«Чук и Гек» для взрослых. Народный артист России Евгений Князев

Фото с официальной страницы Фестиваля в Facebook

Подобный фестиваль прошел в Москве впервые. Программа строилась своеобразно: в конкурсе под пристальным взглядом жюри участвовали только молодые режиссеры с постановками из регионов и двух столиц. Их работы оценивали признанные мастера - от Алексея Бородина до Валерия Фокина.

Лауреатами конкурса стали: Егор Перегудов со спектаклем «Поздняя любовь» («Современник»), Егор Равинский с постановкой «Свои люди - сочтёмся» (РАМТ) и Денис Хуснияров, спектакль «Камень» (Санкт-Петербург, «Театр на Васильевском»). Приз «Зрительское признание» от проекта «Театральная Россия», по результатам открытого голосования среди зрителей, получил режиссёр Илья Славутский со спектаклем «Женитьба» (Казань).

Всего в Биеннале приняли участие 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей. 35 театров со всей России показали свои постановки на 18 сценических площадках Москвы.

Особенно крупно на фестивале выступила северная столица. Как в конкурсе, так и во внеконкурсной программе, призванной дать «уроки ремесла» молодым. Здесь пальма первенства была отдана Малому Драматическому Театру Льва Додина со знаковыми «Тремя сестрами».

«Чук и Гек» для взрослых

Самые сильные впечатления у Москвы, безусловно, остались от работы Михаила Патласова с труппой Александринского театра по мотивам рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек», дневникам писателя и документальным свидетельствам репрессированных (их записали драматурги проекта Андрей Совлачков и Алина Шклярская). Ленинград честнее и проникновеннее всех, без фальши, умеет говорить о тех страшных временах. Постановка в первую очередь поражает разнообразием художественных стратегий, собранных воедино. Занимательно придуманной съемкой в стиле немого кино, со звуковой партитурой, извлекаемой из старых кружек, мисок и прочей утвари.

Основную сюжетную линию - путешествие двух мальчишек под предводительством мамы к отцу в тайгу – публика видит дважды – в игрушечно выстроенном кинокадре и открытом бэкстейдже в живом плане. И событийных ряда здесь тоже два - они представляют синхронно весь исторический срез эпохи. Пока видимость являла счастливое советское детство и неомраченный быт, аресты, ссылки, лагеря проходили молчаливой тенью прикрытой, замалчиваемой правды. И на сцене этот контраст явственно показан в изменяющейся перспективе: мы видим симпатичный макет с Кремлем и малюсенькой железной дорогой, по которой уютно, сквозь заснеженные сосны, едут вагончики, на втором плане возвышается железная махина – то ли бронепоезд, то ли лагерная вышка. А на заднем – сгущается мрак, откуда говорят те, кто был лишен свободы, валил леса и умирал от обморожения. Исторический вербатим (с малоизвестной хроникой) сосуществует с литературной канвой, ее счастливо и трагично ведет рассказчик (Петр Семак); выдающаяся роль - у Ольги Белинской - ослепительной жены ГПУ-шника. Актриса уже номинирована на «Золотую маску» за эту роль сильной и циничной, поруганной, но не сломленной, светской львицы в лагерном ватнике. Главное, что транслирует позиция режиссера – нет четкой грани между белым и черным, жертвой и палачом. Беспощадное время корежило совесть, честь, человеческое достоинство, и сегодня, оглядываясь на прошлое, мы не можем и не имеем права судить людей и их поступки, не считаясь с аморальными обстоятельствами.

Ваня, Алекс и Маман

Финальным аккордом Биеннале стал «Дядя Ваня» Юрия Бутусова. Эксцентричный, шумный и громкий спектакль «Ленсовета» с излюбленной режиссером нарастающей волной музыки, с изломанной пластикой героев-неврастеников – не выбивается из очерченной и памятной парадигмы стиля Бутусова. В спектакле нет тех прозрений, что отличают вкупе с бешеной и чувственно-откровенной энергетикой, московские работы режиссера. Но есть очень точные актерские работы, а оттого свежие образы. Бутусов всегда ставит о любви, но любовь чеховских героев полна той неизбывной боли, которую режиссер чрезвычайно тонко чувствует – это параллельные вселенные, обреченные не пересекаться.

