Пьеса гроза самая решительная произведение драматурга. «Гроза», самое решительное произведение Островского

В драме Островского «Гроза» показана борьба между отжившими нормами жизни и новыми веяниями на рубеже 50-60 годов XIX века. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере России действительно собиралась «гроза». Гроза «темному царству», гроза силам лжи и человеконенавистничества.

Главные действующие лица «Грозы» делятся на две основные группы: угнетатели и угнетенные. Смысл жизни первых заключался в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство да повелевать

Покорными. Дикой для наживы не брезгует никакими средствами, не боясь даже говорить об этом вслух. Имея «тысячи», представители «темного царства» чувствуют свою силу и нагло требуют всеобщего уважения и покорности. Дикой, например, считает себя вправе ругать всех людей подряд безо всякого на то основания. Но боится тех, кто может дать ему решительный отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» - Кабаниха. Она знает, что одни деньги власти еще не дают. Другим непременным условием является послушание тех, кто денег не имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободомыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.

В образах Дикого и Кабанихи Островский раскрывает темную гнетущую силу, которая держит в страхе и повиновении многих людей. Многих, но не всех. Мы чувствует, что «темное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по”‘ словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.

Катерина по складу характера отличается от всех действующих лиц «Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. Она отличается открытым характером, искренностью, моральной чистотой. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоскует в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного царства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть, Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?

Почему так знаменательно возмущение, хотя робкое и бессильное, Тихона и Бориса? Потому, что «самый сильный протест, - по словам Добролюбова, - бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и общественный строй, существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».

Я согласна с тем, что произведение Островского Гроза является самым решительным произведением в его творчестве. Островский показывает общество на той стадии, когда патриархальные уклады уже изжили себя, а новые еще не вошли в жизнь. Все ждут каких-то новых и важных реформ, ожидают отмену крепостного права.

Действие происходит в городке Калинове, жители этого города будто оторваны от мира, они не знают, что происходит в нем, это их не интересует. Они, развесив уши, слушают выдуманные истории Феклуши и безоговорочно доверяют ей, при этом не обращая внимания на научные и правдивые речи Кулигина, который объясняет все с помощью науки.

Автор явно изображает господ и их жертв. Жертвы не стремятся вырваться из под гнет, потому что, господа упорны. Они знают, что их власть сохранится, только если все будут бояться их и не противоречить. К господам, бесспорно, относятся Кабанова и Дикой. Дикой привык любым способом добиваться своей цели, он даже не боится об этом говорить, держит в страхе свою семью. Кабаниха же стремится к тому, чтобы в душе человека не было свободолюбивых мыслей, она пресекает все эти мысли и в душе сына, и Катерины, она постоянно держит ее в страхе, ее дочь Варвара внешне соглашается с ней, но внутренне противоречит, она бегает на свидания, скрываясь от матери, гуляет. Во время их разговора она постоянно про себя спорит с ней, а сын во всем соглашается с матерью, но только и мечтает вырваться из ее рук и жить так, как хочет он. Так он и поступает, когда Кабаниха посылает его в другой город.

Смелым решением Островского стал созданный образ Катерины. Многие критики отмечают, что образ Катерины изменит современную литературу. Катерина обладает богатым внутренним миром, она религиозна, поэтична, ее душа возвышается, когда она в церкви, все в ней положительно, она даже предвидит свой грех и корит себя за это. Даже совершив его, изменив мужу, она не перестала быть чистой. Она сама себя выдает и корит себя за содеянное. Она очень религиозна, но, несмотря на это она совершает тяжкий грех - самоубийство. Она понимает, что это лучший выбор для нее, этим поступком она протестует против темного царства, и после содеянного им городок Калинов понимает, что это они довели девушку, Тихон наконец-то начинает винить мать и отвечать ей, а Варвара уходит из дома. Этот разгорающийся протест означает, что Россию ждут перемены, которые будут направлены в лучшую для народа сторону. Островский явно показал это состояние России, одухотворяя народ, поэтому это произведение назвали самым решительным.

Вопросы по драме Островского "Гроза" 1) Как характеризуется темное царство? 2) Почему Катерина луч света в темном царстве? 3)

Почему Гроза самое решительное произведение?

4) Гроза как проявление народного самосостояния.

Даже если мало главное своими словами хотябы 3-4 предл.))

Конспект Добролюбова "Луч света в темном царстве" п плану: 1. "Гроза" Островского самое решительное произведение Островского. 2.

Историческая обусловленность образа Катерины.

