Cочинение «Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека"). К данному материалу относятся разделы

Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Особенности композиции рассказа

Главный герой здесь представлен не легендарной героической личностью, а простым человеком, одним из миллионов людей, которых коснулась трагедия войны.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

1. М. Шолохов — выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. (Почетная в мире премия была вручена 1965 русскому писателю М. Шолохову, автору рассказа «Судьба человека» и других произведений о жизни трудового народа.)
II. Судьба главного героя рассказа.
1. Жизнь Андрея Соколова к войне. (У Андрея Соколова жизни было обычное: служил в Красной Армии, работал, растил детей, строил дом, радовался, что его семья живет не хуже людей. Особенно и не задумывался над тем, ради чего живет.)
2. Разлука с детьми и женой в первые дни войны. (Только расставшись с Ириной и детьми, почувствовал Андрей, как много они значили в его жизни.)
3. Испытания, выпавшие на долю Соколова во время войны. (Участие в боевых действиях, плен, первая попытка вырваться на свободу, принудительная работа в плену, побег из плена, весть о гибели Ирины с дочерьми, похороны сына Анатолия в последний день войны.)
4. Чувство человеческого достоинства, воля к жизни, любовь к Родине главного героя рассказа. (Ани при каких обстоятельствах, даже в ужасных условиях плена, герой рассказа не терял чувства человеческого достоинства, воли к жизни, любви к родной земле. Думая, что Мюллер вызвал его чтобы расстрелять, Соколов ведет себя достойно, не теряет чувства человеческого достоинства. А когда снова оказался на Родине, Андрей стал целовать родную землю. Ради этого момента и терпел он все издевательства в фашистском плену.)
5. Жизнь Андрея Соколова после войны. (Жизнь Андрея после войны стало бесцветным, без близких людей оно потеряло свой смысл. И только с появлением Ванюши сердце Соколова начало оттаивать, наполняться чувствами.)
III. Размышления на смыслом жизни в рассказе. (Изображением событий в рассказе автор наталкивает читателя на мысль: человек живет ради того, чтобы творить добро на земле, теплом своего сердца согревать тех, кто рядом. Человек не может прожить свою жизнь в одиночестве. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек живет на родной земли и ей есть для кого жить.)

Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне.

Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну.
Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”.

В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет “свое, русское достоинство”: “Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!”

Жизнь Андрея Соколова постоянно требовала от него волевых усилий. Ему приходилось даже батрачить. В первый раз он остался один, когда вся семья погибла от голода. А он воевал и очень хотел выжить не ради себя, а ради семьи. Андрей Соколов является частичкой своего народа. Вот как описывается лагерный эпизод: “Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: “Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый”. Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…”

Миллионы людей погибли во время войны в концлагерях. Шолохов обращает внимание на солидарность пленных, когда у церкви немцы отбирали “вредных им людей”. Из двухсот с лишним человек никто не выдал командиров и коммунистов.

Соколов - отважный человек, не теряющий самообладания. Нравственно он переигрывает противника. При первой встрече раненого Андрея с немцами он с издевкой протягивает мародеру вслед за сапогами и портянку.

Шолохов рисует Соколова незаурядным человеком, благородным и человечным. Такая же незаурядность и у его сына. О его природной математической одаренности писали даже в центральной газете.

Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши.
Ведь и после гражданской войны Андрей женится на сироте, воспитанной в детском доме. Убитый горем при известии о гибели семьи, Соколов, получив весточку от сына, мечтает женить сына и жить при молодых, плотничать да внучат нянчить.

Жизненный подвиг Соколова длительный, а не разовый. Такой подвиг самый трудный. Андрей постоянно осознает ответственность за судьбу Родины.

В рассказе М. Шолохова освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова и семьи, и мужество солдата в немецком плену. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя рассказа оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером.

По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком (он же и исполнитель главной роли) был поставлен прекрасный фильм.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    Газизова К., Ахтаева Н.С.,

    Республика Казахстан, г. Алматы

    Литература - учитель жизни…

    Солженицын А. И.

    Наверное, в жизни каждого человека рано или поздно наступает определенная пора, когда он начинает задаваться вопросом о смысле своего существования. Мы живем в такой век, когда на раздумья совсем не остается времени. ХХ I век – это век информационных технологий, фундаментальных открытий и рыночной экономики, а «современный человек» – прототип робота, готовый приниматьпоток информации круглосуточно. Информатизация общества, как основной движущийфактор прогресса, и рыночная экономика диктуют «современному обществу» свои правила. Слово «жизнь» утеряло свое истинное значение в процессе «эволюции» общества, и, скорее всего, жизнь человека живущего в ХХ I веке – это острая борьба за существование и бесконечные поиски «места под Солнцем». За последнее столетие человечество сделало значительный шаг вперед: создание компьютеров и мобильных телефонов, появление телевидения и Интернета.Но, в погоне за лучшей жизнью и достатком, общество променяло моральные и духовные ценности на материальные.

