Чем отличаются лужин и раскольников. Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика

В романах Достоевского почти все ведущие герои являются идеологами. А потому героя своего романа “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова Достоевский наделил духовными двойниками, которыми являются Свидригайлов и Лужин. Эти образы олицетворяют “темную” сторону личности главного героя, концентрируют в себе его пороки, что позволяет читателю получить максимально верное представление о личности и характере Раскольникова.

Достоевский показывает нам Свидригайлова как человека без совести и чести. Это человек равнодушный, скучающий. Он хочет найти в жизни “нечто всегдашним рожденным угольком в крови пребывающее”. Образ Свидригайлова – своеобразное предостережение Раскольникову: Свидригайлов – это существо, в которое превратится Раскольников, если не послушается голоса собственной совести и будет жить, имея на душе преступление, которое не было искуплено страданием.

В образе Свидригайлова раскрывается вся сущность нравственного падения человека, пошедшего по пути преступлений. Он все время тревожит Раскольникова, убеждая его, что они “одного поля ягоды”: “Ну, не сказал ли я, что между нами сеть какая-то общая точка?” Свидригайлов не видит человека ни в ком, он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью извлечения из них выгоды при помощи шантажа нет ничего дурного. Свидригайлов для Раскольникова становится воплощением чего-то низкого, омерзительного, но, тем не менее, Родиона Раскольникова влечет к этому темному началу. Ведь Раскольников решил реально, а не фантастически стать “властелином”, а значит решил пойти по дороге Свидригайлова. Внутреннее сходство Раскольникова и Свидригайлова состоит также в грехе безбожия, гордости и праздности. Кроме того, они оба страдают от сознания подобной праздности. Но Раскольников в конце романа смог преодолеть в себе свидригайловскую гордость и праздность, свидригайловский демонизм, нашел любовь и жизнь, а значит – себя. Ему стала невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Свидригайлова и Лужина, он стал ненавидеть их, хотя в сущности не имел на это никакого права.

В контексте темы моего сочинения внимания заслуживает еще один персонаж романа – Лужин – предприниматель, сделавший себя сам, который хочет, будучи человеком “маленьким”, стать человеком “большим”, превратиться из никого в хозяина жизни. Здесь можно провести параллель между Раскольниковым и Лужиным. Раскольников – бедный студент, которому очень хочется выкарабкаться из того нищего состояния, в котором он находится. Но не просто перерасти себя на этом этапе! Он хочет видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении. Так появляется теория о разделении людей на два разряда. Причем и Лужин, и Раскольников хотят видеть свою принадлежность к высшей категории. Это стремление приводит к тому, что Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню.

Оба этих героя – Раскольников и Лужин – неверно воспринимают собственное положение, их точка зрения относительно своего места в обществе сводится к тому, что они считают себя лучше других людей, по крайней мере тех, которые становятся их жертвами. Единственная разница между Лужиным и Раскольниковым – в том, что у первого понимание самой проблемы и методы, которые он использует, более пошлые, чем у второго. Лужин опошляет и тем самым дискредитирует теорию “разумного эгоизма”.

Мотивы же Раскольникова благородны, он действует не из расчета, а из заблуждения.

Однако нельзя давать одинаковую оценку этим трем персонажам – Раскольникову, Лужину и Свидригайлову. Достоевский показал нам внутренний мир Раскольникова через взаимодействие героя с персонажами, которые его окружают, через постоянную борьбу между сознанием и подсознанием, его душевные переживания. Писатель показывает нам, какую власть может иметь над человеком идея и какой страшной может быть эта идея, если она способна толкнуть человека на преступление.

Достоевский подверг анализу сознание и подсознание главного героя, он полностью раскрыл перед читателем характер Раскольникова. Писатель показал нам внутренний мир героя с помощью контраста – через сравнение черт, присущих Раскольникову, с личностными характеристиками Свидригайлова и Лужина.

