Что значит детский рисунок человек без рта. Тест: Что рисует ваш ребёнок

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна. Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный). Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Рука мастера

На какие характерные особенности манеры рисования полезно обращать внимание родителям, чтобы лучше понимать своего ребенка?

Нажим: ровный и умеренный говорит об уравновешенности, гибкости, самообладании, склонности обдумывать свои действия. Сильный - о напряжении, воле, напористости, высоком уровне энергии, стремлении преодолевать сопротивление (иногда это могут быть и действия назло или вопреки). А вот слабый указывает на общую нерешительность, неверие в свои силы, . Малыш нуждается в поддержке и одобрении.

Но! Если ребенок долгое время находится в условиях, когда ему приходится сдерживать свою активность («быть хорошим и правильным» в садике), то через сильный нажим в рисунке он может «скидывать» накопившуюся энергию.

Размер: большие крупные элементы часто означают эгоцентризм, стремление к экспансии, активность, даже агрессивность. А маленькие человечки, домики - признак робости, тревожности, ощущение собственной незначимости, сдержанности в проявлении чувств, зажатость.

Но! Большой размер фигур может быть связан и со значимостью персонажа для ребенка, и с проблемами со зрением.

Расположение на листе: если малыш обычно рисует в центре, значит, ему комфортно, он благополучен. Картина смещается вправо - интерес к будущему, к переменам. Влево - признак инфантильности. Сверху листа будет рисовать фантазер и оптимист, снизу - пессимист.

Но! Такая интерпретация работает, только если ребенок правша. К тому же очень многое зависит от сюжета картины.

Палитра: если обычно используется 1 цвет, это указывает на боязнь проявить себя; от 2 до 5 - ребенок открыт для нового, гибок, уверен в себе; более 7 цветов означает эмоциональную подвижность (неустойчивость). Преимущественно темные цвета говорят о склонности к отрицательным эмоциям, подавленности. Яркие - на активность, жизнерадостность.

Но! Выбор цвета зависит от настроения в конкретный момент. К тому же в возрасте около 6 лет дети начинают разделять цвета по «половому признаку» (розовый - «девчачий»), выбирая для рисунка «свою» палитру. А вот став постарше, многие, наоборот, старательно избегают такого разделения и не используют надоевшие цвета.

Обсуждайте с детьми их рисунки: это научит их лучше разбираться в своих чувствах

Тест-картинка «Человек под дождем»

Этот тест помогает узнать, как ребенок реагирует на стрессовую ситуацию. Ведь модель поведения закладывается еще в детстве. Поэтому родителям дошколенка полезно понять, как малыш адаптируется к новым обстоятельствам, как реагирует на неудачи - и какие качества необходимо развить, чтобы он научился быстро справляться с неприятностями.

Что нужно: Два альбомных листа; карандаши (не менее 12 штук разного цвета); ластик.

Задача: Дайте ребенку первый лист, расположив вертикально. Предложите нарисовать человека, затем попросите на втором листе изобразить того же персонажа под дождем.

Манера рисования

Четкие линии рисунка говорят о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию, порой слишком уходя в себя.

Непостоянные контуры (где-то прорисованы, где-то - нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных обстоятельствах.

Штриховка - напряжение, тревожность, боязнь сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие эскизные линии - ребенок отличается повышенной впечатлительностью и мнительностью.

Изображение примитивное («палка, палка, огуречик») - малыш ищет одобрения, поддержки.

Цветовая гамма

Очень яркие оттенки - склонность преувеличивать значение неприятных событий.

Темные тона - боязнь осуждения в сложной ситуации, плохие предчувствия.

Четкое цветовое разграничение персонажа и непогоды - осознание и понимание ребенком стрессовой ситуации, способность увидеть ее возможные причины, оценить и себя, и свое состояние.

Радуга, солнце, цветы, растущие под дождем грибы - стремление к лучшему, малыш внутренне готов преодолевать трудности

Антураж

Чем больше капель дождя , тем сильнее ребенок боится трудностей; редкие струйки - малыш не переживает: проблемы скоро уйдут.

Тучи - угроза больших неприятностей, наказания. Небо затянуто - упадническое настроение.

Лужи указывают на чувствительность, ранимость, способность долго переживать из-за проблем.

Зонт - символ связи с родителями; раскрытый - ожидание помощи от мамы, закрытый - от отца.

Отсутствие зонта, крыши - инфантильность, нежелание принимать решения самостоятельно.