    Немало было сделано открытий, выявлено законов и доказано теорем, но на протяжении многовековой истории до сих пор стоит открытым остается один из самых интересных, но, в то же время, неоднозначных вопросов человечества: «В чем смысл жизни?» Одни находят смысл своей жизни в создании семьи, другие – в карьере, деньгах и власти, а некоторые вообще не находят его. На самом деле, ответ на вопрос о смысле жизни достаточно субъективен. Каждый человек смотрит на жизнь, в первую очередь, сквозь призму своего прошлого опыта, своих ценностей, интересов и др. И именно этот вопрос испокон веков волновал античных философов и мыслителей, давал писателям и поэтам «пищу» для размышлений, а психологам – неисчерпаемую тему для исследований.И, конечно же, понимание значения «смысл жизни» зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим.

    Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

    Тема «смысла жизни» начала изучаться в начале ХХ века такими психологами, как Альфред Адлер и Карл Роджерс, но наиболее полно раскрыл эту тему в своих трудах австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл. Однако, психологические труды – не единственный источник знаний о сущности бытия. Еще задолго до становления психологической науки одним из источников поиска смысла существования для людей являлась и по сей день является художественная литература, а многих классиков мы по праву относим к числу психологов.

    Таким образом, художественная литература –это не только особый вид искусства, но и эмоционально-эстетический вид общения, подразумевающий общение между автором, героями и читателем.

    Художественная литературатакже является предметом изучения психологов, так как имеет непосредственное отношение к человеческой психике и является ее субъективным отражением отдельных личностей. И художественной литературе посвящен ряд работ советских психологов: «Психология искусства» Л.С. Выготского, и «Методологические тетради» А.Н. Леонтьева, и «Л.Н. Толстой как психолог» И.В. Страхова, и «Заметки психолога при чтении художественной литературы» Б. М. Теплова.

    В.П. Зинченко в Большом психологическом словаре дает оценку искусству как «живому знанию»: «Главными признаками живого знания являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтегративной деятельности, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира».

    С.Л. Рубинштейн в своей книге «Человек и мир» писал, что «смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни... совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире» .

    По определению В.А.Сухомлинского: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Действительно, чтение требует от нас навыки анализа, синтеза, а также запоминания информации, и при этом требует сосредоточенности внимания.Чтение не только способствует развитию памяти и мышления, но и является бесценным источником жизненной информации. Карл Маркс писал, что: «Чтение художественных произведений - неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы». Каждый классик – это хороший психолог. Читая произведения Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, Ч.Диккенса и других классиков, как русской, так и зарубежной художественной литературы, каждый из нас погружается в особый мир произведения, знакомится с его героями, их жизнью, нравами, ценностями. Кругозор человека значительно расширяется с каждым прочтением, и он смотрит на окружающую действительность иначе, сквозь призму нового приобретенного опыта, посредством прочтения произведения, одним словом, меняется его мировоззрение. Одним из наиболее значительных произведений мировой классики несомненно является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Написанный еще во второй половине ХХ I века роман Л.Н.Толстого считается культурным достоянием не только русского народа, но и всего человечества. В этом произведении автор затрагивает не только, как это принято предполагать, исторические вопросы, но и раскрывает тему «смысла жизни» в рамках отдельных личностей, как представителей всего рода человеческого. Действительно, если подойти к произведению c более философской стороны, то можно увидеть, что Л.Н.Толстой, будучи «знатоком человеческих душ», раскрывает тему нравственных ценностей и поиска смысла существования на таком ярком примере, как князь Андрей Болконский. Князь Андрей – один из центральных героев, находящийся в постоянном поиске смысла своего существования, что мы можем наблюдать на протяжении всего романа. Поначалу мы видим:сам князь Андрей мечтает о славе, что и явилось некой движущей силой, причиной его участия в военных сражениях. Но, как мы помним, переломным моментом явилось Аустерлицкое сражение, после которого Андрей кардинально меняет свои жизненные ценности и понимает, что он заблуждался, и в мире есть нечто гораздо более высокое и значительное, чем «война ради славы»: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И вот, после падения всех прежних идеалов и убеждений, Болконского ждет горе: смерть жены и сына. Пересмотрев свои взгляды, князь Андрей решает, что «главное» на жизненном пути – это семья и «жизнь ради семьи». Но в Болконском, в отличие от многих других героев романа, была некая сила, внутренний пыл, который не давал ему останавливаться и довольствоваться малым. Вторым переломным моментом в судьбе Андрея стала его встреча с Наташей Ростовой, что в корне изменило его мировоззрение и понятие «смысла бытия». Для каждого влюбленного человека смыслом существования, несомненно, является любовь. Л.Н.Толстому несомненно удалось полностью раскрыть образ человека, находящегося в извечных поисках жизненного смысла, борьбе между укладом жизни того времени и своими интересами.«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла». Князь Болконский, вновь участвуя в сражении, погибает, но, погибает уже совсем другим человеком.

