были известные мордовские писатели и поэты — Яков Пинясов, Максим Бебан, Фёдор Атянин, Александр Малькин. Они заметили незаурядный художественный дар молодого автора и благословили его. Поэт издал на мокшанском языке книги «Судьбань тяште» («Звезда счастья»), «Луганязе-лаймонязе» («Луг-лужок», 1977), «Ожука, монць» («Погоди, я сам»,1980), в переводе А.Громыхина и А.Терентьева на русский язык изданы книги «Друг мой солнышко» (1984), «Штрафной удар» (1988), «Весна» (М.: Детская литература, 1986), «Волшебный мешок» (1995), «Свет негасимый» (1998), «Теплота души» (2000), «Солнечный котёнок» (2001). В 2006 году издана книга избранных произведений «Судьбы людские», куда вошли стихи и проза на мокшанском языке, стихи в переводах на русский язык А.Громыхина, С. Макарова, И. Деордиева, С.Скаченкова, на эрзянский язык – И.Ишуткина, А.Арапова, И.Калинкина, М.Втулкина.

Поэт активно участвует в смотрах-конкурсах художественного творчества своего народа. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Мордовия», он лауреат Всероссийского фестиваля народного творчества. За большой вклад в дело развития литературы Владимир Корчеганов награжден Почетной грамотой правления Союза писателей России.

В 2005 году он избран действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина.

На его стихи написаны многие песни. Песни для детей на слова поэта написала известный композитор Мордовии Нина Кошелева.

Владимир Николаевич Корчеганов – ветеран труда, профессор, член Союза писателей России.

В свою очередь от редакции «Финно-угорская газета» поздравляем юбиляра со знаменательной датой. Желаем Владимиру Николаеву крепкого здоровья и творческих успехов.

Инна Астайкина, «Финно-угорская газета».

Он известен читателю как поэт, прозаик и драматург. Батрачил, был учеником сапожника, грузчиком. Прошел все лихолетье военных лет, вернулся с войны в 1944 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и литературы в Москве, в Институте театрального искусства.

Потом вернулся в Саранск, начал писать. Значительную часть своих произведений писатель написал для детей. Первый сборник «Мази пинге» («Прекрасное время») вышел в 1954 году. Потом на русском и мордовском (мокша) языках вышли книги «Сельведь-богатырь», «Тунда» («Весна»), «Чудо над Мокшей», «Ласточка», «Серебряное озеро», «Поступок Нади», «Гимназист» и другие. Многие его произведения поставлены на сцене музыкально-драматического театра.

«Серебряное озеро» - так назвал писатель свою самую известную книгу по ее одному рассказу. В ней помещены рассказы, сказки, легенды, повести. Особый интерес вызывают сказки «Дочь пастуха и «Слеза-богатырь». Их герои наделены необыкновенными качествами: красотой, смелостью, богатырской силой. Часто им приходят на помощь волшебные силы и вознаграждают героев за смелость и высокие моральные качества.

Ф. Атянин любил произведения, созданные самим народом, собирал лучшие из них. Услышанные легенды, сказки, предания, рассказы писатель пропускал через свое сердце, впитывал их, переиначивал и через свои произведения доводил до своих юных читателей и слушателей.

Самый главный герой в произведениях писателя – сам народ. Он и самый сильный, хитрый, умный, кто не боится трудностей, у нег нет неразрешимых дел; кто своим трудом и умом украшает сегодняшнюю жизнь и строит завтрашнюю.

«Разбитая тарелка» - старшая группа,

«Ласточка» - подготовительная группа.

Можно включить книгу «В новогоднюю ночь». Стихи и сказки,- С,.1973г. В книгу вошли семь стихотворений – «Журавли», «Рыбаки», «Сад», «Новогоднюю ночь», «Мирное детство», а также сказки – «Ветерок», «Блины», «Весна на печке», «Смелый зайчик». Все они знакомят детей с миром животных, красотой природы.