Образ персонажа

Пол указывает на модель поведения в стрессовой ситуации: мужской характеризует решительность, активные действия в поиске выхода; женский - пассивность, доминирование интуиции. «Смена пола» во втором рисунке указывает на изменение стиля поведения. Если изображен герой противоположного пола, значит, ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из родных).
Возраст символизирует уровень качеств, помогающих принимать решения: взрослый человек - рассудительность, ребенок - потребность в опоре.

Большая голова - высокий интеллект, изобретательность; маленькая говорит о низкой оценке умственных способностей.

Крупный торс - символ неудовлетворенности (хотелось бы быть супергероем, завоевать восхищение); слишком маленький - ощущение недооцененности, униженности. Покатые плечи говорят об унынии, отчаянии.

Лицо: плохо прорисовано - нежелание замечать проблемы и бороться с трудностями. Изображено детально - активность, значимость отношений с другими людьми.

Руки: разведенные в стороны - открытость; спрятанные за спиной - неготовность к компромиссам, негибкость. Прижатые к телу - символ скованности.
Действия персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) напрямую отражают реальное поведение ребенка в стрессе.

Масштаб, положение

Чем крупнее персонаж , тем лучше дети справляются с неприятностями. Маленькая фигурка говорит о желании переложить ответственность на других. Огромная же, не умещающаяся на листе, - ребенок фокусируется на эмоциях и не может здраво оценить происходящее.

Рисунок сверху листа - растерянность, уход в мир фантазий. Внизу - подавленность, ощущение безысходности и невозможности изменить ситуацию. В центре - готовность решать проблемы.

Смещение влево - надежда, что мама придет на помощь. Вправо - привязанность к отцу, стремление произвести на него впечатление своим поведением в сложных обстоятельствах.

Фигура в профиль , со спины - ребенок уходит в себя, отсюда сложности в налаживании контактов.

Герой повернут влево - малыш сосредоточен на себе, не очень решителен.
Повернут вправо - активен, оптимистичен, думает о будущем и готов развиваться.

! Важно!

Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: «Что будет, если выглянет солнце?». Добавьте второго героя («помощника»), - подскажите новые способы поведения в стрессе.

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие. Хоть он и использует привычную модель поведения - помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам. Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Известно, что по рисункам детей порой можно определить не только особенности их личности, но и наличие проблем, в первую очередь — психологических. Какие особенности рисунков должны насторожить?

Изменения в рисунках

Допустим, вы заметили, что ребенок стал рисовать намного чаще или реже, резко поменялись стиль рисунков, сюжет, цветовая гамма… Раньше рисовал цветы и деревья, а теперь — злых людей. Раньше рисовал красными и желтыми красками, а теперь — черными и фиолетовыми. Или вообще каким-то одним цветом. Все это свидетельствует о том, что ребенка что-то беспокоит.
Нечеткие линии

Если рисунок выполнен ясными и четкими линиями — значит, с ребенком все в порядке. Если же линии слабые, плохо заметные, то на это стоит обратить внимание.
Конечно, может быть и так, что ребенок просто не умеет толком пользоваться своим инструментом для рисования. Возможно, ему дали карандаш не по возрасту.
Или он не очень хорошо представляет себе, что именно нужно нарисовать. Такие линии часто бывают в рисунках детей, не очень уверенных в себе. Попробуйте чаще его хвалить, обнимать, больше бывать вместе с ним, открывать перед ним окружающий мир.
Слабость линий может являться, увы, и признаком более серьезных проблем — неврологических нарушений. Если вы заметили, что в рисунках ребенка нет нажима, линии едва видны, то есть смысл показать его специалисту — неврологу или хирургу.
Несоответствие цветов возрастной норме

Для каждого возраста характерно применение определенной цветовой гаммы. Например, до 2,5 года дети любят рисовать яркими красками — красной, желтой, синей, зеленой. Причем применяют их не всегда к месту.
С 2,5 до 4 лет в рисунках может использоваться черный цвет. Это совершенно нормально, так как означает, что малыш научился более точно отражать окружающий мир.
С 5 лет в рисунках опять обычно присутствуют только яркие цвета. Но они больше соответствуют реальным, чем в более раннем возрасте.
К 7-8 годам все знакомые ребенку объекты должны быть раскрашены в реальные цвета. Если цвета не соответствуют реальным, то либо у вашего малыша есть креативная жилка, либо у него проблемы со здоровьем или психикой. К счастью, второй вариант встречается намного реже.
Наличие штриховки