    «Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла», но мало кто задумывается об этом в повседневной жизни, как это было и с героем другого произведения не менее талантливого писателя Михаила Шолохова. Андрей Соколов, главный герой произведения М.Шолохова «Судьба человека», обычный гражданин своей страны, хороший муж и отец. Образ Соколова – это собирательный образ многих обычных людей: мужей и отцов, ушедших на войну. А судьба Андрея –это отражение судьбы сотен воинов, солдат, сражавшихся за мирное небо над нашими головами. При прочтении произведения мы видим, что смыслом жизни Соколовабыли семья, работа. Но, как и любой другой человек, Андрей не осознавал всей значимости и ценности всего, что было у него до войны, не осознавал, что это и было смыслом его жизни. Однако, на войне он понял и осознал: насколько важны для него дом, семья, работа и мирное небо. Также, автор указывает на то, что образ Соколова – образ мужественного и храброго, честного и доброго человека, обладающего высокими морально-нравственными ценностями. В отличие от князя Болконского, Соколов не задумывается над «смыслом жизни», он просто живет, честно выполняет свой долг перед Родиной, помогает людям. И смыслом его существования является помощь людям, которые нуждаются в нем, в творении добрых дел.

    И, на основе анализа двух произведений, по праву принадлежащих достоянию русской художественной литературы, можно сказать, что ответ на вопрос о «смысле бытия» достаточно субъективен и нельзя что-либо сказать однозначно. Но, на мой взгляд, «смысл существования» заключается в его бесконечных поисках на протяжении всей жизни, а время, проведенное в поисках, и есть «жизнь».

    Таким образом, тема «смысла жизни и ее поисков», нравственных ценностей является основной движущей силой написания всех художественных произведений. И именно художественные произведения помогают особенно молодым людям, имеющим незначительный жизненный опыт, пересмотреть свои приоритеты, свои интересы и жизненные ценности. И эти произведения мы можем считать неиссякаемым источником знаний о жизни, потому что пока существует общество, способное читать и анализировать прочитанное, будет существовать и смысл написанного.

    На сегодняшний день мы видим, что читающих становится гораздо меньше, также как и значительно сократилось число писателей, а писателей-классиков практически нет. Это одна из серьезных глобальных проблем общества. У современных людей не хватает свободного времени для саморазвития. Городская суета и рутина не оставляют времени для размышлений, а ведь порой необходимо иногда делать остановки и задумываться о том: «Кто я? Живу ли я или всего лишь существую? А если живу, то с какой целью?»

    Использованная литература:

    1. Смысл жизни (человека). «Философский энциклопедический словарь», М.:Советская энциклопедия, 1989г.

    2. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

    3. «Человек и мир», С.Л.Рубинштейн, 1973, с. 382.

    4. «Война и мир», Л.Н.Толстой, том I, часть 3, глава XVI.

    Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

    Рассказ М. А. Шолохова — одно из лучших произ-ведений писателя. В его центре — трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис-тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че-ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо-пее».

    Главный герой рассказа — фигура не вполне тради-ционная для литературных произведений того време-ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов — труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже-нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей — сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове-ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

    Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до-мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа — вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они — главное в жизни героя. Его отли-чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

    Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо-стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска-зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа-са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека-ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

    Новое потрясение для Андрея — трагическая, ро-ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это-му нужда позвала»,— считает он.

    В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу-живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека-телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

    Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то-гда в советской стране официально считали предате-лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот-крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших-ся в плену.

    Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по-падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре-дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу-пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев — первый человек, которого Соколов лиша-ет жизни.

    В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра-неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос-тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры-стие подвига, скромность и мужество.

    Герой у чайной подбирает мальчика — сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по-терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе-нок становится единственным смыслом его искале-ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп-лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви-дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса-ный, а глазенки — как звездочки ночью после дож-дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че-ловеке потребность любить, душа его жива.

    Он обращает внимание читателя на глаза своего ге-роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та-кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога — до-рога подвига, совершенного человеком, не сломлен-ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со-хранившим над ним нравственное превосходство.

    Размышляя над рассказом, мы невольно перехо-дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове-чества вообще. Уже само название рассказа приобща-ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по-беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы-несшего на своих плечах страшную войну, фашист-ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю-дей, но не сломавшегося. Соколов — неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто-рия целой страны, история трудная и героическая.

    «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — восклицает Андрей, но он не скло-няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

    Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На-блюдая за его участью, читатель проникается гордо-стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

    «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов-ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо-жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,— с верой в своего героя говорит автор.