3. Своеобразие характера катерины:простодушие, блогородство... (не менее 8 характеристик)

4.Образ Катерины в заимосвязи с другими персонаажами.

5. Темное царство.

6.Вызов самодурной силе

Заранее спасибо!!!)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями

русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

Последняя книга, которую читал Лев Толстой, - его собственная. Он считал ее самым главным своим произведением и часто повторял: «Какая хорошая это

книга!». Интересно, что эту книгу мало кто знает, она редко издавалась. Она называется «Круг чтения». Это два больших тома - сборник избранных мыслей великих писателей и философов об истине, жизни, отрывки из священных книг разных народов. Собрал их вместе Лев Толстой, украсив собственными размышлениями. Многие считают «Круг чтения» одним из самых значительных произведений ХХ века. Толстой взял эту книгу с собой в свой последний путь, который окончился на маленькой железнодорожной станции в ноябре 1910 года. В названии станции запомним первую букву.

Критическая статья «Луч света в темном царстве» была написана Николаем Добролюбовым в 1860 году и тогда же опубликована в журнале «Современник».

Добролюбов размышляет в ней о драматических стандартах, где «мы видим борьбу страсти и долга». Счастливый конец, по его мнению, драма имеет, если побеждает долг, а несчастный - если страсть. Критик замечает, что в драме Островского нет единства времени и высокой лексики, что было правилом для драм. «Гроза» не удовлетворяет основной цели драмы — уважать «нравственный долг», показать губительные, роковые «последствия увлечения страстью». Добролюбов замечает, что читатель невольно оправдывает Катерину, и именно поэтому драма не выполняет своей цели.

У писателя есть роль в движении человечества. Критик приводит в пример высокую миссию, выполненную Шекспиром: он смог поднять нравственность современников. «Пьесами жизни» несколько уничижительно называет произведения Островского Добролюбов. Писатель «не карает ни злодея, ни жертву», и это, по мнению критика, делает пьесы безнадежно бытовыми и приземленными. Но критик не отказывает им в "народности», полемизируя в данном контексте с Аполлоном Григорьевым. Именно отражение чаяний народа представляется одной из сильных сторон произведения.

Добролюбов продолжает разгромную критику при анализе «ненужных» героев «темного царства»: их внутренний мир ограничен в пределах маленького мирка. Есть в произведении и злодеи, описанные предельно гротескно. Таковы Кабаниха и Дикой. Однако, в отличие от, например, персонажей Шекспира, самодурство их мелочно, хотя и способно погубить жизнь хорошего человека. Тем не менее, «Гроза» названа Добролюбовым «самым решительным произведением» драматурга, где самодурство доведено до «трагических последствий».

Сторонник революционных изменений в стране, Добролюбов с радостью замечает в пьесе приметы чего-то «освежающего» и «ободряющего». Для него выход из темного царства может быть только в результате протеста народа против самодурства власти. В пьесах Островского критик увидел этот протест в поступке Катерины, для которой жить в «темном царстве» хуже смерти. Добролюбов увидел в Катерине того человека, которого требовала эпоха: решительного, с сильным характером и волей духа, хотя и «слабого и терпеливого». Катерина, «созидающая, любящая, идеальная», является, по мнению революционного демократа Добролюбова, идеальным прототипов человека, способного на протест и даже больше. Катерина - яркий человек со светлой душой - назван критиком «лучом света» в мире темных людей с их мелкими страстями.

(Тихон падает на колени перед Кабанихой )

Среди них и муж Катерины Тихон - «один из множества жалких типов», которые «столь же вредны, как и сами самодуры». Катерина бежит от него к Борису «больше на безлюдье», из «потребности любви», к которой не способен из-за своей нравственной неразвитости Тихон. Но и Борис отнюдь «не герой». Нет выхода для Катерины, не может ее светлая душа выпутаться из липкого мрака «темного царства».

Трагическая концовка пьесы и крик несчастного Тихона, остающегося, по его словам, дальше «мучиться», «заставляют зрителя - как писал Добролюбов - подумать не о любовной интриге, а обо всей жизни, где живые завидуют умершим».

Николай Добролюбов ставит настоящей задачей своей критической статьи обратить читателя к мысли, что русская жизнь показана Островским в "Грозе" в таком ракурсе для того, чтобы вызвать "на решительное дело". И это дело законно и важно. В этом случае, как отмечает критик он будет доволен "что бы ни говорили наши учёные и литературные судьи».