Если многие объекты на рисунке заштрихованы, да еще с сильным нажимом, это может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает повышенную тревожность, чего-то боится или у него плохое настроение. Особенно тревожный признак — если ребенок заштриховывает не только объекты, но и пространство вокруг них.
Попробуйте проанализировать ситуацию в семье. Возможно, ребенок постоянно становится свидетелем родительских ссор? Или ему пришлось адаптироваться к новой для него ситуации — смене места жительства, детскому саду, школе? Ребенку старше 6 лет стоит задать вопрос, что именно его беспокоит. Если ребенок младше, можно за ним понаблюдать. Если вы не можете справиться с ситуацией самостоятельно — обратитесь к психологу.
Стереотипные рисунки

То, что малыш рисует одинаковые объекты — скажем, девочка — принцесс, а мальчик — солдат, еще не повод для беспокойства. Но если в рисунках отсутствует динамика, если, к примеру, все принцессы и солдаты одеты одинаково, и все нарисованные домики выглядят совершенно однотипно: дверь, окно, дым из трубы — это повод для консультации у детского психолога. Возможно, у вашего ребенка проблемы с мировосприятием.
Нестандартные рисунки

Иногда родители приходят в шоковое состояние, обнаружив, что ребенок рисует какие-то “дикие” вещи: например, сцены насилия или голых “тетенек”. Не стоит сразу набрасываться на малыша с руганью. Возможно, он это просто где-то срисовал — из компьютера или из глянцевого журнала для взрослых. Не исключено, что он даже не знает, что означает данный рисунок. Поэтому не спешите делать выводы.
“Ущербные” изображения людей

Если ребенок вдруг начинает рисовать людей, особенно близких, с отсутствующими частями тела — без рук, ног, лиц, глаз, рта, ушей — это может указывать на реальные проблемы в отношениях с данным человеком. Возможно, нарисованный таким образом отец или брат нарушает личные границы ребенка, наказывает его или третирует. Либо ведет себя в семье так, что это напрягает ребенка. Если вы заметили такое, попытайтесь разобраться в ситуации.
Нестандартные детали на изображениях людей

Если вы заметили на теле нарисованного человека заплатки или у него переплетены руки и ноги, это может указывать на то, что у ребенка что-то болит. Заплатки или переплетения обычно появляются как раз на больных органах.
Расположение рисунка

Если рисунок едва не вылезает за края листа бумаги, это говорит об эгоцентричности ребенка. Он стремится быть в центре внимания, “заполнить” собой все пространство. Это означает, что либо малыш крайне избалован, либо, напротив, обделен вниманием.
Если объекты мелкие, “теснятся” в углу листа, то у ребенка низкая самооценка. Если лист для рисунка слишком велик, это признак высокой самооценки. Уровень притязаний такого маленького художника выше, чем то, что он имеет сейчас. В обоих случаях ребенку нужно помочь реализовать свой потенциал.

Назначение теста

Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.

Описание теста

Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
Как он отнесся к заданию?
Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

  • Кто этот человек?
  • Где он живет?
  • Есть ли у него друзья?
  • Чем он занимается?
  • Добрый он или злой?
  • На кого он смотрит?
  • Кто смотрит на него?
Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • У него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
Этот человек здоров?
Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов теста

Краткая версия обработки графической информации

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

  • У человека нарисована голова.
  • У него две ноги.
  • Две руки.
  • Туловище достаточно отделено от головы.
  • Длина и ширина туловища пропорциональны.
  • Плечи хорошо прорисованы.
  • Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  • Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  • Шея ясно просматривается.
  • Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  • У человека нарисованы глаза.
  • У него нарисован нос.
  • Нарисован рот.
  • Нос и рот имеют нормальные размеры.
  • Видны ноздри.
  • Нарисованы волосы.
  • Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  • Человек нарисован в одежде.
  • По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  • Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  • Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  • На руках изображены пальцы.
  • На каждой руке пять пальцев.
  • Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  • Большой палец достаточно хорошо выделен.
  • Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  • Прорисован локтевой сустав.
  • Прорисован коленный сустав.
  • Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  • Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  • Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  • Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  • Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  • На ногах можно различить пятки.
  • Форма головы правильная.
  • Форма тела в целом правильная.
  • Очертания конечностей переданы точно.
  • Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  • Уши хорошо различимы.
  • Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  • На лице прорисованы ресницы и брови.
  • Зрачки расположены правильно.
  • Глаза пропорциональны размерам лица.
  • Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  • Четко различимы лоб и подбородок.
  • Подбородок отделен от нижней губы.
Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
    5 лет - 10 очков.
    6 лет - 14 очков.
    7 лет - 18 очков.
    8 лет - 22 очка.
    9 лет - 26 очков.
    10 лет - 30 очков.
    11 лет - 34 очка.
    12 лет - 38 очков.
    13 лет - 42 очка.
    14 лет - свыше 42 очков.
В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.
На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
Нет туловища или туловище в виде палочки.
Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
Нет ступней.
Нет одежды и нет никаких половых признаков.
Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Символические значения фигуры человека

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Если у человека непропорционально большая голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок

За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза

Глаза, как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

Пристальный, пронизывающий взгляд - выражение агрессивности.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые глаза - попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот - многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы - общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос - сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Руки - символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Другая важная характеристика изображения рук - это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони - признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела - открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук - крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

Для детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Если ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище

Туловище - символ представления ребенка о физическом облике человека.

Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения - внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный ребенок рисуетслабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Если маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

В целом округлая форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Крайне негативный признак - изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Если стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

Если ступниодетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии

Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Расположение и размер рисунка

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали

Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела

Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

не в тему... Вот читаю я про топики, кто как рисует и почему. И вспоминаю как я рисовала сама...Почему заборчик вокруг домика обозначает - закрытость..да делать было нечего сидела я и думала, чего бы еще пририсовать..дым из трубы тоже появлялся именно так, шторки на окошках тоже. При рисовании семьи, кто то мог получится оч большим или маленьким, но просто от того что не расчитала, не влезло на страницу...Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво...лучше их за спину....Когда я прочитала книжки о том, что детские рисунки многое говорят....боже подумала я чтобы подумали обо мне увидев мои рисунки...по моим рисункам можно сказать что детство было ужасное и я с тучей проблем и комплексов кхм...и все потому что я пририсовывала эту закорючку...но руководствовалсь я при это достаточно банальными вещами...Желание приукрасить и сожаление что дорисовала, а хочется пририсовать еще что нибудь...или же просто не умение рисовать и как следствие нежелание детализировать некоторые моменты....

Неужели ни у кого нет ощущения что то что написано про эти методики по рисункам не соответствуют настоящему...неужели вы не рисовали ручку на двери в домик потому что закрытый человек..или рисовали шторки на окнах потому что вы скрытны? я смотрю по себе множество проблем которые можно было бы прочитать в моих рисунках банальное украшательство и неумение рисовать.

И про цвета добавлю....порой выбирала цвета карандашей - просто потому что лучше заточен...и все..быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами..А психолог бы разглядывая во временном пространстве сказал бы о-оо! у девочки в этот период явные проблемы и подавленность... 08.02.2005 14:38:18, Штучкина Маша

"Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво" - а почему для данного ребенка важно, чтобы ВСЕ было красиво, тогда как большинству детей важно, чтобы у человечка ВСЕ было (то есть наличие и рук, ног и ушей, неважно, красиво получилось или нет)?
"быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами" - опять же, почему данный реб предпочитает рисовать темными цветами вместо того чтобы заточить любимые светлые? я вот (и большинство знакомых мне детей) темными рисовать не любили, я точила любимые, просила родителей купить новыю коробку карандашей - фломастеров (помню, могла неделю-2 не рисовать, потому что не было красного фломастера, он всегда первым заканчивался)
То есть слишком заумный подход к трактовке рисунков - это слишком, но отрицать данную науку как таковую - это тоже слишком. 08.02.2005 18:03:20,

полностью согласна с последним абзацом, именно это я хотела донести..теория она есть и действительно работает, но порой чрезмерное капание приводит к ложным впечатлениям... при желании отыскать в рисунке можно все что угодно.
зы у меня кстати первым кончался желтый %)...не точила потому что не умела, а взрослые порой были заняты в тот момент когда приспичивало творить, можно сказать что этим темными цветами я выливала свое горе о желтом карандаше %)))))))))))))) 08.02.2005 18:59:23, Штучкина Маша

Детская душа - тайна, которую надо уметь разгадывать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме и откровенно заявляет о себе!

Домашний тест «Я и моя семья», о котором пойдет речь, лучше всего предлагать детям 5-10 лет. Дайте ребенку большой лист бумаги, цветные карандаши и предложите ему нарисовать самого себя и всю семью. Постарайтесь незаметно подсмотреть, как он работает, в какой последовательности располагает персонажей своей картины на бумаге. Важно, чтобы маленький хитрец не заметил, что за ним наблюдают, - иначе результаты теста будут недостоверны.

Итак, ребенок после вашей просьбы начинает рисовать себя, потом маму, папу, бабушку и прочих домочадцев. Как правило, только после людей дети рисуют другие детали - облака, цветы, животных. Если же художник старательно вырисовывает цветочки-бабочки и лишь после берется за людей, то это тревожный симптом для семьи. Вам стоит серьезно задуматься, в чем причина равнодушия ребенка к своим близким. Вообще, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - знак психологического дискомфорта или признак конфликта, в который вовлечен маленький творец.


