Что такое станцы рафаэля. Рафаэль Санти

Stanze di Raffaello , букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza - комната) - помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам . В каждой станце (комнате) четыре фресковые композиции, каждая целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Помещения существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа , то есть в апартаментах Александра VI . По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Станца делла Сеньятура

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа » - философию, «Диспута » - богословие, «Парнас » - поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) - главные гуманистические и христианские добродетели.

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа » - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона . Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма , подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии . Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон , играющий на лире да браччо . Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер , Вергилий , Данте , Петрарка , Анакреонт , Сапфо и другие, справа - Теренций , Ариосто , Овидий , Гораций , Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

Станца дель Инчендио ди Борго

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo ) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства , а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV , что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х . Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго ».

По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра , причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Станцы Рафаэля в Ватикане - эталон «высокого Возрождения» в изобразительном искусстве, одно из самых посещаемых мест Музеев Ватикана.

Станцы Рафаэля. Фреска "Диспута" в станца делла Сеньятура

Станцы Рафаэля представляют собой сравнительно небольшие комнаты (от итальянского stanza=комната, примерно 8х10 метров) в Папском Дворце Ватикана, расписанные фресками. Интересно, что время работы Рафаэля над станцами совпадает со временем работы Микеланджело над плафоном Сикстинской Капеллы.

Из четырех комнат: Станца дель Инчердио ди Борго, Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца Константина, - лишь первые три полностью принадлежат кисти Рафаэля. Последняя комната расписана учениками мастера (Джанфранческо Пенни, Джулио Романо, Рафаэле Колле) по эскизам Рафаэля уже после его смерти в 1520 году.

Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Фреска "Пожар в Борго" в Станца дель Инчендио ди Борго

В 1508 году Рафаэль по приглашению Папа Юлия-II приезжает в Рим и начинает работу над росписями парадных залов Ватикана. Первая фреска, которую написал Рафаэль в Станца делла Сеньятура – «ДиспутА» (ударение на последний слог) или по-другому «Диспут о Святом Причастии». О назначении зала до сих пор идут споры. Принято считать, что Станца Сеньятура (от латинского signature= обозначать, ставить знак, отметку) – это рабочий кабинет Папы Юлия-II, где он подписывал свои буллы и послания.

Станцы Рафаэля в Ватикане. Фреска "Афинская Школа" в зале Сеньятура

Но, вполне возможно, что в этом зале располагались папская библиотека и его коллекция. Это единственная из трех станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Фреска «Диспута» изображает беседы о таинстве причастия. Символ причастия – гостия (или «хостия» = облатка из пресного хлеба), - установлен на алтаре в центре композиции. Действие картины происходит в двух планах: небесном и земном.

Станца Константина

Фрески этого зала изображают победу императора Константина Великого над язычеством. Начиная с фрески «Видение Креста», которая рассказывает о том, как накануне центрального сражения за власть у Мульвийского моста между Константином и Максенцием,

Станцы Рафаэля. Фреска "Битва у Мульвийского моста" в Зале Константина

Константину привиделся сияющий крест со словами «Сим победиши!» Западная стена станцы украшена фреской «Битва у Мульвийского моста», после победы в которой Константин становится единоличным правителем империи. На северной стене фреска «Крещение Константина», и восточная стена повествует о «Константиновом Даре» - это некая грамота, которую якобы получил от Константина Папа Сильвестр, дающая Папе власть над всей западной Римской Империей.

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О фресковой росписи Рафаэля станц (комнат в папском Ватиканском дворце) делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро, и фресковых картинах «Диспута», «Парнас», «Изгнание Элиодора из Храма» читайте в нашей статье.

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана - это три сравнительно небольшие комнаты в папском Ватиканском дворце, расписанные Рафаэлем вместе с учениками в 1508 - 1517 годах. Эти Апартаменты уже существовали при папе Николае V (1447-1455). Станца делла Сеньятура (комната Подписей) - единственная из трёх станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Стены этой комнаты, которую начали оформлять первой, украшают фрески: «Диспута», «Афинская школа», «Парнас» и «Правосудие».

«Диспута» - первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. В этой фреске, изображающей Религию, манера Рафаэля свидетельствует о том, что он ещё не освободился от влияния художников, чьи работы на подобный сюжет он видел во Флоренции и Риме.