В эти годы создаются пьесы разных жанров: «В чужом пиру похмелье» и «Доходное место» - комедии, «Воспитанница» - «сцены из деревенской жизни», «Гроза» - драма. Предреформенные общественные настроения отразились здесь в том смысле, что колеблется сама возможность эпического мироотношения: история резко врывается в жизнь, побуждая людей к самосознанию, к отделению себя от общего и родового. «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского», как скажет потом Добролюбов, потому что все противоречия обострены в ней до предела, даны с беспощадной ясностью.

«Доходное место» и «Воспитанницу» при всем различии тематики роднит идеализм главных героев, которые считают, что можно противопоставить реальности свою меру ценностей. Не случайно книжные идеалы Жадова, в основе искренние, все же терпят поражение. Иллюзии Нади, в свою очередь, оборачиваются разочарованием и даже отчаянным бунтом. Предвосхищая Катерину в «Грозе», героиня «Воспитанницы» говорит: «Не хватит моего терпения, так пруд-то у нас недалеко!»

Мгновенность нравственого прозрения этих героев не позволяет вполне развернуться драматургическому конфликту, который во всех своих закономерностях будет развит в драме «Гроза» (1859). Если считать конфликт в драматургии движущей силой действия, основанного на прямом столкновении и противоборстве характеров и обстоятельств, то к «Грозе» вполне применимо высказывание драматурга об общественной комедии, где, по его понятиям, конфликт обрел высшую степень глубины: «В комедии... выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед...»

Главная героиня «Грозы», купеческая жена Катерина Кабанова,- это именно «лицо», личность, замечательная своим «художественным изяществом», по выражению писателя-этнографа С. В. Максимова. Вместе с тем это лицо, вобравшее в себя все что ни есть здорового, нравственно ценного в народной жизни и не согласное по доброй воле отказаться от «чувства законности», которое в других стало «пассивным и окаменелым» (Н. А. Добролюбов).

Как совместить потребности свободной от природы человеческой натуры с порабощением всех проявлений жизни в «темном царстве»? И как при этом согласовать внутреннее понятие о нравственном законе с мертвым моральным кодексом - заменой нравственной истины? Эти вопросы требуют ответа не только от главной героини, но и фактически от большинства окружающих ее лиц: Кулигина, Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона.

Как бы ни истолковывать символическое название драмы - «Гроза», в существе своем это достигший кульминации протест всех угнетенных природных сил, которые сами хотят определить себе нравственную меру и не желают безвольно и автоматически подчиняться чужой воле.

В конечном счете «гроза» - это результат развития исторических сил, которые проникли в самую глубину России, произведя там смятение, потрясение устоев. В этом смысле символ «грозы» можно поставить в один ряд с «бураном» из «Капитанской дочки».

Драма «Гроза» создавалась в условиях, непосредственно предшествовавших отмене крепостного права. Она подтвердила мысль Н. А. Добролюбова, высказанную в «Темном царстве»: Островский «обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».

Многое объясняет то, что созданию пьесы предшествовало путешествие драматурга в верховья Волги (1856-1857), когда его особенно поразил контраст между возвышающей красотой природы и существующей рядом с этой красотой людской жестокостью. Город Калинов, где происходит действие,- это, конечно, собирательный образ провинциального города «на берегу Волги», как сказано в ремарке, открывающей пьесу. «Существенные стороны» русской жизни были настолько глубоко постигнуты здесь Островским, что происшествия последующего времени лишь подтвердили достоверность созданной в пьесе художественной коллизии. В начале 1890-х годов увидели свет материалы по нашумевшему в Костроме делу Клыковой, в которых напечатавший их краевед усмотрел почти буквальное сходство с драмой «Гроза»: «в обстановке, характере, положениях и разговорах». В действительности же «клыковское дело» возникло спустя месяц после окончания работы над пьесой, а впоследствии подобные случаи обнаружились и в других городах России - Плесе и Кинешме.

Все это свидетельствовало о том, что конфликт, положенный в основу драмы, был глубоко типичен, историчен. Катерина и Кабанова находятся в сердцевине этого конфликта, другие персонажи замешаны в нем в той мере, в какой это продиктовано нравственной проблематикой «Грозы». Среди героев есть один, который не столько участвует в конфликте, сколько рассуждает о нем - с позиций историка, комментатора, ора-тора-правдолюбца. Этот герой своей ролью до некоторой степени уподобляется хору в античной трагедии: также морализует и философствует, несет высокие истины, необходимые обществу.

Из толпы обывателей автор выделяет Кулигина и дает ему право высказать общую идею пьесы у тела погибшей Катерины: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Кулигин наделен и индивидуальными чертами: его образ по-своему драматичен и имеет собственную социальную и нравственно-психологическую содержательность.