Обычно ребенок в первую очередь изображает либо самого любимого члена семьи, либо самого авторитетного. Если малыш считает наиболее значительной фигурой самого себя, то с удовольствием начнет рисунок с собственной персоны. Но если юный художник чувствует себя ненужным, отвергнутым, то «автопортрет» появится на картине последним.


Вообще размеры фигур на рисунке содержат много важной информации. Если малыш мнит себя пупом земли, ему может даже не хватить листа для изображения себя, любимого. Напротив, отверженные, одинокие дети рисуют себя крошечными человечками, подчеркивая свою незначительность и ненужность. И то и другое - результат порочного воспитания. При адекватной самооценке юный художник изображает собственную персону одинакового роста с мамой и папой или чуть ниже родителей.


Чтобы оценить эмоциональный климат вашей семьи, обратите внимание, насколько близко нарисованы люди на групповом портрете. Чем дальше фигуры находятся друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, отражающая, как правило, конфликтную ситуацию в семье. Если дети это сильно ощущают и глубоко переживают, они включают в свободное пространство листа изображение посторонних предметов. Так, ребенок, растущий в эмоционально неблагополучной обстановке, рисует между родными неизвестных людей, собак или цветы.


Взрослые любят задавать глупые вопросы типа: «Кого ты больше любишь: маму или папу?» Рисунок красноречиво говорит и об этом. Степень своей привязанности малыш показывает близостью собственного изображения к родителю: чем дальше ребенок находится от мамы или папы, тем меньше его привязанность, и наоборот - чем ближе, тем счастливее юный художник.


Если дети помещают себя в центре, между мамой и папой, это значит, что они ощущают себя необходимыми и важными членами семьи. Изображение себя после братьев и сестер, подальше от родителей, - тревожный знак, свидетельствующий о том, что ребенок переживает душевный дискомфорт, думая, что он никому не нужен.

Бывает, малыш с удовольствием изображает всех родных, забывая нарисовать лишь
себя. Это сигнал «SOS!». Скорее всего, ваши семейные отношения далеки от идеала и тягостны ребенку. Отсутствие художника на собственном рисунке - это не что иное, как протест против существующего порядка вещей.


Яркий мазок на рисунке, бросающийся в глаза, как правило, выделяет того члена семьи, к кому ребенок наиболее привязан. Мамы обычно одеты в наряды, которые не снились самым известным модельерам, а их волосы (нередко синие, красные, желтые) - яркие-преяркие! Когда детям в семье эмоционально комфортно и хорошо, они «наряжают» и себя в костюмы теплых, насыщенных цветов. Холодные тона чаще всего свидетельствуют о конфликтных отношениях между ребенком и тем, кого он «одевает» в темный, неуютный цвет.

Большую информацию несет прорисовка головы. Если лицо прорисовано гораздо тщательнее других частей тела, хозяин такой головы - фигура значительная в жизни ребенка. Если маленький творец пропускает на портрете родственника части лица или вообще изображает только овал, на котором нет ни глаз, ни носа, ни рта, значит, он протестует против «безликой» личности - источника его негативных эмоций. Если таким образом рисуется собственная физиономия - ребенок чувствует отчужденность в семье и нарушение общения со многими людьми.

Когда у бабушки нарисованы только глаза, юный художник «уведомляет» вас, что она постоянно и неотступно следит за ним. Может статься, что уши дедушки станут напоминать Чебурашкины - это сигнал того, что всеслышащий дед создает проблемы в жизни маленького человека. Хозяин единственного на лице рта, скорее всего, подавляет ребенка своими бесконечными нотациями.

Руки - важная содержательная часть рисунка. Самые длинные руки или руки, поднятые вверх, - у агрессивного члена семьи, который, возможно, пугает ребенка. Когда малыш пририсовывает себе длинные руки, это свидетельствует о его желании быть агрессивным. Ребенок, изображенный на рисунке без рук, - тревожный сигнал собственного бессилия и бесправия в семье.

Конечно, хороших рисунков гораздо больше, чем тех, которые «кричат» о бедах маленького человека. И все же симптомы душевной болезни важно знать каждому родителю, чтобы не упустить главного в тонком процессе воспитания личности. Любите своих детей, рисуйте вместе с ними, переживайте их проблемы и будьте внимательны: не всегда то, что является тайным страданием, лежит на поверхности. Заглянув внутрь и поняв проблему, легче ее преодолеть. Наша главная задача - постараться вырастить счастливых людей, рядом с которыми будут счастливы все.