(No Ratings Yet)

  1. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,...
  2. Ближе всего к Раскольникову стоит Свидригайлов, который сам это признает, отмечая: “Мы одного поля ягоды”, “…между нами стоит какая-то общая точка”. У Свидригайлова практически есть все то, к чему так...
  3. Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем:...
  4. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  5. План I. Двойственность – характерный прием изображения у Достоевского. II. “Двойники” Раскольникова. 1. Лужин – носитель “теории разумного эгоизма”. 2. Образ Свидригайлова. III. Значение “двойников” для отображения противоречивого характера Раскольникова....
  6. РОЛЬ “ДВОЙНИКОВ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу – показать людям...
  7. Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и...
  8. В “Преступлении и наказании” почти 90 различных персонажей, каждый из которых является самостоятельным, значимым для развития и осознания идеи романа. Многие исследователи выделяют несколько вариантов в распределении и группировки действующих...
  9. Основным смыслом содержания романа является полная невозможность найти выход из жизненных тупиков, из капканов, расставленных человеку капиталистическим обществом. Главный герой романа Достоевского Родион Раскольников задавлен бедностью, вынужден оставить университет из-за...
  10. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым “хозяевам жизни” стали приходить...
  11. Образ Сони Мармеладовой во многом противопоставлен Раскольникову. Она и жертва, и преступница одновременно. Именно Соню Раскольников выбирает мерилом своего поступка, перед ней герой хочет сознаться в убийстве, потому что она...
  12. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и...
  13. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая...
  14. В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную,...
  15. Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” очень важным является анализ композиции произведения, в частности таких ее элементов, как сны. Первый сон главного героя романа Родиона...
  16. Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о неоспоримой гениальности Достоевского, М. Горький сравнивал его по силе изобразительности...
  17. Свидригайлов – самый загадочный герой в романе “Преступление и наказание”, его характер не сразу раскрывается перед читателем. С одной стороны, он обычный человек и действует в романе как простой смертный....
  18. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория...
  19. Роман Ф. М. Достоевского назван “Преступление и наказание”. Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд...
  20. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых...
  21. МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Открываем роман великого русского писателя Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. И с первых же страниц попадаем в атмосферу...
  22. Родион Раскольников – недоучившийся студент юрист. Он знает жизнь с самой худшей стороны: раздавлен бедностью, живет в ужасных условиях, всем должен, вынужден прятаться от хозяйки, ушел из университета. Это типичный...
  23. Петр Петрович Лужин, новоявленный приобретатель, “осовремененный” Чичиков, является олицетворением “разумного эгоизма”, который внедрен в основу “арифметики” Раскольникова. Лужин – юрист, желает открыть в Петербурге контору по оказанию адвокатских услуг, считая,...
  24. В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это тайна, в...
  25. Идейно-художественное своеобразие романа Центральный образ романа – Родион Раскольников. Его преступление – индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути...
  26. К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если...
  27. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА, ЕЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И КРУШЕНИЕ Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом...
  28. План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа...
Свидригайлов и Лужин как отражение “темной” стороны личности Раскольникова

Произведение Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.

Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную , отмечая их сходства и различия.

Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и в содеянном. В этом большая . Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.


Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем , был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.

Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.

Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.

Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика

А какую оценку поставите вы?


Сравнительная характеристика Остапа и Андрия Сравнительная характеристика Жилина и Костылина «Кавказский пленник»

/ / / Сравнительная характеристика Раскольникова и Лужина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Преступление и наказание» - тонкий психологический роман классика русской литературы Федора Достоевского. Все образы прописаны очень ярко и в соответствии главной идеи романа. В центре находится бедный бывший студент . Его образ глубже познается в сравнении с другими персонажами.

Одним из его моральных двойников является Петр Петрович Лужин. Его мировоззрение олицетворяет одну из сторон теории Раскольникова.

Петр Петрович – богатый делец, расчетливый карьерист, для которого не существует моральных границ в делах наживы. Он переехал в Петербург с четкой целью выбиться «из грязи в князи». Будучи раньше никем, и, наконец, достигнув определенных высот, Лужин с особым любованием относится к своей внешности, нарядам, связям.

У него особое понимание справедливости и равенства. К людям, которые социально стоят выше него, он старается приблизиться и стать им равным. А вот к тем, кто его беднее и слабее, он относится высокомерно и пренебрежительно.

Петр Петрович задался целью жениться на девушке порядочной, красивой и умной, но бедной. Таким образом, герой выигрывал для себя дважды: во-первых, умной женой можно было похвастаться в высшем обществе, во-вторых, бедная жена будет считать его своим благодетелем. Даже по этому факту можно судить о Лужине, как о человеке с болезненным самолюбием. Пробравшись к вершинам, он остается «маленьким человеком». Чтобы казаться лучше, ему нужно над кем-то властвовать.

