Цитаты характеризующие дикого из пьесы гроза. Характеристика и образ Дикого из пьесы Островского «Гроза

Пьеса «Гроза» Александра Островского представляет яркую картину крепостного общества конца XVIII века. Драматург вводит нас в мир русского приволжского города Калинова, живущего уж который век одной и той же патриархальной размеренной жизнью. Это - мир мещан и купцов. Так ли он хорош? Много ли светлого в русском патриархальном добуржуазном обществе?

На ком держится «темное царство»?

Лишенная позитивного вектора развития городская община времен разложения крепостного права социально больна до такой степени, что Николай Добролюбов именует ее «темным царством».. Он же, назвав Островского «знатоком русской жизни», фактически подтверждает представленную драматургом типичность образов. Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза» действительно получают прямую выгоду от страданий окружающих и всячески поддерживают удушающую, антисоциальную атмосферу в обществе. Смысл сохраняемого ими «темного царства» - очевиден: трансформация людских страданий в их личное богатство, в капитал купцов - мироедов. Оба вышеупомянутых отрицательных образа в русской литературе считаются классическими. Они раскрыты автором с огромной художественной силой. Темой нашей статьи является типаж купца Савелия Прокофьича Дикого. К сожалению, многие критики подчеркивают его примитивность. По нашему мнению, это неверно. В частности, заслуживает внимание то, что Савел Прокофьич - одновременно является и властелином, и жертвой уездного «темного царства».

Специфика образа купца Дикого

Образ Дикого в пьесе «Гроза» типичен для российского общества. Это человек, «сделавший» огромное состояние, поднявшись из самых низов. Автор не дает нам прямого комментария по этому поводу, однако вдумчивый читатель обнаружит это. По психотипу купца. Поясним нашу версию. В народе когда-то бытовала пословица «Нет хуже пана за своего Ивана». Образ Дикого в пьесе «Гроза» - четкая иллюстрация справедливости этой мысли. Савел Прокофьевич, даже став главным магнатом города Калинова, не может остановиться в своей инерции эдакого киборга по зарабатыванию денег любыми путями.

Синдром Савела Прокофьича

Наша задача - понять образ Дикого в пьесе «Гроза» . Представьте себе, что вы - актер, «входящий в эту роль». Как это сделать кратчайшим путем? Что вам посоветовать? Допустим, вы хронически лишены милосердия. Представим: причинив человеку страдания и даже разорив его, вы не испытываете никаких моральных угрызнений. «Входя в образ», притворитесь, что вам неведомо чувство ответственности перед обществом… Вы ощутили это?

Согласитесь, страшный, разрушительный образ Дикого в пьесе «Гроза» - типичен и нередко встречается и в нашем обществе, только в других ипостасях… В своем стремительном и непрерывном обогащении он имеет одно странное преимущество перед другими людьми - он не терзаем совестью. Савел Прокофьич агрессивно расширяет свое жизненное пространство, останавливаясь лишь перед двумя факторами: перед Силой и перед Властью. Рассмотрим вышепредставленную сжатую характеристику подробней…

Немилосердие купца Дикого

Как мы уже упоминали, образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» - даже не типаж человека, идущего на сделку с совестью (у Савела Прокофьича она попросту отсутствует). Его моральные принципы - весьма расплывчаты, а следование обрядам православной церкви скорее напоминает сделку с Богом по отпущению грехов, чем искреннее желание - гармонизировать себя и свои отношения с обществом и с семьей.

Ежедневно его супруга молит посетителей: не гневить его. Ведь Дикой в ярости не контролирует себя, даже домашние от него прячутся по чердакам да чуланам.

Рефлекторная ярость

Манипулировать человеком через страх - таково его комфортное состояние, о чем он стесняется открыто сказать. (Вслух же он говорит: «Сердце у меня такое!») Образ Дикого из пьесы «Гроза» - опасный типаж человека, получающего материальную выгоду, во время пребывания в состоянии неадекватном, граничащем с шизофренией.