Юрий Никитович Азрапкин

родился 1939 году 15 октября в селе Колопино Краснослободского района. После окончания средней школы поступил учиться в МГУ им. на филологический факультет. В то же время стал писать стихи. Первые стихи Ю. Азрапкин написал о детях и посвятил детям. Его стихи наполнены словами и образами, которые понятны и запоминаемы детьми. Рифмы его стихов напоминают полотно, которое соткано из ниток понятной детской жизни.

Азрапкина небольшие, но очень содержательные, юмористические. Читая их, никто может удержаться от смеха и вновь хочется их прочитать. Даже названия книг говорят сами за себя: «Чак-чак-чак!», «Шумбрат, вирняй!» («Здравствуй, лес!»).

Очень интересна и нравоучительна сказка, написанная в стихотворной форме «Шись и Кшись» («Солнце и Хлеб»). Солнце хотело испечь хлеб из снега, да не получилось. Хлеб испек человек из нового зерна, а солнце и вода лишь помогли вырастить новый урожай.

Ю. Азрапкин обратил внимание и на космические темы, популярные как в его молодости, так и сейчас. Он написал сказку о том, как собака Бобик летал на Марс. Книга называется «Марса Бобикть мархта Марсса» («Вместе с Бобиком на Марсе»).

Поэт очень хорошо чувствует душу детей, их настроение, мечты и помыслы, поэтому его герои «летают» в школу на воздушном шаре , с Кавказских гор «катаются» на санках аж до тундры.

Ю. Азрапкин всю свою жизнь оставался «ребенком». Свою поэзию посвятил детям и сам как ребенок радовался жизни, тому, что писал.

Владимир Николаевич Корчеганов

(Родился в 1941г.)

родился в селе Садовка Ковылкинского района 9 марта 1941 года. После окончания 10 класса приехал в Саранск и стал работать на завод «Электровыпрямитель», а заочно учился в Казанском университете на юридическом факультете . Из-за болезни учебу пришлось оставить.

Корчеганова часто встречается на страницах газет и журналов. Он печатает стихи, небольшие рассказы для детей. Были выпущены сборники «Луганязе-лаймонязе» (Луг-лужок), «Ожука, монць» («Подождите, я сам»). На русском языке вышла книжка «Друг мой-Солнышко», а в 1986 году в Москве в издательстве «Детская литература» был издан детский сборник «Весна».

В своих произведениях поэт воспевает красоту любимой старины, заботу детей о своей малой Родине, их дела, думы. Он хорошо показал, как учатся дети, вместе со взрослыми работают, играют на улице, общаются среди друзей и как ведут себя, когда остаются одни.

– член Союза писателей России.

В программу «Валдоня» включены:

«Василек» - средняя группа, для дополнительного чтения,

«Рыба как лапоть» - подготовительная группа.

Андрей Матвеевич Кудашкин

(1927 – 1963гг.)

родился 8 августа 1927 года в селе Мордовское Маскино Ельниковского района. В 1940 году серьезно заболел, был прикован к постели. Несмотря на это, он много читал, писал. Любимыми писателями были А. С Пушкин, .

Первые его стихи появились в 1940 году в журнале «Якстерь галстук». В 1952 годы вышел его первый сборник «Панжихть саттне» («Сады цветут»), куда вошли стихи для взрослых читателей о партии, родном крае, России и другие стихи на патриотическую тему. После этого поэжт работает только в детской тематике.

После первой книжки вышла вторая «Паваз» («Счастье»,1958), третья – «Смелый церокш» («Смелый паренек», 1962), четвертая – «Нурдоняса» «На санках», 1963).

Федор Николаевич Бобылев

Детский поэт родился 20 июня 1912 года в городе Темникове. В годы Великой Отечественной войны защищал Родину, а вернувшись с фронта, стал работать учителем в деревне Третьяково, в селе Бабаево. Адо ухода на пенсию работал учителем Тювеевской восьмилетней школы Темниковского района.