Рафаэль Санти. Фреска «Диспута»

Тема росписи - триумф высшей истины религиозного откровения. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре - это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого - голубь в сфере - спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Рядом с Христом, окружённым сиянием и славой, сидят Святая Дева и Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке - праотцы, пророки, святые Пётр, Павел и другие. Внизу, симметрично по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых идёт диспут, представлена земная Церковь. Учёные, философы, понтифики Римско-католической церкви, чья вера оставила след в истории, ведут диспут. Четырём мужам у алтаря Рафаэль придал черты Данте, Савонаролы, Браманте и художника - монаха Фра Беато Анджелико. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Эта гармония и композиционное единство достигаются благодаря построению - фреска похожа на архитектурное строение и неотделима от помещения, в котором находится.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас»

Композиция «Поэзия» (название «Парнас» она получила позже) Рафаэль разместил между «Афинской школой» и «Диспутой» на восточной стороне Станцы делла Сеньятура. Сюжет росписи был разработан в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Петрарки, Бокаччо, Салутати и олицетворял идею Bello - красоты, Прекрасного.

Рафаэль с лёгкостью решил проблему визуального изображения Поэзии, которую в эпоху Возрождения считали «второй теологией» и «божественным искусством». Художник изобразил холм с рощей символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшуюся в античные времена местом жительства Муз.

В центре композиции Аполлон, бог музыки и поэзии, играет на лире да браччо. Эта лира - очевидный анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия), потому что античная музыка вообще не знала смычковых инструментов. Рафаэль дал в руки Аполлону не античный инструмент, а современную ему лиру да браччо для того, чтобы подчеркнуть главную идею всего цикла станц - преемственность античной и современной Рафаэлю культур.

Вокруг Аполлона - девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Чтобы уравновесить фигуру Гомера, справа, спиной к зрителю, художник изобразил музу Уранию в красном одеянии. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело, и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас». Изображение Микеланджело

Творенье может пережить Творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

Невозможно точнее определить предназначение искусства.

Четвёртая фреска посвящена теме правосудия и состоит из трёх частей. Над окном художник разместил три женские фигуры, символизирующие Мудрость, Меру и Силу. Слева от окна - изображение императора Юстиниана с кодексом гражданских законов, а справа изображение папы Григория IX со сводом церковных правил. Они символизируют история церковного и светского права.

Ансамбль фресок Станцы делла Сеньятура Рафаэля - воплощение гуманистической мечты Возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях.

Рафаэль Санти. Станца д‘Элиодоро

Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода - могущество Церкви. Девиз Рафаэля - Церкви подчинены все силы на земле - особенно ярко выражен во фресках Станцы д‘Элиодоро. Эта станца была второй из комнат в ватиканских покоях папы, которую оформлял Рафаэль в 1511 - 1514 г.г. По распоряжению папы Юлия II эта станца было отведена для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Художественное оформление станцы должно было подчеркнуть важность этого места, что и определило тематику её росписи.

Сюжетами для фресок этой станцы послужили легенды и эпизоды из истории Церкви, когда она якобы благодаря божественному вмешательству, избавилась от грозящей ей опасности. Как католик и официальный живописец папского престола, Рафаэль в четырёх фресках этой станцы изобразил величие Церкви, её Всепобеждающую силу и могучий гнев божий против врагов её и папы.

Рафаэль Санти. Фреска «Изгнание Элиодора из Храма»

Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Элиодор явился в Храм Иеговы, чтобы разграбить его и похитить золото, предназначавшееся вдовам и сиротам. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела - прекрасного всадника в золотых доспехах. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне фрески, со страхом и изумлением смотрят на совершившееся чудо. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II , которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. В этом эпизоде Рафаэль грешил против истины, но этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке. Фреска была написана с целью прославления папы Юлия II , поэтому основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями из жизни Юлия II : победой над французами, которых папа изгнал из Папской области и его чудесным избавлением от плена в Болонье в 1509 году. Фрески этой станцы интересны ещё и тем, что показывают истинное положение даже такого гения, как Рафаэль, при дворе папы, зависимость художника от тенденций своего времени и невозможность подать своё видение исторического события. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года, и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре.

Последние изменения: Октябрь 11, 2018

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино —один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.

Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль . Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества. Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.

Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.





Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций. В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров. Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.





Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.

Возможно Вас заинтересует:

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.





Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет. Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

Станца делла Сеньятура

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Станцы Рафаэля в музее Ватикана на карте