Именно в состоянии измененного яростью сознания он творит вещи, которые зачастую не может объяснить потом. Вспомним хотя бы его повествование куме Марфе Кабановой о несчастном мужичонке-просителе, которого едва не «пришиб до смерти».

Привлекает внимание тот эпизод, когда рассказывает о своей неконтролируемой ярости Дикой в пьесе Островского «Гроза». Характеристика, данная им самому себе - лукава. Все - объяснимо: припадки бешенства его - изначально корыстны, они приносят ему деньги. Ведь когда он недоплачивает униженным криком нанятым людям за работу, то в его пользу работает принцип: «сэкономленные деньги - заработанные деньги!» Ежедневные припадки гарантируют ежедневную дополнительную прибыль.

Опасность психического расстройства

Беспокоит же его другое. Лишенный всякой духовности, образ Дикова в пьесе «Гроза», попадает в своеобразный замкнутый круг, напоминающий толкиеновское лживое кольцо всевластия. Он понимает, что выработанный им десятилетиями рефлекс «инициация бешенства - получение выгоды» может сыграть с ним злую шутку: окончательно свести с ума и погубить. Именно об этом он высказывает тревогу своей куме - купчихе Кабанихе. Савел Прокофьич уже сам не замечает, когда в нем срабатывает механизм, включающий безумие…

Почему образ Дикого представлен эпизодически?

Человек, терроризирующий город… Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» намеренно раскрыт Островским несистемно. По ходу действия он лишь трижды появляется перед взглядом зрителя спектакля. И это понятно. Довольно рискованно даже классику обличать своих современников - сильных мира сего.

Какие черты, не раскрытые автором, могут быть присущи Савелу Прокофьичу? Подобную характеристику большинство взрослых читателей без труда могут домыслить сами. Предоставим только две ключевые мысли к этому рассуждению. Типичным ли у современных властьимущих является наличие психотипа главного купца города Калинов? Обладает ли реальными правами в суде современный среднестатистический житель?...

Вывод

Это, конечно, печальная правда, но перед нами в масс-медиа ежедневно мелькает сонм современных бессовестных купцов Диких, апологетов неоверсии крепостного права. Это - современные феодалы, благоденствующие посреди целых слоев общества (по меткому выражению Пелевина, работающих «за еду»).

Итак, какие черты могут дополнить осовремененный образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»? Такую практику, между прочим, демонстрируют театры Израиля, где на «ура» идет осовремененная версия гоголевского «Ревизора». Давайте «включим фантазию. Что может в современном обществе помогать типажу Дикого «подняв муть в воде», эффективней зарабатывать деньги и насаждать свое «эго»?

Ответим кратко. Талант по разжиганию ненависти между людьми и представителями разных национальностей. Отсутствие моральных тормозов при санкционировании убийства (или убийств). Желание загребать жар чужими руками, используя, как инструмент, свои деньги.

Заканчивая наши рассуждения, отметим, что подобная социопатия действительно отравляет гармонию общества, превращая отношения в нем в «темное царство».

Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как с цепи сорвался!» характеризует его Кудряш. Но Дикой воюет только с теми, кто боится его или полностью находится в его руках. Трусость как характерную черту самодурства Добролюбов отмечал еще в статье «Темное царство»: «Только покажись где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряться». И действительно, Дикой не переставая ругает Бориса, своих домашних, мужиков, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от своего приказчика Кудряша получает достойный отпор. «…Он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,- юворит Кудряш. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» – Кабаниха.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненное нежелание расставаться с деньгами. Кабаниха же, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями. Если Дикой стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под личиной благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Но ее «любовь» – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее методичная, постоянная. тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. «Кабы не свекровь!..-говорит Катерина.- Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Кабаниха – жестокий, бессердечный палач. Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие

Но если Тихон с детства приучен к беспрекословному повиновению и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно покоряется самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что.любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