Все персонажи, словно пылью времени, присыпанные мукой по пиджакам и котелкам, - страшно одиноки. И каждый их выход – плачущая исповедь о несбывшихся надеждах, бездарно потерянных силах, минутах, чувствах. Горбатый Дядя Ваня Александра Новикова – бесконечно жалкий, но трогательный и беззащитный в своей скукоженной интеллигентности, заброшенности и забытости. Профессор фактурного, импозантного Сергея Мигицко – самовлюбленный лев, обворожительный даже в летах, с очаровательной, безумной седой гривой. Его символический жест - бег пальцев по невидимым клавишам саксофона. Вопиющая безалаберность и безответственность этого Серебрякова сродни этой джазовой летучести. Соня (Ольга Муравицкая) – черная птица с подрезанными крыльями – мечется, как в клетке - отверженная, но сохранившая чистоту и веру. «Надо быть милосердным, папа», - говорит она Серебрякову надрывно и брехтовская рациональная конструкция спектакля плавится от подступающих к горлу слез.

Спектакль «Василий Тёркин» был показан в театре им. В. Маяковского (сцена на Сретенке) в рамках конкурсной программы фестиваля драматического искусства «Уроки режиссуры».

Архангельский театр драмы впервые представлен в событии такого масштаба - мэтры отечественного театра дали свою оценку спектаклю, а зрители в 30 городах страны смогли увидеть спектакль онлайн в кинотеатрах.

Подобный фестиваль прошел в Москве впервые. В конкурсе под пристальным взглядом жюри участвовали только молодые режиссеры с постановками из регионов и двух столиц. Их работы оценивали признанные мастера - от Алексея Бородина до Валерия Фокина.
«Министерством культуры РФ были приглашены очень серьезные критики и режиссеры в качестве жюри. Ни для кого не секрет, что сейчас существует конфликтная ситуация среди критиков в нашей стране, особенно в Ассоциации театральных критиков по поводу „Золотой маски“. Биеннале театрального искусства - фестиваль, созданный для того, чтобы просто показать спектакли, которые впоследствии будут объективно оценены. Поэтому я думаю, что в будущем это будет самый крутой, самый крупный фестиваль, даже лучше „Золотой маски“», - объясняет главный режиссер Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова Андрей Тимошенко.

Лауреатами конкурса стали: Егор Перегудов со спектаклем «Поздняя любовь» («Современник»), Егор Равинский с постановкой «Свои люди - сочтёмся» (РАМТ) и Денис Хуснияров, спектакль «Камень» (Санкт-Петербург, «Театр на Васильевском»). Приз «Зрительское признание» от проекта «Театральная Россия», по результатам открытого голосования среди зрителей, получил режиссёр Илья Славутский со спектаклем «Женитьба» (Казань). Всего в Биеннале приняли участие 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей. 35 театров со всей России показали свои постановки на 18 сценических площадках Москвы.

Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля «Василий Тёркин»:

«Еще одно отличие фестиваля от других - здесь нет проигравших. «Золотая маска» порой ссорит коллег по цеху, уже давно есть прецеденты. Тут же никто не был обижен. 10 ноября было закрытие в Вахтанговском театре, на котором все друг друга поздравляли. Я искренне всех поздравлял, потому что даже получить диплом участника - это уже выигрыш. Все наши имена называли ведущие церемонии - Сергей Безруков и Ольга Тумайкина, и это уже победа. В общем, нам посчастливилось стать участником грандиозного театрального события в нашей стране, первого «Биеннале театрального искусства».


Кроме того, этот фестиваль задуман как мощный двигатель театров, потому что здесь есть и конкурсная, и внеконкурсная программа, мастер-классы признанных мэтров, обмен опытом. Так, в результате спектакль «Василий Тёркин» Архангельского театра драмы был замечен Сетью детских технопарков «Кванториум», от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда, совместно с организаторами Биеннале театрального искусства, 11 ноября состоялся специальный показ спектакля «Василий Теркин» Архангельского театра драмы.

Участие в подобного рода фестивале, как Биеннале театрального искусства, - большое событие для артистов и режиссёров Архангельского театра драмы.

«Когда выходишь на сцену, чувствуешь, что фестивальный народ, который ходит на фестивальные спектакли, смотрит на артистов не так, как обычные зрители: „Мы готовы! Принимаем!“. Эти смотрят по-другому. Они уже с самого начала вцепились в тебя. Поэтому есть разница между взглядом обычного зрителя и зрителя фестивального, искушенного, избалованного», - поделился впечатлениями артист Иван Братушев.

С 12 октября по 10 ноября 2017 года вас ждет особенное театральное событие в Москве - это будет Биеннале театрального искусства, а значит каждый день на различных площадках столицы вы сможете увидеть интересные спектакли. Особенность предстоящего Биеннале театрального искусства заключается в том, что практически все спектакли будут представлены молодыми режиссерами из регионов нашей страны. На биеннале в Москве 2017 цена билета зависит от выбранной вами постановки.