На первый взгляд, между Родионом Раскольниковым и Петром Лужиным нет ничего общего. Более того, главный герой негативно настроен относительно жениха своей сестры. И тем ни менее есть одно поразительное сходство – они оба следуют своим теориям. Да, у Лужина тоже была собственная теория, которая заключалась в разумном эгоизме. Следуя ей, человек должен учитывать только личные интересы. И если таких людей станет больше, то и процветающих членов общества станет больше.

По мнению Лужина, его теория разумного эгоизма служит благой цели.

Раскольников не признавал теорию Лужина, говоря, что если ей следовать, то выходит, что и «людей резать можно».

И тем ни менее, теория самого Раскольникова не более гуманна. Он считал, что великим людям, подобным Наполеону, дозволено абсолютно все. Родион хочет проверить, тварь ли он дрожащая или право имеет. Решившись на преступление, главный герой проверяет на деле свою теорию. Он пытается себя убедить, что убийство злой старухи только пойдет на благо многим обездоленным людям. Старуху-процентщицу он считает вошью на теле общества, а себя воздвигает в ранг великих людей, которые вправе судить и вершить справедливость.

Родион Раскольников хочет доказать верность своей теории, но интуитивно знает, что теория Петра Петровича Лужина абсолютно ошибочна.

В романе Раскольников и – моральные двойники. Лужин – худшее проявление главного героя.

Достоевский в произведении «Преступление и наказание» сопоставляет образы таких героев, как Раскольников, Лужин и Свидригайлов. Можно даже сказать, что два последних персонажа являются двойниками Раскольникова.

Так, Раскольников сопоставляется с Лужиным по той причине, что их многое связывает.

В первую очередь связывающим звеном является гордыня, а также то, что в обоих отсутствует вера, у них преобладает праздность. Все эти особенности в характере человека порождают желание сделать все, чтобы заполнить пустоту души какой-либо идеей.
Что касается размышлений этих персонажей, то они тоже схожие. Так, к примеру, Лужин утверждал, что нужно возлюбить только одного себя, поскольку абсолютно все построено на личном интересе. А Раскольников в свою очередь утверждал, что всех людей можно разделить на необыкновенных и обыкновенных. Последние подчиняются всему, а необыкновенные разрушают стереотипы и то., что их окружает в настоящем для того, чтобы иметь будущее. Эти люди имеют право на преступление.

Несмотря на то, что эти оба героя мыслят схоже, все же они совершенно отличаются внешне. К тому же оба испытывают друг к другу неприязнь, при этом эти два героя даже не думают о том, насколько они похожи своим мышлением, характером. И это неудивительно, ведь они видят друг в друге только самые худшие черты, поэтому, конечно же, они себя считают намного лучше и никогда бы себя ни с кем не сравнивали.

Для того, чтобы понять в чем схожи Раскольников и Лужин, достаточно сопоставить их жизненные позиции. Итак, как было указано выше Раскольников делит всех людей на низших и высших. Некоторое время этот герой относил себя к последним, но все же его мнение о себе существенно изменилось после содеянного убийства. Он считает, что имеет право карать людей и миловать. Но в итоге после своих поступков, Раскольников понимает, что стал только отдаляться от своей мечты. Более того, со временем он начинает понимать, что то, как он распределял людей, является неправильно, а в конце романа этот герой и вовсе раскаивается.

А вот мечты и цели Лужина построены на том, чтобы приумножить свой капитал и сделать свою карьеру быстрой и успешной. Он считает, что все люди просто обязаны быть эгоистами, поскольку только тот человек, который заботится о себе, в результате сможет оказать помощь другим. Собственно тем, что Лужин ставит себя выше других он и похож с Раскольниковым. Это их и сближает, хотя сами герои этого, конечно же, не замечают. Эти оба человека не желают признавать себя обыкновенными, они считают себя во многом лучше других, однако их поступки этому совершенно противоречат.

Что касается Свидригайлова, то на первый взгляд, кажется, что эти герои не имеют ничего общего, более того, они как будто два антипода. Но все же если внимательно присмотреться к этим образам, то можно увидеть и некоторое сходство. В чем же оно проявляется? Прежде всего, это то, что они оба замешаны в преступлении. Однако цели их при этом разные. Раскольников, убивая пожилую женщину и Лизавету, чтобы оказать помощь обездоленным и оскорбленным. А вот Свидригайлов готов сделать все, что удовлетворить себя и добиться желаемого, при этом абсолютно не важно, какой ценой.