В характере Кудряша есть черты, роднящие.его с лихим разбойником из русских народных былин и песен. Они проявляются и в стиле его речи: «…Я свою голову дешево не продам»; «Пойдем, Шапкин, в разгул!». Особенно лихой русский характер Кудряша. раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем и придающих поэтическое звучание сцене первого свидания Катерины с Борисом. «Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Х

Смела и решительна, под стать Кудряшу, Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своем. положению она не может открыто выступить в защи:у своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слов:! Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать. Варвара отвечает: «Ну, а ведь 6*ез этого нельзя! Ты вспомни, где. ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Воспитанная на лживой, показной морали. Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствуем Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите... А у кого деньги, ...тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «...Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все... говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее...», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.

Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами... обороняться».

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце...», — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры"; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.

По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли-тературе принес в дар целую библиотеку художест-венных произведений, для сцены создавал свой осо-бый мир». Удивителен мир произведений Островско-го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.

Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро-за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери-стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает. Ему нет дела до мыслей и чувств других лю-дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды-шать не может». «...Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну. — Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто-ять Дикому. «...Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп-цом. Иной человек племянник Дикого, Борис. «Дос-тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни-кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру-ках, и пользуется этим. «Загнан, забит...»,— с горе-чью говорит Борис. Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало-ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со-стояние: «...недоплачу я им по какой-нибудь копей-ке... а у меня из этого тысячи составляются...». Впро-чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз-нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».

Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».

Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од-нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон. Будучи взрос-лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж-дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне. Властолюбивая Кабаниха не за-мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли-вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы-рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру-гому свободу он использовать не умеет. «...Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре-кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать. По ее мнению, правильные от-ношения строятся именно на подавлении одного чело-века другим, на унижении, на несвободе. Показатель-на в этом отношении сцена прощания Катерины с му-жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.

Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во-все становится невыносимой. «Здесь что вышла за-муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.

Постоянное давление заставляет приспосабливать-ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.

Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро-любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро-за» — самое решительное произведение Островско-го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены... до самых трагических по-следствий...».

«Еще недавно люди были очень дикие»
(Л. Добычин)

Дикой в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «тёмному царству». Богатый купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но одновременно с тем ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов является вымышленным пространством, поэтому пороки распространяются до масштабов всей России. Выявив черты характера Дикого можно с лёгкостью понять ту печальную общественную ситуацию, которая сложилась в России XIX века.

Автор Дикому в «Грозе» характеристику даёт скудную: купец, значительное лицо в городе. О внешности не сказано практически ни слова. Тем не менее это колоритный образ. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикости» не раз упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой лишь укрепляет уверенность в том, что жители остановились на некоем первобытном этапе развития. Имя Савл тоже говорящее. Оно принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.

Образ Дикого в пьесе «Гроза» Островского вполне однозначный. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявил бы свои положительные качества. Да и проявлять, собственно, нечего. Весь Дикой будто состоит из жёлчи, грязи и ругани. Практически во всех его репликах присутствуют бранные слова: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом», «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!», «Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте!»

Бездумное подчинение тем, у кого больше денег, создало некую легенду о Диком как о главном человеке в городе. И дикой ведёт себя в соответствии с этим условным статусом. Он грубит городничему, ворует у простых мужиков, угрожает Кулигину: «а за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!», «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Дикой необразован. Он не знает историю, не знает современность. Имя Державина и Ломоносова, а тем более строчки из их сочинений, похожи для Дикого на самую оскорбительную ругань. Внутренний мир героя настолько беден, что у читателя нет оснований сочувствовать ему. Дикой даже не герой, а скорее персонаж. В нём нет внутренней наполняющей. За основу характера Савла Прокофьевича взято несколько качеств: алчность, себялюбие и жестокость. Больше в Диком совершенно ничего нет и априори не может появиться.

Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.

В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует - «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.

Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.

Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.

Тест по произведению