Всего в программу Биеннале театрального искусства в Москве входят пятнадцать спектаклей в разных жанрах, и только два из них будут представлены известными режиссерами, специальными гостями. На биеннале театрального искусства 17 купить билет вы можете уже сейчас на сайте Тикетмикс.

Предстоящее Биеннале театрального искусства - это отличный шанс увидеть что-то новое и необычное, посмотреть образцы современного искусства и классику, перенесенную на сцену в интересном формате. Ниже вы увидите список с описанием лучших десяти спектаклей, которые будут показаны в Москве на Биеннале театрального искусства.

«Три сестры» - это одно из лучших произведений А П. Чехова, которое на московской сцене представит вам режиссер Лев Додин. Это будет история о провинциальной жизни, о предопределенности, о судьбах и разрушенных надеждах. Глубина русского менталитета, сильные женские образы и интересный подход к режиссуре - все это ждет вас. У нас вы можете на биеннале театрального искусства купить билеты в режиме онлайн.

Это будет одна из постановок от специальных гостей фестиваля, ее создал известный и талантливый режиссер Юрий Бутусов. Он представит вам необычное видение классической чеховской истории. В такой интерпретации драма превращается в трагикомедию с элементами гротеска и буффонады. Основная тема этой постановки - стремление человека к простому счастью. На московское биеннале театрального искусства 2017 билеты есть в продаже у нас онлайн.

Этот драматический спектакль основывается на одноименной пьесе Островского, мастера трагедии и специалиста по глубокому раскрытию характеров героев. Вы посмотрите на сцене театра Вахтангова спектакль о любви, боли и недостижимости счастья. Главная героиня замужем, но другой мужчина внезапно пробуждает в ней трепетные чувства - такая история нередко встречается и в наше время, но героиня выбирает самый честный и сложный путь.

Спектакль о любви и реалиях провинциальной жизни вы сможете посмотреть в театре Современник в Москве. Режиссер Егор Перегудов представит вам свое видение пьесы Островского. Вы увидите историю, подтверждающую, что любви все возрасты покорны. Ради счастья приходится порой поступиться своими сформировавшимися убеждениями и принципами, смогут ли сделать это герои постановки?

«Души» - это спектакль-размышление по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Это история о поиске души, о том, что человек в настоящее время измельчал, стал мало заботиться о душе. Вы увидите поиск настоящей русской души на сцене театра Мастерская Петра Фоменко. Особенность спектакля заключается в необычной режиссуре и продуманном музыкальном сопровождении, которое состоит из разных стилей: от рока до классики.

«Чук и Гек» - это постановка по любимому многими с детства произведению Аркадия Гайдара. Однако в рамках Биеннале вы увидите неожиданную версию этой истории о двух мальчишках и их маме, путешествующий навстречу отцу в Сибирь. «Чук и Гек» по жанру это психологическая драма, развязку которой сложно предсказать. Дети думают, что отец работает геологом в Сибири, но постепенно зрители начинают догадываться, что он находится там по совсем другим причинам.

Спектакль о любви, которая неподвластна времени и расстоянию вы сможете увидеть в программе биеннале в Москве. Герои этой постановки: мужчина и женщина, они очень разные, их разделяют километры. годы и обстоятельства, но между ними живет настоящая любовь. Они пишут друг другу письма, в которых раскрывается глубина чувств и характеров. Основой для сюжета спектакля «Письмовник» стало произведение современного автора Михаила Шишкина.

Театр Маяковского в Москве приглашает вас познакомиться со спектаклем «Бешеные деньги». Он основан на пьесе Островского, написанной еще в конце 19 века. В постановке наглядно показано, как деньги влияют на судьбу, характер и поступки человека. Интересен подход режиссера Анатолия Шульева: он не судит героев, не преподносит зрителю выводы, не читает мораль. Каждый зритель сможет составить свое мнение и получит пищу для размышлений.

В Театре им. Е.Б. Вахтангова на церемонии закрытия первой Биеннале театрального искусства были объявлены победители фестиваля-конкурса «Уроки режиссуры». Жюри, в которое вошли режиссеры Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, оценивало показанные на 10 московских площадках 14 спектаклей молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани и Архангельска.