Обе эти личности как Раскольников, так и Свидригайлов считаются сильными личностями, однако это их качество проявляется далеко не в самом лучшем свете, поскольку данная сила позволяет им перейти кровавую черту. И из-за этого они осознанно решаются на преступление. Поэтому сущность у обоих героев очень схожа, даже сам Свидригайлов при первой встрече с Раскольниковым утверждает, что одного поля ягодки. В итоге и главный герой произведения начинает осознавать это. Конечно же, любое преступление не может быть безнаказанным, поэтому оба героя испытывают муки совести и в результате раскаиваются, пытаясь хоть как-то что-то исправить, и кажется, что им удается стать на путь истинный. Они даже сначала находят истинный путь, однако душевные терзания их просто невыносимы. Поэтому Свидригайлов не выдерживает и решается на самоубийство, а Раскольников, боясь того, что закончит жизнь так же, раскаивается в содеянном.

Раскольникова, главного героя, подчас окружают персонажи довольно сомнительные. Одним из таких является Лужин Петр Петрович. Автор так изобразил его, что адвокат выглядит отражением Родиона, только в кривом зеркале.

Теория Лужина в романе «Преступление и наказание» изложена более слабой, чем теория бедного студента.

О бедных женах

Адвокат берет в жены бесприданницу, бедную, однако образованную и умную Дуню Раскольникову, следуя принципам, изложенным в своей теории о бедных женах. Странно выглядит эта пара: жених невесту не любит, лишь желает облагодетельствовать по расчету; невеста, которая не задумывается, любит ли она Петра Петровича. Дуня жертвует собой, чтобы, выйдя замуж за обеспеченного Лужина, помочь брату и матери.

Петр Петрович представлен достигшим положения и достатка своими силами адвокатом, «деловым человеком». Он решил, что жена ему нужна из бедной семьи, страдавшая, пережившая трудности, однако она должна быть умной и образованной. Такая будет всю жизнь его благодарить, а он лишь снисходительно позволять себя любить.

Потому, посватавшись к Дуне, Лужин в точности следовал своей теории о бедных женах. Он рассчитывал, что бедная девушка будет его благодарить всегда, будет преклоняться перед ним, считать его своим благодетелем, спасителем. По сути адвокат желал заполучить себе фактически бесплатную, бесправную служанку, любовницу в одном лице. По его расчетам Дуня служила бы ему за еду и скромную одежду, при этом еще и благодаря за оказанное благодеяние, не смея сказать ни слова против.

Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному...,

Достоевский в одной только этой фразе отобразил самую низкую суть лужинской теории.

Теория Лужина как отражение теории Раскольникова

Парадоксальная, но подлая теория: оказать благодеяние, но по расчету, свободную девушку превратить в собственную рабыню, жениться без любви, только чтобы потешить свой эгоизм. Особенно выразительно это достоевское психологическое

«с упоением, в глубочайшем секрете...»:

Здесь и огромное себялюбие, самолюбование, и жестокая расчетливость по отношению к другим людям.

Писатель сравнивает две теории: лужинскую и Раскольникова. И если Лужин говорит о благодеянии по расчету, то Родион о сверхчеловеке. Однако в итоге Раскольников отвергает теорию о том, что есть люди, которым все позволено, а есть такие, которые должны покорно все терпеть. Студент раскаивается в содеянном и обретает любовь.

А Лужин (по описанию автора) вроде не убивает никого физически. Однако его теорийка проповедует убийство духовное, что гораздо страшнее и преступнее. Становится понятно: если Раскольников ошибся, но в итоге понял, что отнимать жизни не имеет права никто, раскаялся, то Петр Петрович, никого не убив, намного страшнее - способен даже на убийство, если это будет соответствовать его целям, причем хладнокровно и без раскаяния.
Лужин – как бы тень главного героя, словно темная суть Родиона, отражение Раскольникова в кривом зеркале. В адвокате чувствуется, проявляется внутренняя готовность переступить черту, причем безо всякой теории, а лишь для достижения собственных эгоистических целей.