В 199959 году в Мордовском книжном издательстве выходит сборник его стихов «Веселая азбука». Затем одна за другой появляются книги: «Я без дела не сижу», «Радуга-дуга», «Не хочу быть белоручкой», «Колобок», «Елочки-подружки» и другие.

Стихи дарят детям радость, он пишет о природе, зверях и птицах родного края, о школьной жизни, что интересно и для детей дошкольного возрваста. В них оригинально, интересно, по-новому рассказывается о том, что в жизни для нас кажется обыденным.

Произведения для детей дошкольного возраста: «Веселые картинки, «Колобок», «Елочки-подружки», «Хитрые грибы», «Почему лимон из долек?», «Глазки-уголечки», «Грибные адреса», «С добрым утром, малыши!» и другие.

Анатолий Федорович Ежов

Родился в 1941году

родился в селе Подлясово Зубово-Полянского района. Его детские годы прошли среди густых зеленых лесов родной стороны, где текут и сходятся вместе реки Вад и Пархца.

В мордовском селе Польдяз и родился 10 октября 1941 года будущий известный детский писатель Мордовии. Здесь прошло его голодное босоногое детство. Здесь он закончил школу, здесь он написал свои первые стихи.

закончил филологический факультет Мордовского госуниверситета им. , а потом пошел работать в газету «Мокшень правда». Работал редактором в Лямбирской районной газете, заместителем председателя комитета по телевидению и радиовещанию.

С 199 …по 199… года был министром печати и в тоже время редактором детского журнала «Якстерь тяштеня».

Ежов выпустил несколько детских сборников. Его сборники «Тяштенят – сиянь пяштенят» («Золотые звездочки»), «Азбукась стихса» («Азбука в стихах»), «Касы веленязе» («Растет моя деревня»), «Ульцять казненза» («Подарки улицы») хорошо известны маленьким читателям.

В Москве на русском языке выпущены книжки «Почему пришла весна», В Саранске – «Лесной базар», «Мой сад», «Кто хитрее?».

Произведения писателя написаны простым поэтическим языком, поэтому они хорошо запоминаются, откладываются в сердцах маленьких слушателей, заставляют задумываться, делать правильные дела, любить и беречь природу.

В «Валдоня» включены:

2 младшая группа – Мастер (стихотворение);

Средняя группа - Кот и воробей;

Старшая группа – Лебединый подарок;

Подготовительная группа – Ветер. Плутовка-пустоголовка.

Татьяна Дементьевна Тимохина

Родилась в1930году

Известная детская писательница родилась 2 февраля 1930 года в селе Канаклейка Атяшевского района. Училась в Козловском педагогическом училище. В 1947 году переезжает в Саранск. С 1949 года живет в Челябинске.

Писать начала с 1958 года. Первые ее рассказы и сказки на эрзянском языке напечатаны в журнале «Сурань толт» («Сурские огни»), а также в газете «Эрзянь правда», в коллективных сборниках.

В 1962 году вышел первый сборник рассказов для детей «Письмаронь варштавкс» («Скворушкин взгляд»). С той поры Татьяна Дементьевна издала 13 сборников для детей, из них несколько на русском языке: «Лизина звезда», «Мои хорошие друзья», «Муравьиный великан », «Пирожки с заплатками», «Как Василь нужду искал» и другие.

Писательница часто выступала перед детьми, читала свои произведения, которые очень нравились детям.

Она член Союза писателей с 1968 года.

Что включено в программу «Валдоня»:

Средняя группа – «Андрюшка» - рассказывание,

«Вот так враги» - чтение;

Старшая группа - «Совесть» - рассказывание,

«Как зима Степку лечила» - чтение;

Подготовительная группа – «Почему у Вовы не было друзей» - рассказывание,

«Соленый мед». «Летчик» - чтение,

«Пирожки с заплатками» - дополнительная литература.