Лауреатами конкурсной премии стали Егор Перегудов со спектаклем «Поздняя любовь» (театр «Современник», Москва), Егор Равинский со спектаклем «Свои люди - сочтемся» (РАМТ, Москва) и Денис Хуснияров со спектаклем «Камень» (Драматический театр на Васильевском, Санкт-Петербург).

Приз «Зрительское признание» от проекта «Театральная Россия» получил по результатам открытого голосования среди зрителей режиссер Илья Славутский со спектаклем «Женитьба» (Казанский драматический театр им. В.И. Качалова, Казань).

Собственные призы финалистам конкурса - сертификаты на гастрольные показы спектаклей в регионах - вручил партнер биеннале, фестиваль «Арт-окно», учрежденный благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт». В 2018 году премированные спектакли-финалисты будут в рамках программы фестиваля «Арт-окно» показаны в городах Белгородской, Курской и Оренбургской областей.

В рамках специальной программы в Москве в этом году были представлены спектакли выдающихся режиссеров: «Три сестры» режиссера Льва Додина (Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург) и «Дядя Ваня» Юрия Бутусова (Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург)

В рамках биеннале совместно с Театральным музеем им. А.А. Бахрушина была проведена масштабная образовательная программа - организованы лекции, творческие встречи, обсуждения, мастер-классы с выдающимися театральными практиками (Лев Додин, Сергей Женовач, Валерий Фокин, Алексей Бородин, Дмитрий Крымов). Состоялись презентации книг Инны Соловьевой «А.С. Суворин: портрет на фоне газеты» и Ксении Лапиной «Театр начинается с афиши».

Совместно с Театральным музеем им. А.А. Бахрушина были подготовлены выставки «От К.С. Станиславского до Л.А. Додина. Уроки режиссуры» и «Владимир Пахомов - неистовый сочинитель театра».

В рамках Биеннале театрального искусства в этом году состоялись:

Драматический фестиваль #Урокирежиссуры (в 2017 году это лучшие спектакли молодых режиссеров, мастер-классы выдающихся отечественных режиссеров, театральные выставки и презентация первых изданий «Библиотеки Биеннале театрального искусства»);

Музыкальный фестиваль #Видетьмузыку, организованный Ассоциацией музыкальных театров;

Проект Музея им. Бахрушина #Цифроваякультура (проекты, посвященные современным технологиям для театра).

В Биеннале театрального искусства приняли участие 16 драматических и 30 музыкальных спектаклей, 35 театров со всей России, которые показали свои постановки на 18 сценических площадках Москвы. События биеннале посетили более 37 тысяч зрителей. А трансляции спектаклей афиши биеннале посмотрели 6500 зрителей в восьми регионах страны. Мастер-классы ведущих режиссеров музыкального и драматического театров собрали 1800 участников. Онлайн-трансляции мастер-классов посмотрели более 70 тысяч зрителей. Впервые прошедшая в Москве Биеннале театрального искусства стала одним из крупнейших событий театральной жизни страны.


Для справки:

На десяти сценах Москвы в рамках фестиваля «Уроки режиссуры» были показаны 14 спектаклей молодых режиссеров:

- «...Души», режиссер Федор Малышев (Театр Мастерская Петра Фоменко, Москва);

- «Человек, который принял свою жену за шляпу», режиссер Никита Кобелев (Театр им. Вл. Маяковского, Москва);

- «Свои люди - сочтемся», режиссер Егор Равинский (РАМТ, Москва);

- «Отцы и дети», режиссер Дмитрий Зимин (Свердловский академический театр драмы, Екатеринбург);

- «Женитьба», режиссер Илья Славутский (Казанский драматический театр им. В.И. Качалова, Казань);

- «Поздняя любовь», режиссер Егор Перегудов (театр «Современник», Москва);

- «Чук и Гек», режиссер Михаил Патласов (Александринский театр, Санкт-Петербург) ;

- «Письмовник», режиссер Наталия Лапина (Санкт-Петербургский государственный театр «Мастерская Григория Козлова», Санкт-Петербург);

- «Билли Миллиган», режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова («Такой театр», Санкт-Петербург);

- «Бешеные деньги», режиссер Анатолий Шульев (Театр им. В. Маяковского, Москва);

- «Первая любовь», режиссер Ирина Керученко (Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», Новосибирск);

- «Гроза», режиссер Уланбек Баялиев (Театр им. Евгения Вахтангова, Москва);

- «Василий Теркин», режиссер Алексей Ермилышев (Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова, Архангельск);

- «Камень», режиссер Денис Хуснияров (Драматический театр на Васильевском, Санкт-Петербург) .

Кто из театралов еще не слышал о таком масштабном проекте, как биеннале театрального искусства? Этот новый театральный проект в 2017 году имеет три крупных ответвления. Первое — «Уроки режиссуры» — стартовало в Москве 12 октября. В него входят лучшие спектакли молодых режиссеров за последние два года и мастер-классы выдающихся отечественных режиссеров. А также театральные выставки и презентация первых изданий «Библиотеки Биеннале театрального искусства»). Второе — «Видеть музыку». Это фестиваль, организованный Ассоциацией музыкальных театров). Третье — «Цифровая культура» — включает в себя проекты, направленные на ознакомление с современными технологиями для театра.

В числе организаторов биеннале можно назвать: Министерство культуры Российской Федерации; благотворительный фонд «Культурные сезоны»; Ассоциацию музыкальных театров; Национальный музей театра и, наконец, проект Театральная Россия.

Программа “Уроков режиссуры”, посвященная творчеству молодых театральных режиссеров России, можно разделить на две части. Первая — это конкурсная программа, в которой представлены четырнадцать спектаклей молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Архангельска, Екатеринбурга и Новосибирска. Вторая — это так называемые «специальные гости», два спектакля выдающихся режиссеров России. Конечно же, эти два спектакля идут вне конкурса.

Несмотря на то, что все спектакли “Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры” проходят в столице России, увидеть их смогут все желающие из самых разных городов Российской Федерации. По заявлению организаторов, спектакли будут транслироваться в кинотеатрах различных городов России.

На открытии биеннале Владимир Мединский, министр культуры РФ, сказал: «Уважагмые друзья!
Сегодня сценическое искусство в нашей стране становится всё более востребованным – оно приковывает к себе внимание экспертов, средств массовой информации и, конечно же, многочисленных зрителей. Российская театральная школа по праву считается одной из самых сильных и самых влиятельных в мире.
Поэтому на текущем этапе считаю очень важным сохранить и развить те щедрые традиции, которыми богат наш театр, понять, каким будет его лицо завтра, достойно передать эстафету молодому поколению. «Биеннале театрального искусства» призвана показать широкой аудитории наиболее ярких режиссёров со всей страны – тех, кто лишь начинает свой творческий путь. А судить их будет авторитетное жюри, которое состоит из мастеров, обладающих самой широкой палитрой взглядов. Уверен, этот проект станет важным событием в жизни российского театрального сообщества, откроет немало новых имён. Искренне желаю всем участникам вдохновения, смелых идей и интересных встреч!»

Взял слово и Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ: «Дорогие друзья! — сказал он. — Я рад приветствовать всех организаторов и участников Биеннале театрального искусства! Я бы очень хотел, чтобы этот масштабный проект, включающий сразу два фестиваля: «Видеть музыку» и драматический фестиваль «Уроки режиссуры», не стал разовой акцией.

И еще я бы хотел, чтобы критерий выбора участников оставался неизменным — «… наше — все, что талантливо, художественно, самостоятельно; все, что недаровито, низменно по вкусу, истрепано, — не наше». Я думаю, что эти слова Вл.И. Немировича-Данченко, которые процитировали организаторы Биеннале, должны стать своего рода девизом, которому надо следовать. И я верю, что работы молодых режиссеров, собранные в афишу фестиваля «Уроки режиссуры», будут по-настоящему талантливыми. Как же может быть по-другому, ведь при отборе участников фестиваля были учтены и рекомендации Режиссерской гильдии СТД РФ, и что еще очень важно: судить будет жюри, в которое вошли большие Мастера, действительно мэтры отечественной режиссуры. Проблема режиссуры всегда была и остается главной, и фестиваль, который нам представит новое поколение режиссеров, формирующее сегодня современный театральный язык, уверен, крайне необходим и очень перспективен.

Мы все время говорим о том, что разрушены связи между поколениями, что нет преемственности, и это, правда, а потому так важно, что возник фестиваль, который столкнет режиссеров разных поколений, что они услышат друг друга, многое откроют для себя. Я уверен, что «уроки», которые преподаст фестиваль, будут полезны всем. Я желаю всем участникам Биеннале удачи! Пусть на всех спектаклях будут аншлаги, пусть не смолкают восторженные аплодисменты, пусть будут открытия и победы!»

Для тех, кто любит театр, сейчас, как говорится, наступило «самое время» для того, чтобы посетить оригинальные спектакли молодых режиссеров и сравнить их с теми представлениями, которые регулярно организуют мэтры сцены. Столь интересный проект вряд ли оставит равнодушным кого-то из театралов.